ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16.08.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Формирование пенсионных средств осуществляется за счет бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Для выяснения вопроса о порядке и источниках финансирования трудовых пенсий п. 1 ст. 6 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» отсылает нас к Федеральному закону «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регламентируется целым рядом законодательных актов. К числу законодательных актов, регулирующих отношения в сфере пенсионного обеспечения, относятся:

1) Конституция Российской Федерации;

2) Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ);

3) Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ);

4) Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

5) Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

6) Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

7) Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

8) Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»;

9) Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

10) Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

11) Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

12) Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Конституция РФ является основным законом Российской Федерации. Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь, в том числе развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные меры социальной защиты.

Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливаются обязательные организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Правовое регулирование отношений данного закона направлено на создание правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих компенсацию заработка гражданам, которую они получают до установления им трудовой пенсии.

Действие Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» распространяется на те категории граждан, в отношении которых действует законодательство об обязательном пенсионном страховании, к ним относятся: физические лица – граждане Российской Федерации, осуществляющие трудовую деятельность, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты физическим лицам. Закон устанавливает в отношении перечисленных категорий граждан организационные основы и принципы учета этих граждан, а основной целью индивидуального (персонифицированного) учета является создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами каждого застрахованного лица.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионом обеспечении в РФ» пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается:

1) федеральные государственные служащие;

2) военнослужащие;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

6) нетрудоспособные граждане.

Закон устанавливает четыре вида пенсий:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) социальная пенсия.

Статья 1 Федерального закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» устанавливает перечень категорий лиц, которым в соответствии с законом может быть установлена пенсия. К ним относятся лица, проходившие военную службу в Вооруженных Силах РФ и объединенных Вооруженных силах Содружества Независимых Государств:

1) лица, которые проходили военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов;

2) лица, которые проходили военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин;

3) лица офицерского состава, прапорщики и мичманы, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР;

4) лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего СССР;

5) лица, проходившие службу в государственной противопожарной службе;

6) лица, проходившие службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

7) лица, проходившие службу в органах уголовно-исполнительной системы;

Члены семей перечисленных категорий лиц имеют право на получение пенсии в порядке, установленном законом.

Федеральный закон «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» устанавливает порядок пенсионного обеспечения граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ и выезжающих за пределы Российской Федерации.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии. Закон предусматривает три разновидности трудовой пенсии:

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Право на выплату трудовой пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Условиями для назначения трудовой пенсии по инвалидности являются:

1) наступление инвалидности;

2) определенное медицинскими показаниями ограничение способности к трудовой деятельности III, II или I степени.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца выплачивается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца.

Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» дополняет пенсионное законодательство в части обеспечения трудоспособных граждан России в период их временной нетрудоспособности. К страховым случаям в соответствии с Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» относятся:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) временная нетрудоспособность;

3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;

4) материнство;

5) инвалидность;

6) наступление старости;

7) потеря кормильца;

8) признание безработным;

9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» регламентирует создание негосударственных пенсионных фондов и регулирует их деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» регулирует отношения по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии.

Налоговый кодекс РФ в ст. 213.1 устанавливает особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами. В гл. 24 НК РФ содержатся положения, регламентирующие налогообложение в сфере обязательного пенсионного страхования.

Кто имеет право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению

Условия и порядок реализации государственного пенсионного обеспечения регламентируются нормами Федерального закона № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Так, статья 3 Закона устанавливает право на пенсию, которое в согласно документу имеют следующие лица:

  • граждане РФ при соблюдении условий, о которых речь пойдет дальше;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, которые постоянно проживают на территории РФ на тех же основаниях, что и граждане РФ, если другое не предусмотрено Законом или международным договором РФ. При этом факт постоянного проживания в России, как основание назначения пенсии, может быть установлен судом исходя из непрерывности, длительности пребывания в стране и иных обстоятельств дела.

Кроме того, данная статья Закона устанавливает факт того, что гражданам, которые имеют право на два вида пенсии, устанавливается одна, по их выбору. Право же на одновременное получение двух пенсий, имеют:

  • участники Великой Отечественной войны;
  • граждане, ставшие инвалидом вследствие военной травмы;
  • родители военнослужащих, которые проходили военную службу по призыву, погибли в период прохождения службы или умерли вследствие военной травмы после увольнения (исключением являются случаи, когда смерть наступила в результате противоправных действий военнослужащих);
  • вдовы военнослужащих, погибшие в период прохождения военной службы из-за военной травмы, при условии не вступления в новый брак;
  • нетрудоспособные члены семей граждан, ставших инвалидами, получивших или перенесших лучевую болезнь или иное заболевание, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы ЧАЭС, а также граждан, принимавшим непосредственное участие в ликвидации последствий аварии;
  • граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • члены семьи погибших либо умерших граждан из числа космонавтов.

Непосредственно право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению установлено статьей 4 Закона для следующих граждан:

  • федеральные государственные гражданские служащие;
  • участники ВОВ;
  • военнослужащие;
  • граждане, пострадавшие вследствие техногенных или радиационных катастроф;
  • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • граждане из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава;
  • нетрудоспособные граждане;
  • члены семьи граждан, указанных выше, в случаях, предусмотренных обсуждаемым Законом.

Размер пенсий по государственному пенсионному обеспечению

Размер пенсий устанавливают статьи 14-18 Закона о государственном пенсионном обеспечении:

  • Статья 14 Закона фиксирует размеры пенсий федеральных государственных гражданских служащих — 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности);
  • Статья 15 Закона устанавливает размеры пенсии военнослужащих и членов их семей — определяются в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». При этом, пенсия по инвалидности военнослужащим, которые проходили службу в качестве матросов, солдат, сержантов и старшин, назначается в зависимости от причин наступления инвалидности:
  1. если инвалидность наступила вследствие военной травмы: инвалидам I группы — 300 процентов размера социальной пенсии (5034 рубля 25 копеек); инвалидам II группы — 250 процентов; инвалидам III группы — 175 процентов;
  2. если инвалидность наступила вследствие заболевания, полученного в период службы: инвалидам I группы — 250 процентов размера социальной пенсии (5034 рубля 25 копеек); инвалидам II группы — 200 процентов; инвалидам III группы — 150 процентов.
  • Статья 16 Закона фиксирует размеры пенсий участникам ВОВ и гражданам, награжденным знаком «Житель блокадного Ленинграда»:
  1. пенсия по инвалидности участником ВОВ составляет: инвалидам I группы — 250 процентов размера социальной пенсии (5034 рубля 25 копеек); инвалидам II группы — 200 процентов; инвалидам III группы — 150 процентов;
  2. пенсия граждан, награжденных знаком блокадного Ленинграда, составляет: инвалидам I группы — 200 процентов размера социальной пенсии (5034 рубля 25 копеек); инвалидам II группы — 150 процентов; инвалидам III группы — 100 процентов.
  • Статья 17 Закона регламентирует размеры пенсии граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, и членов их семей:
  1. гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь или заболевания связанных с радиационным воздействиям в результате катастрофы ЧАЭС или с работами по ликвидации последствий катастрофы размер пенсии составляет – 250 процентов размера социальной пенсии (5034 рубля 25 копеек);
  2. гражданам, проживающим или работающим в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения — 200 процентов;
  3. гражданам, ставшими инвалидами вследствие катастрофы на ЧАЭС или другой радиационной катастрофе: инвалидам I группы — 250 процентов размера социальной пенсии (10 068 рублей 53 копейки); инвалидам II группы — 250 процентов размера социальной пенсии (5034 рубля 25 копеек); инвалидам III группы — в размере, равном разнице между 250 процентами размера социальной пенсии и 125 процентами размера указанной пенсии;
  4. пенсию по утере кормильца назначают: детям, потерявшим обоих родителей — 250 процентов размера социальной пенсии (5034 рубля 25 копеек); другим нетрудоспособным членам умершего кормильца — 125 процентов размера социальной пенсии.
  • Статьи 17.1 и 17.2 устанавливают размеры пенсии для граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава.
  • Статья 18 Закона регламентирует размеры социальной пенсии нетрудоспособных граждан в следующих размерах:
  1. гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), инвалидам II группы (исключения инвалиды детства), гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет, несовершеннолетним и старше (обучающихся на очной форме), потерявшим одного из родителей — 5 034 рубля 25 копеек в месяц;
  2. инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам — 12 082 рубля 6 копеек в месяц;
  3. инвалидам I группы, инвалидам с детства II группы, несовершеннолетним и старше (обучающимся на очной форме), потерявшим обоих родителей — 10 068 рублей 53 копейки в месяц;
  4. инвалидам III группы — 4 279 рублей 14 копеек в месяц.
Читайте также:  Алименты если отец в тюрьме не работает

Пенсия по возрасту (старости): понятие, виды

В действующем законодательстве к данному виду пенсий применяется иной термин – «пенсия по старости». Вряд ли будет обоснованным и целесообразным применять это понятие на уровне закона, поскольку старость – это категория медицинская, биологическая. Она наступает у разных людей в разном возрасте в зависимости от индивидуальных особенностей организма, условий и образа жизни и других факторов. Поэтому старость и возраст, с наступлением которого возникает право на пенсию, в большинстве своем не совпадают по времени. Кроме того, вряд ли уместно и корректно называть старым человека, имеющего право на досрочную пенсию, к примеру, в 45 или 50 лет. Тем более что классификация возрастов, принятая Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), предполагает средний возраст – 45–59 лет, пожилой возраст – 60–74 года, старческий возраст – 75–90 лет.

Пенсия по старости – основной вид пенсионного обеспечения, на выплату которого расходуется значительная часть средств Пенсионного фонда РФ.

До недавнего времени в праве социального обеспечения использовался термин «пенсия по возрасту», который более корректен, т. к. в Конституции РФ гарантируется социальное обеспечение «по возрасту», а не по старости.

С юридической точки зрения «старость» – достижение возраста, указанного в законе.

Исходя из вышесказанного, правильнее, точнее и корректнее будет называть пенсию, связанную с достижением определенного возраста, именно пенсией по возрасту, о чем неоднократно писали ученые и юристы-практики.

Выделяют следующие виды пенсии по старости: страховая пенсия по старости, досрочная страховая пенсия по старости в зависимости от профессиональной категории гражданина, досрочная страховая пенсия по старости в зависимости от социальной категории граждан, государственная пенсия по старости, социальная пенсия по старости.

Страховая пенсия по старости – самый распространенный вид пенсии в России.

Право на нее имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет, при наличии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионного законодательства).

Страховая пенсия по старости может быть назначена ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Условием для назначения такой пенсии является наличие определенной продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, а также величины индивидуального пенсионного коэффициента, размер которого с 1 января 2015 года устанавливается не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения в 2025 году величины коэффициента 30. В соответствии с пенсионным законодательством правом на досрочную пенсию обладают установленные соответствующим законом профессиональные и социальные категории граждан (прилож. 1 и 2). При этом для определенных профессиональных категорий периоды соответствующей работы засчитываются в стаж для досрочной пенсии начиная с 1 января 2013 года при уплате страховых взносов по дополнительному тарифу, а после проведения специальной оценки условий труда – наличия на рабочих местах вредного и (или) опасного класса условий труда.

Для назначения страховой пенсии по старости можно обратиться в любое время после возникновения права на нее без каких-либо ограничений по времени. Заявление о назначении страховой пенсии с документами подается в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту регистрации (в том числе временной) или в многофункциональный центр (МФЦ) либо в Пенсионный фонд по месту фактического проживания. Заявление с документами можно подать лично либо через законного представителя непосредственно в территориальный орган ПФР, по почте или через МФЦ.

При подаче заявления по почте днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле по месту отправления заявления, через МФЦ – дата приема заявления МФЦ. Россияне, выехавшие на постоянное место жительства за пределы России и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания в России, подают заявление непосредственно в Пенсионный фонд России (Москва, ул. Шаболовка, д. 4).

Пенсионный фонд может принять заявление о назначении страховой пенсии по старости, но не ранее чем за месяц до наступления пенсионного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости.

Итак, для назначения страховой пенсии по старости должны быть соблюдены три условия.

Первое – достижение общеустановленного возраста: 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная пенсия по старости, утверждены Правительством РФ.

Второе – страховой стаж не менее 15 лет. Повышение требований к стажу происходит постепенно: в 2015 году он составляЛ 6 лет и в течение 10 лет поэтапно, по 1 году, увеличится к 2024 году до 15 лет.

Третье – 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов). Требование по наличию 30 баллов также вводится постепенно: в 2015 году – 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения указанной величины к 2025 году.

Заявление о назначении страховой пенсии по старости Пенсионный фонд России рассматривает в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления недостающих документов (если они были представлены в течение трех месяцев).

Страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня возникновения права на нее. Ранее дня обращения она назначается в том случае, если обращение последовало в течение 30 дней со дня увольнения с работы. При этом ее назначение происходит со дня, следующего за днем увольнения с работы.

Страховая пенсия по старости выплачивается ежемесячно. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, которая будет заниматься доставкой пенсии, а также способ ее получения (на дому, в кассе доставочной организации или на свой счет в банке). Кроме того, за пенсионера получать пенсию может доверенное лицо. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии, что пенсионер ежегодно подтверждает факт регистрации по месту получения пенсии.

Государственная пенсия по старости назначается гражданам, которые пострадали в результате радиационных или техногенных катастроф.

Условия для назначения государственной пенсии по старости различаются в зависимости от статуса граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и от характера выполнявшихся ими работ, от времени, места и продолжительности проживания на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению, от установления причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы или с последствиями других радиационных или техногенных катастроф.

Кроме того, общим для всех категорий будет являться наличие не менее 5 лет страхового стажа.

Социальная пенсия по старости устанавливается: гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), постоянно проживающие в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии; гражданам Российской Федерации, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации не менее 15 лет и достигшим указанного возраста.

Законодательная база пенсионного обеспечения трудовых пенсий

ПФР осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.

Законодательство Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения населения не является совершенным, однако в Российской Федерации имеется довольно таки сложная и разветвленная система нормативных актов регламентирующих данный вопрос. Как нам известно, эта система имеет довольно сложную структуру, и свою иерархию.

Так, во главе Российского законодательства стоит Конституция РФ, которая закрепляет основные права и свободы гражданина Российской Федерации, к которым относится так же и право на социальное обеспечение. Немного ниже по своей юридической силе стоят Конституционные Федеральные законы. Ниже идут Федеральные законы, а уж затем Конституции субъектов федерации и их законы, и нормативные акты.

Конституция гарантирует социальную защиту граждан Российской Федерации и провозглашает основные направления государственной внутренней политики касающейся пенсионного обеспечения.

Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством со всеми вытекающими из этого последствиями, так ст. 7 Конституции РФ гласит:

1. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Как мы видим, Конституция провозглашает основные принципы государственного управления и государственной политики Российской Федерации, в том числе и в области социального обеспечения населения.

Она устанавливает основное право граждан РФ на пенсионное обеспечение и социальную защиту. В частности ст.39 Конституции РФ гласит:

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Таким образом, Конституция гарантирует социальную защиту граждан Российской Федерации и провозглашает основные направления государственной внутренней политики касающейся пенсионного обеспечения.

Термин «Социальное обеспечение» понимается в Конституции в широком смысле и включает в себя социальное страхование, предусматривающее предоставление различных выплат за счет страховых взносов, а так же, социальную защиту (помощь), осуществляемую за счет государственных и бюджетных средств. Социальное страхование, в свою очередь, охватывает государственное (обязательное) социальное страхование и добровольное (дополнительное) социальное страхование.

Для конкретизации данных вопросов в Конституции имеются ссылки на федеральные законы.

Современное российское законодательство в области пенсионного обеспечения населения состоит из ряда крупных нормативно-правовых актов, принятых в форме федеральных законов. Основными источниками пенсионного права являются:

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»,

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,

Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»,

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»,

Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»,

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»,

Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»,

Федеральный закон N 56-ФЗ от 30.04.2008 г. «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»

Федеральный закон № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

Понятие государственной пенсии содержится в ст. 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение, которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы, при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Данный Закон устанавливает условия назначения следующих видов пенсий:

— по старости — лицам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф, включая аварию на Чернобыльской АЭС;

— по инвалидности — пострадавшим от тех же катастроф; лицам, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин; участникам Великой Отечественной войны;

— по случаю потери кормильца — нетрудоспособным членам семей перечисленных выше категорий граждан;

за выслугу лет — федеральным государственным служащим.

Закон содержит отсылочную норму о том, что пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности военнослужащим (за исключением проходивших военную службу по призыву) и пенсии по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» от 12 февраля 1993 г. Финансирование государственного пенсионного обеспечения производится за счет средств федерального бюджета (ст. 6 Закона). Закон не охватывает все возможные случаи государственного пенсионного обеспечения. Пенсионное обеспечение не предусмотренных этим Законом отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, может регулироваться другими федеральными законами.

Читайте также:  Выплаты при рождении первого ребенка в 2023 году Пенза

Трудовые пенсии в РФ устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 17.12.01 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Трудовая пенсия определяется в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ (ст. 2) как ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью последних. К характеристике трудовой пенсии относится и то, что право на нее определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными данным Законом.

В Законе очерчен круг лиц, имеющих право на трудовую пенсию при соблюдении условий, предусмотренных для каждого вида пенсий. Право на пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», и нетрудоспособные члены их семей (при потере кормильца). Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России, имеют право на пенсию наравне с российскими гражданами, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором (ст. 3 Закона).

Общая характеристика закона

15 декабря 2001 г. был принят Федеральный закон № 166- ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении». В ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» дается понятие пенсии. Согласно ст.2 Закона пенсия по государственному пенсионному обеспечению определяется как ежемесячная государственная денежная выплата, которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения

Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1

Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».

В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.

Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.

В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.

В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).

Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.

Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.

Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.

В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.

Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.

С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.

Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.

Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.

Роль СМИ в обеспечении успешного внедрения изменений в работе отечественной пенсионной системы и повышении личной ответственности гражданина за будущее пенсионное обеспечение

На протяжении всей пенсионной реформы средства массовой информации разъясняли, как меняется система пенсионного обеспечения. СМИ сообщали об изменениях в законодательстве, наглядно показывали на примерах и схемах новые способы исчисления пенсии, публиковали сообщения и разъяснения представителей Пенсионного фонда РФ.

Первой массовой кампанией по освещению пенсионной реформы стали публикации, посвященные формированию накопительной части пенсии и ее инвестированию через управляющие компании и НПФ, начиная с 2002 года. СМИ распространяли информацию о том, для чего предназначена накопительная часть пенсии, и каким образом можно передать свои накопления для инвестирования. С этого момента населению начали внушать мысль о том, что уровень благосостояния в старости зависит от предприимчивости будущего пенсионера.

Позже СМИ начали регулярно сообщать о результатах инвестирования через УК и НПФ, разъяснять, как отслеживать размер полученного дохода по извещениям ПФР о размере пенсионного капитала, накопленного за истекший год. Также с тех пор и до настоящего времени регулярно публикуются разъяснения, как перевести свои пенсионные накопления в другую УК или НПФ, если владелец накоплений считает, что его средствами управляют недостаточно эффективно.

Отдельная кампания в СМИ была посвящена популяризации программы софинансирования пенсий, в ходе которой в общественное сознание начали внедрять мысль о том, что о своем уровне дохода в старости нужно начинать заботиться заранее и откладывать для этого собственные деньги. Также в 2013-2019 годах в СМИ прошли кампании по информированию населения о введении новой формулы расчета размера трудовой пенсии по старости – на основе пенсионных баллов, по увеличению пенсионного возраста, и по различным подходам к реформе пенсионной сисемы страны.


ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» принят 30.11.2001 г. Государственной Думой и 05.12.2001 г. одобрен Советом Федерации. В законодательном акте описаны возникновение права и порядок назначения пенсии.

Таблица 2. Внутренняя организация закона

Часть Описание
Общие положения
  • описание основных используемых понятий;
  • условия для получения;
  • список лиц, попадающих под категорию «пенсионер»;
  • разновидности пенсий;
  • финансовая подоплека.
  • Условия назначения пенсий
  • ситуации, в которых предусмотрена материальная компенсация;
  • государственная помощь космонавтам и их близким;
  • механизм формирования пенсионного обеспечения летчиков-испытателей.
  • Государственная поддержка военнослужащих и их семей
  • условия начисления участникам ВОВ и гражданам, пережившим блокаду;
  • материальная помощь людям, пострадавшим от техногенных катастроф;
  • механизм установления инвалидности;
  • порядок назначения нетрудоспособным и потерявшим кормильца лицам.
  • Размеры пенсий Суммы выплат для следующих категорий лиц:
  • федеральные служащие;
  • космонавты, военнослужащие и их семьи;
  • нетрудоспособные граждане;
  • участники ВОВ;
  • летчики-испытатели;
  • лица, пострадавшие при радиационных катастрофах.
  • Трудовой стаж и средняя заработная плата
  • понятие стажа;
  • среднемесячный заработок, на основании которого начисляются пенсия.
  • Формирование пенсионного обеспечения, его индексация и доставка
  • механизм начисления, оплаты, индексации и перерасчета;
  • продолжительность периода выплат и срок, после которого меняется сумма компенсации;
  • особенности доставки;
  • информационное обеспечение пенсионеров.
  • Порядок обретения ФЗ законной силы
  • дата обнародования;
  • условия сохранения предыдущей суммы пенсионных начислений;
  • порядок начислений иностранцам, служившим на территории РФ.
  • Приложения
  • в каком возрасте лицо наделяется правом на пенсионные отчисления;
  • стаж государственной и муниципальной службы.
  • Текст действующей редакции закона

    ФЗ номер 166 регулирует и контролирует права граждан Российской Федерации на получение разных категорий пенсионного обеспечения. В случае, если лицо попадает под одну из перечисленных в законе категорий, рекомендуется изучить описываемый закон и обратиться в административные органы для получения помощи и денежных средств.

    Граждане должны иметь при себе документы, доказывающие права на получение помощи, в виде паспорта, свидетельства о смерти, медицинской справки и т. д.

    Скачать Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» можно по ссылке.

    Закон 166-ФЗ о государственном пенсионном обеспечении в РФ: что ожидает россиян, основные моменты, нюансы обеспечения денежным довольствием.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

    Пенсия по возрасту (старости): понятие, виды

    В действующем законодательстве к данному виду пенсий применяется иной термин – «пенсия по старости». Вряд ли будет обоснованным и целесообразным применять это понятие на уровне закона, поскольку старость – это категория медицинская, биологическая. Она наступает у разных людей в разном возрасте в зависимости от индивидуальных особенностей организма, условий и образа жизни и других факторов. Поэтому старость и возраст, с наступлением которого возникает право на пенсию, в большинстве своем не совпадают по времени. Кроме того, вряд ли уместно и корректно называть старым человека, имеющего право на досрочную пенсию, к примеру, в 45 или 50 лет. Тем более что классификация возрастов, принятая Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), предполагает средний возраст – 45–59 лет, пожилой возраст – 60–74 года, старческий возраст – 75–90 лет.

    Читайте также:  Пособие при рождении ребенка в 2023 году

    Пенсия по старости – основной вид пенсионного обеспечения, на выплату которого расходуется значительная часть средств Пенсионного фонда РФ.

    До недавнего времени в праве социального обеспечения использовался термин «пенсия по возрасту», который более корректен, т. к. в Конституции РФ гарантируется социальное обеспечение «по возрасту», а не по старости.

    С юридической точки зрения «старость» – достижение возраста, указанного в законе.

    Исходя из вышесказанного, правильнее, точнее и корректнее будет называть пенсию, связанную с достижением определенного возраста, именно пенсией по возрасту, о чем неоднократно писали ученые и юристы-практики.

    Выделяют следующие виды пенсии по старости: страховая пенсия по старости, досрочная страховая пенсия по старости в зависимости от профессиональной категории гражданина, досрочная страховая пенсия по старости в зависимости от социальной категории граждан, государственная пенсия по старости, социальная пенсия по старости.

    Страховая пенсия по старости – самый распространенный вид пенсии в России.

    Право на нее имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет, при наличии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионного законодательства).

    Страховая пенсия по старости может быть назначена ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Условием для назначения такой пенсии является наличие определенной продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, а также величины индивидуального пенсионного коэффициента, размер которого с 1 января 2015 года устанавливается не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения в 2025 году величины коэффициента 30. В соответствии с пенсионным законодательством правом на досрочную пенсию обладают установленные соответствующим законом профессиональные и социальные категории граждан (прилож. 1 и 2). При этом для определенных профессиональных категорий периоды соответствующей работы засчитываются в стаж для досрочной пенсии начиная с 1 января 2013 года при уплате страховых взносов по дополнительному тарифу, а после проведения специальной оценки условий труда – наличия на рабочих местах вредного и (или) опасного класса условий труда.

    Для назначения страховой пенсии по старости можно обратиться в любое время после возникновения права на нее без каких-либо ограничений по времени. Заявление о назначении страховой пенсии с документами подается в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту регистрации (в том числе временной) или в многофункциональный центр (МФЦ) либо в Пенсионный фонд по месту фактического проживания. Заявление с документами можно подать лично либо через законного представителя непосредственно в территориальный орган ПФР, по почте или через МФЦ.

    При подаче заявления по почте днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле по месту отправления заявления, через МФЦ – дата приема заявления МФЦ. Россияне, выехавшие на постоянное место жительства за пределы России и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания в России, подают заявление непосредственно в Пенсионный фонд России (Москва, ул. Шаболовка, д. 4).

    Пенсионный фонд может принять заявление о назначении страховой пенсии по старости, но не ранее чем за месяц до наступления пенсионного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости.

    Итак, для назначения страховой пенсии по старости должны быть соблюдены три условия.

    Первое – достижение общеустановленного возраста: 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная пенсия по старости, утверждены Правительством РФ.

    Второе – страховой стаж не менее 15 лет. Повышение требований к стажу происходит постепенно: в 2015 году он составляЛ 6 лет и в течение 10 лет поэтапно, по 1 году, увеличится к 2024 году до 15 лет.

    Третье – 30 индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов). Требование по наличию 30 баллов также вводится постепенно: в 2015 году – 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения указанной величины к 2025 году.

    Заявление о назначении страховой пенсии по старости Пенсионный фонд России рассматривает в течение 10 р��бочих дней со дня приема заявления со всеми необходимыми документами либо со дня представления недостающих документов (если они были представлены в течение трех месяцев).

    Страховая пенсия по старости назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня возникновения права на нее. Ранее дня обращения она назначается в том случае, если обращение последовало в течение 30 дней со дня увольнения с работы. При этом ее назначение происходит со дня, следующего за днем увольнения с работы.

    Страховая пенсия по старости выплачивается ежемесячно. Пенсионер вправе выбрать по своему усмотрению организацию, которая будет заниматься доставкой пенсии, а также способ ее получения (на дому, в кассе доставочной организации или на свой счет в банке). Кроме того, за пенсионера получать пенсию может доверенное лицо. Выплата пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия доверенности при условии, что пенсионер ежегодно подтверждает факт регистрации по месту получения пенсии.

    Государственная пенсия по старости назначается гражданам, которые пострадали в результате радиационных или техногенных катастроф.

    Условия для назначения государственной пенсии по старости различаются в зависимости от статуса граждан, подвергшихся радиационному воздействию, и от характера выполнявшихся ими работ, от времени, места и продолжительности проживания на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению, от установления причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями чернобыльской катастрофы или с последствиями других радиационных или техногенных катастроф.

    Пенсия за выслугу лет

    Право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон № 4468-1), например, лица, проходившие военную службу в качестве офицеров в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации и т. д., при наличии следующих условий:

    — если они имеют на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовноисполнительной системы 20 лет и более;

    — если они были уволены со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

    Федеральные гражданские служащие также имеют право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным законодательством. Гражданским служащим субъектов РФ и муниципальным гражданским служащим пенсия за выслугу лет выплачивается в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

    Условия назначения пенсии за выслугу лет

    Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период прохождения государственной службы Российской Федерации, при замещении государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности муниципальной службы, а также в период работы в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных с участием Российской Федерации, на должностях, по которым в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляются назначение и выплата пенсий за выслугу лет в порядке и на условиях, которые установлены для федеральных государственных (гражданских) служащих. При последующем увольнении с государственной службы Российской Федерации или освобождении от указанных должностей выплата пенсии за выслугу лет возобновляется со дня, следующего за днем увольнения с указанной службы или освобождения от указанных должностей гражданина, обратившегося с заявлением о ее возобновлении.

    При определении права на пенсию за выслугу лет учитываются, в частности, следующие периоды (п. «а» ст. 1 Закона № 4468-1):

    – военная служба в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военная служба по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ и Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы РФ, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах государственной охраны, других воинских формированиях РФ, созданных в соответствии с законодательством РФ;

    — военная служба в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов в Вооруженных Силах РФ, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего СССР.

    При определении права на пенсию за выслугу лет в связи с достижением 45-летнего возраста в общий трудовой стаж включаются (ст. 13 Закона № 4468-1):

    — трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Закона о трудовых пенсиях;

    — страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Законом «О трудовых пенсиях» до дня вступления в силу Закона «О страховых пенсиях»;

    — страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета страховых пенсий Законом «О страховых пенсиях».

    Для исчисления выслуги лет также стоит пользоваться и подзаконными нормативными правовыми актами ведомственного характера. Так, например, постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и их семьям» определены особенности исчисления пенсии работникам органов прокуратуры, а постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям» регулируются вопросы исчисления пенсии сотрудникам таможенных органов и т. д.

    Стаж государственной службы, трудовой стаж и среднемесячный заработок

    К стажу государственной службы относятся периоды осуществления такой службы на:

    1. Гос. должностях РФ и субъектов;
    2. Гос. должностях федеральных служащих (указанные в соответствующем реестре);
    3. Воинских должностях, включённые в список гос. должностей;
    4. Должностях налоговой полиции, органов по контролю и надзору за оборотом наркотических средств;
    5. Должностях таможенных органов;
    6. Должностях работников прокуратуры РФ;
    7. Муниципальных должностях;
    8. Выборных должностях, включенных в список федеральных должностей.

    Все периоды службы складываются в общий период работы, а исчисление трудового стажа происходит в календарном порядке. При службе на воинских должностях расчет происходит: 1 календарный день на военной службе приравнивается к 2 дням работы.

    Начисление:

    • Размер пенсии исчисляется из расчета среднего заработка за последние 12 месяцев службы до дня ее прекращения;
    • Размер заработка для пенсии по факту не может быть выше 2,8 должностного оклада (либо, 0,8 денежного довольствия).

    Источники права социального обеспечения – акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспечения.

    Система источников – совокупность нормативных актов, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения.


    Похожие записи: