Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений

20.04.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Стоимость услуг адвоката по ст. 260 УК РФ определяется после обращения за помощью, при личной встрече с адвокатом, в ходе которой специалист вникает в суть вашей ситуации, обрисовывает перспективы, выясняет желаемый исход и определяет тактику защиты. Каждая ситуация индивидуальна и универсальных методов защиты быть не может, только при таком подходе возможна качественная защита. Средняя стоимость услуг адвоката по осуществлению защиты на предварительном следствии, на которую можно ориентироваться, составляет 100 тыс. руб. В каждом случае она может быть как меньше, так и больше, что зависит от указанных факторов.

Комментарий к Статье 260 УК РФ

1. Общественная опасность незаконной рубки, а равно повреждения до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев (кустарников, лиан) заключается в неконтролируемом уничтожении древесно-кустарниковой растительности, в подрыве этим экологической безопасности общества.

Часть 1 коммент. статьи определяет основной, ч. 2 — квалифицированный и ч. 3 — особо квалифицированный составы преступления, описывающие общественно опасные деяния, относящиеся к категории преступлений небольшой (ч. 1 — 2) и средней (ч. 3) тяжести.

2. Основным объектом преступного посягательства является экологическая безопасность общества, обеспечиваемая охраной, рациональным использованием и воспроизводством древесно-кустарниковой растительности в лесах; экологическое равновесие и жизнеспособность древесно-кустарниковой растительности.

3. Предметом посягательства признается сырорастущая древесно-кустарниковая растительность в своем естественном состоянии (на корню). Пленум ВС РФ в п. 11 Постановления от 05.11.1998 N 14 подчеркивает: «Предметом преступного посягательства являются деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда, в лесах, не входящих в лесной фонд, на землях транспорта, населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий». Не могут являться предметом экологического преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесозащитных насаждений), на приусадебных, дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.д., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами. Следует иметь в виду и то, что предмет посягательства является разграничителем ответственности за незаконную рубку (а равно повреждение) деревьев, кустарников, лиан в уголовно-правовой (ст. 260 УК) и административно-правовой (ст. 8.28 КоАП) сферах.

4. Лес — охраняемый законом природный объект, представляющий собой совокупность древесно-кустарниковой и травянистой растительности, произрастающей на землях лесного фонда и землях иных категорий, а также населяющих его животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей природной среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга в своем развитии.

5. Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на: а) защитные; б) эксплуатационные; в) резервные. Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Лесничества и лесопарки также располагаются на землях: а) обороны и безопасности, на которых расположены леса; б) поселений, на которых расположены городские леса; в) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса (см. ст. 10, 23 ЛК).

5.1. К защитным относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Можно выделить следующие категории защитных лесов: а) расположенные на особо охраняемых природных территориях; б) расположенные в водоохранных зонах; в) выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ; зеленые зоны, лесопарки; городские леса; леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов); г) ценные леса (государственные защитные лесные полосы; противоэрозионные леса; леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; леса, имеющие научное или историческое значение; орехово-промысловые зоны; лесные плодовые насаждения; ленточные боры) (см. ст. 12, 102 ЛК).

5.2. К эксплуатационным относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов (см. ст. 12, 108 ЛК).

5.3. В защитных и эксплуатационных лесах могут быть выделены особо защитные участки лесов, к которым относятся: а) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; б) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; в) постоянные лесосеменные участки; г) заповедные лесные участки; д) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; е) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; ж) другие особо защитные участки лесов (см. ст. 102 ЛК).

5.4. К резервным относятся леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины. Использование таких лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным или защитным лесам (см. ст. 109 ЛК).

6. Объективная сторона составов преступления выражается в форме действия — незаконной рубке либо незаконном повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан.

6.1. Рубка — отделение сырорастущего ствола от земли, например, срубкой, спиливанием, корчеванием и тому подобными способами. Как правило, незаконная рубка производится при лесозаготовках, прокладке трасс для трубопроводов, линий электропередачи, геологоразведочных, строительных и других работах.

6.2. Рубка считается незаконной в случаях, если осуществляется: а) без лесорубочного билета, ордера; б) по лесорубочному билету (ордеру), выданному с нарушением действующих правил рубки; в) в большем объеме, чем предусмотрено соответствующим документом; г) в неустановленный (в документе) срок рубки; д) в отношении не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, что указаны в лесорубочном билете (ордере), либо запрещенных к порубке Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.1998 N 551 (в ред. от 18.11.2006) ; е) способом, не указанным в соответствующем документе; ж) на участках, не предназначенных для рубки; з) после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда (см. абз. 2 п. 11 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).
———————————
СЗ РФ. 1998. N 23. Ст. 2553; 2002. N 39. Ст. 3801; 2006. N 13. Ст. 1401, N 48. Ст. 5029.

6.3. Повреждение (до степени прекращения роста) — это потеря деревом, кустарником или лианой своих естественных функций (регенерации, размножения и пр.) и в дальнейшем их высыхание. Повреждение может возникнуть в результате уничтожения кроны или корневой системы растения, расщепления, раздробления древа и т.д.

Другой комментарий к Ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления являются деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда, в лесах, не входящих в лесной фонд, на землях транспорта, населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий.

Не являются предметом преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных насаждений, на приусадебных дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами.

Завладение теми деревьями, которые срублены и приготовлены к складированию, сбыту или вывозу другими лицами, следует квалифицировать как хищение чужого имущества.

2. Объективная сторона выражается в незаконной рубке, а равно повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан.

3. Под незаконной рубкой следует понимать рубку деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубку по лесорубочному билету, ордеру, выданному с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете, ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке соответствующими нормативными актами, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.

4. Преступление считается оконченным с момента совершения любого из перечисленных деяний.

5. Обязательным признаком является размер совершенного деяния. Значительным размером признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством РФ таксам, превышающий 5 тыс. рублей.

Читайте также:  Выплачивают ли алименты с пенсии военнослужащего

Дополнительная информация

В комментарии к статье 260 УК РФ содержится дополнительная информация, позволяющая выявить преступные действия, отличить их от неумышленных и помочь в раскрытии преступления.

Отдельно стоит сказать о срубленных, подготовленных к складированию или вывозу деревьях, которые были заготовлены другими лицами. Это довольно распространенное нарушение, когда гражданин присваивает себе якобы бесхозные ресурсы с целью заготовки дров или строительства. Завладение такими деревьями расценивается как хищение имущества.

Леса, расположенные на территориях лесного фонда, делятся на три категории: защитные, эксплуатационные и резервные.

Защитными являются леса, защищающие от природных воздействий, выполняющие санитарно-гигиенические, водоохранные функции. К ним относятся:

  • лесные участки вдоль водоемов, оврагов и склонов;
  • опушки на границах с пространством без леса;
  • участки для сбора семян;
  • заповедники;
  • места обитания редких животных;
  • участки с реликтовыми растениями.

Ответственность граждан на основании КоАП

КоАП РФ прямо указывает на недопустимость не только вырубки. Кодексом также запрещается повреждать лесные и прочие насаждения, в том числе их выкапывать. Статья 8.28 КоАП предусматривает штраф за незаконную вырубку, устанавливаемый следующим образом:

  • для физлиц — порядка 3000–4000;
  • для лиц, занимающих государственную либо муниципальную должность — 20000–40000;
  • для организаций — от 200 до 300 тысяч рублей.

Стоит отметить, что если для вырубки/повреждения растительности использовались машины и механизмы, то штрафные санкции накладываются несколько иные:

  • для физлиц — от 4 до 5 тысяч;
  • для должностных лиц — от 40 до 50 тысяч;
  • для организаций — от 300000 до 500000 рублей.
  1. Алиев Н.Б. Повторность и рецидив преступлений по советскому уголовному праву: учебное пособие / Н.Б. Алиев. Махачкала, 1978.
  2. Баскакова С.И., Шарова Г.Н. Проблемы охраны лесов от пожаров / С.И. Баскакова, Г.Н. Шарова // Экологическое право. 2012. N 2.
  3. Горелик А.С. Конкуренция уголовно-правовых норм / А.С. Горелик. Красноярск: КГУ, 1996.
  4. Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений / В.Н. Кудрявцев. М.: «Юрист», 2001.
  5. Лопашенко Н.А. Преступления против собственности: теоретико-прикладное исследование / Н.А. Лопашенко. М., 2005.
  6. Малков В.П. Повторность преступлений (понятие и уголовно-правовое значение) / В.П. Малков. Казань, 1970.
  7. Фалилеев В.А., Гармаев Ю.П. Уголовная ответственность за незаконную рубку лесных насаждений: вопросы теории и судебной практики / В.А. Фалилеев, Ю.П. Гармаев // Российский судья. 2013. N 5.
  8. Энциклопедия уголовного права. Т. 3. Понятие преступления. Издание профессора Малинина. СПб., 2005.
  9. Яни П. Постановление Пленума Верховного Суда о квалификации мошенничества, присвоения и растраты: объективная сторона преступления / П. Яни // Законность. 2008. N 6.

Чем грозит экологии и экономике России незаконная вырубка леса?

В случае с экономикой, то бюджет Российской Федерации ежегодно недосчитывается порядка 10 миллиардов рублей (данные за 2013 год). Особенно актуальна проблема в промышленных масштабах на Дальнем востоке и границе с Китаем. В стране Поднебесной сильно ужесточили требования к вырубке деревьев, поэтому серые – полулегальные лесозаготовки наплодились на границе с Россией в последние годы в огромных количествах. К приему леса они относятся с большим радушием, редко обращая внимание на законность происхождения вырубленных деревьев.

Это что касается промышленных масштабов. Российской экологии же вполне могут грозить и частные действия «черных рубильщиков». Дело в том, что при вырубке деревьев, например, для досок выбираются дорогие породы сосны, причем на месте рубки оставляются сучья и ненужные верхушки деревьев, которые затем высыхая являются причиной возникновения серьезных лесных пожаров.

Вырубка также вредит и животному миру, заставляя обитателей леса мигрировать с мест их привычного обитания. Для законной лесохозяйственной деятельности нелегальная вырубка также враг номер 1. Из-за истощения лесных баз центры лесозаготовок приходится смещать в районы со слабой лесной инфраструктурой, что сильно повышает стоимость готовой продукции, а зачастую и вовсе делает законную заготовку леса нерентабельной.

Так как добиться справедливости с моргом?

Добиться справедливости будет достаточно сложно. Как мы уже и сказали выше, ритуальщики пытаются действовать наперёд. И стараются перехватить тело. Чтобы как раз взимать плату за транспортировку. И раскручивать клиента на другие услуги.

Бороться с ними трудно. Начать следует с того, как все начинается. Если речь о вашем родственнике в больнице, то его не должны передавать без вашего ведома.

Если это сделано, то пишем жалобы. На имя главного врача, региональный МинЗдрав и в прокуратуру.

Для составления жалобы лучше привлечь юриста. Который подскажет, как правильно все сделать. Отбить тело у ритуальщиков или сотрудников морга будет проще. Если вы не будете ничего подписывать.

Порядок действия ритуальных бригад, определяется местными властями. Но никто не даёт им право воровать тела умерших и навязывать свои услуги.

Поэтому, если в морге труп был подвергнут каким-либо реконструкциям, а вы об этом не просили. И даже ничего об этом не знали. То можете и деньги не отдавать.

Разумеется, они попытаются удержать у себя тело. Но права на это, у них скорее всего нет. Поэтому, дальнейший регламент действий очень простой.

Требуем официальный письменный отказ. От администрации учреждения, в котором лежит тело. И от представителей частной конторы. Если таковая ведёт с вами диалог.

В письменном отказе должны быть прописаны конкретные основания. Номера приказов и т.п. Желательно, постановления местных органов самоуправления.

Обязательно все это проверьте. Если ничего нет, то сразу пишем заявление в полицию и обращаемся в прокуратуру. Там уже разберутся что делать.

Если в письменном отказе будут ссылки. На какие-то приказы и т.п. То требуем выписки из приказов, и других документов, подтверждающих обоснованность требований.

Снимайте копии со всех полученных бумаг. И передавайте их нотариально заверенные копии. А не подлинники.

Незаконная добыча природных ресурсов — это одна из наиболее криминальных сфер деятельности. Данное деяние наносит вред не только сохранно­сти биоресурсов, но и существенно подрывает экономическую безопасность го­сударства.

Не стоит отрицать, что существует ряд проблем, связанных непосредственно с обнаружением незаконных рубок лесных насаждений и своевременным реагированием на них правоохранительными органами. Так труднодоступность территории, а также вытекающая отсюда необходимость обеспечения сотруд­ников специальным транспортом повышенной проходимости при использова­нии значительного временного ресурса ввиду удаленности подразделений по­лиции от мест совершения подобных деяний существенно затрудняет процесс эффективного обнаружения незаконных делянок. Кроме того, имеют место и ошибки, допускаемые сотрудниками соответствующих правоохранительных органов в ходе возбуждения уголовного дела по факту выявленного преступле­ния.

В заключение считаю необходимым отметить, что повышение эффектив­ности и результативности общесоциальных и специально-криминологических мер по предупреждению экологических преступлений должно предусматривать комплексный характер взаимодействия и координации деятельности правоох­ранительных, природоохранных, контрольных органов и общественных организаций, органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан и иных лиц, выполняющих предупредительные функции.

Приложение 1.

Информация о незаконных рубках на территории

Архангельской области за 2015-2016 годы

Наименование показателя

Ед. измерения

2015 год

2016 год

Количество незаконной рубки леса, всего

число случаев

245

298

в том числе, незаконная рубка лесных насаждений, являющаяся преступлением, ответственность за которое предусмотрена статьей 260 УК РФ

число случаев

203

252

Объём древесины

м3

19 946,42

43 714,74

Начислено ущерба

тыс. руб.

144 407,39

292 745,82

Количество незаконных рубок совершенных не выявленными нарушителями

число случаев

166

230

Объём древесины

м3

12 837,80

37 880,65

Начислено ущерба

тыс. руб.

111 329,71

253 386,88

Передано материалов в правоохранительные органы

шт.

228

278

Возбуждено уголовных дел

шт.

100

114

Отказано в возбуждении уголовных дел

шт.

55

81

Прекращено уголовных дел

шт.

1

Направлено уголовных дел в суд

шт.

3

Привлечено к уголовной ответственности

чел.

6

7

Размеры штрафа и других видов наказаний

Мы подготовили таблицу, в которую включили:

  • размер ущерба;
  • размер штрафов без учета отягчающих обстоятельств;
  • размер штрафа с учетом отягчающих обстоятельств и их описание;
  • другие виды наказания, не связанные с лишением свободы;
  • лишение свободы.
Размер ущерба Размер штрафа в тысячах рублей без учета отягчающих обстоятельств Размер штрафа в рублях с учетом отягчающих обстоятельств и их описание Другие виды наказания, не связанные с лишением свободы Лишение свободы
Незначительный Граждане 3-4, должностные лица 20-40, юридические лица 200-300. С применением механизмов (но не подпадающих под уголовное наказание) Граждане 4-5, должностные лица 40-50, юридические лица 300-500, плюс конфискация орудий совершения правонарушения.
Значительный До пятисот или в размере зарплаты/дохода за срок до трех лет. Группой или с использованием служебного положения штраф 500-1000 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 18-24 месяца с запретом занимать определенные должности до трех лет. До 480 часов обязательных работ, до двух лет исправительных работ, до двух лет принудительных работ со штрафом в 100-200 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 12-18 месяцев с запретом занимать определенные должности до трех лет.. До двух лет и штраф в 100-200 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 12-18 месяцев с запретом занимать определенные должности до трех лет.
Крупный 500-1000 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 18-24 месяца с запретом занимать определенные должности до трех лет. Организованной группой по предварительному сговору штраф 1-3 миллиона рублей, или в размере зарплаты/дохода за 4-5 лет, до пяти лет принудительных работ со штрафом в 300-500 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 2-3 года с запретом занимать определенные должности до трех лет. До четырех лет и штраф в 150-300 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 18-24 месяца с запретом занимать определенные должности до трех лет.
Особо крупный 1000-3000 рублей, или в размере зарплаты/дохода за 4-5 лет. До пяти лет принудительных работ со штрафом в 300-500 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 2-3 года с запретом занимать определенные должности до трех лет. До семи лет и штраф в 150-300 тысяч рублей или в размере зарплаты/дохода за 2-3 года с запретом занимать определенные должности до трех лет.
Читайте также:  Какие выплаты положены при рождении третьего ребенка в 2023 в Тюменской области если не официально работаю

Важнейшим звеном в сложном государственном механизме надзора за исполнением экологического законодательства являются органы прокуратуры.

Они призваны вместе со специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды обеспечивать экологический правопорядок.

Надзор за исполнением законодательства об охране окружающей природной среды является одним из главных направлений их деятельности. Он осуществляется в строгом соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», принятом Государственной Думой 18 октября 1995 г. В нем излагаются общие задачи органов прокуратуры. Более конкретные задачи прокурорского надзора за исполнением природоохранительного законодательства нашли свое отражение в других нормативных правовых актах, а также в приказах, распоряжениях, указаниях, информационных письмах и иных документах Генерального прокурора РФ. Все они тесно связаны с основными задачами природоохраны, определяемыми Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды».

В соответствии с Законом о прокуратуре РФ, органы прокуратуры осуществляют прокурорский надзор за единообразным и обязательным исполнением природоохранного законодательства органами представительной и исполнительной власти, государственного управления и экологического контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами; проверку законности и полноты принимаемых ими мер по устранению выявленных нарушений и привлечению виновных к ответственности, а также защиту конституционных прав граждан на благоприятную окружающую природную среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью экологическими правонарушениями.[93]

При этом прокуроры используют преимущества единой централизованной системы органов прокуратуры, независимой от местных органов, чего нет у других природоохранных структур. Органы прокуратуры в условиях нарастания экологических правонарушений активно пытаются закрывать те правовые бреши, которые не всегда могут закрыть существующие природоохранные органы. С этой целью в системе органов прокуратуры для обеспечения законности в экологической сфере созданы и успешно функционируют специализированные природоохранные прокуратуры.[94]

Прокурорский надзор может осуществляться всегда, когда исполняется законодательство об охране природы, но это не означает, что обязательно его осуществлять. Ведь законодательство может исполняться надлежащим образом и без вмешательства прокуратуры, когда его соблюдение контролируют природоохранные органы, т.е. тогда, когда отсутствуют явные основания для прокурорского вмешательства. Основания для такого вмешательства могут отсутствовать и тогда, когда нарушение природоохранительного законодательства может быть устранено природоохранными органами. Вместе с тем следует помнить, что, когда нарушается любое законодательство, вмешательство прокурора всегда правомерно, хотя и не обязательно. Вмешательство прокурора всегда необходимо, когда полномочия природоохранных органов недостаточны или они по какой-то причине не имеют возможности для выявления, устранения или предупреждения нарушений природоохранительного законодательства. Участие прокурора обязательно, если природоохранные органы не принимают меры к установлению и устранению нарушений законодательства об охране природы, т.е. ненадлежащим образом исполняют возложенные на них обязанности. И, наконец, всегда, когда возникает вопрос, кому проводить проверку исполнения природоохранительного законодательства, решающее слово принадлежит прокурору. Поэтому при поступлении сведений о нарушении законодательства, требующих проверки, он, прежде всего, решает, кому можно поручить проведение проверки. Всегда, когда это возможно, ее проведение следует поручать природоохранным органам. Для этого прокуроры должны хорошо знать эти органы, их основные задачи и полномочия.[95]

Законом о прокуратуре РФ предусмотрена ответственность за неисполнение требований прокурора.

В настоящее время эта проблема решается следующим образом. Если требования прокурора, содержащиеся в акте реагирования, не выполняются, им ставится вопрос о привлечении виновных к дисциплинарной или административной ответственности.[96]

Таким образом, первоочередной задачей прокуратуры является дальнейшее повышение эффективности ее деятельности за счет усиления надзора за полным, своевременным и законным применением правомочий, предоставленных органам экологического контроля, и активного требования от этих органов проведения проверок.

3.3 Практика назначения наказаний в области охраны лесов на примере Омской области

Настоящая практика назначения наказаний по ст. 260 УК РФ приведена на основе данных ИЦ УВД Омской области за период 2006 – 2007 гг. с целью изучения экологической безопасности в Омской области и анализа профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений и преступлений, связанных с посягательством на лесосырьевые ресурсы.

При анализе назначения наказаний по ст. 260 УК РФ особое внимание уделялось вопросам, связанным с совершением преступления лицом с использованием своего служебного положения; вопросам, связанным с возмещением причиненного ущерба; вопросам, связанным с обращением вещественных доказательств в доход государства.

Глава 26 Уголовного кодекса РФ предусматривает, что преступления, предусмотренные статьей 260 УК РФ, регламентирующей ответственность за незаконную порубку деревьев и кустарников являются экологическими преступлениями.

В общей структуре экологической преступности незаконная порубка леса занимает первое место.

Так, по данным ИЦ УВД Омской области, в 2007 году, от общего числа осужденных по экологическим преступлениям, число осужденных по делам о незаконной порубке составляет 77%.

Однако имеющиеся статистические данные позволяют сделать вывод о снижении количества поступивших в суды уголовных дел, связанных с незаконной порубкой леса на 48%, поскольку по отчетным данным в суды Омской области в 2006 году поступило 121 уголовное дело, с вынесением приговора рассмотрено 116 дел; в 2004 году поступило 69 уголовных дел, с вынесением приговора рассмотрено 65 дел.

Таким образом, сравнительный анализ показывает, что в 2006 году в суды Омской области поступило на 52 уголовных дела меньше, чем в 2007 году.[97]

Обнаруживается тенденция снижения и числа осужденных на 45%.

Проведенное исследование показало, что преобладающее большинство лиц привлекается к уголовной ответственности за незаконную порубку лесного фонда. Как известно лес имеет важное климатрегулирующее, почво- и водозащитное значение и выполняет разнообразные экологические, экономические и культурно-оздоровительные функции. Предметом рассматриваемого преступления являются деревья, кустарники, лианы и иная растительность, входящая (но и не входящая) в состав лесного фонда России. Леса государственного фонда даже при однообразном древесном составе, одинаковом возрасте и плотности древостоя имеют различное экономическое значение. Учитывая этот фактор, а, кроме того, местоположение и выполняемые функции, законодатель разделил лесной фонд на три группы лесов, а леса первой группы по категориям защитности.

В процессе анализа изучено 55 уголовных дел, поступивших из 17 районных (городских) судов Омской области. Результаты изучения уголовных дел показали, что в 2007 году к уголовной ответственности за незаконную порубку леса привлекалось 71 лицо. Осуждено 65 лиц. Оправдано 1 лицо. Прекращены уголовные дела в отношении 5 лиц. Все 100 % привлекаемых к уголовной ответственности лиц — мужчины. Наибольшее число осужденных –50%, составляют лица в возрасте от 30 до 49 лет, жители сельской местности, нетрудоустроенные, имеющие среднее образование. Вторую по численности группу –30%, составляют лица в возрасте от 18 до 24 лет, жители сельской местности, нетрудоустроенные, имеющие неполное среднее образование. Третью по численности группу — 20%, составляют лица, имеющие несовершеннолетний возраст, а также лиц в возрасте от 25 до 29лет и 50 лет и старше. Ранее к уголовной ответственности привлекалось только 5 осужденных, что составляет 7,6 % от общего числа привлеченных к ответственности. Из них, только один осужденный — за совершение незаконной порубки леса, по ст.260 ч.1 УК РФ.

Таблица № 1.

Сведения о демографических признаках лиц, привлеченных к уголовной ответственности за незаконную порубку леса.[98]

Категории Количество лиц
Возраст:
14-17 лет 2
18-24 лет 21
25-29 лет 8
30-49 лет 36
50 лет и старше 4
Жители сельской местности 61
Жители города 10
Образование:
Высшее 1
Средне-специальное 8
Среднее общее 44
Неполное среднее 18
Занятость:
Не работает 51
Работает 20

Понятие нелегальной рубки деревьев

В отечественном законодательстве особенное внимание уделяется поддержанию экологического баланса природных ресурсов государства. В соответствии с этим за нарушение норм права, нелегальная вырубка наказывается. Незаконная деятельность за вырубку деревьев может привести к административным или уголовным преследованиям, уплате штрафов в отношении правонарушителя, в зависимости от серьезности нарушений закона и усмотрения суда.

Незаконная вырубка считается правонарушением или преступлением, поскольку вырубка, осуществляемая без разрешения может нанести ущерб лесному массиву, природной системе и экологическим ресурсам РФ. В частности, если она проводилась в заповедниках, городских парках и других землях с определенным природоохранным статусом. Или же затронула для деревья и кустарники, занесенные в Красную книгу. Более того, это незаконное поведение способно серьезно повлиять на биологическое разнообразие древесных пород, которые растут на землях РФ.

В случае если рубка леса происходила на законных основаниях, то те, кто участвует в такой работе, обязаны посадить свежие плантации и возобновить лесные ресурсы, часто в более крупных объемах, чем ущерб, вызванный вырубкой лесов.

Невозможно гарантировать столь серьезное использование ресурсов и держать под контролем процедуру его реализации в отношении физических лиц, что занимаются незаконной рубкой. В результате этого внутреннее законодательство, КРФ об административных правонарушениях и УКРФ предусматривают обязанность браконьерства и несанкционированной вырубки деревьев.

Читайте также:  Пособие на 3 ребенка в Самарской области

Понятие незаконной вырубки распространяется не на все деревья. К примеру, можно рубить растения на своем участке без каких-то разрешений. Но за деревья, которые находятся в городской или же госсобственности, наступит ответственность.

Ответственность за общественно опасные нарушения

Уголовное право, которое устанавливает обязательство для более общественно-опасных нарушений в области экологии, играет важную роль между другими правовыми мерами по борьбе с преступностью в этой области. В настоящее время в УК РФ предусмотрены общепризнанные уголовные меры по охране природы.

УК гарантирует правильное использование природных ресурсов, защищает их от воровства, гарантирует право людей (статья 42 КРФ) на подходящее положение окружающей среды для роста личности. Надежная информация о состоянии ресурсов и о возмещении вреда, причиненного природоохранными правонарушениями, способствует сохранению свойств лесов. Однако криминализация деяний различных субъектов в области экологии иногда не совсем четко определяет роль их в уголовном праве относительно системы природных ресурсов нашего государства. Многие по-своему интерпретируют закон.

Примеры судебной практики

Самыми первыми инспекторами нарушений закона по вырубке леса и иных зон растительности являются лесники, егеря и прочие служащие лесхозпромышленности РФ. После этого они в 90% случаев (если не удалось нейтрализовать преступление) подают сведения о незаконной порубке леса в соответствующие первичные инстанции – полицию Федерации России. Если так называемый «порубочный билет» (выдается в Москве в Департаменте природопользования) отсутствует в наличии у пойманного нарушителя, тогда его действия будут расценены как противозаконные.

Пример 1: Приговор суда г. Чита по делу №1-86/2018.

Климов Д.А. осужден из-за несанкционированной (незаконной) вырубки леса, с мерой ответственности:

  • обязательный труд – 180 часов;
  • отстранение от работы, где требуются водительские права, сроком на 1,5 года.

Основанием служили вещественные доказательства и свидетельства очевидцев, проживающих поблизости у лесного массива. Виновник спиливал сосны с целью продажи на склад. Ущерб измерялся в значительных размерах.

Комментарий к Ст. 260 Уголовного кодекса

1. Предметом преступления являются лесные насаждения, т.е. деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах, а также деревья, кустарники и лианы, произрастающие вне лесов (например, насаждения в парках, аллеях, отдельно высаженные в черте города деревья, насаждения в полосах отвода железнодорожных магистралей и автомобильных дорог или каналов). При этом не имеет значения, высажены ли лесные насаждения или не отнесенные к лесным насаждениям деревья, кустарники, лианы искусственно либо они произросли без целенаправленных усилий человека.

Не относятся к предмету преступления, в частности, деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами. Рубка указанных насаждений, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому предусмотренных законом оснований, может быть квалифицирована как хищение либо уничтожение или повреждение имущества.

2. Объективная сторона выражается в незаконной рубке, а равно повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан.

Объективные признаки незаконной рубки лесных насаждений

Объективные (внешние) признаки любого состава преступления характеризуют два его элемента: объект и объективную сторону с соответствующими обязательными и факультативными признаками. Рассмотрим их более подробно.

В науке уголовного права объект преступления нередко определялся, как охраняемые уголовным законом общественные отношения, которым в результате преступления причиняется или может быть причинен существенный вред. Общественные отношения впервые были названы объектом преступления в инструкции Народного комиссариата юстиции РСФСР 1919 года «Руководящие начала по уголовному праву РСФСР». В теории уголовного права это положение было впервые высказано в 1924 г. А. А. Пионтковским7 .

Другая точка зрения на объект преступления была изложена в рамках теории объекта как правового блага . Так, в свое время Н.С. Таганцев объектом преступления называл охраняемый уголовно-правовой нормой интерес жизни, который в данной стране, в данное время признается столь существенным, что государство ввиду недостаточности других мер угрожает посягавшему на него уголовным наказанием76.

Существуют и иные теории объекта преступления. Достаточно спорную точку зрения высказывал Г.П. Новоселов, утверждавший, что «объектом любого преступления…выступают люди, которые в одних случаях выступают в качестве отдельных физических лиц, в других — как некоторого рода множество лиц, имеющих или не имеющих статус юридического лица, в третьих — как социум (общество)» . Возражая против концепции признания людей в качестве объекта преступления, Б.С. Никифоров обоснованно, на наш взгляд, подчёркивал, что субъекты общественных отношений (люди) «образуют составную часть этих последних и что поэтому в понятие объекта преступления обязательно включаются и те и другие» .

Нам представляется, что наиболее обоснованным является комбинированное определение объекта преступного деяния, согласно которому объект преступления — это охраняемые уголовным законом общественные отношения, интересы и блага, которым в результате преступления причиняется или может быть причинен уголовно наказуемый вред . Значение объекта преступления состоит, в первую очередь, в том, что он позволяет уяснить социально-правовую сущность преступления, во многом определяет квалификацию деяния и обеспечивает разграничение преступлений80.

Классификация объекта преступления применительно к Уголовному кодексу РСФСР 1960 г. в теории уголовного права осуществлялась неоднозначно. Принято было делить объект преступного деяния на общий, родовой и непосредственный. Первым такую классификацию предложил В.Д. Мень шагин. Позже данная позиция нашла поддержку у других авторов

Высказывалась и другая точка зрения, согласно которой объект пре-ступления подразделялся на общий, родовой, видовой и непосредственный «. С введением в действие УК РФ 1996 г. и внесением изменений в структуру уголовного закона, а именно, с делением всего кодекса на разделы и главы, были внесены коррективы и в теоретическую классификацию объекта преступления.

В настоящее время ряд ученых предлагает так называемое вертикальное деление объекта преступления на общий, типовой, родовой и непосред-ственный . По их мнению, такая классификация сохраняет преемственность с теоретическим делением объекта преступления на виды, существовавшим до принятия УК РФ 1996 г. и не противоречит логике построения действующего уголовного закона.

Однако, наиболее обоснованной, на наш взгляд, является четырехступенчатая «по вертикали» классификация объекта преступления на общий, родовой, видовой и непосредственный, ставшая традиционной в науке уголовного права. Подобная систематика, по нашему мнению, вполне приемлема и при анализе состава преступления, предусмотренного ст. 260 УК РФ .

Общим объектом незаконной рубки лесных насаждений является окружающая природная среда. Родовой и видовой объекты определяются исходя из расположения ст. 260 УК РФ в Особенной части УК РФ. Анализируемая статья входит в 26 главу Уголовного кодекса РФ «Экологические преступления», которая находится в разделе «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Таким образом, родовой объект незаконной рубки лесных насаждений — это охраняемые уголовным законом общественные отношения, интересы и блага, входящие в сферу общественной безопасности и общественного порядка. Видовым объектом рассматриваемого преступления являются экологические отношения, складывающиеся в сфере охраны и использования окружающей природной среды и ее отдельных компонентов, которыми в частности являются лесные насаждения.

В теории уголовного права существует классификация непосредственных объектов «по горизонтали». Суть ее заключается в разграничении основного и дополнительного непосредственных объектов. Необходимость в такого рода классификации вызвана тем, что нередко преступление причиняет вред не только основному объекту, но и одновременно одному или нескольким смежным объектам. В свою очередь, причинение вреда наряду с основным объектом еще и дополнительному значительно повышает общественную опасность деяния.

Основной состав преступления, предусмотренный частью 1 ст. 260 УК РФ, характеризуется двумя непосредственными объектами — основным и дополнительным, который, также делится на два — дополнительный (необходимый) и дополнительный (факультативный).

Автор согласен с точкой зрения о том, что, основным непосредственным объектом незаконной рубки лесных насаждений являются охраняемые уголовным законом общественные отношения в сфере охраны и использования древесно-кустарниковой растительности85. Дополнительным (необходимым) непосредственным объектом незаконной рубки, но нашему мнению, выступают отношения экономического характера, складывающиеся по поводу собственности на леса и хозяйственного использования их природно-ресурсного потенциала. Дополнительным (факультативным) непосредственным объектом рассматриваемого преступного деяния являются отношения направленные на обеспечение охраны земель, водоемов, животного мира и атмосферного воздуха, то есть тех компонентов окружающей среды, с которыми лесные насаждения неразрывно связаны.

Признаком объекта незаконной рубки лесных насаждений является его предмет. Как показали результаты проведенного нами социологического исследования, около 60% опрошенных практических работников, если и испытывают трудности при расследовании уголовных дел данной категории, то они связаны как раз с определением предмета преступления.


Похожие записи: