Программа переселения граждан из частного аварийного жилья на 2023 год в глазовском районе
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа переселения граждан из частного аварийного жилья на 2023 год в глазовском районе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если аварийный дом не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, собственнику взамен изъятого жилого помещения полагается денежная компенсация по договору выкупа или другая жилая площадь с зачетом ее стоимости в выкупную цену. Расходы, связанные с переездом (транспортные услуги, временное проживание на съемной квартире, оформление документов и т.д), также подлежат компенсации.
Какие документы нужны для переселения
По словам Марии Спиридоновой, для переселения достаточно иметь следующие документы:
- заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
- копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
- в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением — проект реконструкции нежилого помещения;
- заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
- заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения;
- заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания — по усмотрению заявителя.
Для признания жилого помещения ветхим или аварийным собственником, нанимателем или уполномоченным органом подаются следующие документы:
- заявление;
- паспорт заявителя;
- копии правоустанавливающихе документов на жилье, собственник которого не отражен в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН);
- заключение комиссии об обследовании дома;
- заключение органов государственного надзора (при необходимости);
- заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения (при необходимости);
- фотографии (при необходимости);
- жалобы/заявления/письма граждан, свидетельствующие о непригодном для жизни состоянии дома;
- другие обосновывающие документы.
Что будет с людьми, если здание признают аварийным?
Граждане получают уведомление от муниципалитета о том, что здание признано аварийным. В уведомлении будет говориться о том, что при желании владельцы сами могут реконструировать дом, снести его и построить новый. Если подобного желания у жильцов нет, они могут и вовсе не отвечать на уведомление. По истечении срока, указанного в документе, администрация самостоятельно готовится к организации мероприятий по расселению. Это не отражается на правах жильцов, переселении, денежной компенсации.
Людей из аварийных домов переселяют на следующих условиях:
- жилье по площади не меньше прежнего, допускается увеличение в пользу жильцов;
- если люди не соглашаются с тремя предложенными вариантами, государство в праве больше не учитывать их желания;
- в каждой квартире работающие коммуникации и установленная плита;
- здание расположено в том же районе;
- при выдаче муниципальной квартиры соблюдаются те же условия, которые были в предыдущей;
- граждан не могут переселить в коммунальные квартиры;
- очередникам дают дома с недостающим метражом.
Какое жилье может быть признано аварийным
Жилое помещение, находящееся в состоянии, которое угрожает жизни и здоровью жильцов, является непригодным для проживания, считается аварийным. Для получения данного статуса необходимы веские основания.
Признать жилье аварийным можно по следующим причинам:
- Помещение не соответствует нормам санитарии.
- Дом был серьезно поврежден при стихийных бедствиях, землетрясениях, что нельзя исправить ремонтными работами.
- Квартира располагается в том месте, где есть большой риск возникновения техногенной катастрофы.
- Повреждены конструктивные элементы помещения или уменьшена их прочность.
- Разрушены фундамент и стены.
- Утрата жилья вследствие пожара, когда восстановить его уже невозможно.
Многие люди часто называют ветхим и аварийным жилье одно и тоже помещение. Это совершенно неправильно. В квартире, признанной аварийной, жить дальше нельзя, так как это опасно для жизни и здоровья людей. В ветхом же жилье проживать можно.
Таким называют дом, который требует выполнения ремонта в силу своей старости. Чтобы квартиру переселенцев признали ветхой, необходимо более 70% износа для домов, построенных из кирпича и панелей, и 65% – для деревянных зданий.
Действующие схемы расселения
Переселение жителей ветхого жилья осуществляется по трем схемам:
- Если здание объявлено непригодным для проживания и подлежит сносу без реконструкции, расселение производится с учетом статуса жильцов. Отселение семьи квартиросъемщика сопровождается аннуляцией договора социального найма и оформлением нового соглашения на получение равноценной квартиры в этом же районе.
- Вместо сноса дом подлежит реконструкции и на этот период его обитателям выдается жилое помещение из муниципального маневренного фонда.
