Отпуск педагога психолога в школе в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отпуск педагога психолога в школе в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Законы РФ позволяют людям, которые занимаются педагогической деятельностью, выходить на пенсию на льготных условиях. Так, для учителей и педагогов предусмотрен выход на пенсию независимо от возраста по выслуге лет в определенных законом должностях, занимаемых в детских учреждениях. Льготный стаж учителя необходимый для досрочного выхода на пенсию — 25 лет. Исчисление специального стажа для назначения льготной пенсии для педагогов регулируется Постановлением правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года. В более поздней поправке изменилась только формулировка названия пенсии, поэтому данный документ считается актуальным.
Должности педагогов, претендующих на отпуск
Право на получение длительного отпуска имеют не все педагоги, а только занимающие определенные должности. С 02.03.2022 перечень таких должностей закреплен в разд. I Номенклатуры, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.02.2022 № 225. К ним относятся:
-
должности профессорско-преподавательского состава (ассистент, декан факультета, начальник факультета, директор института, начальник института, доцент, заведующий кафедрой, начальник кафедры, заместитель начальника кафедры, профессор, преподаватель, старший преподаватель);
-
должности иных педагогических работников (воспитатель, инструктор-методист, инструктор по труду, инструктор по физической культуре, концертмейстер, логопед, мастер производственного обучения, методист, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, педагог-библиотекарь, педагог-организатор, педагог-психолог, преподаватель, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, руководитель физического воспитания, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, социальный педагог, старший вожатый, старший воспитатель, старший инструктор-методист, старший методист, старший педагог дополнительного образования, старший тренер-преподаватель, тренер-преподаватель, тьютор, учитель, учитель-дефектолог, учитель-логопед).
Продолжительность отпуска педагога-психолога
Градация категорий для педагогов претерпит существенные изменения. Выглядеть она будет следующим образом:
-
Молодой специалист — выпускник педагогического вуза, без категории;
-
Учитель, соответствующий должности. Молодой специалист, который успешно прошел первичную аттестацию, проработав в школе не менее 3 лет;
-
Старший учитель (методист) — занимается внедрением инновационных образовательных технологий, проводит экспертизу конкурсных работ мастерства, курирует проекты, устраивает семинары. Чтобы получить категорию, необходимо 5 лет проработать в учреждении;
-
Ведущий учитель (наставник) — выстраивает план карьерного роста педагогов, помогает коллегам в вопросам профессионального мастерства. Для такой квалификационной категории нужно 10 лет проработать в образовательном учреждении.
При получении сразу 2 квалификационных категорий надбавка к зарплате будет идти сразу за обе. Первая и высшая квалификационные категории педагогов также останутся.
Учитель добровольно решает пройти аттестационную проверку, чтобы подтвердить квалификацию и получить первую или высшую категорию. Процедура проводится по старым правилам — в каждом регионе процесс различается. Для этого необходимо подавать соответствующее заявление и документы (можно в электронном виде). В зависимости от места нахождения учебной организации процедуру проводят Минпросвещения или департамент образования.
Аттестационная комиссия рассматривает портфолио педагога, куда входят благодарности и награды. Также нужно предоставить характеристику с работы. Присвоенная категория действует 5 лет, потом ее потребуется снова подтвердить. |
Система оценки пока не выработана до конца и проходит апробацию. Известно, что она будет осуществляться по стобалльной системе, где 100 — наивысший балл, а для успешной аттестации необходимо набрать не менее 70. Баллы будут формироваться на основании двух блоков: ЕФОМ и представление работодателя. В первом блоке максимальное количество баллов, которые можно набрать равняется 60, во втором блоке — 40.
Должности, входящие в педагогический стаж
В соответствии с Законодательством, работа преподавателя приравнивается к профессиям с тяжелыми условиями. Именно поэтому за работниками данного рода деятельности закреплено право на получение льготной пенсии. Однако же, это правило касается далеко не всех.
Как уже говорилось, существует список, содержащий наименование должностей, а также образовательных учреждений, на которых распространяется льгота. Данная информация отображена в Постановлении Правительства № 781 от 29 октября 2002 г., а также в Федеральном Законе № 173 от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ».
В перечень педагогических специальностей включаются:
- Директора детских садов, общеобразовательных школ, технических училищ, а также иных учреждений, приравненных к образовательным, такие как лицеи, гимназии и так далее.
- Завучи школ.
- Педагоги, выполняющие функцию классного руководителя.
- Преподаватели, обучающие базовым дисциплинам.
- Учителя, занимающиеся преподаванием физической культуры, а также обучающие по трудовой дисциплине.
- Учителя музыкальных классов.
- Дефектологи, психологи, логопеды, являющиеся штатными работниками детских садов и школ.
- Воспитатели в дошкольных учреждениях.
Условия выхода на пенсию по выслуге лет для педагогов:
Рассмотрим подробнее кому может быть оформлена пенсия по выслуге лет учителям в 2022 году.
Список должностей для педагогического стажа
Нормы законодательства устанавливают список должностей педагогических работников для получения льготной пенсии. При этом требуется строгое соответствие должности названию, закрепленному в данном постановлении.
К ним относятся:
- Директор, заведующая (детский сад), начальник образовательного учреждения.
- Заместитель директора, заведующей (в детском садике), начальника образовательного учреждения.
- Заведующий учебной частью.
- Старший преподаватель, преподаватель.
- Старший воспитатель, воспитатель.
- Учитель, педагог.
- Учитель-логопед, логопед, учитель-дефектолог.
- Музыкальный руководитель.
- Военный руководитель.
- Социальный педагог, психолог.
- И другие должности, определенный в законе.
Льготная пенсия для педагогов по выслуге лет
Поясним, как это будет работать на практике. Если гражданин выработает необходимый стаж в сентябре 2021 г., то пенсия ему будет назначена в соответствии с общеустановленным переходным периодом по повышению пенсионного возраста – через 3 года, то есть, в сентябре 2024-го.
- начальные, средние школы, специализированные лицеи и гимназии;
- общеобразовательные школы для детей сирот, детей с физическими, психическими дефектами, отстающими в развитии;
- военизированные школы для мальчиков;
- образовательные центры для одаренных детей;
- детские дома различного правового статуса, включая семейные;
- школы-санатории;
- коррекционные и специальные образовательные учреждения всех типов, включая закрытого типа;
- детские сады, ясли, ясли-сады;
- учреждения начального и среднего профобразования, включая училища, техникумы;
- школы по специальным направлениям, например, музыкальные или художественные;
- диагностические центры, например, центр коррекции;
- реабилитационные центры для выздоравливающих детей после перенесенных травм и заболеваний;
- образовательные заведения, обучающие детей по дополнительным программам.
Сколько дней отпуска положено педагогу-психологу?
Подскажите, пожалуйста — делится ли отпуск педагогических работников на 28 кд основной, и 28 кд дополнительный. Или все 56 дней основной удлиненный.
Исключение – воспитатели и музыкальные руководители, которые работают только в группах для детей дошкольного возраста.
В настоящее время в связи с предупреждением распространения коронавирусной инфекции в школах, например, переносится срок сдачи ЕГЭ и ОГЭ.
Он взял с собой деньги на экскурсии, ром и сигары. В доминикане все дорого (район пунта-кана), его денег хватило только на 1 экскурсию, за себя я внесла деньги сама (на наши деньги поездка к водопаду стоила 15 тр).
Читаю:…продолжительность отпуска не изменилась… Как раз после принятия постановления — изменилась. Учителя- логопеды, работающие с детьми с нарушениями речи на логопункте в учреждении общеобразовательного вида лишились 14 дней отпуска. А у нас дети с тяжелыми речевыми патологиями тоже есть, они отказываются переходить в спецгруппы, да и не хватает таких групп.
В заключение отметим, что по мере принятия нормативных актов в связи с переносом различных мероприятий в образовательных учреждениях постарайтесь сразу обсудить с работниками вопросы разделения и переноса отпусков и внести соответствующие изменения в графики отпусков. Если же решить этот вопрос заранее не получится, придется воспользоваться другими вариантами, предлагаемыми профсоюзом. Согласно постановлению общеустановленная продолжительность ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков педагогических работников дошкольных образовательных организаций составляет 42 календарных дня.
Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 г.
Как соблюсти право педагогов на полный отпуск?
Мне сказала, что могут вызвать на работу и заместитель директора сказала чтобы я приходила на работу на 1 — 1,5 часа для подготовки. Скажите пожалуйста имеют ли право вызвать меня на работу по этому поводу.
В более поздней поправке изменилась только формулировка названия пенсии, поэтому данный документ считается актуальным.
Одной из особенностей трудовой деятельности педагогических работников является предоставление им удлиненного ежегодного оплачиваемого отпуска, который они используют, как правило, во время летних каникул (до начала нового учебного года). Однако коронавирусная инфекция внесла свои коррективы, и, возможно, использовать отпуск в каникулы получится не у всех.
В более поздней поправке изменилась только формулировка названия пенсии, поэтому данный документ считается актуальным.
Если Вы работаете в школе, то Вам положен отпуск 56 дней. В новом постановлении нет категорий работников, которым положен отпуск в количестве 36 дней. Просите обосновать уменьшение количества дней ежегодного отпуска со ссылкой на нормативные документы.
Несмотря на то, что должность «педагог-психолог» включена в Список, утверждённый указанным постановлением, периоды работы в этой должности в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, включаются только в случаях, когда педагоги-психологи работают в учреждениях, предусмотренных п. 11 Правил, утверждённых этим же постановлением.
Соответствие педагога профессиональному стандарту
Профессиональный стандарт для учителя может расцениваться как набор квалификационных навыков. На них может равняться как начинающий педагог, так и опытный специалист. Работодатель обращает внимание на квалификацию по стандарту, когда принимает соискателя на работу. Тот претендент, который не соответствует требованиям стандарта, не будет принят на работу. Уже трудоустроенным сотрудникам будет сложнее подстроиться под новые стандарты, чтобы их деятельность оставалась актуальной и востребованной.
Профессиональные стандарты в области обучения внедряются с целью того, чтобы проводить аттестации и совершать контроль над уровнем компетенции педагогов. Если они не соответствуют заявленным требованиям, то таких специалистов необходимо направлять на обучение. По собственному желанию учителя могут проходить курсы повышения квалификации.
Зачем нужны профессиональные стандарты
Профессиональные стандарты начали внедрять в 2016 году. Важно понять отличие между квалификацией педагога и профстандартом. Квалификация – это наличие знаний и профессиональных навыков, а стандарт – это характеристика квалификации, описывающая ведение профдеятельности.
Введением профстандартов правительство преследовало цель более четко регулировать трудовые отношения. Применение профессиональных стандартов дает возможность формировать трудовую кадровую политику, а также разрабатывать преобразовательные программы.
Профстандарты в системе образования начали применять с 1 января 2017 года. Первым условием для осуществления деятельности педагога является его высшее образование. Но кроме знаний учитель должен иметь навыки, которые помогут качественно планировать и проводить уроки, поддерживать в классе дружелюбную атмосферу.
Таким образом, стандартом определяется список требований к педагогу, который должен быть не только квалифицированным специалистом, но и иметь богатый опыт общения с детьми. В обязанности педагога входит умение работать с любыми детьми, профессиональная работа с родителями, качественное обучение по программе, непрерывное развитие и оттачивание навыков.
Считается, что обновленный стандарт 2023 года даст возможность существенно улучшить подготовку специалистов для образовательной системы, а также решить одну из главных проблем, когда на выходе из педагогического вуза специалист обладает одним набором навыков, а при приеме на работу от него требуют совершенно другой. По этой причине внедрение профстандартов в законодательство носит исключительно положительный характер.
Ежегодный отпуск педагогам в 2020 году: разъяснения профсоюза образования
- Должностные Профстандарт
- Должностные по ЕКС
- Должностные заместителей
- Должностные администрации
- Должностные учителей
- Должностные персонала
- Должностные лаборантов
- Перечень должностных
- Охрана труда администрации
- Охрана труда учителя
- Охрана труда учебно-вспомогательного персонала
- Охрана труда обслуживающего персонала
- Вводный инструктаж для работников школы
- Техника безопасности классного руководителя
- Техника безопасности для учащихся
- Инструктажи для учащихся
- Охрана труда психолога
- Техника безопасности в библиотеке
- Охрана труда в школьной столовой
- Перечень инструкций по охране труда в школе
- Кабинет начальной школы
- Кабинет физики
- Кабинет информатики
- Кабинет биологии
- Кабинет химии
- Кабинет технологии
- Учебные мастерские
- Спортивный зал
- Кабинет ОБЖ
- Кружки, студии, секции
- Пожарная безопасность в школе
- Инструктажи по пожарной безопасности в школе
- Пожарная безопасность в ДОУ
- Видео по пожарной безопасности
- Перечень инструкций по пожарной безопасности
Удлиненный отпуск 42 и 56 дней: кому и какой вид предоставить
- Положения ДОУ
- Документация по коронавирусу
- Журналы по охране труда
- Акты и протоколы по ОТ в ДОУ
- Нормативные документы ОТ
Работники педагогической сферы осуществляют свою деятельность в особых условиях труда. Поэтому для них предусмотрен ряд государственных привилегий. Государство гарантирует педагогам возможность выйти на заслуженный отдых раньше большинства работающих граждан.
Для того чтобы получить педагогическую пенсию по выслуге лет, необходимо выполнить ряд требований.
Какие существуют условия начисления досрочной пенсии педагогам, кто имеет право на досрочный отдых и какие нюансы следует учесть, рассмотрим в данной статье.
Льготная пенсия психологам по выслуге лет, оформляется на тех же основаниях, что и прочим работникам, имеющим на это право. Вся процедура регламентирована положениями правовых нормативных актов и внутренними рабочими инструкциями Пенсионного фонда. На рассмотрение заявления сотрудникам ПФР отводится 10 рабочих дней, а на проверку предоставленных документов, ещё 3 месяца. По истечении этого времени, они обязаны уведомить подателя об итогах рассмотрения его заявления.
Педагог психолог, льготная пенсия которому назначается до достижения им установленного законом общего возрастного порога, обязан представить на рассмотрение сотрудникам ПФР такой комплект документов:
- Заявление об оформлении выхода на пенсию.
- Удостоверение личности.
- Пенсионное страховое свидетельство.
- Трудовая книжка, подтверждающая наличие определённого стажа в качестве педагога-психолога.
- Сведения о величине доходов за временной промежуток в 5 лет.
Статья 334 ТК РФ. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск
В Плане мероприятий Минобразования России по совершенствованию организационно-управленческой и научно-методической деятельности службы практической психологии Минобразования России на 2002–2004 годы, принятом на коллегии, упомянуты два конкурса.
Можно ли в них участвовать психологам?
Валентина СИДОРЕНКО
педагог-психолог ППМС-центра
Конечно. О проведении первого из них будет объявлено в мае — это конкурс на лучшие индивидуально-ориентированные развивающие и профилактические программы, которые используются педагогами-психологами в системе образования.
Второй конкурс (он будет объявлен в октябре) пройдет в рамках совершенствования службы практической психологии и определения приоритетов ее дальнейшего развития. Мы будем рассматривать модели организации региональных служб практической психологии. Их очень много, хотелось бы изучить и взять на вооружение лучшие образцы. Эта работа поможет в определении наиболее эффективных моделей развития службы практической психологии на федеральном уровне.
Другая задача этого конкурса — донести передовой опыт до всех субъектов образования. Если вы помните, на коллегии Министерства образования был поставлен вопрос о создании в федеральных округах научно-методических центров, которые, с одной стороны, станут составной частью вертикальной структуры построения службы, а с другой — будут способствовать совершенствованию методического обеспечения работы педагогов-психологов на местах.
Материал подготовила
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Предоставление основного удлиненного оплачиваемого отпуска педагогическим работникам образовательных учреждений регламентируется Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений».
Типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующего типа и вида определяется перечень педагогических работников, имеющих право на удлиненный оплачиваемый отпуск. Правом на удлиненный отпуск обладают также иные работники, в чьи должностные обязанности входит выполнение педагогических поручений. Заместители руководителей образовательных учреждений и руководители структурных подразделений образовательных учреждений имеют право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск в случае, если их деятельность связана с руководством образовательным (воспитательным) процессом или методической (научно-методической) работой.
Длительный отпуск предоставляется лицам, занимающим педагогические должности в образовательных учреждениях, продолжительностью 56 календарных дней. Педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей удлиненный отпуск предоставляется продолжительностью 42 календарных дня.
Продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней, помимо педагогических работников, должности которых предусмотрены типовыми положениями, для следующих педагогических работников: воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физкультуре, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, работающих полный рабочий день в дошкольных группах для воспитанников с отклонениями в развитии или в дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, которые находятся в составе образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных образовательных учреждений; педагогических работников, работающих в музыкальных школах и школах искусств; педагогов дополнительного образования образовательных учреждений дополнительного образования детей, работающих с обучающимися с отклонениями в развитии в пределах не менее нормы часов педагогической работы, за которую выплачивается ставка заработной платы.
Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск в 42 календарных дня предоставляется воспитателям и музыкальным руководителям, работающим в дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ежегодными удлиненными оплачиваемыми отпусками пользуются педагогические работники по одноименным должностям с наименованием «старший» или «главный».
Для высших учебных заведений перечень педагогических работников дополняется лицами, занимающими должности:
— проректоров либо заместителей директора, кроме первого проректора, проректора (заместителя директора) по учебной, научной работе, по вечернему и заочному обучению, по дистанционному обучению и по информационным технологиям, по повышению квалификации;
— заместителей деканов факультетов, директоров (заведующих) филиалов, заведующих докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными структурными подразделениями;
— руководителей (заведующих) производственной практикой, ученых секретарей.
При условии ведения ими в учебном году в одном и том же образовательном учреждении высшего профессионального образования или образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов преподавательской работы в объеме не менее 150 часов, продолжительность ежегодного отпуска для этих категорий работников составляет 56 календарных дней.
1. Предоставление основного удлиненного оплачиваемого отпуска педагогическим работникам образовательных учреждений регламентируется Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2002 г. N 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам образовательных учреждений».
2. Перечень педагогических работников, имеющих право на удлиненный оплачиваемый отпуск, определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующего типа и вида. Право на удлиненный отпуск имеют и иные работники, чьи должностные обязанности предусматривают выполнение педагогических поручений. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск предоставляется заместителям руководителей образовательных учреждений и руководителям структурных подразделений образовательных учреждений в случае, если их деятельность связана с руководством образовательным (воспитательным) процессом или методической (научно-методической) работой.
Комментируемая норма распространяется не только на педагогических работников образовательных учреждений, но и на педагогических работников иных учреждений и организаций.
3. Длительный отпуск предоставляется лицам, занимающим педагогические должности, продолжительностью 56 календарных дней. Для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей удлиненный отпуск составляет 42 календарных дня.
4. Помимо педагогических работников, должности которых предусмотрены типовыми положениями, продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней для следующих педагогических работников: воспитателей, музыкальных руководителей, инструкторов по физкультуре, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, работающих полный рабочий день в дошкольных группах для воспитанников с отклонениями в развитии или в дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, которые находятся в составе образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, дошкольных образовательных учреждений, психологических служб системы образования и учреждений здравоохранения; педагогических работников, работающих в музыкальных школах и школах искусств; педагогов дополнительного образования образовательных учреждений дополнительного образования детей, работающих с обучающимися с отклонениями в развитии в пределах не менее нормы часов педагогической работы, за которую выплачивается ставка заработной платы. Кроме того, правом на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней пользуются директора (заведующие), их заместители, заведующие отделами (лабораториями) и педагогической частью психологических служб системы образования и учреждений здравоохранения.
5. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск в 42 календарных дня предоставляется воспитателям и музыкальным руководителям, работающим в дошкольных группах общеобразовательных учреждений и образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Правом на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 42 календарных дня пользуются директора (заведующие), их заместители, заведующие отделами и другими структурными подразделениями, методисты и педагоги-психологи учебных, учебно-методических, методических кабинетов (центров). Отпуск продолжительностью 42 календарных дня также предоставляется педагогам-организаторам, социальным педагогам, воспитателям, педагогам дополнительного образования, методистам и мастерам производственного обучения, работающим в организациях, осуществляющих образовательный процесс. В данном случае не имеет значения подчиненность или включение организации в систему образования, поскольку предоставление ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска названным работникам зависит лишь от факта осуществления образовательного процесса в данной организации.
6. Ежегодными удлиненными оплачиваемыми отпусками пользуются педагогические работники по одноименным должностям с наименованием «старший» или «главный».
7. Для высших учебных заведений перечень педагогических работников дополняется лицами, занимающими должности: проректоров (заместителей директора), кроме первого проректора, проректора (заместителя директора) по учебной, научной работе, по вечернему и заочному обучению, по дистанционному обучению и по информационным технологиям, по повышению квалификации; заместителей деканов факультетов, директоров (заведующих) филиалов, заведующих докторантурой, аспирантурой, научно-исследовательскими отделами (секторами), учебными отделами (частями) и другими учебными структурными подразделениями; руководителей (заведующих) производственной практикой, ученых секретарей. Продолжительность ежегодного отпуска для этих категорий работников составляет 56 календарных дней при условии ведения ими в учебном году в одном и том же образовательном учреждении высшего профессионального образования или образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов преподавательской работы в объеме не менее 150 часов.
Могу ли я отказаться от аттестации? Методист пугает увольнением.
Если педагог не соответствует занимаемой должности, то руководитель может его уволить. Но не обязан этого делать: иногда работнику предлагают пройти повышение квалификации или переподготовку, а затем пройти аттестацию снова.
Кого работодатель не имеет право увольнять, даже если аттестация не пройдена?
-
Женщин с детьми до 3 лет
-
Одиноких матерей с детьми до 14 лет
-
Одиноких матерей с детьми-инвалидами до 18 лет
-
Тех, кто воспитывает детей без участия матери
Законы РФ позволяют людям, которые занимаются педагогической деятельностью, выходить на пенсию на льготных условиях. Так, для учителей и педагогов предусмотрен выход на пенсию независимо от возраста по выслуге лет в определенных законом должностях, занимаемых в детских учреждениях. Льготный стаж учителя необходимый для досрочного выхода на пенсию — 25 лет. Исчисление специального стажа для назначения льготной пенсии для педагогов регулируется Постановлением правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года. В более поздней поправке изменилась только формулировка названия пенсии, поэтому данный документ считается актуальным.
Помимо списка организаций и должностей, работа в которых является необходимым условием льготного выхода на пенсию для педагогов, постановление № 781 так же содержит свод правил исчисления льготного стажа для педагогов. Согласно этим правилам различные должности могут иметь ограничения или преимущества при расчете педагогического стажа.
Рассмотрим основные из этих правил.
- С 1 сентября 2000 года в педагогический стаж засчитывается только работа на полную ставку. При этом возможно совмещение нескольких должностей в один период времени, и если работа по ним суммарно составляет полную ставку, этот период засчитывается в специальный стаж. Работа педагога до 1 сентября 2000 года засчитывается независимо от выработки нормы.
- Для сотрудников ряда учреждений (социального обслуживания, для детей нуждающихся в специальной помощи), а также для музыкальных руководителей обязательна выработка нормы рабочего времени, независимо от периода выполнения работы.
- Работа учителей начальной школы и учителей сельских школ засчитывается в педагогический стаж независимо от выполнения нормы рабочего времени.
- Работа в должности директора образовательного учреждения с 1 сентября 2000 года засчитывается только при условии ведения преподавательской деятельности не менее 240 часов в год для общеобразовательных учреждений и 360 часов в год для среднего специальных. До 2000 года такая работа включается в педагогический стаж независимо от преподавания.
- Работа в должностях списка в учреждениях среднего специального и начального профессионального образования, вечерних школах засчитывается в педагогический стаж при условии, что в учреждении в указанный период обучалось не менее 50% детей до 18 лет.
Комментарий к приказу Министерства образования и науки
РФ № 945 от 1.03.04 и рекомендации
по распределению рабочего времени педагога-психолога
в общеобразовательной школе
Несовершенство нормативной базы, регламентирующей деятельность педагога-психолога, обусловлено сравнительно недавним введением Минтрудом РФ этой должности в список профессий. Очень медленными темпами, но все же появляются некоторые документы, определяющие рабочие нормативы.
Специалисты уже давно поняли, что работа педагога-психолога с установленным количеством детей — 500 человек на одну ставку — не может быть результативной. Что греха таить, в школах больших городов на одного психолога нередко приходится до тысячи учеников и более. Если директор понимает и принимает эту проблему, то он находит дополнительные ставки. В таких школах давно работают по так называемой кураторской системе сопровождения, при этом на одного специалиста приходится не более 150–170 детей.
Конечно, нельзя все сводить к количеству детей, есть и другие факторы, определяющие результативность работы. Это прежде всего профессиональная компетентность и авторитет специалиста в учреждении. Однако грамотное планирование с учетом временных возможностей несомненно способствует улучшению качества работы, ее достойному анализу и обобщению.
«Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2016 N 42388)
1. Утвердить согласованные с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации прилагаемые Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г. N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2006 г., регистрационный N 8110).
ОСОБЕННОСТИ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ИНЫХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(Выдержка из Положения)
VIII. Регулирование рабочего времени отдельных педагогических работников
8.1. Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка организации с учетом:
- выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
- подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе с участниками образовательного процесса, обработки, анализа и обобщения полученных результатов консультативной работы, заполнения отчетной документации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в организации, так и за ее пределами.
Время на один прием (мероприятие)
Общее время в месяц
Время на подготовку или анализ
Общее время в месяц
Индивидуальное психологическое обследование
Групповое психологическое (скрининговое) обследование
Индивидуальное развивающее и коррекционное занятие
Групповое развивающее и коррекционное занятие
7 часов в неделю
При составлении таблицы были использованы «Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работ практического психолога образования», принятые на коллеги Министерства Образования РФ «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ» (решение № 7/1 от 29.03.95).
В таблице общее рабочее время психолога представлено как основное и подготовительное. Согласно нормативам, эти части равноценным по астрономическим часам. Основное рабочее время составляет не менее половины, т.е. примерно 80 часов в месяц. Его предусмотрено использовать на консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую, профилактическую, просветительскую и экспертную работу с учащимися, родителями и педагогами, как в индивидуальной, так и в групповой формах.
Вторая же половина времени (еще 80 часов в месяц) приходится на обработку и анализ полученных результатов, заполнение документации, организационную и методическую работу.
В связи с тем, что организационно-методическая работа является не менее важным направлением деятельности необходимо уточнить, что именно может быть отнесено к организационно-методической работе:
- анализ и планирование деятельности в целом;
- анализ научной и практической литературы для подбора инструментария и разработки развивающих и коррекционных программ;
- участие в научно-практических семинарах, конференциях, посещение совещаний и методических объединений, курсов повышения квалификации;
- оформление кабинета.
Такая, незаметная на первый взгляд, работа является необходимой и при этом существенным образом поглощает время специалиста. Не учитывать ее нельзя. При составлении годового или текущего плана, необходимо всегда планировать данную работу.
Время, затраченное на исполнение того или иного вида работы, может варьироваться в зависимости от причин обращений к психологу, первичности или повторности обращения, возраста, состояния и других особенностей обращающегося.
Кроме того, в соответствии с запросами образовательного учреждения, сочетание вида работы и количества рабочего времени на его выполнение может меняться. Если на какой-то вид деятельности запрос не предъявляется, то освободившееся время распределяется по усмотрению психолога и согласованию с администрацией на другие, более необходимые виды работы.
По таблице легко определить количественные показатели деятельности педагога-психолога. В среднем в нашем случае они составляют за 10 месяцев работы (учебный год):
- Диагностика индивидуальная: 150 – 170 обследований;
- Диагностика групповая: 20 групп;
- Консультирование: 150-170 приемов;
- Развивающие и коррекционные занятия
индивидуальные: 150 – 170 занятий;
групповые: 200 – 240 занятий. - Просветительские мероприятия: 20 мероприятий;
- Экспертные мероприятия: 10 мероприятий.
- Николаева, Т.П. Деятельность защитника на судебном следствии / Т.П. Николаева. — М.: Саратов: Саратовский Университет, 2013. — 574 c.
- Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 560 c.
- Юзефович, Р.М. Санкт-Петербург — автомобилисту. Справочник; СПб: Кронверк-Принт, 2012. — 922 c.
- История государства и права России; АСТ, Сова, ВКТ — Москва, 2009. — 395 c.
- Левенфельд, Л. Гипнотизм. Руководство к изучению гипноза и внушения (особенно в медицине и юриспруденции) / Л. Левенфельд. — М.: Типография «Саратовского Дневника», 2016. — 438 c.
Для расчета размера пенсионных льготных выплат сотрудникам образовательных учреждений учитываются данные, указанные в справке о полученных доходах. При этом итоговый показатель будет напрямую зависеть не только от накопительных, но и страховых пенсионных вознаграждений.
К тому же, главным условием начисления пенсии досрочно является накопление строго определенного количества баллов. На 2017 год этот показатель был равен 11,4, а в 2018 – 13,8. Увеличение данной отметки будет продолжаться ежегодно на 2,4 процента вплоть до 2025 года.
Процесс оформления и расчета объема пенсии полностью контролируется сотрудниками Пенсионного Фонда. При возникновении дополнительных вопросов следует обращаться именно к ним, так как только они могут знать о некоторых возникших нюансах при начислении выплат.
«Педагогу нельзя работать больше 36 часов»
Педагогическим работникам установили сокращенную продолжительность рабочего времени – максимум 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК). Но поскольку рабочее время учителей включает ненормируемую часть, они фактически могут работать больше. Причем в какие-то дни рабочее время педагога может превышать количество уроков, а в какие-то – равняться им.
Если педагог работает по совместительству, его рабочее время также может фактически – по основной работе и по совместительству -превышать 36 часов (ст. 60.1, 282, 284 ТК). Это касается и внешнего совместительства – когда ваш учитель трудится еще и у другого работодателя, и внутреннего – когда он совмещает несколько должностей в вашей школе. Рабочее время для совместителя рассчитывают по отдельности – для основной и дополнительной работы. Еще один случай, когда педагог может работать больше часов, – сверхурочка. Если причины, по которым вы привлекаете учителя к такой работе, не связаны с катастрофами и авариями, то вам понадобится письменное согласие работника.
Трудовые права педагога-психолога
ч.
продолжительность работы непосредственно с обучающимися и воспитанниками (Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69; далее – Положение). Так, режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется Правилами внутреннего трудового распорядка ОУ с учетом: выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени; подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа и обобщения полученных результатов, заполнения отчетной документации, а также повышения своей квалификации.
Поставим точки над И: какие льготы положены учителям в 2022 году
Система должностных стандартов опирается на следующие нормативные положения:
- Принятый в 2015 году Федеральный закон №122 содержит основные изменения в законодательстве, относящиеся к действию профстандартов. Именно этот ФЗ-122 ввёл в Трудовой кодекс статьи 195.2 и 195.3, определившие официальный порядок разработки и практического использования должностных стандартов.
- В выпущенном в 2013 году Постановлении Правительства №23 были впервые описаны нормы создания профстандартов, которые сохраняют актуальность и в настоящее время.
- Основные параметры использования системы профстандартов в бюджетном секторе и государственных компаниях содержатся в правительственном постановлении №584, которое было принято в 2016 году.
Внимание! Практические нюансы использования нормативных документов по профстандартам разобраны в Письме Минтруда №14-0/10/В-2253.
В августе 2015 года Минюст зарегистрировал профстандарт 01.002 «Педагог-психолог». Как и другие должностные стандарты, он состоит из четырёх разделов.
В первом разделе документа изложены общие сведения о профессии: её цель и классификация по кодам ОКВЭД и ОКЗ.
Во втором разделе указаны две трудовые функции, которые обязан выполнять педагог-психолог, а также 12 их составляющих. Для всех них даны уровни сложности и коды.
В третьей части характеристики функций и их составляющих рассмотрены более досконально.
Для каждой функции перечислены:
- достаточно подготовленные для неё специалисты в сфере педагогики и психологии;
- необходимое им образование;
- их профильный опыт работы;
- дополнительные требования к специалистам;
- иные сведения;
- классификация специалистов по справочникам профессий.
Так, для функции психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в воспитательных учреждениях указаны:
- Наименования специалистов – педагог-психолог, психолог (в т.ч. образовательного учреждения).
- Уровень их образования – высшее профессиональное.
- Дополнительные требования – отсутствие ограничений на допуск к педагогической деятельности.
- Опыт работы и иные сведения для этой функции не упоминаются.
Классификация дана по ОКЗ, ЕКС, ОКПДТР, ОКСО.
По элементам функций даются следующие данные:
- выполняемые педагогом-психологом должностные операции;
- необходимые педагогу-психологу знания и умения;
- иные сведения.
Каков характер обучения, необходимого педагогу-психологу по требованиям профстандарта?
Оно носит добровольный формат, т.е. специалист не может быть уволен за отказ от его прохождения. Порядок оплаты этого обучения определяется в ходе переговоров между сотрудником и руководством организации-нанимателя и также носит добровольный характер.
Когда работодатель должен использовать профстандарты?
Он обязан их применять, когда:
- Работодатель – бюджетная организация или государственная компания (доля государства выше 50%).
- Для специальности/должности в законодательстве присутствуют квалификационные параметры.
- Специалисту законодательством даны права на определённые льготы и компенсации, а также если для него установлены какие-либо ограничения.
В других вариантах их применение происходит в добровольной форме.
Какие документы удостоверяют начало перехода компании на профстандарты?
Глава компании выпускает распоряжение о переходе кадрового документооборота на профстандарты. Следующим создаётся регламент, в котором определяются основные параметры этого перехода: этапы, сроки, ответственные лица. На базе этих документов специалистами отдела персонала производятся необходимые изменения: меняются должностные инструкции, внутренние правила и т.д.
Зачем добровольно применять профстандарты?
Они дают работодателю новые возможности:
- Проведение оценки и аттестации специалистов на базе формальных критериев.
- Оценку уровня подготовки кандидатов на трудоустройство.
- Актуализацию документов по управлению персоналом: штатного расписания, должностных инструкций и т.д.
- Разработка показателей оценки эффективности работников (KPI).
- Повышение качества кадрового делопроизводства.
Внимание! Для реализации перечисленных возможностей компания должна официально внедрить у себя систему профстандартов.
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
Продолжительность отпуска педагога-психолога
Даже после ответа на мое письмо в «Школьном психологе» («Не положено!», № 15, 2002 г.) директор упорно настаивает на том, что 15% надбавки за работу в коррекционных классах мне не положены, и каждый раз выдвигает все новые причины отказа. Сейчас он говорит о том, что вопрос о надбавке должен решать трудовой коллектив. Но я теперь знаю, что это не так.
Почему права психолога должны зависеть от воли и желания директора? Каждый работник школы имеет свои права и обязанности, только у психолога почему-то нет прав, а есть только обязанности! Ведь никому даже в голову не придет лишать учителей доплаты за проверку тетрадей!
Может быть, восстановить справедливость через суд? Хотя этого хочется меньше всего…
Педагог-психолог
средней общеобразовательной школы
Очень сочувствую коллеге, но по закону все проблемы трудовых взаимоотношений необходимо в первую очередь согласовывать с директором. Именно он является основным лицом, решающим вопросы и по штатному расписанию, и по нагрузке, которую выполняют все педагогические работники. Но руководитель должен учитывать, что в соответствии с письмом Минобразования России от 12 января 1993 г. № 10/32-Т (согласованному с Минтрудом России) за работу в специальных коррекционных образовательных учреждениях (группах, классах) для детей, имеющих отклонения в развитии, ставки заработной платы (должностные оклады) работников повышаются на 15–20%.
В полномочия директора (или трудового коллектива) входит лишь определение процента надбавки. В упомянутом письме сказано, что «конкретный перечень работников и размер повышения ставок заработной платы (должностных окладов) за работу в указанных образовательных учреждениях (группах, классах) в пределах от 15 до 20% определяется образовательным учреждением в зависимости от степени и продолжительности общения с детьми, имеющими отклонения в развитии».
Мне кажется, что в конкретном случае психологу нужно четко расписать и оговорить с директором свою работу в классах компенсирующего обучения. Это нормальная форма правовых отношений между работодателем и работником образовательного учреждения. Тогда никто не имеет права отказать вам в надбавке.
Подробнее обо всем этом — в сборнике «Нормативные правовые документы для педагогов-психологов образования»/ Сост. И.М. Каманов. Выпуск 1. — М.: ТЦ Сфера, 2002. (Рецензию на него можно прочитать в № 43 «Школьного психолога» за 2002 г.). Там вы найдете ответы на многие вопросы и сможете достойно отстаивать свои права.
В Плане мероприятий Минобразования России по совершенствованию организационно-управленческой и научно-методической деятельности службы практической психологии Минобразования России на 2002–2004 годы, принятом на коллегии, упомянуты два конкурса.
Можно ли в них участвовать психологам?
Валентина СИДОРЕНКО
педагог-психолог ППМС-центра
Конечно. О проведении первого из них будет объявлено в мае — это конкурс на лучшие индивидуально-ориентированные развивающие и профилактические программы, которые используются педагогами-психологами в системе образования.
Второй конкурс (он будет объявлен в октябре) пройдет в рамках совершенствования службы практической психологии и определения приоритетов ее дальнейшего развития. Мы будем рассматривать модели организации региональных служб практической психологии. Их очень много, хотелось бы изучить и взять на вооружение лучшие образцы. Эта работа поможет в определении наиболее эффективных моделей развития службы практической психологии на федеральном уровне.
Другая задача этого конкурса — донести передовой опыт до всех субъектов образования. Если вы помните, на коллегии Министерства образования был поставлен вопрос о создании в федеральных округах научно-методических центров, которые, с одной стороны, станут составной частью вертикальной структуры построения службы, а с другой — будут способствовать совершенствованию методического обеспечения работы педагогов-психологов на местах.
Материал подготовила
Ольга РЕШЕТНИКОВА
Профессиональный стандарт для учителя может расцениваться как набор квалификационных навыков. На них может равняться как начинающий педагог, так и опытный специалист. Работодатель обращает внимание на квалификацию по стандарту, когда принимает соискателя на работу. Тот претендент, который не соответствует требованиям стандарта, не будет принят на работу. Уже трудоустроенным сотрудникам будет сложнее подстроиться под новые стандарты, чтобы их деятельность оставалась актуальной и востребованной.
Профессиональные стандарты в области обучения внедряются с целью того, чтобы проводить аттестации и совершать контроль над уровнем компетенции педагогов. Если они не соответствуют заявленным требованиям, то таких специалистов необходимо направлять на обучение. По собственному желанию учителя могут проходить курсы повышения квалификации.
Администрация учебного заведения имеет право на внедрение профстандарта для своих сотрудников. Специального алгоритма в нормативных актах не прописано, поэтому руководство может действовать на свое усмотрение.
Примерный пошаговый план действий по внедрению профстандарта для педагогов:
Шаг 1. Для того чтобы применить в учебном заведении новые стандарты, необходимо создать рабочую группу или комиссию по этому вопросу.
Шаг 2. Необходимо четко определить перечень стандартов, которых будут придерживаться в заведении и неукоснительно их исполнять. В процессе составления списка очень важно сверить штатное расписание, указать все должности, которые в нем отображаются. Итоги проведения этого этапа нужно зафиксировать в отчете, который составляет и подписывает комиссия.
Шаг 3. На данном этапе следует подробное изучение документооборота в организации: исследуются трудовые договора и локальные нормативные акты. Документы приводят в соответствие требованиям профстандартов. Если нужно, то в соглашения с педагогами вносятся необходимые коррективы.
Шаг 4. В этот период происходит проверка уровня подготовки педагогов. Их квалификация должна соответствовать требованиям профессиональных стандартов. Когда все этапы проверки будут пройдены, комиссия по результатам должна будет составить акт. Подробный отчет предоставляется руководству учебного заведения.
Важно! Законодательная база в сфере образования не имеет никакого основания для увольнения педагога, чьи трудовые навыки не соответствуют установленным профстандартам. Максимум, на что способен работодатель в этой ситуации, это сообщить сотруднику о сложившейся ситуации.
Все действия по повышению стандартов обучения должны быть максимально прозрачными и понятными для всех участников образовательного процесса: учителей, детей, родителей, профсоюза, администрации.
Занятия в школах у большинства учеников сегодня длятся «чистых» восемь месяцев – с сентября по май с перерывом на осенние, зимние, весенние и летние каникулы. Лишь 9-классники в связи со сдачей экзаменов и 10-классники, у которых в июне начинается двухнедельная допризывная и медицинская практика, уходят на летний отдых позже остальных.Как будут проходить каникулы с учетом новшеств? Sputnik обратился за разъяснениями в Минобразования. «Будут ли ученики привлекаться к учебе летом? Однозначно нет! Сроки каникул не меняются. В школах, как и сейчас, будут работать лагеря, учителя будут ходить на работу. Чтобы ликвидировать кое-какие нестыковки формального характера, мы определили учебный год с 1 сентября до 31 августа, а с 1 сентября будет начинаться следующий учебный год. Еще раз: во время летних каникул никаких учебных занятий проводиться не будет!» — пояснила заместитель начальника главного управления общего среднего, дошкольного и специального образования Министерства образования Ирина Каржова.
— Лилия Салаватовна, сегодня при одинаковой нагрузке заработная плата педагогов отличается в несколько раз. Расскажите о предлагаемой сенаторами модели оплаты труда. Как планируется устранить эту разницу и сделать зарплату прозрачной?