Финансовые и нефинансовые организации

06.04.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Финансовые и нефинансовые организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Институционные единицы на макроуровне группируются в сектора экономики. Деление на сектора необходимо для того, чтобы узнать в какой мере они участвуют в процессе экономического развития страны. Например, сектор «домашние хозяйства» какую извлекает пользу из экономической политики или как на него влияют меры правительственной политики.

Что это нефинансовые активы в бюджетном учете и каким образом в бюджетной организации ведется их учет?

Под нефинансовыми активами (НФА) принято понимать объекты, которые находятся в собственности или пользовании бюджетных организаций и приносят им тот или иной объем экономической выгоды.

Согласно п. 22 приложения 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 № 157н, бюджетные организации РФ оперируют такими категориями НФА, как:

В отношении НФА могут осуществляться операции:

Каждая из них фиксируется в журнале операций на основании первички.

Эксперты КонсультантПлюс привели образец заполнения инвентарного списка нефинансовых активов по форме 0504034. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Отражение операций с теми или иными типами нефинансовых активов в бюджетном учете – это те действия, которые бухгалтер бюджетного учреждения осуществляет с помощью записей по кодам счетов бюджетного учета. Они соответствуют 18–26-му разрядам 26-разрядных счетов по единому плану, который утвержден в приложении 1 к приказу № 157н.

Каждый код счета бюджетного учета нефинансовых активов представлен следующими элементами:

О документе, определяющем особенности учета НФА в конкретном учреждении, читайте в материале «Пример учетной политики в бюджетном учреждении (нюансы)».

Ломбард — финансовая организация, которая занимается выдачей займов под залог ликвидного имущества. Существует несколько видов ломбардов и все они делятся по типу залога.

Например, бывают ломбарды, которые принимают в залог исключительно драгоценные изделия либо автомобили, а есть организации, которые выдают займы под залог любого ликвидного имущества от золота до антиквариата.

НПФ (негосударственный пенсионный фонд) — организация, которая осуществляет негосударственное пенсионное обеспечение своих участников. В таком фонде находятся деньги, предназначенные для выплат населению в качестве накопительной части пенсии.

В большинстве случаев предложения НПФ гораздо выгоднее, чем у Пенсионного Фонда России, поэтому граждане несут деньги именно туда.

Выделяется финансовая и нефинансовая отчетность. Первая часто еще называется бухгалтерской. Они необходимы для того, чтобы следить за целевым использованием имеющихся ресурсов, предотвращать разворовывание и пропажу. Эти виды отчетности регулируются целым рядом нормативно-правовых и рекомендационных документов международного, федерального и организационного уровней. А теперь давайте рассмотрим их более внимательно.

Объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости, которая определяется в зависимости от направления поступления:

  • при покупке или строительстве (изготовлении) – как сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание), с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ);
  • при получении по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами — как стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением в целях исполнения обязательств по договору;
  • при получении объектов по договору лизинга (сублизинга) — как сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов;
  • при получении объектов по договору дарения или принятии к учету ранее неучтенных объектов – как текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету (сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов). Для объектов, полученных по договорам дарения, текущая рыночная стоимость увеличивается на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования;
  • при передачи (получении) объектов государственного (муниципального) имущества между субъектами учета, а также между субъектами учета и иными, созданными на базе государственного (муниципального) имущества, государственными (муниципальными) организациями, в связи с прекращением (закреплением) имущественных прав – как балансовая (фактическая) стоимость объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету), в случае наличия, суммы начисленной амортизации.

Ресурсы, созданные в результате приложенного усилия субъектом хозяйственной деятельности, относятся к категории произведенных.

К активам их можно отнести в случае, если ценность объектов выражается в денежной интерпретации. К их категории относятся элементы основных фондов. Ими может быть недвижимость, на территории которой ведется хозяйствование. Она может относиться к жилому или нежилому фонду. Единственным требованием является ее использование в целях получения прибыли.

Зачем ИТ-гиганты выходят на рынок банковских услуг

Рассмотрим это понятие. Материальные непроизводственные нефинансовые активы — это экономические (естественного происхождения) средства. Они могут быть: возобновляемые или нет естественным путем (земля; водоемы на ее поверхности с распространяющимся на них правом собственности). Что еще входит в данную группу? Это подземные ресурсы (водные), полезные ископаемые (богатства недр), природные биологические запасы (некультивируемые) — животный и растительный мир.

Нефинансовые активы – это объекты, находящиеся в пользовании хозяйствующих субъектов и приносящие им реальные либо потенциальные экономические выгоды в течение определенного периода в результате их использования или хранения. В зависимости от способа создания такие активы подразделяются на две группы: произведенные и непроизведенные.

Произведенные нефинансовые активы создаются в результате производственных процессов и включают три основных элемента: основные фонды (основной капитал), запасы материальных оборотных средств и ценности.

Основные фонды – это произведенные активы, которые используются неоднократно или постоянно в течение длительного периода, не менее одного года, для производства товаров, оказания и рыночных, и нерыночных услуг.

К запасам материальных оборотных средств относятся активы, состоящие из товаров, которые созданы в текущем или более раннем периоде и хранятся для последующей продажи, использования в производстве или в иных целях (сырье и материалы, незавершенное производство, готовая продукция, товары на перепродажу).

В состав производственных материальных активов включаются ценности, т. е. дорогостоящие товары, не предназначенные для целей производства или потребления и сохраняющие стоимость со временем. К ценностям относятся:

  1. драгоценные металлы и камни, не используемые предприятиями в качестве ресурсов для производства;
  2. антиквариат и произведения искусства;
  3. ценности, не отнесенные к другим категориям, такие как коллекции, ювелирные изделия значительной стоимости, изготовленные из драгоценных камней и металлов.

Нематериальные непроизводственные активы представляют собой определенные юридические формы, составляются в связи с процессом производства и переходят от одних институциональных единиц к другим. В их число входят документы, дающие их владельцам право заниматься конкретными видами деятельности, исключая из такой деятельности другие институциональные единицы, кроме как с разрешения владельца.

В состав нематериальных непроизводственных активов включаются: объекты патентования (это изобретения, характеризующиеся технической новизной, которым на основании закона или судебного решения может быть предоставлена судебная защита), договоры об аренде и другие контракты с правом передачи, приобретенный гудвилл (это условная стоимость деловых связей и репутации, определяемая как разность между стоимостью, уплачиваемой за предприятие как за действующую фирму, и суммой всех его активов за вычетом суммы его пассивов).

Нефинансовый актив — это актив с физической стоимостью, такой как недвижимость, оборудование, техника или транспортное средство. С другой стороны, финансовый актив является активом, стоимость которого основана на договорной претензии, а не на физическом чистом капитале, таком как акции, облигации и банковские депозиты. Финансовые активы обычно легче продать, чем нефинансовые активы, поскольку эти активы торгуются на биржах каждый рабочий день.

Методологический комментарий к Обзору центрального банка, Обзору кредитных организаций, Обзору банковской системы, Обзору других финансовых организаций, Обзору финансового сектора

Таблицы «Обзор центрального банка», «Обзор кредитных организаций», «Обзор банковской системы», «Обзор других финансовых организаций», «Обзор финансового сектора» составлены в соответствии с требованиями международных статистических стандартов по формированию макроэкономических финансовых показателей.

Обязательства перед нерезидентами включают все виды заимствований Банка России у нерезидентов (депозиты, корреспондентские счета банков-нерезидентов в Банке России, кредиты, прочие расчеты с фирмами-нерезидентами и т.п.), а также СДР, полученные Российской Федерацией в порядке распределения. Показатель включает зиты, кредиты и займы, обязательства по распределенным СДР и прочие обязательства.

Требования к кредитным организациям учитывают кредиты, предоставленные Банком России кредитным организациям (включая банки с отозванной лицензией), просроченную задолженность и просроченные проценты по кредитам, средства, предоставленные Банком России кредитным организациям на условиях РЕПО, размещенные Банком России в кредитных организациях депозиты, вложения Банка России в долговые ценные бумаги кредитных организаций и долговые ценные бумаги государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также участие Банка России в капиталах кредитных организаций. Показатель включает кредиты и депозиты, из них РЕПО, долговые ценные бумаги и прочие требования.

Чистые требования к органам государственного управления включают требования со стороны Банка России к органам государственного управления Российской Федерации, финансовым органам cубъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, государственным внебюджетным фондам и внебюджетным фондам субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за вычетом обязательств Банка России перед указанными органами государственного управления.

Читайте также:  Размер минимальных алиментов в 2023 году на ребенка в Москве

Требования к органам государственного управления включают ценные бумаги — приобретенные Банком России государственные ценные бумаги; другие требования — прочая дебиторская задолженность Банка России перед бюджетом.

Обязательства перед органами государственного управления включают депозиты — остатки средств на счетах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, депозиты и иные привлеченные средства органов государственного управления Российской Федерации, финансовых органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; другие обязательства — прочая кредиторская задолженность Банка России перед бюджетом.

Требования к другим финансовым организациям включают вложения Банка России в долговые ценные бумаги других финансовых организаций, кредиты и займы, предоставленные Банком России другим финансовым организациям и участие Банка России в капиталах других финансовых организаций. Показатель включает

1 Резидентами страны являются все институциональные единицы, центр экономических интересов которых расположен на экономической территории страны. Все остальные институциональные единицы являются нерезидентами.
2 Здесь и далее под другими финансовыми организациями понимаются небанковские финансовые посредники — организации, выполняющие функции финансового характера и занимающиеся в основном аккумулированием и перераспределением финансовых средств. К ним, в частности, относятся: инвестиционные фонды, лизинговые, факторинговые, форфейтинговые, инвестиционные компании, товарные и валютные биржи, брокерские, дилерские организации, оперирующие на фондовом рынке, депозитарии, управляющие компании, негосударственные пенсионные фонды, страховщики, а также государственные финансовые корпорации.
3 Здесь и далее под нефинансовыми организациями понимаются организации, реализующие товары и услуги и не относящиеся к финансовому сектору экономики.

Детализация статей 560, 660, 730, 830: выбираем тип контрагента

В силу обновленного п. 7 Порядка № 209н при разграничении социальных и несоциальных выплат персоналу необходимо учитывать следующие особенности:

1. Расходы, связанные с привлечением и сохранением кадрового потенциала, а также расходы, направленные на стимулирование занятости в соответствующей сфере деятельности, нужно относить к несоциальным выплатам персоналу (подстатьи 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме», 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме» КОСГУ).

2. К социальным пособиям и компенсациям персоналу (подстатьи 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме», 267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной форме» КОСГУ) относятся выплаты, связанные с социальными рисками, такими как болезнь, утрата постоянного заработка и иные события, которые могут негативно сказаться на его имущественном положении.

3. При разграничении приобретения работ, услуг, а также возмещения (компенсации) персоналу расходов в целях:

  • выполнения функций государственным (муниципальным) органом, учреждением, органом управления государственным внебюджетным фондом (осуществления служебных, трудовых обязанностей) применяются соответствующие подстатьи статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ);

  • личного потребления непосредственно персоналом, не связанного с выполнением функций государственным (муниципальным) органом, учреждением, органом управления государственным внебюджетным фондом, используется подстатья 214 КОСГУ.

4. К социальным пособиям в натуральной форме относятся расходы на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан либо выплаты гражданам на приобретение товаров, работ, услуг, а также компенсации (возмещения) расходов граждан на приобретение товаров, работ и услуг в объеме денежного эквивалента стоимости (полной или частичной) товара, работы или услуги на момент ее предоставления получателям.

Обзор остальных изменений в Порядке № 209н, вступивших в силу в 2020 году, приведем в таблице.

В рамках международного обмена (далее — CRS обмен) процесс сбора и передачи информации организован следующим образом: финансовые институты всех странучастниц собирают определенную информацию о своих клиентах (физических и юридических лицах), далее передают информацию в налоговые органы своей страны, затем между налоговыми органами происходит обмен данными.

Изначально необходимо определиться с перечнем финансовых институтов, обязанных передавать информацию в налоговые органы своей резиденции, а также с толкованием некоторых понятий.

Финансовыми учреждениями в рамках CRS обмена являются любые финансовые учреждения страны: банки, брокеры, депозитарии, страховые и др. компании, за исключением правительственных учреждений, международных организаций, центральных банков, государственных пенсионных фондов.

Активная нефинансовая организация (Active NFE) — это организация, как правило юридическое лицо, которое соответствует как минимум одному из указанных ниже критериев:

  • менее 50% валового дохода организации составляет пассивный доход и менее 50% активов этой организации связаны с получением пассивного дохода;
  • акции организации регулярно торгуются на бирже, или организация тесно связана с другим юридическим лицом, акции которого регулярно торгуются на бирже;
  • является государственным учреждением, международной организацией;
  • деятельность юридического лица заключается во владении выпущенными акциями связанных с этой организацией компаний, не являющихся финансовыми учреждениями, и предоставлении им финансирования и других услуг;
  • организация занимается финансированием и страхованием сделок в интересах связанных организаций, не являющихся финансовыми учреждениями, и организация не предоставляет услуг финансирования и страхования другим лицам;
  • организация работает исключительно в религиозных, благотворительных и т. п. целях.

Пассивный доход — дивиденды; проценты; рента; роялти; авторские гонорары; доходы от продажи финансовых активов, которые генерируют пассивный доход; доход от сделок с любыми финансовыми активами (фьючерсные, форвардные, опционные и аналогичные сделки); доход от сделок по купле/продаже иностранной валюты; доход от сделок своп и т. п.

Пассивная нефинансовая организация (Passive NFE) — организация, как правило юридическое лицо, которая не соответствует критериям активной нефинансовой организации.

Тема «Первичный финансовый мониторинг»

Использование

Сумма

Ресурсы

Сумма

1

2

3

4

6. Доходы от собствен.,
выплаченные (ДСВ)

4 048 221

1. Валовая прибыль (ВП)

7 744 094

7. Сальдо первичных
доходов (СПД)

19 528 815

2. Оплата труда наемных
работников (ОТНР)

9 465 004

3. Налоги на
производство и импорт
(НПИ)

4 302 274

4. Субсидии на
производство и импорт
(СПИ)

0

5. Доходы от
собственности,
полученные (ДСП)

2 065 664

Баланс

23 577 036

Баланс

23 577 036

Минфина России от 29.06.2018 N 02-05-10/45153

Финансовый сектор – это сектор экономики, состоящий из фирм и учреждений, предоставляющих финансовые услуги коммерческим и розничным клиентам. Этот сектор включает в себя широкий спектр отраслей, включая банки, инвестиционные компании, страховые компании и фирмы по недвижимости.

  • Финансовый сектор – это сектор экономики, состоящий из фирм и учреждений, предоставляющих финансовые услуги коммерческим и розничным клиентам.
  • Сильный финансовый сектор – признак здоровой экономики.
  • Финансовый сектор получает значительную часть доходов за счет кредитов и ипотечных кредитов и процветает в условиях низких процентных ставок.
  • Сектор состоит из множества различных отраслей, включая банки, инвестиционные компании, страховые компании и фирмы по недвижимости.

Экономисты часто связывают общее состояние экономики со здоровьем финансового сектора. Если финансовые компании слабые, это наносит ущерб среднему потребителю. Финансовые компании предоставляют ссуды для бизнеса, ипотечные кредиты домовладельцам и страхование потребителей. Если ограничить эту деятельность, это замедлит рост как малого бизнеса, так и недвижимости.

Финансовые акции – очень популярные инвестиции в портфель. Большинство компаний сектора выплачивают дивиденды и оцениваются по общей устойчивости их финансового состояния. Во время финансового кризиса 2007–2008 годов финансовый сектор пострадал сильнее всего, поскольку такие компании, как Lehman Brothers, объявили о банкротстве. После притока государственного регулирования и реструктуризации финансовый сектор значительно окреп.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…

Дата публикации 27.11.2019

С 1 января 2019 г. статьи 560, 660, 730, 830 КОСГУ детализированы подстатьями в зависимости от типа контрагента в расчетах. К какому типу контрагента относятся ПАО, ОАО, МУП и ООО?

С 1 января 2019 года действует новый порядок применения КОСГУ, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Порядок № 209н).

Согласно п. 15.3 Порядка № 209н статья 730 «Увеличение прочей кредиторской задолженности» КОСГУ детализируется подстатьями:

731 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с участниками бюджетного процесса»;

732 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями»;

733 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с финансовыми и нефинансовыми организациями государственного сектора»;

734 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными нефинансовыми организациями»;

735 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями»;

736 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с некоммерческими организациями и физическими лицами — производителями товаров, работ, услуг»;

737 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с физическими лицами»;

738 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с наднациональными организациями и правительствами иностранных государств»;

739 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с нерезидентами».

Аналогично детализированы статьи 560 «Увеличение прочей дебиторской задолженности», 660 «Уменьшение прочей дебиторской задолженности», 830 «Уменьшение прочей кредиторской задолженности» КОСГУ (пп. 13.6, 14.6, 16.3 Порядка № 209н).

Выбор соответствующей подстатьи статьи 730 (830) «Увеличение (уменьшение) прочей кредиторской задолженности» КОСГУ, статьи 560 (660) «Увеличение (уменьшение) прочей дебиторской задолженности» КОСГУ зависит от типа контрагента, с которым учреждение осуществляет расчеты.

Прежде всего, для определения кода КОСГУ необходимо руководствоваться непосредственно Порядком № 209н и методическими рекомендациями, доведенными письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153.

Перечень организаций, которые относятся к госсектору для целей применения КОСГУ, приведен в п. 9.5 Порядка № 209н:

    • государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
    • государственные корпорации и компании, публично-правовые компании.
Читайте также:  Могу ли я поменять паспорт в другом городе не по месту прописки

До внесения изменений в Порядок № 209н к организациям госсектора также следовало относить корпоративные юридические лица, владельцами более 50% акций (долей) которых являются публично-правовые образования или государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения. Однако приказом Минфина России от 13.05.2019 № 69н подобные юридические лица исключены из этого перечня. При расчетах с ними необходимо выбрать код КОСГУ, предусмотренный для других организаций, кроме сектора государственного управления и организаций госсектора.

Таким образом, расчеты с МУП необходимо отражать с применением подстатей 733, 833, 563, 663 КОСГУ.

В силу параграфа 2 гл. 4 ГК РФ все перечисленные общества (ПАО, ОАО, ООО) относятся к коммерческим корпоративным организациям. При расчетах с ПАО, ОАО, ООО важна не только организационно-правовая форма контрагента, но и то, какого рода работы, услуги он оказывает.

Рассмотрим некоторые примеры. ПАО «Лукойл», ПАО «МТС», ОАО «РЖД», ПАО «Аэрофлот» являются производителями товаров, работ, услуг. Следовательно, при расчетах с подобными организациями в номерах счетов указываются подстатьи 734, 834, 564, 664 КОСГУ.

ПАО СК «Росгосстрах» является страховой компанией, т.е. финансовой организацией в целях применения КОСГУ (п. 10.4 Порядка № 209н). Для расчетов с такими контрагентами применяются подстатьи 735, 835, 565, 665.

ПАО «Сбербанк» является кредитной организацией. Следовательно, расчеты с ПАО Сбербанк отражаются с применением подстатьи 735 «Увеличение прочей кредиторской задолженности по расчетам с иными финансовыми организациями» КОСГУ (п. 15.3.5 Порядка № 209н).

Подводя итог, расчеты с ГУП, МУП необходимо отражать с применением подстатей 733, 833, 563, 663 КОСГУ. При расчетах с ПАО, ОАО, ООО для выбора кода КОСГУ необходимо ответить на вопрос, является общество производителем товаров, работ, услуг или финансовой организацией. В первом случае выбираются подстатьи 734, 834, 564, 664, во втором — 735, 835, 565, 665 КОСГУ.

Классификационной единицей в секторной группировке является институциональная единица – хозяйственная единица, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов, может самостоятельно принимать решения и распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами. Исключение составляют считающиеся институциональными единицами домашние хозяйства. Они не ведут счетов, но могут распоряжаться своими ресурсами, от своего имени владеть активами и принимать обязательства и являются хозяйствующими субъектами. Относящиеся к каждому сектору хозяйствующие субъекты имеют сходные цели, функции и источники финансирования, обуславливающие их сходное экономическое поведение.

Основными видами институциональных единиц внутренней экономики в соответствии с определениями, принятыми в СНС-93, являются:

— корпорации (нефинансовые и финансовые),

— квазикорпорации (нефинансовые и финансовые),

— некоммерческие организации (НКО) (рыночные и нерыночные),

Корпорация – институциональная единица, имеющая статус юридического лица, которая создается с целью производства товаров или услуг для реализации их на рынке, что составляет основной источник дохода для их владельцев.

Квазикорпорация – хозяйствующий субъект, формально не имеющий статуса корпорации, но во всех других отношениях схожий с ней, например, неакционированные предприятия.

Государственное учреждение – институциональная единица, основная функция которой состоит в предоставлении товаров и нерыночных услуг обществу в целом или отдельным его членам, а также в перераспределении доходов и богатства. Государственное учреждение финансируется и контролируется органами государственного управления.

Некоммерческая организация (НКО) – институциональная единица, занятая экономической деятельностью, целью которой не является извлечение прибыли для единиц, которые являются владельцами НКО или которые их финансируют и контролируют. НКО могут быть рыночными и нерыночными единицами. Рыночные НКО, финансируемые и контролируемые корпорациями, относятся к сектору корпораций (нефинансовых или финансовых). Нерыночные НКО могут финансироваться и контролироваться органами государственного управления и домашними хозяйствами. Первые относятся к сектору государственного управления, а вторые образуют отдельный сектор экономики – некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства (НКООДХ). Отнесение НКО к тому или иному сектору экономики осуществляется в зависимости от источников их финансирования.

Домашнее хозяйство – институциональная единица, состоящая, как правило, из небольшой группы лиц, которые живут вместе, объединяют часть или все свои доходы и активы и которые коллективно потребляют некоторые виды товаров и услуг (в основном жилищные). К домашним хозяйствам относится также так называемое институциональное население, т. е. лица, находящиеся в течение относительно длительного периода времени в больницах, домах престарелых, тюрьмах и т. д. Домашние хозяйства могут быть как потребителями, так и производителями товаров и услуг, осуществляя производственную деятельность в форме индивидуальных предприятий, либо неформально, с целью обеспечения продукцией собственных потребностей или реализации ее на рынке.

Институциональный сектор экономики – совокупность институциональных единиц, однородных с точки зрения их функций в экономике и источников финансирования, обуславливающих их сходное экономическое поведение.

Выделяются следующие сектора внутренней (национальной) экономики: «Нефинансовые предприятия», «Финансовые учреждения», «Органы государственного управления», «Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства».

В сектор «Нефинансовые предприятия» (НФП) включаются корпорации, которые производят товары и нефинансовые услуги для продажи их на рынке по экономически значимым ценам. В этот сектор входят частные и государственные корпорации, совместные предприятия, а также предприятия, полностью находящиеся под контролем иностранного капитала.

Сектор «Финансовые учреждения» (ФУ) включает банки, страховые компании, инвестиционные фонды и другие финансовые учреждения, основной функцией которых является финансовое посредничество. Последнее состоит в том, чтобы находить на финансовом рынке свободные денежные средства, аккумулировать их, перерабатывать в форму, удобную для инвесторов, и предоставлять инвесторам по ценам (ставкам), складывающимся на рынке. Финансовые учреждения финансируют свои издержки главным образом за счет разницы между процентами, получаемыми за предоставленные ресурсы, и процентами, уплачиваемыми за привлеченные ресурсы.

Сектор «Органы государственного управления» (ОГУ) включает бюджетные государственные учреждения, главной функцией которых является перераспределение национального доходов и национального богатства, а также предоставление нерыночных услуг как обществу в целом, так и его отдельным членам. Эти функции государственные учреждения осуществляют с целью реализации социально-экономической политики, которая, как правило, предусматривает оказание помощи определенным социальным группам населения (малоимущим, пенсионерам, инвалидам, студентам и пр.), а также с целью недопущения чрезмерных разрывов в уровнях доходов наименее и наиболее обеспеченных слоев общества. Органы государственного управления финансируют свои издержки за счет налогов, но также частично за счет доходов от собственности, которой они располагают.

Действующие нормативные правовые акты не устанавливают детальный порядок организации бухгалтерского учета при приеме-передаче нефи­нансовых активов между организациями государственного сектора. По­этому на практике подобные операции вызывают множество вопросов и проблем.

Рассмотрим варианты решений, которые может принять уч­реждение, исходя из условий, на которых передается имущество.

Безвозмездное поступление

Порядок отражения в бухгалтерском учете бюджетных (автоном­ных) учреждений операций по безвозмездному поступлению нефи­нансовых активов от различных организаций госсектора зависит ис­ключительно от категории поступающего имущества.

Стоимость нефинансовых активов, которыми учреждения не впра­ве распоряжаться самостоятельно (недвижимого и особо ценного движимого имущества), относится в кредит счета 4 210 06 000 «Рас­четы с учредителем». При поступлении иного имущества его стои­мость учитывается как увеличение финансового результата по креди­ту счета 4(2) 401 10 180 «Прочие доходы». Если по поступающим объ­ектам начислялась амортизация, соответствующие суммы должны быть отражены по дебету счетов 4 210 06 000, 4(2) 401 10 180.

Применяемая методология бухгалтерского учета предполагает, что движимое имущество при его поступлении сразу должно быть отнесено либо к особо ценному, либо к иному.

Действующее законодательство не содержит ограничений для отнесения движимого имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доходы деятельности, к категории особо ценного (письмо Минфина России от 18.11.2011 № 02-03-10/5026).

Перечни особо ценного движимого имущества учреждений опре­деляются их учредителями (п. 12 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», далее -Закон № 7-ФЗ; ч. 3.1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», далее — Закон № 174-ФЗ).

Таким образом, до включения в установленном порядке движи­мого имущества в соответствующий перечень у учреждения нет формальных оснований для учета получаемых объектов по аналити­ческой группе 20 «Особо ценное движимое имущество учреждения».

Соответственно, если на день возникновения права оперативного управления на полученное движимое имущество учреждение не рас­полагает решением учредителя о его включении в состав особо цен­ного, в учете отражается поступление иного движимого имущества и переданных сумм начисленной по нему амортизации в корреспон­денции со счетом 4(2) 401 10 180.

После поступления документов, подтверждающих включение уч­редителем определенных объектов в состав особо ценного движимо­го имущества, в учете по дебету и кредиту счета 100 00 «Нефинансо­вые активы» в разрезе соответствующих аналитических счетов от­ражается изменение категории имущества:

  • перевод основных средств по балансовой стоимости

Дебет 410120 310

Кредит 410130 310;

  • перенос суммы начисленной амортизации

Дебет 4 104 30 410

Кредит 4104 20 410.

Одновременно остаточная стоимость имущества может быть уч­тена по дебету счета 4 401 10 180 и кредиту счета 4 210 06 000.

Корреспонденции счетов в отношении иму­щества, поступающего в рамках деятельности по выполнению госу­дарственного (муниципального) задания, а также в рамках приносящей доход дея­тельности смотрите в полной версии статьи.

Безвозмездная передача

При передаче имущества любым организациям государственного сектора бюджетному (автономному) учреждению необходимо:

  • получить от учредителя документы, подтверждающие согласова­ние операции по передаче имущества (если передается недвижи­мое и особо ценное движимое имущество);
  • согласовать с принимающей стороной саму возможность переда­чи, а также ее сроки.

Имущество может передаваться учреждением не по своей ини­циативе, а в соответствии с планом (распоряжением) уполномо­ченного органа власти, осуществляющего права собственника по наделению организаций госсектора имуществом.

Порядок отражения в бухгалтерском учете бюджетного (автономно­го) учреждения операций по безвоз­мездной передаче нефинансовых активов различным организациям госсектора также зависит только от категории передаваемого имуще­ства.

Окончательное решение о порядке отражения в учете операций, связанных с безвозмездным получением (передачей) нефинансовых активов, между учреждением и иными организациями госсектора принимает учредитель.

  • Международный опыт составления консолидированных финансовых отчетов в общественном секторе 2018 / Алавердян Карен Исмаилович, Алексанян Раффи Араевич, Табалина Светлана Александровна
  • Сектор финансовых корпораций как объект финансового и статистического анализа 2013 / Мазитов Марат Фарукович
  • Институциональная структура финансово-кредитной инфраструктуры сельского хозяйства как элемента финансовой системы 2013 / Шкарупа Екатерина Александровна
  • Формы государственно-частного партнерства в российской экономике 2012 / Гурова Ирина Павловна, Козлов Фёдор Игоревич
  • Система национальных счетов для сектора общего государственного управления Российской Федерации 2010 / Рыбакова О.М., Гирбасова Е.M.
Читайте также:  Приёмные дни в ЗАГСе для подачи заявления

Финансовый сектор или сектор финансовых корпораций включает и себя следующие основные сектора и подсектора:

Подсектора Индекс
Финансовые корпорации S12
Центральный банк S121
центральный банк S1211
валютное правление S1212
правительственное агентство S1213
Другие депозитные корпорации S122
Другие финансовые корпорации S123
Финансовые вспомогательные единицы S124
Страховые корпорации и пенсионные фонды S125
Другие финансовые посредники кроме страховых корпораций и пенсионных фондов S126

Учет нефинансовых активов

Объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости, которая определяется в зависимости от направления поступления:

  • при покупке или строительстве (изготовлении) – как сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание), с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ);
  • при получении по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами — как стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче учреждением в целях исполнения обязательств по договору;
  • при получении объектов по договору лизинга (сублизинга) — как сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов;
  • при получении объектов по договору дарения или принятии к учету ранее неучтенных объектов – как текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету (сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов). Для объектов, полученных по договорам дарения, текущая рыночная стоимость увеличивается на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования;
  • при передачи (получении) объектов государственного (муниципального) имущества между субъектами учета, а также между субъектами учета и иными, созданными на базе государственного (муниципального) имущества, государственными (муниципальными) организациями, в связи с прекращением (закреплением) имущественных прав – как балансовая (фактическая) стоимость объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету), в случае наличия, суммы начисленной амортизации.

Балансовой стоимостью объектов нефинансовых активов является их первоначальная стоимость с учетом ее изменений, которые производятся в случаях:

  • достройки,
  • дооборудования,
  • реконструкции,
  • модернизации,
  • частичной ликвидации (разукомплектации),
  • переоценки объектов нефинансовых активов.

Принимаются к учету в качестве основных средств материальные объекты имущества:

  • независимо от их стоимости,
  • со сроком полезного использования более 12 месяцев,
  • предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения,
  • находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации,
  • сданные в аренду,
  • полученные в лизинг (сублизинг).

К основным средствам не относятся:

  • предметы, служащие менее двенадцати месяцев независимо от их стоимости,
  • материальные объекты имущества, относящиеся к материальным запасам,
  • находящиеся в пути или числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений, готовой продукции (изделий), товаров.

Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…

Для того чтобы обеспечить полноценное функционирование предприятия необходимо:

  • Обеспечить вложения в нефинансовые активы в определенном порядке. Естественно, что для каждого случая последовательность шагов будет своя. Но существует общая определенная закономерность, которой придерживаются собственники.
  • Для начала составляют инвентарный список нефинансовых активов в последовательности их необходимости. Для этого у уже действующего предприятия необходимо провести инвентаризацию и определить все инструменты, машины, типы оборудования, которое действуют и те, которые уже стали внеоборотными.
  • Составить список, а точнее, оборотную ведомость по нефинансовым активам, с выделением первоочередных пунктов, требующих инвестиции.
  • Рассчитать свободные средства, которые могут быть выделены на инвестиции в непроизводственные нефинансовые активы и расписать календарный план для того, чтобы определить, что уже находится в пути, а что можно отсрочить по покупке и выплатам.

Прежде, чем проводить комиссии по инвентаризации и анализировать необходимость в поступлении нефинансовых активов, следует четко представлять себе структуру, списки и обязательства по степени ликвидности. Они разделяются на:

  • Быстрореализуемые денежные средства и краткосрочные финансовые вложения.
  • Медленно реализуемые активы в форме запасов.
  • Средние по длительности, так называемые дебиторские задолженности. Сюда же относятся и труднореализуемые активы во внеоборотной форме.
  • Второй раздел — это пассивы, в которых стоит выделить срочные обязательства перед кредиторами: краткосрочные обязательства, долгосрочные обязательства, постоянные пассивы в фиксированном виде.

Учитывая эту особенность можно грамотно распределить финансы и совершить правильные вложения.

Ответ недели: выбираем тип контрагента для последующей детализации КОСГУ

Нефинансовый актив — это совокупность имущественных объектов предприятия, которые способны приносить прибыль.

  • на нефинансовые произведенные активы — их часто называют «производственные», т. к. создаются в производстве;
  • на непроизведенные (непроизводственные) активы, не являющиеся результатом производственных процессов.

Подробнее каждый вид НА рассмотрим ниже.

О нефинансовых активах в бюджетном учете см. публикацию «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…».

Внимание! Образец от «КонсультантПлюс» Смотрите образец заполнения оборотной ведомости по нефинансовым активам (ф. 0504035). Также в К+ вы можете найти и другие документы по нефинансовым активам.

Нефинансовые активы, как и накладные расходы, — чисто бухгалтерский термин, практически не используемый в других областях деятельности компании или индивидуального предпринимателя.

В самом общем случае это материальные или нематериальные ресурсы, в долгосрочной (от одного года и более) перспективе находящиеся в распоряжении субъекта экономических отношений и приносящие реальную материальную выгоду.

Нефинансовые активы — это любые ресурсы, не подлежащие продаже в долгосрочной перспективе и используемые индивидуальным предпринимателем или компанией для извлечения выгоды.

Эти ресурсы в общем случае подразделяются на непроизводственные (непроизведённые) и производственные (произведённые).

Манипуляции с нефинансовыми активами (получением, созданием или передачей) отображаются в первичной документации в соответствии с нормами закона.

Нефинансовые активы – это объекты, которые находятся в использовании субъектов хозяйствования, при этом они приносят им потенциальную или реальную экономическую прибыль в результате их эксплуатации. На какие подвиды они делятся?

В зависимости от способа создания нефинансовые активы подразделяют на непроизводственные и производственные. Рассмотрим более подробно, что они собою представляют.

Что это такое? Непроизводственные нематериальные нефинансовые активы – это юридические формы, которые образуются в процессе производства и способны переходить от одних единиц (институциональных) к другим.

К их числу относят документы, разрешающие владельцу заниматься конкретной деятельностью. При этом они исключают из этого функционирования другие единицы (институциональные), кроме как по разрешению собственника.

Рассмотрим это понятие. Материальные непроизводственные нефинансовые активы – это экономические (естественного происхождения) средства.

Они могут быть: возобновляемые или нет естественным путем (земля; водоемы на ее поверхности с распространяющимся на них правом собственности).

Что еще входит в данную группу? Это подземные ресурсы (водные), полезные ископаемые (богатства недр), природные биологические запасы (некультивируемые) – животный и растительный мир.

В бюджетном учете государственное (муниципальное) имущество отражено как нефинансовые активы. Основной документ, регламентирующий порядок ведения БУ этих объектов – Инструкция по БУ (приказ Минфина от 26.08.2004 №70н).

Нефинансовые активы БУ можно разделить на группы: основные средства (машины и оборудование, сооружения, жилые и нежилые помещения, транспортные средства, инвентарь производственный, хозяйственный и мягкий). Также сюда входят: библиотечный фонд, ювелирные изделия, драгоценности и прочие основные средства.

Список продолжают непроизведенные активы (ресурсы недр, земельные участки, электромагнитный спектр и прочие). Нематериальные активы, материальные запасы (перевязочные средства и медикаменты, продукты питания, строительные, горючие и смазочные материалы, прочие), амортизация – все это входит в данную группу.

Более подробно о нефинансовых активах в бюджетном учете можно узнать из приказа Минфина от 26.08.2004 №70н.

Назначение финансов государственного сектора экономики обусловлено основными функциями финансов, которыми являются:

  • распределительная (формирование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, перераспределение финансовых ресурсов между материальной и нематериальной сферами, обеспечения непрерывного процесса производства, материального стимулирования работников);
  • обеспечительная (обеспечение структурных экономических реформ, кругооборота внеоборотных и оборотных активов, поддержка стратегических и приоритетных отраслей экономики, обеспечения социальных гарантий населения)
  • контрольная (контроль за формированием и использованием финансовых ресурсов).

Выполнения возложенных на финансы государственного сектора функций, связанное с формированием финансовых ресурсов государства и выполнением ею обязательств социально-экономического направления.

Система финансовых отношений субъектов государственного сектора экономики, включает в себя те же финансовые отношения, и финансы любого предприятия, поскольку характер и направления хозяйственной и финансовой деятельности не зависят от формы собственности. Объектом финансовых отношений государственных предприятий, как и предприятий других форм собственности, являются процессы распределения стоимости валовой продукции, а именно – дохода от реализации продукции (товаров, работ, услуг). Инструментом финансовых отношений являются денежные средства. Сферы финансовых отношений государственных предприятий имеют два уровня: внутренние и внешние финансовые отношения.

Внутренние финансовые отношения субъектов государственного сектора имеют преимущественно распределительный характер и включают: финансовые отношения по поводу формирования уставного капитала, которые могут возникать как с государством, так и с негосударственными учредителями (собственниками) финансовые отношения, связанные с образованием и распределением первичных денежных доходов (выручки, прибыли, денежных фондов); финансовые отношения по поводу формирования и использования амортизационных отчислений.


Похожие записи: