Срок проведения камеральной проверки в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок проведения камеральной проверки в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Неважно, с какой именно целью гражданин подает декларацию — за вычетом, по обязательному основанию или по иным причинам. Инспектор ФНС, получая данные в документе, должен знать, не нарушил ли налогоплательщик законодательство РФ, в том числе и налоговое.
Что такое камеральная проверка и зачем нужна?
Камеральная проверка — это комплекс мер, осуществляемых инспекторами ФНС в целях проверить реальное положение дел у декларанта. Задач у проверки несколько:
- Выяснить, является ли правдой все, что изложено налогоплательщиком в 3-НДФЛ;
- Проверить, есть ли у гражданина деньги, ценные бумаги либо же иные активы, сокрытые им от налогов и в целом от государства.
Акт проведения камеральной проверки
На сегодняшний день камеральной проверке подлежат не только 3-НДФЛ, но и все отчеты и декларации, представляемые в налоговый орган. Если налогоплательщику не было направлено уведомление о результатах проверки, это не значит, что ее не было.
Результат проверки будет зависеть от того, как прошла камералка. Если при этом не были выявлены нарушения, то налоговики могут не оформлять свое решение. Таким образом, если по окончании срока, установленного для камеральной проверки, налогоплательщику не был направлен акт, это будет значить только одно – нарушения в ходе проверки не выявлены.
Если при камералке были выявлены какие-либо нарушения, то ФНС обязана уведомить о них путем направления соответствующего акта. Сделать это она должна в срок до 10 рабочих дней с даты завершения камеральной проверки.В некоторых случаях к акту налоговики прикладывают доказательства нарушений.
Камеральная проверка декларации 3-НДФЛ: сроки, этапы проведения, что надо знать налогоплательщику
После подачи декларации приключения налогоплательщиков не заканчиваются. Впереди основное препятствие между вами и возвратом налога — камеральная проверка декларации и приложенных к ней документов.
После того, как вы предоставили декларацию 3-НДФЛ, у инспекции будет три месяца для проведения камеральной проверки. Срок исчисляется с даты получения инспекцией декларации. В связи с этим советуем фиксировать дату сдачи. Причём уведомлять физлицо о начале проверки инспекторы не обязаны (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Если в ходе проверки выявлены ошибки или несоответствия, инспектор сообщает об этом налогоплательщику с требованием представить пояснения и/или внести исправления в декларацию.
Пояснения необходимо предоставить в течение пяти рабочих дней со дня получения требования. Внесение изменений в декларацию осуществляется путём подачи уточнённой декларации.
В последнем случае проверка первичной 3-НДФЛ прекращается, и начинается новая на основе представленной декларации, по которой сроки также исчисляются заново.
Если гражданин предоставил неполный комплект подтверждающих документов, то инспектор вправе их запросить на основании требования. В этом случае документы необходимо подготовить в течение десяти рабочих дней. Налоговая инспекция не вправе затребовать документы или пояснения после истечения срока камеральной проверки.
Требование должно быть составлено не позднее срока её окончания. Но нужно учитывать, что в ваших интересах подтвердить право на вычет.
Если вы этого не сделаете, инспектор просто откажет в вычете, поскольку не будет документального подтверждения (подробнее о том, в какой форме необходимо представлять документы, читайте в статье).
Если нарушения при камеральной проверке не выявлены, то она завершается. Извещать вас об этом инспекция не обязана. В случае, если в вычете отказывают, контролёр должен составить акт проверки в течение десяти рабочих дней после её окончания (п. 1 ст. 100 НК РФ). А вручить налогоплательщику его должны в течение пяти рабочих дней с даты составления.
Физлицо вправе не согласиться с актом проверки, тогда в течение одного месяца со дня получения акта необходимо представить письменные возражения.
Они будут рассмотрены, причём гражданина обязаны оповестить о сроке рассмотрения, и он вправе на рассмотрении присутствовать.
По истечении срока для представления возражений в течение десяти рабочих дней выносится решение: либо отказывают в вычете, либо подтверждают на него право (в редких случаях выносят решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля).
В случае отказа, решение можно обжаловать в Управление ФНС России, а далее обратиться в суд.
Если право на вычет подтверждено на основании решения или просто истекли три месяца для проверки и акта не было, то налог должен быть возвращён в течение месяца после подачи заявления на возврат, но не ранее окончания срока камеральной проверки. Если в отведённое время денежные средства так и не были получены — можно требовать проценты за просрочку (читайте в статье «Декларация с вычетом: когда я получу деньги из налоговой?»).
Все эти сроки и этапы прописаны в Налоговом кодексе и должны соблюдаться инспекторами, однако, как показывает практика, последние зачастую ими пренебрегают, поскольку большинство налогоплательщиков за этим не следят.
Как оспорить результат камеральной проверки
Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он вправе их оспорить. Для этого необходимо составить возражение в письменной форме и направить его по адресу ИФНС, составившей акт.
В таблице собраны все случаи, которые можно оспорить, а также кто и в какой срок может подать возражение.
Документ, послуживший основанием для подачи возражений | Кто подаёт возражения | Срок подачи возражений |
---|---|---|
акт налоговой проверки | лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) | в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки | лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков | ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков | в течение 30 дней со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков | ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях | лицо, совершившее налоговое правонарушение | в течение одного месяца со дня получения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях |
Виды камеральных проверок
Согласно НК РФ, у камеральной проверки нет разновидностей. Однако условно процедуру можно разделить на две группы:
-
Обычная. Проходит в автоматическом режиме: инспекторы «прогоняют» отчетные документы через АИС «Налог 3», программа проверяет расчеты, сравнивает показатели за разные периоды, а также данные от контрагентов, выявляет ошибки и противоречия.
-
Углубленная проверка. Выполняется в «ручном режиме». Такое возможно, если программа нашла ошибки, либо налогоплательщик претендует на получение льгот или налоговых вычетов.
При углубленной проверке инспектор имеет право:
-
запросить уточненную декларацию, подтверждающие документы;
-
вызвать налогоплательщика или свидетелей (чаще всего – директора и контрагентов, реже – бухгалтера и других сотрудников компании) в ФНС для дачи пояснений;
-
запросить информацию о налогоплательщике у различных ведомств, контрагентов, банков (например, о наличии р/с, имуществе и пр.);
-
привлечь дополнительных экспертов – переводчиков (если сделку заключили с иностранными контрагентами и часть первичной документации оформлена на другом языке), инженеров;
-
провести экспертизу, например, проверить соответствие подписей на финансовых документах и в паспорте руководителя предприятия.
Как проводится выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.
Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.
В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:
- выемка документов и предметов;
- допрос свидетелей;
- назначение экспертизы;
- осмотр;
- инвентаризация имущества;
- привлечение специалиста, переводчика.
Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).
Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.
В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.
Отмена плановых проверок по онлайн-кассам
Федеральный закон №170 от 11 июня 2021 года вносит изменения в Федеральный закон №54 об онлайн-кассах. Поправки касаются изменений правил контроля применения кассовой дисциплины, в том числе полноты учета выручки по онлайн-кассам. Изменения вступают в силу в марте 2022 года. Сами по себе проверки контрольно-кассовой техники (ККТ) получают другое название: «контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ». Такой порядок означает, что контролировать применение кассовой дисциплины с марта 2022 года будет не 54 ФЗ, а 248 ФЗ от 31.07.2020. Осуществлять проверки по-прежнему будет ИФНС. Плановые проверки больше проводиться не будут. Они станут внеплановыми. О проведении контрольных выездных мероприятиях предупреждать больше не будут. Помимо вышесказанного добавился еще один пункт: теперь налоговые проверки могут производиться по месту нахождения налогоплательщика и онлайн-кассы, даже в жилых помещениях.
Что из себя представляет выездная налоговая проверка
Выездные налоговые проверки призваны определить корректность исчисления налогов выявить своевременность уплаты компанией налогов, злоупотребления налогоплательщиков в стремлениях уклониться от налогообложения.
Если налогоплательщик применяет один из специальных налоговых режимов (главы 26.1–26.5 НК РФ), предметом проверки будут «все налоги и сборы». А вот отдельные вопросы исполнения законодательства о налогах и сборах предметом проверки являться не могут.
Выездную налоговую проверку проводят на территории налогоплательщика, исключением будут случаи, когда налогоплательщик не может предоставить помещения для такой проверки. В такой ситуации проверка проводится по месту нахождения налогового органа.
Каковы цели выездной налоговой проверки:
- Исследовать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика и определить правильность начисления и полноту уплаты налогов и сборов.
- Выявить искажения, ошибки в проверяемых документах и факты нарушения порядка ведения бухучёта.
- Проанализировать, как выявленные нарушения влияют на формирование налоговой базы организации.
- При необходимости доначислить суммы налогов, которые не были уплачены или были уплачены лишь частично из-за наличия ошибок и нарушений и привлечь налогоплательщика к ответственности.
Как пройти налоговую проверку: оцениваем свои риски
Компания может самостоятельно оценить свои риски подпасть под выездную налоговую проверку. Для этого можно использовать общедоступные критерии из приложения 2 к Приказу № ММ-3-06/333@.
Вероятность попасть в план выездных проверок повышается у компаний, которые:
- имеют низкую налоговую нагрузку;
- низкорентабельны;
- указывают размеры зарплат сотрудников ниже отраслевого уровня в регионе;
- на протяжении двух и более лет отражают убытки в налоговой отчётности;
- имеют значительные суммы налоговых вычетов за отчётные периоды (свыше 89% от НДС);
- динамика роста расходов компании выше динамики роста доходов;
- компания неоднократно приближается к предельным показателям, позволяющим применять налоговый спецрежим;
- компания неоднократно снималась с учёта и ставилась на учёт в разных налоговых органах.
Виды и глубина налоговых проверок
Налоговые проверки являются одной из форм налогового контроля (статья 82 НК РФ). Функции налогового контроля, а также ведение производства по делам о налоговых правонарушениях относятся к компетенции налоговых органов.
Это означает, что налоговые проверки по всем налогам проводятся налоговыми органами. Проверки, проводимые иными органами, не являются налоговыми и не учитываются при решении вопросов о повторности проверок .
Следует принимать во внимание, что деятельность налогового органа помимо законодательства о налогах и сборах регламентирована также иным законодательством, положениями которого предусматривается проведение проверок (в частности, Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»). Такие проверки не относятся к налоговым проверкам и НК РФ не регулируются.
Налоговые органы вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки. Помимо этого НК РФ предусматривает такие виды проверок, как «встречная», «повторная», «дополнительная».
Согласно статье 87 НК РФ налоговой проверкой может быть охвачено только три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествующих году проведения проверки. Указанный календарный срок связан с определенным НК РФ сроком давности привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений, который согласно статье 113 НК РФ также составляет три года.
Всем известно, что налоговики осуществляют контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами законодательства о налогах и сборах посредством камеральных и выездных проверок.
В отличие от выездного камеральный контроль, в соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ, осуществляется одним проверяющим без какого-либо специального решения руководителя налогового органа непосредственно на территории инспекции и только при наличии налоговой декларации .
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 26.06.2007 N 2662/07 налоговый орган не вправе доначислить налог, пени и штраф по результатам камеральной проверки при отсутствии представленной налогоплательщиком декларации.
Порядок проведения камеральной проверки, ее сроки, права и обязанности проверяющего и проверяемого изложены в ст. 88 НК РФ. В данную норму права неоднократно вносились изменения, в том числе относительно момента начала контрольных мероприятий.
Версия 3: проверка завершена в момент вынесения решения
В последнее время именно такие выводы делают арбитры. Налоговое ведомство с ними категорически не согласно.
В качестве примера приведем Постановление ФАС МО от 24.09.2012 N А40-6180/12-99-34. При рассмотрении данного дела судьи установили, что уточненная декларация была подана проверяемым лицом после составления акта проверки, но до принятия решений по нему. По мнению налогового органа, в такой ситуации вынесением оспариваемых решений положения п. 9.1 ст. 88 НК РФ нарушены не были, поэтому основания для прекращения камеральной проверки ранее поданной декларации и назначения новой проверки уточненной декларации отсутствовали. Арбитры не согласились с позицией контролеров, сделав следующий вывод: с учетом норм ст. 81, п. 2 ст. 88 НК РФ для целей применения п. 9.1 ст. 88 НК РФ законодатель придает понятию «окончание проверки» иной смысл. В данном случае под окончанием проверки понимается не буквальное окончание проведения тех действий, которые совершает налоговый орган до составления акта проверки, а полное завершение всех действий по проверке, заканчивающихся принятием решения, поскольку не имеет смысла продолжение всех действий в отношении той налоговой декларации, которая была уточнена налогоплательщиком.
На основании данных толкований норм Налогового кодекса судьи решили, что на момент представления уточненной декларации камеральная проверка ранее представленной декларации окончена не была. Следовательно, инспекция в силу п. 9.1 ст. 88 НК РФ обязана была прекратить камеральную проверку спорной декларации и назначить новую проверку на основе уточненной декларации. Далее арбитры сделали оговорку, что указанные выводы согласуются с правоприменительной практикой по данному вопросу. При этом каких-либо примеров судебных актов в тексте Постановления не приведено.
Какие дополнительные мероприятия проводят
Помимо истребования документов, налоговики в рамках камеральной проверки могут:
— запросить пояснения по выявленным расхождениям;
— пригласить руководителя или главбуха в налоговую для дачи пояснения;
— запросить документы по вашей организации у третьих лиц;
— допросить лиц, которые осведомлены об обстоятельствах проверки.
Допросы, беседы с руководством, сотрудниками компании и контрагентами — признаки того, что налоговая обнаружила какие-то серьезные несоответствия или сомнительные операции в отчетности. Например, заявлен вычет по НДС, а у поставщика документы по поставкам не отражены в декларации. Или контрагент в “черном списке” и относится к числу недобросовестных.
В этом случае возрастает не только риск того, что ФНС настоятельно предложит уточнить декларации и доплатить налоги, но и что налоговики придут в компанию уже с выездной проверкой.
Большая ошибка думать, что все предварительные мероприятия (вызов в ФНС, запрос документов, встречные проверки и т. д.) не требуют особого внимания, вот когда придут… Когда к вам придут — защищать интересы и права бизнеса будет труднее, ведь у налоговиков уже будет собрана доказательная база, которую вы сами им и предоставите.
В каком виде подготовить документы
Вид запрашиваемых документов при налоговой проверке строго не регламентирован, можно представить и в бумажном виде, и в электронном, но с определенными требованиями.
Так в бумажном виде представляются копии документов, которые прошиваются и пронумеровываются в тома не более 150 листов. Все документы обязательно имеют сопроводительное письмо и опись.
С подробными требованиями можно ознакомиться в приложении 18 к Приказу ФНС России № ММВ-7-2/628@.
В отсканированном виде (скан-копия) также можно передать документы, как и отправить документы, сформированные в электронном формате. При этом нужно соблюдать требования приказа ФНС России от 18.01.2017 № ММВ-7-6/16@ и абзаца 4 п. 2 ст. 93 НК РФ.
При этом проверяющие имеют право ознакомиться с подлинниками документов. Для этой цели они передают вам уведомление, форма которого рекомендована в Приложении № 7 к письму ФНС России от 15.01.2019 № ЕД-4-2/356@.