Общение с ребенком 3-4 лет психология

05.04.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Общение с ребенком 3-4 лет психология». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Запрет —граница для ребенка, поставленная родителями для его блага. Запретнаделен важной воспитательной функцией— он формирует в детском сознании восприятие действительности. Карапуз учится понимать, когда нужно прекратить капризничать, как себя вести с другими людьми.

Не секрет, что малыши по-разному относятся к запретам: кто-то спокойно, кто-то балуется, а некоторые стают просто неуправляемыми. Психологи доказали, что нет смысла применять одинаковый подход, поскольку у каждого ребенка свой темперамент. Учитывая это, найти общий язык можно даже с проблемным ребенком.

Если при воспитании малыша игнорировать его темперамент, это может стать причиной не только непослушания и многочисленных проблем, но и полной деградации личности.

Доказано — если в детские годы человек часто страдал от ругательств и побоев, он более склонен к алкоголизму, наркотикам. Таким людям сложно общаться с ровесниками.

В 3-4 года у ребенка уже начинает проявляться темперамент и формируется его поведение. Психологи напоминают о важности различения понятий «темперамент» и «характер». Первое — это тип нервной системы, данный природой, второе— это воспитание, с помощью которого можно возместить минусы темперамента.

Выделяют четыре типа темперамента.Рассмотрим каждый из типов более детально.

Капризничает, потому что не знает, как сказать по-другому

Чтобы понять особенности поведения ребенка в этом возрасте, надо разобраться, в чем причина таких его реакций. Психологи выделяют такой термин, как фрустрация — это когда человек (ребенок в нашем случае) не получает всего, чего он хочет в полной мере. Таким образом, когда дети понимают, что им не все разрешается, что есть объективные ситуации, когда приходится подчиняться, они взрослеют. И у них происходит внутренний конфликт — это и называют кризисом трех лет.

Психология ребенка для любящего и внимательного родителя очень важная составляющая его развития.

Такой родитель знает, чем вызваны капризы малыша — желанием привлечь к себе внимание, недомоганием или расстройством из-за какой-то отдельной ситуации в детском саду.

Иногда это желание привлечь внимание родителей, которые заняты домашними делами или просто не уделяют малышу времени, в котором он так нуждается. По-другому ребенок в этом возрасте не может показать свои желания и эмоции.

Темперамент ребенка: типичные ошибки и особенности воспитания

Порой родители замечают, что на одни и те же вещи разные дети могут реагировать совершенно по-разному: одни спокойно выслушивают замечания, другие начинают шалить и баловаться, а третьи закатывают настоящий ураган непослушания.

Оказывается, нельзя ко всем без исключения детям применять один и тот же подход, так как каждый ребенок обладает своим типом темперамента. Учитывая этот факт, можно найти подход к любому, даже самому проблемному малышу.

Неверное воспитание ребенка 3-4 лет без учета типа его темперамента может привести не только к возникновению проблем и непослушанию, но и полной деградации его личности в будущем. Стандартный дедовский метод в воспитании детей совершенно не подходит, накричать на малыша или даже может быть его отшлепать не станет решением проблемы. Такие родители не пытаются выстроить доверительные отношения с ребенком, а просто ломают его психику под себя и какие-то свои стандарты и стереотипы.

Дети, которые в детстве часто ругали и били, во взрослой жизни, как правило, имеют проблемы с зависимостями какого-либо рода (алкогольная, наркотическая, никотиновая и т.д.). Они имеют сложность в общении со сверстниками и другими людьми.

В 3-4 года у ребенка уже проявляются отличительные черты его темперамента, начинает формироваться основная концепция его поведения. Психологи рекомендуют родителям различать такие понятия, как «характер» и «темперамент». Темперамент дается ребенку природой, это тип нервной системы, а характер определяется воспитанием, позволяющий компенсировать недостатки темперамента.

Любовь к традициям и важность режима

Нервная система ребенка еще сохраняет черты ригидности, склонности к инерции. Это выражено не так ярко, как между годом и двумя, особенно когда малыш начинает свободно говорить, но вполне ощутимо. Маленькие дети — большие консерваторы, не любят новшеств в еде, одежде, расположении игрушек и последовательности событий в течение дня. Ребенку этого возраста сложно предложить не только новое, незнакомое блюдо, но и привычную еду в незнакомой посуде.

А во время выходных и отпусков, когда привычный режим сбивается, дети могут вести себя существенно хуже. Это происходит потому, что малыш сильно зависит от степени утомления и количества впечатлений. Это — еще одна особенность возраста 2-3,5 лет. Если малыш из привычного режима жизни выбит по тем или иным причинам, а впечатлений слишком много — он будет вести себя хуже, чем обычно.

И сделать тут ничего нельзя. Влиять на поведение ребенка такого возраста можно, только когда он спокоен, не слишком устал, сыт и не выбит из привычного ритма — в так называемом “зеленом” диапазоне. Но если хотя бы одно из описанных выше условий нарушено, любая попытка воздействовать на ребенка приведет к сложному поведению или истерике.

Кризис трёх лет: первые признаки

Примерно в возрасте 2,5–3 лет дети вступают в отчётливый, хорошо известный период развития, который в психологии иногда называют кризисом оппозиции. Однако определение не совсем точно. Малыш не желает быть в оппозиции, он просто хочет быть признан как самостоятельная личность со своим мнением и потребностями.

Эго проявляется бурно: поведение кардинально меняется, начинаются печально известные детские истерики, словарный запас пополняется новым и самым любимым словом «нет». Всё это вызывает справедливую тревогу, а иногда и шок у родителей. Что делать, как справиться с ребёнком трёх лет? Решение одно: изучить вопрос и с безграничным терпением провести малыша по тернистому пути.

Виктория Корпачёва: «Главным признаком наступления кризиса трёх лет является ярко выраженный протест ребёнка даже против того, что он раньше любил. Появляются частые истерики и капризы, чтобы добиться желаемого от родителей.

Если малыш уже говорит, то можно услышать эмоциональную фразу: «Я сам!» — это один из первых сигналов, что личность переходит на новый уровень. Он начинает чувствовать себя отдельным человеком от мамы».

Да, к слову о еде! Все трехлетки — те еще гурманы! К этому времени они определяются с тем, что они любят и в особенности с тем, что не любят. Самое время расспросить их о кулинарных предпочтениях.

  • Что ты больше всего любишь есть на завтрак? А на обед? А на ужин?
  • Какой твой любимый перекус? Какие вкусняшки любишь?
  • Ты больше любишь соленое или сладкое?
  • Что бы ты хотел попробовать приготовить вместе со мной?
  • Что из еды тебе больше всего не нравится?

Когда ребенок узнает о животных, он не только изучает, какие звуки они издают и как они выглядят, но также знакомится с аспектами родной культуры, ведь в детских книгах именно животные часто выступают главными героями, которые несут какую-либо идею и показывают, как устроен мир вокруг него. Так что животные — неисчерпаемая тема для разговора.

  • Какое у тебя любимое животное? Почему?
  • Где живут утки?
  • Как говорит поросенок?
  • Какие животные живут на ферме? А в лесу?
  • Каким животным ты хотел бы стать?

Семья помогает ребенку наладить первые и самые крепкие контакты с людьми. Обязательно обсуждайте с малышом тему семьи и отвечайте на его вопросы, а также задавайте свои.

  • Как зовут членов твоей семьи?
  • Что тебе больше всего нравится в твоей семье?
  • У тебя есть сестра или брат?
  • Чем можно заниматься с семьей?
  • Кто у тебя есть, помимо мамы и папы?

Как правильно завершить конфликт, сложившийся в ходе непослушания ребенка

У каждого малыша после проявления непослушания остаётся чувство того, что он плохой.

Ваша задача убрать это ощущение.

Ребенок всегда должен себя чувствовать хорошим, любимым и нужным.

У вас должен быть ритуал примирения:

  • Протяните свою руку малышу и скажите: “Давай мириться”;
  • Это может быть “Мирись, мирись и больше не дерись”;
  • Обязательно обнимите, поцелуйте и скажите, что любите его при любых обстоятельствах.

Так вы дадите понять малышу, что знаете, почему это произошло и что это нормально, понимаете, что ребенок жалеет о непослушании и постарается больше себя так не вести.

Главное, к чему вы должны прийти в конфликтной ситуации, сложившейся из-за того что ребенок в 3 года не слушается – это здоровый компромисс.

  1. Вам нужно дать понять малышу, что у вас тоже есть свои желания и вы прекрасно понимаете то, что хочет он;
  2. Вам нужно показать ребенку, что вместе с ним вы можете всегда найти способ, как разрешить ситуацию так, чтобы при этом было хорошо и вам и ему.

И, конечно же, любовь и терпение – это должно оставаться главным девизом для вас при любых обстоятельствах!

Говорим, думаем, понимаем, мыслим

Память дошкольника в возрасте 3 – 4 лет носит непроизвольных характер. Он легко запоминает вещи или события, имеющие яркую эмоциональную или чувственную окраску, и помнит их долго. То же касается внимания: привлечь и удержать его можно чем-то интересным, вызывающим яркие эмоции. Мышление в этом возрасте наглядно-действенное: ребенок гораздо лучше понимает и выполняет то, что ему показали наглядно, а не объяснили в виде словесной инструкции.

Восприятие у ребенка этого возраста еще предметное. Свойства предмета (цвет, размер, запах, вкус) у него не разделяются с самим предметом. Зачастую малыш идентифицирует предмет по одному-двум самым значительным признакам: небо – голубое, апельсин – оранжевый и сладкий. Ребенок сейчас очень наблюдателен. Он может обращать внимание даже на такие мелочи, которых взрослый не заметил.

Читайте также:  Льготный проезд на электричке для предпенсионеров в 2023 году в СПБ сроки

Речь ребенка на четвертом году жизни шагнула в своем развитии далеко вперед:

  • словарный запас может превышать 2000 слов;
  • в активном словаре малыша преобладают теперь не существительные, а глаголы и прилагательные;
  • предложения становятся распространенными;
  • появляются сложные речевые конструкции;
  • игры и занятия ребенка сопровождаются «разговорами с собой», что позволяет ему удерживать в голове конечную цель своего занятия, а также «делегировать» своей речи некоторые действия, чтобы не производить их в реальности.

Знаете ли вы своего ребенка? Возрастные особенности детей 3-4 лет

Автор: Полещук Наталья Николаевна, Винокурцева Елена Борисовна

Организация: МБДОУ № 41 «Уголёк»

Населенный пункт: Кемеровская область, г. Междуреченск

Цель: создание положительного эмоционального комфорта у родителей в процессе общения. Повышение педагогической культуры родителей по вопросам развития и воспитания детей 3-4-х лет.

Задачи: познакомить родителей с возрастными особенностями детей 3-4 лет; способствовать получению практических навыков по формированию у детей культурно-гигиенических навыков в домашних условиях.

Участники: родители, воспитатели II младшей группы, педагог-психолог.

План мероприятия:

1. Вступительная часть.

2. Мини-лекция с презентацией.

3. Практикум.

4. Заключительная часть.

Материал: компьютер, экран, диапроектор, анкеты, карандаши, рекомендации.

Ход мероприятия

1. Вступительная часть

Начнем нашу встречу с теста, «Какой Вы воспитатель» (Приложение).

Хочется задать Вам несколько вопросов:

  • Наблюдаются ли какие-то изменения в развитии ребёнка?
  • Стал он другим за год?
  • Что нового появилось?

Это важно выяснить, поскольку некоторые родители не видят этих изменений, не замечают, в каком лице говорит о себе их ребёнок, не видят его потребностей и т.д.

Родителям очень важно знать об особенностях развития ребёнка. Задержки в развитии также недопустимы, но следует помнить, что возможности маленького ребёнка велики, но не безграничны. Поэтому родителям важно знать психофизиологические показатели развития детей.

Четыре года – возраст, когда ребенок вроде бы уже и повзрослел, но все-таки, еще маленький. Активно развивается психика, малыш начинает испытывать более разнообразные, чем раньше, эмоции, становится очень восприимчивым к реакциям взрослого. В этот период от родителей потребуется максимум деликатности, чтобы мягко и незаметно для ребенка корректировать его характер.

2. Мини – лекция с презентацией «Развитие и воспитание детей трёх, четырёх лет жизни»

Что же характерно для ребенка четвертого года жизни?

Прежде всего, физическое развитие, бурный рост.

У детей 3-4 лет велика потребность в движениях, хотя иногда родители сетуют на излишнюю активность, но детям в этом возрасте трудно усидеть на месте, им легче что-то делать, чем бездействовать.

СЛАЙД №1

  • Ребенок ходит: на носочках; высоко поднимая колени; мелкими, широки, приставными шагами.
  • Ходит и бегает в разном темпе (умеренном, медленном, быстром).
  • Прыгает на месте, с продвижением вперед и назад, через препятствие.
  • Бросает мяч в цель, ловит двумя руками.
  • Выполняет последовательность разнообразных двигательных действий в течение 10 минут.
  • Управляет своим телом, например, удерживает равновесие при ходьбе по наклонной доске.

Но движения ребенка ещё не достаточно точные и четкие. Для детей в этом возрасте характерно явление «нечаянной оплошности». Это означает то, что у них недостаточно сформирована координация движений. Часто они просто не рассчитывают на свои силы и поэтому падают, роняют, проливают, рвут и. д. В последующие годы, выполняя различные упражнения, движения будут совершенствоваться.

Уже к концу 3-го года, начала 4-го года ребенок становится самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания.

СЛАЙД № 2

  • Малыш знает и пытается соблюдать основные санитарно-гигиенические требования: правильно пользоваться туалетом.
  • Моет руки с мылом после туалета, прогулки, перед едой, по мере загрязнения; умывается, чистит зубы.
  • Ребенок аккуратно ест, умеет пользоваться столовыми приборами.
  • Может самостоятельно обуваться и одеваться, застегивать одежду.
  • Осваивает унитаз.

Важно помнить, что не надо делать за ребенка то, с чем он может справиться сам.

Здесь важно иметь в виду тот факт, что воспитатели формируют элементарные навыки самостоятельности у детей, а дома родители часто не продолжают эту работу. Ребёнку трудно подстраиваться под разные требования взрослых.

В этом возрасте происходит осознание ребенком себя, ребенок хочет быть взрослым. Ребёнок не желает подчиняться требованиям взрослых, перестраиваются отношения между ним и взрослыми. Он начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями.

Внешне эти изменения выражаются в том, что ребенок говорит о себе не в третьем лице, а в первом. Всё чаще слышится выражение «Я сам!». Это явление получило название кризиса трех лет, когда ребенку свойственно проявление негативизма, капризов и упрямства.

СЛАЙД №3

  • НЕГАТИВИЗМ
    • УПРЯМСТВО
      • КАПРИЗЫ

Негативизм – это желание ребенка делать наоборот, не подчиниться ни в коем случае воле взрослого.

Упрямство – своеобразная защитная реакция против влияния взрослых. Любимое выражение упрямого ребенка: «Я хочу».

Капризы – это то — же своего рода защитная реакция, но любимое выражение капризного ребенка: «Я не хочу».

Упрямый ребенок настаивает на своём не потому, что ему так сильно хочется чего-то, а потому, что он это потребовал.

Тоже можно сказать и о негативизме. Только «негативисту» всё равно, что делать, лишь бы наоборот, а упрямцу важно сделать именно, то, на чем он настаивает.

При этом перед сверстниками и «посторонними» взрослыми ребёнок не демонстрирует свою независимость.

Одной из основных ошибок воспитания, ведущей к появлению этих проявлений является повышенная требовательность родителей, в приучении ребенка к порядку, без учета его реальных умений. (Бесполезно требовать от ребенка 3-4 лет, что бы он был чистым, не трогал котенка, не стоял в песке на коленях и т.д.). У детей нет врожденного стремления к чистоте, эти все качества могут быть сформированы только в процессе воспитания и обучения. Надо постепенно приучать ребенка к опрятности, но не возмущаться, что не всё ещё у него получается.

В этом возрасте малыш начинает учиться налаживать отношения с окружающими. Он уже лучше может контролировать, что значит быть добрым. Как делиться игрушками. Но конфликты все же случаются, т.к. ребенок использует эти навыки короткое время, пока ему комфортно и он чувствует себя в безопасности.

СЛАЙД № 4

  • Ребенок проявляет разные формы выражения симпатии и антипатии; просит прощения, проявляет заботу, ласку.
  • Замечает настроение родителей или других близких людей.
  • Знает и называет по имени себя, родителей и иных людей, с которыми часто общается.
  • Проявляет интерес к взаимодействию со сверстниками, активно включается в совместные игровые действия.
  • Знает вежливые слова и основные правила поведения в разных местах и ситуациях.
  • Знает и может назвать части тела.
  • Проявляет интерес и потребность к познанию окружающего нас мира.

Когда маленький человек только начинает усваивать социальный опыт, большую роль в воспитании играет положительный пример взрослых. Бывает и так, что родители требуют от ребёнка одного, а сами поступают по-другому. Ребёнок не знает, как правильно, начинает хитрить, приспосабливается.

Дети эмоциональны, чутки к поведению и настроению взрослых. Ребенок начинает реагировать не только на то, что ему говорят родители, но и на то, как говорят. Поэтому, уважаемые родители, если вам трудно расстаться со своими манерами поведения, привычками, то хотя бы не демонстрируйте их своему ребенку или не ругайте его за это.

В этом возрасте возрастает способность к самостоятельным действиям. Дети любят играть, рисовать, лепить, конструировать, слушать сказки.

Нужно отвести ребёнку место, удобное для игры. Взрослым рекомендуется активно включаться в игры, взяв себе какую-нибудь роль. Важно помнить, что ведущий вид деятельности дошкольного возраста – это игра.

У ребенка в 3-4 года возрастает познавательная активность. Дети четвёртого года жизни любознательны, они задают вопросы взрослым. Ещё этот возраст называют: «Возраст почемучек?». Активность в задавании вопросов подавлять не надо, не препятствуйте желанию малыша узнать, как можно больше.

СЛАЙД № 5

  • Ребенок знает основные цвета.
  • Сравнивает объекты по длине, ширине и высоте.
  • Относится к игрушкам как к живым существам (разговаривает с ними, кормит, поит т.д.).
  • Устанавливает элементарные причинно-следственные связи (например, листочки опали, потому что холодно).
  • Классифицирует предметы по одному значимому признаку (например, отделяет кубики красного цвета от кубиков зеленого цвета).
  • Познает объекты с помощью разных органов чувств (трогает, нюхает и т.д.)
  • Знает основные геометрические формы (шар, куб).
  • Знает, что происходит в разные части суток.

Уже отмечалось, что ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра, поэтому игровая форма будет лучшим вариантом, для изучения чего бы то ни было – стихотворений, песенок.

У малыша в возрасте 3-4 лет речь уже достаточно развита для того, чтобы ее хорошо понимали незнакомые люди. При разговоре может часто заикаться и запинаться, когда пытается что-то объяснить. Иногда взрослых может утомить болтовня ребенка, но никогда не показывайте это малышу. Вы должны проявлять искренний интерес к тому, о чем он говорит. Именно так начинаются доверительные отношения между ребенком и родителем.

СЛАЙД № 6

  • Ребенок использует различные части речи.
  • Правильно называет предметы, их качества, действия с ними.
  • Знает обобщающие слова (например, овощи, фрукты, игрушки).
  • Согласовывает существительные, прилагательные и глаголы (мальчик идет, дети идут, сладкий торт – сладкая конфета).
  • Употребляют предлоги в, на, под, над, за.
  • Пересказывает несложный текст.
  • Декламируют стихи.

Важно помнить:

Каждый ребенок уникален и развивается по-своему…

  • Хотя все дети в своем развитии проходят примерно одни и те же стадии, но делают они это по-разному.
  • Некоторые осваивают новый навык очень быстро, а другие – медленнее.
  • Важно не то, каков ваш ребенок в сравнении с другими детьми или стандартами для своего возраста, а то, что он движется в перед в своем темпе, что он здоров и счастлив, что его любят.

3. Практикум

В выходные дни вы много времени проводите со своим ребенком и чтобы не прерывался освоения навыков самообслуживания, надо помогать детям в овладении необходимыми навыками, больше с ними общаться. Например, показывать, как раскладывать ложки, убирать игрушки, складывать правильно вещи, мыть руки, пользоваться салфеткой и т.д.

Мы очень надеемся, что всё то, чему вы сегодня научитесь, будете применять в своей семье. И так:

Читайте также:  ОМС в коммерческих клиниках

Привитие навыков самообслуживания является началом трудового воспитания ребенка и пронизывает всю его жизнедеятельность. С раннего детства детям прививайте навыки ухода за собой, своими вещами, игрушками, помещением. Начинайте с самых элементарных навыков, постепенно усложняя их, старайтесь предоставить ребенку больше самостоятельности.

Важно ребенка научить: самостоятельно умываться; пользоваться туалетом;

воспитывать желание быть аккуратным, замечать неполадки в своем виде.

Активизируйте речь детей, используя слова, обозначающие выполняемые действия, а так же используйте художественное слово.

Формируйте умения и навыки опрятности; положительное отношение к сверстникам; культуру поведения в коллективе; скромность, вежливость, сдержанность.

Как уже отмечалось — большое значение имеет художественное слово (потешки, прибаутки), например, при умывании говорим про водичку:

«Водичка, водичка,

Умой наше личико,

Чтобы глазки заблестели,

Чтобы щёчки закраснели,

Чтобы губки улыбались,

Чтобы зубки кусались».

Перед едой о продуктах и посуде:

«Это ложка, это чашка

В чашке гречневая кашка

Кошка в чашке побывала,

Кашки гречневой не стало».

Во время переодевания про одежду:

«Вот они, сапожки:

Этот – с правой ножки,

Этот – с левой ножки.

Если дождичек пойдёт,

Наденем сапожки».

В этом возрасте детки сами одеваются и раздеваются, но зачастую родители торопятся и не дают самостоятельно переодеться. Научить детей переодеваться в определенной последовательности не так, то просто. Основная деятельность детей – игра. Играя с ребенком, его можно научить многому. В играх можно использовать самые различные игрушки (куклу можно накормить, одеть, покупать, уложить спать), ещё играя необходимо использовать такие приемы как: напоминания и показывания каждого действия и их последовательность.

Торопясь родители сами нарушают алгоритм раздевания, поэтому мы решили с вами, товарищи родители, поиграть в игру «Собери ребенка в детский сад».

Цель: формировать навыки последовательности действий одевания и раздевания ребенка на прогулку.

И самое главное, чтобы научить и закрепить культурно-гигиенические навыки у ребенка, надо в первую очередь начать воспитывать себя. И главное не делайте все за ребенка, наберитесь терпения и постарайтесь выделить больше времени для общения с ним!

4. Заключительная часть.

В завершении нашей встречи еще раз хочется напомнить, что ребенок делает только первые шаги в неизвестном для него мире, а потому он болезненно реагирует на то, что окружающие считают его слабым и неумелым. Дайте понять ребенку, что вы уважаете его чувства, желания, мнения и считаетесь с ними.

Помните три незыблемых закона, которые должны сопровождать вас в воспитании ребенка: понимание, любовь и терпение. Не ругайте своего ребенка за временные неудачи.

Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня!

(Раздача памяток для родителей «Воспитание детей 3-4 лет» (Приложение 2).

Приложение 1

Тест для родителей.

«Какой Вы воспитатель».

Попробуйте. Не торопясь, предварительно обдумав, ответить на вопросы теста, используя ответы да, нет, иногда.

  1. Одинаковые ли у Вас с мужем (женой) взгляды на воспитание детей?
  2. Считаете ли Вы, терпение, настойчивость и последовательность – главные принципы в воспитании ребенка?
  3. Часто ли Вы обращаетесь к ребенку в форме просьбы, а не приказа?
  4. Если ребенок в чем-то серьезно, с Вашей точки зрения, провинился, считаете ли Вы, что это – прямой результат неправильного воспитания?
  5. Часто ли Вы прибегаете в общении с ребенком к строгому и категорическому запрету?
  6. Считаете ли Вы, что внешняя среда влияет на воспитание и характер ребенка не меньше, чем родители?
  7. Вы заняты чем-то важным по дому или работе. Ребенок неожиданно предлагает свою помощь. Примете ли Вы ее охотно и без колебаний, хотя допускаете, что это сильно усложнит или задержит по времени работу?
  8. Испытываете ли Вы чувство вины, когда отмахиваетесь от ребенка фразами типа: «Оставь меня в покое», «Я слишком устала», «Не отвлекай меня», «Я занята, не мешай» и т.д.?
  9. Интересны ли вам книги, теле- и радиопередачи, публикации в газетах, журналах на тему воспитания детей?
  10. Считаете ли Вы, что нужно обратиться к детскому психологу, если возникли проблемы в воспитании ребенка?

За каждый ответ «ДА» запишите себе 2 очка, за ответ «НЕТ» — 0 очков, за ответ «ИНОГДА» — 1 очко.

Результаты теста «Какой Вы воспитатель?».

Менее 6 очков. У Вас, очень смутные представления о воспитании: необходимо срочно браться за книги и восполнять серьезные пробелы в знаниях о психологии ребенка и о том, как с ним общаться. Возможно, Вам нужна помощь психолога.

От 7 до 14 очков. Вы все делаете правильно, но времени ребенку уделяете явно недостаточно. Постарайтесь начать хотя бы с того, чтобы полностью посвятить ребенку выходные, а в течении недели, как бы Вы не устали после рабочего дня, хотя бы полчаса проводите с ребенком. Ему не столь важна продолжительность общения с Вами, сколько интенсивность.

От 15 и выше. Вы прекрасные родители. Ваш ребенок получает в достаточной мере и внимания, и необходимого контроля. Но не успокаивайтесь на достигнутом – пределов совершенству нет, особенно в таком деле, как воспитание детей.

Приложение 2

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Воспитание детей 3 — 4 лет

Кризис трех лет

Трёхлетие знаменуется кризисом, который можно назвать — «Я сам». Малыш уже полностью осознает себя личностью и испытывает настоятельную потребность — во что бы то ни стало заявить о своей индивидуальности, проявить свое «Я». Но как это делается – он ещё не знает, поэтому идёт самым «простым» путём – противопоставляет себя взрослым и действует вопреки воле родителей.

Родителям нужно понимать, что кризис – это временное явление, и малышу в этот период самому не сладко! Помогите ему! Для развития личности ребенка очень важно, чтобы он чувствовал себя значимым, любимым и нужным. Относитесь к нему как к равному, предоставьте больше свободы и постарайтесь быть гибкими.

Чем больше понимания, юмора и отвлекающих моментов будет в вашем общении с ребенком, тем доброжелательнее и приятнее будет обстановка в семье, а ребенок — более отзывчивым и гибким.

Старайтесь избегать конфликтных ситуаций (уберите всё, что действительно «нельзя», не проходите мимо аттракционов, если у вас мало денег и т.п.), старайтесь сглаживать разногласия и учите этому вашего кроху. Но не бойтесь ввести пару – тройку ограничений, при этом будьте последовательны и не отступайте от введенных вами правил, строго следуйте им, не поддавайтесь на провокации (топанье ногами, громкий плач и т.д.). Учите малыша выражать свои мысли, желания и чувства словами, а не истериками.

Плохое поведение

Многие родители жалуются, что в период трехлетия ребенок становится упрямым, дерзким, враждебным, непослушным и неуправляемым. По мнению детского психиатра Рудольфа Дрейкурса и известного психолога Юлии Гиппенрейтер существует четыре основные причины плохого поведения ребенка:

  • Нехватка внимания – это наиболее распространенная причина плохого поведения детей. В большинстве случаев, с трех лет дети начинают ходить в детский сад, а мамы выходят на работу. И естественно, что теперь малыш не получает от своих родителей столько же внимания, как прежде.

В такой ситуации родители должны уделять своему ребенку как можно больше внимания по вечерам и в выходные дни. Ребенок, конечно, и так будет его требовать: «Мама, почитай мне. Мама, поиграй со мной. Мама, у меня не получается». И если мама отмахивается от ребенка, ссылаясь на усталость или домашние дела, он начнет искать другие способы привлечь её внимание – и они не всегда будут «адекватными».

Ведь ребенок очень быстро начинает понимать, что если он спакойненько сидит один в комнате и играет в «конструктор», никто на него и внимания не обратит. Зато когда он что-то бросил, разбил, взял опасную или недозволенную вещь – вот тогда и появляется внимание, пусть и негативное, но внимание.

Поэтому старайтесь игнорировать плохое поведение малыша, хвалите его позитивные действия, отзывайтесь на призывы ребенка поиграть вместе, и уделяйте ему внимание тогда, когда малыш, казалось бы, его не ждёт.

  • Самоутверждение. Малышу очень важно чувствовать себя значимым и уважаемым человеком в семье. Как это сделать? При принятии решений, касающихся ребенка, или при решении простых бытовых вопросов, советуйтесь с ним и учитывайте его интересы и мнения. Ребенок должен знать, что он может убедить вас в своей правоте, так же, как и вы его. Именно вы должны преподать ребенку урок гибкости и компромиссов, при которых должны учитываться позиции обеих сторон.

Просите его о помощи, привлекайте к сотрудничеству, организуйте такие ситуации и дела, где ребенок мог бы почувствовать свою значимость и свой авторитет.

В детском саду детей приучают к строгой дисциплине: нельзя бегать по группе, надо всем вместе мыть руки, вместе кушать и спать. И никого не интересует – хочет ребенок сейчас кушать или нет, хочет гулять или нет. Поэтому вечером, после садика ребенку особенно важно чувствовать сотрудничество с родителями. А если этого нет, малыш может начать протестовать, упрямиться и отстаивать своё мнение любыми путями.

  • Месть. Иной раз плохое поведение ребенка проистекает из его обиды. Причем обида может возникнуть, казалось бы, на «пустом месте»: мама вышла на работу, а ребенком занимается няня. Ребенку кажется, что если бы не няня, мама была бы с ним и мстит няне, специально её не слушаясь. Или малыша отдали в детский сад, ему там плохо и чтобы донести это до мамы или воспитателя – он вымещает на них (или на ком-то одном) свою злобу и обиду: отказывается от еды, капризничает, обижает других детей (пусть и другим будет плохо). Или, если, например, родители строго наказали ребенка, он может отомстить, разбив любимую мамину вазу.

Родителям нужно проявлять любовь, внимание, понимание и доверие к ребенку, поддерживать с ним эмоциональный контакт и ни в коем случае не применять телесные наказания. Как можно больше разговаривайте с ребенком, рассказывайте, почему нужно ходить в детский сад, что чувствуют другие дети, люди и т.п.

  • Заниженная самооценка. Если малыш часто наталкивается на родительское равнодушие, негативизм, авторитарность, сомнения в его силах и т.п., то он может начать испытывать неуверенность в себе.

Развитие мышления в 3 года

Известный психолог Ж.Пиаже считал, что мышление детей трех лет устроено таким образом, что они не могут посмотреть на ситуацию со стороны. Этот феномен назван эгоцентризмом мышления. Помимо этого малыши в 3 года еще не способны до конца понять связи между событиями или явлениями, поэтому в мышлении ребенка мало логики и много фантазии.

Читайте также:  Субсидии инвалидам 1 группы на жилье

Именно в этом возрасте происходит очень важный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Если в раннем детстве малыш познавал мир при помощи действий с предметами, их ощупывания, проб на вкус, то теперь, на пороге дошкольного возраста, дети обычно приобретают способность действовать уже с образами предметов, которые сохранились в их памяти. Ребенок трех лет может размышлять о чем-то, чего нет в пределах видимости. Это чрезвычайно важный шаг на пути к логическому мышлению.

Мышечно-анальная стадия (от одного до трёх лет). Кризис 1 года. Период раннего детства. Кризис 3 лет.

Примерно с одного года до трех лет происходит разделение на «плохое» и «хорошее». Двухлетний ребенок в норме своего развития умеет ходить, знает тяжесть своего тела, знает, где находится «верх» и «низ». Это умение ориентироваться в пространстве распространяется на социальные переживания. Так как ребенок уже научился ощущать себя в окружающем мире, у него возникает потребность разобраться в социальных ролях окружающих его людей. Возникает вопрос о «вожаке стаи», о главе семьи. «Могу ли я ему противостоять?» — как бы задает себе вопрос ребенок. Наступает фаза протеста.

При нормальном развитии «фаза протеста» через некоторое время сама по себе проходит. Однако слишком жестокое, слишком строгое, прямолинейное, негибкое и консервативное воспитание «ломает» ребенка в этот период, делает его сверхпослушным, подавляет его собственную активность. Сейчас известно, что это не безопасно для развития ребенка. Безынициативность, пассивность и даже задержки в интеллектуальном развитии могут быть связаны с излишним жестким воспитанием и чрезмерными ограничениями на этой стадии развития.

Если на этой стадии развития ребенок решается на проявление агрессии, а взрослые его в этом жестко ограничивают, ругают, наказывают, то потом ребенок может испытать сильное чувство вины. В это время ребенку требуется гораздо больше любви и внимания со стороны матери и других значимых взрослых, чем обычно.

На этой стадии дети любят играть с водой и песком.

По мнению психоаналитиков, в социальном плане ребенок уже способен «отграничиться», то есть воспринимать себя как отдельную личность. Это время приучения к опрятности и порядку, но если за какую-либо неопрятность подвергать детей чрезмерному наказанию, могут возникнуть садомазохистские тенденции в психике ребенка. Насилие над ребенком, жестокость наказания приводит к ранней сексуализации: развиваются анально-садистический эротизм или анально-пассивная установка (жертва и палач).

Именно в этот период времени ребенок учится говорить. Психоаналитики считают, что еще на первом году жизни в нашей психике образуются интроекты — внутренние образы внешних объектов. Внутренние символы появляются с 18-месячного возраста.

Ребенок усваивает, что можно и что нельзя, что нужно в себе контролировать, а чего нужно стесняться и прятать от окружающих. Ребенок учится вытеснять запретные желания. В это время ребенок осознает запрет и наказания. Это первая социализация и, в то же время, первая манипуляция взрослыми со стороны ребенка, первое сознательное контролирование своих действий.

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Поскольку ребенок уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него предметов. Взрослые вынуждены убирать острые вещи, закрывать электрические розетки, ставить повыше электроприборы, посуду и книги. Не все желания ребенка выполнимы потому, что его действия могут причинить вред ему самому или окружающим. Разумеется, ребенок раньше был знаком со словом «нельзя», но в кризисный период оно приобретает особую актуальность.

Аффективные реакции при очередном «нельзя» или «нет» могут достигать значительной силы: некоторые дети пронзительно кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами. Чаще всего появление сильных аффектов у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье. Это или излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня можно, а завтра нельзя, или можно при бабушке, а при папе – ни в коем случае. Установление новых отношений с ребенком, предоставление ему некоторой самостоятельности, т.е. большей свободы действий в допустимых пределах, наконец, терпение и выдержка близких взрослых смягчают кризис, помогают ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций.

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого – некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка. Например, ребенок не может открыть дверь в комнату и начинает бить по ней руками и ногами, что-то выкрикивая. Причиной гнева или плача могут быть, помимо «неподдающихся» вещей, и отсутствие внимания к нему со стороны близких взрослых, занятых своими делами именно в то время, когда ребенок изо всех сил старается их вниманием завладеть; ревность к брату или сестре и т.п. Как известно, аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности – вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме того, ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.

На основе взаимодействия с близкими ребенок формирует защитную базу, объясняющую мир как безопасный и чувство идентичности с объектом первичной привязанности.

Чувство идентичности – ощущение принадлежности роду, клану, семье («Вырастишь, и станешь как папа»). Из него формируется «Система Я» ребенка. На него будет опираться он в кризисные моменты формирования своей личности. Созидая себя, он будет отталкиваться от этих фигур. То есть поведение людей, с которыми ребенок себя идентифицирует (фигуры первичной привязанности) в момент кризиса позволят ему понять границы собственных возможностей.

Если нет фигуры первичной привязанности, и отсутствует идентичность с ней идет более медленное и упрощенное формирование личности.

Ребенок генетически может создать не более десятка привязанности, и среди них возникает иерархия, когда отношения с мамой и папой становятся наиболее значимыми, а с бабушкой – менее (или наоборот, если воспитанием занимается бабушка). Число этих привязанностей не может быть бесконечным, так же как существует ограничение числа эмоциональных интенсивных взаимодействий в естественных условиях, требующих отдачи и соответствующего ресурса.

Оказывается, что если ребенок ощущает безопасную привязанность от обоих родителей, то в подростковом возрасте окружающие будут оценивать его как социально компетентного. Если у девочки есть безопасная привязанность с отцом, то она менее агрессивна, чем ее менее счастливые сверстницы. Матери формируют с детьми более безопасные привязанности по сравнению с отцами. Восприятие собственного достоинства опосредуется привязанностью и социальной компетенцией. К двум годам ребенок, знает, что есть «свои» и «чужие» и внутренне понимает, как плохо быть чужим, и как приятно своим.

Нарушения привязанности как следствие утраты фигуры привязанности обнаруживаются в следующих особенностях поведения ребенка (на примере детей, оставшихся без попечения родителей):

  • нет желания общаться с окружающими. При попытках прикоснуться к нему ребенок отталкивает руку; не смотрит в глаза. Однако исподтишка он наблюдает за взрослым. Противоположностью такого поведения является «прилипчивость» — отсутствие чувства дистанции со взрослыми, желание всеми способами привлечь к себе внимание. Оно свойственно многим детям-отказникам;
  • наиболее типичное эмоциональное состояние ребенка при нарушении привязанности — апатия, сочетающаяся со страхом, настороженностью, плаксивостью;
  • стереотипии, то есть постоянное покачивание всем телом или отдельной его частью;
  • самостимуляция, состоящая в том, что ребенок может мастурбировать, «биться» головой о стену или пол, бортики кровати, царапать себя и т.п.
  • соматические симптомы в виде снижения веса и роста, которые не компенсируются хорошим питанием, но начинают меняться при попадании ребенка в семью.

Причины кризиса 3 лет

В возрасте трех лет ребенок пытается отделять свое «я» от родительского. Он начинает осознавать себя отдельной самостоятельной личностью со своими желаниями, которые нужно отстаивать. Детский кризис 3 лет часто проявляется в демонстративном и даже тираническом поведении ребенка: он устраивает истерики на пустом месте и не соглашается буквально ни с чем. Ребенок как будто специально хочет сделать назло, наоборот, вопреки желаниям родителей. Конечно, такое поведение вызывает у родителей недоумение и раздражение, но следует помнить, что ребенок упрямится и говорит «нет» не для того, чтобы вам досадить. Он просто не знает других способов утвердиться как личность. Как пережить кризис 3 лет, ребенку должны показать родители.

Кризис 3 лет: когда заканчивается?

Как долго ваш ребенок будет упрямцем — месяц или год — предсказать невозможно. Одни дети «проскакивают» кризисный возраст, даже не заметив, другие задерживаются в нем надолго. Сколько длится кризис 3 лет, будет зависеть и от отношения родителей к происходящему.

На протяжении жизни взрослеющий ребенок еще не раз столкнется с кризисами определенного возраста, ведь кризис 3 лет возрастная психология считает начальной точкой на пути становления личности.

Кризис 3 лет у ребенка надо просто переждать и пережить, как пережидают грозу или ураган. Используя нашу памятку по кризису 3 лет, вы поможете ребенку быстрее преодолеть этот сложный для него и окружающих период.


Похожие записи: