Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций, основы их налогообложения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций, основы их налогообложения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Существует ряд ошибок, считающихся в бухгалтерской среде типичными. Их совершают почти все бухгалтеры, неважно при этом, работает НКО по упрощённой схеме налогообложения, ведёт предпринимательскую деятельность или же существует исключительно на благотворительных началах. Распространены следующие виды ошибок.
Упрощённое налогообложение НКО в 2022 г
Некоммерческие организации могут перейти на упрощённое ведение налогов. УСН можно выбрать в момент подачи заявления в налоговую о регистрации НКО или же изменить принятую систему налогообложения уже в ходе осуществления хозяйственной деятельности. Ограничения для УСН, действующие в 2022 году:
- количество сотрудников (участников НКО) – не более 100 человек;
- доход за ближайшие 9 месяцев – до 45 млн рублей;
- остаточная цена фондов – до 100 млн рублей;
- нет филиалов;
- НКО не производит продукцию, считающуюся подакцизной.
В конце года НКО сдаёт единую упрощённую декларацию. Организация не платит налоги на прибыль, имущество, НДС, для неё рассчитывают единый налог. Если налогообложение ведётся по доходам, величина его составляет 6 %, при «Доходы минус расходы» забирают 15 % от разницы, а если её нет, то 1 %.
Деньги (доходы), использованные на прописанные в уставе цели, налогами не облагаются. Пример таких доходов:
- грант;
- членский взнос;
- пожертвование;
- субсидия на целевые нужды.
НКО, работающие по УСН, распределяют доходы и растраты целевых сумм отдельно.
Важно! УСН для некоммерческих организаций обладает массой преимуществ и в 2022 году их не утратил. Так, руководитель НКО всё ещё выступает в роли главного бухгалтера. По этой схеме выгодно работать организациям, продающим товары, работающим за плату и владеющим облагаемым налогом имуществом.
Раздельный учет общих административно-хозяйственных расходов
При распределении общих административно-хозяйственных расходов НКО вправе самостоятельно выбрать метод их учета, который, как уже подчеркивалось, следует обязательно отразить в своей учетной политике.
Как правило, в бухгалтерском учете некоммерческие организации, ведущие предпринимательскую деятельность, распределяют общехозяйственные расходы одним из следующих способов:
- в полном объеме списывают за счет целевого финансирования;
- списывают пропорционально удельному весу выручки от реализации товаров (работ, услуг) в общем объеме поступлений, включая средства целевого финансирования;
- списывают пропорционально удельному весу затрат на оплату труда работников, занятых в предпринимательской деятельности, в общем фонде оплаты труда.
В налоговом учете в силу п. 1 ст. 272 НК РФ расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены к затратам по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех его доходов.
Поскольку средства целевого финансирования и целевые поступления в терминологии ст. 251 НК РФ являются «доходами, не учитываемыми при определении налоговой базы», то, по нашему мнению, при распределении расходов, которые не могут быть непосредственно отнесены к затратам по конкретному виду деятельности, под суммарным объемом всех доходов некоммерческой организации следует понимать как доходы от продаж, так и суммы целевых средств.
Следовательно, в целях исчисления налога на прибыль общие расходы распределяются некоммерческой организацией пропорционально доле дохода от предпринимательской деятельности в суммарном объеме всех ее доходов, включая целевые поступления.
Особенности налогообложения некоммерческих организаций
Они обусловлены особенностями этих структур, а именно:
- прибыль не составляет их основную цель;
- они не являются предпринимателями, а в качестве разрешения некоторых видов деятельности им необходимы лицензии;
- НКО могут получать доход в качестве добровольных взносов, пожертвований и других безвозмездных поступлений.
Эти специфические свойства НКО являются основой для общих принципов, по которым осуществляется их налогообложение:
- Вся прибыль, получаемая НКО в ходе их деятельности, облагается соответствующим налогом (ст. 246 НК РФ).
- Отдельные типы прибыли НКО не входят в базу по данному налогу (ст. 251 НК РФ), а именно та прибыль, которая поступает на безвозмездной основе для обеспечения уставной деятельности. Перечень необлагаемой налогом прибыли НКО содержится в приказах Министерства финансов РФ.
Кроме главных фискальных отчислений (налога на прибыль и НДС), некоммерческие организации платят и другие налоги и сборы:
- Госпошлина. Если НКО обращаются к государственным структурам для совершения правовых действий, они платят пошлину наравне с другими физическими или юрлицами. Отдельные НКО и виды их деятельности могут быть освобождены от госпошлины, а именно:
- финансируемые федеральным бюджетом – логично, ведь пошлина все равно направляется туда;
- государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей (архивы, музеи, галереи, выставочные залы, библиотеки и др.) – они могут не платить госпошлину за вывоз ценностей;
- НКО инвалидов – для них упраздняются госпошлины в судах и у нотариусов;
- спецзаведения для детей с общественно-опасным поведением – им разрешают не платить пошлину на взыскание родительской задолженности;
- Таможенная пошлина. А вот этот платеж «не смотрит на лица», а исключительно на товары, поэтому от нее не освобождают на основании статуса НКО, а только если товары входят в соответствующий перечень.
Если у НКО есть в собственности, бессрочном пользовании или в наследстве земельные участки, для них обязателен к уплате земельный налог. Он составляет 1,5 % от кадастровой стоимости земельного участка. Некоторые НКО полностью освобождены от этого налога:
- общества инвалидов в составе не менее 80% (если участок в собственности исключительно у них);
- уголовно-исполнительная система Минюста РФ;
- религиозные структуры.
К СВЕДЕНИЮ! Скидки на земельный налог другим видам НКО может предоставить местная власть.
В соответствии с Порядком заполнения налоговой декларации по НДС, утвержденным приказом Минфина России от 15.10.2009 № 104н (далее — Порядок), Раздел 7 включается в состав налоговой декларации только при осуществлении налогоплательщиком соответствующих операций. При этом операции, которые подлежат включению в Раздел 7, содержатся в самом его наименовании, а также в п. 44.3 Порядка.
Перечень кодов и наименований операций, подлежащих отражению в декларации, содержится в Приложении 1 к Порядку.
Таким образом, Раздел 7 подлежит заполнению в том случае, если организация осуществляет следующие операции:
- операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) на основании ст. 149 НК РФ;
- операции, не признаваемые объектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ;
- операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации в соответствии со ст.ст. 147-148 НК РФ;
- суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 28.07.2006 № 468 «Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев»
Если некоммерческая организация не осуществляет какую-либо из операций, перечисленных в вышеуказанных статьях, Раздел 7 заполнению не подлежит и в составе налоговой декларации не представляется.
Список литературы
- Налоговый кодекс РФ (часть вторая).
- Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
- Постановление Правительства РФ от 28.07.2006 № 468 «Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев».
- Приказ Минфина России от 15.10.2009 № 104н.
- Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
Учет в некоммерческих организациях (примеры)
Понятие, основные признаки и различия коммерческих и некоммерческих организаций.
Основной критерий, по которому происходит классификация юридических лиц в российском законодательстве, установлен в ст. 50 ГК, рассматривающей коммерческие и некоммерческие организации.
Обе группы являются полноценными участниками гражданского оборота. Однако между ними есть значительные различия, обусловливающие особое правовое положение каждой.
В указанных выше статьях ГК содержится характеристика коммерческих и некоммерческих организаций. Эта классификация позволяет отличать последние по ряду признаков.
- Главной отличительной чертой является цель учреждения некоммерческих организаций. Такая структура выполняет иные функции, нежели коммерческое юридическое лицо и они не связаны с извлечением прибыли. В качестве целей могут выступать гуманитарные, социальные, политические и другие устремления.
- Некоммерческие организации обладают ограниченной правоспособностью. Она определяется целями создания. При этом, возможны и предпринимательские функции, соответствующие этому требованию.
- Другим признаком является отсутствие возможности распределять прибыль между учредителями. Если таковая имеется, она служит дополнительной финансовой основой для достижения целей, для которых такая организация была создана.
- Особые организационно-правовые формы. Как и в случае с коммерческими юридическими лицами, существует закрытый перечень, в котором определены виды этих организаций.
- Для начала деятельности необходима государственная регистрация. В отдельных случаях она гораздо более сложная и предусматривает большее количество необходимых действий. Примером служит регистрация политических партий, осуществляемая в минюсте.
Такая классификация юридических лиц может быть проведена по их основным признакам.
Особенности коммерческих и некоммерческих организаций дают четкую картину отличий одного от другого.
Отличия удастся найти в тексте учредительного документа. Сравнение их начальных разделов поможет установить цели создания организаций. Разница будет заключаться в наличии или отсутствии извлечения прибыли в качестве основной из них.
Однако не каждому гражданину доступны документы организаций. В этом случае помогут виды организационно-правовых форм. Именно по их наименованию можно отнести организацию к коммерческим или некоммерческим.
Формы коммерческих организаций
Перечень видов коммерческих организаций приведен в ч. 2 ст. 50 ГК. К ним относят:
- Хозяйственные общества. Это наиболее распространенная форма. Среди них встречаются акционерные общества, включая публичные и непубличные (ПАО и ЗАО, соответственно) и общества с ограниченной ответственностью.
- Производственные кооперативы. Их пик пришелся на перестроечные годы. Однако сегодня это редко встречающийся вид коммерческих организаций.
- Хозяйственные товарищества, встречающиеся еще реже производственных кооперативов.
- Хозяйственные партнерства.
- Муниципальные и государственные унитарные предприятия.
- Крестьянские (фермерские) хозяйства.
В данной статье мы рассмотрим ряд вопросов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности некоммерческиими организациями в Российской Федерации. В частности, разрешено ли таким организациям вести предпринимательскую деятельность, а также, что следует понимать под такой деятельностью и какие пределы и ограничения в ее осуществлении некоммерческими организациями содержит действующее законодательство.
Итак, в соответствии со ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке. Следует отметить, что характерным признаком предпринимательской деятельности является «систематичность». Т.е. несистематичные поступления за счет вышеуказанных источников и разовые сделки не являются предпринимательской деятельностью, их можно рассматривать как иную, приносящую доход деятельностью.
Согласно ст. 24 Федерального закона №7-ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в ее учредительных документах.
Как мы видим, некоммерческие организации могут вести предпринимательскую деятельность, но с определенными ограничениями, наложенными на нее законом.
Предпринимательской деятельностью некоммерческой организации признается приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Таким образом, чтобы следовать букве закона и недопускать нарушений, некоммерческая организация должна осуществлять только ту предпринимательскую деятельностью, которая прямо связана с целями ее создания. Например, ассоциация преподавателей и педгогов вправе разрбатывать и продавать учебники и учебные пособия, оказывать платные образовательные услуги, а не произиводить и продавать запчасти к автомобилям. Союз врачей и медиков вправе оказывать медицинские услуги и осуществлять торговлю медицинскими препаратами, а не заниматься ремонтом бытовой техники. Некоммерческие организации не вправе совершать сделки, противоречащие целям и видам их деятельности. Такие сделки являются ничтожными на основании статьи 168 ГК РФ, а в некоторых случаях могут послужить поводом для ее принудительной ликвидации (п. 2 ст. 61 ГК РФ).
Если же некоммерческой организации необходимо начать заниматься предпринимательской деятельностью или произвести несколько торговых операций, а данные виды коммерческой деятельности хотя и соответствуют и служат целям ее создания, но не перечислены в ее уставе, то необходимо в установленном порядке внести и зарегистрировать изменения в устав организации.
Разнообразные виды предпринимательской деятельности, которые вправе осуществлять некоммерческие организации, можно разделить на две группы: предпринимательская деятельность, осуществляемая непосредственно некоммерческой организацией и предпринимательская деятельность, осуществляемая путем создания и участия в коммерческих организациях.
Применительно ко второй группе может возникнуть вопрос: противоречит ли требованиям законодательства о соответствии предпринимательской деятельности некоммерческой организации целям ее создания участие некоммерческой организации, например, в акционерном обществе, производящем непрофильные для этой некоммерческой организации товары и услуги. На наш взгляд, что нет, но лишь в том случае, если доходы от акций будут направлены на цели ради которых создана организация.
Для отдельных видов некоммерческих организаций действующим законодательством могут устанавливаться ограничения в занятии предпринимательской деятельностью.
Примерами ограничения предпринимательской деятельности некоммерческих организаций могут служить, например, запрет для благотворительной организации участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами (ст.12 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).
Политические партии вправе осуществлять лишь определенные виды предпринимательской деятельности, а именно информационную, рекламную, издательскую и полиграфическую — для пропаганды своих взглядов, целей, задач и обнародования результатов своей деятельности; могут изготавливать и продавать сувенирную продукцию с символикой и (или) наименованием политической партии, издательскую и полиграфическую продукцию; продавать и сдавать в аренду имеющееся в их собственности движимое и недвижимое имущество (ст.31 Федерального закона от 11.07.2001 №95-ФЗ «Ополитических партиях»).
- Теория государства и права в вопросах и ответах:Учебно-методическое пособие. -5-е изд. исп. — Москва: ИЛ, 2015. — 725 c.
- Общая теория государства и права. Учебное пособие. — М.: Книжный дом, 2006. — 320 c.
- Треушников, М.К. Судебные доказательства / М.К. Треушников. — Москва: СИНТЕГ, 2014. — 272 c.
- Мельник, В. В. Искусство речи в суде присяжных. Учебно-практическое пособие / В.В. Мельник, И.Л. Трунов. — М.: Юрайт, 2015. — 672 c.
- Торгашев, Г.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе / Г.А. Торгашев. — М.: ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2014. — 463 c.
НКО, как и любое юридическое лицо на ОСНО, платит налог на прибыль. Однако часто существенная часть доходов НКО (а иногда – и весь доход) освобождаются от этого налога.
В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ гранты и другие целевые поступления для ведения основной деятельности НКО не облагаются налогом на прибыль.
Сдавать декларацию по прибыли нужно, даже если у организации нет облагаемой базы. В любом случае НКО должна заполнить лист 07 отчета с информацией об использовании целевых поступлений.
Но у НКО могут быть и доходы от «сопутствующей» коммерческой деятельности, которые подпадают под налогообложение. Чтобы верно рассчитать облагаемую базу, организация должна вести раздельный учет доходов и расходов.
С доходами особых проблем обычно не возникает. Целевые поступления, гранты и выручка от коммерческой деятельности, как правило, приходят от разных источников.
Но важно, чтобы те, кто перечисляет необлагаемые поступления, правильно писали назначение платежа: «целевое финансирование», «грант» и т.п. При любых формулировках, которые допускают двойное толкование, наподобие «оплата за…» налоговики включат эту сумму в облагаемую базу.
С расходами ситуация сложнее. Нужно стараться максимально разделить их по направлениям уже при формировании. Закупки для коммерческих и некоммерческих нужд лучше проводить по отдельным документам.
Если же затраты относятся к обоим видам деятельности, то их следует делить пропорционально выручке (п. 1 ст. 272 НК РФ).
Если основные средства НКО приобретены за счет целевых поступлений и применяются для некоммерческой деятельности, то амортизация по ним не начисляется (пп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ).
Если же объект куплен за счет средств от предпринимательской деятельности и применяется в коммерческих целях, то он подлежит амортизации для исчисления налога на прибыль (письмо Минфина РФ от 22.01.2019 № 07-01-09/2891).
Некоммерческая организация на ОСНО платит НДС, как и другие юридические лица.
Однако целевые поступления на основную деятельность НКО не облагаются НДС (п. 2 ст. 146 НК РФ). Если для своей основной деятельности НКО использует товары и услуги, приобретаемые у плательщиков НДС, то налог нельзя взять к вычету. Суммы НДС нужно включить в стоимость приобретения (пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).
Декларацию по НДС нужно сдавать, даже если все поступления не облагаются этим налогом. Информацию о необлагаемой выручке следует отразить в разделе 7 отчета.
Если же НКО ведет и предпринимательскую деятельность, то она платит НДС с коммерческой выручки на общих основаниях. При этом «входной» налог можно брать к вычету.
При этом источник финансирования не важен. НКО может приобрести материалы или услуги за счет целевых средств, но использовать их для коммерческой деятельности. При этом НДС с покупки можно взять к вычету (постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2007 № 3266/07).
Если тот или иной расход нельзя отнести только к облагаемой или необлагаемой деятельности, то следует распределить «входной» НДС пропорционально доле облагаемой выручки в общей сумме поступлений за текущий квартал (п. 4 ст. 170 НК РФ).
Для отдельных видов НКО предусмотрено освобождение от НДС по некоторым операциям (пп. 1,2 п. 3 ст. 149 НК РФ):
- Религиозные организации не платят НДС с доходов от проведения обрядов и продажи предметов религиозного назначения, в том числе литературы.
- Общественные организации инвалидов освобождены от НДС по всей выручке, кроме подакцизных товаров, полезных ископаемых и предметов роскоши (постановление Правительства РФ от 22.11.2000 № 884). Для получения льготы численность инвалидов в составе организации должна быть не менее 80%.
Любая деятельность, в том числе и некоммерческая, невозможна без сотрудников. В НКО часто работают волонтеры, но почти всегда в таких компаниях есть и штатные специалисты «на окладе».
С выплат в пользу волонтеров (например – компенсация питания, затрат на проезд и т.п.) НДФЛ и страховые взносы в общем случае перечислять не нужно. Платить налог и взносы необходимо только со сверхнормативных выплат на питание волонтеров: свыше 700 рублей в день в РФ и 2500 рублей – за границей (п. 3.1 ст. 217 и п. 6 ст. 420 НК РФ).
А с вознаграждения штатных специалистов НКО все установленные платежи необходимо выплачивать в полном объеме. Поэтому организация должна удерживать из этих выплат НДФЛ, а также начислять страховые взносы на общих основаниях.
Все налоги, связанные с собственностью, НКО, как и другие юридические лица, платят только, если есть соответствующие объекты: недвижимость, транспорт, земля. Если объектов нет, то ни платить налог, ни сдавать декларации не нужно.
Если налог на имущество НКО считается по остаточной стоимости, то вместо амортизации из первоначальной стоимости объекта нужно вычесть износ по данным бухучета, отраженный на забалансовом счете (п. 3 ст. 375 НК РФ)
Для отдельных категорий НКО предусмотрены льготы по налогам с собственности. В частности, не платят налог на имущество и земельный налог (ст. 381 и 395 НК РФ):
- Религиозные организации с имущества и земельных участков, которое используется для религиозной деятельности.
- Общероссийские организации инвалидов и учрежденные ими НКО, работающие в области поддержки инвалидов. Для получения льготы инвалиды или их представители должны составлять не менее 80% от членов НКО. Имущество и земля должны использоваться для уставной деятельности.
Налог на имущество организаций и транспортный налог относятся к региональным, а земельный налог – к местным. Поэтому органы власти субъектов РФ или муниципальных образований могут устанавливать дополнительные льготы по этим обязательным платежам, в том числе и для НКО.
НКО платят НДС и налог на прибыль только с доходов от коммерческой деятельности. Чтобы распределить доходы, расходы и входной налог, следует организовать раздельный учет. Отчитываться по этим налогам нужно, даже если облагаемой базы нет.
Если в организации есть штатные сотрудники, то НДФЛ и взносы нужно платить на общих основаниях. С выплат в пользу волонтеров облагаются только компенсации питания, превышающие норму.
Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций
Местные власти устанавливают порядок такого налогообложения и ставки, а также льготы, в том числе и для некоммерческих организаций.
Даже если организация имеет льготу на этот налог, она все равно обязана отчитываться перед контролирующими органами в налоговой декларации. Основанием для учета выступает остаточная стоимость фондов по данным в бухотчетности. Общепринятая ставка данного налога – 2,2%, если региональная власть не сочтет нужным ее снизить, на что она имеет право. Также у местных структур есть власть расширять список некоммерческих организаций, признаваемых льготниками.
Для НКО разных типов порядок взыскания налога на имущество и льгот на него отличается:
- Безусловные бессрочные льготы по этому налогу на основании закона предусматриваются для ряда НКО, таких как:
- организации религиозного характера и обслуживающие их;
- научные госструктуры;
- уголовно-исполнительные ведомства;
- организации-собственники культурных и исторических памятников.
- Льготы по налогу на имущество предоставляются НКО, в членстве которого инвалиды составляют более 50% (один тип льгот) или 80%.
- Автономные НКО, разные фонды, кроме общественных, а также некоммерческие партнерства не получают льгот по налогу на имущество.
Данный налоговый режим применим по отношению к НКО по умолчанию, основным налогом является «налог на прибыль организаций», размер которого составляет 20% от полученных доходов. Если она оказывает платные услуги в размере менее 2 миллионов рублей в квартал, то имеет право получить освобождение от уплаты НДС, согласно ст 145 НК РФ. Но для этого надо подать заявление! Т.к. цели получать прибыль у НКО нет, налог на прибыль может оказаться минимальным или полностью отсутствовать. Иногда общая система налогообложения – экономически не выгодна, поэтому стоит подумать о переходе на упрощёнку. Это нужно сделать хотя бы потому, что своевременный и оперативный переход на УСН избавит НКО от необходимости уплаты налогов на прибыль, имущество и добавленную стоимость. Это ответственное решение однозначно стоит принимать совместно с бухгалтером или экспертом в области НКО.
Специфика обложения некоммерческих структур НДС
Если некоммерческая организация оказывает какие-то услуги или продает товар, ей не избежать уплаты налога на добавленную стоимость, если деятельность не подпадает под освобождение от него. Список льготных видов деятельности без НДС представлен в гл. 21 НК РФ. В нем фигурируют, например, такие занятия:
- присмотр за пожилыми людьми в домах для престарелых;
- работа в центрах соцзащиты;
- занятия с детьми в бесплатных кружках;
- врачебные услуги частных медиков;
- продажа товаров, сделанных инвалидами (или организациями, где людей с ограниченными возможностями не меньше половины);
- благотворительные культурные мероприятия и др.
Требования к видам деятельности НКО для освобождения от НДС:
- социальная значимость как основная цель по гл. 25 НК РФ – это главное условие;
- лицензия на право занятия этим видом деятельности;
- оказываемая услуга должна соответствовать определенным требованиям (чаще всего это условия времени и места).
В случае уплаты НДС рассчитывается по тем же принципам, что и для коммерческих организаций.
Особенности перерегистрации некоммерческой организации
Данная процедура необходима для того, чтобы легализовать внесенные изменения путем их регистрации в налоговой. После этого они признаются действительными. НКО необходимо перерегистрировать при смене срока полномочий руководства, названия, адреса, организационно-правовой формы, изменениях в учредительных бумагах, открытии филиалов. Процедура заключается во внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. Для ее совершения нужно оплатить госпошлину в размере 20% от первоначальной. Порядок и сроки внесения изменений такие же, как при первичной регистрации объединения.
Регистрация изменений, которые не затрагивают Устав и учредительные бумаги госпошлиной не облагается. Например, переизбрание руководителя, изменения в составе участников или их паспортных данных.
Законодательные ограничения на осуществление предпринимательской деятельности НКО
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 24 закона № 7 законодатель может налагать определенные ограничения на приносящие доход действия отдельных НКО. Примерами таких ограничений могут служить:
- запрет на участие в хозяйственных обществах, в которых состоят третьи лица, для благотворительных организаций (п. 4 ст. 12 закона «О благотворительной…» от 18.08.1995 № 135);
- установление закрытого перечня видов деятельности, которыми могут заниматься политические партии (информационная, полиграфическая и рекламная деятельность, при условии что она направлена на пропаганду партии; изготовление и продажа объектов с собственной символикой; продажа и сдача в аренду/наем принадлежащих партии объектов движимого и недвижимого имущества, пп. 3 и 4 ст. 31 закона «О политических…» от 11.07.2001 № 95);
- полный запрет на предпринимательство для адвокатских палат (п. 10 ст. 29 закона «Об адвокатской…» от 31.05.2002 № 63) и пр.
Налоговая политика России по отношению к НКО
В 2002 году России удалось утвердить сравнительно низкую налоговую ставку за счет уменьшения списка налоговых льгот, включая поблажки с уплатой налогов на прибыль компаний. Кроме того, были отменены налоговые кредиты. Поэтому организации, осуществляющие безвозмездные поставки товаров и услуг или отсылающие деньги в некоммерческие фонды, не получают льгот в отношении уплаты налогов.
Подобные послабления поставили бы под угрозу всю конструкцию налога на прибыль. С 2002 г. организации вправе отправлять денежные средства в благотворительные фонды, однако делать это законно только после уплаты всех налогов и сборов. Физические же лица могут вычесть некоторые виды пожертвований в фонды НКО из налогов на доход физ.лиц.
Проблемы, связанные с налогообложением НКО:
- Условия налогообложения различны для всех типов НКО, в частности они разнятся для негосударственных и муниципальных предприятий.
- Если некоммерческой организации были переданы средства, которые затем были инвестированы с целью получения пассивного дохода, они облагаются налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость, а данная деятельность признается предпринимательством, и доходы также подлежат налогообложению на прибыль.
- Существует зависимость необходимости уплаты налога на прибыль и НДС от особенностей безвозмездной передачи имущества в НКО на осуществление ее уставных целей.
- Согласно законодательству РФ, пожертвования могут быть получены в строго установленных областях, и пожертвованием признается дарение вещей или права. Список же видов благотворительности ограничивается федеральными законами. Так, всяческие ограничения не допускают НКО к многим видам деятельности, являющихся для них традиционными.
- Налоговое законодательство ограничивает перечень сфер деятельности НКО, финансирование которых будет высчитано из налога на прибыль компаний.
Особенности налогообложения НКО на ОСНО
Сравнение двух налогов дано в таблице:
Оплата | Налог на прибыль | НДС |
Уплачивается | Когда из доходов выплачивалась заработная плата работникам. Суммы облагаются социальным налогом, который исчисляется по каждому работнику по отдельности | Вне зависимости от того, занимается НКО предпринимательством, или нет |
Не уплачивается | Если полученные доходы были израсходованы для целей, указанных при регистрации организации | Если полученный доход был потрачен на осуществление уставной цели. Для подобных случаев ведутся раздельные книги учета расходов и доходов, только при соблюдении этого требования есть возможность исключить налогообложение для таких операций |
Раздельный учет общих административно-хозяйственных расходов
При распределении общих административно-хозяйственных расходов НКО вправе самостоятельно выбрать метод их учета, который, как уже подчеркивалось, следует обязательно отразить в своей учетной политике.
Как правило, в бухгалтерском учете некоммерческие организации, ведущие предпринимательскую деятельность, распределяют общехозяйственные расходы одним из следующих способов:
— в полном объеме списывают за счет целевого финансирования;
— списывают пропорционально удельному весу выручки от реализации товаров (работ, услуг) в общем объеме поступлений, включая средства целевого финансирования;
— списывают пропорционально удельному весу затрат на оплату труда работников, занятых в предпринимательской деятельности, в общем фонде оплаты труда.
В налоговом учете в силу п. 1 ст. 272 НК РФ расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены к затратам по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех его доходов.
Поскольку средства целевого финансирования и целевые поступления в терминологии ст. 251 НК РФ являются «доходами, не учитываемыми при определении налоговой базы», то, по нашему мнению, при распределении расходов, которые не могут быть непосредственно отнесены к затратам по конкретному виду деятельности, под суммарным объемом всех доходов некоммерческой организации следует понимать как доходы от продаж, так и суммы целевых средств.
Следовательно, в целях исчисления налога на прибыль общие расходы распределяются некоммерческой организацией пропорционально доле дохода от предпринимательской деятельности в суммарном объеме всех ее доходов, включая целевые поступления.
Такая позиция не бесспорна хотя бы потому, что согласно ст. 248 НК РФ к доходам в целях гл. 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы. Других нет.
Между тем далее в Кодексе появляются «доходы, не учитываемые при определении налоговой базы», поэтому НКО следует отстаивать свое право на уменьшение налога на прибыль за счет общих расходов, поскольку в силу п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Кроме того, в гл. 25 НК РФ до недавнего времени имелась и специальная ст. 321.1, которая в целях налогообложения прибыли позволяла бюджетным учреждениям принимать отдельные виды общих расходов в уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности, пропорционально их объему в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).
Не это ли еще один аргумент в пользу того, что к доходам в целях гл. 25 НК РФ относятся и средства целевого финансирования, ведь бюджетные учреждения — это разновидность некоммерческих организаций.
Поскольку законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ), то НКО, не являющиеся бюджетными учреждениями, на наш взгляд, могут действовать по аналогии: распределять общие расходы пропорционально доле дохода от предпринимательской деятельности в суммарном объеме всех своих доходов, включая целевые поступления.
Теперь по поводу распределения сумм НДС, уплаченных при приобретении материальных ресурсов, работ и услуг, используемых как в коммерческой деятельности, облагаемой НДС, так и в уставной деятельности НКО.
В случае частичного использования приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав при осуществлении операций, подлежащих обложению НДС, а частично при осуществлении операций, освобожденных от налогообложения, суммы НДС, предъявленные поставщиками и подрядчиками, подлежат налоговому вычету либо учитываются в их стоимости в определенной пропорции (п. 4 ст. 170 НК РФ).
Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.
Таким образом, в Налоговом кодексе РФ прямо не предусмотрен механизм распределения сумм НДС, уплаченных при приобретении материальных ресурсов, работ и услуг, которые используются как в коммерческой деятельности, облагаемой НДС, так и в уставной деятельности НКО, поскольку целевые средства, полученные НКО, явно не являются отгруженным товаром.
Несмотря на это, в п. 43 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447 (в настоящее время этот документ признан утратившим силу, но это не имеет принципиального значения), было сказано следующее.
При осуществлении бюджетной организацией наряду с основной бюджетной деятельностью хозяйственной деятельности, связанной с реализацией облагаемых налогом товаров (работ, услуг), такая организация имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
Для принятия к вычету сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым по операциям, облагаемым НДС, бюджетная организация должна обеспечить раздельный учет расходов, относящихся к операциям, признаваемым объектом налогообложения, и расходов по операциям, не облагаемым НДС, включая основную бюджетную деятельность (и причитающейся на их долю суммы налога). Порядок ведения раздельного учета таких расходов должен быть оформлен приказом или распоряжением руководителя организации и соответствовать порядку, изложенному в п. 4 ст. 170 НК РФ. То есть для бюджетных организаций существовали разъяснения, что под «общей стоимостью товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период» следует понимать и средства целевого финансирования («включая основную бюджетную деятельность»).
На наш взгляд, руководствуясь теми же соображениями, что и по налогу на прибыль, НКО, не являющимся бюджетными организациями, можно действовать аналогично и распределять рассматриваемые суммы НДС пропорционально доле дохода от предпринимательской деятельности в суммарном объеме всех своих доходов, включая целевые поступления.
Следует иметь в виду, что при определении пропорции, по нашему мнению, нужно учитывать не весь объем полученных целевых средств, а только ту их часть, которая была использована (освоена) в соответствующем налоговом периоде (по налогу на прибыль — за календарный год нарастающим итогом, по НДС — за каждый квартал) (пример 2).
Отчисления с имущества
Налогообложение некоммерческих организаций включает в себя взимание ряда региональных платежей. К ним, в первую очередь, относят отчисления с имущества. При этом отчетность по данным платежам должны сдавать все НКО, даже те, которые пользуются льготами. Право на послабления при уплате налога с имущество следует заявлять при подаче декларации. Для определения величины платежа используется среднегодовая стоимость собственности. Для ее расчета необходимо знать остаточную цену имущества (недвижимого и движимого). Она определяется как разность между начальной стоимостью и амортизацией, начисляемой каждый месяц. Этот порядок расчета используется во всех обществах как коммерческих, так и некоммерческих. НК закрепляет ставку отчисления с имущества в 2.2 %. Региональные власти, однако, могут ее снизить.
Сроки сдачи документов
Как и для любых других обществ, для НКО установлена обязанность своевременного предоставления отчетности контрольным органам по всем налогам. При этом для каждого отчисления предусматривается свой срок сдачи декларации. Рассмотрим некоторые периоды:
- Единый налоговый отчет. Он предоставляется плательщиками, которые ведут деятельность, не приводящую к движению денег на банковских счетах либо в кассе, и не имеют объектов обложения по соответствующим отчислениям.
- Отчет по НДС. Он сдается ежеквартально до 25 числа первого месяца, идущего за завершенным кварталом.
- Декларация по отчислению с дохода. Она направляется только теми субъектами, у которых возникает обязательство по уплате такого налога. Предоставление отчетности осуществляется до 28 марта периода, следующего после отчетного года.
- Декларация по единому налогу по УСН. Она сдается до 31 марта периода, идущего вслед за завершенным.
НКО, обладающие правом на осуществление предпринимательской деятельности
Перечень форм НКО установлен положениями главы II закона № 7, в соответствии с которыми самостоятельно заниматься предпринимательством вправе:
- общественные и религиозные организации (ст. 6);
- общины коренных малочисленных народов РФ (ст. 6.1);
- казачьи общества (ст. 6.2);
- фонды (ст. 7);
- госкорпорации (ст. 7.1);
- госкомпании (ст. 7.2);
- некоммерческие организации при условии, что они не имеют статуса саморегулируемой организации (ст. 8);
- частные учреждения (ст. 9);
- ГУПы и МУПы (ст. 9.1);
- бюджетные учреждения (ст. 9.2);
- автономные НКО (ст. 10).
Виды деятельности НКО
В соответствии с п. 1 ст. 24 закона № 7 НКО может заниматься одним или несколькими видами деятельности, если это:
- не запрещено действующим российским законодательством (законодатель может устанавливать ограничения на осуществление определенных видов деятельности для отдельных категорий НКО);
- соответствует целям функционирования организации, зафиксированным в ее уставе.
Согласно п. 2 ст. 24 закона № 7 НКО вправе осуществлять следующие виды приносящей доход деятельности:
- производство товаров и оказание услуг;
- покупку и продажу ценных бумаг (акций, облигаций и пр.);
- покупку и продажу прав (как имущественных, так и неимущественных);
- участие в хозяйственных обществах;
- получение статуса вкладчика в товариществах на вере.