Несостоятельность банкротство субъектов предпринимательской деятельности порядок
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Несостоятельность банкротство субъектов предпринимательской деятельности порядок». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Последствия банкротства
Последствия признания несостоятельности ИП:
- в течение пяти лет нельзя открывать новый бизнес;
- при оформлении займа необходимо сообщать о своём статусе работникам кредитно-финансовой организации;
- невозможно подать повторное заявление, если по какой-то причине рассмотрение дела в суде приостановится. Инициировать новый процесс могут только кредиторы.
Последствия банкротства для ИП жёстче, чем для физических лиц. Если вы планируете снова заниматься бизнесом в ближайшее время, то лучше банкротиться от лица гражданина. В этом случае ограничения более щадящие: на протяжении трёх лет запрещено занимать должности, связанные с непосредственным руководством компанией (президент, гендиректор).
Если в счёт погашения долга было реализовано имущество, то:
- кредитные организации не могут потребовать от банкрота возврат долгов;
- приостанавливаются взыскания по исполнительным листам;
- не начисляется пеня за просрочку;
- всеми финансовыми делами банкрота управляет арбитражный управляющий;
- во время судебного процесса новые кредиты недоступны;
- по требованию кредиторов должнику может быть запрещён выезд из страны.
Субсидиарная ответственность менеджеров и собственников при банкротстве организации
Закон о банкротстве устанавливает возможность привлечения к субсидиарной (дополнительной) ответственности менеджеров и собственников компании в случае банкротства этой организации. Такая ответственность применяется не всегда, а только при наступлении определенных обстоятельств (вины менеджеров и собственников). Для этих целей Закон о банкротстве ввел понятие:
Контролирующее должника лицо — лицо, имеющее либо имевшее в течение менее чем три года до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом право давать обязательные для исполнения должником указания или возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения либо иным образом определять действия должника…
К контролирующим должника лицам могут быть отнесены некоторые менеджеры (руководящий состав) и собственники компании.
Субсидиарная ответственность может распространяться на лиц, которые признаются Контролирующими должника лицами.
Критерии банкротства предприятия
Официальное признание банкротом возможно не во всех случаях, а только при соблюдении определенных Законом № 127-ФЗ условий. Помимо обязательных оснований существуют косвенные признаки, по которым опытный руководитель уже может понять, что организация находится в кризисе. Это, прежде всего, недостаток свободных средств; низкий уровень ликвидных активов; отказ в кредитных линиях со стороны финансовых учреждений; накопление долгов по заработной плате, налогам, расчетам с контрагентами; низкая рентабельность бизнеса; жесткая конкуренция на рынке и т.д.
Но всех перечисленных базовых критериев еще недостаточно – несостоятельными могут быть признаны те должники, которые соответствуют требованиям Закона № 127-ФЗ. Эти специальные условия величины и времени задолженности перечислены в стат. 3, 6 и 33 Закона «О несостоятельности». В чем же они заключаются?
Какие бывают банкротства
Банкротство можно подразделить на виды по разным основаниям: по временной позиции, по инициатору, по истинности.
-
Протяженность банкротства. В зависимости от того, можно или нет принять какие-либо реальные и целесообразные меры для восстановления финансовой состоятельности организации, банкротство может быть:
- реальным (окончательным) – когда арбитражный суд вынес такое решение в соответствии с ФЗ № 127, а потери капитала, допущенные вследствие ошибок управления, нельзя восполнить никакими приемлемыми воздействиями;
- временным (условным, обратимым) – когда в данный момент обязательства превышают реальные активы, но путем внешнего регулирования и администрирования ситуацию еще можно исправить и восстановить платежную состоятельность фирмы.
-
Кто испытывает банкротство, предполагает Гражданский Кодекс РФ.В Законе предусмотрена эта процедура для:
- рядовых граждан;
- ИП-физлиц;
- юридических лиц.
-
Истинность банкротства определяется преследуемыми целями. Одно дело, когда потери капитала и невозможность удовлетворить кредиторов вызвана объективными причинами, и другое, когда такие условия создаются умышленно и даже преднамеренно. По этому основанию можно выделить:
- истинное банкротство – см. реальное;
- преднамеренное банкротство – руководство специально приводит предприятие в такую ситуацию, когда пассивы превышают активы, это может осуществляться различными путями (хищения, махинации и пр.), всегда противозаконными;
- фиктивное банкротство – инициация процедуры признания несостоятельности, не соответствующей реальному положению вещей, с целью получения отсрочек, рассрочек или поблажек от контрагентов (также преследуется законом).
Данная процесс исполняется в целях обеспечения сохранности собственности должника, выполнение разбора его экономического капитала, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
По российскому Закону о банкротстве 2002 г. процедура наблюдения как бы выносится за рамки процедуры банкротства как таковой и является, по сути, дополнительной. Этот процесс исполняется в установлении, действительно ли должник не в состоянии удовлетворить требования кредиторов или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в полном объеме на момент принятия арбитражным судом заявления о банкротстве. Внедрение такого рода операции дает возможность, с одной стороны, определить финансовое состояние должника, а с другой — сохранить его имущество.
Процесс исследования включиться согласно итогам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику, за исключением случаев возбуждения дела на основании заявления должника, когда наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству.
Длительность исследования — семь месяцев.
Введение процедуры наблюдения влечет за собой возникновение определенных правовых последствий. Из числа подобных результатов Закон о банкротстве 2002 г. называет следующие:
1) имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, предусмотренного законом. С момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения их требований в индивидуальном порядке;
2) по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств и (или) иного имущества. Не подлежат приостановлению производства по делам о признании сделок недействительными и другим делам, при рассмотрении которых к должнику не заявляются требования, связанные со взысканием с него денежных средств[4]
3) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям должника. Однако закон устанавливает исключение из общего правила: не приостанавливается производство по делам о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью;
4) запрещается удовлетворение требований участника должника — юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом его из состава участников;
5) запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;
6) не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов.
Внешний управляющий в отличие от временного и административного полностью заменяет руководителя должника, поскольку к нему переходят полномочия всех органов управления юридического лица, в том числе полномочия по распоряжению имуществом, за исключением совершения крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Внешний управляющий вправе заключать такие сделки только с согласия собрания (комитета) кредиторов, если иное не предусмотрено одобренным ими планом внешнего управления (ст.101 Закона о банкротстве 2002 г.).
Помимо этого, в случаях, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает на 20% размер требований конкурсных кредиторов, сделки, влекущие за собой новые денежные обязательства должника (за исключением сделок, предусмотренных планом внешнего управления), могут совершаться также внешним управляющим только с согласия собрания (комитета) кредиторов.
Следует заметить, что предварительное согласование с собранием (комитетом) кредиторов необходимо для сделок, влекущих за собой получение или выдачу займов, поручительств или гарантий, уступку прав требований и т.д. (за исключением тех сделок, которые предусмотрены планом внешнего управления) (ст.101 Закона о банкротстве 2002 г.).
Порядок утверждения внешнего управляющего определяется общими положениями Закона о банкротстве 2002 г., касающимися порядка утверждения арбитражных управляющих.
Внешний управляющий, являясь арбитражным управляющим, обладает всеми правами и обязанностями, установленными Законом о банкротстве 2002 г. для данного участника процесса о несостоятельности. Однако наряду с этим законодатель наделяет внешнего управляющего специальными правами и обязанностями с учетом специфики внешнего управления (ст.99 Закона о банкротстве 2002 г.).
Полномочия внешнего управляющего на данном этапе можно разделить на две группы:
а) полномочия, осуществляемые внешним управляющим в качестве руководителя должника;
б) полномочия, связанные с выполнением мероприятий в рамках процедуры внешнего управления.
Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Данные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему, а включение их в реестр требований кредиторов осуществляется на основании определения арбитражного суда. Впоследствии внешний управляющий, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия и кредиторы, требования которых включены в реестр, могут предъявить свои возражения относительно требований кредиторов. Арбитражный суд обязан проверить их обоснованность и вынести определение о включении или об отказе включения указанных требований в реестр требований кредиторов (ст.100 Закона о банкротстве 2002 г.).
Помимо этого, внешний управляющий вправе отказаться от исполнения договоров должника в трехмесячный срок с момента введения внешнего управления. Отказ от исполнения договора должника, заявленный внешним управляющим, по своей правовой природе является односторонним отказом от исполнения договора (ст.450 ГК РФ).
Вместе с тем возможность одностороннего отказа предусмотрена законодателем при условии, что такой отказ допускается законом или договором.
Закон о банкротстве 2002 г. (п.2 ст.102) закрепляет основания, при которых внешний управляющий может заявить отказ от исполнения договоров должника:
- договор должен быть не исполнен сторонами полностью или частично;
- исполнение договора повлечет убытки для должника по сравнению с аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах;
- договор препятствует восстановлению платежеспособности должника.
Внешнему управляющему предоставляется три месяца с момента введения внешнего управления, с тем, чтобы отказаться от исполнения договоров и иных сделок должника.
Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности
В общем смысле термин несостоятельность субъектов предпринимательской деятельности трактуется как бедственное финансовое положение компании, ведущее к неспособности исполнять обязательства различного характера. В Законе № 127-ФЗ от 26.10.02 г. совершенно четко дается определение банкротства как признанная в судебном порядке неспособность должника удовлетворять требования кредиторов. При этом понятие несостоятельности (банкротства) имеет один юридический смысл, отождествляя друг друга.
Однако практикующие юристы и экономисты не всегда поддерживают этот подход и дифференцируют термины, основываясь на исторически сложившихся доказательствах, а также опираясь на опыт зарубежных стран. В чем же, по мнению ученых, состоит существенная разница? Прежде всего, это характер действий должника (юридического лица или физического). При несостоятельности, в отличие от банкротства, отсутствует уголовная составляемая сложившейся неплатежеспособности. Кроме того, несостоятельность подтверждает неплатежеспособность предприятия, но еще не означает признание его банкротом на официальном уровне – это возможно только по решению суда. И, наконец, временная несостоятельность – это обратимый процесс, который при эффективном управлении может восстановить прибыльную работу фирмы, а вынесение решения о банкротстве обжалованию не подлежит и приводит к ликвидации бизнеса.
В настоящее время одной из самых типичных особенностей становления экономики Российской Федерации является рост числа предприятий, подпадающих под условия и признаки банкротства, установленные законодательством о несостоятельности.
Известно, что возбудить процедуру банкротства против любого субъекта экономических отношений, вне зависимости от суммы долгов и активов предприятия, не составляет ни малейшего труда.
Повальное использование инструмента банкротства в отношении предприятий должников губительно сказывается на инвестиционном климате и экономической ситуации в РФ.
Параллельно с этим будет нецелесообразно отказаться от использования процедур банкротства в тех случаях, когда продолжение деятельности предприятий-должников обусловлено увеличением долгов перед кредиторами.
Банкротство выступает как неизбежный и объективно детерминированный итог формирования рыночных отношений. Причин для выдвижения такого тезиса достаточно много и среди них, прежде всего, неспособность и неумение хозяйствующего субъекта установить эффективное производство пользующейся спросом продукции по причине отсутствия должного опыта и знаний.
Таким образом, целью данной статьи является изучение особенностей и проблем правового регулирования банкротства субъектов предпринимательства.
Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности
Как уже говорилось, предпринимательская деятельность неизбежно сопряжена с риском. Далеко не всегда она приносит ожидаемые результаты. Даже в благополучных странах ежегодно оказываются несостоятельными (банкротами) тысячи субъектов предпринимательской деятельности — индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Несостоятельность (банкротство) любого субъекта предпринимательской деятельности всегда затрагивает интересы множества других лиц: работников субъекта предпринимательской деятельности, его контрагентов, муниципального образования, на территории которого он находится — особенно в случае, если таким субъектом является крупное градообразующее предприятие — а иногда и интересы государства (например, если речь идет о предприятиях, имеющих оборонное значение).
Поэтому во всех цивилизованных странах вопросы, связанные с несостоятельностью (банкротством) субъектов предпринимательской деятельности регулируются в законодательном порядке. В нашей стране эти вопросы регулируются Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)
В соответствии с российским законодательством под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по гражданско-правовым денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налогов, сборов и т. п.) в бюджет либо во внебюджетные фонды.
При этом несостоятельными по российскому законодательству могут быть признаны:
- индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств;
- коммерческие организации, за исключением казенных предприятий;
- некоммерческие организации, за исключением учреждений, политических партий и религиозных организаций.
Признание банкротом юридического лица влечет его ликвидацию, а индивидуального предпринимателя — аннулирование его государственной регистрации в качестве предпринимателя и невозможность такой регистрации в течение года со дня признания его банкротом, а также аннулирование выданных ему лицензий.
Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)
Одним из оснований как добровольной, так и принудительной ликвидации юридического лица является несостоятельность (банкротство)
Несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию. В этом случае основной целью ликвидации служит справедливое распределение оставшегося имущества юридического лица между его кредиторами в рамках конкурсного производства.
Принудительное банкротство осуществляется по решению суда, добровольное — по решению самого несостоятельного (банкрота). В некоторых случаях несостоятельный должник обязан обратиться в суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом).
Законодательное регулирование банкротства
В число оснований принудительной и добровольной ликвидации предприятий (юридических лиц) включена их несостоятельность (банкротство). Она представляет собой неспособность удовлетворить свои долги в полной мере, что признает арбитражный суд. Также она предусмотрена для физических и юридических лиц, которые не способны исполнить обязанности, касающиеся уплаты обязательных платежей.
Если суд признает компанию банкротом, то далее следует процедура ликвидации, основная цель которой состоит в справедливом распределении оставшегося имущества между его кредиторами. Распределение происходит в рамках конкурсного производства.
Правовые основы банкротства заложены в Федеральном законе от 08 января 1998 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Также эти вопросы частично рассматривает Гражданский Кодекс, включая 25, 56, 61, 64, 65 и другие статьи. Сегодня в большей мере отношения в сфере несостоятельности регулирует № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», принятый в 2002 году (далее – Закон о банкротстве).
Помимо рассмотренного Закона можно выделить отдельно специальный – Федеральный закон № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».
Закон о банкротстве представляет собой комплексный акт, который включает нормы процессуального и материального нрава. Использование АПК к отношениям несостоятельности обладает субсидиарным характером: он применим к вопросам, которые не способен регулировать Закон о банкротстве. Действующее законодательство устанавливает, что все дела о несостоятельности должен рассматривать только арбитражный суд.
Все системы регулирования несостоятельности, которые существуют в современном мире, делятся на 5 категорий: радикально «прокредиторские», «прокредиторские», «нейтральные», «продолжниковские» и радикально «продолжниковские». В число критериев подобной дифференциации необходимо включить превалирующую защиту интересов кредитора или должника. «Продолжниковская» система принята в США и Франции. Если рассматривать страны Европы, за исключением Франции, то там давно используется «прокредиторская» система.
В ходе анализа Закона о банкротстве, можно сделать вывод, что российская система банкротства современности больше относится к нейтральной. Она в большей степени дает возможность учитывать интересы всех заинтересованных сторон, что позволяет осуществить выбор компромиссного решения.
Действующие законы, касающиеся банкротства, касаются работы любой коммерческой компании (исключены казенные предприятия), некоммерческой организации, работающей как потребительский кооператив, благотворительного или иного фонда, индивидуального предпринимателя.
Осуществление принудительного банкротства происходит в соответствии с решением суда, а добровольное банкротство в соответствии с решением самого несостоятельного лица (банкрота). Иногда несостоятельные должники сами несут обязанность обращения в суд с заявлением о признании их банкротами.
Порядок ликвидации предприятия регулирует Закон о банкротстве. Юридическое лицо, представляющее собой коммерческую организацию, а также юридическое лицо, которое работает как потребительский кооператив или фонд, может вместе с кредиторами принимать решение, касающееся объявления себя банкротом (происходит добровольная ликвидация).
Закон о банкротстве в 3 статье рассматривает юридическое лицо в качестве лица, которое не способно удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам (выполнить обязанности по уплате обязательных платежей) в том случае, когда данные обязательства (обязанность) не исполняется им в течение 3 месяцев с момента предположительного исполнения. Здесь в действие вступает принцип неплатежеспособности, который гласит, что «должник не платит, значит не может».
Производство по делу, которое касается банкротства, может возбудить арбитражный суд в случае, когда требования к юридическому лицу в общей сумме составляют более 100 000 рублей, а к гражданину от 10 000 рублей. Данные требования должник не исполнил в течение 3 месяцев с момента, когда они должны были быть исполнены.
В число оснований для возбуждения производства по делу включены:
- Заявление, написанное должником. Реализация прав на подачу заявлений в суд дает возможность ему под контролем суда начать удовлетворение требований кредиторов, освобождая себя от долгов. Закон о банкротстве в 9 статье рассматривает ситуации, когда подача заявления является обязанностью, а не правом должника. За неисполнение этой обязанности руководителей должника, участникой ликвидационной комиссии (ликвидаторов), индивидуальных предпринимателей возможно привлечь к ответственности. Решение о том, чтобы подать заявление принимается органом управления предприятия, который имеет право на принятие такого решения по учредительным документам; органом, который уполномочен собственником имущества должника – унитарного предприятия.
- Заявление, написанное кредитором. Право на подачу в арбитражный суд заявлений имеют только конкурсные кредиторы, исключая тех граждан, перед которыми должники несут ответственность за причинение вреда здоровью и жизни, а также учредителей предприятия по обязательствам, которые вытекают из этого участия. От имени РФ, в том числе ее субъектов и муниципальных образований, могут выступать органы государственной власти и местного самоуправления.
- Заявление, написанное прокурором, который имеет право обращения в арбитражный суд для возбуждения производства по делу в нескольких случаях:
- обнаружение признаков преднамеренной несостоятельности, которая представляет собой умышленное создание (увеличение) неплатежеспособности в личных целях руководителя, собственника коммерческой организации, гражданина;
- задолженность по обязательным платежам;
- наличие интересов кредитора по денежным обязательствам государства, одного из субъектов РФ или муниципального образования;
- другие случаи, предусмотренные ФЗ (например, признание несостоятельным отсутствующего должника).
- Заявление со стороны налогового и иных уполномоченного органа, написанное в соответствии с федеральным законодательством.
Для того чтобы провести процедуру банкротства, суд назначает арбитражного управляющего на некоторое время (внешний, конкурсный, временный).
Законодатель признает арбитражным управляющим гражданина РФ, который является участником саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Такая организация не может быть заинтересованным лицом по отношению к должнику, кредитору, арбитражному управляющему.
Участники собрания кредиторов, имеющие право голоса, представляют собой конкурсных кредиторов, а в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве по требованиям обязательных платежей, – налоговые и прочие уполномоченные органы. В рамках собрания кредиторов могут участвовать представитель работников со стороны должника. Конкурсный кредитор, налоговый и прочий уполномоченный орган обладает на собрании количеством голосов, которое пропорционально сумме их требований.
Закон о банкротстве включает в компетенцию первого собрания кредиторов следующие действия:
- решение о введении финансового оздоровления, включая обращение в арбитраж с ходатайствами;
- решение о вводе внешнего управления, включая обращение в арбитражи с ходатайством;
- решение об обращении в арбитраж с ходатайствами, касающимися признания должника банкротом, в том числе открытие конкурсного производства;
- формирование комитета кредиторов, определение его количества и полномочий, избрание участников комитета кредиторов;
- формирование дополнительных требований к кандидатам на пост административного (конкурсного, внешнего) управляющего;
- выбор кандидата в арбитражные управляющие или саморегулируемой организации, из участников которой происходит утверждение арбитражного управляющего;
- осуществление выбора держателя реестра из тех реестродержателей, которые аккредитованы саморегулируемыми организациями и др.
Процедура банкротства ИП
Перечень и последовательность основных стадий процедуры банкротства регламентируются №127-ФЗ. Стандартный порядок признания ИП финансово несостоятельным предполагает выполнение нескольких этапов:
- Подача искового заявления в суд. К нему прилагается комплект предварительно собранных и подготовленных документов (выписка из ЕГРИП, список долгов и активов, документация о возникновении долгов и т.д.)
- Наблюдение. Осуществляется арбитражным управляющим. Состоит в анализе финансового состояния предпринимателя, целью которого выступает определение платежеспособности должника.
- Поиск решения проблемы. Возможный вариант дальнейших действий – заключение мирового соглашения, в котором описывается порядок погашения долгов, устраивающий и ИП, и его кредиторов. Альтернативный способ закрытия дела без признания должника банкротом – погашение обязательств и восстановление платежеспособности предпринимателя.
- Конкурсное производство. Назначается в том случае, если договориться на предыдущей стадии не удалось. Из активов предпринимателя формируется конкурсная масса, при этом ИП теряет право распоряжаться собственным имуществом.
- Реструктуризация
- Реализация имущества должника. По сути, эта стадия является завершающим этапом конкурсного производства. Полученные от продажи активов ИП деньги распределяются между кредиторами в соответствии с очередностью, установленной законодательством.
- Признание ИП банкротом и списание непокрытых долгов.
Процедура наблюдения является новой для Российского законодательства. Она не была предусмотрена в первом Законе Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1992 года. Практика применения этого закона и научные разработки1 показали необходимость введения процедуры наблюдения.
Ее цели состоят в том, чтобы обеспечить сохранность имущества должника, провести анализ его финансового состояния и в зависимости от этого решить вопрос о возможности или невозможности восстановления платежеспособности организации-должника.
Наблюдение вводится с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом (ст. 56 ФЗ). С введением наблюдения существенно ограничивается дееспособность предприятия-должника. В этот период органы управления должника не могут принимать решения, связанные с реорганизацией и ликвидацией должника, созданием юридических лиц или участием в иных юридических лицах, созданием филиалов и представительств, выплатой дивидендов, размещением должником ценных бумаг; выхода из состава участников должника, приобретением у акционеров ранее выпущенных акций. Сделки, указанные в п. 2 ст. 58 ФЗ, органы управления вправе совершать только с согласия временного управляющего (см. приложение 1). Таким образом, введение наблюдения влечет серьезные правовые последствия для должника. В то же время Закон предоставляет возможность любому кредитору, налоговому или иному уполномоченному органу легко возбудить процедуру наблюдения, подав заявление о признании должника банкротом. Должник в пятидневный срок со дня получения определения суда о принятии заявления о признании его банкротом обязан направить в арбитражный суд, заявителю и иным лицам, участвующим в деле о банкротстве, отзыв на такое заявление, а также уведомить всех кредиторов, не указанных в заявлении, о возбуждении дела о банкротстве. Указанный срок, безусловно, мал для проведения анализа предъявленных требований. Согласно ст. 56 ФЗ процедура наблюдения вводилась арбитражным судом с момента принятия заявления о признании должника банкротом без проверки обоснованности требований к должнику.
Такой порядок введения наблюдения действовал до принятия Постановления Конституционного Суда РФ от 12.03.01 г. по делу «О проверке конституционности ряда положений ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», касающихся возможности обжалования определений, выносимых арбитражным судом по делам о банкротстве, иных его положений, ст. 49 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», а также статей 106, 160, 179 и 191 АПК РФ в связи с запросом Арбитражного Суда Челябинской области, жалобами граждан и юридических лиц».1. Конституционный суд признал не соответствующей Конституции РФ, ее статьям 46 (части 1 и 2), 55 (части 3) и 123 (части 3), статью 56 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», так как она позволяет вводить наблюдение на основании заявления о признании должника банкротом без предоставления должнику возможности своевременно заявить свои возражения и не предусматривает право должника обжаловать определение, которым в отношении него вводится наблюдение (п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ). До внесения изменений и дополнений в ФЗ вопрос о введении наблюдения должен решаться после получения от должника разъяснений и возражений на заявление о признании его банкротом и оформляться отдельным определением. Указанное Постановление Конституционного Суда заслуживает одобрения. Оно направлено на то, чтобы обеспечить баланс интересов сторон в процедурах банкротства, предоставить им равные возможности для отстаивания своих интересов. Однако указанное постановление не дает ответов на ряд вопросов. В частности, если должник не предоставит свой отзыв вовремя, будут ли иметь значение причины просрочки или процедура наблюдения будет введена. При отсутствии ясности в этих вопросах желающие имеют возможность искусственно затянуть процесс1.
Осуществление процедуры наблюдения поручается временному управляющему. Обязательным условием является наличие у него лицензии, выданной в соответствии с Положением о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 15442.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Процедуры банкротства
При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:
- Наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
- Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
- Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
- Конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. После того, как должник признается банкротом, вводится конкурсное производство.
- При рассмотрении дела о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, применяются:
- Реструктуризация долгов гражданина;
- Реализация имущества гражданина;
- Мировое соглашение.
Не признаются объектом обложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).
Это правило было введено с 01.01.2015 Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ.
НДС не уплачивается только если должник признан банкротом. Это решение принимается перед стадией банкротства Конкурсное производство. На всех остальных стадиях банкротства НДС должником уплачивается.