Виды экономических преступлений по УК РФ

08.04.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды экономических преступлений по УК РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Начнем с главного — с определений. Общее определение преступления, установленное уголовным законом, сформулировано следующим образом. Экономическое преступление — это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации (далее УК РФ) под угрозой наказания. Если с виновностью и запрещением все более-менее понятно, то понятие общественной опасности вызывает вопросы.

Виды преступлений в экономической сфере

К экономическим преступлениям относят очень большой список нарушений закона, которые объединяет несколько общих черт: во-первых, действия направлены на незаконное обогащение, во-вторых, они редко напрямую связаны с насилием (то есть, грабеж к экономическим преступлениям не относится). В целом же перечень экономических преступлений принято делить на несколько видов:

  • незаконные действия в кредитной сфере – сюда относят различные махинации, связанные с получением кредитных средств и погашением обязательств по ним, например, незаконное получение кредита или уклонение от его погашения;
  • коррупционные преступления – сюда относят деяния, которые предусматривают получение незаконной выгоды за выполнение своих должностях обязательств, например, дача или получение взятки (для госслужащих), а также коммерческий подкуп (для частных юридических лиц);
  • правонарушения, связанные с банкротством – довольно часто процедурой банкротства злоупотребляют, инициируя ее даже в тех ситуациях, когда для этого нет незаконных оснований. Среди статей УК в этой сфере – преднамеренной или фиктивное банкротство, незаконные действия при банкротстве и др.;
  • получение выгоды за счет злоупотребления доверием – очень широкая сфера преступной деятельности, где правонарушители обманом, махинациями и другими незаконными методами отнимают средства у физических и юридических лиц. В первую очередь речь идет о таком преступлении как мошенничество, также сюда относят обман потребителей и некоторые другие нарушения закона;
  • преступления в таможенной сфере – сюда относят действия, связанные с незаконным ввозом и вывозом товаров, материальных ценностей, другого имущества. Прежде всего, речь идет о контрабанде, также в эту категорию включают незаконный экспорт технологий, ввоз и вывоз оружия, нарушения ввоза/вывоза предметов, имеющих культурную ценность, валюты, уклонение от платы таможенных сборов и т.д.;
  • действия, нарушающие установленный порядок совершения экономической деятельности – речь идет о нарушениях, направленных на обход действующих правил ведения бизнеса, например, легализация доходов, полученных преступным путем, незаконная банковская деятельность, недобросовестная конкуренция и т.д.;
  • нарушения в сфере авторского права – сюда включается использование чужих зарегистрированных торговых знаков, лозунгов, другой интеллектуальной собственности;
  • преступления, связанные с оборотом денежных средств и ценных бумаг – выпуск поддельных наличных денег, подделка кредитных карт, махинации с выпуском акций и т.д.

Кроме того, уголовные преступления в экономической сфере включают также такие действия как создание препятствий для ведения хозяйственной деятельности, валютные преступления, уклонения от уплаты налоговых и других сборов.

Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля

Незаконный экспорт из Российской Федерации или передача сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ)

ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ

Объект преступления — общественные отношения, регулирующие порядок осуществления внешнеэкономической деятельности по поводу предметов, находящихся под экспортным контролем, в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Предметы преступления исчерпывающе перечислены в заголовке статьи.

Основное их свойство заключается в том, что они находятся под экспортным контролем и могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники.

Объективная сторона характеризуется следующими деяниями.

Незаконный экспорт указанных выше предметов означает их вывоз за пределы Российской Федерации без соблюдения порядка и установленных правил, которые определяются Правительством РФ (без лицензии, в результате предоставления поддельных документов и т. д.). Передача тех же предметов иностранной организации или ее представителю любыми способами, в результате чего они переходят в обладание других лиц. Незаконное выполнение работ и незаконное оказание услуг иностранной организации или ее представителю — два самостоятельных деяния, которые могут совершаться как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.

Преступление окончено в момент совершения любого из перечисленных деяний.

Субъективные признаки

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления — лицо, наделенное правом осуществлять внешнеэкономическую деятельность: руководитель юридического лица, имеющего постоянное место нахождения на территории Российской Федерации, или индивидуальный предприниматель, постоянно проживающий в Российской Федерации.

В ст. 189 УК РФ содержится специальная оговорка: уголовно наказуемые деяния не должны содержать признаки контрабанды сильнодействующих, ядовитых и прочих предметов, перечисленных в ст. 226.1, или государственной измены (ст. 275 УК РФ).

При контрабанде предметы преступления перемещаются через таможенную границу с использованием способов, перечисленных в ст. 226.1 УК РФ, а при государственной измене виновный передает их иностранной разведке для использования в ущерб внешней безопасности.

Квалифицированные виды

В ч. 2 ст. 189 УК РФ установлена уголовная ответственность за совершение деяния, предусмотренного ч. 1 указанной статьи, группой лиц по предварительному сговору, а в ч. 3 ст. 189 УК РФ — в отношении предметов, используемых для создания оружия массового поражения, средств его доставки, совершенные организованной группой.

Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей (ст. 190 УК РФ).

Объективные признаки

Объект преступления — общественные отношения, регулирующие порядок вывоза за границу и возвращения на территорию Российской Федерации культурных ценностей в целях их сохранения для последующих поколений. Предмет преступления — предметы художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран.

В соответствии с Законом РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» они могут временно вывозиться за границу только на основании свидетельства, выданного федеральным органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль за их ввозом и вывозом (в том числе временным), например для выставок, но с обязательством обратного возвращения в установленный срок.

Деяние заключается в невозвращении, т. е. неисполнении обязанности возвратить указанные предметы на территорию Российской Федерации.

Преступление считается оконченным по истечении срока, на который был разрешен вывоз культурных ценностей, за исключением случаев, когда возврат их невозможен в силу объективных причин (стихийное бедствие и т. п.).

Лица, не возвратившие культурные ценности на территорию Российской Федерации, присвоившие их за ее пределами или передавшие третьим лицам, подлежат дополнительно уголовной ответственности за хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 164 УК РФ).

Субъективные признаки

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

Субъект преступления — собственник культурных ценностей или уполномоченное им лицо, а также представитель организации (музея, библиотеки), уполномоченный на вывоз культурных ценностей и их возвращение.

Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации (ст. 193 УК РФ).

Объективные признаки

Непосредственный объект преступления — общественные отношения, направленные на соблюдение установленного Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» порядка зачисления либо репатриации (возвращения) денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета резидента в уполномоченном банке или банках, расположенных за пределами территории РФ.

Предмет преступления — денежные средства в иностранной валюте или валюте РФ.

В соответствии со ст. 1 указанного выше закона резиденты — это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России на основании вида на жительство, а также юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, в том числе их филиалы и иные подразделения, находящиеся за границей; нерезиденты — иностранные граждане и юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, находящиеся за пределами территории РФ.

Уполномоченные банки — это кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий Центрального банка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории РФ в соответствии с лицензиями Центрального банка РФ филиалы кредитных организаций, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции в иностранной валюте.

Читайте также:  Изменения местонахождения юридического лица в 2023 году

Объективная сторона преступления включает совершение любого из двух (или нескольких) альтернативных деяний, перечисленных в уголовно-правовой норме.

Первое из них состоит в нарушении требований валютного законодательства РФ, в соответствии с которыми, исходя из условий внешнеторговых договоров (контрактов), на счета резидента в уполномоченном банке или в банках, расположенных за пределами территории РФ, должны быть зачислены причитающиеся резиденту денежные средства в иностранной валюте или валюте РФ, полученные от одного или нескольких нерезидентов, за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в том числе информацию и результаты интеллектуальной деятельности, а также исключительные права на них.

Признаки экономических преступлений

Не каждое деяние можно отнести к экономическим преступлениям. Для признания вины уголовным судом проступок должен обладать такими признаками:
1) Умысел;
2) Корыстный мотив;
3) Связь с профессиональной деятельностью;
4) Значительный ущерб;
5) Перераспределение материальных благ в результате преступной деятельности;
6) Наступление указанных в законе последствий.

Экономические преступления не могут совершаться по неосторожности. Обязательный элемент состава преступления – умысел и корыстный мотив. Целью преступной деятельности является перераспределение материальных благ и получение наживы. Чаще всего злоумышленник действует систематически, а правонарушение связано с его профессиональной занятостью.

Для ряда деяний обязательный признак – наступление предусмотренных законом последствий, опасных для общества. Они считаются оконченными только тогда, когда наступает четко прописанный в законодательстве вред законодательно охраняемым отношениям. Как правило, это связано с причинением ущерба в особо крупном размере. Также должна быть доказана причинно-следственная связь между действием (бездействием) и наступлением преступных результатов.

Некоторые виды экономических преступлений могут дополнительно квалифицироваться по другим статьям УК РФ. Так, ст.180, предусматривающая незаконное использование знаков индивидуализации товаров, может также повлечь за собой ответственность по ст. 159

Мошенничество.

