Как оформить самозахват земли в 2023 году собственность
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оформить самозахват земли в 2023 году собственность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Граждане могут разными способами присваивать себе чужие земельные наделы. Объектами их посягательств становятся как приватные территории, так и общественные аграрные угодья. К примеру, кем-то из соседей осуществляется самовольная постройка с захватом земли общего пользования. Построив на ней сооружения для личных целей, нарушитель сужает проезд к участкам других землевладельцев и попирает их право на беспрепятственный доступ транспорта к дому.
Очевидно, что забор должен проходить по настоящим границам участков. Смещение его расценивается как самозахват территории. Есть и другие требования. Так, например, высота забора в соответствии с пунктом 6.2 СП 53.13330.2019 по периметру садовых земельных участков рекомендуется от 1,2 до 1,8 м, нельзя устанавливать глухие заборы, так как они будут создавать тень на участках соседей. Кроме того, у садового товарищества, если ваш участок в него входит, могут быть свои критерии и требования – их лучше узнать заранее.
Если отношения с соседями оставляют желать лучшего, рекомендуется перед установкой забора согласовать с ними параметры и получить письменное согласие, сделать соответствующую отметку в документах садоводческого или дачного объединения. В этом случае при возникновении конфликта у вас будет подтверждение, что вы проводили работы с согласия соседей.
Общее правило, как обычно, таково: все работы нужно проводить с учетом требований законодательства, а спорные моменты обсуждать и утверждать с соседями, тогда общение на даче не будет омрачено имущественными или другими конфликтами.
Самовольный захват земли общего пользования – последствия
Факты нарушения правил использования земель общего пользования (незаконное использование), в том числе, самовольное занятие земельного участка, расследуются государственными федеральными инспекторами. Они специализируются на охране и на использовании тех земельных участков, которые есть в Росреестре.
Что является фактическим самозахватом? Нарушение регламентируется статьей «Самовольное занятие земли». В соответствии с ее нормами, занятие земель общего пользования по собственной воле в обстоятельствах, в которых отсутствуют необходимые документы, либо документы, подтверждающие наличие права ведения хозяйственной деятельности – нарушение, которое квалифицируется как административное.
Что грозит гражданину за самозахват земли? Предусмотрено наказание в виде штрафа.
Таблица штрафов (данные за 2022 год)
Лицо |
Размер штрафа |
Физическое лицо (если определена кадастровая стоимость земельного участка) |
от 1% до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5 000 рублей |
Должностное лицо (если определена кадастровая стоимость земельного участка) |
от 1,5% до 2% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 000 рублей |
Юридическое лицо (если определена кадастровая стоимость земельного участка) |
от 2% до 3% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 000 рублей |
Физическое лицо (если не определена кадастровая стоимость земельного участка) |
От 5 000 до 10 000 рублей |
Должностное лицо (если не определена стоимость кадастрового участка) |
От 20 000 до 50 000 рублей |
Юридическое лицо (если не определена кадастровая стоимость земельного участка) |
От 100 000 до 200 000 рублей. |
Основания для отказа в государственной регистрации
Подача документов на регистрацию права не означает, что оно будет обязательно зарегистрировано. Заявителю могут и отказать, в некоторых случаях. Основания для этого следующие:
- документы оформлены не в соответствии с действующим законодательством;
- данный земельный участок является объектом судебных разбирательств относительно установления законных границ;
- в реестре отсутствует уточненная информация о границах этого земельного надела;
- налицо конфликт уже зарегистрированного права с тем, которое пытаются зарегистрировать сейчас;
- в заполненных документах указаны не все сведения о заявителе или об участке, или указанные данные не соответствуют действительности.
Основное наказание за самозахват – административная ответственность. Правонарушителю начисляется штраф, сумма которого зависит от степени тяжести, особенностей участка.
Имеет значение, находится ли территория на кадастровом учете, какова ее стоимость. Поэтому будет разной штрафная выплата при захвате куска участка, который считается дорогой и не числится в кадастровом реестре, и строительстве здания на чужой площади, имеющей кадастровый паспорт.
- Если земля числится в кадастре, при ее самовольном захвате нужно заплатить от 1 до 1,5% цены земельной площади. Но не меньше, чем 5 000 рублей. Такой штраф предусмотрен для физических лиц.
- Юридическое лицо заплатит от 15, до 2% от цены. Но не меньше, чем 20 000 рублей.
- Для компаний штраф вырастет до 3% от цены участка. Но не менее 100 000 рублей.
Ответственность за самозахват земельного участка
Контроль за использованием земельных угодий лежит на уполномоченных надзорных органах. В их обязанность входит отслеживать и не допускать случаи самозахвата земельных участков, а также применять взыскания к нарушителям. Наказание в виде штрафа за противоправные действия в сфере земельных отношений составляют:
- для физических лиц 1-1,5 % от кадастровой стоимости участка, взятого самозахватом, но не менее 10 тыс. рублей;
- для должностных лиц 1,5-2 % от кадастровой стоимости, но не менее 40 тыс. руб.
- для юридических лиц 2-3 %, но не менее 200 тыс. руб.
Если кадастровая оценка не была произведена, то штрафы устанавливаются в фиксированном размере:
- для физических лиц до 10 тыс. рублей;
- для должностных лиц 40-50 тыс. рублей;
- для юридических лиц 200-300 тыс. рублей.
«Дачная амнистия» всегда касалась НЕ только дачных или садовых участков, она касается ВСЕХ участков, которые были когда-то предоставлены государством на каком-либо праве, но только не собственность, но правильных документов на землю так и нет, или они не оформлены до конца должным образом.
Появилась отличная возможность оформить права на жилые дома, которые были построены еще до 1998 года, даже если отсутствуют правоустанавливающие документы, а также получить бесплатно в собственность и земельные участки под ними.
В России очень много домов, которые числятся учтенными в старых документах совхозного (колхозного) учета, похозяйственного учета бывших поселковых советов, в учетных документах бывших БТИ. Это шанс для тех у кого:
- 1. Именно ЖИЛОЙ дом для постоянного проживания построенный до 14 мая 1998 года;
- 2. Количество надземных этажей должно быть не выше 3-х, высота строения — не более 20 м.
- 3. Такой дом должен состоять из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения бытовых нужд, связанных только с проживанием;
- 4. Чтобы попасть под упрощенную дачную амнистию, такой дом не может быть предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
- 5. Дом должен располагается именно в границах населенного пункта и на государственных или муниципальных землях.
Почему важно контролировать границы участка?
Государственная регистрация недвижимости появилась только в 1998 году, когда вступил в силу соответствующий закон. До этого учетом земли занимались сразу несколько структур: архитектурные отделы местных администраций, земельные отделы, комитет по земельным ресурсам, вследствие чего правоустанавливающие документы часто противоречили друг другу.
Возможно, это и есть главная причина, почему соседи, отчаявшись добиться правды, решились на противоправные действия.
Если вы хотите избежать самовольного захвата земли, нужно постоянно контролировать местоположение ограждений (забора), проверять с рулеткой (это не шутка). Люди бывают разные. Что-там говорить, бывает, что границы государств злоумышленники меняют за ночь, перенося пограничные столбы. Тогда уж в чем проблема, чтобы слегка «подвинуть» забор соседа, на метр-другой. На все про все — полчаса работы.
Как осуществляется незаконное завладение землей
Граждане могут разными способами присваивать себе чужие земельные наделы. Объектами их посягательств становятся как приватные территории, так и общественные аграрные угодья. К примеру, кем-то из соседей осуществляется самовольная постройка с захватом земли общего пользования. Построив на ней сооружения для личных целей, нарушитель сужает проезд к участкам других землевладельцев и попирает их право на беспрепятственный доступ транспорта к дому.
Землевладельцы, права которых были нарушены, сообщают о действиях захватчиков в органы местной власти, а те реагируют на них соответствующим образом.
Самовольное присвоение земель, находящихся в собственности других граждан, случается значительно реже, чем самозахват земли общего пользования, поскольку такие случаи устанавливаются очень быстро и могут быть оспорены в судебном порядке.
Административное наказание
При применении административных мер назначаются санкции, предусмотренные КоАП. В этом случае имеет значение, к какой категории относится лицо, незаконно завладевшее землей.
Размеры штрафов напрямую зависят от стоимости надела и составляют для:
- юридических лиц – 2 – 3% (не менее 100 000 рублей);
- должностных лиц – 1,5 – 2% (не менее 20 000 рублей);
- физлиц – 1 – 1,5% (не менее 5 000 рублей).
Если не была проведена оценка земельного надела, штраф имеет фиксированную величину и составляет:
- юрлица – 200 – 300 тыс. рублей;
- должностные лица – 40 – 50 тыс. рублей;
- физлица – до 10 тыс. рублей.
Кому доступен бесплатный земельный участок
Есть категория граждан, которые могут рассчитывать на бесплатное получение земли. Точные условия прописаны в статье 39.5 ЗК РФ. Здесь указано, кто из граждан может получить земельный участок, руководствуясь законами федерального уровня.
Прежде всего, оформить землю могут собственники других участков в границах земель общего назначения, а также участков в огородничествах или в садоводстве. Эти участки передаются в долевой собственности, если человек будет их использовать для собственных нужд.
Когда человеку предложили участок в рамках безвозмездного пользования и гражданин им пользовался в течение пяти лет, но не нарушал предписания землепользования, этот человек может оформить землю в свою собственность. То же касается ситуаций, когда человек владел землей более пяти лет, но при этом работает по своей специальности в муниципальном образовании.
Основания для отказа в государственной регистрации
Подача документов на регистрацию права не означает, что оно будет обязательно зарегистрировано. Заявителю могут и отказать, в некоторых случаях. Основания для этого следующие:
- документы оформлены не в соответствии с действующим законодательством;
- данный земельный участок является объектом судебных разбирательств относительно установления законных границ;
- в реестре отсутствует уточненная информация о границах этого земельного надела;
- налицо конфликт уже зарегистрированного права с тем, которое пытаются зарегистрировать сейчас;
- в заполненных документах указаны не все сведения о заявителе или об участке, или указанные данные не соответствуют действительности.
Административное наказание
При применении административных мер назначаются санкции, предусмотренные КоАП. В этом случае имеет значение, к какой категории относится лицо, незаконно завладевшее землей.
Размеры штрафов напрямую зависят от стоимости надела и составляют для:
- юридических лиц – 2 – 3% (не менее 100 000 рублей);
- должностных лиц – 1,5 – 2% (не менее 20 000 рублей);
- физлиц – 1 – 1,5% (не менее 5 000 рублей).
Если не была проведена оценка земельного надела, штраф имеет фиксированную величину и составляет:
- юрлица – 200 – 300 тыс. рублей;
- должностные лица – 40 – 50 тыс. рублей;
- физлица – до 10 тыс. рублей.
Основы землепользования
Принципы и основные нормы использования земельных наделов определены Земельным кодексом Российской Федерации. Их главные постулаты перечислены в ст. 1:
- значимость земли как основного компонента жизнедеятельности;
- приоритет ее защиты в качестве важнейшего элемента окружающей среды и средства производства;
- главенство охраны жизни и здоровья человека;
- единообразие судьбы участков и связанных с ними объектов;
- платность использования;
- право на участие общественных и религиозных организаций, а также отдельных граждан в решении вопросов, касающихся реализации их прав на землю;
- главенство сохранения особо ценных земель и охраняемых территорий;
- деление по целевому назначению на категории;
- равное соблюдение законных интересов граждан и общества.
Куда подавать жалобу на самовольное занятие участка?
Пожаловаться на незаконные действия в отношении земли можно в местную администрацию или непосредственно в тот отдел, который осуществляет земельный контроль, как правило, это местный земельный комитет.
Также обратиться с заявлением можно в Росреестр Свердловской области или того управления, где допущено нарушение земельного закона.
Кроме указанных органов, у нас есть орган, который осуществляет надзорные функции за соблюдением законодательства – это прокуратура. Обратиться в прокуратуру можно, однако, возможно прокуратура обратиться за помощью в местный земельный комитет, который даст ей пояснения или разъяснения. Если же у прокурора будут все необходимые документы, подтверждающие проступок, возможно проверка будет проведена только на основании представленных документов.
Помимо жалобы можно обратиться с претензией непосредственно к собственнику или пользователю участка, который осуществил захват.
ПОЛЕЗНО: смотрите видео с советами по составлению жалобы и заказывайте полностью готовый документ у нашего земельного адвоката
Определение правовой охраны земельных ресурсов включает систему закрепленных законодательством мер, которые направлены на обеспечение рациональной эксплуатации земель, сохранение и повышение их плодородия, защиту от разрушения и истощения.
Эти меры применяются комплексно и осуществляются с целью:
- недопущения деградации/разрушения земель и других негативных последствий хозяйствования путем стимулирования природоохранных технологий производства;
- обеспечения восстановления и улучшения аграрных территорий, которые подверглись нарушению или деградации;
- создания правил проверки и учета экологического состояния ресурсов.