Ответственность за нелегальную добычу песка
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за нелегальную добычу песка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Перед тем как обратиться за лицензией на право добычи песка, необходимо получить предварительное согласие местного органа, уполномоченного на управление земельными ресурсами. Если участок, на котором планируется производить добычу песка, находится в частной собственности, то его отчуждение можно получить при наличии согласия на отвод земли под недропользование.
Общие требования к добыче песка
Песок не только является универсальным строительным материалом, но и относится к разряду полезных ископаемых. Соответственно, для его добычи требуется соответствующая лицензия. Законность использования земельных недр контролируется природоохранной прокуратурой.
Добывать песок без лицензии могут:
- Физические лица, владеющие приусадебными или огородными участками. Если гражданин ведет работы на своем участке, то его действия законны. Добыча песка за пределами собственного участка является преступлением.
- Юридические лица, осуществляющие добычу песка на территории геологического отвода земель или горного отведения. Основным разрешительным документом для таких организаций является запись в ОКВЭД о ведении подобной деятельности.
Для коммерческой добычи песка юрлицу придется получить лицензию. Нелицензированная коммерческая деятельность по разработке земельных недр запрещена по закону.
Планируя открыть бизнес, связанный с добычей песка, гражданин должен сделать следующее:
- Получить лицензию на ведение подобной деятельности.
- Зарегистрировать компанию или ИП.
- Получить разрешение на использование участка или же купить земельный надел.
Добыча песка осуществляется посредством спецтехники. Также к данному процессу нужно привлечь специалистов по разработке песчаных карьеров.
Для привлечения нарушителя к ответственности, в его деяниях должен присутствовать состав преступления. Данное понятие базируется на совокупности четырех признаков:
- Субъект преступления. Это лицо, совершающее противоправные деяния. В данном случае это гражданин, достигший 16-летнего возраста, или юридическое лицо, ведущее незаконную деятельность по добыче песка.
- Субъективная сторона преступления. Заключается в отношении субъекта к содеянному. Разработка земных недр не может осуществляться без прямого умысла. В данном случае преступник осознает или как минимум догадывается, что он нарушает закон.
- Объектом преступления является безопасность природоохранной территории, нарушение правил охраны и использования земных недр.
- Объективная сторона преступления. Это способ совершения противоправных действий, внешние признаки преступления, которые доступны для изучения и наблюдения.
Какие виды работ нуждаются в лицензировании
Многие предприятия занимаются нелегальной добычей данного полезного ископаемого. Между тем, за подобные действия предусмотрены штрафные санкции. Недра принадлежат государству, вне зависимости от того, кто владеет участком, на котором они расположены. Чтобы избежать штрафов, необходимо сначала позаботиться о получении лицензии.
Существует несколько видов работ по добыче песка:
- Открытая добыча. Подразумевает наличие карьера. В большинстве случаев используется именно этот способ.
- Подводная. Добываемый материал находится под водой. Для его разработки используется специальная техника. Более сложный способ, нежели распространенная открытая добыча.
Лицензировать необходимо оба вида добычи. Этой проблеме посвящены федеральные законы под номером «2395-1» и «99». В соответствии с ними, лицензия понадобится, если предприятие собирается:
- Проводить геологические исследования.
- Добывать песок.
- Возводить сооружения, прямо связанные с работами по освоению ископаемых.
- Транспортировать, хранить и продавать добытый песок.
Не нужно получать документ, если песок будет использоваться для личных нужд. В таком случае можно разработать участок, находящийся в собственности гражданина.
РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: «Затяжка со строительством «Северного потока-2» давала Украине хоть какую-то, но переговорную позицию в торговле по поводу газового транзита через неё. То есть по поводу продления контракта, подписания нового контракта или оформление взаимоотношений уже на условиях европейских стандартов, каковые обязательства Украина на себя взяла, но к чему пока не готова».
ЕВГЕНИЙ САТАНОВСКИЙ: «Все, что происходит с Польшей, Прибалтикой, Украиной, это превращение их в плацдарм завтрашний. Ну хорошо – послезавтрашний. Как получится. Война против России. Все».
МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВ: «Поводов для импичмента конечно нет. То есть повод: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Вот просто. Трамп виноват в том, что он проводил какую-то политику. Какую-то. Что он жив, вообще, что он шевелится. Вот. Ну, всё это будет бесконечно продолжаться, то есть понятно, что импичмент – это повестка дня предвыборная».
Как же получить разрешение на добычу песка?
Получение разрешения на добычу песка — долгий и сложный процесс. Прежде чем вы сможете получить лицензию самостоятельно, вам потребуется разрешение местных властей, позволяющее работать в определенной области.
Документы, необходимые для добычи песка, — это тот же список, который требуется для получения лицензии.
Перечень состоит из:
- Заявление на получение лицензии с указанием реквизитов юридического лица, данных о местонахождении и целей добычи песка, связанных с рабочим проектом.
- Копии свидетельств о собственности на оборудование, используемое в производстве.
- Данные бухгалтерского учета юридических лиц.
- Документы, подтверждающие квалификацию персонала, непосредственно добывающего песок.
- Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или долгосрочная аренда для данного сайта Копия квитанции об уплате государственной пошлины.
- Копии юридических документов.
- Справка об отсутствии задолженности из налоговой инспекции.
- Подтверждение наличия в компании маркшейдера или договор с привлеченным сюрвейером.
Ответственность за незаконную добычу песка
Ответственность за данное злодеяние назначается на основании характера нарушения законодательства, причиненного ущерба.
Когда добыча песка осуществляется на запрещенной для этого территории, то объектом содеянного выступает безопасность природоохранной территории.
Когда же добыча песка происходит без необходимой для этого документации, то это преступление квалифицируется как незаконная предпринимательская деятельность.
Объектом в этом случае выступают недра, которые потерпели определенный ущерб, необходимый к возмещению в пользу государства.
В зависимости от объемов добытого незаконным путем песка может быть назначена административная ответственность по ст. 8.13 КоАП РФ или уголовная (255 статья УК РФ).
При назначении наказания и квалификации преступления не учитываются мотивы содеянного. Имеет значение лишь прямой или косвенный умысел лица, достигшего возраста 16 лет.
Дело нелегальных разработчиков дошло до суда
Приволжский районный суд зарегистрировал 20 июня поступившее уголовное дело в отношении предпринимателя Айрата Набиуллина и двух бывших сотрудников Минэкологии Татарстана. Судебное заседание назначено на 23 июля. Дело будет рассматривать Ирек Камартдинов, который ранее разбирался в суде в массовом бунте зэков в ИК-2 в марте 2017 года, а недавно оправдал казанского госрегистратора по делу о взятках.
Но вернемся к его новому делу. Подробнее о нем «Реальное время» писало еще в августе 2017 года. Напомним, бывший и действующий сотрудники Министерства экологии, по версии следствия, «крышевали» незаконную разработку карьера в поселке Отары, рядом с ООО «Промышленный парк Коламбия». Изначально называлась общая сумма переданных «черным» копателем взяток в 240 тысяч рублей, но впоследствии она выросла до 326 тысяч рублей. Что интересно, «своего» правоохранителям сдали сами сотрудники Министерства экологии, которые заподозрили что-то неладное после неудачных рейдов в Отары — местные жители жаловались на незаконную разработку, но застать нарушителя не удавалось даже при внезапных проверках. Это и породило предположение о сливе информации кем-то из министерства.
Следствие полагает, что с апреля 2015 года по июль 2017-го предприниматель Айрат Набиуллин незаконно добывал песок на продажу, а помогал ему избежать ответственности экс-сотрудник Центрального территориального управления Минэкологии РТ Руслан Шакирзянов. Который, в свою очередь, по версии следствия, получал информацию о рейдах у старшего специалиста Госинспекции экологического надзора Минэкологии РТ Рината Хабибуллина.
Срок давности по обжалованию предписаний
Срок давности по обжалованию предписаний проверяющего органа об устранении нарушения, в том числе связанного с причинением ущерба экологической среде (почвам, водным объектам, недрам и т. д.), составляет 3 месяца со дня, когда недропользователю стало известно о нарушении его прав и законных интересов (ч. 3 ст. 198 АПК РФ).
Вместе с тем суд по ходатайству заявителя может восстановить пропущенный процессуальный срок на основании статьи 117 АПК РФ, если посчитает причины пропуска срока уважительными. Например, одной из уважительных причин восстановления пропущенного процессуального срока является первоначальная подача заявления об обжаловании предписания с нарушением правил подведомственности в суд общей юрисдикции.
Формы нарушений, связанных с незаконной добычей полезных ископаемых
Судебная практика выделяет следующие формы нарушений, связанных с безлицензионной добычей полезных ископаемых, которые приводят к причинению ущерба недрам и привлечению добывающих компаний к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ и ст. 7.5 КоАП РФ:
- добыча полезных ископаемых за пределами границ лицензии (постановление АС ВСО от 10.12.2018 г. № 304АД1820247). Следует учитывать, что добыча полезных ископаемых в пределах горного отвода, но за границами лицензии является пользованием недрами без лицензии (ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ), а не нарушением условий пользования недрами (ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ) (постановление АС ВСО от 19.12.2014 г. по делу № А783397/2014);
- добыча ОПИ / подземных вод в коммерческих целях (определение ВС РФ от 04.05.2017 г. № 305КГ174863);
- добыча ОПИ / подземных вод в объёме и глубине, превышающей ограничение, установленное ст. 19 Закона о недрах (определение ВС РФ от 10.12.2018 г. № 304АД1820247);
- добыча полезных ископаемых после окончания срока действия лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых (постановление АС ЗСО от 13.11.2014 г. по делу № А523535/2013).
Основания для оспаривания исков о взыскании ущерба, связанного с причинением вреда недрам
Судебная практика выработала ряд оснований, влекущих уменьшение заявляемых надзорными органами требований, либо отказ в полном объёме в удовлетворении таких требований.
К таким основаниям относятся:
- не установление вины: добыча полезного ископаемого осуществлялась до передачи земельного участка в аренду недропользоателю (постановление Арбитражного суда ВолгоВятского округа от 05.12.2016 г. по делу № А116722/2015);
- надзорный орган неверно рассчитал объём вывезенного полезного ископаемого, неправильно применил формулу расчёта вреда недрам (постановление Арбитражного суда ВосточноСибирского округа от 06.08.2018 г. по делу № А1911709/2017) (вред рассчитан, как не повлекший утрату запасов ОПИ);
- не доказано, что именно техника лица использовалась при незаконной добыче полезного ископаемого (постановление Арбитражного суда Дальневосточ ного округа от 05.07.2017 г. по делу № А0410781/2016);
- надзорным органом завышен объём безлицензионно извлечённого полезного ископаемого при расчёте вреда (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21.11.2018 г. по делу № А0496/2018) (объём отгруженного ОПИ третьим лицам в товарной номенклатуре не совпадает с расчётом надзорного органа);
- вред причинён недрам (подземным водам) в состоянии крайней необходимости — ст. 1067 ГК РФ (постановление Арбитражного суда ЗападноСибирского округа от 08.02.2018 г. по делу № А753268/2017) (необходимость обеспечения населения питьевой водой);
- суд не дал правовую оценку действиям соответчиков и не определил степень вины каждого из них (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 25.09.2018 г. по делу № А1218782/2017) (фактическая безлицензионная добыча полезных ископаемых осуществлялась подрядчиком, а не держателем лицензии).
Украл песок у Российской Федерации
По данным «Реального времени», 38-летний уроженец Узбекистана Айрат Набиуллин переехал в Татарстан и обжился в том самом поселке Отары. С супругой они родили двух детей — оба на данный момент еще не достигли совершеннолетия. К слову, у двух других подсудимых семейное положение схожее — все женаты и имеют по два ребенка младше 18 лет.
Чтобы реализовать в жизнь свой план по незаконной добыче песка, по версии следствия, Набиуллин арендовал экскаватор и нанял рабочих. Всего за более чем два года работы предприимчивому предпринимателю удалось похитить 68 850 кубометров песка — ресурса, принадлежащего Российской Федерации. Сумму установленного следствием ущерба оценили в 11 млн 704 тысячи рублей — из расчета 170 рублей за один кубический метр.
Следствие полагает, что для беспрепятственной работы, а именно — за предупреждения о проверках и несоставление протоколов об административных нарушениях, Набиуллин решил через Руслана Шакирзянова передавать взятки Ринату Хабибуллину.
Договорившись, предприниматель перечислил в апреле 2015 года через онлайн-банк первые 30 тысяч рублей посреднику. Через месяц — еще 30 тыс. рублей. Переводы различных сумм — от 5 до 30 тысяч рублей — осуществлялись вплоть до июля 2017 года. Однако в Следкоме пришли к выводу: до конечного получателя — Рината Хабибуллина — эти деньги не доходили, поскольку посредник оставлял их у себя. Поскольку должностное лицо в итоге взяток не получало, Набиуллина обвинили только в покушении на дачу взятки (часть 3 ст. 30, пункт «б» части 4 статьи 291 УК РФ), ну и в краже песка в особо крупном размере (пункт «б» части 4 статьи 158 УК РФ).
Сам копатель поначалу в незаконной добыче песка признался, а потом от своих слов отказался, пояснив, что с мая 2017 года арендовал земельный участок на территории «Коламбии» и закупал различные материалы для перепродажи. Именно за них якобы он и платил с опозданием Шакирзянову — этот подсудимый, в свою очередь, заявил, что он после ухода из министерства открыл бизнес по продаже щебня, который и поставлял Набиуллину (согласно открытым источникам, Шакирзянов является гендиректором ООО «ОСК Ресурс»). Свои показания о том, что раньше он прибавлял к этому и оплату за получение информации о проверках, Набиуллин объяснил так — мол, за это ему обещали домашний арест. В свою очередь, карьер, по словам обвиняемого, существовал и до того, как он в 2017 году стал арендовать соседний участок. И песок он брал для выравнивания площадки, где складировались его материалы.
«Рыцарского плана человек»
Сообщения о том, что в Отарах незаконно добывают песок, в Минэкологии стали поступать в 2016 году, но на выездах сотрудники ведомства обнаруживали только спецтехнику без водителей и уезжали ни с чем. О том, что карьеры разрабатывает Набиуллин, им сказали местные жители. Они же сообщили, что у него есть кличка — Черный. После этого его в разработку взяли правоохранители.
Уже в ходе следствия силовики получили детализацию телефонных соединений всех трех фигурантов дела. Анализ показал — о приезде проверяющих структур неоднократно сообщали из министерства, а когда этого не происходило, Набиуллин сам звонил и на татарском, щедро сдобренном матом, пытался урегулировать ситуацию, переживая, что сейчас инспекторы вызовут подмогу и их всех дружно увезут в отдел. При этом сотрудники ведомства снимали карьер на фото и видео, но привлечь за нелицензионную добычу песка на продажу никого не смогли. Позже главный государственный инспектор РТ в области охраны окружающей среды Фаяз Шакиров свидетельствовал, что, усомнившись в своих сотрудниках, стал напрямую направлять на объект инспекторов поодиночке, чтобы вычислить, через кого происходит утечка информации.
О том, что его подчиненный Хабибуллин в курсе происходящего, Шакиров понял в конце июля 2017 года, когда тот возвращался и отчитывался, что никто ничего в Отарах не копает, а экскаватор стоит без номеров. Любопытно, что сам главный инспектор познакомился с Набиуллиным еще до возбуждения этого уголовного дела. В 2015 году Шакиров лично выезжал на проверку в Отары, но его служебная машина не справилась с местными дорогами и застряла. И на помощь пришел как раз Набиуллин, который вытащил ее на своем КАМАЗе.
Как утверждает один из источников «Реального времени», в ходе прослушки телефонных разговоров подозреваемых выяснилось, что однажды Шакирзянов сообщил собеседнику о вымогательстве сотрудниками Центрального территориального управления Минэкологии у водителей спецтехники денег. На что человек, опознанный по голосу как Хабибуллин, предложил… подставить их. Но Шакирзянов матом посетовал, что неоднократно предлагал такой вариант, но Айрат (судя по всему, Набиуллин) отказывался, потому что он «рыцарского плана человек» и это противоречит его принципам.
Песок находится в достаточно толстых слоях, из-за чего при разработке карьера приходится охватывать довольно большую площадь, объяснил в разговоре с «Известиями» геолог, кандидат технических наук Станислав Завацки. «Перед началом добычи, как правило, вырубаются деревья и начинается углубление. Каждый песчаный слой является водоносным, то есть там есть питьевая вода. И, естественно, при неграмотном подходе понижается уровень подземных вод, высыхают колодцы и в целом происходит опустынивание ландшафта», — отмечает эксперт.
Как сообщила в беседе с «Известиями» член общественного совета Минприроды России Елена Есина, такой исход особенно вероятен в случае, если до начала работ не проводятся изыскания на месте, а именно этим и пренебрегают незаконные добытчики песка.
Добыча полезных ископаемых в разрезе недействительности
Одной из распространенных и грубых ошибок, с которой зачастую сталкиваются компании в сфере недропользования, является заключение договора подряда, предусматривающего возникновение права собственности на добытое полезное ископаемое «сразу» у подрядчика. Вместе с тем стороны даже не подозревают, что подписывают ничтожное соглашение, которое не только противоречит императивным предписаниям закона, но и посягает на публично-правовые интересы. Кроме того, такая сделка является смешанной, и при недостаточной индивидуализации объекта договора подрядчик может лишиться и оплаты, и возможности взыскать неосновательное обогащение. При этом недропользователь вправе не передавать добытое полезное ископаемое подрядчику, который является неплатежеспособным.