Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения на основании
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения на основании». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Причины, по которым проводится выездная налоговая проверка, не установлены законом. Они формируются на практике, с учетом особенностей деятельности предприятий и организаций. Однако условно основания для назначения контрольных мероприятий можно разделить на две группы: практические и законные (решение руководителя ФНС России).
Вынесение решения по результатам выездной налоговой проверки
По итогу проверки должное лицо подводит итог и формулирует соответствующие выводы. Если были выявлены нарушения законодательства, то налоговый орган, анализируя имеющиеся сведения, выносит одно из возможных решений:
- привлечение налогоплательщика к ответственности, в частности административной;
- отказ в привлечении лица к ответственности даже при наличии правонарушений (ст. 101 НК РФ).
Поскольку решение по результатам проверки так же, как и при ее назначении, выносится руководителем ФНС России (в некоторых случаях его заместителем), то потребуется изучение нескольких документов:
- акт налоговой проверки;
- материалы, представленные в ходе проверки;
- возражения налогоплательщика.
При этом исследование материалов должно помочь дать ответы на ряд вопросов, поставленный перед руководителем ИФНС при принятии решения:
- Совершал ли плательщик налогов действия, приводящие к нарушению законодательства?
- Образуют ли действия плательщика состав правонарушения?
- Есть ли необходимость привлечения лица в ответственности?
Кто принимает решение о проведении выездной проверки
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, обособленного подразделения иностранной организации или месту жительства физлица, признанных налоговыми резидентами РФ. Также решение может принять налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих местонахождение (место жительства) на территории этого субъекта.
Если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков (ст.83 НК РФ), решение о выездной проверке выносит налоговый орган, который поставил эту организацию на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Самостоятельную налоговую проверку филиала или представительства проводят на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих местонахождение на территории этого субъекта РФ.
В решении о проведении выездной налоговой проверки должны содержаться следующие сведения:
- полное и сокращённое название организации либо ФИО налогоплательщика;
- предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Как пройти налоговую проверку: оцениваем свои риски
Компания может самостоятельно оценить свои риски подпасть под выездную налоговую проверку. Для этого можно использовать общедоступные критерии из приложения 2 к Приказу № ММ-3-06/333@.
Вероятность попасть в план выездных проверок повышается у компаний, которые:
- имеют низкую налоговую нагрузку;
- низкорентабельны;
- указывают размеры зарплат сотрудников ниже отраслевого уровня в регионе;
- на протяжении двух и более лет отражают убытки в налоговой отчётности;
- имеют значительные суммы налоговых вычетов за отчётные периоды (свыше 89% от НДС);
- динамика роста расходов компании выше динамики роста доходов;
- компания неоднократно приближается к предельным показателям, позволяющим применять налоговый спецрежим;
- компания неоднократно снималась с учёта и ставилась на учёт в разных налоговых органах.
Может ли организация сменить свое место нахождение в период проведения проверки?
Может, но обратите внимание на следующие обстоятельства.
Налоговый орган, в котором организация состоит на учете, может принять решение о проведении выездной налоговой проверки до момента внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения этой организации. По мнению ФНС, принятие решения о проведении проверки в день снятия с учета законодательству не противоречит (письмо ФНС России от 24.12.2015 № ЕД-4-2/22699).
Если организация меняет место своего нахождения во время проведения в отношении нее налоговой проверки, то проверка будет продолжаться. Причем оформление ее результатов, вынесение решения будет производиться тем налоговым органом, который принимал решение о проведении проверки (письмо Минфина России от 05.09.2012 № 03-02-08/80).
Какое значение имеет указание в решении видов проверяемых налогов?
Предмет проверки – виды налогов, по которым проводится проверка. Проверка может касаться одного, нескольких налогов или всех налогов («по всем налогам и сборам»). Налоговым кодексом ограничена возможность проведения проверок по одним и тем же налогам за проверенный период.
Налогоплательщику следует изучить решение о проведении проверки.
Если в решении о проведении проверки был указан, предположим, только налог на прибыль организаций, а ошибка обнаружена по НДС, то решение по результатам проверки о привлечении к ответственности в части НДС может быть признано недействительным по формальному основанию – отсутствие в решении указания на проверку НДС. Аналогичные последствия наступают при обнаружении налоговым органом правонарушения за период, который не был включен в решение о проверки.
В подобных обстоятельствах налоговый орган должен принять новое решение о проведении проверки.
В течение какого срока длится проверка?
В течение 2-х месяцев. Для целей исчисления срока проверки не имеет значение, находятся проверяющие на территории налогоплательщика или нет.
Срок исчисляется со дня вынесения решения и до последнего месяца срока.
Рассчитывается срок так. Определяется общее количество календарных дней, которые включаются в период проверки. Если соответствующего последнего дня в месяце нет, то срок заканчивается в предшествующий день. Если последний день приходится на выходной, то срок заканчивается в ближайший следующий за ним рабочий день. Но проверка может быть продлена и (или) приостановлена.
Продление срока допускается до шести месяцев, то есть всего проверка с учетом продления не может продолжаться больше шести месяцев (письмо Минфина России от 11.07.2011 № 03-02-07/1-234).
Перечень оснований для продления срока проверки установлен приложением № 4 к приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@. Данный перечень носит открытый характер (в частности, проверка крупнейшего налогоплательщика, налогоплательщика, в составе которого имеются обособленные подразделения, и др.).
Налогоплательщику должно предъявляться решение о продлении срока проверки.
Также, Налоговый кодекс предусматривает процедуру приостановления проверки.
Примеры приостановления проверки на срок до 6 месяцев следующие:
- истребование документов (статья 93.1 НК РФ). Проверка может быть приостановлена столько раз, у скольких разных лиц истребуются документы;
- проведение экспертиз (статья 95 НК РФ);
- перевод документов на русский язык (статья 97 НК РФ).
Итак, выездные налоговые проверки могут проводиться в отношении совершенно различных юридических лиц. Но если посмотреть на статистику, то ИП на упрощенке – самые реальные кандидаты. Почему так происходит? Да, в первую очередь дело в том, что подобных фирм просто больше, чем полноценных ООО, ОАО или ЗАО. Да и каждый предприниматель, при наличии условий, всегда будет пытаться перейти на УСН, ведь это просто выгодно. Да и даже если не все требования выполнены, зачастую руководитель стремится к этой системе. Это и есть второй аспект, проверка законности этого своеобразного перехода.
Что же касается самого понятия, то четкого определения в НК РФ не зафиксировано. Но его без проблем можно вывести. Подобный форматы, в отличие от камерального аналога всегда носит специальный характер. То есть, это не рядовой процесс, который проходит по итогам каждого отчетного периода, месяца или года. Нет, систематически подобное исследование не проводится уже с 2018 года, не считая некоторых предприятий, функционирующих в сфере здравоохранения или социальной.
Порядок проведения процедуры
Строгого регламента опять же не существуют. Да, есть некоторые элементы, которые в той или иной ситуации применяются. Но какие будут задействованы в вашем случае, зависит от подозрений и тяжести потенциальных нарушений, сферы их появления и многих иных факторов.
Все же процедура проведение выездной налоговой проверки оформляется только законным методом. Поэтому после каждого действия будет составлен акт. А они могут быть следующими:
- Визуальный осмотр помещений. И не стоит препятствовать с получением доступа в любые комнаты или здания. Даже, если это кабинет директора. Все же в этом ракурсе у ФНС есть законные требования беспрепятственного перемещения по территории.
- Инвентаризация. Вот почему мы подчеркивали важность этого момента на предварительном этапе и необходимости программного обеспечения, упрощающего этот процесс. Налоговики будут максимально пристальны во время своей работы. Поэтому, если комиссия, проводящая инвентаризацию до этого, отнеслась к работе спустя рукава, на этом этапе вся правда и вскроется.
- Запрос и выемка документов. То есть, документацию могут и потребовать предъявить на месте. И забрать с собой для дальнейшего изучения, если прямо сейчас нет возможности выявить наличие или отсутствие ошибок и фальсификации.
- Экспертиза. Для этой задачи привлекаются независимые эксперты самых различных областей и уровня. Помните, что вы не оплачиваете их деятельность, даже если окажется, что нарушения реально имели место быть. А также вы вполне вольны наблюдать за их работой. Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки – это ваше право.
- Допрос. Лица, являющиеся работниками компании, а также третьи лица, обладающие информацией, дают свидетельские показания. По закону принудить к этому нельзя. Но помните, что отказ от дачи информации сможет стать причиной для обращения в суд. А в ходе судопроизводства уже отказывать не получится.
Результаты процедуры, итоговые акты
По завершении сбора информации и доказательной базы, выявлению и анализу все сопутствующие документации эпилогам становится специальный акт. Его форма – КНД 1165010. Фактически он является своего рода подтверждением, что процедура была успешно завершена. Она передается руководителю или владельцу компании. И в ней также указывается предмет изысканий. А это очень важно. По закону предъявить претензия по любой отрасли или сделки невозможно, если ВПН по ней уже проходила. Этого своеобразный щит, если, конечно, не будут выявлены нарушения.
После передачи документа вся полученная информация будет тщательно анализироваться. И итогом будет уже другой акт – КНД 1160098. Он сообщит, были ли допущены ошибки, есть ли отклонения от норм, будут ли применяться санкции. Его составление занимает время, но не более 2 месяцев.
Комментарий к Ст. 89 НК РФ
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налоговой инспекции на территории (в помещении) налогоплательщика. И только в том случае, когда у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для выездной налоговой проверки, такая проверка может проходить в налоговой инспекции (п. 1 ст. 89 НК РФ).
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит та налоговая инспекция, в ведении которой находятся организация или предприниматель. В ряде случаев выездная проверка возможна по решению руководства вышестоящего налогового органа (например, при проведении им контрольной проверки).
В отношении крупнейших налогоплательщиков решение о проведении выездной налоговой проверки принимает налоговая инспекция, которая ставила организацию на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения (абз. 4 п. 2 ст. 89 НК РФ). При этом согласно абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. При этом Минфин России отмечает, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрено проведение налоговым органом самостоятельной выездной налоговой проверки обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством организации, а также проведение указанной проверки филиалов или представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты федеральных налогов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами (Письмо Минфина России от 28 марта 2011 г. N 03-02-08/32).
Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Поэтому ее несоблюдение в принципе может повлечь за собой отмену итогов проверки, проведенной на основании такого решения. Форма решения утверждена Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@. Решение о проверке налоговый орган обязан оформить соответствующим образом, то есть указать все предусмотренные реквизиты, поскольку в дальнейшем этот документ будет являться основанием для всех последующих действий ревизоров.
В абз. 5 п. 2 ст. 89 НК РФ указано, какие сведения обязательно должно содержать решение о проведении выездной налоговой проверки. Это:
1) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
2) предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
3) периоды, за которые проводится проверка;
4) должность, фамилия и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
В соответствии с п. 3 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.
Предметом выездной налоговой проверки являются проверяемые налоги.
Предмет проверки указывается путем перечисления наименований конкретных налогов (сборов) либо указанием на проведение выездной налоговой проверки «по всем налогам и сборам». Указание в качестве предмета проверки отдельных вопросов исполнения законодательства о налогах и сборах не допускается.
При проведении проверки налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы (гл. 26.1 — 26.5 НК РФ), предмет проверки указывается: «по всем налогам и сборам».
Выездная налоговая проверка в отношении консолидированной группы налогоплательщиков проводится в отношении налога на прибыль организаций. Учитывая, что предметом выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков являются правильность исчисления и своевременность уплаты налога на прибыль организаций по этой группе (п. 4 ст. 89.1 НК РФ), решение о проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков содержит неизменяемый реквизит «в отношении исчисления налога на прибыль всех участников консолидированной группы налогоплательщиков». Проведение таких проверок не препятствует проведению отдельных выездных налоговых проверок участников консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций в части доходов, не включаемых в налоговую базу по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, а равно в части периодов, когда организация не являлась участником консолидированной группы (п. 1.3.1 Письма ФНС России от 25 июля 2013 г. N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок»).
В соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ предметом выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено гл. 14 «Налоговый контроль» НК РФ.
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).
Период, за который проводится проверка, должен состоять из целого числа налоговых периодов по всем налогам, сборам, по которым назначена проверка. При этом выездная налоговая проверка может быть назначена не ранее наступления сроков представления налоговых деклараций за последний налоговый период по всем налогам, по которым назначена проверка.
При проведении проверки по нескольким или всем налогам и сборам (независимо от формулировки предмета проверки) ФНС России рекомендует налоговым органам устанавливать единый период, за который проводится проверка, при этом может не совпадать период по проверкам правомерности заявленных к возмещению сумм налогов, перечисления налоговыми агентами налогов в бюджет.
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. То есть в данном случае речь идет о глубине выездной налоговой проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). Из этого правила абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ предусмотрено единственное исключение: в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная от 25 июля 2013 г. N АС-4-2/13622 налоговая декларация (п. 1.3.2 Письма ФНС России от 25 июля 2013 г. N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок»).
В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ).
При применении п. 4 ст. 89 НК РФ необходимо учитывать следующее:
1) норма применяется в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за период, превышающий 3 календарных года, предшествующие году, в котором представлена такая декларация;
2) норма предоставляет налоговому органу право провести выездную налоговую проверку за период, за который представлена уточненная налоговая декларация;
3) момент представления уточненной налоговой декларации (во время проведения выездной налоговой проверки, до ее проведения, после проведения) для применения нормы значения не имеет. Вместе с тем имеет значение, проводилась ли ранее выездная налоговая проверка по тому налогу и за тот период, за который представлена уточненная налоговая декларация, так как п. 4 ст. 89 НК РФ не предоставляет налоговому органу право проведения повторной выездной налоговой проверки по одному и тому же основанию.
Основные виды налоговых проверок
Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:
- камеральные (документальные) налоговые проверки;
- выездные налоговые проверки.
Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Сравнительная классификация налоговых проверок (выездных и камеральных)
Камеральная проверка | Выездная проверка | |
Кто проверяет | Сотрудники местных фискальных органов | Сотрудники фискальных органов любого уровня |
Что проверяется | Документация только за отчетный период | Документация за период до 3 лет |
Причина проверки | Не требуется | Не требуется |
Регулярность | Каждый период, по мере предоставления деклараций | Выборочно |
Где проверяется | По месту расположения надзорной службы | По месту расположения проверяемой организации |
Кого проверяют | Всех налогоплательщиков (и физических лиц, и юридических лиц) | Только юридических лиц |
Что делается | Анализ предоставленной документации | Все действия, разрешенные НК РФ |
Ограничения на проведение выездных налоговых проверок
Законодательные ограничения, установленные в отношении выездных проверок, касаются как количества их проведения, так и временного периода, за который они могут проводиться. Так, налоговики не вправе проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (п. 5 ст. 89 НК РФ).
Это значит, что если в 2021 году налоговики уже проводили в компании проверку, скажем, по налогу на прибыль организаций, то следующая такая проверка может быть не ранее, чем в следующем году.
Общее количество выездных проверок в течение календарного года также ограничено и составляет не более двух (увеличение данного количества осуществляется в исключительных случаях и только на основании решения ФНС России). К примеру, если в 2021 году налоговиками уже были проведены выездные налоговые проверки по НДС и налогу на прибыль, то следующая выездная проверка может быть проведена опять же не ранее, чем в 2022 году.
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, или по месту жительства физического лица, или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. (В редакции Федерального закона от 15.02.2016 № 32-ФЗ)
Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, установленном статьей 83 настоящего Кодекса, к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково» либо участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», выносит налоговый орган, в котором эта организация состоит на учете. (В редакции Федерального закона от 30.10.2018 № 373-ФЗ)
Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения.
Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:
полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
периоды, за которые проводится проверка;
должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Решение о проведении выездной налоговой проверки не может быть вынесено на основе специальной декларации, представленной в соответствии с Федеральным законом «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и (или) прилагаемых к ней документов и (или) сведений, а также сведений, содержащихся в указанной специальной декларации и (или) документах. (Абзац введен — Федеральный закон от 08.06.2015 № 150-ФЗ)
(Пункт в редакции Федерального закона от 28.09.2010 № 243-ФЗ)
Кто рискует попасть под ВНП?
В план проведения выездной проверки попадают ИП и организации, отвечающие определенным признакам. Перечень критериев, по которым ИФНС может включить организацию (ИП) в план проверок, установлен Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.
Всего в нем 12 пунктов:
- Налоговая нагрузка — ниже среднего уровня по отрасли (виду деятельности)
Узнать среднеотраслевые значения, на который ориентируется ИФНС, можно из Приложения № 3 к Приказу № ММ-3-06/333@.
- Отражение в отчетности убытков в течение нескольких лет
Отсутствие прибыли или, хуже того, убытки, отраженные в отчетности в течение двух и более лет, однозначно привлечет внимание ИФНС. Если это произошло, руководителя организации (ИП) вначале пригласят на «убыточную комиссию» (комиссию по легализации налоговой базы). Если объяснения руководителя членов комиссии не устроят, с большей долей вероятности организацию включат в план проведения ВНП.
- Отражение в декларации по НДС значительных сумм налоговых вычетов
Если отношение НДС, подлежащего вычету, к сумме налога, подлежащему уплате, составит более 89%, вас вначале пригласят на комиссию по легализации налоговой базы. Затем, если ваши аргументы не устроят налоговиков, в отношении фирмы может быть назначена ВНП.
- Опережающий тем роста расходов над доходами
Если расходы (по сравнению с предыдущим периодом) в 2 и более раза превысили доходы от реализации.
- Слишком низкая зарплата у сотрудников или директора
Если заработная плата, выплачиваемая сотрудникам, ниже средней по отрасли.
- Показатели деятельности, позволяющие применять спецрежим, периодически приближаются к предельным значениям
Рискованным будет приближение к предельному значению (менее 5%) 2 и более раза за год. Например, ИП на ЕНВД в течение года открыл два магазина с площадью торгового зала более 142,5 кв. м. Или численность сотрудников организации на УСН несколько раз за год превышала 95 человек.
- Отражение ИП суммы расхода, максимально приближенного к сумме дохода
По данному критерию оцениваются ИП на ОСНО, уплачивающие НДФЛ. Для них риск включения в план ВНП возникает, если доля профессиональных налоговых вычетов в общей сумме доходов превышает 83%.
Если ИП заявляет вычет в размере более 95% от суммы полученного за год дохода, его могут пригласить на «убыточную» комиссию для дачи пояснений (Письмо ФНС РФ от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@).
- Заключение большого количества договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками
Чем больше посредников будет в сделке (контрагентов 3-4-5 звена), тем больше вопросов это вызовет у сотрудников налогового органа. Эти сделки ИФНС признает экономически нецелесообразными.
- Игнорирование требований ИФНС о предоставлении необходимых документов (пояснений)
Если в ходе камералки проверяющий обнаружит расхождение в данных, указанных в декларации, с данными ИФНС, он может запросить у вас пояснения. Если пояснений не будет — есть риск попасть под ВНП.
- Неоднократная смена юридического адреса, сопровождаемая переходом в другую ИФНС («миграция» налогоплательщика)
Организация рискует попасть в план ВНП, если с момента регистрации сменила юридический адрес два и более раза. Основное значение имеет факт перехода в другую ИФНС. Если компания меняет адрес в пределах одной инспекции — риска назначения ВНП нет.
- Существенное отклонение уровня рентабельности от среднеотраслевого значения для данного вида деятельности
Значительным является отклонение на 10% и более.
Расчет рентабельности проданных товаров (продукции, работ, услуг) и активов организация по видам деятельности приведен в Приложении № 4 к Приказу ФНС № ММ-3-06/333@.
- Ведение деятельности с высоким налоговым риском
К ведению деятельности с высоким налоговым риском относится, например, применение схем минимизации налогообложения. Основные способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском приведены в Приложении № 5 к Приказу ФНС № ММ-3-06/333@.
Перечисленный выше список критериев — не закрытый. Один из основных рисков — это заключение сделок с сомнительными контрагентами («фирмами-однодневками»). О том, как сегодня ФНС распознает фирмы-однодневки, она рассказала в Письме от 15.04.2022 № 03-01-11/26624.
Общий срок проведения выездной проверки — 2 календарных мес. с даты вынесения решения о назначении ВНП. Он может быть продлен до 4 мес., а в исключительных случаях до 6 мес. (п. 6 ст. 89 НК РФ).
Полный перечень оснований для продления срока проверки приведен в Приложении № 6 к приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@.
В срок проведения проверки не включаются периоды ее приостановки. Их может быть несколько, общей продолжительностью — не более 6 мес. В исключительных случаях это срок может быть увеличен еще на 3 мес. Таким образом, максимальный срок проведения ВНП — 15 мес.
Основаниями приостановления проведения ВНП может быть (п. 9 ст. 89 НК РФ):
- необходимость истребования дополнительных документов (информации);
- проведение экспертиз;
- перевод на русский язык документов, предоставленных на иностранном языке.