В составе преступления обязательно наличие следующих четырех элементов.

Понятие, система и юридическая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности

Преступления в сфере экономической деятельности – это умышленно общественно опасные деяния (действия либо бездействия), которые предусмотрены в ст.ст. 169-200.5 УК Российской Федерации и посягают на экономическую безопасность государства, на порядок распределения, производства, потребления материальных благ/услуг, обмена или причиняющие вред или создающие угрозу причинения вреда материальным интересам общества, личности и государства, который установлен законом.

Преступления в сфере экономической деятельность можно представить в виде системы:

  • преступления, которые посягают на основы банковской и предпринимательской деятельности (ст.ст. 169-173.2, 183, 179, 195-197 УК РФ);
  • преступления, связанные с оборотом имущества, которое было приобретено преступным путем (ст.ст. 175, 174 УК РФ);
  • преступления, которые посягают на основы кредитно-финансовой деятельности (ст.ст. 177, 176, 185-187 УК РФ);
  • преступления, которые связаны с экономической монополией (ст.ст. 180, 178, 181, 192, 191УК РФ);
  • преступления, которые связаны с перемещением материальных ценностей из-за границы РФ или за границу (ст.ст. 190, 189, 193 УК РФ);
  • преступления, которые посягают на систему налогов/сборов, которая установлена в Российской Федерации (ст.ст. 198-199.2, 194 УК РФ);
  • преступления, которые связаны с уклонением страхователя от уплаты страховых взносов (ст. 199.3, 199.4 УК РФ);
  • преступления, которые связаны с тайным провозом товаров через границу (ст. 200.1, 200.2 УК РФ);
  • преступления, связанные в сфере закупок товаров (ст. 200.4, 200.5 УК РФ).

Общественная опасность таких преступлений заключается в подрыве благосостояния общества и его граждан, а также в расшатывании экономической системы государства.

Главным объектом преступных посягательств является установленный государством порядок распределения, производства, потребления и обмена материальных услуг и благ, а также экономическая деятельность и интересы субъектов такой деятельности. Также существует и дополнительный объект – это материальные интересы лиц, которые зависимы от субъектов экономической деятельности. Но в некоторых преступлениях подобный объект является факультативным. Также к факультативным объектам можно отнести здоровье граждан и их личную свободу (ч. 2 ст. 179 УК РФ).

Большую часть преступных посягательств, следует отнести к числу предметных (ст. 174, 169, 175, 198- 199.2, 180-195 УК РФ).

Объективной стороной экономических преступлений являются деяния, которые выражены в форме действия или бездействия. Также, должностное лицо привлекают к уголовной ответственности, если он своими активными действиями неправомерно ограничивает законные интересы и права юридического лица или индивидуального предпринимателя либо оно своим пассивным поведением уклоняется от государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица (ст. 169 УК РФ).

Диспозиции норм, которые предусматривают ответственность за преступления в экономической сфере, имеют, как правило, ссылочно-бланкетный характер. Так, для надлежащей квалификации деяний, как преступлений, отсылают правоприменителей к иным законам и подзаконным нормативным правовым актам, например, к статьям ГК Российской Федерации (ст. 180 УК РФ), к Налоговому кодексу (ст. 198-199.2 УК РФ), к Федеральному закону № 39-Φ3 «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 (ст. 185 УК РФ), к Федеральному закону от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (ст. 192 УК РФ).

Для квалификации деяний как преступлений, в некоторых случаях, становятся обязательными способы их совершения, к примеру:

  • использование лицом своих служебных полномочий (ст. 170, п. «б» ч. 2 ст. 174, п. «а» ч. 2 ст. 173.1 УК РФ);
  • применение насилия или угроза такового (ч. 3 ст. 178, ч. 3 ст. 170.1, п. «б» ч. 2 ст. 179 УК РФ);
  • осуществление группового преступного поведения (п. «а» ч. 2 ст. 172, п. «б» ч. 2 ст. 171.2, п. «б» ч. 2 ст. 173.1 УК РФ);
  • похищение документов, угрозы, подкуп и иные незаконные способы (ст. 183 УК РФ).

Составы преступлений в сфере экономической деятельности, по законодательной конструкции, могут быть:

  • формальными (ст. 170, ч. 1, 2 ст. 170.1 ст. 171.1, 171.2, 173.1, 173.2, 174, 177, 175, ч. 1 ст. 179, ст. 181, ч. 1 ст. 169, ч. 1, 2 ст. 183, ст. 184, 185.5, 186, 187, ст. 189-193, ч. 1, 2 ст. 194, 198-199.2 УК РФ);
  • материальными (ч. 1, 2 ст. 185.2, ч. 4 ст. 183, ст. 185, 185.1, ст. 176, ст. 195-197 УК РФ).

Но также можно выделить преступления с материально-формальным составом (ч. 2 ст. 169, ч. 3, 4 ст. 194, ч. 3 ст. 170.1, ст. 172, 171, 178, ч. 2 ст. 179, ч. 3 ст. 183, ч. 3 ст. 185.2, ст. 180, ст. 185.3, 185.4, 185.6 УК РФ).

Выявление и расследование преступлений в сфере экономической деятельности

Выявление преступления предполагает обнаружение деяния, которое содержит признаки преступления. Деятельность, преследующая такую цель, может осуществляться различными способами.

Одним из самых распространенных из них является осуществление оперативно-розыскной деятельности. Она проводится специальными подразделениями в структуре правоохранительных органов путем опросов, наведения справок, наблюдения и иных оперативно-розыскных мероприятий (ст. 6 ФЗ от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»).

Выявление налоговых преступлений также может быть сопряжено с выездными налоговыми проверками, которые проводятся полицией по запросу соответствующих налоговых органов (ст. 36 Налогового кодекса РФ). Порядок проведения проверок регламентируется совместным приказом МВД и ФНС (Приказ МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30.06.2009 (ред. от 12.11.2013) «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений»).

Также преступления в сфере экономики могут выявляться и иными методами, прямо не связанными с деятельностью правоохранительных органов, например путем:

  1. документального анализа, построенного на исследовании документов бухгалтерского, статистического, оперативно-технического учета, отражающих информацию о результатах совершенных хозяйственных операций;
  2. бухгалтерского анализа, который предполагает исследование записей бухгалтерского учета (регистров аналитического и синтетического учета) и отчетности;
  3. экономического (финансового) анализа, которое заключается в сравнении технико-экономических и финансовых показателей (важно понимать, что они не должны противоречить друг другу).

После выявления признаков преступления начинается деятельность, урегулированная нормами Уголовно-процессуального кодекса РФ. Этап, предшествующий судебному разбирательству, который именуется досудебным производством, состоит из 2 последовательных стадий: возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.

Признаки, что характеризуют экономическое преступление

Объектом у преступления оказывается, в первую очередь, категория в Уголовном Кодекса, содержащая соответствующие статьи. То есть, в качестве объекта вполне может рассматриваться преступление против собственности или преступление против личности, либо иная аналогичная категория, что может иметь место при экономической деятельности.

Среди признаков субъекта преступления выделяют, главным образом, его вменяемость, которую, при необходимости, можно оспорить, и соответствие возрасту наступления уголовной ответственности, регулируемые определенными статьями в УК. По большинству видов преступлений наступление ответственности начинается с 16 лет, однако отдельные категории предусматривают более раннюю, а именно с 14 лет, ответственность. Помимо этого, указываются также и особые признаки, что характеризуют субъект — является ли он, например, должностным лицом, либо прокурором, судьей, следователем, свидетелем или потерпевшим.

Признаками для объективной стороны у преступления служат сами действия и их последствия, в то время как субъективную сторону характеризуют мотив, цель и форма вины, указывающиеся в статье, что предусматривает данное преступление. Последняя зависит, прежде всего, от классификации преступления на этапе следствия и нередко несет в себе ошибки.

Читайте также:  Заявление о вызове свидетелей в суд по гражданскому

Если какой-либо из вышеописанных признаков отсутствует, это говорит о том, что состав преступления в экономической сфере не имеется, а значит, уголовная ответственность за предписываемое преступление не может быть понесена. Детальный разбор каждого из описанных признаков, выполняемый опытными юристами, очень часто служит основанием для прекращения дела в связи с отсутствием состава преступления.

Выяснив основные признаки, без которых определить состав преступления невозможно, перейдем к, собственно, общей классификации.

Виды экономических преступлений

Противозаконные действия, нарушающие общественные отношения в области экономики, охватываются главой 22 УК. Данная глава содержит 32 статьи — от 169 до 200. Описываемые ими нарушения можно подразделить на 6 видов, касающихся:

  • Предпринимательской деятельности (ст.ст. 169–175, 191.1, 200.3 УК):
    1. препятствий со стороны должностных лиц;
    2. незаконных производства и сбыта товаров;
    3. ненадлежащей регистрации банковской деятельности, нанесшей ущерб клиентам;
    4. легализация имущественных ценностей, полученных противозаконным способом.
  • Выдачи кредита (ст.ст. 176, 177, 195–197 УК):
    1. получения кредита посредством предоставления ложной информации;
    2. неуплаты кредиторских взносов;
    3. нарушений процедуры банкротства;
    4. преднамеренное или фиктивное банкротство.
  • Монополизма и недобросовестной конкуренции (ст.ст. 178–180, 183, 184 УК):
    1. ограничения конкурентноспособности;
    2. принудительного заключения сделки или отказа от него;
    3. использования товарного знака без имеющихся на то оснований;

    Виды экономических преступлений

    Наибольшую опасность представляют преступления, совершаемые в финансовой сфере. Простые манипуляции с вычислительной техникой дают возможность преступникам делать фиктивные ценные вклады, получать несуществующие прибыли.

    Исследования уязвимости существующих вычислительных систем показали, что практически все стадии прохождения информации в ЭВМ могут быть подвергнуты преступному воздействию. Преступник может ввести в ЭВМ ложные или устаревшие данные, фиктивные счета и т.п.

    Коммерческая взятка определяется как дача или получение вознаграждения с целью повлиять на какого-либо служащего, чтобы он нарушил или не исполнил свои обязанности, возложенные на него его корпорацией или частным лицом. УК штата Нью-Йорк определяет это преступление следующим образом: «Лицо виновно в даче или получении коммерческой взятки, если оно предоставляет или дает согласие предоставить какую-либо выгоду или предлагает такую выгоду любому служащему, агенту или доверенному лицу без согласия своего начальника или главы корпорации. Любой служащий, агент или доверенное лицо виновен в получении коммерческой взятки, когда он без согласия своего директора или работодателя вымогает, принимает или соглашается принять какое-либо вознаграждение от другого лица и когда он понимает и соглашается, что это вознаграждение окажет влияние на его поведение при ведении дел его работодателя или главы корпорации».

    Субъектами данного преступления признаются следующие лица: служащие или агенты; администраторы, попечители или другие доверенные лица; юристы, врачи, бухгалтеры, оценщики или другие профессиональные советники или информаторы; директора, партнеры, управляющий либо арбитр.

    Обычно считается, что взятка представляет собой денежное вознаграждение, которое прямо передается агенту или доверенному лицу. Однако обычно все это происходит в завуалированной форме. Это может быть, например, приглашение на прием, оплаченный взяткодателями. Взятка может передаваться не непосредственно получателю, а через его жену, мужа, семью. В законодательстве штага Айова взяткой, например, признается получение для своего пользования, прямо или косвенно, любого подарка, комиссионных, скидки, вознаграждения. В законодательстве штата Миссисипи взяткой признается получение денег, товаров, движимого имущества, права на какие-либо действия агентом или его женой.

    Контрабанда совершается только на территории двух и более государств и по признаваемому государствами международному обычаю является международным правонарушением. Наказание за контрабанду устанавливается в национальном административном или уголовном законодательстве.

    До настоящего времени многостороннего соглашения по борьбе с контрабандой не принято. В этом отношении можно отметить лишь Конвенцию СТС о сотрудничестве в борьбе с нарушениями таможенных правил, принятую в 1977г. в Найроби (Кения).

    По общему правилу контрабанда включает в себя незаконное перемещение каких-либо ценностей через границу различных государств. Ее опасность для международного правопорядка заключается в том, что она подрывает отношения дружбы и сотрудничества государств, монополию государств или иной порядок в области внешней торговли, наносит ущерб экономическому и культурному развитию государств.

    В отличие от других преступлений контрабанда очень динамична, постоянно «совершенствуется» преступниками и ее модификации непредсказуемы. В настоящее время наибольшую опасность для международного сообщества представляет контрабанда оружия в горячие точки планеты. Нередко услугами контрабандистов пользуются представители отдельных государств, которые снабжают контрабандным оружием различные экстремистские, правые, левацкие, националистические, бандитские, откровенно фашистские группировки, а также террористов и просто уголовников.

    Предметом контрабанды также являются не только стрелковое, но и другие виды оружия, боеприпасы и взрывчатые вещества. По данным ООН, услугами контрабандистов оружия пользуются и представители некоторых государств. «Существует также черный рынок оружия, в частности стрелкового оружия, который получатель может использовать в случае, если иностранные правительства не будут удовлетворять их потребности. Размеры этого рынка невозможно определить, и поэтому также невозможно представить его реальное значение».

    На практике международно- правовая борьба с такой контрабандой не ведется потому, что оружие является законным объектом внешней торговли, а экспорт оружия — законным инструментом внешней политики.

    В силу своей общественной опасности контрабанда известна национальному праву всех государств.

    Легализация преступного дохода.

    Легализация преступных доходов получила широкое распространение в странах с рыночной экономикой. Механизм этих преступлений сложный. Добытые преступным путем деньги вывозятся за границу и помещаются в разных странах на счета коммерческих банков.

    На эти средства официальным путем приобретаются или создаются предприятия и банки, скупается иностранная валюта, заключаются внешнеэкономические и другие контракты. Соучастниками таких преступлений являются работники банков, скрывающие свои действия под предлогом сохранения банковской тайны.

    Это преступление к числу международных уголовных отнесено Страсбургской конвенцией об «отмывании», выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 г. Государства-участники взяли на себя обязательства объявить «отмывание» таких денег преступлением, принять законы о порядке розыска, изъятия и конфискации незаконно полученных средств, о снятии всех ограничений от разглашения либо недобросовестного использования работниками банков информации о вкладах своих клиентов.

    Государства обязались юридически закрепить право доступа уполномоченным работникам правоохранительных органов к банковским операциям, позволяющим своевременное выявление этих преступлений.

    Ряд государств, присоединившихся к этой Конвенции, уже внесли в свое законодательство существенные дополнения. К примеру, в Великобритании с 1994 г действует закон, в соответствии с которым работники всех банков, не сообщившие правоохранительным органам о необычных, подозрительных перемещениях денежных средств, могут быть привлечены к уголовной ответственности и получить от 2 до 14 лет лишения свободы.

    Еще раньше в Нидерландах начал действовать закон, обязывающий банковских работников информировать правоохранительные органы о поступлении на счета своих клиентов сумм свыше 25 тыс. гульденов. О происхождении таких средств владелец счета обязан дать объяснение. Аналогичные нормы есть в США, Италии и других странах.

    Определенный вклад в усиление борьбы с этими преступлениями внесли Международная конференция по предотвращению отмывания денег и использования доходов от преступной деятельности и борьбе с ними, проведенная ООН в г Курмайер (Италия) в июне 1994 г., и Всемирная конференция на уровне министров по организованной и транснациональной преступности, организованная ООН в г Неаполе (Италия) в ноябре 1994 г

    На Всемирной конференции были приняты Неапольская политическая декларация и Глобальный план действий против организованной транснациональной преступности, которые в том же году были утверждены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН.

    Что грозит за должностные экономические преступления?

    Учитывая серьезный ущерб для экономики, за подобные действия для виновных предусмотрены достаточно серьёзные санкции. Конечно, наказание может сильно варьироваться в зависимости от конкретного преступления, размера нанесенного ущерба, наличия рецидива (совершалось ли правонарушение повторно), участия группы людей по предварительному сговору и т. д., и предусматривает следующие санкции:

    • штраф – одна из наиболее распространенных санкций для виновных в должностных экономических преступлениях. Размер штрафа зависит от занимаемой должности, ущерба, который был нанесен, характера правонарушения и т. д. и может составлять от 2-3 тысяч рублей до нескольких миллионов. Штрафы чаще всего присуждают тем, кто совершил преступление впервые, его действия не имеют отягчающих обстоятельств, а размер ущерба не слишком большой;
    • ограничение или лишение свободы – практически все статьи, касающиеся должностных экономических преступлений, предусматривают тюремные сроки (условные или реальные) как одну из форм наказания для виновных. Сроки ограничения (лишения) свободы могут варьироваться в широких пределах – от полугода за не самые серьезные преступления до 10-15 лет за коррупционные действия, совершаемые в особо крупных размерах с созданием преступной группы;
    • запрет занимать определенные должности – поскольку речь идет о должностных преступлениях, очень часто приговор, помимо штрафа или ограничения свободы, предусматривает для виновного запрет на определённый срок занимать руководящие и другие важные должности. Это делается с целью упредить совершение аналогичных преступлений в будущем;
    • конфискация имущества – если будет доказано, что преступление было совершено с целью личного обогащения, суд может применить такую меру как конфискация личного имущества, нажитого преступным путем. Речь может идти о предметах роскоши, денежных средствах, недвижимости, транспорте, ценных бумагах и т. д. Конфискованное имущество продается с молотка, а вырученные средства направляются в бюджет.

    Как видно, наказание за должностные экономические преступления достаточно строгое, потому необходимо позаботиться о защите, если вас обвиняют в подобных действиях.

    Текущее состояние белых воротничков

    Экономическая преступность остается одной из величайших угроз устойчивому развитию современного общества. Растущая доля теневого и криминального секторов экономики может привести к острым социально-экономическим противоречиям.

    Одной из характеристик современных белых воротничков является чрезвычайно высокая латентность. Причина этого кроется в отсутствии людей, заинтересованных в раскрытии экономических преступлений и правонарушений. К сожалению, граждане, интересы которых прямо или косвенно затрагиваются, не склонны осуждать преступников в белых воротничках.

    По мнению экспертов, в настоящее время наиболее опасными сферами преступной экономической деятельности являются:

    • Преступления на потребительском рынке;
    • преступления в сфере торговли и предпринимательской деятельности;
    • преступления в сфере приватизации государственного и муниципального имущества.
    • преступления в сфере банковских и других денежно-кредитных отношений
    • Преступления на рынке ценных бумаг;
    • Налоговые преступления;
    • Преступления во внешней торговле.

    Выявление этих направлений позволит уполномоченным органам разработать программу мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию экономических преступлений и правонарушений, что является одной из важнейших задач современного общества.

    Виды экономических преступлений

    Противозаконные действия, нарушающие общественные отношения в области экономики, охватываются главой 22 УК. Данная глава содержит 32 статьи — от 169 до 200. Описываемые ими нарушения можно подразделить на 6 видов, касающихся:

    • Предпринимательской деятельности (ст.ст. 169–175, 191.1, 200.3 УК):
      1. препятствий со стороны должностных лиц;
      2. незаконных производства и сбыта товаров;
      3. ненадлежащей регистрации банковской деятельности, нанесшей ущерб клиентам;
      4. легализация имущественных ценностей, полученных противозаконным способом.
    • Выдачи кредита (ст.ст. 176, 177, 195–197 УК):
      1. получения кредита посредством предоставления ложной информации;
      2. неуплаты кредиторских взносов;
      3. нарушений процедуры банкротства;
      4. преднамеренное или фиктивное банкротство.
    • Монополизма и недобросовестной конкуренции (ст.ст. 178–180, 183, 184 УК):
      1. ограничения конкурентноспособности;
      2. принудительного заключения сделки или отказа от него;
      3. использования товарного знака без имеющихся на то оснований;
    • Разглашение коммерческой тайны УК РФ
    • Оборота денежных средств, акций, незаконные валютные операции (статьи УК РФ: 181, 185–187, 191, 192 УК):
      1. незаконной эмиссии ценных бумаг;
      2. изготовления и распространения поддельных банкнот или акций;
      3. нелегального оборота драгоценных металлов, камней, жемчуга.
    • Таможенного контроля (ст.ст. 189, 190, 193, 194, 200.1, 200.2 УК):
      1. перевозки контрабандных товаров;
      2. неуплаты таможенных взносов.
      3. Уклонения от налоговых выплат (ст.ст. 198–199.4 УК).

    Не каждый проступок в экономической отрасли может быть квалифицирован по нормам УК. Для этого обязательное соблюдение установленных признаков, на которые ориентируются правоприменители в процессе своей деятельности.

    Для начала важно, чтобы присутствовали правовые нарушения, где происходит разногласие между совершенным деянием и отраженными на законодательном уровне требованиями. Иногда можно напрямую их определить к конкретной статье УК.

    Проявление умысла со стороны лица при составлении официального документа. К тому же это обычно проявляется с неправильной стороны. Чаще всего такое происходит при составлении декларации, подаваемой за истекший период. Кроме этого, вносят фиктивные данные при отгрузке товара, отображения не действительных данных в накладных, что ведет к проявлению последствий в виде ущерба для предприятия.

    С течением времени со стороны злоумышленников появляется все больше способов, как обогатится на рыночных отношениях. Это осуществляется не только за счет коллег по работе, а также по отношению к партнерам по бизнесу. Даже во время присвоения собственности государства не каждый подразумевает в этом преступное поведение, которое приводит к мерам реагирования.

    Существуют и мошеннические схемы в экономической сфере, проявляющиеся в следующем:

    • Списание или приписки. В первом случае преступник старается скрыть реальный оборот производства, количество производимого товара. Это отображается документально, количество товаров, подлежащих списанию. Во время приписок отображаются сведения о проводимых работах, которые реально выполнены не были. Следовательно, за это исполнитель получает материальную выгоду. Иногда действительно совершаются, но не в том объеме, который прописан в материалах.
    • Складские работники проводят формальные инвентаризации, при этом совершая учет товара, которого в действительности уже не существует. Такие формальности характерны для преступного поведения.
    • Пересортица. Она выполняется злоумышленниками с одной выгодной целью – скрыть недостачу или излишки. Не всегда одинаковый сорт товара находиться в одной упаковке. Таким образом, изменяется партия, куда внедряется совершенно иной продукт.
    • Нарушается процесс производства. Технологический процесс позволяет скрыть возможные недостачи на предприятии. Сокращается жирность кисломолочных продуктов, а отображается необходимая. Стоимость самого товара при этом заметно отличается.
    • Подделка документации. Это можно назвать материальным подлогом. Отображаемые сведения на бумаге совершенно отличаются от того, что происходит в реальной жизни компании.

    Каждый из этих случаев требует детального изучения и индивидуального подхода, определяя конкретное преступление в сфере экономики. Ведь злоумышленники не делают все наугад. Они знают все тонкости своей работы и ищут именно те пути, которые наиболее тяжело выявить и обнаружить. Следовательно, всю преступную деятельность они тщательным образом конспирируют для избегания ответственности по уголовному закону.

    Чтобы не столкнуться с махинациями в экономической сфере, и не стать жертвой финансовых махинаций, необходимо всегда четко оценивать риски вашей деятельности. В ходе предпринимательской деятельности уделяйте больше внимания ведению учета налогов внутри вашей организации или предприятия, по возможности привлекайте опытных консультантов.

    В течение налогового года проводите сверки вашего финансового положения с данными Налоговой службы. При составлении договоров пользуйтесь услугами опытных юристов, они проследят за законностью сделок и защитят ваши права. Своевременно реагируйте на возникновение задолженностей на предприятии, оптимизируйте временные и финансовые затраты. При наборе персонала ведите кадровый учет, это позволит избежать претензий трудовой инспекции и предупредит возникновение трудовых споров.

    Экономическая безопасность тесно связана с работой правоохранительных органов по выявлению и пресечению преступлений. Вы можете оградить себя и свое предприятие от экономических махинаций, своевременно обратившись за помощью при обнаружении признаков преступления.

    Планируется смягчить уголовное наказание за экономические преступления, плюс новость для строителей

    У меня информация о том, что в Госдуму внесен проект федерального закона о внесении изменений в Уголовный Кодекс РФ, в Уголовно-процессуальный кодекс РФ и этим проектом Минэкономразвития предлагает расширить основания для освобождения от уголовной ответственности по делам об экономических преступлениях. То есть планируется снизить жесткость уголовного наказания по экономическим статьям. Ну что ж, слушайте, это отлично.

    В том числе, планируется повысить значение крупного и особо крупного дохода ущерба по некоторым преступлениям в сфере эконмической деятельности. В том числе, уточняется «перечень состава преступлений, по которым возможно освобождение от уголовной ответственности по части 2 Статьи 76.

    1 УК иснижение суммы возмещения причиненного ущерба и полученного преступным путем дохода. К таким составам предполагается отнести, в том числе, внесение заведомо ложных сведений в межевой план, внесение ложных сведений в технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка либо карту-план территории, причинившей крупный ущерб.

    Предполагалось смягчить Статью 170.2 УК, а также предполагается смягчить наказание за контрабанду наличных денежных средств или денежных инструментов, Статья 200. 1 УК. Также предполагается предусматривать возмещение суммы, эквивалентной убыткам, которых удалось избежать в результате совершения преступления».

    В общем, предполагается, что сажать будут меньше, и, конечно же, это хорошо.

    И, коллеги, раз уж я заговорил о проектах — вот еще одна аннотация проекта федерального закона №954041-6 «О внесении изменений в Федеральный закон об участии в долевом строительстве». Как вам сказать. На первый взгляд, это должно навести больше порядка при строительстве жилья, при использовании №214-ФЗ «О долевом участии и в строительстве».

    Но лишь на первый взгляд. Учитывая коррупционность этой системы, учитывая, что не требуется абсолютно никаких усилий для получения той же лицензии на строительство жилья (все это делается легко, быстро, весело и при этом не надо иметь никакого персонала, если знаешь, куда обратиться), я не думаю, что что-то здесь изменится в лучшую сторону.

    Нужно действовать экономическими методами.

    Вместе с тем, коллеги, проектом предусматривается, что для строителей с 1 марта 2016 года могут быть введены дополнительные требования к уставному капиталу застройщика, привлекающего денежные средства граждан.


    Похожие записи: