Приостановка льготного проезда в Московском транспорте для пенсионеров: а просчитывались ли последствия?

29.04.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приостановка льготного проезда в Московском транспорте для пенсионеров: а просчитывались ли последствия?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Откровенно говоря, совершенно непонятно как именно приостановка социальных льгот может помочь борьбе с коронавирусом. Подчеркну: мы имеем дело не с карантином, а с мерой финансового воздействия – приостановкой бесплатного проезда на общественном транспорте для москвичей старше 65 лет и граждан, страдающих хроническими заболеваниями. В общем-то, пользоваться общественным транспортом пенсионерам никто не запрещает… но теперь они должны оплачивать проезд за счет своих собственных денежных средств (которых и так у них немного). Отсюда вопрос: а как вообще приостановка социальных льгот может повлиять на распространение коронавируса? Мне очень хотелось бы увидеть полную причинно-следственную цепочку. Но пока что таковой даже не вырисовывается.

Льготы на проезд пенсионерам

Существуют так называемые «Северные льготы». Это вид социального помощи для пенсионеров, которые живут в крайних северных регионов страны. По праву для «северных льгот» предусмотрен бесплатный проезд в поездах 1 раз в течение 2 лет. Это рассчитано на право пенсионеров оздоровиться и отдохнуть.

  1. Магнитогорск. По распоряжению городской власти все пенсионеры, имеющую прописку в городе, имеют права на 30 бесплатных проездов городским транспортом, независимо от его вида. Если пенсионер ездит больше, то за следующие поездки он платит только 50 процентов.
  2. Санкт-Петербург. Тут льгот для всех пенсионеров на проезд в маршрутке нет, однако такое право могут получить отдельные группы, например участники блокады во время Великой Отечественной войны.
  3. Челябинск. Через пенсионный фонд можно получить специальные карты, которые дают право на бесплатный проезд на любом виде общественного транспорта в городе.
  4. Москва. Право на пользование любым общественным транспортом в городе имеют лишь отдельные группы пенсионеров: ветераны ВОВ, Герои Труда, лица, получившие травмы во время техногенных аварий.

Что нужно пенсионеру для бесплатного проезда на электричке в Санкт-Петербурге

Пенсионеры, проживающие в Санкт-Петербурге и Ленинградской области тоже имеют ряд льгот для проезда в пригородном электротранспорте. Проезд не является бесплатным (кроме летней программы 2018 года), однако его стоимость можно назвать символическим:

  • Пенсионеры Санкт-Петербурга должны заплатить всего 10% от стоимости билета, чтобы совершить одну поездку на электричке.
  • Пенсионеры Ленинградской области должны заплатить чуть больше, однако тоже символическую суммы – всего 15% от стоимости билета, чтобы совершить одно поездку на пригородной электричке.
  • Другие категории льготников покупают билет за 11% от стоимости билета на электричку. К ним относятся:

Процесс получения компенсации в деталях

Внимание! Заявление необходимо подать в оговоренный срок, как правило, это срок до 1 октября предыдущего года. К примеру, если вы подали такое заявление в сентябре 2021 года, вам компенсируют льготный проезд начиная с 1 января 2023 года, если же вы не успели, вам придется ждать еще год.

Деньги, перечисленные в качестве компенсации, поступают прямиком на банковский счет или на пластиковую карту, на которую начисляется и пенсия.

«А если я подал такое заявление в 2021 году, стоит ли мне обращаться в собес или заходить на «Госуслуги» и повторять все сначала?» — спрашивают многие пенсионеры.

Ответ утешительный: если вы уже написали отказ, он продляется автоматически, если вы не решили подать заявление о возобновлении льготы. Никаких дополнительных действий выполнять не нужно.

Вице-спикер Государственной думы Игорь Лебедев назвал форменным издевательством над людьми решение мэрии Москвы заблокировать льготные проездные для детей и пенсионеров. «Да, ситуация сложная, никто с этим не спорит. Но не надо делать её ещё сложнее!» – подчеркнул он. Возмущенные пенсионеры жалуются в СМИ и оставляют в соцсетях соответствующие комментарии.

В соцсетях появился шквал возмущенных комментариев от жителей столицы. «О боже, как они умеют все такое придумывать? сами то они на служебных машинах, им все нипочем, а простой народ? И почему за деньги можно, а по льготе нет?», – пишут пользователи. «У меня дети-инвалиды. С ними тоже надо в поликлинику, а часть врачей только в основном филиале», – рассказала Анна П.. «Это же социальные обязательства государства, пенсионеры это заработали в конце концов, может, им еще пенсии отменят под предлогом борьбы с чем-нибудь еще», – отметила Полина К.

Читайте также:  Возврат денег за товар по закону о защите прав потребителей сроки

«Закрывай все ТЦ, кинотеатры, ремонты одежды, ресторашки и прочее. И сразу на месяц. Но не забывай с них собирать налоги, плату за аренду и ЖКУ. Тем, у кого нет денег, предлагай льготный кредит под 10% годовых. Вводи штраф за отказ покупать у тебя маски. Пусть каждый житель будет обязан купить 100 штук в месяц, кто не отчитался за покупку — тому штраф. Так и победим эпидемию», — написал он.

«Вы понимаете, что люди, страдающие хроническими заболеваниями, допустим онкологическими, вынуждены лечиться? Они должны соблюдать курсы терапии и обследований. Они так же, как все нормальные люди, не хотят умирать. Эти люди несут большие затраты, чем здоровые, а вы ещё им и проезд делаете платным. Думаете, им сложно карту проездную купить? Вы, что, будете стариков отлавливать у поликлиник и больниц и на 5000 штрафовать? Позор!» — написал он.

Приостановка льготного проезда в московском транспорте для пенсионеров: а просчитывались ли последствия

Откровенно говоря, совершенно непонятно как именно приостановка социальных льгот может помочь борьбе с коронавирусом. Подчеркну: мы имеем дело не с карантином, а с мерой финансового воздействия – приостановкой бесплатного проезда на общественном транспорте для москвичей старше 65 лет и граждан, страдающих хроническими заболеваниями. В общем-то, пользоваться общественным транспортом пенсионерам никто не запрещает… но теперь они должны оплачивать проезд за счет своих собственных денежных средств (которых и так у них немного). Отсюда вопрос: а как вообще приостановка социальных льгот может повлиять на распространение коронавируса? Мне очень хотелось бы увидеть полную причинно-следственную цепочку. Но пока что таковой даже не вырисовывается.

А еще существуют хронические больные, которым тоже должны приостановить льготный проезд. Напомню, что в «группу риска» по COVID входят лица с сахарным диабетом. Стоит ли мне напоминать о том, что такое «диабетическая стопа», и сколько из них станут инвалидами, если решат сэкономить и отложить визит к врачу? Конечно, мне могут возразить, что в критическом случае больной может доехать до врача и на такси. Это действительно так. Но… сможет ли сам пациент отличить критический случай от некритического? Я не зря привел здесь пример с диабетом. Прогрессирование диабетической нейропатии проявляется потерей болевой чувствительности, и пациенту, незнакомому с медициной, может казаться, что у него улучшение и никаких поводов для обращения к врачу нет.

Как юрист, который к тому же много лет работал в сфере законопроектирования, могу сказать, что к проекту каждого правового акта прилагается так называемая «Пояснительная записка». В ней, в частности, должны быть указаны последствия принятия проекта: экономические, политические, социальные и т.д. Весьма интересно, просчитывались ли последствия в нашем случае? Нет, я не сомневаюсь, что была отмечена польза этих мер для московского бюджета – ведь теперь пенсионеры начнут оплачивать проезд сами, что приносит дополнительный доход от муниципального транспорта. Но неужели никто не подумал о тех последствиях для здоровья пенсионеров и хронических больных, о которых я писал выше? О том, что эпидемия COVID не отменяет необходимость лечения других заболеваний. А отмена бесплатного проезда общественным транспортом сужает возможности такого лечения для малообеспеченных. Чем были заняты аналитические и юридические подразделения мэрии, если не задумались об этих факторах во время подготовки последних изменений?

Указом Мэра Москвы от 6 октября № 97-УМ в связи с эпидемией коронавирусной инфекции предписано приостановить с 9 октября льготный проезд на московском общественном транспорте для школьников, граждан старше 65 лет и граждан, имеющих хронические заболевания.

Когда бесплатный проезд не используется

Но как поступать, если пожилой человек не пользуется этой льготой? К примеру, он достиг преклонных лет и потому выходит из дома лишь для того, чтобы посидеть на лавочке, а коммуникацию с внешним миром осуществляют за него дети, внуки, в крайнем случае социальные работники. Или же он, напротив, ведет активный образ жизни, но пользуется общественным транспортом лишь время от времени, потому что ездит куда нужно на личной машине. Значит ли это, что положенная ему компенсация пропадает зря?

Ничего подобного — в большинстве городов и регионов утверждены правила, позволяющие получить компенсацию за проезд натурой. А это не такие уж маленькие деньги для пожилого человека.

  • к примеру, льготный билет московского пенсионера стоил в 2021 году 415 рублей в месяц (с включением всех видов транспорта кроме такси);
  • в Санкт-Петербурге он обходится в целых 645 рублей, при этом с Нового года он должен подорожать примерно на 4%;
  • в Новосибирске, претендующем на звание третьей столицы России, льготный проездной будет стоить с 1 января 2023 года около 220 рублей;
  • в Казани льготный проездной стоит более 520 рублей, а с Нового года подорожает еще на 20 рублей.

Льготы на проезд работающим пенсионерам

  1. Бесплатный проезд на автобусе, трамвае, троллейбусах и на поездах метрополитена. Для получения льготы на проездные билеты на поезда дальнего следования нужно посетить орган социальной помощи, расположенного в вашем районе.
  2. Работающим пенсионерам, имеющим корочки ветерана труда, предоставляется возможность снижения оплаты коммунальных услуг в размере 50% от начисленной стоимости. Стоит заметить, что скидка распространяется на долю жилья, документально закреплённую за пенсионером, предусмотренную жилищным кодексом.
  • помощь предоставляется исключительно неработающим пожилым гражданам;
  • дом, где осуществляется газификация и где проживает гражданин пенсионного возраста, является его единственным жильем, находящимся в собственности;
  • субсидия выделяется при наличии у региона определенной социальной программы.
Читайте также:  Декларация 3 НДФЛ на налоговый вычет за покупку квартиры в 2023 году

В Российской Федерации не запрещается людям пенсионного возраста продолжать трудовую деятельность. Имеет ли данная категория людей какие-либо льготы со стороны государства? Безусловно, да. Однако далеко не каждый человек, достигший пенсионного возраста, знает о своих правах.

Что ж, пожалуй, начнем рассматривать каждый случай в отдельности. К счастью, льгота на проезд пенсионерам в общественном транспорте (автобусы, троллейбусы, трамваи) предоставляется, как правило, без особых проблем. И первая категория, достойная внимания, — это ветераны.

Такие лица по возрасту имеют право на бесплатный проезд. То есть им можно бесплатно передвигаться на любом общественном транспорте сколько угодно раз. Правда, с одной оговоркой: средство передвижения должно быть городским. Если планируется дальнее путешествие, то можно рассчитывать только на определенную скидку при покупке билета. На данный момент она составляет 50 %. Ветераны при достижении пенсионного возраста имеют полное право или на бесплатный проезд в городском транспорте, или на половину суммы за билет при проезде на железнодорожном и судоходном. Такая льгота на проезд пенсионерам предоставляется в России. Но это еще не все.

Как работает новая система компенсации за проезд для нижегородских пенсионеров

Однако, начиная с 1 января вводится новый порядок получения льготы. Изменяется расчетный период — это уже не квартал, а месяц. Льготник может пополнить транспортную карту на сумму до 500 рублей. А уже в конце месяца эти деньги вернуться обратно — вместе с пенсией. Единственное условие — в месяц необходимо совершить хотя бы одну поездку, заплатив транспортной картой. То есть за три месяца можно вернуть не 600 рублей как раньше, а тысячу пятьсот. И вернется именно та сумма, которую льготник потратил на пополнение карты, а не та, которую он потратил на поездки. Между тем, для пенсионеров, которые нечасто пользуются общественным транспортом, есть возможность сохранить прежний порядок выплат. 600 рублей — раз в квартал. Здесь есть только одно условие — не использовать для оплаты проезда льготную транспортную карту.

Ольга Сюндюкова Начальник отдела организации компенсационных выплат министерства социальной политики Нижегородской области: Прежний порядок выплаты 600 рублей сохраняется за теми гражданами, которые до 1 января текущего года получали эту компенсацию в 600 рублей. И в случае если они не в одном месяце квартала не использовали транспортную карту в этом случае по окончании квартала им будет осуществлена выплата в 600 рублей.

Общая характеристика транспортных льгот

В таблице ниже представлена характеристика различных видов транспортных льгот.

Типы льгот Характеристики
Проезд на транспорте города в бесплатном режиме Может быть предоставлен: героям труда, участникам ВОВ, инвалидам, а также тем, кто пострадал в ЧАЭС
Выплаты за проезд в электропоездах и поездах междугороднему сообщения Зависит от региона и местной политики властей.

Может быть предоставлен: героям труда, участникам ВОВ, инвалидам, а также тем, кто пострадал в ЧАЭС, сотрудники МВД

Оплата транспортных расходов при проезде к месту лечения пенсионера Компенсируется сумма, которая потрачена пенсионером на проезд в лечебное учреждение
При использовании соцкарты – скидки на проезд При оформлении карты для москвичей и петербуржцев предоставляются льготы на транспорт
Единый социальный проездной (ЕСПБ) Предоставляется в субъектах РФ определенной категории граждан. Позволяет уменьшить оплату за проезд в общественном транспорте

Каждый регион может иметь собственную систему льгот для представителей пенсионного возраста. Например, в Москве бесплатная поездка зарезервирована только для льготной категории пенсионеров, при этом остальным жителям предоставляется социальная карта со скидкой 50% от стоимости проезда.

В Твери пенсионеры бесплатно передвигаются на транспорте, военным пенсионерам раз в год компенсируются расходы на поезд к месту лечения. Заявка на получение компенсации подается в органы социальной защиты по месту проживания.

Пенсионер способен получить более точную информацию о вышеупомянутых услугах для получения и прохождения процедуры регистрации в службе социальной защиты по месту своего жительства.

Порядок оформления компенсации за проезд для пенсионера

Пенсионер, который монетизировал свои льготы, может направлять полученные суммы компенсаций на любые цели по своему усмотрению, но только при соблюдении процедуры ее получения.

Пользование льготами не является процедурой обязательно для пенсионеров. Поэтом упри желании отказаться от них, государство предоставляет пенсионеру такую возможность, заменяя льготы денежными суммами компенсаций.

Для оформления и получения сумм компенсации важным является соблюдение установленной процедуры, как по регламенту, так и по срокам подачи заявлений и документов. Самое главное: требуется вовремя подать заявление в орган социальной защиты.

Помимо заявки, как правило, необходимо подать несколько документов, в том числе:

  • паспорт;
  • пенсионный документ;
  • документ, которые могут подтвердить статус льготника (удостоверение инвалида или участника ВОВ);
  • СНИЛС.

При отправке документов пенсионер должен предоставить личные данные (имя, возраст, домашний адрес), подтвердить выход на пенсию и, соответственно, статус получателя.

Читайте также:  Что такое фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения

Наиболее распространенные ошибки

Ошибка № 1. Право на бесплатный проезд не распространяется на частные стационарные такси. Пенсионеры в городе могут путешествовать бесплатно только на общественном транспорте (автобусы, в том числе между городами, а также на трамваях, троллейбусах, метро), но не на частных микроавтобусах

Ошибка № 2. При подаче заявления на конкретное пособие пенсионер должен следовать установленному порядку и процедуре. При нарушениях процедуры компенсация не может быть предоставлена. Например, расходы пенсионера не возмещаются, если он лечится за пределами Российской Федерации или добирается до места лечения на в своей машине. В то же время пенсионеры, которые вышли на пенсию преждевременно, могут подать заявление на получение льгот на общих основаниях. В случае необоснованного отказа пенсионер имеет право обжаловать этот отказ, подав заявление руководству этого отделения ПФР.

Ошибка № 3. Несоблюдение сроков по оформлению заявлений на отказ является самым существенным нарушением, по которому будет отказано в предоставлении монетизации. Сроки установлены точно на законодательном уровне и при обращении в органы с заявлением спустя указанный период, следует ждать отказа в просьбе.

Обращаем внимание на то, что после замены карты на новую были случаи несрабатывания карты. В связи с этим, если вы еще ни разу не пользовались социальной картой для проезда в электричке, рекомендуем иметь при себе полный комплект документов, подтверждающих льготный статус.

  • документ, удостоверяющий личность (например, паспорт или военный билет, для ребенка до 14 лет — свидетельство о рождении);
  • документ, подтверждающий льготный статус;
  • справку о праве на получение социальной услуги в виде бесплатного проезда железнодорожным транспортом в пригородном сообщении (образец справки утвержден постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 2 ноября 2006 г. N 261п).

Без валидатора – бесплатно: как в Московской области защищают право пассажиров на безналичную оплату проезда

– Процентная система скидок обычной карты «Стрелка» позволяет снизить стоимость проезда от 7% до 35%. Карта учащегося снижает стоимость проезда на 50% при первых 35 поездках и до 99% при дальнейшем использовании. Льготная карта снижает стоимость проезда на 50%. Такую карту льготной тарификации можно получить в 168 МФЦ Московской области, – рассказали в Министерстве транспорта и дорожной инфраструктуры региона.

К сожалению, большинство жителей на просьбу оплатить наличными поступают так же, как Наталья с внуком. Выходят из автобуса. Или судорожно начинают шарить по карманам в поисках мелочи. Еще вариант – перевод онлайн на банковскую карту водителя. Некоторые перевозчики не гнушаются и этим. И лишь немногие пока знают о том, что имеют полное право на безналичный расчет. Соответствующий закон Московской области № 46/2022-ОЗ был принят еще в 2022 году. Если перевозчик не предоставил пассажиру возможность оплатить проезд «Стрелкой» или банковской картой – платить не нужно вовсе, поездка в этом случае бесплатна!

Льготный проезд для пенсионеров в Московской области в 2020 году

  1. Льгота оформляется при предъявлении социальной карты, пенсионного удостоверения или любого другого документа, подтверждающего право на получение соц. помощи.
  2. Подавать заявление нужно заблаговременно, поскольку на рассмотрение документов потребуется около месяца. Пропущенные сроки не восстанавливаются. Также не осуществляется денежная компенсация за пропущенный срок.
  3. Гражданин может подать заявку на перевод льготы в деньги.
  4. Размер дотаций может отличаться в зависимости от категории пенсионера.
  5. При предоставлении бесплатного проезда, выделяют лимит на количество поездок.
  6. Льготы распространяются только на городской транспорт.

Правом на пользование московским транспортом на бесплатной основе, по решению депутатов, обладают: родственники военнослужащих, погибших при исполнении, ликвидаторы чернобыльской аварии и жители Чернобыля, а также участники военных действий, дети, потерявшие кормильца и родители, воспитывающие ребенка – инвалида.

Компенсация проезда пенсионерам в 2020 году: как получить льготы на транспорт

Денежная компенсация предоставляется всем категориям граждан пенсионного возраста, не распространяется на междугородние перевозки (исключение составляет право пенсионеров Крайнего Севера к месту отдыха на территории РФ), осуществляется на местном уровне с помощью оформления:

Предусмотрены сезонные льготы на воздушные перевозки – для пенсионеров, проживающих в отдаленных регионах (Сибирь, Дальний Восток), на железнодорожные междугородние – для пожилых граждан – жителей Крайнего Севера. Размеры компенсации для прочих категорий граждан пенсионного возраста устанавливаются региональными властями индивидуально, в соответствии с местной политикой социальной защиты малообеспеченных слоев населения.

Причина невозможности отказаться от соц карты на проезд пенсионеру

Заявление об отказе от получения набора социальных услуг подается в территориальный орган ПФР (ТО ПФР) по месту нахождения выплатного дела получателя ежемесячной денежной выплаты (п.

33 Административного регламента, утв.

Приказом Минтруда России от 30.10.2012 N 353н). Пенсионеры, которые по причине собственных убеждений отказываются от пластиковых социальных карт, лишаются права на заслуженный ими безплатный проезд в столичном транспорте, — в Москве зафиксировано уже значительное число подобных случаев, сообщила во вторник на заседании в Общественной палате РФ представитель Союза православных юристов, член Ассоциации родительских комитетов и сообществ (АРКС) Елизавета Грищенко.


Похожие записи: