Твердые бытовые и коммунальные отходы разница
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Твердые бытовые и коммунальные отходы разница». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В статье 1 Федерального закона № 89 от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления» дается следующее определение ТКО: «Твердые коммунальные отходы — это отходы, которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд». Также к ТКО относят отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Требования и правила к вывозу и обращению с ТКО
В ст. 1 ФЗ №89 в понятие «обращение с отходами» объединены: сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение ТКО.
Новые правила разграничили сферы ответственности:
- Органы местного самоуправления населенных пунктов обязаны:
- обеспечить специальные площадки накопления твердых коммунальных отходов;
- разработать схемы размещения данных площадок и осуществить ведение реестра мест накопления мусора в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ (4 ст. 13.4 ФЗ №89).
- Управляющая организация (УК, ТСЖ) обязана следить за чистотой площадок накопления ТКО и мусоропроводов.
- Региональный оператор должен оборудовать каждый двор несколькими контейнерами для «сухого» и «мокрого» мусора. Если возможность размещения емкостей для сбора ТКО отсутствует (например в частном секторе), граждане вправе договориться с оператором о безконтейнерном вывозе отбросов. В таком случае компания должна предоставить потребителю специальные пакеты для складывания отходов (Правила обращения с ТКО, п. 10).
Что нужно для получения лицензии по обращению с отходами I-IV классов опасности
Соискатель лицензии для транспортировки отходов I-IV классов опасности должен иметь оборудованное транспортное средство (ТС), снабженное специальными знаками. Как подчеркивают в Росприроднадзоре, ТС должна принадлежать лицензиату на праве собственности или на ином законном основании. Согласно Правилам обращения с ТКО, транспортное средство категории N, транспортирующее твердые коммунальные отходы, называется «мусоровоз». Также Правила обращения с ТКО устанавливают требования к ТС.
С информацией о порядке получения лицензии Росприроднадзора на обращение с опасными отходами Вы можете ознакомиться на нашем сайте. Кроме того, у нас Вы можете приобрести готовую фирму с лицензией на вывоз твердых бытовых отходов.
Как правильно указывать в документах
Если имеется в виду не мусор производственного характера, то организация имеет право применять оба термина: и ТБО, и ТКО. Однако после принятия Закона №458-ФЗ термин ТБО зачастую звучит только вслух, но никак не в письменной речи.
Во время составления документов, в т.ч. написании обращений и жалобных писем от населения, следует употреблять аббревиатуру ТКО. Это связано с тем, что в современных официальных документах любой образуемый мусор принято называть твердыми коммунальными отходами.
В первую очередь, данное правило касается предприятий, ведущих хозяйственную деятельность. Его игнорирование может привести к формальной причине для отказа в иске, проигрышу в судебном споре.
Таким образом, если фирма укажет ТБО в инвентаризационном акте отходов, то инспектор посчитает это нарушением и может не признать наличие данного акта. В результате — штрафные санкции как для директора фирмы, так и для хозяйственного субъекта.
По какому принципу рассчитываются тарифы на услуги по обращению с ТКО и ТБО
В ст. 24, п. 9 №8-ФЗ указано, что органы исполнительной власти региона занимаются осуществлением государственной регуляции тарифов в сфере обращения с отходами. Также эти полномочия могут передаваться органам местного самоуправления.
В отношении же операторов региона фиксируется единый тариф на услугу. Все прочие тарифы, которые подлежат регулированию, устанавливаются в отношении операторов исключительно по обращению с ТКО.
В Постановлении Правительства №484 от 30 мая 2016 года утверждены “Правила регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО”, а еще “Основы ценообразования в области обращения с ТКО”.
Согласно второму документу обращение с ТКО оказывается по ценам, означенным по соглашению сторон, однако они не должны превышать утвержденные ранее тарифы.Тут следует иметь в виду, что тарифы фиксируются в отношении каждой конкретной компании, выполняющей регулируемые виды деятельности в результате обращения с ТКО.
Какие именно тарифы подлежат регулированию?
- на услуги региональных операторов по обращению с ТКО;
- на обработку;
- на обезвреживание;
- на захоронение.
В п. 4 “Правил регулирования…” указано, что каждый тариф действует с начала календарного года в течение минимум 12 месяцев (допустимы редкие исключения). Для этого организация до 1 сентября предшествующего очередному периоду регулирования года предоставляет в органы регулирования предложение об установлении тарифов. Решение выносится в течение 3,5 месяцев и принимается не позднее 20 декабря.
Если же организация, осуществляя захоронение ТКО, использует непосредственно объект обработки, который принадлежит ей по праву собственности, то для компании не устанавливается тариф на обработку ТКО. Издержки учитываются во время установления тарифа на захоронение ТКО.
После замены термина ТБО на ТКО среди граждан возникла некая путаница из-за частичного совпадения терминов. Отличия связаны с расширением термина и включением в структуру отходов те, которые образуются у юридических лиц.
Для физических лиц поменялось только название коммунальной услуги и ответственное лицо за обращение.
Вместе с введением нового термина в цепочку обращения с мусором внедрен новый участник – региональный оператор. Эти организации отвечают за обращение всего мусора в пределах закрепленных субъектов РФ. Гражданам необходимо самостоятельно заключать договор на оказание услуг (актуально для жителей частных домов) или оплачивать услуги по платежкам субподрядчиков (управляющие компании, поставщики других услуг, которые могут принимать оплату за вывоз мусора).
Сравнение ТКО и ТБО:
Период действия | До 2019 | Дано определение – в 2016, внедрен – с 2019 |
Распространение | Только на физических лиц | Физические и юридические лица |
Виды мусора | Органические и неорганические отходы бытовой деятельности | Органические и неорганические отходы бытовой деятельности |
Класс опасности | IV-V | IV-V |
Исключения (что не относится к термину) | Крупногабаритные (включая строительные) и опасные отходы | Крупногабаритные (включая строительные) и опасные отходы |
Мусорная реформа продолжается
Мусорная реформа была разработана еще в 2014 году, но, из-за сложности изменений, вступила в силу лишь в начале 2019 года. Законом №89-ФЗ введены новые правила обращения с ТКО – твердыми коммунальными отходами (термин появился впервые в данном документе, в отличие от ТБО), утверждены уполномоченные организации-исполнители и иная система оплаты за услугу.
Основные тезисы Мусорной реформы:
- Раздельный сбор отходов для упрощения их переработки и получения вторсырья.
- На конкурсной основе для каждого региона осуществляется выбор одной компании-оператора, ответственной за обращение с ТКО.
- Изменение тарифа по вывозу мусора, что даст возможность направлять полученные от населения средства на строительство современных заводов по переработке/утилизации отходов. А в будущем приведет сокращению количества свалок.
Согласно принятым изменениям (ФЗ №503), с 1.01.2019 ответственность за обращение с мусором переходит на субъекты Федерации. Теперь регионы выбирают, где оборудовать полигоны для хранения остатков человеческой жизнедеятельности, продумывают механизмы сбора, схемы вывоза, накопления и переработки ТКО и пр.
Отличия для организаций
Главным отличием ТБО и ТКО для организаций является обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с отходами.
До 2019 года понятие твердые бытовые отходы включало в себя лишь мусор, созданный гражданами. Предприятия такой мусор не образовывали и, соответственно, не имели обязанности по организации процесса обращения с ним и оплате услуг обслуживающей организации.
С введением термина ТКО вопросы вывоза и утилизации мусора стали касаться и юридических лиц. Теперь каждое предприятие обязано заключить договор с регоператором и своевременно оплачивать услуги.
Единственным исключением являются организации, которые на своей территории имеют полигон для размещения ТКО. В этом случае заключение соглашения не требуется.
Законодательство о КГО
Согласно законам РФ, действуют следующие нормативные акты, относящиеся к вывозу и утилизации КГО:
- В Постановлении № 155 Правительства России от 10 февраля 1997 года и в статье 8.2 КоАП регламентируется процесс взаимоотношений потребителей и предприятий, занимающихся транспортировкой и утилизацией.
- В Федеральном законе № 89, датированном 24 июня 1998 года, содержится инструкция о передаче и отчуждении КГМ.
- Предприятия, осуществляющие сбор отходов, руководствуются в обязательном порядке СанПиНами 42-128-4690-88 и 2.1.2.1002 -00, а так же Федеральным Законом № 52 от 30 марта 1999 года, в которых отображены требования по соблюдению санитарно – эпидемиологического благополучия граждан страны.
- Необходимость лицензирования предприятий, осуществляющих вывоз и утилизацию, отображена в акте № 128 от 8 августа 2001 года.
- Правительственным постановлением №1156 от 12 ноября 2020года определена обязанность вывоза отходов региональными операторами на основе договоров с муниципалитетами или местным самоуправлением.
По законодательству требований к месту установки бункеров не предусмотрено, оно определяется согласно договорённости перевозчика с управляющей компанией.
Обязанностью сбора и вывоза груза категории КГМ наделены представители региональных операторов по отходам.
Предприятиям, работающим под их началом, необходимо иметь лицензию, разрешающую заниматься этой деятельностью. Транспортировать отходы они должны на бункеровозах и контейнеровозах. Договоры с ними заключают сотрудники городских коммунальных служб или предприятий, а так же, любой гражданин, если ему это необходимо.
Вынос из квартиры КГМ осуществляется самим владельцем. Если же им был заключён договор с предприятием о вывозе, то работники предприятия помогут транспортировать груз прямо с места его нахождения.
Предприятия, деятельность которых связана с производством КГО, могут договориться о регулярном их транспортировании в контейнерах, размерами от 20 до 40 куб. м.
Учет и переработка твердых бытовых отходов
Современные методы утилизации включают:
- Захоронение. Простейший метод утилизации, отличающийся низкими затратами и максимальным уровнем вредного воздействия на окружающую среду. Помимо загрязнения природы вред наносится и человеку путем образования газа, вызывающего заболевания респираторной системы.
- Компостирование ТБО. Пищевые отходы перерабатывают в компост, выступающий удобрением. Компостирование ТБО распространено в частных хозяйствах, но на промышленных предприятиях развито слабо.
- Сжигание ТБО. Сжигание, вырабатывающее тепловую энергию, позволяет сократить объемы утильсырья, но не защищает от выброса вредных веществ.
- Переработка. Основная задача переработки – повторное использование утильсырья, позволяющее снизить количество свалок и оказываемого вреда на окружающую среду. Вторичная переработка позволяет использовать:
- пластиковый мусор для изготовления канцелярских принадлежностей, одежды, мебели и обуви;
- керамические и стеклянные отходы для производства тротуарной плитки и облицовочных материалов.
Среди новых методик отметим пиролиз ТБО, позволяющий разложить мусор на более легкие составляющие при низких или высоких температурах.
Твёрдые коммунальные отходы, образованные в бытовых условиях можно разделить на несколько видов. Состав ТКО характеризуется следующим перечнем видов мусора и отходов:
- Отходы, образованные во время потребления физлицами в жилых помещениях.
- Отходы, которые потеряли свои потребительские свойства в жилых помещениях при употреблении в личных нуждах. Характеристики и габариты товаров не уточняются.
- Отходы больших размеров. КГО и мусор, образованный во время ремонта, вывозят с остальными ТКО.
- Мусор, образованный во время уборки территории, прилегающей к дому. Листья, трава, пыль, песок и прочее — все это относится к ТКО и учитывается в стоимости коммунальных услуг.
В основном мусор, относящийся к ТКО, классифицируется по классу опасности IV или V.
Обращение пятого класса не требует от вас составления паспорта на отходы. К нему относятся КГО, обрезки деревьев, парковые и кладбищные отходы. Для утилизации этих видов мусора не требуется лицензия.
Скопление большого количества мусора на территориях контейнерных площадок не только портит внешний вид жилого района, но и представляет реальную опасность для здоровья жителей.
Отходы жизнедеятельности человека в процессе разложения, помимо неприятного запаха, выделяют вредные вещества в верхние слои грунта и воздух. Места скопления отходов являются благоприятной средой для размножения бактерий.
Своевременный вывоз мусора позволит избежать угрозы скопления отходов и появления грызунов – главных переносчиков опасных для человека болезней.
Данные об уровне опасности отходов помогут существенно снизить потенциальный риск нанесения ущерба физическому состоянию человека и экологии окружающей среды.
Российская нормативно-правовая база обращения с отходами
Действующие национальные стандарты РФ в сфере ресурсосбережения. За 1994-2003 годы были разработаны и приняты МГС стран СНГ и Госстандартом России 13 следующих стандартов:
- ГОСТ 30166-95 Ресурсосбережение. Основные положения;
- ГОСТ 30167-95 Ресурсосбережение. Порядок установления показателей в документации на продукцию;
- ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения;
- ГОСТ 30773-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов;
- ГОСТ 30774-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов. Основные требования;
- ГОСТ 30775-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения;
- ГОСТ Р 51768-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Определение ртути в ртутьсодержащих отходах производства и потребления. Основные положения;
- ГОСТ Р 51769-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения;
- ГОСТ Р 52106-2003 Ресурсосбережение. Основные положения;
- ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения;
- ГОСТ Р 52107-2003 Ресурсосбережение. Классификация и определение показателей;
- ГОСТ Р 52108-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения;
- ГОСТ Р 52105-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация и методы переработки ртутьсодержащих отходов.
Все указанные стандарты направлены на решение проблем ресурсосбережения путем эффективного вовлечения отходов в промышленный оборот, использования современных методов и средств стандартизации и метрологии, необходимых для регулирования этой деятельности, в том числе с использованием таких инструментов, как паспортизация, регистрация, сертификация, лицензирование, а также идентификация, кодирование, классификация, информационное обеспечение, определение опасных и товарных (инертных) характеристик отходов.
Совершенствование российского экологического законодательства в сфере обращения с отходами Российская нормативно-правовая база в области обращения с отходами21 на сегодняшний день во многом устарела, отстает от норм международного права и требует модернизации. Государство слабо стимулирует переработку отходов.
Современные экологические принципы, подходы и требования не учитываются должным образом при размещении госзаказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Изготовление продукции из вторичного сырья не является приоритетным критерием государственных закупок.
Развитые страны пришли к пониманию необходимости усиления государственного регулирования в области управления отходами. Их утилизация рассматривается как самостоятельная отрасль экономики, тесно связанная с теми отраслями промышленности, где образуются соответствующие виды отходов.
Пересмотр подходов к проблеме обращения с отходами в европейских странах проводится регулярно и влечет изменения в законодательстве. В России основополагающий Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» был принят почти 15 лет назад – в 1998 году, и уже в силу этого требует корректировки. Именно на этот закон ориентируется большинство субъектов, занятых в процессе обращения с отходами. Эксперты отмечают, что в нем не закреплены:
- приоритет утилизации над захоронением;
- ответственность производителя за утилизацию в конце жизненного цикла;
- запрещение ввоза неутилизируемой в качестве вторсырья упаковки;
- необходимость применения наилучших доступных технологий. Основополагающим правовым актом ЕС в области обращения с отходами стала Рамочная директива об отходах.
Важнейшими принципами выбранной в ЕС стратегии в области ресурсосбережения, отходопереработки и управления отходами являются:
- предпочтение предотвращения образования отходов, а не их размещения на свалках и полигонах;
- принцип достаточности производственных мощностей и оборудования для утилизации и размещения отходов;
- внедрение наилучших доступных технологий без чрезмерных финансовых затрат для предприятий;
- рациональное размещение мощностей по утилизации ближе к производственным мощностям, являющимся источником их образования (что значительно снижает транспортные издержки перемещения отходов);
- расширение ответственности производителя за весь цикл производимой продукции;
- соблюдение принципа «загрязнитель платит», согласно которому загрязнитель покрывает затраты на удаление отходов или минимизацию неблагоприятных последствий от них;
- внимание к превентивным мероприятиям по недопущению ущерба окружающей среде и здоровью населению.
В России в области наилучших доступных технологий до сих пор не сформирована эффективно работающая правовая база, хотя именно это направление способно стимулировать технологическое обновление производств.
В Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплен термин «наилучшая существующая технология», что вызывает беспокойство экспертов в связи с тем, что внедрить наилучшую существующую технологию ввиду возможной ее недоступности трудно, в том числе экономически. Поэтому предлагается использовать термин «наилучшая доступная технология», который распространен в европейском законодательстве.
Еще одним недостатком существующего законодательства является то, что закон не уточняет критерии отнесения технологий к этой категории и не приводит обоснование выбора этих технологий. В Европейском союзе наилучшие доступные технологии внедряются в промышленности с момента вступления в 1996 году в силу Директивы 96/61/ЕС «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений».
ТКО и ТКО – ключевые различия
После того, как вышеуказанный закон был принят, правовое поле диктует лишь одно понятие бытовых отходов твёрдого типа – ТКО (твёрдые коммунальные отходы). А вот понятие ТБО (твёрдых бытовых отходов) приобрело статус разговорного, после чего его перестали употреблять в официальной документации и соответствующих отчётах.
ТКО изначально было более широким понятием, нежели ТБО, потому как оно содержит в себе не только те отходы, которые каждый день выносят из дома рядовые граждане, но и схожий мусор от юридических лиц, к примеру, офисные отходы.
Как можно увидеть, ТКО и ТБО – это одно и то же по своей сути, и заурядным людям совсем не важны различия между этими терминами. Конкретные различия представляют ценность только для предприятий, которые собирают этот мусор и подвергают его дальнейшей ликвидации. Причина проста и была указана уже выше – разговорное значение ТБО исключены для использования в официальной документации.
Обращение, вывоз и утилизация
Общие правила и нормативы, в соответствии с которыми происходит обращение с твердым бытовым мусором, прописаны в требованиях СанПин. В них указаны следующие правила:
- В рамках процедуры временного хранения должна предотвращаться вероятность гниения и разложения отходов. По этой причине в зимнее время продолжительность хранения утильсырья не превышает трех суток, а в летнее – 24 часов.
- В разных населенных пунктах период, в который производится сбор и утилизация мусора, обсуждается с административным отделом предварительно.
- Сбор должен производиться с использованием специальных металлических контейнеров, которые располагаются на дистанции от 20 до 100 м. от жилых массивов.
- Важную роль играет своевременное промывание урн. Летом оно должно производиться разово в 10 суток, зимой – реже.
- Брать мусор из сборников в целях использования его в качестве вторичного сырья недопустимо.
- В обновленных строительных нормативах сказано, что в новых постройках высотой более 5 этажей должны присутствовать мусоропроводы, которые организованы в соответствии с принятыми ведомственными нормами.
- Сбор мусора в целях его последующей утилизации организуется разово в неделю. Ответственность за проведение этого мероприятия несет управляющая компания, в ведении которой находится строение/строения.
При несоблюдении этих норм на ответственные организации налагаются штрафные санкции. Еще одно существенное различие между представленными аббревиатурами заключается в порядках обращения с отходами. Суть изменений этих норм и принципов заключается в следующих аспектах:
- ответственность за вывоз и выбрасывание несет непосредственно региональный оператор, выбор которого осуществляется по принципу конкурса;
- в каждом регионе Российской Федерации устанавливаются индивидуальные нормативы, по которым регулируется накопление мусора в зависимости от той или иной категории помещения (частный дом, квартира, магазин, офис, производственный цех);
- на территории, предназначенной для накопления мусора, необходимо осуществлять сортировку отходов, если данный принцип прописан в региональных нормативно-правовых актах;
- соглашение на вывоз мусора оформляется абсолютно каждым собственником отходов, о чем оператор сообщает за 10 дней до момента планируемого заключения, этот документ носит публичный характер.
Ранее утилизацией твердых коммунальных отходов должны были заниматься специализированные управляющие организации. В настоящее время ситуация изменилась, и это действие перешло в ответственность региональных операторов. Это юридические лица, обеспечивающие рациональное обращение с ТБО и ТКО в соответствии с нормами и принципами действующего законодательства.
В законодательстве установлена определенная схема утилизации отходов, согласно которой мусор отвозят на полигон, находящийся ближе всего.
На практике используется большое количество способов избавления от накопившегося мусора.
- Захоронение. С финансовой точки зрения этот способ является наиболее выгодным. Для этого используются специальные полигоны, расположенные за пределами жилых, лечебных, развлекательных зон. Однако применяется этот метод только в отношении некоторых отходов с низким уровнем опасности.
- Сжигание. Этот вариант является наиболее популярным. После проведения мероприятия по утилизации образуется зола, которая в сравнении с первоначальным отходом занимает меньше места. Она подлежит вывозу на специально предназначенную территорию. Недостаток заключается в дороговизне способа. Ведь в процессе классического сжигания отходы выделяют много вредных газов, поэтому для минимизации негативного влияния на окружающую среду придется использовать специализированное оборудование.
- Компостирование. Альтернативное название этого способа – разложение. Вариант подходит исключительно для отходов органического происхождения. В рамках этого метода происходит разложение веществ под влиянием микроорганизмов, что приводит к выделению тепла. Компост, полученный в ходе применения данного варианта, широко применяется в сельскохозяйственной сфере в качестве натурального удобрения. Способ прост и практически не затратный, зато в процессе его использования образуется большое количество неприятных запахов.
О том, что такое «обращение с ТКО», можно узнать ниже на видео.
Изменение в законе от 29.12.2014 года
В конце 2014 года были произведены кардинальные изменения в ФЗ РФ «Об отходах производства и их потреблении», среди которых стоит выделить следующие позиции:
- Введение термина «Твердые коммунальные отходы», заменивший ранее используемый термин «Твердые бытовые отходы».
- Внедрение некоммерческой организации «Региональный оператор по обращению с ТКО».
- Установка единого регламента, отражающего правила хранения и вывоза мусора для коммерческих организаций.
- Разработка тарифов на услуги по вывозу ТКО для юридических лиц, согласно удельному весу вырабатываемых компаниями отходов.
Согласно данным изменениям, собственники ТКО становятся потребителями услуг по вывозу мусора при заключении договоров с региональными операторами.