Что изменится для налоговых агентов с 2023 года

25.08.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что изменится для налоговых агентов с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В соответствии с пунктом 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации: «Доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации».

Казенные учреждения начисляют и уплачивают НДС по коду вида расходов (КВР) 852 «Уплата прочих налогов, сборов» и подстатье 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ (п. 51.8.5.2 Порядка № 132н, п. 10.9.1 Порядка № 209н).

К сведению: упомянуты документы Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утвержденный Приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н, и Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.

Бюджетные (автономные) учреждения уплачивают НДС по аналитическому коду вида доходов (АКВД) 180 «Прочие доходы» и подстатье 189 «Иные доходы» КОСГУ (п. 12.1.7 Порядка № 132н, п. 9 Порядка № 209н). При этом операции по начислению НДС такие учреждения относят на доходные подстатьи КОСГУ, по которым отражены соответствующие доходы текущего финансового периода с учетом НДС (п. 9 Порядка № 209н). Аналогичное правило, по нашему мнению, следует применять и в части АКВД. К примеру, с доходов от операционной аренды НДС начисляется по АКВД 120 и подстатье 121 КОСГУ, с доходов от оказания платных услуг – по АКВД 130 и подстатье 131 КОСГУ.

В случае если государственные (муниципальные) учреждения – арендаторы исчисляют НДС как налоговые агенты, расходы по уплате НДС следует отражать по КВР 852 в увязке с подстатьей 224 «Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)» или подстатьей 229 «Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами»КОСГУ (п. 10.2.4, 10.2.9 Порядка № 209н).

Кто не может или не обязан вставать на учет по НДС?

Согласно п.1 ст.82 НК РК, не подлежат обязательной постановке на регистрационный учет по НДС:

  • государственные учреждения;
  • структурные подразделения юридических лиц — резидентов;
  • налогоплательщики, применяющие СНР для крестьянских или фермерских хозяйств (по деятельности, попадающей под спецрежим).

Такие организации не могут вставать на учет по НДС даже в случае превышения размера минимального оборота.

Определённым категориям лиц отказано также в добровольной постановке на регистрационный учёт по НДС.

Согласно п.1 ст.83, не вправе встать на учет:

  • физические лица, не являющиеся ИП или частнопрактикующими лицами;
  • государственные учреждения;
  • нерезиденты, не осуществляющие деятельность в РК через филиал, представительство;
  • структурные подразделения юридических лиц-резидентов;
  • казино, залы игровых автоматов, тотализатор, букмекерские конторы по деятельности, подлежащей обложению налогом на игорный бизнес;
  • налогоплательщики, не подавшие ликвидационную декларацию в соответствии с п.4 ст.424 НК РК.

Штраф за не постановку на регистрационный учет по НДС

Как уже упоминали, ОГД следят за налогоплательщиками, чьи доходы приближаются к пороговому уровню.

Если ОГД отметили превышение уровня минимального оборота, а налогоплательщик в течение 10 рабочих дней не подал заявление о постановке не учет по НДС, происходит следующее (п. 7 и п. 8 ст. 82 НК РК):

  • в течение 5 рабочих дней с даты, когда истек срок подачи заявления налогоплательщиком, ОГД направляется уведомление;
  • если по истечении 30 рабочих дней с даты вручения уведомления налогоплательщик так и не встал на регистрационный учет по НДС, ОГД приостанавливает расходные операции по его банковским счетам.

Уплата налога в общем случае

Для большинства организаций и предпринимателей, которые по закону должны платить НДС, действует такой порядок:

  • по окончании отчётного квартала исчисляется сумма налога;
  • сумма делится на три равные части;
  • каждая из частей переводится в бюджет до 25 числа включительно каждого из трех месяцев следующего квартала;
  • если 25 число выпадает на нерабочий день, крайний срок передвигается на первый идущий за ним рабочий.

Приведём пример. Компания рассчитала НДС за 2 квартал — он составил 99 000 рублей. Сроки уплаты НДС за 2 квартал 2022 года будут такими:

  • 33 000 рублей — 25 июля;
  • 33 000 рублей — 25 августа;
  • 33 000 рублей — 26 сентября (перенос из-за выходного дня).

При исчислении НДС необходимо определить место реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, т.к. исчисление налога у белорусского плательщика производиться только тогда, когда они совершаются на территории Республики Беларусь. То есть для исчисления и уплаты НДС следует установить, осуществляется реализация на территории Республики Беларусь или за ее пределами, а для этого нужно определить место реализации объектов.

Читайте также:  О новых правилах установки счетчиков электроэнергии в вопросах и ответах

НДС и налог на прибыль: отражаем в учете

Указанные суммы НДС отражаются в счетах-фактурах, выставленных продавцами при реализации товаров (работ, услуг), не позднее пяти календарных дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). При этом сумма НДС в счетах-фактурах проставляется в отдельной строке (п. 3, 4 ст. 168 НК РФ).

Бюджетные (автономные) учреждения уплачивают НДС по аналитическому коду вида доходов (АКВД) 180 «Прочие доходы» и подстатье 189 «Иные доходы» КОСГУ (п. 12.1.7 Порядка № 132н, п. 9 Порядка № 209н). При этом операции по начислению НДС такие учреждения относят на доходные подстатьи КОСГУ, по которым отражены соответствующие доходы текущего финансового периода с учетом НДС (п. 9 Порядка № 209н). Аналогичное правило, по нашему мнению, следует применять и в части АКВД. К примеру, с доходов от операционной аренды НДС начисляется по АКВД 120 и подстатье 121 КОСГУ, с доходов от оказания платных услуг – по АКВД 130 и подстатье 131 КОСГУ.

Пример 3. Воспользуемся условиями предыдущего примера, но предположим, что томограф будет использоваться как в деятельности, облагаемой НДС, так и в деятельности, не подлежащей обложению этим налогом. В данном налоговом периоде стоимость услуг, операции по реализации которых подлежат обложению НДС, в общей стоимости услуг, отгруженных за налоговый период, составляет 60%.

Реализация имущества подлежит обложению НДС (ст. 146 НК РФ). Совершая операции, облагаемые НДС, бюджетное учреждение обязано выставить счета-фактуры с выделенной в них суммой налога. Если реализуемое основное средство числится на балансе учреждения с учетом НДС (то есть налог не возмещался), налоговая база рассчитывается как разница между ценой реализации и остаточной стоимостью реализуемого основного средства (п. 3 ст. 154 НК РФ). Согласно п. 4 ст. 164 НК РФ сумма НДС определяется по расчетной ставке 18/118. В случае, когда основное средство, подлежащее реализации, числится на балансе без учета НДС (налог был предъявлен к вычету), сумма НДС начисляется с цены реализации этого основного средства.

IV. Распределение ЕНП

Отраженные по единому налоговому счету суммы налоговый орган самостоятельно засчитывает в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате конкретных налогов, страховых взносов в следующей последовательности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ:

  1. недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
  2. налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
  3. пени;
  4. проценты;
  5. штрафы.

Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).

Приведенная схема уплаты и распределения применяется к большинству платежей, предусмотренных НК РФ, но есть и исключения (см. п. 1 ст. 58 НК РФ). Вне состава ЕНП уплачиваются и учитываются налоговыми органами:

  1. госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
  2. авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.

Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Могут уплачиваться не в составе ЕНП (на усмотрение плательщика):

  1. налог на профессиональный доход,
  2. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

VII. Чего ждать в новом году

На начало 2023 г. ФНС сформирует сальдо единого налогового счета каждой организации и каждого физического лица на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных налоговых обязательств, излишне перечисленных денежных средств, внесенных авансовых платежей.

В суммы неисполненных обязанностей не будут включены:

  1. недоимки, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания;
  2. недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 года полностью или в части в результате принятия судом обеспечительных мер.
  3. Излишне перечисленными для отражения на едином налоговом счете не будут признаны суммы:

  4. налога на профессиональный доход, госпошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, авансовых платежей по НДФЛ в отношении иностранных граждан, работающих по найму на основе патента (эти платежи не пропадут, но учитываются они ФНС России отдельно – не на едином налоговом счете);
  5. налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.

Что будет, если при камеральной проверке найдут нарушения

Камеральные проверки нередко заканчиваются обнаружением нарушений, препятствующим возмещению из бюджета излишне уплаченного НДС. Все недочёты и ошибки фиксируются в акте. Один его экземпляр направляют налогоплательщику. Ему даётся месяц на представление возражений.

По факту их рассмотрения ФНС принимает два решения:

  • Первое касается привлечения или непривлечения к ответственности за допущенные нарушения.
  • Второе принимается по существу возмещаемого НДС. Оно может быть положительным — о полном или частичном возмещении излишне уплаченного налога — или отрицательным, об отказе.
Читайте также:  Заполнение 4 ФСС если есть инвалиды 3 группы

По первому в случае привлечения к ответственности налагается штраф, по второму в случае положительного исхода через казначейство пополняется баланс ЕНС.

Документация: изменения в 2023 году

Для электронных услуг, оказываемых иностранными компаниями, не составляются НДС-счета, книга покупок, книга продаж, реестр полученных и выданных НДС-счетов. Но после того, как иностранная компания зарегистрирована в Федеральной налоговой службе России, в документах на продажу услуг должны быть указаны следующие реквизиты: идентификационный номер налогоплательщика ИНН, КПП и точное название компании. При указании этих обязательных реквизитов в документах российские клиенты имеют право вычесть НДС, уплаченный иностранной компанией, и им не нужно включать сумму налога в стоимость услуг.

Важно! Закон отражает попытку законодателя упорядочить администрирование НДС, поступающего от многочисленных субъектов малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей, приобретающих электронные услуги у крупных иностранных корпораций и, выполняющих свои обязательства по постановке на учет в налоговых органах и уплате НДС в соответствии с новыми правилами.

Особенности переходного периода. Суммы авансов, уплаченных в 2022 году, будут переведены на ЕНС и распределены после того, как будет сдана годовая отчетность. Подавать уведомление на эти суммы не надо.

На авансовые платежи по налогу на прибыль, отраженные в декларации за 3 квартал 2022 года, уведомления подавать не надо.

Переплата по налогу на прибыль в региональный бюджет сейчас зарезервирована под годовую декларацию и в данный момент, в переходный период, ее учет ведется отдельно. Впоследствии она будет учитываться в составе ЕНП.

Если после сдачи декларации по налогу на прибыль останется переплата в региональный бюджет, эта сумма будет учтена на ЕНС и увеличит его положительное сальдо.

Если по налогам платили авансовые платежи в 2022 г., продолжаете их платить в 2023 г. и параллельно сдавать уведомление ежеквартально о сумме, которая подлежит уплате по результатам истекшего квартала.

Переплата по налогам и сборам, имеющаяся на 31.12.2022, будет распределена по правилам для ЕНС, исходя из сроков уплаты налогов. Если сроки одинаковые, то будет распределяться пропорционально исчисленной обязанности.

Если на конец декабря по одному из налогов есть переплата, а по другому — долг, заявление на зачет можно не подавать, так как переплата будет переведена на ЕНС и за счет нее будет погашен долг.

Отложенные налоговые обязательства 2022 г. для некоторых организаций на УСН в 2023 году платятся на ЕНС, в том числе и годовой расчет по УСН.

Если организация имела право на перенос срока уплаты страховых взносов за 2 и 3 квартал 2022 года, но продолжала их уплачивать, то подавать уведомление не надо. На ЕНП буду лежать уплаченные суммы страховых взносов, ими налогоплательщик может распоряжаться по своему усмотрению.

На ЕНС можно положить авансом денежные средства. Они будут там храниться, их можно будет вернуть по заявлению. Решение о возврате будет принято в течение одного рабочего дня.

Денежные средства с ЕНП будут автоматически списываться в обязательства налогоплательщика при предоставлении уведомления или итогового расчета.

Если в текущем месяце налоги не исчислены, уведомление подавать не надо.

За 3 квартал 2022 г. НДС к возмещению, срок принятия решения — январь 2023 г. Заявление к возврату передано с декларацией.

Исходя из статьи 4 263-ФЗ надо будет писать заявление, так как заявления на возврат /зачет, поданные до 01.01.2023, не рассмотренные на эту дату, рассмотрению налоговым органом не подлежат.

Относительно возврата НДС к возмещению. После того, как сумма НДС будет подтверждена, она будет отправлена в ЕНП. Заявление на возврат надо будет писать с положительного сальдо ЕНС, не с НДС.

Страховые взносы за декабрь 2022г., уплаченные в январе 2023 г., будут начислены 2023 годом.

Правила блокировки. Правила блокировки счетов в 2023 году в целом не меняются. Изменение в том, что счет будет блокироваться только на сумму отрицательного сальдо ЕНС.

Новый порядок определения налоговой базы

С января 2023 года внесены перечисленные ниже изменения.

Порядок определения налоговой базы с учетом положений ч. 3 п. 10 и п. 40 ст. 120 Налогового кодекса как разницы между ценами продажи и покупки при предоставлении в лизинг (в части законтрактованной стоимости), а также при продаже транспортных средств в соответствии с приложением 25 к Налоговому кодексу, купленных у частных лиц, будет действовать также в отношении ситуаций, когда транспортные средства покупались у частных лиц по посредническим контрактам.

В составе налоговой базы, используемой для исчисления НДС при уступке права требования, которая осуществляется в рамках договоров на продажу товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, будут учитываться проценты за рассрочку, уплачиваемые в пользу первоначального кредитора.

Изменена методика расчета налоговой базы при исчислении НДС перевозчиками, которые предоставили услуги последовательно в рамках единого международного товарно-транспортного документа. Теперь это будет сумма, причитающаяся к получению от клиента за всю транспортировку в целом, за вычетом долей, принадлежащих другим перевозчикам — участникам операции.

В соответствии с новым п. 42 ст. 120 Налогового кодекса, налоговая база НДС будет определяться исходя из:

а) цены приобретения — если продажа осуществлялась по более низким ценам, при этом с даты приобретения товаров прошло менее года, а сами ценности к моменту продажи остались в первоначальном состоянии. Но данное правило не применяется, если:

  • состояние товарно-материальных ценностей изменилось по причине износа, естественной убыли при стандартных условиях хранения, продажи или транспортировки;
  • отдельные или все свойства (качественные характеристики) товаров ухудшились по причине порчи;
  • товары учитываются и реализуются по розничным ценам компанией, работающей в сфере общественного питания или розничной торговли;
  • товары относятся к категории основных средств, доходных вложений в материальные ценности, вложений в долгосрочные активы застройщика (заказчика), объектов недвижимости (полностью или частично);
  • товары относятся к категории всех видов энергии, топлива, возвратной (многооборотной) тары;
  • товары, которые числятся в бухгалтерском учете как производственные запасы, предназначались для использования либо использовались при производстве товаров (оказании работ, выполнении услуг);
  • товары — это транспортные средства, которые должны ставиться на учет в Госавтоинспекции;
  • речь идет об отношениях, касающихся реализации лекарственных препаратов;
  • отношения возникли при продаже товаров в рамках сделок, осуществление которых регламентируется законодательством о закупках;
  • ведется биржевая торговля товарами;
  • продажи осуществляются в рамках холдингов;
  • товары передаются получателю в пределах одного юридического лица.
Читайте также:  Как выселить алкоголика из квартиры если он не собственник

Например, если компания решит продать в январе 2023г. своим сотрудникам нераспроданные остатки новогодних товаров, приобретенных в ноябре 2022 года, по цене ниже стоимости покупки по причине упавшего спроса, то налоговую базу необходимо будет рассчитать исходя из цены приобретения, которая определяется согласно ч. 5 подп. 42.1 ст. 120 Налогового кодекса.

б) контрактной стоимости объекта лизинга (если производилась оценка — по большему показателю: оценочная стоимость или цена реализации) — при продаже дешевле контрактной стоимости объекта лизинга транспортного средства, до этого купленного лизингополучателем согласно договору финансовой аренды, который предусматривает возможность выкупа и заключен на период до 5 лет.

Например, если компания решит продать в 2023г автомобиль, приобретенный в 2019г. в лизинг на 3 года с правом последующего выкупа по контрактной цене 100 тыс. рублей, за 50 тыс. рублей в январе 2023 г. то возможны следующие варианты определения налоговой базы по НДС:

  • Если оценка не проводилась: Налоговая база для исчисления НДС устанавливается по контрактной стоимости (100 тыс. рублей).
  • Если по итогам оценки определена стоимость 80 тыс. рублей. Налоговая база для исчисления НДС устанавливается по оценочной стоимости (80 тыс. рублей).
  • Если по итогам оценки определена стоимость 45 тыс. рублей. Налоговая база для исчисления НДС устанавливается по цене реализации (50 тыс. рублей).

в) остаточной стоимости (в случае оценки — по большему показателю: оценочная стоимость или цена реализации) — при продаже по цене ниже или равной остаточной стоимости объекта основных средств, купленного менее 5 лет назад и относящегося к категории транспортных средств.

Например, при продаже организацией в 2023г. автомобиля, приобретенного в 2019г., по цене 100 тыс рублей при остаточной стоимости 150 тыс. рублей), возможны следующие варианты определения налоговой базы:

  • Если автомобиль не оценивался. Налоговая база для исчисления НДС устанавливается по остаточной стоимости (150 тыс. рублей).
  • Если по итогам оценки определена стоимость автомобиля 130 тыс. рублей. Налоговая база для исчисления НДС устанавливается по оценочной стоимости (130 тыс. рублей).
  • Если по итогам оценки определена стоимость 70 тыс. рублей. Налоговая база для исчисления НДС устанавливается по цене реализации (100 тыс. рублей).

Общий порядок уплаты НДС тремя платежами

НДС за налоговый период (квартал) платят в общем случае тремя платежами, а именно равными долями в каждый из трех месяцев, следующего за истекшим кварталом.

С 1 января 2023 года срок уплаты НДС переносится на 28-е число, но общий порядок уплаты не меняется (подп. «а» п. 1 ст. 2 Закона № 263-ФЗ).

Уплачивать НДС необходимо не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом по НДС — кварталом.

То есть уже за 4 квартал 2022 года уплачивать НДС необходимо в новые сроки (ч. 2 ст. 5 Закона № 263-ФЗ, п. 1 ст. 174 НК РФ, п. 7 ст. 6.1 НК РФ):

  • 1/3 – не позднее 30 января 2023 г.;

  • 1/3 – не позднее 28 февраля 2023 г.;

  • 1/3 – не позднее 28 марта 2023 г.

Что изменили в 2022 году

С 2022 года бухгалтеры проводят операции по-новому. К примеру, на подстатье КОСГУ 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» следует отражать выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у банка. Провести операцию необходимо в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления денег в счет погашения долга.

С 01.01.2022 по КОСГУ 250 бюджетники разделяют операции текущего и капитального характера. Операции текущего характера учитывают по подстатьям 251, 252, 253. Операции капитального характера поводят по новым кодам:

  • 254 — перечисление средств в другие бюджеты;
  • 255 — перечисление средств наднациональным организациям, правительствам иностранных государств;
  • 256 — перечисление средств международным государствам.

Порядок № 82н вступает в силу 1 января 2023 года и применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов бюджетной системы РФ на 2023 год (на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов).

В связи с этим положениями нового порядка целесообразно руководствоваться при составлении бюджетной сметы казенных учреждений здравоохранения, плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного (автономного) учреждения здравоохранения на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

[1] Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. Приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н.


Похожие записи: