Штраф за несоблюдение бокового интервала при ДТП в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за несоблюдение бокового интервала при ДТП в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если Вы планируете обжаловать штраф за несоблюдение дистанции при ДТП в 2023 году, необходимо начать фиксацию доказательств еще на стадии оформления правонарушения. Обязательно снимите место аварии на камеру, уделив внимание предметам, из-за которых могло произойти ДТП. Непосредственно в суде Вы можете с помощью схемы аварии доказать, что опасность сокращения расстояния произошла из-за вынужденных или неверных действий других участников движения. Лучше заручиться поддержкой профессионального адвоката. Он поможет вам отстоять позицию и добиться положительного результата.
Обращайте внимание инспектора на сопутствующие обстоятельства. Наказания можно избежать, если авария возникла из-за внезапного отказа тормозов, езды по узкой дороге, на которой соблюдение безопасного бокового расстояния между машинами невозможно, или выполнения маневра автомобилистом без предупреждения об этом других участников дорожного движения.
Правила соблюдения дистанции на дороге
Правилами определено понятие безопасной дистанции, чтобы водители могли понимать, на каком расстоянии стоит держаться. В ПДД указано, что безопасной называется такая дистанция от впереди идущего по этой же полосе автомобиля, которая позволит своевременно прекратить движение при резком торможении этого впереди идущего автомобиля.
Важно! Четких критериев или конкретного метража правилами не определено. Следовательно, каждый водитель должен определить такую дистанцию самостоятельно, опираясь на свою скорость реакции.
При этом важно учитывать такие характеристики:
- марка автомобиля;
- габариты, тип кузова;
- технические характеристики;
- качество дорожного покрытия;
- скорость движения;
- погодные условия;
- качество резины.
Минимальные значения необходимой дистанции и бокового интервала
В ПДД говорится о том, что расстояние до ближайшего автомобиля в потоке движения должно быть безопасным. Но для водителей эта категория может быть различной. Кто-то уверен, что справится с проблемой за пару метров, а кому-то и 15 будет мало.
Как правильно вычислить безопасную дистанцию и предупредить ДТП? Для верного расчета необходимо учитывать субъективные и объективные факторы.
К субъективным предпосылкам относятся личная оценка водителем своей реакции и имеющихся навыков управления. Гражданин понимает, какая безопасная дистанция на дороге существует именно для него. В таких случаях не важен стаж вождения, он не выходит на первый план, ведь скорость реакции с возрастом снижается.
Объективными факторами считаются:
- погодные условия;
- время года;
- состояние дорожного полотна;
- видимость.
При взятии в расчет указанных выше составляющих и правильных подсчетов, расстояния для предотвращения столкновения должно хватить. Чем хуже ситуация на дороге, тем больше должна быть дистанция и боковой интервал. Это убережет водителя от ДТП разной степени серьезности.
Многие начинающие автолюбители не сразу способны сориентироваться в дорожном потоке. Отсутствует зачастую и соблюдение ПДД.
Требуется помнить, что по законам физики автомобиль не сможет мгновенно остановиться как человек, для этого происходит много манипуляций, которые нам не заметны. Поэтому и необходимо придерживаться безопасной дистанции.
Способы подсчета расстояния:
- Требуется разделить существующую скорость на 2. Это значение является оптимальным даже для городского режима. К примеру, при скорости 80 км/час безопасна дистанция составляет 40 м.
- Определить время для безопасного торможения.
Второй вариант расчетов считается более точным. Время торможения на сухом асфальте при 60 км/ч составляет 2 секунды (это при условии, что будет ясная погода и хорошая видимость). Если пойдет дождь или снег, то на мокрой дороге тормозной путь образуется за 4 секунды.
ПДД о соблюдении дистанции между машинами
Штраф за несоблюдение дистанции в 2020 году выписывается только в том случае, если сзади идущий автомобиль врезался в другой. Чаще всего такое происходит на пешеходных переходах, светофорах, в пробках или на узких городских улочках. Если столкновения не произошло, выбранная дистанция считается корректной, так как четкого размера этого промежутка правилами не определено.
Определяет дистанцию между автомобилями пункт 9.10 ПДД, который говорит о том, что расстояние выбирает сам водитель, исходя из необходимости обеспечения безопасности на дороге. Промежуток обязан быть не меньше тормозного пути, чтобы была возможность избежать столкновения при резком торможении автомобиля впереди. Также следует не забывать про боковой интервал – расстояние до идущего параллельно транспорта. Подбирается оно всегда исходя из ширины дороги и разметки на ней. За нарушение его также предусмотрено административное наказание.
Некоторые водители видят в этом размытость толкования, и не соблюдают дистанцию, двигаясь вплотную к впереди идущему транспорту. Это почти всегда становится причиной аварии. Именно в такой ситуации это является нарушением, согласно установленным пунктам ПДД. Какое расстояние считается безопасным:
- Позволяющее избежать столкновения в случае непредвиденной ситуации.
- Обеспечивающее безопасность движения.
- Не менее длины тормозного пути при выбранном скоростном режиме.
- Соответствующее типу транспортного средства (мотоцикл, легковой, грузовой).
- Выбранное с учетом состояния дороги (сухая, гололед, укатанный снег, мокрая трасса).
Возможные конфликтные ситуации
На дороге, из-за резкого торможения впереди идущего автомобиля, нередко возникают конфликтные ситуации. В этом случае ДТП выглядит как нарушение дистанции двигающимся сзади транспортом. Также возможными вариантами бывают:
- Тонированные габариты. Это ограничивает видимость водителя, и он может не среагировать на маневры транспорта, так как стоп-сигналы не четкие. Даже в этом случае виновник не освобождается от ответственности. Но при желании можно добиться наложения штрафа и на владельца такого «тюнинга».
- У впереди идущего авто шипованные шины. Они увеличивают тормозной путь и повышают вероятность столкновения с машиной, двигающейся сзади, «обутой» в обычные покрышки. Если специального значка нет, есть все шансы привлечь вторую сторону к ответственности. Но от выплаты штрафа это также вряд ли освободит.
- Авто грубо подрезало при обгоне. Доказать в этом случае свою невиновность также проблематично, если не установлен регистратор.
Появятся ли в действительности новые штрафы ГИБДД с 2020?
На самом деле «пугалки» по поводу многократного повышения штрафов ходят по интернету со времен последнего реального изменения в 2018 году. Интернет пестрит заголовками типа «Новые штрафы ГИБДД с 2022 года, таблица». Однако в значительной части опубликованных таблиц приводятся данные буквально «с потолка».
На самом деле за незаконную тонировку как штрафовали на 500-1000 рублей, так и продолжают. Пятитысячные штрафы за такое нарушение остались лишь очередной «страшилкой», сформулированной на основе предложения какого-либо депутата. Не изменились штрафные санкции за непредставление преимущества пешеходу, проезд на «красный», ремень безопасности и прочее.
На данный момент штрафы ГИБДД с нового года также не изменились. Изменения, безусловно, будут – раз уж законопроект реально обсуждается Думой. Но когда это будет, и какие именно конкретные цифры штрафов будут объявлены, со стопроцентной точностью прогнозировать невозможно.
Ясно лишь одно – закон обязательно регламентирует по-новому моменты, которые составляют основную суть предложений МВД:
- Изменение «не штрафуемого порога» нарушения скоростного режима в сторону уменьшения скорости и увеличения суммы штрафа
- Ужесточение наказаний за нарушение ПДД на ж/д переездах
- Штрафы за использование зимней шипованной резины летом (раньше штрафы ГИБДД за это не были предусмотрены)
- Не пристегнутый ремень, отсутствие полиса ОСАГО, вождение без прав будут проверяться автоматически (видеокамерами, синхронизированными с базой данных).
Наиболее частые конфликтные ситуации
В случае если владелец машины затонировал задние стоп-сигналы в целях тюнинга – что снизит видимость при включении для сзади едущего водителя. Поэтому нужно быть предельно внимательным, если впереди двигается машина с такими «наворотами».
При столкновении в таком случае, обычно возникает конфликт. Одна из сторон доказывает, что не могла или не видела зажегшихся огней стоп.
Это не освободит человека от административной ответственности – соблюдение дистанции должно осуществляться независимо от того, затонированы фары или нет у впереди следующего транспорта.
Однако можно добиться на законных основаниях, наложения штрафа на владельца «тюнингованного» авто.
И еще один пример, впереди следующая машина «обута» в шипованную резину, что сокращает ее тормозной путь. Это нередко становиться причиной аварии, с сзади идущим автомобилем, у которого «обычная» зимняя резина.
Одна из сторон может обвинить другую в том, что на заднем стекле не был наклеен значок, что колеса с шипами. Но и это не освобождает основного виновника ДТП от ответственности.
Штраф за несоблюдение дистанции при ДТП по ст. 12.15.1 КоАП РФ
Скажем честно, иногда даже профессионалам непросто учитывать все требования закона. В связи с этим есть прямой смысл разобрать особенности правонарушения, размер действующих санкций.
Пренебрежение существующими правилами всегда ведет к неприятным последствиям в виде ДТП, к тому же виновнику выпишут штраф за нарушение дистанции – 1500 рублей.
Главная причина аварий – самоуверенность и халатность. Ведь часто водители считают, что они полностью контролируют ситуацию. В критический момент удастся предотвратить столкновение, вовремя среагировать, остановиться. В реальности же все выходит по-другому.
Согласно исследованиям экспертов «Общества Защиты прав автовладельцев», чаще всего косвенными виновниками аварий становятся новички или пенсионеры, которые намеренно подставляют заднюю часть машины под удар.
Они уверены в своей правоте, считают, что таким образом проучат невежд на дорогах, которые спешат. Такие выводы подтверждаются на реальных примерах. Но не исключены противоположные ситуации, когда водитель по невнимательности сам не рассчитал дистанцию и допустил столкновение.
Никто не застрахован от неприятностей, но на дороге нельзя вести себя излишне самоуверенно. Ведь автомобиль на скорости непредсказуем, водитель не справляется с управлением и тогда быть беде.
Когда автовладелец не соблюдает правила расположения автомобиля на проезжей части дороги, встречного разъезда, а также движения по обочинам, пересечения организованной транспортной или пешей колонны, то ему грозят административные санкции в размере полторы тысячи рублей. Это указано в ч. 1 ст. 12.15 КоАП РФ.
В данной норме прописан штраф за несоблюдение бокового интервала и дистанции, а также случаи, когда водитель нарушил порядок движения колонны, решил обогнать по обочине, другие схожие ситуации.
Начиная с 2021 года нарушителям дается двадцатидневный
срок уплаты штрафа ГИБДД со скидкой 50 процентов. Время исчисляется со дня вынесения постановления о применении взыскания. Если срок нарушен – оплатить санкции придется полностью.
Значения безопасной дистанции
Для того, чтобы определить точные цифры безопасной дистанции применяются практически тесты на полигонах. При этом учитывается целый ряд условий, среди которых тип шин, скорость движение, состояние дорожного полотна, время реакции водителя и т.д. Вот пример расчета средней безопасной дистанции.
В исходных условиях легковой автомобиль (105 л.с.) с летней резиной 14 дюймов. Скорость составляет 95 км/ч. В серии тестов показаны значения тормозного пути – от 32 до 38 метров. Берется среднее значение в 35 метров. Дополнительно проводятся тесты на дорогах с гладким асфальтом, где тормозной путь в среднем увеличился на 5 метров (итого 40 метров). Добавляем также те 2 секунды, за которые водитель должен понять, что надвигается экстренная ситуация и надо тормозить. При скорости 95 км/ч – это 49 метров. Финальная цифра для заданных условий – это 89 метров (безопасная дистанция).
В таблице представлены результаты тестов для других условий дорожного покрытия:
Скорость движения автомобиля, км/ч | ||||
Условия на дороге | 35 км/ч | 65 км/ч | 85 км/ч | 105 км/ч |
Авто на летних шинах едет по сухой дороге | 30,7 | 57,0 | 74,5 | 92,0 |
Авто едет на летних шинах по мокрой дороге | 29,3 | 54,4 | 71,2 | 88,0 |
Авто едет на «липучке» по сухой дороге | 31,5 | 58,4 | 76,4 | 94,4 |
Авто едет на «липучке» по мокрой дороге | 28,7 | 53,4 | 69,8 | 86,2 |
Авто едет на «липучке» по снегу или льду | 24,6 | 45,7 | 59,8 | 73,9 |
Авто с шипованной резиной едет по сухой дороге | 31,1 | 57,7 | 75,5 | 93,3 |
Авто на шипованной резине едет по мокрой дороге | 27,5 | 51,1 | 66,8 | 82,5 |
Авто на шипованной резине едет в снег или лед | 31,8 | 59,0 | 77,2 | 95,4 |
Учтите, что это теоретические расчеты, которые могут не учитывать, например, степень износа тормозной системы вашего автомобиля. Да и соблюдать дистанции по 95 метров в реальности будет проблематично – некий спешащий человек, обязательно попробует вклиниться в образовавшееся место.
Вождение в нетрезвом состоянии
Наказание за езду в пьяном виде останется без изменений – штраф в размере 30 тыс. руб. и лишение прав сроком на 2 года.
Однако после Нового года серьезные ограничения ждут водителей, которые управляли транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, а в салоне при этом находились дети.
Это автоматически повышает сумму штрафа до 50 тыс. руб., водительского удостоверения можно будет лишиться уже на 3 года.
В частности, они инициировали штрафы именно за перевозку в пьяном виде детей. Если при остановке транспортного средства автоинспектором обнаружится, что водитель пьян, а в салоне сидит ребенок (причем, детьми в данном случае будут считаться лица в возрасте до 16 лет), он лишится прав на три года, а также весьма крупной суммы в 50 тыс. руб.
Кроме того, вскоре все пьяные водители, по вине которых уже однажды случались аварии со смертельным исходом, будут лишаться свободы сроком до 3 лет и платить штраф, достигающий огромной суммы 300-500 тыс. руб.
- Решение по делу №12-67/2013 в Татарстане удовлетворило жалобу водителя о том, что она незаконно привлечена к штрафу за нарушение пункта 9.10 ПДД, когда двигалась задним ходом и допустила столкновение со стоящим автомобилем. Здесь целых 2 несоответствия условиям 9.10: автомобиль потерпевшего не двигался, он же был сзади, а не впереди машины виновницы ДТП.
- Постановлением № 5-18/2013 суда Орловской области прекращено дело водителя, который якобы в нарушение 9.10, не соблюдая дистанцию, въехал в мотоблок. Дело прекращено на основании того, что мотоблок транспортным средством не является, а пункт чётко оговаривает, что дистанцию нужно соблюдать именно до движущегося впереди транспортного средства.
- Приговор №1-6/2015 в Тверской области по уголовному делу за причинение смерти велосипедисту из-за несоблюдения дистанции водителя автомобиля.
- Ещё одно решение с отменой штрафа за нарушение пункта 9.10 на основании того, что нарушивший водитель двигался задним ходом и столкнулся со стоящей машиной.
Как определить виновника ДТП
Если на одной полосе столкнулось две машины, которые двигались при этом в одном направлении, то практически всегда является виновником водитель второго автомобиля.
Как правильно измерить безопасную дистанцию? Советы для автолюбителей в этом видео:
Именно он не смог обеспечить оптимальную безопасную дистанцию с другим авто. При этом неважно, по какой причине впереди движущийся автомобиль резко затормозил.
Нередкими являются ситуации, когда виновниками признаются оба автомобилиста, но определить это можно после проведения расследования, так как практически всегда оба участника аварии пытаются оградить себя от обвинений.
Важно! Для определения виновника оценивается тормозной путь, погодные условия, полученный урон машинами, наличие знаков и разметки, а также множество других факторов, позволяющих выявить виновника.
Комментарии и разъяснения к пункту 9.10 ПДД
В целом, этот 9.10 достаточно простой для понимания пункт, но всё же ряд моментов требует уточнения тонкостей.
Так, можно выделить наиболее важные тезисы:
- дистанция, согласно пункту 9.10 ПДД – понятие условное, нет чёткого размера этой дистанции,
- то же самое касается бокового интервала – пока нет ДТП, то боковой интервал обеспечивает безопасность движения, и Правила по этой части не нарушены,
- если Вы едете задним ходом, речи о нарушении этого пункта не может идти, так как важное условие – движущееся впереди ТС,
- также 9.10 не применима в случае, если автомобиль впереди стоит, так как ещё одно условие – «движущееся впереди ТС».