Взносы на ОСМС: кому и сколько платить в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взносы на ОСМС: кому и сколько платить в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ответственность за нарушения сроков уплаты и неуплаты налогов прописана в ст. 270, 272 , 92-1, 91 Кодекса «Об административных правонарушениях» РК: от предупреждения до (при повторном нарушении) штрафов на сумму от 15 МРП до 30 МРП, а также начисление пени.
Ответственность за нарушения по уплате налогов
Информация о налоговых сборах актуальна для предпринимателей, работающих по упрощенной системе. К ним, в том числе, относятся и продавцы на онлайн-площадках. Обучиться всем нюансам прибыльной онлайн-профессии можно на специальном курсе от опытного селлера Артёма Бухонина на сайте https://2buy.kz/.
Здесь в доступном видео-формате последовательно отражена информация о торговле на крупнейших маркетплейсах Kaspi, Ozon, Wildberries. Курс рассчитан как для новичков, так и для действующих бизнесменов, которые постоянно будут находится на связи в тренером. Обучение доступно с момента оплаты.
Отчисления ОСМС с заработной платы. Как в 2023 году брать отчисления на вычет по КПН?
На общеустановленном порядке налогообложения, по итогу отчетного периода, бухгалтер организации собирает финансовую и бухгалтерскую отчетность, на основании которой необходимо предоставить декларацию в УГД о доходах и расходах. Далее, организация определяет свою прибыль и оплачивает КПН.
Помимо административных расходов, связанных с предпринимательской деятельностью, таких как аренда, техническое обслуживание и прочее, на расходы берутся налоговые отчисления с заработной платы сотрудников.
Налоги по заработной плате начисляются с суммы заработной платы в отработанный месяц, а уплачиваются до 25 числа следующего месяца.
Проектом поправок НК РК, с 1 января 2023 года предложено изменить статью 243 вычеты по отдельным видам расходов в части отчислений на обязательное медицинское страхование.
В текущей редакции НК РК п.12 статьи 243 изложен следующим образом: вычету подлежат расходы налогоплательщика по отчислениям, уплаченным в Фонд социального медицинского страхования в соответствии с законодательством Республики Казахстан об обязательном социальном медицинском страховании. Соответственно, на вычет можно брать только ту сумму ОСМС, которая по факту была уплачена за сотрудников.
С 1 января 2023 года п.12 статьи 243 НК РК будет излагаться в следующей редакции: вычету подлежат расходы налогоплательщика по начисленным отчислениям в фонд социального медицинского страхования в размере, определяемом законодательством Республики Казахстан.
То есть вычету будут подлежать начисленные суммы ОСМС.
Вывод: Изменения НК РК в основном затрагивает ситуации, когда заработная плата сотрудникам начислялась в декабре, а налог по факту уплачивался в январе следующего года. Налогоплательщик не мог взять на расходы сумму ОСМС с начисленной зарплаты в декабре, так как п.12 статьи 243 предусматривал возможность брать на расходы только те суммы ОСМС, которые были по факту оплачены. Расходы по ОСМС переносились на следующий год.
С начала 2023 года, чтобы взять на расходы отчисления на обязательное медицинское страхование, необходимо учитывать начисленные суммы ОСМС, не смотря на то, что оплата по факту не производилась.
Что делать, если нет официальной работы, но есть другой доход?
Граждане могут принять участие в системе соцстрахования, начав оплачивать налог, как самозанятые. В эту категорию попадают граждане, не имеющие договора с работодателем, не являющиеся ИП и не зарегистрированные в качестве безработного. При этом у самозанятого не может быть наемных работников и он может оказывать услуги только физическим лицам.
Чтобы стать самозанятым, не требуется регистрации, достаточно начать платить ЕПС. Прекращение деятельности самозанятого так же не требует подачи документов, прекращение оплаты ЕПС – это сигнал к утрате статуса самозанятого.
Из оплачиваемого ЕПС 20% будет переводиться в качестве соцотчислений. При этом физическому лицу никаких расчетов производить не нужно, система сама распределит средства. Размер ЕПС в 2022 году 3063 тенге для жителей городов, и 1531,5 тенге для сельчан.
Как оплачивать и отображать в налогах?
Согласно статье 322 НК РК расчёт единого платежа, его удержание, перечисление с заработной платы и предоставление необходимой налоговой отчётности возложены исключительно на предпринимателя. Налогоплательщик обязан провести положенный перевод средств не позднее 25 дней с момента окончания месяца выплаты заработной платы.
Налоговый период равен календарному месяцу. Ставка соответствует налоговому периоду, к которой производятся выплаты. Оплата осуществляется с приложением списка работников в формате МТ-102 в банке второго уровня.
В ней требуется указать:
- Список работников (за которых производятся уплата);
- ИИН;
- ФИО;
- дата рождения;
- сумма единого платежа;
- период, за который уплачивается ЕП;
- коды назначения платежей сумму объекта исчисления в назначении элемента списочной части платежа.
Статус «ИП» или «самозанятые» в Казахстане, что лучше?
В принципе, в предыдущем разделе мы и ответили на этот вопрос. Условия в статусе «Самозанятый» специально сделаны так, чтобы были не выгодны для ведения бизнеса. Чтобы не было желания сменить ИП на статус «самозанятого». Либо не могли конкурировать с малым бизнесом.
-
вы не можете торговать на рынке, в ТЦ, арендовать коммерческое помещение, открывать точку, магазин. Только у себя на дому или на дому у частного лица;
-
вы не можете оказывать услуги, продавать товар юридическим лицам. Только частным лицам;
-
не имеете право нанимать работников, работаете только сами;
-
нельзя продавать абы-какие товары – только продукцию со своего подворья, пасеки, огорода;
-
нельзя производить и продавать товары, какие вздумается – только производить и продавать продукцию со своего подворья, пасеки, огорода;
-
нет возможности выставить счета, заключить договор, представить юридические документы и т.п. – этого в режиме «самозанятых» нет. Данный режим не предусматривает регистрацию и представление налоговой отчетности.
-
вы платите мизерный налог и социальные выплаты. Из-за этого нет возможности получать кредит, иметь хорошие пенсионные накопления, рассчитывать на хорошие социальные выплаты в случае беременности и родов, потери трудоспособности и т.п.
Ну а далее, когда нужно будет масштабировать бизнес, нанимать работников, выходить на другие рынки, товары, услуги – тогда можно будет получить статус ИП или ТОО.
Как производятся уплата и исчисление
Расчет социального налога производится следующим образом:
налоговая ставка умножается на налогооблагаемый объект
Хозяйственный субъект обязан выплатить в казну государства разницу между полученными исчислениями и социальными отчислениями, о которых говорится в законе «Об обязательном социальном страховании».
Если при расчётах получается цифра с минусовым значением, предприятие ничего не перечисляет в государственную казну.
Важно не только правильно рассчитать сумму, но и уложиться по срокам. Перечисления делаются не позднее 25 числа месяца, который следует сразу после окончания обозначенного законодательством РК отчётного периода.
Если расчёты производятся отдельным структурным подразделением крупной компании, оплата должна производиться по месту нахождения структурного подразделения.
Статья 29. Статус фонда
Фонд является некоммерческой организацией в форме акционерного общества, учредителем и единственным акционером которого является государство.
Статья 30. Требования, предъявляемые к руководящим работникам фонда
1. Руководящими работниками фонда признаются первый руководитель исполнительного органа и его заместители, главный бухгалтер.
2. К руководящим работникам фонда устанавливаются следующие требования:
1) для первого руководителя исполнительного органа и его заместителей:
образование – высшее профессиональное (юридическое, финансово-экономическое);
не менее пяти лет стажа работы на руководящих должностях, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг и в организациях, осуществляющих деятельность на финансовом рынке, либо наличие не менее шести лет стажа работы на руководящих должностях в сфере социальной защиты населения;
2) для главного бухгалтера:
образование – высшее профессиональное (финансовое, экономическое);
не менее пяти лет стажа финансово-бухгалтерской работы, в том числе не менее пяти лет на руководящих должностях.
3. Руководящим работником фонда не может быть избрано (назначено) лицо:
1) не имеющее высшего профессионального образования и минимально необходимого стажа работы в сферах деятельности, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи;
2) не имеющее безупречной деловой репутации.
Безупречной деловой репутацией является наличие фактов, подтверждающих профессионализм, добросовестность, отсутствие неснятой или непогашенной судимости, в том числе отсутствие вступившего в законную силу решения суда о применении уголовного наказания в виде лишения права занимать должность руководящего работника финансовой организации, банковского и (или) страхового холдинга и являться крупным участником (крупным акционером) финансовой организации пожизненно;
3) ранее являвшееся первым руководителем, заместителем первого руководителя, главным бухгалтером юридического лица, которое было признано банкротом или подвергнуто санации, консервации, принудительной ликвидации в период нахождения данного лица в должности первого руководителя, заместителя первого руководителя, главного бухгалтера данного юридического лица;
4) совершившее коррупционное преступление либо привлекавшееся в течение трех лет до даты избрания (назначения) к ответственности за совершение коррупционного правонарушения.
Статья 31. Деятельность фонда
Фонд осуществляет свою деятельность за счет комиссионного вознаграждения фонда.
Величина комиссионного вознаграждения может меняться не более двух раз в год.
Комиссионное вознаграждение фонда взимается от поступивших социальных отчислений, пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, инвестиционного дохода в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Собственные средства фонда формируются и состоят из уставного капитала фонда, комиссионного вознаграждения.
Фонд осуществляет следующие виды деятельности:
1) ведение учета социальных отчислений, пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, возвратов излишне (ошибочно) уплаченных социальных отчислений и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, а также инвестиционного дохода;
2) ведение учета социальных выплат и возвратов излишне зачисленных (выплаченных) сумм социальных выплат;
3) создание и развитие информационной системы в сфере обязательного социального страхования.
В части, не урегулированной настоящим Законом, к деятельности фонда применяется законодательство Республики Казахстан об акционерных обществах.
Статья 32. Права и обязанности фонда
1. Фонд имеет право:
1) осуществлять аккумулирование социальных отчислений;
2) заниматься деятельностью, связанной с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, в порядке, установленном настоящим Законом;
Статья 37. Разрешение споров
Все споры, возникающие между фондом, Государственной корпорацией, государственными органами, физическими и юридическими лицами по исполнению настоящего Закона, разрешаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании
Нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.
Статья 39. Переходные положения
1. Размер социальной выплаты на случай утраты трудоспособности, определенный до введения в действие настоящего Закона, с учетом ежегодного повышения, включая повышение с 1 января 2020 года, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и утраты трудоспособности, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и утраты трудоспособности, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.
2. Размер социальной выплаты на случай потери кормильца, определенный до введения в действие настоящего Закона, с учетом ежегодного повышения, включая повышение с 1 января 2020 года, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и количества иждивенцев, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и количес��ва иждивенцев, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.
3. Размер социальной выплаты на случай потери работы, определенный до введения в действие настоящего Закона, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и замещения дохода, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и замещения дохода, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.
При этом продолжительность социальной выплаты на случай потери работы устанавливается в соответствии с пунктом 3 статьи 22 настоящего Закона.
Добро пожаловать на портал Ирис!
Налоги – основной источник доходов государства и одна из важнейших составляющих его нормального существования. О налоге на транспорт, земельном налоге и о налоге на имущество мы говорили раннее. Сегодня же будем говорить о социальном налоге.
Социальный налог – это налог, имеющий отношение к субъектам, занимающимся предпринимательской деятельностью. Это налог, который платится работодателем (предприятием) за своих сотрудников.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, работающие по общеустановленному налоговому режиму обязаны уплатить социальный налог до 25 числа месяца, следующего за отчетным. То есть, соцналог за август необходимо уплатить до 25 сентября. Уплата социального налога производится на ежемесячной основе.
Организации, работающие по упрощенке обязаны рассчитываться один раз в полгода: до 15 августа – за первое полугодие и до 15 февраля – за второе полугодие.
За несвоевременную или неполную уплату, а также за уклонение от уплаты социального налога предусмотрена ответственность и санкции (пени и штрафы).
Некоторые могут подумать, что социальный налог и социальные отчисления – это одно и тоже. Но это не так. Не стоит путать эти два понятия. Чем же они отличаются?
Средства с социального налога идут напрямую в государственный бюджет.
Средства же из социальных отчислений поступают в Государственный фонд социального страхования (ГФСС) на счет каждого конкретного человека. И если наступит случай, предусмотренный Законами РК, человек может рассчитывать на выплаты из этого фонда.
Согласно налоговому кодексу не все организации являются плательщиками социального налога. К числу таких относятся:
- специализированные организации, созданные для трудоустройства лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха или речи
- работающие в рамках специального налогового режима фермерские и крестьянские хозяйства, а также индивидуальные предприниматели, работающие на основе патента
Первый микрокредит без переплат!
Сумма: до 130 000 тенге.
-
Как избавиться от долгов
-
Карты рассрочки – в чем выгода
-
Как научиться экономить и вести семейный бюджет
-
Страхование имущества
-
Как лучше платить – карточкой или наличными
-
Как начать инвестировать? Виды инвестиций, их достоинства и недостатки
-
5 способов оплатить коммунальные платежи, не выходя из дома
-
Ипотека по программе «7-20-25»
-
Лизинг в Казахстане: виды, особенности, преимущества, отличие от кредита
-
Налог на добавленную стоимость: плательщики, ставка, расчет и возврат
-
Подоходный налог в Казахстане: что такое и как рассчитать?
-
Штрафы ГАИ за нарушение ПДД в Казахстане: проверка, оплата
-
Сколько стоит сделать паспорт в Казахстане?
-
Водительские права в Казахстане: получение, замена, лишение
-
Пенсия в Казахстане: расчет, виды, пенсионный возраст
-
Арендное жилье с последующим выкупом: как и кто может получить
-
Налог на имущество физических и юридических лиц
-
Земельный налог РК: ставки, расчет, порядок и сроки уплаты, льготы
-
Виды страхования в Казахстане: ОСАГО, КАСКО, страхование жизни и медицинская страховка
-
Пособия и льготы многодетным семьям в Казахстане
-
Индивидуальное предпринимательство: открытие, проверка, закрытие ИП в Казахстане
-
Как быстрее и выгоднее продать квартиру самостоятельно
-
Как защититься от коллекторов в Казахстане
-
Как получить квартиру от государства в Казахстане
-
Порядок выплаты пенсионных накоплений в Казахстане
-
Налог на транспорт РК: ставки, расчет, льготы, сроки уплаты
-
Кредитная история: как узнать и очистить плохую?
-
Банковская гарантия в РК: виды, условия выдачи
Социальный налог (СН) – это налог, который платит работодатель за работников из собственных средств в бюджет государства.
Надо сразу уяснить, что социальный налог и социальные отчисления – это разные вещи.
Социальные отчисления – это вычеты из зарплаты (ЗП) в Государственный фонд социального страхования (ГФСС). В отличие от социального налога, который идёт общей суммой в государственный бюджет, социальные отчисления поступают на счёт каждому человеку отдельно. Затем, когда конкретному лицу понадобится пособие, в госкорпорации «Правительство для граждан» проверят, какие суммы перечислялись на счёт человека, обратившегося за пособием, и проведут необходимые расчёты для назначения выплат.
В Законе РК «Об обязательном социальном страховании» определены пять случаев назначения пособий: по беременности и родам, по уходу за ребёнком по достижении им возраста одного года, по потере работы, по потере кормильца и по утрате трудоустройства.
Социальный налог в Казахстане взимается с 1 января 1999 года.
Социальный налог в Казахстане обязаны за своих сотрудников отчислять работодатели из собственных средств (сумма не вычитается из вашей заработной платы). К ним относятся:
- юридические лица (резиденты и нерезиденты РК);
- индивидуальные предприниматели, кроме тех, которые работают по патенту;
Сумма налога для юрлиц (пункт №1) определяется по формуле, за основу в которой берётся зарплата (ЗП) работника. Наименьшая сумма, от которой необходимо отталкиваться, равна 1 МЗП (в 2019 году это 42 500 тенге).
По пункту №2 социальный налог работодатель уплачивает в размере 1 МРП (в 2019 году – 2525 тенге) за каждого штатного сотрудника и 2 МРП за себя.
Плательщиками социального налога не являются:
- Предприятия, созданные для трудоустройства лиц с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата.
- Фермерские и крестьянские хозяйства, работающие в рамках специального налогового режима (СНР).
- ИП, работающие на основе патента.
Соцналогом не облагаются доходы, указанные в статье 341 Налогового кодекса РК «Корректировка дохода». Это выплаты за счёт средств государственных и международных грантов; премии; стипендии; пенсионные отчисления; взносы по медстраховке (с 2020 года); алименты; вознаграждения по депозитам и ценным бумагам, дивиденды.
Отказаться от уплаты этого налога компания не может. За неперечисление или неполное перечисление социального налога грозят пени и штрафы. Пеня на не уплаченную в срок сумму налогов и платежей в бюджет начисляется согласно статье 117 Налогового кодекса РК. Штраф составляет 20% от неудержанной суммы налогов для частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, 30% для субъектов среднего предпринимательства и 50% для субъектов крупного предпринимательства.
От уплаты соцналога может отказаться ИП, но только в случае отсутствия доходов в текущем месяце.
Ставка социального налога для юридических лиц в Казахстане в 2019 году составляет 9,5%. В 2025 году она будет повышена до 11%. Рассмотрим начисление социального налога за одного сотрудника, получающего, например, зарплату в 100 000 тенге в организации с общеустановленным режимом налогообложения.
- В налогооблагаемую сумму не входит обязательный пенсионный взнос (ОПВ). Поэтому из оклада вычитаем пенсионные взносы: 100 000 – 10% (10 000) = 90 000 тенге.
- Рассчитываем сумму социального налога по ставке 9,5%: 90 000 х 0,095 = 8 550 тенге.
- По законодательству, социальный налог снижается на сумму социальных отчислений. Социальные отчисления составляют 3,5%: 90 000 х 0,035 = 3 150.
- Из суммы рассчитанного социального налога отнимаем социальные отчисления и получаем сумму соцналога к уплате: 8 550 – 3 150 = 5 400 тенге.
По упрощённому режиму соцналог складывается следующим образом: из 1,5% дохода вычитаются соцотчисления работников ТОО, включая его директора. Это делается один раз в полгода.
Для АО и организаций других форм собственности применяются правила, которым подчиняется ТОО.
Расчёт также производится в зависимости от выбранного налогового режима. При этом сумма социального налога (СН) уменьшается на сумму социальных отчислений (СО). Чтобы установить размер соцналога для владельца ИП по общеустановленному режиму, надо от 2 МРП отнять сумму соцотчислений. Чтобы сделать то же самое по каждому работнику ИП, надо эти отчисления отнимать уже от 1 МРП.
По упрощённому режиму соцналог вычисляется так: 1,5% от дохода минус соцотчисления работников и самого владельца ИП за полгода.
Для ИП и ТОО по общеустановленному режиму социальный налог рассчитывается ежемесячно: до 25 числа, следующего за отчётным периодом. Например, соцналог за май 2019 года должен быть уплачен не позднее 25 июня 2019 года.
Для ИП и ТОО по упрощёнке один раз в полгода: за первое полугодие – до 15 августа, за второе полугодие – до 15 февраля следующего года. Уплачивается по форме 910 (образец можно скачать на сайте Комитета госдоходов Минфина РК).
Социальный налог уплачивается по месту регистрации налогоплательщика (вашего работодателя).
-
доходов, указанных в пункте 2 статьи 319 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
-
доходов, указанных в пункте 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), за исключением доходов, указанных в подпунктах 10), 12) и 13) пункта 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
-
доходов, указанных в подпункте 10) статьи 654 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);
-
выплат за счет средств грантов (кроме выплат в виде оплаты труда работникам и оплаты работ (услуг) физическим лицам по договорам гражданско-правового характера);
-
компенсационных выплат при расторжении трудового договора в случаях прекращения деятельности работодателя — физического лица либо ликвидации работодателя — юридического лица, сокращения численности или штата работников в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан.
- сегодня
- неделя
- месяц
Социальный налог одинаков по каждому сотруднику компании за исключением одного варианта. Если работник является пенсионером, то организация за него не будет платить социальные отчисления. А соответственно по формуле будет не хватать одного параметра. В таком случае социальные отчисления просто не вычитаются из социального налога, и он в полном размере отправляется в казну. Таким образом при заработной плате в 200 тысяч тенге именно соцналог составит 17 100 тенге.
По упрощенной системе налогообложения отчисления социального налога несколько отличаются. Мало того, что он платится раз в полгода, так еще и всего 1,5% от дохода каждого сотрудника, в том числе и руководителя. Стоит отметить, что по упрощенке могут работать индивидуальные предприниматели и представители малого и среднего бизнеса.
Как через SMS оформить пособие по уходу за ребенком
Через некоторое время после родов, маме должно придти SMS для подачи заявления. Но важно быть зарегистрированным в Базе мобильных граждан. В ответе на сообщение нужно дать положительный ответ и указать номер банковского счёта. После чего пособия по рождению ребёнка и уходу за ним до одного года будут оформлены проактивно.
Количество оформленных пособий по рождению и уходу за ребенком за первые пять месяцев 2022 года было значительно выше, чем за аналогичный период 2021 года. Вероятно, это связано с проактивным оформлением.
Размер пособия по рождению ребёнка зависит от количества детей. На рождение первого, второго и третьего малыша пособие составляет 131 100 тенге (38 МРП в 2023 году), на последующих – 217 350 тенге (63 МРП). Пособие по уходу за ребёнком до одного года для неработающих женщин составляет:
- по уходу за первым ребенком – 19 872 тенге (5,76 МРП);
- за вторым – 23 494 тенге (6,81 МРП);
- за третьим – 26 151 тенге (7,85 МРП);
- за четвёртым и более – 30 705 тенге (8,90 МРП).
Ежемесячная социальная выплата по уходу за ребенком по достижении им одного года (после родов) назначается только работающим женщинам. Размер выплаты также зависит от дохода, с которого производились социальные отчисления. Эта выплата призвана помочь работающим матерям позволить себе уход за ребенком.
Для расчёта выплаты необходимо средний месячный доход за последние 2 года умножить на 0,4 и вычесть 10 % пенсионных взносов. Средний месячный доход рассчитывается как сумма всех ежемесячных доходов за последние 2 года, разделенная на 24.
При этом максимальный размер соцвыплаты на случай потери дохода в связи с уходом за ребёнком по достижении им одного года не должен превышать 40 % от семикратного размера минимальной зарплаты, а минимальный размер соцвыплаты – не менее размера ежемесячного государственного пособия по уходу за ребёнком по достижении им одного года.
Так рассчитывается пособие:
- Если у получателя средний месячный размер дохода за 2 года составил 120 000 тенге, то выплата будет назначена в размере 48 000 тенге (120 000 x 0,4) без вычета 10% пенсионного взноса.
- Если размер дохода превышает 7 МРЗП (на 2022 год 420 000 тенге), то выплата будет назначена в максимальном размере – 168 00 тенге (420 000x 0,4) без вычета 10 % пенсионного взноса.
- В случае если доход составил 40 000 тенге, то выплата будет назначена в размере 16 000 тенге (40 000×0,4) без вычета 10 % пенсионного взноса. При этом следует отметить, что эта сумма будет доведена до размера ежемесячного государственного пособия по уходу за ребёнком по достижении им одного года, выплачиваемого из республиканского бюджета в соответствии с Законом РК «Об обязательном социальном страховании».
Декретные выплаты при рождении ребенка
Работавшие до родов женщины получают декретные выплаты. По Трудовому Кодексу РК им предоставляется отпуск по беременности и родам.
Отпуска оплачиваются единовременно на основании выданного женщинам больничного листа как участникам системы обязательного социального страхования. Размер выплат зависит от социальных отчислений в ГФСС за последний год. Также учитывают, был ли средний доход женщины меньше или больше 7 МЗП (МЗП в 2022 году — 60 000 тенге).
На сайте Egov.kz приведена такая формула расчета начисления декретных выплат: среднемесячный доход×коэффициент дней нетрудоспособности (4,2)—10% пенсионных взносов. Примеры расчета с привязкой к 7 МЗП представлены на правительственном портале:
- При среднем ежемесячном доходе 162 000 тенге (меньше 7 МЗП) на банковский счет будет переведено 612 360 тенге.
- При среднем доходе 500 000 тенге начисления производятся от 7 МЗП (7×60 000=420 000). Сумма выплат составит 1 587 600 тенге.
Возможна ли отмена этой нормы?
Дальнейшее откладывание срока введения ОПВР отрицательно скажется на уровне пенсионного обеспечения будущих пенсионеров. В особенности от этого могут пострадать казахстанцы, которые будут выходить на пенсию в 40-х годах текущего столетия. Размер их выплат по актуарным расчетам будет на 30 процентов ниже по сравнению с теми, кто выйдет на пенсию в 50-60-х годах.
Поэтому, на сегодняшний день, вопрос отмены или отсрочки введения данной нормы не рассматривается.
Напомним, что с 1 января 2023 года действующая накопительная система будет дополнена новой условно-накопительной компонентой, формируемой за счет взносов работодателей в размере 5 процентов от доходов работников. В предлагаемой условно-накопительной системе (УНС) будет реализован как накопительный (через накопление на условных счетах), так и распределительный механизмы пенсионного обеспечения.
Участниками новой пенсионной системы будут являться работники, в пользу которых работодатели будут перечислять обязательные 5-процентные пенсионные взносы, исчисленные от доходов работников и перечисленные за счет собственных средств работодателя на персонифицированные условно-накопительные счета в ЕНПФ.
Для каждого участника системы открывается условный пенсионный счет, на котором фиксируется сумма перечисляемых работодателями взносов и формируются условные пенсионные накопления.
Поступающие от работодателей пенсионные взносы не будут капитализироваться и не станут собственностью отдельных лиц, а будут расходоваться на выплату текущих пенсий за счет ОПВР.
При достижении работником пенсионного возраста и наличии не менее пяти лет стажа участия размер пенсии из условно-накопительного компонента определяется исходя из накоплений, сформированных на условном пенсионном счету, и ожидаемой продолжительности жизни.
То есть, пенсия будет эквивалентна сумме пенсионных накоплений, сформированных за весь период трудовой деятельности граждан, распределенных во времени в зависимости от ожидаемой продолжительности жизни.
Право на пенсионные выплаты за счет ОПВР будут иметь лица, достигшие пенсионного возраста, при стаже участия не менее 5 лет (60 месяцев), в размере не более 2-х прожиточных минимумов.
Пенсионные выплаты за счет ОПВР будут выплачиваться пожизненно, при этом ежегодно размеры пенсий будут индексироваться.
Необходимо отметить, что в отличие от накопительной пенсионной системы, пенсии за счет ОПВР в условно-накопительной компоненте не наследуются (поскольку не являются собственностью работника) и на них не распространяется гарантия по сохранности пенсионных накоплений.
Кроме того, предусматривается открытие условного пенсионного счета в ЕНПФ в автоматическом режиме для вкладчиков ОПВР при поступлении первого платежа, т.е. счет будет открываться автоматически при поступлении первого ОПВР.
Пособие по потере кормильца
Размеры государственных социальных пособий по случаю потери кормильца зависят от количества иждивенцев умершего, а также от величины прожиточного минимума, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Сейчас действуют такие размеры пособий:
- при наличии одного нетрудоспособного члена семьи – 0,86 ПМ (32 155 тенге);
- при наличии двух – 1,49 ПМ (55 710 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии трёх – 1,85 ПМ (69 170 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии четырёх – 1,96 ПМ (73 283 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии пяти – 2,03 ПМ (75 900 тенге) на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии шести и более нетрудоспособных членов семьи размер пособия на каждого рассчитывается как равная доля от 2,11 ПМ (78 891 тенге).
В связи с увеличением величины прожиточного минимума размеры государственных социальных пособий по потере кормильца будут повышены на 8,5% и с 1 января 2023 года составят:
- при наличии одного нетрудоспособного члена семьи – 34 888 тенге;
- при наличии двух – 60 445 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии трёх – 75 049 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии четырёх – 79 512 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии пяти – 82 352 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии шести и более нетрудоспособных членов семьи размер пособия на каждого рассчитывается как равная доля от 85 597 тенге.
Ставка отчислений на ОСМС вырастет в 2022 году
- Бизнес на пределе – эксперт об отмене моратория на налоговые проверки
- В Казахстане могут ввести свой углеродный налог
- Кто кормит бюджет: 343 крупных налогоплательщика страны
- Казахстан
- налоги
- налоговые изменения
- ИПН
- МЗП
Помимо того, что налог социального характера начисляется непосредственно на предприятие, граждане, совершающие трудовую деятельность, обязаны также выплачивать различные социальные отчисления со своих доходов.
Социальные отчисления дают право гражданам, их выплачивающим на социальные выплаты. Это своего рода страховка от государства, фонд в который собираются средства со всех, а затем распределяются между теми, кто в них нуждается — социально незащищёнными слоями населения (плательщиками социальных отчислений).
Размер социальных выплат — 5% от МЗП. В этом объёме платят участники ОСС и самостоятельно занятых лиц.
- 2009
- 2010
- 2011
- 2012
- 2013
- 2014
- 2015
- 2016
- 2017
- 2018
- 2019
- 2020
- 2021
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
В Декларацию вносятся следующие сведения:
- данные для исчисления индивидуального подоходного налога и социального налога;
- информация об обязательных пенсионных взносах, необходимая для их исчисления, удержания и перечисления;
- о начислении и перечислении сумм социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования и взносов на обязательное социальное медицинское страхование.
Поможем собрать и сформировать отчетность в 1С. Звоните!
Приказом от 20 декабря 2020 года №1214 внесены изменения в действующий Приказ №39 от 20 января 2020 года «Об утверждении форм налоговой отчетности и правил их составления».
Данные по корректировке до 2021 года отражались исключительно в суммовых выражениях, сейчас требуется расшифровка корректировок и налоговых вычетов для физических лиц. Внесенные изменения привели форму в соответствие со следующими нормативно-правовыми актами:
- Налоговый кодекс;
- Закон РК «О пенсионном обеспечении»;
- Закон «Об обязательном социальном медицинском страховании».
Перечисление ИПН, взносов на обязательное социальное медицинское страхование и обязательных взносов зависит от размера уплаченных налогов, а социальный налог имеет прямую зависимость с исчисленными социальными отчислениями.
Исключены все строки и графы, которые предполагают отражение пенсионных взносов работодателя, начисленных согласно с законодательством РК. Это изменение объясняется смещением сроков введения в действия 25-1 статьи Закона «О пенсионном обеспечении» до 1 января 2023 года, согласно которой работодатели обязаны исчислять и перечислять обязательные пенсионные взносы работодателя.
В форме появились новые строки, предназначенные для отражения взносов на обязательное социальное медицинское страхование в свою пользу за каждый месяц отчетного квартала и итоговой суммы за квартал индивидуальными предпринимателями:
- 00.012 I;
- 00.012 II;
- 00.012 III;
- 00.012 IV.
В этот список не вошли специальные налоговые режимы для хозяйств – фермерских и крестьянских, а также на основе патента и упрощенной декларации.
Какие налоги выплачиваются сотрудниками Казахстана в 2023 году
Чаще всего, сотрудники предполагают, что платят всего один общий налог. Но это далеко не так. Существует налоговый кодекс, в котором отображены все индексируемые вычеты с каждого вида заработной платы и премиальных выплат.
Существует 4 налога на премии в Казахстане, которые обязаны выплачивать сотрудники в 2023 году. Виды налогов представлены в таблице 1.
Таблица 1. Виды налогов на премии в Казахстане в 2023 году
№п/п Наименование налоговой выплаты Обоснование налога Процентная сумма от заработной платы или выплаты 1 ИПН (индивидуальный подоходный налог) 2 пункта 163 Статьи Налогового кодекса Республики Казахстан Не более 10 % от премиальной выплаты 2 СН (социальный налог) 2 пункта 357 Статьи Налогового кодекса Республики Казахстан Не более 11 % от премиальной выплаты 3 ОПВ (обязательный пенсионный вычет) 6 пункта 1116 Статьи ППРК Не более 10 % от премиальной выплаты 4 СО (социальные отчисления) 2 пункта 683 Статьи ППРК Не более 5 % от премиальной выплаты Каждая из данных видов налога обладает своими особенностями, и нюансами рассчитывания. Кроме того, некоторые налоги имеют ограничения по возрасту, а некоторые можно уменьшить путем оформления налогового вычета. Рассмотрим каждый из налогов на премии подробнее.
Департамент государственных доходов по г.Шымкент разъясняет порядок расчета социального налога с учетом применения послаблений для бизнеса, предусмотренных Постановлением Правительства РК №721 от 30 октября 2020 года.
Внесены изменения в пункт 3 статьи 486 Налогового кодекса.
Согласно данным изменениям, при определении суммы социального налога, подлежащей уплате в бюджет, субъекты микро, малого и среднего предпринимательства, лица, занимающиеся частной практикой, осуществляющие деятельность по перечням видов деятельности, к которым установлен поправочный коэффициент «0» к ставкам обязательных профессиональных пенсионных взносов, социальных отчислений, взносов и отчислений на обязательное социальное медицинское страхование, утвержденным Правительством Республики Казахстан, суммы социальных отчислений учитывают без поправочного коэффициента 0, предусмотренного законодательством Республики Казахстан, действующие с 1 октября 2020 года до 1 января 2021 года.Похожие записи: