Исковое заявление о принудительном обмене жилого помещения в собственности сиротам
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Исковое заявление о принудительном обмене жилого помещения в собственности сиротам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В силу ч. 4 ст. 69 ЖК РФ, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма (например, в связи с расторжением брака, прекращением ведения общего хозяйства), но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи, в том числе: право бессрочно пользоваться жилым помещением (ч. 2 ст. 60 ЖК РФ), сохранять право пользования жилым помещением в случае временного отсутствия (ст. 71 ЖК РФ), право вселять в жилое помещение других лиц с соблюдением правил ст. 70 ЖК РФ, право требовать принудительного обмена жилого помещения в судебном порядке (ст. 72 ЖК РФ), право заключать договор поднайма с соблюдением правил ст. 76 ЖК РФ и др.
Возможно, вам будет полезна эта информация с нашего сайта:
— Бесплатная консультация адвоката — здесь.
— Как выбрать адвоката — подробная инструкция здесь.
— Объем работы, который мы выполняем по делу — здесь.
— Ответы адвокатов на вопросы — здесь.
Основные законодательные положения
Основным законодательным актом, который поможет вам разобраться в вопросах размена жилья, является Жилищный Кодекс РФ. Фото № 1
Рассматривая принудительный обмен муниципального жилья через суд, важно обратиться к основным законодательным актам в нашей стране, которые в полной мере освещают данную тему. Все вопросы, касающиеся жилищных помещений и сделок над ними, решаются через рассмотрение Жилищного Кодекса (ЖК) РФ.
В рассматриваемой нами теме важны все положения кодекса, которые регламентируют основные понятия, порядок и процесс предоставления муниципального жилья и осуществления его размена.
В первую очередь, важно определить понятие «муниципального жилья». В соответствии с 49-ой статьей ЖК РФ муниципальным жильем называется жилищный объект, предоставленный нуждающимся гражданам от местного муниципалитета (региона, края, области и т.д.) для проживания.
Пользование полученной от государства квартиры или дома должно осуществляться с соблюдением всех условий договора социального найма жилья и законодательных правил, указанных в ЖК РФ (главы 7, 8, 8.1, 8.2).
Согласно тому же кодексу наниматель (фактический владелец жилья по договору) имеет право провести размен жилой площади, если на это согласны все остальные наниматели и наймодатель (муниципалитет), предоставивший ему жилье. Основные законодательные положения по подобному виду обмена представлены в статьях с 72-ой 75-ую ЖК РФ.
Практика Московского городского суда
Ссылка истца на то, что совместное проживание в указанной квартире с ответчиком стало невозможным по причине несовместимости характеров и взглядов, различия жизненных позиций, отсутствия взаимопонимания, утраты уважения и доверия, финансовых разногласий, сама по себе является лишь факультативным признаком и, как следствие, не относится к обязательному признаку, при котором суд, действуя из баланса интересов сторон, обязан произвести обмен жилого помещения.
(Апелляционное определение Московского городского суда от 14.01.2019 по делу N 33-743/2019)
Принудительный обмен жилыми помещениями, занимаемыми по договорам социального найма, осуществляется между нанимателями, а не за счет обмена занимаемой ими площади в пользу наймодателя. Обмен представляет собой взаимную передачу между нанимателями прав и обязанностей в отношении занимаемых ими жилых площадей, тогда как права нанимателя помещения у наймодателя последнему не переходят; субъектами обмена могут быть только наниматели социального жилья.
(Апелляционное определение Московского городского суда от 16.05.2017 по делу N 33-18433/2017)
Рассмотрение вопроса об обмене жилых помещений без выяснения мнения всех лиц, владеющих данными жилыми помещениями, невозможно и нарушает гарантированные Конституцией РФ права на жилище и неприкосновенность частной собственности.
(Апелляционное определение Московского городского суда от 02.11.2017 по делу N 33-44642/2017)
Отказывая в удовлетворении требования о принудительном обмене жилого помещения, суд указал, что истец не проживал в спорной квартире в течение 12 лет и не вселял своего ребенка на спорную жилую площадь, в данной квартире ребенок фактически не проживал, членом семьи проживающих в квартире лиц не является. Таким образом, истец не приобрел права пользования квартирой. Регистрация по данному адресу сама по себе не свидетельствует о вселении и приобретении самостоятельного права пользования квартирой.
(Апелляционное определение Московского городского суда от 16.03.2017 по делу N 33-8713/2017)
Образец искового заявления о принудительном обмене жилого помещения
Образец
В (наименование суда)
Истец: (фамилия, имя, отчество),
проживающий: (почтовый индекс и адрес полностью).
Ответчик: (фамилия, имя, отчество),
проживающий: (почтовый индекс и адрес полностью).
Третьи лица: (фамилии, имена, отчества, адреса лиц,
проживающих в жилых помещениях по варианту обмена,
наименование жилищного органа, адрес)
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
о принудительном обмене жилого помещения
Я (фамилия, имя, отчество) состоял (-а) в браке с ответчицей (-ком) (фамилия, имя, отчество). Брак расторгнут (число, месяц, год).
От данного брака имеем ребенка (детей) (имя, число, месяц, год рождения ребенка (детей)).
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Основные законодательные положения
Основным законодательным актом, который поможет вам разобраться в вопросах размена жилья, является Жилищный Кодекс РФ. Фото № 1
Рассматривая принудительный обмен муниципального жилья через суд, важно обратиться к основным законодательным актам в нашей стране, которые в полной мере освещают данную тему. Все вопросы, касающиеся жилищных помещений и сделок над ними, решаются через рассмотрение Жилищного Кодекса (ЖК) РФ.
В рассматриваемой нами теме важны все положения кодекса, которые регламентируют основные понятия, порядок и процесс предоставления муниципального жилья и осуществления его размена.
В первую очередь, важно определить понятие «муниципального жилья». В соответствии с 49-ой статьей ЖК РФ муниципальным жильем называется жилищный объект, предоставленный нуждающимся гражданам от местного муниципалитета (региона, края, области и т.д.) для проживания.
Пользование полученной от государства квартиры или дома должно осуществляться с соблюдением всех условий договора социального найма жилья и законодательных правил, указанных в ЖК РФ (главы 7, 8, 8.1, 8.2).
Согласно тому же кодексу наниматель (фактический владелец жилья по договору) имеет право провести размен жилой площади, если на это согласны все остальные наниматели и наймодатель (муниципалитет), предоставивший ему жилье. Основные законодательные положения по подобному виду обмена представлены в статьях с 72-ой 75-ую ЖК РФ.
Как выбить квартиру сироте
Возьмем за основу ситуацию, когда сирота ранее официально поставлен на квартирный учет муниципальной властной структурой, ведающей обеспечением жилым фондом.
Когда соглашение в отношении специализированного найма не подписывается в обычном порядке, возможны 2 схемы предстоящих действий.
Первая подразумевает обращение в прокуратуру с жалобой по действиям местных властей. Если она является обоснованной, прокурор сам подаст иск в интересах сироты о предоставлении квартиры. Этому есть множество примеров из судебной практики.
А также гражданин, заинтересованный в получении недвижимости, вправе предъявить исковое заявление самостоятельно.
Ответчиком будет орган местной власти, отвечающий за решение жилищного вопроса. В качестве третьего лица привлекается структура, в чью компетенцию входит финансирование будущего предоставления жилого помещения.
Принудительный обмен жилья: практика споров
Квартирный вопрос всегда был одним из наиболее актуальных и проблемных вопросов. Он является не только показателем успешности человека в обществе, но и оказывает серьезное влияние на отношения между членами общества и даже отдельно взятой семьи.
Приобретение собственного жилья — заветная и чрезвычайно дорогая мечта, не достижимая для большинства населения, имеющего достаточно невысокий доход, а порой и относящегося к категории малоимущего. В этом случае государство, в лице уполномоченных органов, приходит на помощь гражданам, предоставляя им жилье по договору социального найма.
Данный договор интересен тем, что гражданин (наниматель) получает жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным кодексом РФ, при этом не имея возможности им распорядиться. С нанимателем может проживать семья, членами которой признаются любые лица, которые вселены нанимателем в качестве таковых, ведут с ним совместное хозяйство и при этом имеют равные с нанимателем права и обязанности.
Жилищный кодекс достаточно подробно регламентирует отношения нанимателя и членов его семьи при заключении договора социального найма, но что делать, если семья распадается, или совместное проживание родственников на общей жилплощади становится невыносимым? Как уже было отмечено выше, все проживающие имеют равные права с нанимателем и даже перестав быть родственниками имеют право проживать в жилом помещении.
Как же решается данный вопрос? Жилищный кодекс предусматривает только один вариант — это обмен. Но в данном случае есть один нюанс — обмен производится с согласия всех совместно проживающих с нанимателем.
Порядок проведения процедуры
В силу того, что одной из сторон в принудительном размене квадратных метров выступает государство в лице муниципального образования, то порядок обозначенной процедуры немного различается от общей.
Согласно ЖК РФ размен принудительного характера должен включать такие действия:
- Необходимо получить разрешение муниципального органа.
- При наличии согласия наймодателя потребуется направиться в суд и написать соответствующее заявление с указанием причины обращения.
- Непременно суду нужно предоставить засвидетельствованные доводы, что были осуществлены попытки согласования касательно размена квартиры, но все они отклонены.
- Если судебный орган принял положительное решение, приняв сторону истца, то дальнейшие действия заключаются в поиске жилья для обмена.
- После, нахождения соответствующего жилья оформляется договор мены с участием представителя муниципалитета. Экземпляры договора должны соответствовать количеству участников обозначенной процедуры.
Какие существуют особенности и нюансы?
Если все стороны согласны с условиями обмена муниципального жилья, объекты обмена равноценны по жилищным условиями, сложностью процесса становится только его длительность и подготовка всех нужных документов. Однако если стороны не могут прийти к соглашению, кто-то из жильцов выступает против сделки, возникают дополнительные нюансы и трудности в оформлении.
Если один из жильцов квартиры отказывается давать согласие без веских причин, и все необходимые условия договора соблюдены, обмен происходит в принудительном порядке.
Заявителем предоставляются планы помещений, справки о состоянии будущего дома и прочие доказательства того, что его действия правомерны. Суд выносит решении после рассмотрения позиций обеих сторон.
В случае, если один из жильцов отсутствует, например, находится в армии, на лечении, в тюрьме, его согласие все равно нужно получить.
Веским основанием для обмена являются местоположение квартиры, неудобное для жильцов, а так же невозможность совместного сосуществования лиц на одной территории.
Обмен муниципального жилья – это длительный и сложный процесс. Чтобы увеличить шансы на согласие наймодателя и суда требуется тщательно подойти к подготовке всех необходимых документов. Следует помнить, что лучшим решением жильцов будет договориться между собой и выступать с одинаковой позицией – это существенно сократит время и даст наилучший результат.
Образец искового заявления о предоставлении жилья сироте
В Центральный районный суд г. Омска
Истцы: К.,
г. Омск, ул. . дом . кв. . ;
С.,
г. Омск, ул. . дом . кв. . ;
Ответчики: Министерство образования Омской области,
г. Омск, ул. Красный путь, д.5
Министерство имущественных отношений Омской области
г. Омск, ул. Орджоникидзе, д.5
Третьи лица: Департамент жилищной политики
Администрации г. Омска,
г. Омск, ул. Гагарина, 34,
Правительство Омской области,
г. Омск, ул. Красный путь, д.1
Исковое заявление
об обязании предоставить жилое помещение вне очереди
детям, оставшимся без попечения родителей
Истцы, К (до замужества С.) и С., относятся к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать истцов, В. Ф., была лишена родительских прав на основании решения . городского народного суда Омской области от . 1993 года.
Отец истцов, А. Н., лишен родительских прав на основании решения . районного суда г. Омска от . 1994 года.
Постановлением Администрации Первомайского района г. Омска опекуном над несовершеннолетними С., . 1989 года рождения, и С., . 1987 года рождения, была назначена бабушка, М. С. – до достижения истцами совершеннолетия.
Как дети, оставшиеся без попечения родителей, в соответствии с Жилищным кодексом РФ и ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», мы имеем право на внеочередное обеспечение нас жилыми помещениями на условиях договора социального найма после окончания образовательного учреждения и прекращения опеки.
В соответствии с Законом Омской области от 16.11.2006г. № 806-ОЗ «Об обеспечении жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», полномочия по обеспечению жилыми помещениями указанных категорий граждан переданы на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области (Администрации г. Омска).
Мы состоим на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по Центральному АО г. Омска с . 2002г. вместе с нами стояли на учете две наших сестры Н. и В., которые получили жилые помещения по договору социального найма на основании решения суда.
Согласно ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ , вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в том числе детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Данный вывод подтверждается судебной практикой
Так, в определении Верховного суда РФ от 26.12.2007г. № 46-Г07-33 указано:
«..Признавая противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункт 2 ч. 1 ст. 11 Закона Самарской области N 139-ГД от 05.07.2005 «Списки очередности граждан, состоящих на учете в целях получения жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» предусматривающий, что граждане, имеющие в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации право на внеочередное предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, включаются в отдельный список, суд правильно руководствовался положениями ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации, согласно которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Таким образом, установление законодательным органом субъекта Российской Федерации очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства».
В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ «Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», указано следующее:
«..В судебной практике имели место случаи, когда по делам по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации об обеспечении таких детей по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм, ответчики просили суд отказать в удовлетворении заявлений прокуроров, поскольку это, по их мнению, могло привести к нарушению прав других очередников, относящихся к указанной категории лиц.
Большинство судов, рассматривая дела данной категории, правильно исходили из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, и приходили к выводу о том, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом».
Возможности распределения собственности между участниками приватизации: выделение долей в натуре
Согласно закону, права остальных собственников этого жилья не должны нарушаться, и если они желают проживать отдельно, то должны иметь такую возможность. Она может быть реализована посредством выделения долей в общей собственности в натуре, то есть в натуральном выражении. Поскольку в квартире, находящейся в совместной собственности, имеется 3 комнаты, и число собственников равно 3-м, каждому из них может быть выделена натуральная доля в составе 1 комнаты. При этом фактическое распределение имущества между ними – кто именно из членов семьи станет обладателем конкретной комнаты – должно быть установлено между ними в результате совместно достигнутой договоренности. Если такой договоренности достичь не удастся, собственники могут совместно обратиться в суд, который осуществит выделение долей в натуре. Обратиться в суд с соответствующим заявлением может один из собственников, который заинтересован в идентификации принадлежащего ему имущества с целью распоряжения им. В частности, написать исковое заявление могут родители, желающие поделить принадлежащее им имущество с целью раздельного проживания. Достигнутое распределение имущества между собственниками должно быть подтверждено документально: если определенный механизм разделения стал результатом договоренности, ее желательно оформить в письменном виде.
На практике такой механизм чаще всего применяется к многокомнатным квартирам, в которых доли, выделенные в натуре, преимущественно представляют собой отдельные комнаты в соответствующем объекте. Если речь идет об однокомнатной квартире небольшой площади, в которой выделение долей в натуре затруднительно, раздел между собственниками может быть произведен пропорционально стоимости каждой доли. В этом случае распоряжение долями может оказаться несколько более сложным, чем при наличии определенных в натуральном выражении долей: наиболее приемлемым механизмом здесь будет продажа владельцем своей доли в данной недвижимости другим собственникам.
Раздел частной собственности
Когда необходим принудительный размен квартиры? Как поступают, если квартира в частном владении? Вариантов здесь два:
- договориться с родственниками (что обычно и делают) о продаже и разделе денег на всех, дальше — каждый идет своим путем.
- выделить свою долю и потом уже продать или обменять.
Почему идут на такое? Как правило, по одной из двух причин — один из сожителей дебоширит, хулиганит, пьянствует, ставит под угрозу безопасность живущих по соседству.
Либо — тотальная ссора между членами домохозяйства. Одним словом, это ситуации, когда дальнейшее проживание под одной крышей нецелесообразно, невозможно, а зачастую и опасно.
Если уж никакие договоренности между некогда близкими стали невозможны, то остается одно — выделение доли судебным порядком.
После этого владелец обязан официально предложить сожителям выкупить ее (ст. 250 ГК РФ).
Все документы, в том числе и отказ родственников, должны быть заверены у нотариуса. Только после этого хозяин может продать свою долю или обменять ее.
Несколько сложнее дело обстоит с прописанными жильцами. Выделение и продажа доли предполагают смену владельца жилья, а это значит (ст. 31 ЖК РФ, ст. 292 ГК РФ) у прописанных там людей (не со-собственников) прекращается право пользования им.
Однако есть категории лиц, которых не снимет с адресного учета даже суд:
- находящиеся на иждивении;
- добровольно отказавшиеся от приватизации (должен быть предоставлен соответствующий акт, заверенный нотариусом).
О том, как обменять комнату в общежитии или коммунальной квартире, а также двухкомнатную и трехкомнатную квартиру, и как составить договор мены с доплатой, вы можете узнать из наших статей.
Иск о принудительном обмене жилого помещения
- паспорта/свидетельства о рождении совладельцев, а также всех прописанных жильцов;
- свидетельство, подтверждающие право владения долей собственности квартиры;
- кадастровый паспорт;
- информация о проживающих;
- извещение для органов опеки и попечительства;
- выписка из лицевого счета, подтверждающая факт регистрации.
Если площадь квартиры позволяет произвести размен, выделив всем по комнате, суд выносит положительное решение. Тогда можно оформить право собственности на свою долю квартиры, и впоследствии действовать на свое усмотрение – продать ее, сдать в аренду, обменять и т.д.
В противном случае, когда площадь квартиры слишком мала, комнаты являются проходными и произвести натуральный раздел не представляется реальным, суд выносит решение о процентном разделе имущества. Вторая сторона должна выплатить Вашу долю, исходя из стоимости квартиры.
Последний вариант разумно воплощать в жизнь, не прибегая к судебным разбирательствам. Ведь можно сойтись на том, что Вам выплатят просто долю, и Вы покинете общую территорию.
Часто в таких случаях это становится невозможным из-за отсутствия денежных средств. Поэтому люди вынуждены уживаться в одной квартире долгие годы, и только суд в силах на это повлиять.
Встречаются случаи, когда суд только признает необходимость размена и не выносит никакого конкретного решения.
Отдельный момент – если против размена выступает не собственник, а прописанное лицо.
В случае, если правом собственности на квартиру обладает только один человек, количество прописанных в ней лиц в случае размена не имеет значения. Согласие остальных здесь не требуется, собственник сам вправе решать, какие манипуляции он будет проводить со своим имуществом. Сняться с регистрации прописанные лица могут как добровольно, так и через суд.
Размер квартиры – это соглашение между физическими лицами с участием государства. При этом законодательством предусмотрены как добровольный, так и принудительный обмен.
При первом способе все собственники жилья хотят улучшить условия проживания или же разделить большую жилплощадь на несколько маленьких отдельных квартир.
Принудительный размен используется только в отношении нанимателей государственного или муниципального жилья.
Если же размен проходит по принудительной схеме, тогда должны быть защищены права всех участников сделки.
Исключением являются только случаи, когда сохранение прав одной стороны будет ущемлять права второй.
Цель размена состоит в разделении граждан, которые не желают или в силу личных причин не могут проживать совместно на одной жилплощади.
Отсутствие возможности общего проживания | В связи с тяжелыми заболеваниями или плохим состоянием здоровья проживающих, что может нести за собой тяжелые эмоциональные последствия |
При разводе супружеской пары | В таком случае нужны веские основания того, что дальнейшее совместное проживание бывших супругов будет угнетать психологически и ущемлять права каждого |
Изменение места трудоустройства или обучения | Необходимость переезда в другой район, создание семьи |
Соблюдение интересов детей | В данном случае необходимы основания невозможности совместного проживания с другими лицами, например, по причине несоответствия санитарных норм в квартире |
Наиболее распространенным методом является равноценный обмен, стоимость жилья базируется на рыночной цене или выписке из БТИ.
При неравноценном обмене стоимость имущества одной стороны значительно превышает стоимость второй квартиры, данная разница в основном компенсируется в денежной форме.
Неоспоримым достоинством размена является минимальный уровень риска для обеих сторон сделки. В случае признания сделки недействительной участники вправе остаться в прежнем жилье.
Исковое заявление о принудительном обмене жилого помещения (образец)
Обмен муниципального жилья – процедура не из простых. Из всего жилого фонда в Российской Федерации всего 20% квартир находятся в муниципальной собственности. Поэтому подбор подходящего варианта обычно затягивается надолго, ведь надо не только найти квартиру, но и договориться о сделке с ее нанимателем.
Чтобы обменять муниципальное жилье на муниципальное, необходимо действовать следующим образом:
- заручаемся согласием на обмен всех жильцов;
- находим подходящий вариант;
- договариваемся с нанимателем;
- получаем разрешение на сделку в местной администрации;
- дожидаемся, пока вторая сторона урегулирует вопросы с администрацией;
- готовим пакет документов;
- заключаем договор мены между муниципальными объектами недвижимости;
- согласовываем сделку с местной администрацией;
- расторгаем существующий договор социального найма и заключаем новый.
Регистрация прав собственности в Росреестре, когда речь идет о неприватизированном жилье, не требуется.
Процедура обмена неприватизированных квартир имеет некоторые нюансы:
- Поддержка всех членов семьи имеющих постоянную регистрацию в муниципальной квартире – обязательное условие сделки. В том числе и тех, кто на время был снят с регистрационного учета: военнослужащие, осужденные, студенты.
- Согласие жильца на сделку должно быть заверено у нотариуса.
- Если в квартире проживают несовершеннолетние лица, сделка должна быть обязательно согласована с органами опеки и попечительства.
- Подписание соглашения об обмене должно осуществляться в присутствии обоих сторон. Документ является основанием для аннулирования старых договоров социального найма и заключения новых. Процедура должна производится в десятидневный срок.
Для того, чтобы обменять неприватизированное жилье, требуются следующие документы:
- заявления в адрес администрации от всех жильцов;
- расширенная выписка из домовой/поквартирной книги;
- договор социального найма;
- паспорта или свидетельства о рождении участников;
- разрешение органов опеки и попечительства (если в сделки участвуют дети);
- выписка из ЕГРН;
- технический паспорт на жилье;
- технический паспорт на жилье, в которое планируется переезд;
- доверенность (если от имени нанимателя действует его доверенное лицо).
Документ обязательно должен содержать:
- ФИО и паспортные данные заявителя;
- ФИО и паспортные данные нанимателя второй квартиры;
- адреса и технические характеристики обоих объектах недвижимости;
- название и номер правоустанавливающего документа на жилье;
- причину обмена;
- сведения обо всех лицах, проживающих в квартире;
- перечень всех приложенных документов;
- дату составления и подпись.
Исковое заявление о предоставлении жилья детям-сиротам
Исковое заявление о предоставлении жилья детям-сиротам.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом 1 пункта ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом 1 пункта ст.
8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом 1 пункта ст.
8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее — список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
— лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
— страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.