Экологическая отчетность для малого и среднего бизнеса в 2023 году

18.07.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экологическая отчетность для малого и среднего бизнеса в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Изменение свойств отхода, приводящее к снижению его негативного воздействия на окружающую среду (в том числе сжигание), называют обезвреживанием. При этом могут изменяться вес отхода, состав, свойства, выполняться обеззараживание. Для действий с обеззараживанием и обезвреживанием должны быть предусмотрены специальные сооружения, обустроенные в соответствии с санитарным законодательством.

В соответствии с ФККО пищевые отходы входят в блок 7, который включает большой перечень отходов, в том числе коммунальных. Выделяется отдельная группа, к которой принадлежат несортированные отходы, образующиеся на предприятиях общественного питания. Пищевые отходы от населения входят в состав ТКО и относятся к группе отходов от жилищ. Обращение с данными отходами по СанПиН как части коммунальных отходов регулируется санитарным законодательством в области обращения с ТКО.

Дополнительные требования применяются к пищевым отходам от лечебных учреждений. Они могут относиться к медицинским отходам трех классов: А, Б и В. Их сбор ведется отдельно либо в многоразовых емкостях, либо в одноразовых пакетах, которые размещаются в столовых, помещениях блоков питания. Пищевые отходы класса А, а также пищевые отходы класса Б и В после проведения мероприятий по обеззараживанию могут быть вывезены на захоронение, упакованные в одноразовые пакеты. Накопление ведется на территории учреждения в многоразовых закрытых контейнерах с графиком вывоза не реже 1 раза в неделю при использовании холодильного оборудования, и ежедневно, если оно отсутствует.

КОСГУ: услуги по приему и временному хранению ртутьсодержащих ламп

Оплата за представление выписок из государственных реестров Услуги международных рейтинговых агентств по присвоению и поддержанию суверенного кредитного рейтинга России Расходы на оплату услуг по организации питания Хранение имущества, обращенного в собственность публично-правового образования, бесхозяйного имущества и (или) вещественных доказательств Работы по распиловке, колке и укладке дров Услуги и работы по утилизации, захоронению отходов 2. ПРИКАЗ МИНФИНА РБ ОТ 31.12.2013 № 125

«Об утверждении Положения об установлении, детализации и определении порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету Республики Башкортостан и бюджету Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан»

«Приложение к приказу Министерства финансов Республики Башкортостан от 31 декабря 2013 г.

НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

В 2023 году не существует нормативно-правовых актов, которые предусматривают четкие требования и алгоритм проведения инвентаризации отходов, установлены только некоторые нормы.

При этом можно найти документы на региональном уровне, которые содержат рекомендации по проведению такой инвентаризации, но они носят рекомендательный характер.

Согласно Положению п. 7.ст. 3 Закона N 247-ФЗ6, в случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативно-правовыми актами равной юридической силы, лицо считается добросовестно соблюдающим обязательные требования и не подлежит привлечению к ответственности, если оно обеспечило соблюдение одного из таких обязательных требований.

Следовательно, никто не может быть привлечен к ответственности за отсутствие отчета о проведении инвентаризации об отходах, тем более из-за отсутствия в нем каких бы то ни было разделов – ст. 8.1 КоАП РФ7, ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, ст. 8.5 КоАП РФ.

Но Положение п. 7 нового Порядка учета в области обращения с отходами сообщает, что образующиеся на предприятии отходы должны быть выявлены.

Какие образующиеся отходы выявляются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами?

1 — Вещества и материалы, которые образовались при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, в том числе при газоочистке, очистке сточных и оборотных вод, очистке оборудования, территории, ликвидации загрязнений

2 — Изделия, которые утратили потребительские свойства при их использовании для производства продукции, выполнения работ, оказания услуг

По результатам такого выявления формируется состав образующихся видов отходов, подлежащих учету. Данный отчёт должен быть на предприятии в виде таблицы, которую разрешается вести в электронном виде, без утверждения и даже без вывода на печать.

Читайте также:  Налоговый вычет для ИП при покупке квартиры

Помните, что если в ходе проверки выяснится и подтвердится, что природопользователь не учел какой-либо отход или учел его некорректно, предприятию грозят серьезные штрафы по разным частям ст. 8.2 КоАП РФ.

Результаты инвентаризации отходов используются не только для разработки необходимой природоохранной документации (НООЛР, программы ПЭК, паспортов отходов I-IV классов опасности), но и для организации процесса обращения с отходами на предприятии в целом:

  • Для подготовки приказов и инструкций
  • Для ведения учета
  • Для организации мест накопления отходов
  • Для разработки планов по внедрению малоотходных и безотходных технологий, планов по предупреждению и ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций
  • Для организации надлежащего удаления отходов (подбор специализированных организаций, заключение договоров, контроль отгрузки и т.д.)
  • Для оптимизации деятельности предприятия

Внимательно проработайте специфические требования, которые могут применяться к определенным видам отходов. А именно: попадают ли они под запрет на захоронение, являются ли отходами товаров или упаковки, подлежащих утилизации в рамках расширенной ответственности производителей и импортеров, относятся ли к ТКО, выпадают ли из-под действия Федерального закона № 89-ФЗ как медицинские, биологические и радиоактивные отходы? Это необходимо выяснить в процессе инвентаризации отходов на вашем предприятии.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Целесообразно проводить инвентаризацию отходов отдельно для каждого объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

В случае если у хозяйствующего субъекта есть обособленные подразделения, не относящиеся к объектам НВОС, на них также должна быть проведена отдельная инвентаризация. А если подразделения или объекты типовые, можно провести выборочную инвентаризацию на нескольких объектах, подготовить типовой перечень отходов и адаптировать его для остальных подразделений или объектов.

Инвентаризация отходов проводится в следующей последовательности:

1 — Разработка внутреннего документа, регламентирующего проведение инвентаризации

2 — Подготовка распределительной документации о начале работ по инвентаризации

3 — Запрос необходимых сведений и документации

4 — Проведение инвентаризационного обследования

5 — Обработка полученных данных

6 — Работа с ФККО и БДО

7 — Предварительные результаты (перечень)

8 — Обсуждение предварительных результатов

9 — Дополнительные обследования, исследования, сведения

10 — Согласование итогового перечня с руководством

11 — Оформление результатов инвентаризации

12 — Актуализация результатов инвентаризации

МОЖНО ЛИ ПРОВЕСТИ ИНВЕНТАРИЗАЦИЮ ОТХОДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНО?

Многолетний опыт работы инженеров-экологов и руководителей подразделений MA Safety показывает, что провести полную и достоверную инвентаризацию отходов силами одного эколога предприятия невозможно.

Почему?

Погружение в тонкости технологического процесса инвентаризации, особенности обслуживания оборудования и другие аспекты инвентаризации являются трудоемким. Поэтому каждый привлекаемый специалист предприятия должен осознавать высокий уровень ответственности и своевременно получать и предоставлять сведения.

Без надлежащей организации данного процесса и контроля со стороны руководства, инвентаризация может затянуться или же качество ее результатов будет неудовлетворительным.

Поэтому мы рекомендуем доверить сложный процесс инвентаризации отходов команде квалифицированных инженеров-экологов, работающих с проектами из различных сфер, областей и различных масштабов. А наличие собственной испытательной лаборатории, аккредитованной на данный вид услуг, гарантирует соблюдение сроков исследования отходов и высокую точность полученных результатов.

Продление регистрации доменного имени

Услуга по регистрации и продлению домена представляет собой занесение в реестр доменов информации о доменном имени на основании заявки заявителя.

В соответствии с Указаниями N 65н расходы по оплате договора, предусматривающего оказание услуг по продлению регистрации домена и делегированию доменного имени, следует относить на подстатью 226 «Прочие расходы и услуги» КОСГУ как затраты на оплату услуг в области информационных технологий.

В свою очередь, судьи в Постановлении ФАС ВВО от 10.07.2013 по делу N А82-8668/2012 приравняли услуги по регистрации домена к услугам по бронированию сетевого ресурса, которые согласно Указаниям N 65н отнесены к услугам связи. То есть речь идет о применении подстатьи 221 КОСГУ.

По мнению автора, руководствоваться позицией суда довольно рискованно, поскольку контролирующие органы могут не отнести услугу по регистрации и продлению домена к бронированию сетевых ресурсов. Бронирование сетевых ресурсов — это бронирование интерфейсов подключения для присоединения к сети связи общего пользования. Бронирование номеров следует понимать как стадию отношений с оператором связи, предшествующую присоединению и взаимодействию в процессе оказания услуг абонентам.

Услуги по регистрации и продлению домена носят совершенно иной характер. Как указано выше, речь идет о занесении в реестр доменов информации о доменном имени, что услугами связи не является.

Вывоз ТКО в сельской местности, в поселениях, деревнях, селах — правила

По Федеральному Закону «Об отходах производства и потребления» за утилизацию всего хлама от частного жилья, отвечает местный орган власти. Если у нас имеется ТСЖ (товарищество собственников жилья), ответственным лицом становится ТСЖ. Владельцы наделов складывают свой мусор в места, которые указывает управление ТСЖ.

Если у нас нет подобной организации, ТБО необходимо относить на контейнерную площадку, место которой официально утверждено исполнительной властью, либо упаковывать в ёмкости, которые предоставляет региональный оператор по вывозу ТБО. Оператор становится ответственным за ваш мусор лишь после того, как загрузит его в свой мусоровоз. Вот такие вот правила вывоза ТКО в сельской местности, в деревнях и селах действуют с 1 января 2019 года.

Читайте также:  Как получить налоговый вычет по расходам на медицину

Контейнерное складирование отходов подразумевает сортировку. Биологический мусор, помои, органика складываются отдельно. Они привлекают крыс и птиц, становясь источником биологического заражения, поэтому вывозятся в первую очередь. Хлам, который не требует спешной утилизации, скапливается отдельно.

Контролировать качество услуг компании, которая вывозит ТКО – гражданский долг каждого собственника или арендатора. Если услуги оказываются небрежно, нерегулярно, вообще не оказываются, следует подать жалобу в Роскомнадзор или районную прокуратуру. Обычно мы любим громко возмущаться, но из лени ограничиваемся словесным выражением протеста. Если вместо «ора» использовать своё право и вовремя информировать власти о нарушениях – польза окажется в разы больше.

Кто с кем заключает договор на утилизацию отходов?

По новому закону, за вывоз и утилизацию отвечают выбранные конкурсом региональные операторы. Договор на утилизацию отходов заключается между ними и местной властью. Оператор обязан предоставить собственникам частных наделов бланки договора, где указано, какие услуги он предоставляет. Даже если владелец земли не подписывает такой бланк – услуга вступает в силу и придётся платить за вывоз ТКО.

Если местная исполнительная власть не заключила договор с организацией, ответственной за вывоз ТКО, хозяин участка имеет право сам подобрать лицензированную компанию и заключить с ней договор на вывоз своего хлама. В тексте указываются реквизиты и название оператора, паспортные данные владельца участка, обязанности обеих сторон, место складирования мусора перед вывозом, срок действия договора, число, подписи сторон. Сведения об этом закреплены ФЗ «Об отходах…», № 89-ФЗ. Статья 24.7, пункт пятый.

Если срок договора истекает, но ни одна из сторон не изъявила желание расторгнуть его – договор автоматически продлевается. Если во время действия договора, собственник меняется – новый собственник начинает оплачивать услуги с момента вступления в права владения.

Отходы, идентифицируемые как медицинские, не подлежат отражению в форме № 2-ТП (отходы).

Так, в соответствии с п. 4 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утв. Приказом Росстата от 09.10.2020 г. № 627:

учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у респондента, кроме медицинских отходов, биологических и радиоактивных отходов.

Таким образом, формально задвоения быть не должно. Отходы, учитываемые как медицинские, не подлежат учету как отходы производства и потребления в рамках формы № 2-ТП (отходы).

Какие отходы относятся к медицинским отходам?

В соответствии со ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе:

  • анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской и фармацевтической деятельности;
  • отходы, образующиеся от деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также от деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.

Медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с Критериями, установленными Постановлением Правительства РФ от 04.07.2012 N 681, на следующие классы:

  1. класс А — эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
  2. класс Б — эпидемиологически опасные отходы;
  3. класс В — чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
  4. класс Г — токсикологически опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
  5. класс Д — радиоактивные отходы.

Так, например, одноразовые шприцы, используемые в медицинских организациях для инъекций (манипуляций), после проведения лечебно-диагностических процедур относятся к медицинским отходам, потенциально опасным в отношении распространения инфекционных заболеваний, и являются медицинскими отходами классов Б и В (п. 3.2 Методических указаний 3.1.2313-08 ).

Как отразить доходы, полученные учреждением от сдачи медицинских отходов на переработку?

Утилизация отходов предполагает их использование в производстве и потребление в качестве вторичных ресурсов после соответствующей переработки. К используемым отходам относятся отходы, которые находят применение в народном хозяйстве в качестве сырья или добавок к сырью для выработки продукции, а также в качестве топлива, кормов и удобрений. Так, в соответствии с п. 6.1 Методических указаний 3.1.2313-08 вторичной переработке (утилизации) подлежат обеззараженные шприцы инъекционные однократного применения. С организацией-поставщиком, занимающейся переработкой шприцев, заключается договор, в котором оговариваются все стороны совместного сотрудничества, в том числе цена на отходы, передаваемые на переработку.

В рамках одноканального финансирования часть медицинских отходов образуется посредством использования медицинских изделий, приобретаемых за счет средств ОМС. Поэтому на практике у бюджетных (автономных) медицинских учреждений возникает вопрос: как следует отражать доходы, получаемые от реализации медицинских отходов, образованных по данному источнику финансирования? Из разъяснений, приведенных ранее в Письме Минфина России от 30.10.2012 N 02-06-10/4554 , следует, что денежные средства, поступившие в результате реализации медицинских отходов, признаются собственными доходами бюджетного (автономного) учреждения и подлежат отражению в рамках средств от иной приносящей доход деятельности. Поэтому в учете данных учреждений здравоохранения поступившие за отходы суммы (в том числе по договорам поставки на приобретение медицинских изделий, оплачиваемым за счет средств ОМС) отражаются по коду вида деятельности 2 (п. 21 Инструкции N 157н).

Читайте также:  Правила увольнения по срочному трудовому договору

Что делать тем, кто использует упакованную воду и молочные продукты в приготовлении блюд

Для кафе, ресторанов, гостиниц и всех, кто не продаёт продукты в розницу, а готовит из них блюда, действуют другие сроки по объёмно-сортовому учёту.

Что делать с водой. С 1 ноября 2022 года необходимо вести объёмно-сортовой учёт только при приёмке. Если вы продаёте воду в бутылках, отчитываться о продажах нужно с 1 марта 2023 года. Если используете воду в приготовлении блюд — сообщать о выбытии товаров из оборота необходимо только с 1 декабря 2023 года.

Что делать с молочными продуктами. Если вы используете продукты только для приготовления блюд и не продаёте их в розницу, вести объёмно-сортовой учёт не нужно. До 1 декабря 2023 года принимать товары можно, как раньше — поставщик сам выведет их из оборота в «Честном знаке». С 1 декабря 2023 года нужно будет сообщать в «Честный знак» о приёмках и выбытии.

Если вы продаёте товары в розницу, с 1 сентября 2022 года нужно вести объёмно-сортовой учёт при приёмке и сканировать коды маркировки при продаже. Например, кофейня закупает молоко и сливки для приготовления кофе, а мороженое — на продажу. В этом случае с 1 сентября мороженое нужно принимать по УПД и вести объёмно-сортовой учёт. А молоко и сливки можно принимать, как раньше — без УПД и объёмно-сортового учёта. До 1 декабря 2023 года ответственность за выбытие из оборота молока и сливок будет лежать на поставщике.

  1. С 1 сентября 2022 года объёмно-сортовой учёт маркированных товаров должны вести производители, импортёры и розничные продавцы молочных продуктов. А с 1 ноября — все, кто участвует в обороте упакованной воды, в том числе кафе и рестораны.
  2. Вести объёмно-сортовой учёт — значит передавать в систему маркировки данные о партии товара: только общий код GTIN и количество. Делать это нужно во время приёмки, а также при выбытии товаров по любой причине, кроме продажи. Продаж объёмно-сортовой учёт не касается.
  3. Чтобы принять товары, достаточно подтвердить электронную накладную в системе ЭДО. Сканировать коды маркировки каждого товара не нужно.
  4. Чтобы вывести из оборота товары, которые испортились, нужно оформить документ в «Честном знаке», указать в нём причину вывода, GTIN и количество товаров.
  5. Вместе с объёмно-сортовым учётом или вместо него можно вести поэкземплярный учёт.

Новый подход к применению КОСГУ при вывозе отходов с 2021 года

С 1 января 2021 года заработала новая система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), при которой их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и захоронение на территории региона должны обеспечиваться одним или несколькими региональными операторами по обращению с ТКО в соответствии со специальной программой (ст. 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; далее – Закон об отходах производства и потребления).

Прежде всего, в регионе должен быть выбран и действовать региональный оператор по обращению с ТКО, а также утверждены единые тарифы на эту услугу. При таких условиях важно знать следующие особенности работы этой системы:

КВР и КОСГУ в 2022 году для бюджетных учреждений

Получатели бюджетных средств, такие как главные распорядители бюджетных средств (ГРБС), казенные, бюджетные и автономные учреждения, должны вести учет, составлять планы и отчеты по единым нормам и в соответствии с требованиями законодательства. Перечень требований и правил по применению специальных кодов, определяющих соответствующие значения бюджетного (бухгалтерского) счета, устанавливается Минфином для всех участников процесса.

Очень часто возникает вопрос: КВР — что это в бюджете? Это часть классификации КБК, следовательно, часть бухгалтерского счета. Он включает группу, подгруппу и элемент видов расходов. Практически каждый бухгалтер пытается самостоятельно разобраться, что такое КВР в бюджете, расшифровка которого закодирована тремя числами с 18 по 20 разряд в структуре КБК расходов бюджетов.


Похожие записи: