Можно ли огораживать придомовую территорию многоквартирного дома для парковки
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Можно ли огораживать придомовую территорию многоквартирного дома для парковки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Современные застройки часто уже подразумевают готовую стоянку для авто. Но в случае со старыми домами обычно предусмотрена узкая дорога и небольшие «карманы», в которые не помещаются даже автомобили собственников жилья. При этом всегда есть другая свободная территория – детская или спортивная площадка, территория с зелеными насаждениями, выделенное место для мусорного контейнера или установки гаражей, просто пустая территория без определенного предназначения. Поэтому при договоренности со всеми собственниками жилья устроить парковку во дворе вполне возможно.
Законность организации парковки во дворе
Приобретая квартиру в многоквартирном доме, следует знать, что общее имущество также принадлежит всем собственникам. Ответственность за его сохранение, равно как возможность использовать по своему усмотрению, ложится на плечи владельцев. При этом нет разделения по метражу и объектам (не определяется, какой вид имущества какой квартире и в каком размере принадлежит), просто управление и пользование осуществляется владельцами совместно.
Организация автостоянки возможна только в том случае, если территория вокруг дома признана общей собственностью граждан.
Владельцы придомовой территории и их права
Участок возле частного или квартирного дома со всеми располагающимися на нем объектами может находиться в собственности одного человека. Ранее подобными вопросами интересовались немногие, но в последнее время хозяева стараются оформить документацию на владение придомовой территорией. Чтобы получить подробную информацию, нужно обратиться в органы кадастрового учета. Если участок был выкуплен или распределен до 2005 года, а именно до введения Жилищного кодекса, то оформить право собственности можно на бесплатном основании. Если таких документов не имеется у владельца, то можно самостоятельно установить границы, которые должны принадлежать хозяевам.
Придомовая территория с другими объектами коммунальной собственности
Если придомовая территория прописана за определенным собственником, то другие могут пользоваться данным участком с соответствующим разрешением. Фактически третьи лица не могут строить или пользоваться придомовой территорией без разрешения владельца. Относительно многоквартирных домов — придомовой участок должен распределяться между всеми жильцами. Пределы таких границ определяются жилой площадью квартиры.
Некоторые участки придомовой территории могут сдаваться в аренду.
Что говорят законы о придомовой территории
К сожалению, ни один закон Российской Федерации не дает четкого определения термину «придомовая территория». Даже если в каких-то документах указывается, что нужно понимать под придомовой территорией, то сам стиль изложения туманный и не предоставляет человеку исчерпывающий ответ на вопрос.
Если обобщить все определения из разных источников, можно получить следующее приемлемое толкование.
Придомовая территория – это участок земли, прилегающий к домовладению или многоквартирному дому и используемый по усмотрению владельца.
Сложнее всего дать четкое определение придомовой территории частного дома. Если понимать законы буквально, то получается, что придомовая территория – это участок, необходимый для полноценного обслуживания и обеспечения инфраструктурой самого дома. Эта территория может находиться в собственности, безвозмездном использовании или в аренде. В большинстве случаев по границе этого участка устанавливается забор. Территория за забором придомовой территорией не является. Чаще всего эта земля муниципальная.
Кто может пользоваться землей за забором на законных основаниях? Тот, кто сможет доказать свое право на пользование. Например, если эта территория необходима для подъезда автомобиля.
Законность гостевых парковок у МКД и их использование жителями дома.
Вопрос размещения транспорта во дворах на сегодня мало урегулирован законодательством. Но даже существующие нормы расположения парковок во дворах многоквартирных домов мало кому известны, и не всегда соблюдаются.
Гостевая автостоянка — это автостоянка, размещаемая на участке жилой застройки (на открытой площадке вблизи жилого дома), предназначенная для организованной стоянки легковых автомобилей, владельцы которых не являются жильцами указанного дома. На придомовой территории многоквартирного дома можно устраивать гостевые стоянки автотранспорта, то есть временные места для автомобилей посетителей жилфонда. Но вот использование жителями дома гостевой парковки для стоянки автотранспорта незаконно и может повлечь привлечение собственников автомобилей и даже управляющих организаций к административной ответственности по статьям 6.3, 6.4 КоАП РФ.
Существует СанПин 2.1.2.2645-10, а конкретно п. 2.3, который предусматривает возможность создания на территории жилых дворов автостоянок, но только гостевых. А п. 2.10 конкретно запрещает создание любых автостоянок, кроме гостевых. Как организовать придомовую парковку собственникам жилья и автомобилей, если есть такие запреты?
В действительности, данные СанПины друг другу не противоречат. Просто понятие «постоянная» парковка находится вне закона. Парковка должна быть только гостевой. При этом неоднократно граждане подавали иски в Верховный суд, для того чтобы запретить все парковки до единой. Ведь все мы понимаем, что организуют их жильцы не для кого-то, а для себя. Но было вынесено несколько определений, в которых суд отказывал истцам и разъяснял, что запретить парковки, соответствующие СанПину 2.2.1/2.1.1.1200-03, нельзя. А доказать, является ли парковка постоянной или гостевой, практически невозможно.
Для организации на придомовой территории постоянной парковки для автомобилей проживающих в доме граждан управляющая организация и жители дома должны провести общее собрание собственников, утвердить создание нового объекта и финансирование работ. Размещение постоянной стоянки на придомовой территории должно быть согласовано с муниципалитетом и ГИБДД, отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических норм, в том числе по разрывам между парковкой и фасадом дома: Расстояние от дома до парковки зависит от количества автомобилей, которые планируется на ней расположить:
- для 10 автомобилей – не менее 10 метров от МКД;
- для 11-50 автомобилей – не менее 15 метров;
- для 51-100 автомобилей – не менее 25 метров от дома.
Можно ли приватизировать место для парковки во дворе?
Законодательство РФ предусматривает возможность для собственников жилья приватизировать парковочное место во дворе дома. Если грамотно подойти к решению проблемы, то уже спустя непродолжительное время вы станете обладателем личного пространства для собственного транспортного средства.
Необходимо выполнить следующие действия:
- Получить кадастровый номер, который выделяется участку при постановке на кадастровый учет.
- Разработать проект стоянки.
- Приватизировать придомовую территорию.
- Провести общее собрание собственников жилья, на котором не менее 75% жильцов дадут свое согласие на организацию парковки.
- Написать в УК заявление с просьбой оборудовать парковку.
- Получить согласие надзорных органов (Роспотребнадзора и т.д) на оборудование стоянки во дворе жилого дома.
Помимо этого потребуется оплатить государственную пошлину в размере 100р для получения о кадастровом номере.
Если все этапы были осуществлены в соответствии с законодательной базой РФ, то спустя непродолжительное время во дворе дома будет оборудована стоянка для транспортных средств жильцов. В дальнейшем, собственники жилья в добровольном порядке определяют количество и расположение мест на новой парковке.
Как выделить свое личное место
Даже создав постоянную стоянку во дворе по всем правилам, выделить на ней личные места конкретным собственникам нельзя, ведь земля принадлежит всем в равной степени.
С другой стороны, законодательство с 2017 года выделяет машиноместа как полноценные объекты недвижимости. Сделано это было для владельцев мест в крытых и подземных паркингах, которые до этого тоже довольствовались только долевой собственностью.
Теоретически выделить себе личное место во дворе возможно. Для этого нужно «всего лишь» получить согласие 2/3 собственников квартир на общем собрании. Понятно, что вряд ли кто-то за это проголосует, ведь после этого участок перейдет из общей собственности в частную и будет стоить уже сотни тысяч рублей.
Но если каким-то образом одному человеку удалось оформить в собственность машиноместо (например, дом небольшой и мест хватило всем, или он заплатил остальным жильцам), то машиноместо становится полноценным объектом недвижимости – с кадастровым номером и начислением налога на недвижимость.
Защитить парковочное место можно и с помощью специальных ограждающих столбиков, повсеместно использующихся для паркинга в различных районах города. Проблема увеличения количества автомобилей напрямую связана с устаревшими схемами автодорог, которые разрабатывались более 50 лет назад. Именно поэтому парковочных мест во дворах и на улицах городов (возле торговых центров, офисов, аэропортов, супермаркетов и т. д.) сегодня так не хватает.
Самым простым и доступным решением оградить собственное парковочное место (или весь паркинг) являются ограждающие столбики. Чаще всего их можно увидеть вдоль тротуара, выставленными в ряд и указывающими зону паркинга. На выбор сегодня предлагается 2 вида таких ограждений:
- Портативные.
- Стационарные.
Переносные ограждающие столбики пользуются довольно широкой популярностью. Материал изготовления – только оцинкованная сталь. Это является гарантией их надёжности и защитой от коррозии. Их размер и вес позволяет постоянно хранить их в багажнике и при необходимости сразу использовать. Для установки столбика его не нужно ни к чему крепить. Также существуют телескопические модели, которые раскладываются в длину до 1 м. при стандартном значении 0,7 м.
Несмотря на жесткие правила парковки, есть некоторые нюансы, о которых нужно знать. К таковым относят:
- Стоянка ТС на тротуаре грозит его эвакуацией и штрафом в 2000 рублей. Однако ПДД позволяют оставить машину на тротуаре, если расстояние между домом и ТС для прохода жильцов составляет не менее 2 м.
- Согласно КоАП, сквозное движение недопустимо через придомовую территорию. Во избежание наказания в виде штрафа, важно соблюдать скорость, которая не должна превышать 20 км/ч. Нужно остановиться на некоторое время в отведенном для этого месте.
- Тогда автовладелец не попадает под классификацию нарушения «сквозная езда», а лишь движется с допустимой скоростью по территории жилого дома, соблюдая правила стоянки.
Правила парковки во дворах: можно ли парковаться на придомовой территории многоквартирного дома, какой штраф за стоянку?
Комфорт – естественное желание человека. Складывается он из миллионов различных аспектов, среди которых есть и некие глубоко личные параметры, и общественные, коммуникативные.
Автомобиль уже давно является жизненной необходимостью, но кроме времени его эксплуатации, немалый период необходимо для стоянки.
Здесь и возникает порой конфликт общественных интересов, когда одной стороне необходимо парковать машину около дома, а другую это не удовлетворяет по тем или иным причинам.
Парковки во дворах часто становятся причиной скандалов и даже судебных разбирательств. Можно ли ставить под окнами, вблизи детских площадок, на газонах, тротуарах и т.д. – эти вопросы возникают в городах постоянно. Им и посвятим данную статью, внимательно разобрав все детали законности стоянок для транспорта.
Организация парковки на придомовой территории в 2019 году
Сегодня многие собственники квартир в МКД, стремясь сэкономить на оплате услуг платных парковок либо на покупке отдельного гаража, создают парковки на придомовой территории возле своего дома. Как УО взаимодействовать с владельцами машино-мест и какие у них обязанности, расскажем в статье.
В чем разница между стоянкой и парковкой на придомовой территории многоквартирного дома с точки зрения законодательства? Оказывается, эти понятия регламентируются разными правовыми актами. Гражданский кодекс РФ гласит, что стоянка является местом хранения машин.
На практике она представляет собой огражденную территорию, на которой за определенную плату владелец размещает свое транспортное средство на срок, обозначенный в договоре. В данном случае работники стоянки являются лицами, ответственными за безопасность машины.
Придомовые парковки закон рассматривает как место временной остановки автомобиля, ответственность за который возлагается только на его владельца. Поэтому, если речь идет о территории возле здания, применение термина «парковка» является наиболее корректным.
Придомовая парковка и безопасность детей
В пределах придомовой остановки значительное число ДТП совершается с участием несовершеннолетних. Чтобы избежать происшествий, потребуется:
- даже при въезде на парковочное пространство перед МКД не превышать скорость, так как дети выбегают неожиданно, и могут попасть под колеса;
- если потребуется езда задним ходом, то следует сосредоточиться и помнить о слепых зонах, в пределах которых малыша нельзя увидеть;
- родителям необходимо обучать детей правилам поведения на оживленной дороге, рассказать об опасности невнимательности на придомовой парковке;
- родители не должны оставлять малышей без контроля перед домом.
Итак, есть ли упоминание в законе об обустройстве парковки машин во дворе жилого многоквартирного дома? Сразу же в качестве решения данной проблемы возникает слово «Запретить». Но с точки зрения закона это сделать практически невозможно.
Запретив оставлять автовладельцам средства передвижения во дворах, придется предоставить им замену: платную или бесплатную парковку, место для гаража, стоянку и т.п. Заставить купить или построить человека гараж мы не можем, это противоречит законодательству (навязывание платных услуг). Таким образом, появляется необходимость в создании парковочных мест на территории двора.
Регулируют отношения в рамках организации парковки во дворе жилого дома следующие официальные документы:
- Федеральные законы:
- 06.10.2003 № 131-ФЗ;
- 08.11.2007 №257-ФЗ;
- 10.12.1995 №196-ФЗ.
- КоАП РФ (кодекс РФ об административных нарушениях);
- Правила дорожного движения РФ;
- СанПиН (правила и нормы).
Решать вопрос с организацией стоянок, паркингов и просто мест для расположения автомобилей могут заниматься органы местной власти и сами жильцы. Обращение к органам местного самоуправления повлечет за собой создание или изменение Правил благоустройства территории.
Парковочное место для резидента
В крупных городах, таких как Москва, Екатеринбург и т.д., проблемные вопросы с паркингом в центре решаются администрацией путем введения платных парковочных машиномест. Так например, в Москве определено более 200 улиц, где можно ставить машину только на платной основе. В зону платных паркингов попали и много жилых домов. Для того чтобы не оплачивать ночную стоянку предлагается получить разрешение для резидента. Таким образом, собственники, субъекты, зарегистрированные в объектах недвижимости, и арендаторы недвижимости по договору найма получают право на бесплатную парковку во временной промежуток с 8 часов вечера до 8 часов утра только для одной машины, оформленную на заявителя.
Важно! В дневное время нахождение в зоне платного паркинга оплачивается всеми. Льготные категории – участники ВОВ, Герои Социалистического Труда и Герои Труда РФ могут оставлять свои автомобили бесплатно круглосуточно, если у них надлежащим образом оформлено разрешение. Также к льготникам относят многодетные семьи, и при наличии разрешающего допуска стоянка осуществляется бесплатно.
Для включения в реестр резидентов необходимо:
- Заполнить запрос на включение в список;
- Предоставить паспорт заявителя или другой документ, помогающий установить вашу личность. Для представителя требуется доверенность, оформленная надлежащим образом;
- Согласие всех владельцев недвижимости или нанимателей по договору соцнайма той жилплощади, на которое оформляется разрешение. Если заявитель проживает в служебной квартире, надо предоставить копию договора найма;
- Свидетельство ТС;
- Выписка из домовой книги;
- Удостоверение, подтверждающее право на льготы.
Обязательно заранее проверьте, есть ли просроченные для оплаты штрафы за нарушение правил дорожного движения, в том числе и неправильную стоянку, чтобы этот аргумент не стал основным при отказе в выдаче разрешения. Документы передают через МФЦ или через сеть Интернет. Отслеживать статус документов можно на странице Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.
Услуга оказывается без оплаты, в течение 6 рабочих дней выдается разрешающий документ либо отказ.
Соблюдая правила парковки, вы убережете себя от конфликтных ситуаций, штрафов, а также возможной эвакуации автомобиля. Помните: права одного цивилизованного человека заканчиваются там, где начинаются права другого.
Снос парковочных ограждений во дворе
Еще одна проблема, которую могут создать недобросовестные соседи – установка незаконных парковочных ограждений. Наглые нарушители устанавливают во дворе различные столбики, цепи, ограды, тем самым «бронируя» парковочное место. Такие действия также являются незаконными.
Бороться с этим можно несколькими способами:
Самостоятельно избавляться от ограждений.
Если они установлены на общественной территории незаконно, то любой жилец имеет полное право демонтировать их самостоятельно. При этом важно самому не повредить дорожное покрытие, чтобы потом не оказаться виновным в порче общественного имущества. Также стоит подумать о возможных личных проблемах с захватчиком парковочного места.
-
Обращение к участковому.
Если автомобиль стоит на законно созданном парковочном месте, а проблема заключается только в ограждении, которое мешает пользоваться парковкой остальным жильцам, то ГИБДД будет бессильно. В данном случае граждане могут вызвать участкового полицейского или написать заявление. Пресечь нарушение и наказать виновного станет его обязанностью. -
Обращение в УК.
Управляющие компании также уполномочены сносить незаконные сооружения, и многие компании сделают это намного быстрее полиции. Однако все зависит именно от самой компании: управляющие престижными жилыми комплексами быстро расправляются с нарушителями, а обычные ЖКХ могут потребовать составления коллективной жалобы, затягивая процесс в надежде, что проблема решится сама собой. Еще один недостаток этого способа: УК не может наказать нарушителя, в ее полномочия входит только избавление от незаконного ограждения. -
Обращение в администрацию города.
Последний способ – наиболее долгий; пользоваться им стоит, только если другие способы не принесли никаких результатов. Городская администрация будет рассматривать жалобу месяц. В результате она может обязать УК снести ограждение, а полиции дать указание назначить нарушителю штраф. В таком случае и УК, и участковый точно перестанут бездействовать.