Лекция «Налогообложение физических лиц»
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лекция «Налогообложение физических лиц»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.
Какие сроки и штрафым
30 апреля — крайний срок для подачи декларации по налогу на доходы физических лиц. Сдать документ нужно в ФНС.
Обычно этим тоже занимается работодатель. Но если доход получен не с работы, то декларацию придется подать самостоятельно. Это касается:
-
индивидуальных предпринимателей;
-
нотариусов, адвокатов, и тех, кто занимается частной практикой;
-
физических лиц, кто получил вознаграждения не от налоговых агентов;
-
физических лиц, которые получили доход от продажи имущества;
-
резидентов РФ, которые получили доход от источников, находящихся за пределами РФ;
-
физических лиц, получивших выигрыши;
-
физических лиц, получающих доход в виде вознаграждения как наследники авторов произведений науки, литературы, искусства, а также авторов изобретений;
-
физических лиц, получающие доходы в порядке дарения.
Налоговые вычеты и льготы и процедуры их получения
Льготы по налогам и сборам предоставляют собой возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере для отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов.
НДФЛ не облагаются государственные социальные пособия и субсидии, предоставленные на основании положений федерального, регионального или местного законодательства и за счет средств соответствующих бюджетов, например, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Также не облагаются НДФЛ пенсии и стипендии за исключением случаев, когда пенсии и стипендии выплачиваются организациями за их счет. НДФЛ не облагают алименты и доходы в денежной и натуральной формах, полученные в дар от близких родственников: родителей, детей, братьев и сестер, дедушек, бабушек и внуков. А доходы в виде наследства в принципе не облагаются НДФЛ, независимо от степени родства между наследником и наследодателем. Не облагаются НДФЛ процентные доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам. Полный перечень необлагаемых НДФЛ доходов включает около сотни вариантов и указан в ст. 217 главы 23 части второй Налогового кодекса РФ,
Российское законодательство предусматривает налоговые вычеты: из дохода физического лица, облагаемого налогом по ставке 13 %, вычитается определенная сумма, с которой не взимается НДФЛ. Если доход облагается по ставке 13 %, то, прежде чем рассчитывать налог, доход нужно уменьшить на сумму налоговых вычетов. В зависимости от того, что служит основанием для получения налоговых вычетов, они делятся на стандартные, профессиональные, социальные, имущественные и инвестиционные. Такие вычеты предоставляются только налоговым резидентам Российской Федерации.
Причем вернуть можно только реально уплаченный налог, а если налогоплательщик не платит НДФЛ, то получить вычет нельзя. Например, вычет не сможет получить неработающий пенсионер, безработный или предприниматель, который платит единый налог на вмененный доход либо использует упрощенную систему налогообложения, поскольку все они не платят НДФЛ.
Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам, которые относятся к числу основных получателей социальных льгот. Кроме того, повсеместно распространен стандартный налоговый вычет для родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних детей, а также для их супругов. За каждого ребенка из дохода физического лица вычитается определенная сумма, которая не подлежит налогообложению. Следует отметить, что по состоянию на 2017 год размеры стандартных налоговых вычетов представляли собой чисто символические суммы, от 500 до 3 тыс. рублей. Соответственно, сумма экономии на уплате налога составляет от 65 до 390 рублей. Исключение составляет вычет, который предусмотрен для родителей и усыновителей детей-инвалидов, – 12 тыс. рублей.
Для использования стандартного налогового вычета нужно подать заявление работодателю о подтверждении своего права на него. Если налогоплательщик не работает по найму, заявление нужно подать в налоговый орган вместе с декларацией о доходах.
Тенденции развития отечественной системы налогообложения
Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.
«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11
В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.
В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.
Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.
Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.
Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.
Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.
Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.
1Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 16.
2Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 25.
3Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 19.
4Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 4.
5Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 27.
6Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 21.
7Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 9.
8Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) о т 31.07.1998 № 146-ФЗ, с посл. изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000.
9Рахманова С. Ю. Актуально о НДФЛ. / М.: Бератор-Паблишинг, 2008. – с. 3
10Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 3.
11Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 18.
НДФЛ может быть не только уменьшен за счёт освобождения от налогообложения доходов, полученных в определённых ситуациях, о чём уже говорилось выше. Часть уплаченного налога можно вернуть за счёт вычетов. В отличие от ситуации с освобождением от налогообложения, когда НДФЛ вообще не начисляется и, соответственно, не уплачивается, вычет – это право (не обязанность!) налогоплательщика возвратить себе часть уплаченного налога.
Гл. 23 НК РФ устанавливает несколько видов вычетов, среди которых:
- стандартные (возмещение подоходного налога «чернобыльцам», Героям Советского Союза и Российской Федерации, участникам ВОВ, родителям, имеющим детей и другим категориям налогоплательщиков, ст. 218);
- социальные (можно вернуть подоходный налог с зарплаты работающему, например, за обучение, за лечение или другие медицинские услуги, ст. 219);
- инвестиционные (на доходы от реализации ценных бумаг, в сумме средств, внесённых на индивидуальный инвестиционный счёт, ст. 219.1);
- имущественные (можно получить возврат подоходного налога, к примеру, с покупки или продажи квартиры, ст. 220)
Налоговое бремя для физических лиц можно облегчить. Для этого предусмотрены налоговые вычеты. Сразу отметим, что такие льготы касаются исключительно резидентов, иностранные граждане не вправе рассчитывать на послабление выплат по НДФЛ. Без права на вычет остаются и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные режимы уплаты налогов – ИП на упрощенной системе, на патенте, уплачивающие единый сельхозналог либо единый налог на вмененный доход. Кроме того, безработные граждане, не получающие доход, облагаемый НДФЛ, тоже не могут претендовать на вычеты.
Еще один важный момент: гражданин, получивший доход помимо основной деятельности, обязан задекларировать его до 30 апреля следующего года, а для получения вычета и возврата уже уплаченного НДФЛ декларацию можно подавать в течение всего года, следующего за тем, в котором было совершено событие (покупка квартиры, оплата учебы, лечения или другое).
Что делать, если вы ИП
Для индивидуальных предпринимателей все намного сложнее. Сейчас не будем вникать во все тонкости и нюансы дохода от их деятельности, но стоит остановиться на таком понятии, как потенциально возможный доход.
Для того чтобы упростить ИП жизнь и походы в налоговую инспекцию, часто применяют такой показатель, как годовой возможный доход. Уплатив единожды налоги по полученной сумме, предприниматель освобождается от ежемесячных отчислений. Рассчитать число потенциально возможного дохода можно самостоятельно, обратившись к нормативной документации, утвержденной на текущий год. Для каждого субъекта предпринимательства в определенной сфере установлены свои коэффициенты, которые обязательно учитываются при расчетах.
При этом установлены границы. Минимальный потенциальный годовой доход не может быть ниже 100 тыс. рублей и выше 1 млн рублей.
Обратим внимание, что в статье 223 НК речь идет именно о выплате (передаче) дохода, а не денежных средств (иного имущества).
Если сама передача благ представляет собой фактическую передачу денежных средств, имущества, прав и т.п., то передача дохода должна содержать в себе помимо передачи конкретных благ также отсутствие неопределенности в отношении того, что на передаваемые блага у налогоплательщика возникнут определенные субъективные права, их оценка будет возможна и что эти блага получены налогоплательщиком по собственной воле и в своем интересе.
В частности, если работнику выданы подотчетные суммы, работник их на указанные цели не истратил и не вернул, а работодатель впоследствии простил такой долг, то датой получения дохода должна быть признана дата прощения долга, но не дата выдачи денежных средств под отчет.
Правила установления налоговых ставок:
- налоговую ставку устанавливают в размере 13% в случае, если другое не установлено иными положениями главы 23 Налогового Кодекса Российской Федерации;
- налоговую ставку устанавливают в размере 35% по отношению к следующим доходам:
- стоимости абсолютно любых выигрышей и призов, полученных в конкурсах, играх и иных мероприятиях с целью рекламы товарной продукции, работ и услуг, по части превышения размеров, установленных в Налоговом Кодексе Российской Федерации (пункт 28 статьи 217);
- доходов в % по банковским вкладам по части превышения суммы, исчисленной исходя из актуальной ставки рефинансирования Центрального Банка России, на протяжении периода, за который начислены % по вкладам в рублях (кроме срочных пенсионных вкладов, которые внесены на срок не меньше 6 месяцев) и 9% годовых по валютным вкладам;
- суммы экономии на % в случае получения налогоплательщиком заемных средств по части превышения размеров, установленных в Налоговом Кодексе Российской Федерации (9% годовых по валютным вкладам);
- налоговую ставку устанавливают в размере 30% по отношению ко всем доходам, получаемым физ. лицами, которые не являются налоговыми резидентами России, кроме доходов, полученных в качестве дивидендов от долевого участия в деятельности местных предприятий, по отношению к которым налоговая ставка устанавливается на уровне 15%;
- налоговую ставку устанавливают в размере 9% по отношению к доходам от долевого участия в работе учреждений, полученных в качестве дивидендов физ. лицами, которые являются налоговыми резидентами России;
- налоговую ставку устанавливают в размере 9% по отношению к доходам в качестве процентов по облигациям с ипотечным покрытием, выпущенным до 1 января 2007-го г., и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основе покупки ипотечных сертификатов участия, которые были выданы управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007-го г.
Сумма налога при установлении налоговой базы рассчитывается в качестве соответствующей налоговой ставки %-ной доли налоговой базы.
Категории «доходы» и «расходы»: итоги
Проведенный анализ предписаний НК РФ в части определения категорий «доходы», «расходы» и «прибыль» позволяет сформулировать общее правило трактовки и применения норм НК в данной области.
Общее определение понятий доходы, расходы и прибыль, которое дается статьей 41 НК РФ отсылает нас к нормам глав 23 и 25 НК РФ, указывая при этом на то, что данные понятия для целей формирования норм налогового законодательства могут определяться только в данных главах НК РФ. Следовательно, использование данных категорий в иных главах кодекса должно соответствовать предписаниям глав 23 и 25 НК РФ. Согласно общему принципу построения НК РФ, определяемого в статье 11 НК РФ, нормы отдельных глав НК РФ (если специально не указывается иное) применимы исключительно в целях определения порядка исчисления и уплаты соответствующих налогов и имеют самостоятельное по отношению друг к другу значение.
Исходя из этого, при использовании понятий «доходы», «расходы» и «прибыль» в иных главах НК РФ соответствующие нормы должны содержать прямые отсылки к той главе НК РФ (23 или 25), определениям доходов и расходов в которых они соответствуют. Реализацию этого общего правила мы могли видеть на примере построения норм о специальных режимах налогообложения.
Выручкой является заработок, который приносит прямая деятельность предприятия (от реализации товаров или услуг). Понятие «выручка» используется только в предпринимательстве и бизнесе и характеризует степень эффективности работы компании. В бухгалтерском учёте отражается именно выручка.
Учёт выручки предприятия осуществляется следующими способами:
- кассовым методом. Выручку определяют реальные денежные средства, полученные продавцом при продаже товара или оказании услуги. Если предоставляется рассрочка, выручка будет получена предпринимателем после того, как осуществится фактическая оплата;
- методом начисления. При использовании этого способа получение выручки признаётся при подписании договора или при получении покупателем товара, даже когда оплата происходит позже. Такой вид выручки не включает авансовые платежи.
В верхней иерархии различают три вида дохода:
- доход государства – деньги и материальные ценности, получаемые от населения, бизнеса или при взаимодействии с другими странами, которые используются для осуществления государственной деятельности. К ним относят налоги, сборы, госпошлины и т.п.;
- доход предприятия – увеличение экономической выгоды за счет поступления активов или уменьшения обязательств, которые приводят к приросту капитала компании;
- доходы населения – поступления граждан, семей или домохозяйств. Например, зарплата, социальные выплаты, доходы от реализации собственного имущества или продукции, выращенной на даче и т.д.
При этом важно различать номинальные, располагаемые и реальные доходы:
- Номинальный доход – это сумма, начисленная в пользу юр. или физ. лица до налогообложения. Применительно к физ. лицам номинальным доходом является начисленная заработная плата, для предприятий – прибыль до уплаты налогов.
- Располагаемый (чистый) доход – это поступления за минусом налогов и иных обязательных отчислений.
- Реальный доход – это располагаемый доход, скорректированный на уровень инфляции. Он отражает покупательскую способность населения и предприятий.