Обязанность по заключению договора на вывоз ТБО
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязанность по заключению договора на вывоз ТБО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно п. 8(10) Правил № 1156, проект договора на обращение с ТКО составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее — типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Т.е. при составлении текста проекта договора в него должны быть включены все те условия, которые содержатся в типовой форме договора, и могут быть включены иные условия, дополнительно регулирующие, конкретизирующие отношения сторон такого договора, но не противоречащие условиям типового договора и нормам действующего законодательства.
Что такое публичный договор на оказание услуг по обращению с тко
Договоры с собственниками на сбор и вывоз ТКО действуют до заключения договора с региональным оператором. К заключенным до 01.01.2016 госконтрактам по обращению с ТКО на срок более 10 лет применяются правила ч. 9 ст. 23 ФЗ от 29.12.2014 N 458-ФЗ.
Статья 24.7. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами
1. Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 404-ФЗ, от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Региональный оператор вправе осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации.
4. Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
6. Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.
Кто должен заключать договор?
Обычно от лица владельцев квартир договор о вывозе мусора заключает управляющая компания. Также собственники могут заключить договор с региональным оператором напрямую.
При этом, как ранее разъяснил Минстрой, если по состоянию на 3 апреля 2018 г. между лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и региональным оператором отсутствовал договор на оказание услуги по обращению с ТКО, он заключается между собственниками и региональным оператором (Письмо Минстроя от 16 октября 2018 г. № 41963-АЧ/04).
Важно отметить, что договор будет считаться заключенным согласно утвержденной правительством типовой форме, даже если собственник не предпринял для этого никаких действий, а в квитанции появится строка с указанием стоимости услуги по обращению с ТКО. Чтобы получить бумажный экземпляр договора, необходимо подать заявку региональному оператору.
Казалось бы, раз договор о вывозе мусора в любом случае считается заключенным, собственник может и не обращаться к оператору за этим. Однако это не так. Дело в том, что не все регионы перешли на работу по новым правилам. В некоторых из них не назначены региональные операторы, и услуги по обращению с отходами продолжают оказывать частные организации.
Поскольку законодательством установлена ответственность за отсутствие договора о вывозе и обработке мусора, собственникам рекомендуется узнать о его наличии у управляющей компании или регионального оператора. В случае отсутствия договора следует заключить соглашение. При этом нужно иметь в виду: о наличии договора будет свидетельствовать строка в квитанции об оплате услуги по обращению с ТКО. В этом случае к ответственности собственника не привлекут.
Что значит «Публичный договор на вывоз мусора»?
Для начала стоит разобраться, что означает определение «публичный договор». Итак, согласно словарю юридических терминов, публичный договор – это соглашение, заключенное между лицом и коммерческой организацией, регламентирующее ее обязанности по предоставлению различных товаров и услуг. Заключается на добровольной основе по согласию двух сторон. С 2019 года договор на вывоз мусора действует на основе законодательства РФ. За вывоз и утилизацию мусора отвечают компании или частные предприниматели.
Согласно этому законодательству утилизируют следующие виды отходов:
Закон гласит, что компания, предоставляющая услуги по сбору и утилизации ТБО, может заключать договор с лицами, которые изъявили желание воспользоваться данной услугой. Условия осуществления пунктов документа одинаковы для всех, но могут обсуждаться. Заказчик не может оспаривать имеющиеся условия после того, как заключил сделку. Компания имеет право изменять пункты, только осведомив об этом заказчиков.
Как заключается договор
Обычно владельцы квартир не заключают подобный договор. Этим занимается управляющая компания. Однако, собственниками квартир иногда заключаются прямые соглашения. По разъяснению Министерства строительства и архитектуры, собственники и региональный оператор заключают документ вместе. Договор будет иметь силу при утверждении типовой формы правительственным органом. Даже при отсутствии предпринимаемых действий, квитанция будет иметь строку, где указана цена услуги. Для получения бумажной копии документа, нужно подать заявку оператору.
Обратите внимание! Поскольку действуют административные штрафы за отсутствие договора, собственники жилья должны знать, есть ли региональный оператор у УК. При отсутствии документа необходимо заключение соглашения.
Существуют следующие виды избавления от мусора:
- Выбрасывание строительного мусора. Большинство из нас знают, что выбрасывать оставшиеся от стройки отходы в контейнер для мусора запрещается, но это не мешает многим игнорировать установленное правило.
- Выбрасывание мусора из автотранспортных средств. Это не только засоряет обочины дорог, но и может стать причиной ДТП.
- Избавление от мусора в лесных массивах. Это довольно распространенный случай. Многие считают, что нет смысла везти остатки от мероприятий на свежем воздухе из леса обратно и выбрасывать их в контейнер, если можно безнаказанно выбросить их в овраг и прочие места.
- Выбрасывание мусора из окон жилых помещений. Несмотря на то что в каждой квартире есть мусорное ведро, многим не мешает выбрасывать его через окно. В больших городах это довольно распространенное явление.
В доме никто не живет, кому платить? Как рассчитают платеж на вывоз мусора?
Вопрос: В доме никто не живет и не прописан. Домом владеем мы с двумя братьями по 1/3. Нам прислали квитанцию на троих! Это как?!
Ответ: В соответствии с положениями п.п. 148(34), 148(36) Правил № 354 ««О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»», величина платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами должна быть рассчитана исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
Если же в помещении никто не проживает, то объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
В примере с вопросом выше выгоднее будет прописать кого-либо в доме, сократив стоимость услуги по обращению с ТКО в 3 раза.
ВАЖНО: Указанные Правила так же гласят, что отсутствие потребителя принадлежащем ему доме по причине постоянного проживания по другому адресу не может быть признано отсутствием на временный срок. Как итог — не будет считаться основанием для перерасчета размера платы в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил № 354.
Право выбора предоставлено региональным властям. Если плата определяется по числу жильцов, то учитываются все, в т.ч. и временные жильцы (если они живут дольше 5-ти дней подряд).
А если в квартире никто не зарегистрирован, плата рассчитывается по числу собственников. Поэтому и выставляют квитанции за пустующую квартиру.
Но другой вопрос, если собственник фактически проживает в другом месте, где и платит за вывоз мусора. Правила № 354 позволяют освободиться от платы за вывоз ТКО за период временного отсутствия.
Для этого нужно обратиться к регоператору с документами, которые подтверждают проживание в другом месте (это может быть документ о регистрации по иному адресу, транспортные билеты, путевка в санаторий и т. д.).
Вот только здесь есть одна серьезная загвоздка: Правила № 354 предусматривают перерасчет платы за ТКО, если она начисляется по числу жильцов. Поэтому в тех регионах, где платят по общей площади жилья, отказывают в перерасчете (из-за отсутствия методики).
Правда, несмотря на это, в Московской области суд все же обязал регоператора сделать перерасчет. Истец доказал, что он не проживал на даче в зимний период (предъявил платежки об оплате вывоза мусора по своему постоянному месту жительства).
И суд признал, что гражданин не обязан оплачивать услугу, которой фактически не мог пользоваться, проживая в другом месте. Апелляционная инстанция оставила решение в силе (Мосгорсуд, определение по делу № 33-5339/2020).
Таким образом, есть возможность освободиться от платы за вывоз мусора в связи с неиспользованием жилого помещения. Но, к сожалению, добиться этого пока можно лишь в судебном порядке.
В Московской области разгорелся спор в связи с ситуацией, которая знакома многим не понаслышке.
Регоператор по вывозу отходов, как обычно, начислил владельцу частного домовладения плату за оказанные услуги.
Однако мужчина не согласился с тем, что должен оплачивать квитанцию, поскольку в тот период, за который она была выставлена (с января по апрель), в доме не проживал ни он, ни кто-либо из членов его семьи.
Загородным домом они пользовались только в теплое время года (с мая по октябрь), а с наступлением холодов переезжали в городскую квартиру. Несложно догадаться, что бытовой мусор не может накапливаться в доме, где никто не живет — а значит, и услугой по его вывозу никто не пользовался.
Мужчина представил регоператору документы, подтверждающие, что он в спорный период проживал с семьей в квартире (оплаченные квитанции по тому адресу за вывоз мусора, справку от управляющей организации).
Но, как обычно в таких случаях происходит, регоператор отказался делать перерасчет и настаивал на оплате его услуг. Дело в том, что в Московской области плата за вывоз ТКО начисляется исходя из площади жилого помещения, а не по числу проживающих.
Но официальной методики, которая бы предусматривала порядок перерасчета при таком варианте начисления платежей, на данный момент нет. Поэтому добиться перерасчета от регоператора за период временного отсутствия в жилом помещении в таких регионах невозможно.
Зато это оказалось возможным в суде. Там обратили внимание на то, что в Правилах № 354 (утв. Постановлением Правительства от 6 мая 2011 г.) нет прямого запрета на перерасчет платы за вывоз мусора в связи с временным отсутствием жильцов.
Значит, его разрешается делать, и отказывать только лишь из-за отсутствия методики, неправомерно. Истец доказал, что его семья не пользовалась услугой по вывозу ТКО в доме, они оплачивали ее по другому месту своего жительства.
Поэтому начисление платы за период отсутствия в доме было признано незаконным, регоператора обязали сделать перерасчет (Московский облсуд, дело № 33-5339/2020).
ДОГОВОР ОКАЗАНИЯ УСЛУГ
на вывоз твёрдых бытовых отходовг. «» 2023 г. в лице , действующего на основании , именуемый в дальнейшем «Исполнитель», с одной стороны, и гр. , паспорт: серия , № , выданный , проживающий по адресу: , именуемый в дальнейшем «Потребитель», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», заключили настоящий договор, в дальнейшем «Договор», о нижеследующем:
Обосновываем и рассчитываем Н(М)ЦК
На сегодняшний день в большинстве регионов размер тарифа на услуги по обращению с ТКО не утвержден. Срок их утверждения определен, как «не позднее 20 декабря 2021 г.».
Так как заказчики должны заключить контракты до 01 января 2019 г. регоператоры предлагают для расчета Н(М)ЦК воспользоваться неутвержденными тарифами, ссылаясь на п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.05.2016 г. № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» (вместе с правилами регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО»): регулируемые виды деятельности в области обращения с ТКО осуществляются по ценам, определенным по соглашению сторон, но не превышающим утвержденных тарифов.
Остается открытым вопрос с повышением в 2021 году ставки НДС, но в своих уведомлениях региональные операторы пишут следующее: «… В соответствии с вышеизложенным контракт заключается по цене ХХХ руб., в т.ч. НДС (ставка не указана)».
Паспорт отходов и класс опасности
Отходы делят на пять классов по степени опасности для природы.
Первый класс — это чрезвычайно опасные отходы, например, ртуть. Пятый — практически неопасные — остатки еды, кассовые чеки, опилки.
Предприниматель обязан определить класс отходов от своей деятельности. Так нужно, чтобы оператор знал, как вывозить и утилизировать отходы из конкретного помещения.
Чтобы определить класс опасности, обращаются в специальную лабораторию, там делают биотестирование. Исследованиями занимаются коммерческие организации. Их можно найти в интернете по запросу «где сделать биотестирование отходов».
Если отходы от деятельности предпринимателя относятся к классам с первого по четвёртый, нужно получить паспорт отходов. Если к пятому — протокол биотестирования.
Паспорт и протокол тестирования предприниматель хранит у себя. Если придут с проверкой из Росприроднадзора, спросят именно эти документы.
Мусорный вопрос: нужно ли заключать прямой договор с регоператором
Редакция агентства «Комиинформ» продолжает получать вопросы, касающиеся мусорной реформы. Вопросы и ответы публикуются в рамках спецпроекта «Мусорный вопрос».
Самые актуальные мы выносим на главную ленту новостей.
Вопрос: Если нет прямого договора с регоператором, то значит можно не платить за мусор? Напишите, пожалуйста, четкий алгоритм, что и как надо делать. Заключать прямой договор или нет? Необходимо это или нет? И в СМИ публиковали, что в 1 766 домах вы отозвали квитанции. Это означает, что люди не будут платить?
Ответ: Варианты алгоритмов заключения договоров следующие.
Если у вашего дома (МКД) есть управляющая компания или ТСЖ, то они должны заключить договор с Региональным оператором на вывоз ТКО и в платежном документе от управляющей компании должен быть пункт с указанием суммы за услугу по вывозу мусора с территории дома.
То есть, ваша управляющая компания или ТСЖ принимает от жителей дома деньги за услугу по вывозу ТКО и в дальнейшем рассчитывается с регоператором по договору за предоставленную услугу.
Если общим решением жильцов дома было принято единогласное решение о переходе на прямой договор с Региональным оператором, то в этом случае услуга по обращению с ТКО будет отражена в общем счете от АО “Коми энергосбытовая компания”, а управляющая компания или ТСЖ в свою очередь обязаны исключить пункт по вывозу мусора в своих квитанциях, дабы исключить двойное выставление счетов за услугу по обращению с ТКО.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО для потребителей считается заключенным на условиях типового договора (единая федеральная форма которого утверждена ПП РФ от 12.11.2016 №1156).
Физическим лицам никаких дополнительных действий предпринимать не нужно.
В соответствии с Правилами обращения с ТКО договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16 рабочий день после публикации на официальном сайте регоператора и одновременно в печатных СМИ.
Жителям многоквартирных домов и частного сектора услуга может предоставляется в рамках договора публичной оферты или путем совершения конклюдентных действий, когда договор считается заключенным, если стороны без заключения письменного договора фактически совершают обусловленные согласием сторон действия: жители складируют ТКО в установленных местах накопления, а региональный оператор осуществляет вывоз мусора из этих мест накопления.
Что представляет собой договор?
Договор на оказание услуги по обращению с мусором представляет собой утвержденную правительством типовую форму (Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами»). Заполнить эту форму несложно. В основном нужно выбрать текст из предложенных в ней вариантов. Сроки и порядок оплаты, права и обязанности сторон, ответственность сторон, порядок фиксации нарушений определены в типовом договоре, и согласовывать эти условия не требуется.
Указать нужно будет место накопления мусора. Также в договоре необходимо уточнить объем отходов. Это можно определить расчетным путем исходя из нормативов накопления мусора, которые установлены в вашем субъекте РФ в соответствии с утвержденными правительством правилам определения таких нормативов 1 . Кроме того, придется указать периодичность вывоза мусора. Для этого следует ориентироваться на срок хранения отходов. В населенных местах в дворовых сборниках в холодное время года (при температуре -5°C и ниже) такой срок должен составлять не более трех суток, в теплое время (при температуре выше +5°C) – не более одних суток, что означает ежедневный вывоз мусора (читайте об этом также в новости «Роспотребнадзор разъяснил, как часто должны вывозить собранный раздельно мусор»).