- Собственник может взять вопрос поиска нового жилья на себя (например, если хочет переехать в другой регион) и получить денежную компенсацию в размере установленной комиссией рыночной стоимости старой квартиры.
Важно! Хотя переселение из аварийного жилья будет продлено после 2023 года по всей территории страны, каждый регион продвигается к поставленным целям в своем темпе, кто-то – опережая график, кто-то – несколько отставая от изначально установленных дат.
Найти полный список адресов объектов, которые участвуют в программе и узнать, когда именно по графику наступит ваша очередь, можно на официальном сайте своего региона или на сайте Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Очередь на отселение формируется по нескольким принципам:
- дата признания объекта не пригодным для проживания;
- состояние дома (в приоритете дома, в которых есть угроза обрушения).
Есть возможность ускорить процесс отселения вашего дома. В ходе реализации программы переселения граждан из здания, непригодного для проживания, доступны несколько источников финансирования на возведение новых квартирных объектов либо ремонт имеющихся. Это могут быть денежные средства, которые перечисляют:
- бюджеты всех уровней;
- кредитные организации;
- причастные инвесторы;
- сами жильцы аварийного дома.
Важно! Хотя переселение из аварийного жилья будет продлено после 2023 года по всей территории страны, каждый регион продвигается к поставленным целям в своем темпе, кто-то – опережая график, кто-то – несколько отставая от изначально установленных дат.
Найти полный список адресов объектов, которые участвуют в программе и узнать, когда именно по графику наступит ваша очередь, можно на официальном сайте своего региона или на сайте Фонда содействия реформированию ЖКХ.
Очередь на отселение формируется по нескольким принципам:
- дата признания объекта не пригодным для проживания;
- состояние дома (в приоритете дома, в которых есть угроза обрушения).
Есть возможность ускорить процесс отселения вашего дома. В ходе реализации программы переселения граждан из здания, непригодного для проживания, доступны несколько источников финансирования на возведение новых квартирных объектов либо ремонт имеющихся. Это могут быть денежные средства, которые перечисляют:
- бюджеты всех уровней;
- кредитные организации;
- причастные инвесторы;
- сами жильцы аварийного дома.
Дополнительная возможность для быстрого переселения из ветхого жилья в благоустроенное – это оформление субсидии в ОМСУ на покупку квартир, которые предлагаются на первичном или вторичном рынках.
Порядок субсидирования определяется администрациями в каждом городе, а деньги выделяются из местных бюджетов. Для их получения нужно выполнить всего одно условие – дать письменную гарантию о снятии с учета всех зарегистрированных в квартире членов семьи.
Наименование Программы |
– |
областная адресная программа «Переселение граждан из многоквартирных домов, а также домов блокированной застройки, признанных аварийными после 1 января 2012 г., в 2017 – 2023 годах» (далее – Программа) |
Основание для принятия Программы |
– |
Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ), постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 604 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ростовской области» (признано утратившим силу 31 декабря 2018 г.), постановление Правительства Ростовской области от 17.10.2018 № 642 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Территориальное планирование и обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ростовской области» |
Государственный заказчик Программы |
– |
министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области |
Основной разработчик |
– |
министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области |
Главный распорядитель бюджетных средств |
– |
министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области |
Основная цель и задачи Программы |
– |
основной целью Программы является обеспечение безопасных и благоприятных условий для проживания граждан путем расселения жилищного фонда, признанного в период с 1 января 2012 г. по 1 января 2017 г. аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, а также в связи с произошедшим пожаром, природными катастрофами, причинами техногенного характера и влиянием окружающей среды (за исключением мероприятий, реализуемых в рамках Указа). Для достижения данной цели решаются следующие основные задачи: разработка правовых и методологических механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда; формирование адресного подхода к решению проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда; формирование финансовых ресурсов для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда, в том числе с привлечением средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (до 13 декабря 2022 г., далее публично-правовой компании «Фонд развития территорий») (далее – Фонд) |
Сроки и этапы реализации Программы |
– |
в 2017 – 2018 годах формирование перечня домов, подлежащих расселению; средства, предусмотренные Программой, запланировано освоить в период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2023 г.; переселение граждан запланировано в период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2023 г.: этап 2018 – 2019 годов (срок реализации 2018 – 2019 годы); этап 2019 – 2020 годов (срок реализации 2019 – 2020 годы); этап 2020 – 2021 годов (срок реализации 2020 – 2021 годы); этап 2021 – 2022 годов (срок реализации 2021 – 2022 годы); этап 2022 – 2023 годов (срок реализации 2022 – 2023 годы) |
Основные направления реализации Программы |
– |
принятие муниципальных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; проведение организационных мероприятий по реализации Программы; разработка предложений по внесению изменений в областное законодательство по вопросам переселения граждан из аварийного жилищного фонда; сбор и обобщение информации о сносе расселенных аварийных домов |
Исполнитель Программы |
– |
министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области |
Соисполнители Программы |
– |
органы местного самоуправления муниципальных образований в Ростовской области, на территории которых расположены дома, признанные аварийными до 1 января 2017 г. (далее – органы местного самоуправления): город Гуково; город Донецк; город Зверево; город Каменск-Шахтинский; город Новочеркасск; город Новошахтинск; город Ростов-на-Дону; город Таганрог; город Шахты; Азовский район: Александровское сельское поселение; Аксайский район: Аксайское городское поселение; Багаевский район: Манычское сельское поселение; Белокалитвинский район: Белокалитвинское городское поселение; Богураевское сельское поселение; Горняцкое сельское поселение; Коксовское сельское поселение; Синегорское сельское поселение; Шолоховское городское поселение; Каменский район: Глубокинское городское поселение; Красносулинский район: Долотинское сельское поселение; Ковалевское сельское поселение; Красносулинское городское поселение; Октябрьский район: Персиановское сельское поселение; Мартыновский район: Большеорловское сельское поселение; Малоорловское сельское поселение; Миллеровский район: Ольхово-Рогское сельское поселение; Миллеровское городское поселение; Мальчевское сельское поселение; Сальский район: Сальское городское поселение; Тацинский район: Тацинское сельское поселение; Углегорское сельское поселение; Жирновское сельское поселение; Михайловское сельское поселение; Усть-Донецкий район: Усть-Донецкое городское поселение; Цимлянский район: Цимлянское городское поселение; Саркеловское сельское поселение |
Объемы и источники финансирования Программы |
– |
общий объем финансирования Программы составляет 6 656 535 026,92 рубля, из них: 4 423 672 038,70 рубля – средства Фонда; 1 794 544 089,00 рубля – средства областного бюджета; 438 318 899,22 рубля – средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 33,54 процента от общей суммы средств, направленных на реализацию мероприятий); общий объем финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, реализуемых с привлечением средств Фонда, составляет 5 840 330 093,53 рубля, из них: 4 423 672 038,70 рубля – средства Фонда; 1 115 722 321,72 рубля – средства областного бюджета; 300 935 733,11 рубля – средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 24,26 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия, реализуемые с привлечением средств Фонда); общий объем финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, реализуемых за счет средств областного и местных бюджетов, составляет 816 204 933,39 рубля, из них: 678 821 767,28 рубля – средства областного бюджета; 137 383 166,11 рубля – средства местных бюджетов. Распределение средств с разбивкой по этапам: общий объем финансирования по этапу 2018 – 2019 годов, реализуемому за счет средств областного и местных бюджетов, составляет 768 288 146,72 рубля, в том числе: 637 532 454,89 рубля – средства областного бюджета; 130 755 691,83 рубля – средства местных бюджетов; общий объем финансирования по этапу 2019 – 2020 годов составляет 1 106 858 168,41 рубля, в том числе: 498 094 930,51 рубля – средства Фонда; 489 754 468,72 рубля – средства областного бюджета; 119 008 769,18 рубля – средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 55,00 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия); общий объем финансирования по этапу 2019 –2020 годов, реализуемому с привлечением средств Фонда, 1 101 901 468,41 рубля, в том числе: 498 094 930,51 рубля – средства Фонда; 485 422 639,83 рубля – средства областного бюджета; 118 383 898,07 рубля – средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 54,80 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия); общий объем финансирования по этапу 2019 – 2020 годов, реализуемому за счет средств областного и местных бюджетов, составляет 4 956 700,00 рубля, в том числе: 4 331 828,89 рубля – средства областного бюджета; 624 871,11 рубля – средства местных бюджетов; общий объем финансирования по этапу 2020 – 2021 годов составляет 999 964 850,95 рубля, в том числе: 618 736 276,92 рубля – средства Фонда; 274 701 527,60 рубля – средства областного бюджета; 106 527 046,43 рубля – средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 38,12 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия); общий объем финансирования по этапу 2020 – 2021 годов, реализуемому с привлечением средств Фонда, составляет 988 105 740,53 рубля, в том числе: 618 736 276,92 рубля – средства Фонда; 264 597 421,97 рубля – средства областного бюджета; 104 772 041,64 рубля – средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 37,38 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия, реализуемые с привлечением средств Фонда); общий объем финансирования по этапу 2020 – 2021 годов, реализуемому за счет средств областного и местных бюджетов, составляет 11 859 110,42 рубля, в том числе: 10 104 105,63 рубля – средства областного бюджета; 1 755 004,79 рубля – средства местных бюджетов; общий объем финансирования по этапу 2021 – 2022 годов составляет 1 393 210 970,65 рубля, в том числе: 1 010 742 429,43 рубля – средства Фонда; 321 477 977,51 рубля – средства областного бюджета; 60 990 563,71 рубля – средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 27,45 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия); общий объем финансирования по этапу 2021 – 2022 годов, реализуемому с привлечением средств Фонда, составляет 1 372 514 863,56 рубля, в том числе: 1 010 742 429,43 рубля – средства Фонда; 303 447 928,69 рубля – средства областного бюджета; 58 324 505,44 рубля – средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 26,36 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия, реализуемые с привлечением средств Фонда); общий объем финансирования по этапу 2021 – 2022 годов, реализуемому за счет средств областного и местных бюджетов, составляет 20 696 107,09 рубля, в том числе: 18 030 048,82 рубля – средства областного бюджета; 2 666 058,27 рубля – средства местных бюджетов; общий объем финансирования по этапу 2022 – 2023 годов составляет 2 388 212 890,19 рубля, в том числе: 2 296 098 401,84 рубля – средства Фонда; 71 077 660,28 рубля – средства областного бюджета; 21 036 828,07 рубля – средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 3,86 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия); общий объем финансирования по этапу 2022 – 2023 годов, реализуемому с привлечением средств Фонда, составляет 2 377 808 021,03 рубля, в том числе: 2 296 098 401,84 рубля – средства Фонда; 62 254 331,23 рубля – средства областного бюджета; 19 455 287,96 рубля – средства местных бюджетов (доля софинансирования из областного и местных бюджетов составляет 3,44 процента от общей суммы средств, направленных на мероприятия, реализуемые с привлечением средств Фонда); общий объем финансирования по этапу 2022 – 2023 годов, реализуемому за счет средств областного и местных бюджетов, составляет 10 404 869,16 рубля, в том числе: 8 823 329,05 рубля – средства областного бюджета; 1 581 540,11 рубля – средства местных бюджетов |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
– |
выполнение обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 г.; обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления безопасных и благоприятных условий проживания граждан; ликвидация 165 614,79 кв. метра аварийного жилищного фонда с переселением 9137 жителей из жилых помещений, в том числе: по мероприятиям, реализуемым при финансовой поддержке за счет средств Фонда, 137 021,78 кв. метра аварийного жилищного фонда с переселением 7 405 жителей из жилых помещений, которые расположены в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; по мероприятиям, реализуемым за счет средств областного и местных бюджетов, 21 445,47 кв. метра аварийного жилищного фонда с переселением 1248 жителей из жилых помещений, расположенных в домах блокированной застройки, многоквартирных домах, признанных до 1 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, а также в связи с произошедшим пожаром, природными катастрофами, причинами техногенного характера и влиянием окружающей среды; в рамках иных мероприятий 7 147,54 кв. метра аварийного жилищного фонда с переселением 484 жителей из жилых помещений, которые расположены в аварийных и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, а также в связи с произошедшим пожаром, природными катастрофами, причинами техногенного характера и влиянием окружающей среды, многоквартирных домах |
Оценка эффективности реализации Программы |
– |
реализация гражданами права на безопасные и благоприятные условия проживания; снижение доли населения Ростовской области, проживающего в домах блокированной застройки, многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, а также в связи с произошедшим пожаром, природными катастрофами, причинами техногенного характера и влиянием окружающей среды |
Управление Программой и система организации контроля за ее реализацией |
– |
министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области осуществляет общее руководство и координацию деятельности соисполнителей Программы, представляет отчеты о ходе реализации Программы в Правительство Ростовской области, Фонд; контроль за ходом реализации Программы осуществляют Фонд, Правительство Ростовской области в соответствии с полномочиями, установленными областным законодательством |
Расселение из предназначенных к сносу домов производится по следующим критериям:
- Оно проводится строго в течение одного года после признания дома ветхим или аварийным и в течение месяца после заключения договора между муниципалитетом и жильцом о переезде.
- Переселение производится только после письменного согласия жильца и при наличии договора между собственником нового жилья и жильцом.
- Жилец имеет право отказаться от нового жилья и получить денежную компенсацию, но реализация такой возможности полностью ложится на власти муниципального образования.
- Если жильё находится в собственности жильца, он имеет право потребовать компенсацию за сносимое, причём по рыночной стоимости.
- Затраты на переезд относятся на счёт муниципалитета, но жилец должен понимать, что в его распоряжении только одна попытка воспользоваться таким транспортом.
- Если вы собственник, то должны получить равное по площади благоустроенное помещение со всеми удобствами в виде плиты, систем водопровода, отопления, канализации и освещения.
- В качестве выбора жильцам должно быть предоставлены 3 варианта расселения, но без учёта индивидуальных пожеланий.
- Если квартира в доме снималась, то и переселение происходит на условиях найма.
- Если переселяемый стоял в очереди на увеличение площади, при переселении это увеличение должно быть предоставлено.
- Переселение не может быть произведено ни при каких обстоятельствах в коммунальную квартиру.
- Переселение в другие районы города может быть произведено только при наличии письменного согласия самого жильца.
Использование финансовых средств
Новый закон расширил возможные способы использования мер социальной поддержки, оказываемых государственным учреждением Фонд содействия реформированию ЖКХ регионам России на осуществление местных программ расселения граждан.
Денежные средства данного некоммерческого Фонда направляются в субъекты Российской Федерации для формирования маневренного жилищного фонда. После принятия закона органы государственной власти субъектов или муниципальные органы должны выделять гражданам, проживающих в аварийных зданиях, временные жилые помещения на срок до 2 лет.
До завершения данного срока местная администрация обеспечивает жильцов домов, непригодных для проживания, новыми квартирами или уплатить им денежную компенсацию взамен изымаемого жилья в аварийных объектах недвижимости.
Финансирование Фонда может направляться на покупку для расселяемых жителей квартир в жилых домах, включая в новостройках, возведение которых еще не окончено, и в домах-таунхаусах. Указанная норма существовала и раньше, но, в законе уточняется, что такое жилье может быть предоставлено жильцам в собственность или на основании договора социального найма, соглашению найма жилья маневренного жилищного фонда.
В чем суть программы и ее цели
Следует уточнить, что в законодательных актах присутствуют понятия ветхого жилья и аварийного. Они имеют существенное отличие, поскольку аварийное помещение становится опасным для проживания. При оценке рисков и признания жилья непригодным в любом из случаев принимаются во внимание следующие моменты:
- степень износа и деформации несущих конструкций;
- риск обрушения здания, стен и плит;
- степень опасности для жизни и здоровья граждан, находящихся в нём.
Для домов, построенных из разных материалов, отличается и степень износа. Так для деревянных строений этот показатель составляет от 65 %, а для кирпичных и иных – свыше 70 %.
Если дом по решению администрации признается ветхим или аварийным, его жильцы вправе претендовать на предоставление другого жилья взамен по программе переселения. Но в первую очередь в планирование и очередность попадают собственники аварийного фонда, поскольку опасность для проживания там значительно выше.
Все жилые помещения, признанные ветхими и аварийными, от даты принятия решения не могут быть участниками любых сделок. Это значит, что собственники не вправе их продать, подарить и т.д.
Аварийные многоквартирные домостроения, расселенные и выведенные из эксплуатации, подлежат последующему сносу по следующим основаниям:
- Степень износа несущих конструкций признана критической.
- Отмечена опасность разрушения или часть дома обрушилась в результате допущенных ошибок в строительстве или иных факторов.
- Неблагоприятная обстановка в помещениях, связанная с изменениями в микроклимате. Сюда относятся такие факторы, влияющие на жизнь и здоровье граждан, как радиоактивный фон; вибрационные процессы, связанные с близким нахождениям к объектам, вызывающих их; обнаружение присутствия внутри помещений опасных химических веществ, нормы которых превышены.
- Нахождение в зонах природного риска, подверженных сезонным паводкам, землетрясениям, оползневым явлениям, природным пожарам и прочим.
- Дома, пострадавшие от взрывов, пожаров и иных факторов.
В первую очередь планируют к расселению дома, попадающие в категорию аварийных. Собственники квартир в них вправе получить новые квартиры. По ветхим помещениям ситуация иная. Сначала принимается решение о проведении реконструкции. Если она будет признана нецелесообразной по причине стоимости, превышающей новое строительство, то дом пойдет под снос, а жильцы будут расселены.
Процедура предоставления помещений взамен имеющихся, в домах, признанных ветхими и аварийными, проходит поэтапно:
- Вынесение решения по дому с занесением его в реестр и постановка жильцов в очередь на расселение. Программа планируется на три ближайших года, но по аварийным помещениям срок должен составлять не более года. На практике жильцы могут ожидать гораздо дольше.
- Подбор помещений на замену. Следует учитывать, что предоставляются новые жилые площади в том районе проживания, в котором находится старый дом. Только в случае согласия собственников им может быть передано помещение в другом районе. На рассмотрение предлагается 3 варианта. По площади оно не может быть меньше прежнего (существуют варианты компенсации разницы в квадратуре, если она присутствует). Если прежняя жилплощадь не соответствовала нормам и собственники находились в очереди на улучшение, то им в этом случае будет применена норма в 18 кв.м. на человека. Учитывается и тот факт, что предоставляется отдельная квартира, исключаются случаи коммунального проживания.
- Оформление договора и подписание сторонами. При достижении соглашения сторонами происходит его документальное закрепление.
- Освобождение собственниками помещений в домах ветхих и аварийных и переезд в новые. По закону установлено, что этот процесс должен занимать не более 30 дней после подписания договора на предоставленном администрацией транспорте. При этом существует оговорка, что бесплатно будет дана возможность осуществить только один рейс, остальные оплачивают переезжающие.
Какое жилье может быть признано аварийным
Жилое помещение, находящееся в состоянии, которое угрожает жизни и здоровью жильцов, является непригодным для проживания, считается аварийным. Для получения данного статуса необходимы веские основания.
Признать жилье аварийным можно по следующим причинам:
- Помещение не соответствует нормам санитарии.
- Дом был серьезно поврежден при стихийных бедствиях, землетрясениях, что нельзя исправить ремонтными работами.
- Квартира располагается в том месте, где есть большой риск возникновения техногенной катастрофы.
- Повреждены конструктивные элементы помещения или уменьшена их прочность.
- Разрушены фундамент и стены.
- Утрата жилья вследствие пожара, когда восстановить его уже невозможно.
Многие люди часто называют ветхим и аварийным жилье одно и тоже помещение. Это совершенно неправильно. В квартире, признанной аварийной, жить дальше нельзя, так как это опасно для жизни и здоровья людей. В ветхом же жилье проживать можно.
Таким называют дом, который требует выполнения ремонта в силу своей старости. Чтобы квартиру переселенцев признали ветхой, необходимо более 70% износа для домов, построенных из кирпича и панелей, и 65% – для деревянных зданий.
Фз 185 о переселении граждан из ветхого и аварийного жилья на
Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения его стоимости. По заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования квадратными метрами, если у него нет иного жилья, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения (ч.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс) — продлевается срок действия региональных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда — до завершения срока деятельности Фонда, а также устанавливается, что за этот период должен быть расселен остаток аварийного жилищного фонда (общая площадь аварийного жилищного фонда), не включенного в этапы прошлых лет региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства;
Как признать дом аварийным
Порядок такой: прежде чем обращаться к комиссии, необходимо получить заключение независимой экспертизы о состоянии дома. Кроме заключения комиссии и экспертизы понадобятся:
— паспорт заявителя и копии паспортов всех жильцов, постоянно зарегистрированных по данному адресу
— заявление с просьбой признать квартиру непригодной для проживания
— документы, подтверждающие право владения жильем
— дополнительно: коллективное обращение жильцов с просьбой о расселении всего дома, заключение управляющей компании с описанием проблем с ЖКХ, другие подтверждения аварийности, например, фото и видео
Этот пакет документов нужно отнести в МФЦ или муниципалитет. На рассмотрение заявления у чиновников есть 30 дней. Все факты о доме проверяют и затем решают, можно в доме жить или он должен быть признан аварийным и подлежать сносу. Возможен промежуточный вариант, при котором дому положены реконструкция или капитальный ремонт.
Региональная адресная программа по переселению граждан
На территории Орехово-Зуевского муниципального района реализуется адресная программа Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2021-2021 годы». По Орехово-Зуевскому муниципальному району в Программу включено 39 многоквартирных домов, признанных аварийными в установленном законом порядке, расположенных на территории городских поселений Куровское и Ликино-Дулево, сельских поселений Белавинское, Верейское и Новинское, расселяемая площадь жилых помещений 13,8 тыс.кв.м, 311 квартир, переселяемых жителей 756 человек.
В рамках реализации адресной Программы в 2021 году построены и введены в эксплуатацию многоквартирные жилые дома на территории г. Ликино-Дулево, г. Куровское, п. Верея и д. Новое для расселения 11 аварийных домов, расселяемая площадь 4,5 тыс.м.
Важным новшеством является то, что гражданам теперь нужно будет выплачивать определенную плату за получение нового жилья. Это дает возможность собственникам самостоятельно выбирать себе жилую площадь. Например, если человек не желает переезжать в квартиру с такими же параметрами, ему потребуется доплатить за дополнительные квадратные метры.
После этого администрация утверждает перечень домов, которые включаются в программу расселения на ближайшие годы. Далее жильцы получают письменные уведомления о том, что они будут переселены в новые дома (с указанием крайних сроков). Проверить эту информацию можно на сайте администрации и в других открытых источниках. К тому же на здании обычно устанавливают объявление о том, что дом будет расселен.
Важно! В пределах одного дома расселяют сразу всех жильцов. Очередность переселения разных домов определяется степенью износа. Льготные категории граждан (инвалиды, многодетные семьи и другие) расселяются в общем порядке.
Важным новшеством является то, что гражданам теперь нужно будет выплачивать определенную плату за получение нового жилья. Это дает возможность собственникам самостоятельно выбирать себе жилую площадь. Например, если человек не желает переезжать в квартиру с такими же параметрами, ему потребуется доплатить за дополнительные квадратные метры.
Не все люди довольны данным нововведением. Ведь многие просто не смогут внести оплату. В этом случае законом о расселении из ветхого и аварийного жилья предусмотрен другой вариант обеспечения жильем – заключение договора о социальном найме с органом МСУ.
На основании него человек может безвозмездно пользоваться жильем с правом его выкупа в будущем. Платить гражданину придется только за услуги коммунальных служб. Но не все категории имеют право бесплатного пользования муниципальной квартирой. Такой льготой наделяются только следующие лица:
- Люди, вышедшие на пенсию.
- Инвалиды.
- Семьи, имеющие 3 и более ребенка.
- Семьи, признанные малоимущими.
Остальные граждане должны каждый месяц вносить арендную плату. Ее размер устанавливает муниципальным органом. Но обычно величина платежей намного меньше, чем при коммерческой аренде.
Расселение в настоящее время активно продвигается. Несмотря на то, что программа переселения из ветхого жилья действует уже достаточно много лет, не все аварийные дома переселены. Но большая часть населения все же получили заветные квадратные метры в новых домах.
От переселения из ветхого жилья собственники имеют полное право отказаться. Причинами этого чаще всего становятся следующие факторы:
- Отсутствие развитой инфраструктуры в новом месте проживания. Семьи всегда выбирают квартиры, расположенные рядом с детскими садиками, школами, больницами и прочими важными учреждениями. Поэтому отдаленность данных организаций часто влечет отказ от переезда.
- Несоответствие параметров нового жилья старым размерам. Не все люди понимают, что площадь может быть общей и жилой. Чиновник нередко пользуются этим, в результате чего выдают гражданам более маленькие квартиры.
- Расположение жилья на высоком этаже. Строить многоэтажные дома для переселения органам местной власти намного выгоднее. Поэтому расселение из ветхого жилья чаще всего производиться именно в высотки. Но не всем людям хочется жить на высоком этаже. Особенно этот касается пожилых людей, молодых мам, инвалидов.
Если жильцы отказываются от переезда в новое жилое помещение, движение очереди переселения существенно замедляется. Поэтому местные власти стараются быстрее решить вопрос с недовольными гражданами. Они могут предложить жильцам квартиры с более выгодными условиями проживания, чем в старой недвижимости.
Также орган МСУ может выкупить у собственника недвижимое имущество, признанное негодным. На вырученные средства владелец сможет приобрести себе новое жилье, которое будет полностью соответствовать его требованиям.
Расчет выкупной суммы производиться в индивидуальном порядке. При этом власти учитывают стоимость квартиры на рынке и расходы, понесенные собственником на переезд, аренду другого жилья на время расселения, оформление права собственности на купленный объект недвижимости.
Если гражданин отказывает и от денежной компенсации за ветхое жилье, то органам местной власти остается только принудительно выселить его из жилого помещения. Проводится процедура в судебном порядке.
Регулируется порядок определения ветхого и аварийного жилья, предоставления другого в качестве переселения двумя документами:
- Федеральным законом 185-ФЗ от 2007 года «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» с изменениями;
- Жилищным Кодексом РФ.
В нормативных актах предусмотрены компенсационные выплаты жильцам в случае переселения в квартиру меньшей площади или взамен утраченной. При этом предпочтительнее используется вариант предоставления благоустроенных помещений равнозначных по количеству квадратных метров тем, которыми владели в домах, официально признанных ветхими и аварийными.
Следует уточнить, что в законодательных актах присутствуют понятия ветхого жилья и аварийного. Они имеют существенное отличие, поскольку аварийное помещение становится опасным для проживания. При оценке рисков и признания жилья непригодным в любом из случаев принимаются во внимание следующие моменты:
- степень износа и деформации несущих конструкций;
- риск обрушения здания, стен и плит;
- степень опасности для жизни и здоровья граждан, находящихся в нём.
Для домов, построенных из разных материалов, отличается и степень износа. Так для деревянных строений этот показатель составляет от 65 %, а для кирпичных и иных – свыше 70 %.
Если дом по решению администрации признается ветхим или аварийным, его жильцы вправе претендовать на предоставление другого жилья взамен по программе переселения. Но в первую очередь в планирование и очередность попадают собственники аварийного фонда, поскольку опасность для проживания там значительно выше.
Все жилые помещения, признанные ветхими и аварийными, от даты принятия решения не могут быть участниками любых сделок. Это значит, что собственники не вправе их продать, подарить и т.д.