Административный регламент ГИБДД 2023 новый

13.04.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административный регламент ГИБДД 2023 новый». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Для выявления нарушений при патрулировании применяются скрытые или гласные проверки. При этом используются средства видеонаблюдения, навигации и других технических средств. Проверяется сохранность и правомерность применения информационных сведений, соответствие реквизитов открытых административных дел фактической информации о нарушителях и другие мероприятия.

Обязательность подтверждения спецмероприятий

Уже давно одним из оснований для остановки транспорта и проверки документов являются спецмероприятия или рейды ГИБДД. Камнем преткновения было то, что фактически инспектор после остановки, к примеру, не мог подтвердить наличие такого рейда соответствующим документом и был попросту не обязан этого делать – не было такого требования для него. Как итог, водителя могли остановить и без причин, просто указав выдуманное мероприятие.

Теперь всё изменилось, но сложностей для автолюбителей прибавилось. В новом Приказе прописали право водителя ознакомиться с документами о таких рейдах. Но иметь эти документы на месте остановки инспектор ДПС не обязан. А своё право водитель может реализовать в подразделении ГИБДД по месту дислокации – пункт 29 нового Приказа.

Использование грузовиков для остановки нарушителей

Новые правила обеспечивают задействование грузовых машин для принудительного торможения автомобилей, грубо нарушающих ПДД и представляющих угрозу безопасности движения. В этом случае основным аспектом при принятии решений об остановке должна являться целесообразность применения столь крайних мер. Исключено использование такого способа принудительного прекращения и остановки движения в следующих случаях:

  • если нарушитель может в этот момент транспортировать грузы повышенной опасности;
  • при осуществлении представляющим опасность транспортом перевозки в салоне людей;
  • если правила нарушает автомобиль экстренной службы;
  • если нарушителем является маршрутное ТС;
  • при остановке двух- или трехколесных мотоциклов, мопедов, скутеров;
  • при остановке ТС, защищенных дипломатическим или консульским иммунитетом.

Проект приказа МВД России «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований в области безопасности дорожного движения» (далее – проект приказа) разработан во исполнение пункта 217 Плана переработки ведомственных нормативных правовых актов в связи с выходом из состава органов внутренних дел Российской Федерации ряда подразделений и возложением на МВД России дополнительных функций, утвержденного Министром внутренних дел Российской Федерации генералом полиции Российской Федерации В.А. Колокольцевым 6 мая 2016 года № 1/4154, а также в соответствии с требованиями пункта 16 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, в связи с отказом Минюстом России в государственной регистрации приказа МВД России от 31 декабря 2015 г. № 1265 «О внесении изменений в Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 2 марта 2009 г. № 185, и признании утратившим силу приказа МВД России от 1 апреля 2011 г. № 154» (письмо от 1 марта 2016 г. № 01/22433-юл).

Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований в области безопасности дорожного движения (далее – Административный регламент) переработан в соответствии с Правилами разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373, а также с учетом Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 г. № 716 «О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения», постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2014 г. № 907 «О внесении изменений в Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090», а также изменений, внесенных в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон от 24 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В Административном регламента учтены также Правила направления запроса и получения на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. № 323. В частности, в Административном регламенте скорректированы перечень и наименования административных процедур. Актуализированы нормы, касающиеся порядка информирования об исполнении государственной функции по надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области безопасности дорожного движения (далее – государственная функция), оказания первой помощи участникам дорожного движения, защиты их от преступных и иных противоправных посягательств, проверки документов иностранных граждан и лиц без гражданства, проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении несовершеннолетних, исполнения постановления о лишении права управления транспортными средствами, задержания транспортного средства, досудебного (внесудебного) порядка обжалования решений и действий (бездействия) органов, исполняющих государственную функцию, а также их должностных лиц. Исключены нормы, связанные с изъятием водительского удостоверения и запрещением эксплуатации транспортного средства, как мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Читайте также:  Когда лучше покупать машину бу в 2023 году

В Административном регламенте предусмотрены нормы, касающиеся: видеозаписи процессуальных действий, проводимых без участия понятых; осуществления сотрудником административных процедур в поле обзора систем видеонаблюдения либо носимых видеорегистраторов; проверки установленных на транспортные средства тахографов; оформления дорожно-транспортных происшествий без участия уполномоченных сотрудников полиции; а также касающиеся возможности заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в виде электронного документа. Во исполнение пункта 29 Плана мероприятий, направленных на снижение смертности населения от дорожно-транспортных происшествий, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 4 августа 2015 г. № 5063п-П9, в проект приказа включена норма о возможности использования для целей федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения технических средств измерения, не принадлежащих органам внутренних дел. Проектом приказа предусматривается признание утратившими силу приказа МВД России от 2 марта 2009 г. № 185«Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения» и приказов МВД России, внесших в него изменения.

Реализация требований данного нормативного правового акта дополнительного финансирования органов внутренних дел не потребует.

Читать обновленный 185 приказ ГИБДД — действия в конфликтных ситуациях при остановке автомобиля

Довольно часты случаи, когда сотрудник ГИБДД, без видимой на то причины, останавливает транспортное средство. С выходом Приказа № 185, данная процедура стала строго регламентированной на основании действующего законодательства. Среди причин, на основании которых можно останавливать транспортное средство, можно выделить несколько моментов:

  • Если у сотрудника ГИБДД есть точные сведения о том, что водитель транспортного средства причастен к правонарушению или преступлению. Источниками этих данных могут быть ориентировки, показания свидетелей и очевидцев и т.д.
  • Если на автомобиле установлены технические средства, которые представляют определенную опасность для остальных участников дорожного движения.
  • Наличие сведений о том, что конкретный автомобиль находится в угоне, розыске, либо может использоваться в противоправных действиях.
  • Сотрудник имеет полное право остановить автомобиль, если водитель и пассажиры, находящиеся в данном транспортном средстве, могли быть свидетелями происшествия.
  • Остановка возможна, если водителя хотят использовать в качестве понятого при каком-нибудь правонарушении или преступлении.
  • Согласно действующему законодательству, сотрудник ГИБДД имеет полное право воспользоваться чужим транспортным средством в случае возникновения крайней необходимости (все случаи строго прописаны в Законе о полиции).
  • Для оказания помощи другим участникам дорожного движения.
  • Сотрудник имеет право останавливать любое транспортное средство, если в городе действуют определенные мероприятия, в ходе которых осуществляется проверка личности водителей, а также специфики перевозимых ими грузов.
  • Остановка автомобиля возможна в ходе плановой проверки личных документов водителя, а также документов на транспортное средство.

Естественно, после остановки автомобиля, сотрудник обязан представиться по всей форме, назвать номер жетона, проинформировать о причине остановки и, только после этого, приступать к выполнению своих профессиональных обязанностей.

Является ли ГИБДД подразделением полиции?

Безусловно, в начале необходимо рассмотреть вопрос о том, является ли ГИБДД подразделением полиции. Поэтому приведу соответствующие статьи:

Статья 2. Основные направления деятельности полиции1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

Статья 12. Обязанности полиции

1. На полицию возлагаются следующие обязанности:

19) осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также за деятельностью организаций, проводящих обязательный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним; регулировать дорожное движение; оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии; осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения; принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения; регистрировать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, автомототранспортные средства и прицепы к ним и выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов; осуществлять по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством Российской Федерации, сопровождение транспортных средств; согласовывать маршруты транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных грузов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях — тяжеловесных грузов;

Как Вы видите, дорожное движение относится к ведению полиции, а следовательно либо ГИБДД станет подразделением полиции, либо в полиции появится какое-то новое подразделение, занимающееся решением этого вопроса.

Основания для проверки документов

Согласно 106 пункту 664 приказа ГИБДД, основания остановки автомобиля инспектором в 2022-2023 годах для проверки документов следующие:

  • выявление сотрудником совершения нарушений утвержденных в Российской Федерации ПДД (Правил дорожного движения);
  • наличие у сотрудника данных о позволяющих обоснованного предполагать причастность водителя или управляемого им транспортного средства к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления, административного правонарушения;
  • наличие оснований полагать, что транспортное средство используется в противоправных целях;
  • наличие данных о том, что данное транспортное средство находится в розыске;
  • осуществления Госавтоинспекцией централизованных мероприятий по снижению числа и тяжести дорожно-транспортных происшествий;
  • установление сотрудником на основании визуального наблюдения или наблюдения с использованием технических средств признаков совершения водителем нарушений требований по обеспечению безопасности дорожного движения.

Под данными и сведениями в указанном пункте понимаются:

  • ориентировки;
  • данные дежурного;
  • информация, поступившая от других нарядов;
  • сведения, полученные от участников дорожного движения;
  • визуально зафиксированные сотрудником обстоятельства.

Положительные и отрицательные стороны

На 2020 год Приказ № 185 считается главным документом, регулирующим правомерность деятельности сотрудников ГИБДД и МВД. Как и у любых правовых актов, у документа есть положительные и отрицательные стороны.

Положительные стороны действия Приказа:

  • возможность получения индивидуальной телефонной консультации у сотрудников ГИБДД;
  • отсутствие необходимости покидать ТС во время остановки и пересаживаться в автомобиль ГИБДД;
  • возможность контролировать действия Госавтоинспекторов путем видео и аудио фиксации;
  • отсутствие возможности неправомерного досмотра водителя или автомобиля;
  • возможность со стороны водителя потребовать номер телефона начальства конкретного инспектора с целью сообщения о неправомерных действиях его сотрудника;
  • запрет эвакуации ТС в момент отсутствия владельца;
  • запрет на снятие государственных знаков и возможность управления ТС водителем без составления соответствующего протокола.

Отрицательные стороны действия Приказа:

  • возможность со стороны сотрудника ГИБДД отправить водителя на освидетельствование наличия алкогольного или иного опьянения;
  • возможность составления протокола в случае обнаружения технических неисправностей автомобиля, угрожающих безопасности участников дорожного движения;
  • возможность устанавливать фото и видео камеры на проезжей части, а также вести съемку самостоятельно, что позволяет выявить правонарушения без личного присутствия инспектора.

На практика отрицательные стороны оказываются положительными для Госинспекторов и других участников дорожного движения. Они позволяют выявить правонарушения, которые могут повлечь за собой ДТП или другие проблемы.

Таким образом, Приказ № 185 и его последующие дополнения существенного облегчают жизнь сотрудникам ГИБДД и их взаимодействие с водителями и другими участниками дорожного движения. С другой стороны, положения Приказа дают водителям преимущество и право оспорить составленный протокол в случае нарушения порядка действий сотрудника правоохранительных органов.

Основные нововведения

Новый регламент предусматривает многочисленные изменения, среди которых одним из наиболее существенных стало исключение из документа нормы, предусматривающей изъятие водительских прав с последующим запретом нарушителю эксплуатировать транспортное средство в связи с необходимостью обеспечить производство по делу об административном нарушении.

В документе приведен порядок, которого должны придерживаться сотрудники госавтоинспекции при осуществлении видеорегистрации процессуальных действий в процессе протоколирования административных нарушений, когда отсутствуют понятые. Также прописаны нюансы проверки машин на наличие тахографов.

Новый регламент содержит порядок оформления ДТП с использованием европротокола без привлечения сотрудников дорожной полиции. Несмотря на то что возможность оформления незначительных происшествий таким образом существует с 2020 года, в предыдущей редакции регламента ГИБДД не было прописано, каким образом это должно осуществляться на практике.

Важно, что в документе приводятся уточнения относительно порядка, которого должны придерживаться работники автоинспекции при протоколировании ДТП, когда имеют место разногласия между лицами, вовлеченными в ДТП. То же самое касается и оформления происшествия, в результате которого возникли пострадавшие.

Теперь представители ГИБДД получили возможность задействовать фото- и видеозаписи, сделанные при помощи не принадлежащих им технических средств, для доказательства нарушения дорожных правил.

В документе присутствует несколько приложений с образцами документов, которые должны заполняться полицейскими при осуществлении надзора за соблюдением безопасности движения на дороге.

Какие права имеют водители, пешеходы и пассажиры

Но есть и права обычных граждан, которые также перечисляет новый Приказ МВД 664 от 20 октября 2020 года и предписывает сотрудникам ГИБДД защищать и уважать эти права:

  • обжаловать действия сотрудников;
  • получать компенсацию за нарушенные права и иные потери в случае незаконных наказаний;
  • не свидетельствовать против себя и своих ближайших родственников (впрочем, это право, данное нам Конституцией);
  • не давать показания и не свидетельствовать, если инспектор разговаривает с ними не на родном для них языке (и это должен быть не обязательно русский), или прибегать к услугам переводчиков;
  • пользоваться всеми правами, которые дают любые другие нормативно-правовые акты (в том числе ПДД).
Читайте также:  Изменение текста завещания: когда и как это возможно

Проверка технического состояния авто (в том числе ксенон)

Вот мы дошли и до законных причин для проверки техсостояния машины. К их числу относятся и ограничиваются ими:

  • визуально обнаруженные признаки использования компонентов авто, которые не составляют его конструктивную целостность (проще говоря, признаки изменения конструкции, к числу которых относятся и ксеноновые лампы в фарах с блоками разжигателей — если инспектор издалека увидел ксенон на транспортном средстве, которое может не подходить для установки ксенона по маркировке фар или по другим причинам),
  • информация о причастности автомобиля к ДТП,
  • ориентировки на автомобиль,
  • спецмероприятия.

Обновленный приказ 185 ГИБДД РФ переименовали в Приказ № 664 МВД РФ

Дорожное движение предполагает наличие прав и обязанностей не только у водителей, но и у сотрудников автоинспекции. Приказ ГИБДД под номером 185 с 20 октября 2017 года утратил силу и вместо него с 20.10.2017 действует новый регламент МВД РФ Приказ под номеро 664.

Он предполагает именно контроль и регулирование поведения и следования должностным инструкциям со стороны сотрудников ГИБДД. В данном приказе четко говорится о том, каким образом должен вести себя сотрудник автоинспекции, какие действия он должен предпринимать в том или ином случае, а также иные формы правильного взаимодействия сотрудника и водителя. Подписан он был Рашидом Нургалиевым в 2009 году, что и стало новым регламентом для всех сотрудников государственных автоинспекций.

Суть Приказа № 185 заключается в своеобразной работе над ошибками со стороны государственных органов, которые довольно четко видны на практике.

Фактически, это четкий административный регламент для сотрудников ГИБДД, который они должны неукоснительно соблюдать, невзирая на различные обстоятельства.

При этом, понимание данного нормативно-правового акта будет полезным и самим водителям, которые способны осуществлять свой гражданский контроль за действиями сотрудников ГИБДД.

Скачать текст Приказа № 664 МВД РФ от 23.08.2017 года об утверждении Административного регламента

Основания для остановки транспортного средства

Если внимательно читать обновлённый регламент, можно обнаружить увеличенный перечень причин остановки транспортных средств:

  • Инспектор заметил признаки нарушения правил дорожного движения.
  • Наличие ориентировки на автомобиль, водителя и пассажиров.
  • Необходимость присутствия понятых при проведении процессуальных действий.
  • Для использования ТС в служебных целях.
  • При ограничении движения.
  • Если ТС препятствует движению автомобилей экстренных служб, инспектор имеет право его остановить.
  • Остановка ТС для проведения спецмероприятий.
  • Остановка ТС с неисправностями.
  • Для проверки документов, согласно пункту 106 регламента 664.

Нужно ли выходить из машины?

В новом Административном регламенте (п. 93) перечень оснований, когда сотрудник ДПС вправе требовать выйти из ТС не изменился по сравнению с перечнем п. 70 прежнего Административного регламента МВД РФ. Выходить из машины для общения с сотрудником ДПС не обязательно, за исключением случаев:

  • существует необходимость устранения технической неисправности ТС или нарушений правил перевозки грузов;
  • у водителя есть признаки алкогольного опьянения или болезненного состояния;
  • для проведения сверки номеров агрегатов и узлов ТС с записями в документах;
  • для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
  • для участия в процессуальных действия, а также оказания помощи;
  • когда поведение водителя создает угрозу личной безопасности сотрудника.

Какие изменения произошли во взаимодействии инспекторов ГИБДД и участников дорожного движения?

Официально наложен запрет на использование водителем транспортного средства всевозможных устройств, являющихся препятствием к их конфискации инспектором ГИБДД. Отказ снять эти приспособления может усугубить положение виновника происшествия.

Множество требований появилось и к поведению сотрудников государственной инспекции: запрещение дискриминационных высказываний, перехода «на личности» и от любых оскорбительных реплик и действий, включая даже просто грубый тон. Это было ответом на многочисленные жалобы водителей о ненадлежащем поведении работников ГИБДД. Такие меры вкупе с видео фиксацией деятельность сотрудников государственной инспекции должны способствовать снижению количества конфликтных ситуаций между водителями и инспекторами.

Еще одним резонансным новшеством стал запрет на остановку судейских работников. Не является исключение и нахождение их за рулем в нетрезвом виде.

Новый Регламент по осуществлению ГИБДД надзора за соответствием деятельности участников дорожного движения законодательству о безопасности на дорогах не разрешил до конца все существующих вопросов, в дальнейшем, безусловно, он будет корректироваться.


Похожие записи: