Не остановка по требованию ДПС. Что будет если не остановился по требованию сотрудника ГИБДД

26.04.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Не остановка по требованию ДПС. Что будет если не остановился по требованию сотрудника ГИБДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

На то, что большое значение для водителя играют все обстоятельства дела указала основатель и управляющий партнер ГК «РосКо» Алена Талаш. Если автомобилист проехал 200-300 метров и остановился, поняв свою ошибку, это, по ее мнению, не должно повлечь за собой никаких последствий кроме устного замечания.

Чем грозит неподчинение требованию инспектора?

В зависимости от причины, которая побудила инспектора остановить транспортное средство, будут варьироваться и последствия неподчинения требованию инспектора остановиться.

Если вы совершали сложный манёвр и не заметили взмах полосатого жезла или инспектор слишком поздно начал подавать сигнал к остановке — в таких случаях дополнительных мер к остановке проехавшего мимо автомобиля обычно не применяется. Если водитель автомобиля подозревается в совершении правонарушения, то инспектор будет вынужден передать информацию о машине на все остальные посты ДПС и/или направить патрульную машину догнать нарушителя.

В отдельных случаях сотрудники ГИБДД имеют полномочия открывать огонь по колёсам автомобиля и блокировать дорогу для задержания преследуемого транспортного средства. Такие меры, как правило, не применяются к мелким правонарушениям, таким как превышение скорости или запрещённые манёвры на дороге.

Когда можно не останавливаться

В некоторых ситуациях водитель имеет право не останавливаться по требованию инспектора ГИБДД. Это допускается и не может быть наказуемо, если:

  • остановка создает угрозу ДТП и опасность для жизни и здоровья участников движения;
  • сотрудник ДПС одет не по форме, сигнал отдан не жезлом, а на автомобиле нет проблескового маяка;
  • сигнал об остановке подан на плохо освещенном участке дороги, и идентифицировать сотрудника Госавтоинспекции и автомобиля ДПС не представляется возможным;
  • инспектор не показал, к кому из водителей обращено его требование или не указал место остановки (просто поднял и опустил жезл).

Кроме того, можно не останавливаться в местах, где остановка запрещена по ПДД – на узких дорогах, перекрестках, велодорожках и пешеходных «зебрах» (ближе 5 метров), переездах, ж/д и трамвайных путях, остановках общественного транспорта (не ближе 15 м), в местах с плохой видимостью. Не нужно останавливаться, если при этом машина закроет собой видимость светофора, и в зоне действия знака «Остановка запрещена».

Законное требование остановки ТС и штраф за неподчинение

Любые действия на дороге строго регламентируются различными постановлениями и законами. В том числе причины остановки и правила остановки водителей инспектором.

Причины могут быть совершенно разными:

  • Водитель нарушил один из пунктов ПДД, что было зафиксировано аппаратурой или самим инспектором.
  • Водитель автомобиля или его пассажиры подозревается в правонарушении в соответствии со сводками ДПС.
  • Автомобиль был угнан или разыскивается.
  • Необходимо привлечение свидетелей или понятых при ДТП.
  • Остановка водителей производится для регулирования скорости потока.
  • Инспекторы останавливают автомобиль, чтобы воспользоваться им в условиях жёсткой необходимости.
  • Остановка для оказания помощи пострадавшим или в случае необходимости из транспортировки до ближайшего медицинского пункта.
  • При проведении специализированной операции.

Ситуации, когда не остановка правомерна

В некоторых случаях непослушание водителя будет принято как необходимая мера. В любом случае лучше записать требования инспекторов, по какой причине была произведена остановка машины. Данные можно использовать в суде, для опровержения несправедливых или несвоевременных требований.

Требования могут быть не замечены водителем в следующих случаях:

  • водитель не выполнил остановку, если в данный момент совершал опасный и сложный маневр;
  • сигнал был показан позже или несвоевременно;
  • приказ был нечётким, неясным, требование было поздно показано.

Кроме того инспектору запрещается задерживать автомобили в тоннеле, на мосту или любом другом месте, которое противоречит требованиям дорожного движения. Если инспектор заставляет выполнить данное действие, то водителю придётся совершить манёвр и остановиться на том участке дороги, где это разрешено правилами дорожного движения. Остановить машину в запрещённом месте инспектор ГИБДД имеет право, если хочет предотвратить преступление или остановить нарушителя, если тот нарушает закон.

Исходя из вышенаписанного, можно сделать следующие выводы, что разрешается ослушаться инспектора ГИБДД и проехать дальше, если:

  • действия сотрудника были совершены с опозданием, водитель просто его не заметил;
  • действия сотрудника непонятны в потоке машин, неясно на какую именно он показал;
  • остановка производится с нарушением регламента;
  • сотрудник одет неправильно в ночное время: нет формы со светоотражателями, жезл не видно;
  • одетая на сотруднике форма не соответствует нормам.

Если не согласен с действиями сотрудника ГИБДД

Работа полицейских регламентируется Административным регламентом МВД, в пункте 22 которого детально прописано, что сотруднику следует подавать сигналы участникам дорожного движения максимально понятно и чётко.

22. Сигналы сотрудника участникам дорожного движения должны подаваться четко и быть понятны для участников дорожного движения.

Таким образом водитель имеет возможность доказать, что подача сигнала была произведена недостаточно разборчиво в следующих случаях:

  • сотрудник ДПС слишком поздно принял решение остановить движущееся транспортное средство и попросту не успел занять удачную позицию возле дороги, в поэтому не был замечен;
  • инспектору не удалось выделить точным сигналом автомобиль из потока;
  • имеются свидетели сложившейся ситуации или запись видеорегистратора;
  • жест остановки не соответствовал установленному ПДД порядку;
  • ситуация произошла ночью, инспектор был без светоотражающей формы и/или его жезл не светился.
Читайте также:  Подача жалобы в ЕСПЧ по уголовному делу 2023 год

Также помните, что число стражей порядка на дорогах в разы меньше числа транспортных средств, потому вероятность остановки именно вашей машины крайне мала.

Не остановился по требованию сотрудника ГИБДД и уехал что будет

Для таких случаев законом предусмотрено наказание в виде штрафа или арест на 15 суток. Решение о наказании напрямую зависит от ситуации.

Если вы, передвигаясь на автомобиле, не останавливаетесь по требованию инспектора и скрылись, вас могут, как минимум привлечь к судебному разбирательству.

В свою очередь сотрудник ГИБДД должен предоставить полноценные доказательства о том, что он подавал водителю четкий сигнал остановиться, что требование остановиться показывалось именно конкретному водителю, что оно было водителю понятным, но водитель не остановился.

Если у инспекторов ДПС отсутствует видеозапись о правонарушении водителя, то водитель может отрицать в суде показания ГИБДД, чтобы отстоять свои права, т.к. теперь протокола ГИБДД для наказания нарушителя будет недостаточно!

В каких случаях сотрудники ГИБДД имеют право остановить автотранспорт

Сразу следует сказать, что для проверки документов сотрудникам ДПС дано право останавливать транспортное средство лишь на стационарном посту ДПС (п.63 Приказа МВД РФ №185 в редакции от 22.12.2014). В названном документе указаны и другие причины, позволяющие инспектору потребовать, чтобы водитель прекратил движение. Кратко назовём их:

  • были зафиксированы признаки нарушения требований к безопасности дорожного движения:
  • наличие данных о причастности водителя к ранее совершенному ДТП;
  • получена информация о том, что ТС находится в розыске или используется в противозаконных целях;
  • необходимо провести опрос пассажиров и водителя в качестве свидетелей ДТП;
  • если участника дорожного движения необходимо привлечь для выполнения функций понятого;
  • для выполнения регулировочно-распорядительских действий;
  • когда сотруднику ГИБДД необходимо ТС для служебных целей;
  • необходимо, чтобы водитель оказал помощь другим участникам дорожного движения либо сотрудникам полиции;
  • для проверки перевозимых в ТС грузов.

Чтобы водитель прекратил движение и не уехал от ДПС, сотрудник требует остановиться с помощью:

  • диска со световозвращателем красного цвета;
  • жеста (когда необходимо, применяется жезл);
  • громкоговорящего устройства.

Такой порядок установлен п. 64 вышеуказанного Приказа МВД.

Ситуации, когда не остановка правомерна

Существуют случаи, когда остановку не будут считать неправомерным действием. Так, если торможение происходит без соблюдения регламента, водитель должен запомнить или записать требования, по которым была сделана остановка. Эта информация может в будущем пригодиться для обжалования несправедливо назначенного наказания.

Особых последствий не предусмотрено, если требование инспектора не было замечено из-за выполнения опасного маневра, а также в том случае, если удастся доказать, что сигнал был показан с опозданием, либо приказ об остановке не был подан однозначным движением.

Торможение инспектором будет незаконным, если оно производилось в таких местах:

  • тоннели;
  • мосты;
  • иные места, у которых нельзя останавливаться, согласно ПДД.

Есть ли скидка на штраф за не остановку по требованию инспектора ДПС?

Согласно изменениям постановления федерального закона под номером 437, действующего от 22 декабря 2014 года и при оплате штрафов ГИБДД (32.2 КоАП РФ) в течение первых 20 дней со дня постановления действует 50%-ная скидка. Исключением являются следующие правонарушения:

  1. Отсутствие регистрации авто – ст. 12.1 п.1 КоАП РФ.
  2. Езда под красный свет – 12.12. п.3 КоАП РФ.
  3. Выезд на встречную полосу (повторно) – 12.15 п.5 КоАП РФ.
  4. Повторное нарушение скоростного режима – 12.9 п.7 КоАП РФ.
  5. Вождение в пьяном виде – 12.8 п.6. КоАП РФ.
  6. Причинение легко или среднего ущерба здоровью в ДТП – 12.24 КоАП РФ.
  7. Не выполнение требование на медосвидетельствование на алкоголь – 12.26 КоАП РФ.
  8. Не выполнение обязанностей в связи с ДТП – 12.27 п.3 КоАП РФ.
  9. Не соблюдение дорожных знаков и разметки – 12.16 КоАП РФ.

Таким образом, оплатить штраф за не остановку по требованию ГИБДД с половинной скидкой можно в течение 20-дневного срока. Исключение составляют случаи (смотрите ст. 32.2 пункт 1.3 КоАП РФ), когда ему сопутствуют более серьезные нарушения из вышеприведенного списка.

Объективные причины не останавливаться по требованию сотрудника ДПС

Далеко не во всех случаях водитель, который не остановился по требованию работников ГИБДД, хотел сделать намеренное правонарушение.

Чаще всего это происходит в двух случаях:

  • если водитель не остановился, поскольку соответствующее требование настигло его на плохо освещенном дорожном участке, или тогда, когда человек, призывающий его остановиться, не показался ему похожим на сотрудника ДПС. В таких случаях лучше заплатить штраф, чем стать жертвой мошенников. Помните, что сотрудник ДПС по требованию водителя должен показать ему свой нагрудный знак и удостоверения сотрудника дорожной службы;
  • если он не остановился в указанном месте, поскольку такая остановка стала бы грубым нарушением правил дорожного движения. Лучшее решение – это требование остановить автомобиль в положенном месте. Если же сотрудник дорожной службы все равно продолжает выписывать штраф, то следует уточнить причину неподчинения.
Читайте также:  Можно ли зарегистрировать брак в день подачи заявления без церемонии Псков

Нюансы при неподчинении сотруднику ГИБДД

После того как транспортное средство будет остановлено и проверены документы водителя, инспектор ГАИ обязан составить протокол. Если автолюбитель находится в алкогольном опьянении, то его направят на медицинское освидетельствование. Если же водитель трезв и его документы в порядке, то сотрудник ГИБДД после составления протокола обязан отпустить машину.

Как же происходит привлечение к ответственности за неподчинение инспектору ГАИ?- спросите вы. Здесь все просто. Привлечь водителя к ответственности может только судебный орган. Именно поэтому сотрудник ГИБДД не вправе производить задержание. Да и в суде остановившему вас инспектору придется доказать законность и логичность своих действий. Учитывая данное обстоятельство, пока водитель не получит исполнительного решения по своему делу, никаких штрафов оплачивать не нужно.

Ситуации, когда инспектор ДПС вправе остановить ваше ТС, подробно описаны законом. Во-первых, разграничиваются ситуации, когда сотрудник милиции останавливает вас на стационарном посту и вне его. В «Наставления по работе ДПС» читаем следующее определение стационарного поста: это «место несения службы нарядами ДПС, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенное оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями, а также прилегающий к нему участок дороги (местности), в пределах которого наряд ДПС выполняет свои функциональные обязанности». Если сигнал об остановке вы получили на территории такого поста, вы должны будете затормозить в любом случае, так как в его пределах сотрудник милиции имеет право остановить ТС по любой причине, в том числе обыкновенная проверка документов. Причиной может служить как проверка документов на ваше право управления автомобилем, так и на сам автомобиль или перевозимый груз.

Кроме стационарных постов, такие действия сотрудник ДПС может совершать в пределах контрольных постов милиции и контрольно-пропускных пунктов. Вне описанных мест вы также обязаны остановиться по требованию инспектора, однако право на остановку вашего ТС у сотрудников милиции ограничено предусмотренными законом случаями. К ним относятся нарушения правил дорожного движения, подозрение на причастность вашу или ваших пассажиров к совершенному правонарушению, нахождение в розыске транспортного средства, а также подозрения на использование его в противоправных целях. Кроме того, основанием для остановки вашего автомобиля вне стационарного поста может являться необходимость вашего опроса относительно правонарушения, свидетелями которого являетесь вы или ваши пассажиры; обеспечение временного запрещения движения на участке дороги, на котором вы находитесь; необходимость оказания немедленной помощи пострадавшим участникам движения. Остановка транспортного средства в иных случаях вне стационарных постов запрещена и расценивается как нарушение служебной дисциплины.

Однако список этот довольно обширен, и остановившему вас инспектору всегда есть, чем аргументировать свой свисток и взмах жезлом. Разница состоит, наверное, в том, что данная буква закона хотя бы обязывает его произнести для вас эту аргументацию после того, как он представился и назвал свою должность. Вопрос о правомерности вашей остановки останется достаточно скользким.

Однако существуют случаи, как напрямую предусмотренные законом, так и вытекающие из соответствующих статей, в которых вас ничего не обязывает останавливаться на требование сотрудника ДПС, кроме вашего любопытства.

Например, в ночное время вы в любом случае можете проехать мимо отмашки жезлом, если она произошла вне стационарного поста, даже не снижая скорости. Единственное, что стоит сделать в этом случае, это остановиться на ближайшем контрольном пункте, и заявить об этом инциденте. Кроме того, учитывайте, что сотрудник ДПС, останавливающий вас вне городской черты, должен иметь ряд отличительных признаков его причастности к ГИБДД. Если их нет, и вас просит остановиться просто человек в форме, вы имеете право не останавливаться.

Даже вне всех описанных выше случаев, существует множество ситуаций, когда остановка по тем или иным причинам угрожает безопасности дорожного движения. В таких ситуациях смело игнорируйте любые требования об остановке. Закон описывает основной порядок остановки транспортного средства в пункте 13.6 «Наставления по работе ДПС», а в примечании к этому пункту обозначает места на дороге, остановка в которых угрожает безопасности всех участников дорожного движения. Статья звучит следующим образом: «При контроле за движением на патрульном автомобиле (мотоцикле) для остановки транспортного средства, водитель которого нарушил правила дорожного движения, используются специальные световые и звуковые сигналы, громкоговорящая установка, жесты рукой или жезлом. Примечание. Запрещается останавливать транспортные средства на участках автомобильных дорог с ограниченной видимостью, до и после поворота, непосредственно перед или после вершин подъема, перед перекрестками, переходами, в зоне железнодорожных переездов и в других опасных местах, за исключением случаев необходимости безотлагательной их остановки во избежание наступления нежелательных последствий».

Поэтому, прежде чем затормозить в ответ на требование инспектора, оцените дорожную обстановку и оцените место, в котором находитесь, а также соответствие закону порядка, в котором сотрудник ДПС это делает.

Во-первых, перед тем, как выяснять, что будет за неостановку по требованию инспектора ДПС, давайте выясним, что обязывает Вас остановиться по первому взмаху жезла блюстителя закона. Здесь всё достаточно просто: по данным, актуальным на 2017 год, есть в ПДД соответствующий пункт — 2.4:

2.4. Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам , а грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в специально обозначенных дорожным знаком 7.14 контрольных пунктах — также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Как видим, остановить нас может регулировщик, а регулировщик — это любой сотрудник полиции — это следует из определения соответствующего понятия в п. 1.2 тех же Правил дорожного движения:

«Регулировщик» — лицо, наделённое в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.

Это, кстати, ответ на не менее распространённый вопрос — имеет ли право останавливать автомобиль сотрудник ППС — обычный полицейский. Да, имеет, ведь он является сотрудником полиции (и, конечно же, он также обязан предъявить по первому требованию того, к кому он обращается, своё служебное удостоверение, чтобы, собственно, доказать, что он полицейский.

Читайте также:  Стало известно, где белорусы смогут построиться по льготному кредиту в 2023-м

Какие изменения ждут водителей в 2021 году

Даже если водитель скрывался от ДПС и его догнали, есть шанс избежать штрафа. Составленный по факту правонарушения протокол возможно оспорить в судебном порядке.

Проще всего оспаривать решение при наличии фактов, которые свидетельствуют о неоднозначности указаний инспектора. К примеру:

  • плохая видимость на дороге;
  • нечеткость указаний сотрудника полиции;
  • неясно, кому подавался знак и т. д.

Если остановка на данном участке дороги не разрешается, водитель имеет законное право проигнорировать указания инспектора.

Для того чтобы доказать свою невиновность, оспорить штраф за неподчинение сотруднику ГИБДД при составлении и подписании документов, в протоколе стоит указать причину неповиновения, аргументируя ее.

Что грозит водителю за неповиновение сотрудникам ГИБДД и полиции? Штрафы, арест и другие санкции за сопротивление инспекторам ДПС.

В России органы внутренних дел относятся к исполнительной ветви власти. Государство наделило сотрудников полиции полномочиями, позволяющими им бороться с преступностью. Рядовым гражданам закон предписывает неукоснительно выполнять требования блюстителей порядка, если они не противоречат действующим правовым нормам.

Чем же для водителя чревато игнорирование указаний инспектора ГИБДД? Какие именно действия будут считаться проступком?

Итак, ФЗ «О полиции» указывает сотрудникам ГИБДД выполнять свои служебные обязанности только как того им предписывает закон.

1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом.
2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.
4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства.

Как видим, при выполнении служебных обязанностей сотрудники полиции обязаны действовать только в рамках закона, что вполне логично, ведь они являются представителями правоохранительных органов, а отнюдь не законописцами (впрочем, чего греха таить, иногда инспекторы ДПС пытаются подменять эти понятия).

При этом, сам регламент выполнения таких обязанностей вводится в действие достаточно свежим Приказом №664 от 20.10.2017 года, который регулирует действия сотрудников МВД при тех или иных процессуальных процедурах. Он то нам и нужен!

Но этот регламент никак не обязывает и прямо не содержит требований для водителя покидать своё ТС ни в каких случаях. Ведь регламент этот написан не для граждан-водителей, а для ГИБДД.

Ответ на вопрос, должен ли водитель выходить из машины по требованию инспектора, по сути вышеописанного, вытекает из законности требования этого от водителя. И законность эта зависит от конкретной процессуальной процедуры.

Сразу следует сказать, что для проверки документов сотрудникам ДПС дано право останавливать транспортное средство лишь на стационарном посту ДПС (п.63 Приказа МВД РФ №185 в редакции от 22.12.2014). В названном документе указаны и другие причины, позволяющие инспектору потребовать, чтобы водитель прекратил движение. Кратко назовём их:

  • были зафиксированы признаки нарушения требований к безопасности дорожного движения:
  • наличие данных о причастности водителя к ранее совершенному ДТП;
  • получена информация о том, что ТС находится в розыске или используется в противозаконных целях;
  • необходимо провести опрос пассажиров и водителя в качестве свидетелей ДТП;
  • если участника дорожного движения необходимо привлечь для выполнения функций понятого;
  • для выполнения регулировочно-распорядительских действий;
  • когда сотруднику ГИБДД необходимо ТС для служебных целей;
  • необходимо, чтобы водитель оказал помощь другим участникам дорожного движения либо сотрудникам полиции;
  • для проверки перевозимых в ТС грузов.


Похожие записи: