Международные споры: порядок рассмотрения и разрешения споров
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Международные споры: порядок рассмотрения и разрешения споров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Международные споры представляют собой разногласия по вопросам права, политики, экономики, возникающие между субъектами общественных отношений. В данном случае речь идет о государствах, чьи интересы пересекаются. Урегулирование международных споров возлагается на специально созданный орган – Совет Безопасности Организации Объединенных Наций (СБ ООН).
Что представляют собой международные споры?
Международные споры — это разногласия по вопросам права, политики, экономики, которые возникают между субъектами общественных отношений. В данном случае мы имеем дело с государствами, интересы которых совпадают. Разрешение международных споров возложено на специально созданный орган — Совет Безопасности ООН (СБ ООН).
Определены разные классификации споров между государствами. Устанавливаются следующие типы:
- Из-за характера разногласий возникают международные экономические, политические и правовые противоречия.
- По теме конфликта: международные инвестиционные споры, торговые разногласия, экологические проблемы и так далее.
- В зависимости от степени опасности могут возникать международные торговые споры (в сфере экономики, торговли, инвестиций), политические и юридические, которые угрожают безопасности граждан большинства государств и наоборот.
- По теме: Разногласия могут возникать между государствами, организациями и организациями.
- Двусторонние и многосторонние споры определяются количеством участников.
Международные споры всегда должны иметь конкретную тему. Претензии сторон должны быть четко выражены друг с другом. Участниками могут быть как государства, так и ведомства, организации, осуществляющие деятельность в международном контексте.
Мирные средства разрешения международных споров
В результате изучения данной главы обучающийся должен:
- понятие и виды международных споров;
- международно-правовые средства разрешения споров;
- порядок разрешения международных споров в рамках международного судаООН.
- порядок разрешения международных споров с помощью международного арбитражного разбирательства;
- роль международных организаций в разрешении международных споров;
- анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;
- анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
- давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;
- навыками разрешения правовых проблем и коллизий; реализации норм материального и процессуального права; принятия необходимых мер защиты правчеловека и гражданина;
- навыками анализа правоприменительной практики по мирному урегулированию международных споров.
Разрешение международных споров в рамках международных организаций
Международное право отводит международным организациям роль в разрешении международных споров мирными средствами.
Разрешение споров в международных организациях осуществляется с участием их должностных лиц и органов. В каждой международной организации в соответствии с их учредительными договорами есть свои процедуры разрешения споров. На региональном уровне были созданы региональные организации. Их уставы предусматривают различные процедуры разрешения споров.
В качестве примера можем рассматривать процедуры мирного разрешения споров в ООН. Статья 2 п. 3 Устава ООН требует, чтобы государства-члены разрешали свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы это не угрожало международному миру, безопасности и справедливости. Глава VI Устава ООН также предусматривает, что стороны, участвующие в споре, должны стараться разрешить свои споры с помощью дипломатических и судебных средств. Устав ООН в ст. 10 уполномочил Генеральную Ассамблею рассматривать любые вопросы или дела в пределах Устава. Из текста указанной статьи следует, что Генеральная Ассамблея имеет право обсуждать любой международный спор, когда это представляет угрозу международному миру и безопасности. Генеральная Ассамблея принимает все необходимые меры для сдерживания этого спора.
Подтверждая роль Генеральной Ассамблеи в разрешении международных споров, п. 2 ст. 11 Устава подтверждает, что Генеральная Ассамблея обсуждает любые вопросы, имеющие отношение к поддержанию международного мира и безопасности, предоставляемые ей любым членом ООН, Советом Безопасности или государством, которое не является членом и делать в отношении этих споров соответствующие рекомендации. В соответствии со ст. 14 Устава Генеральная Ассамблея может рекомендовать принять меры для урегулирования любой ситуации, независимо от ее происхождения, которая может нарушить дружественные отношения между странами, включая ситуации, связанные с нарушением положений Устава.
В Манильской декларации ООН о мирном разрешении международных споров 1982 г. содержится призыв к государствам выполнять все свои обязательства по Уставу и выполнять рекомендации Генеральной Ассамблеи. В случае, когда Совету Безопасности ООН не удается урегулировать какой-либо спор, Генеральная Ассамблея имеет право рассматривать данный спор даже после рассмотрения Советом Безопасности. В связи с этим Генеральная Ассамблея приняла резолюцию от 3 ноября 1950 г. № 377 «Единство в пользу мира», которая дала Генеральной Ассамблее право продолжить рассмотрение любого вопроса, по которому Совет Безопасности не может принять решение, поскольку один из его членов прибегнул к праву вето. В соответствии с п. 1 резолюции «Если Совет Безопасности, в результате разногласия постоянных членов, оказывается не в состоянии выполнить свою главную обязанность по поддержанию международного мира и безопасности во всех случаях, когда имеются основания усматривать угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии, Генеральная Ассамблея немедленно рассматривает этот вопрос с целью сделать членам Организации необходимые рекомендации относительно коллективных мер, включая — в случае нарушения мира или акта агрессии — применение, когда это необходимо, вооруженных сил для поддержания или восстановления международного мира и безопасности».
Резолюция была применена во многих случаях с момента ее выхода. Например: тройственная агрессия против Египта в 1956 г. конфликт между Индией и Пакистаном в 1971 г. В обоих случаях Генеральная Ассамблея заменила Совет Безопасности ООН из-за неспособности его провести совещание или принять соответствующее решение.
Генеральная Ассамблея также может принимать решение о расследовании какой-либо ситуации в мире.
Совет Безопасности ООН является одним из органов Организации Объединенных Наций и в соответствии с Уставом имеет важные полномочия для достижения основополагающей цели, ради которой была создана ООН, а именно поддержание международного мира и безопасности. В гл. VI Устава ООН содержатся положения, касающиеся полномочий Совета в отношении мирного разрешения споров.
Если Совет считает, что спор, представляет собой угрозу международному миру и безопасности, требует от сторон разрешения их спора при помощи мирных средств. Устав предоставляет Совету два вида компетенций: 1) профилактическое вмешательство, косвенно в целях сдерживания конфликта и предотвращения обострений; 2) репрессивные меры после исчерпания мирных средств.
Глава VII Устава ООН включает в себя множество мер, которые могут быть приняты Советом Безопасности ООН, если существует угроза международному миру и безопасности. Прежде чем предпринимать какие-либо действия, Совет должен решить, содержит ли этот вопрос угрозу безопасности или миру. В случае любой угрозы миру
Совет делает рекомендации или решает, какие меры должен предпринять в соответствии со ст. 41 и 42 для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Согласно ст. 41 Устава ООН Совет Безопасности может предпринять такие меры, как полный или частичный разрыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. Если он считает, что эти меры оказались недостаточными, то он предпринимает такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Такие действия могут включать демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил членов ООН.
Понятия спор и ситуация
«Спор» и «ситуация» — два разных тезиса. Для корректного разрешения конфликта между странами необходимо понимать, что ситуация (мировая) представляет собой неспокойное положение между двумя или более странами, а спор «произрастает» из сложившейся ситуации, например, по вопросу толкования или области применения интернационального договора.
Разногласия между странами не стоит спешить называть спором. В отличие от ситуации, в параметрах спора изначально присутствуют экспоненты, потому как его зарождение связано с одинаковыми взаимными претензиями стран в отношении предмета спора.
Ситуация же, в свою очередь, имеет более широкое значение. Ситуация может быть всегда, независимо от спора: до его появления, в момент и после его решения. Практическим значением этого разграничения является процесс их рассмотрения в Совете Безопасности. При рассмотрении ситуации сторона имеет право не воздерживаться от голосования, а при рассмотрении спора принимающая в нем участие сторона отказывается от выбора.
Следственные и согласительные комиссии
Зачастую, для разрешения споров у государств возникает необходимость в создании следственных или согласительных комиссии (согласно ст. 33 Устава ООН «обследование», «примирение»). Задачей следственной комиссии является определение фактов, относящихся к спору. Согласительные комиссии ко всему прочему вносят предложения с целью разрешить конфликт, но не принимают решений по существу. Это прерогатива самих спорящих сторон, которые, основываются на заключениях данных комиссий.
Порядок создания и функционирования следственных и согласительных комиссий регламентируется Конвенцией о мирном решении международных столкновений 1907 г. Подписывается специальное соглашение между спорящими сторонами, на основании которого создаются эти самые комиссии, в большинстве случаев состоящие из граждан спорящих сторон с участием избранных лиц государств, не принимающих участие в споре.
Решение комиссий по сути спора определяется посредством голосования в присутствии всего состава комиссии, и они носят рекомендательный характер для спорящих сторон.
В практике международных отношений имеет место первый в мировой истории опыт создания и обращения к следственным и согласительным комиссиям. В 1905 году, по настоянию Великобритании, была создана следственная комиссия, которая расследовала военный инцидент у Доггер-банки, когда российская эскадра открыла огонь по британским рыболовецким судам, посчитав, что это были японские миноносцы. Комиссия была на стороне России, однако же основные выводы оказались не в ее пользу, и Россия согласилась компенсировать урон, причиненный британским рыбакам.
В практике ведения внешней политики Российским государством появился новый вид согласительных комиссий — институт пограничных представителей для урегулирования пограничных происшествий и конфликтов. Этот институт по своей сути является уникальной формой регулярной согласительной процедуры.
Как подать иск в международный арбитражный суд?
Для того чтобы воспользоваться помощью международного арбитража, надо правильно составить и подать иск. При составлении искового заявления нужно указать такую информацию:
- наименования и контактные сведения сторон спора;
- обоснование того, почему иск подается именно в международный суд (должно соблюдаться одно из условий, рассмотренных выше);
- обстоятельства, в которых возник спор, причины его возникновения, а также позиция стороны истца по возникшему спору;
- информация о том, какие были попытки уладить конфликт в досудебном порядке (претензии, переговоры), а также были ли обращения в другие судебные инстанции (например, российский арбитражный суд);
- требования к ответчику – полный список того, чего заявитель хочет добиться при подаче иска;
- доказательства и аргументы, которые дают основания на удовлетворение требований. Обычно это документы, также могут быть показания свидетелей, результаты проведенных экспертиз и т.д.;
- цена иска – если требования можно выразить в денежном отношении, указывается общая их сумма;
- список документов в алфавитном порядке, которые прилагаются к иску.
Документам следует уделить особое внимание, поскольку именно на них будет строиться позиция суде и выноситься вердикт. Общепринятая практика международных судебных исков – это перевод всех документов на язык ответчика и/или того суда, который будет рассматривать заявление. Причем перевод должен быть не обычным, а нотариально заверенным – только в таком случае документы могут быть приобщены к делу в качестве доказательств. Конкретные требования к документам лучше всего уточнить перед подачей иска в конкретном суде – они могут отличаться в разных странах.
Набор документов может сильно отличаться в зависимости от характера иска, но наиболее часто понадобятся следующие бумаги:
- копия договора, вокруг которого возник спор;
- подтверждение того, что истец выполнил, а ответчик не выполнил (или выполнил неполностью, некачественно и т. д.) взятые на себя обязательства. Это могут быть различные акты, квитанции, накладные, квитанции. сертификаты и т. д.;
- платежные документы, которые могут подтвердить оплату за товар или услугу, выписки со счетов;
- выдержки из местных законов, подзаконных актов и других официальных документов – это может понадобиться, чтобы обосновать отдельные требования, объяснить мотивы тех или иных действий и т. д. Также это необходимо, если одни и те же нормы законодательства отличаются в странах, представители которых участвуют в споре.
Когда все документы готовы, нужно определиться с конкретным судом, куда будет подано заявление. Если суд указан в договоре, этот этап автоматически пропускается. В остальных случаях заявитель может выбрать тот суд, который посчитает нужным. Распространены обращения в арбитраж Лондона, Страсбурга, Вильнюса и т. д. Кроме того, Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) функционирует в Москве и также может принимать иски от заинтересованных компаний. Что касается того, как именно направить документы, рекомендуется курьерская доставка или заказным письмом. Главное, чтобы была информация о том, что документы вручены и была указана дата вручения. После этого иск будет принят к рассмотрению и суд назначит дату первого заседания по нему.
Рассмотрение споров в арбитражном суде – всегда непростая задача, а если конфликт касается международных отношений, задача усложняется еще больше. Потому здесь без грамотной юридической помощи не обойтись. Если вы столкнулись с необходимостью уладить такой спор, обращайтесь за помощью к международному юристу. Вне зависимости от того, в какой вы роли – ответчика или истца, грамотные консультации и другие услуги, которые окажет юрист, помогут подготовить все документы, составить исковое заявление и подать его для рассмотрения в международный арбитраж. При необходимости тот же юрист может представлять ваши интересы во время рассмотрения.
Разрешение международных экономических споров
Специфика разрешения международных экономических споров связана с неоднородностью международных экономических отношений. Экономические споры между государствами разрешаются на основе международного права, как и иные межгосударственные споры. Но так как международное экономическое сотрудничество осуществляется преимущественно во взаимоотношениях между частными лицами разных государств, то разрешение споров между ними имеет серьезное значение для стабильности и эффективности международной экономической системы.
Экономические споры между физическими и юридическими лицами разных стран относятся к национальной юрисдикции. Они могут рассматриваться судами (общей юрисдикции или арбитражными) государств, либо международными коммерческими арбитражами (МКА). Участники международных экономических связей предпочитают МКА.
МКА учреждается по национальному праву и руководствуется им в своей деятельности. Определение “международный” относится лишь к характеру рассматриваемых споров – хозяйственные споры международного характера между частными лицами. Некоторые МКА стали высокоавторитетными центрами рассмотрения международных экономических споров. К ним относятся Арбитражный суд Международной торговой палаты (Париж), Лондонский международный третейский суд, Американская арбитражная ассоциация (Нью-Йорк), Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты и др. В России – это Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ.
Функции международного экономического права в области разрешения международных коммерческих споров состоят в следующем: а) унификация арбитражных процессуальных норм в целях обеспечения единообразия в процедуре рассмотрения международных коммерческих споров в арбитражах разных государств; б) создание международно-правовой основы для признания и принудительного исполнения решений арбитража одного государства на территории других государств; в) создание специализированных международных центров по рассмотрению коммерческих споров.
Непосредственные переговоры и консультации
Непосредственные переговоры – установление непосредственного контакта между спорящими государствами для разрешения международного спора
Виды непосредственных переговоров:
- По количеству участников – двусторонние или многосторонние;
- По субъектам ведения переговоров – правительство, главы государств, уполномоченные лица;
- По форме проведения – письменные и устные;
- По характеру рассматриваемых вопросов – экономические, социальные, политические и т.д.
- Консультации – разновидность непосредственных переговоров, целью которых является предупреждение возникновения международных споров. Консультации чаще всего проводятся в соответствии с ранее заключенным соглашением.
Добрые услуги и посредничество
Когда возникает спорная ситуация между государствами, не имеющими между собой официальных отношений, то спорящие государства могут обратиться к третьим государствам с просьбой оказать помощь в виде добрых услуг или посредничества. Либо третьи государства сами могут предложить оказать добрые услуги.
Добрые услуги – имеют своей целью установление прямых контактов между конфликтующими сторонами.
Посредничество – имеет своей целью установление прямых контактов между конфликтующими государствами, при этом степень участия третьего государства более высока чем при добрых услугах. Третье государство вносит различные предложения по урегулированию ситуации или спора. При этом предложения посредника не являются обязательными. Стороны сами принимают решение прислушиваться или нет к советам третьего государства. Также посредник не может оказывать помощь одной стороне в ущерб другой.
Международный Суд ООН
Международное судебное разбирательство — это разрешение споров между субъектами международного права, основанное на согласии заинтересованных сторон, постоянным судебным органом, состав и процедура которого не зависят от воли сторон и решения которого, основанные на международном праве, являются обязательными для сторон спора Атливанников Ю.Л., Энтин М.Л. Международные суды и международное право. М., 1986. С. 73..
Из вышеизложенного определения, прежде всего, следует, что реализация судебного разрешения международных споров невозможна без создания постоянного международного судебного учреждения, к компетенции которого были бы отнесены международно-правовые споры.
Международная судебная процедура обладает многими достоинствами. Важнейшим из них является то, что международный судебный орган призван разрешать международные споры на основе международного права. Тем самым выносимым им решениям придается объективный характер. Приоритет, отдаваемый норме права, сглаживает фактическое неравенство, существующее между государствами, являющимися сторонами в споре. Реальное воплощение получает принцип равенства государств. Следовательно, международная судебная процедура представляет собой альтернативу непосредственному столкновению с другим спорящим государством, что особенно важно для небольшого государства при вступлении в спор с государством, обладающим превосходящей политической мощью.
При заключении и осуществлении внешнеэкономических сделок нельзя исключать возможности возникновения правовых споров между участниками договора. Поэтому еще в ходе переговоров о заключении контракта стороны должны проработать вопрос о процедуре рассмотрения таких споров в будущем. В противном случае предприниматели могут лишить себя возможности своевременно привлечь к ответственности недобросовестного партнера, принудить его к исполнению своих контрактных обязательств или взыскать с него понесенные убытки. После возникновения спорных правоотношений потерпевшая сторона, при отсутствии соответствующего раздела в контракте, будет уже не в состоянии заставить другую сторону дать согласие на внесудебную процедуру разрешения споров. Обращение в государственный суд за защитой своих прав станет для нее единственным выходом.
В то же время мировой опыт предпринимательской деятельности убедительно доказывает, что международные коммерческие споры в очень редких случаях рассматриваются государственными судами общей компетенции. Организации и фирмы различных стран обычно считают, что арбитражное разбирательство лучше, чем судебное, как с точки зрения сроков и порядка рассмотрения споров, так и с точки зрения размеров необходимых для этого материальных затрат. Немаловажную роль при этом играет и тот факт, что решения арбитража, в отличие от решений суда, как правило, являются окончательными и обжалованию не подлежат. Наконец, следует иметь в виду, что решения арбитражных органов обычно не публикуются, а если и публикуются, то без указания имен и названий участников спора, что позволяет обеспечить необходимую конфиденциальность.
Речь в данном случае идет не о государственных арбитражных судах, рассматривающих главным образом споры с участием хозяйственных организаций внутри страны, а о специализированных негосударственных (третейских) коммерческих арбитражных судах, специально предназначенных для рассмотрения споров с участием иностранных фирм и организаций. Именно применительно к последним в международном частном праве обычно используется понятие международного коммерческого арбитража. Эти органы следует также отличать от третейских судов, которые могут рассматривать споры между государствами субъектами международного публичного права.
Если стороны решают прибегнуть к внесудебному по рядку урегулирования спора, они могут также избрав согласительную процедуру, которая, однако, может быть успешно реализована только при наличии дружеских достаточно тесных отношений между участниками сделки.
Основное отличие между согласительной процедурой и процедурой международного коммерческого арбитража заключается в их направленности на достижение разных целей. Так, если стороны выбирают согласительную процедуру, то это означает, что они желают урегулировать спор дружественным путем при активном содействии третьего лица, посредника, или, по крайне мере, надеются, что достижение дружественного урегулирования возможно. Но если стороны соглашаются на арбитраж, то это, скорее всего, означает, что «они намереваются занять противоположную позицию и будут требовать разрешения их спора путем принятия решения, хотя бы и решения избранных ими частных судей, а не суде назначенных государством. В этом смысле арбитраж ближе к судебному производству, чем к согласительной процедуре».
Во всех случаях для передачи спора на разрешение международного коммерческого арбитражного суда требуется так называемое третейское, или арбитражное, оглашение, которое обычно отражается во внешнеэкономическом контракте в качестве его специального раздела. Условия контракта об арбитраже получило наименование «арбитражная оговорка». Ее особенностью является то, что арбитражная оговорка обязательна для сторон, и уклониться от передачи спора в арбитраж при ее наличии они не могут.
Арбитражная оговорка в отношении сделки обладает юридической самостоятельностью. Это означает, что действительность арбитражного соглашения не зависит от действительности того контракта, в связи с которым оно было заключено. Арбитражная оговорка может быть также оформлена в виде отдельного соглашения, подписываемого сторонами (третейская запись), или содержаться в обмене письмами, телеграммами, факсимильными сообщениями и т. д.
О претензионном порядке разрешения споров
Претензионным либо досудебным порядком, является направление письменного требования (претензии) об устранении нарушения исполнения обязательства, адресованное должнику, продавцу товара или исполнителю услуг.
Данная процедура урегулирования споров по договорным отношениям подразумевает под собой выполнения последовательных действий, когда стороны самостоятельно, до начала возможного судебного разбирательства стараются устранить появившиеся разногласия или нарушенные права.
Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) такой порядок не предусмотрен, за исключением двух случаев, прямо указанных в других законах.
В частности, претензионный порядок разрешения спора необходимо соблюсти в случае спора с оператором связи, вытекающего из договора об оказании услуг связи и в случае спора в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза или в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом. Иных исключений законодательством не предусмотрено.
По этому поводу Верховным Судом РФ даны разъяснения в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», где в п. 23 указано следующее:
— «до подачи искового заявления в суд обязательный претензионный порядок урегулирования споров предусмотрен в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения оператором связи обязательств, вытекающих из договора об оказании услуг связи (пункт 4 статьи 55 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи»), а также в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза или в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом (пункт 1 статьи 161 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации). Несоблюдение данного правила является основанием для возвращения искового заявления со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 135 ГПК РФ.
- Однако в договорах оказания финансовых услуг «исполнители» формально действуя в рамках принципа свободы договора, включают положения об обязательном претензионном порядке рассмотрения споров.
- Вместе с тем пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
- Так как, Законом о защите прав потребителей не предусмотрен обязательный досудебный претензионный порядок рассмотрения споров между потребителем и исполнителем услуг, следовательно, договорное условие об этом должно рассматриваться как ограничивающее право потребителя на доступ к правосудию.
- Поскольку такой запрет установлен законом не только для защиты прав конкретного потребителя, но также в целях защиты публичных интересов, оспариваемые условия договора, изложенные кредитной организацией, являются ничтожными в силу пункта 1 статьи 16 Закона о защите прав потребителей и пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судебный порядок разрешения споров
Внесудебный порядок разрешения споров
Арбитражно-процессуальный Кодекс Российской Федерации предусматривает два варианта разрешения хозяйственных споров: судебный и внесудебный.
Разрешая свой спор во внесудебном порядке, стороны, как правило, пытаются договориться друг с другом самостоятельно, не прибегая к подаче иска в суд.
В случае если стороны указали в тексте договора порядок досудебного разрешения спора, то ни одна из сторон не имеет права на обращение в суд до реализации всех мер досудебного разрешения спора.
Нередко на практике одна из сторон не выполняет свои обязательства (например, по расчетам) в силу каких-либо причин. В этом случае другая сторона посылает в адрес стороны, не выполнившей обязательство по договору, претензию.
Претензия — документ, предназначенный для досудебного урегулирования хозяйственных споров, обращенный к контрагенту, не выполняющему своих обязательств.
В случае если после предъявления претензии спор не был урегулирован сторонами, они также могут обратиться к помощи третьего лица, которому в одинаково высокой степени доверяют и решению которого будут следовать. Такой порядок разрешения споров называется третейским судом.
Разрешение споров в третейских судах считается внесудебным порядком разрешения споров.
Обращаться к ним следует только в случае, если в договоре предусмотрена так называемая арбитражная оговорка или если стороны заключили отдельное соглашение (это соглашение может быть заключено и после подписания самого договора).
В соответствии с этой оговоркой стороны обязуются до обращения в суд попытаться разрешить свои разногласия при помощи третейского суда.
Судебный порядок разрешения споров
В случае если возникшие споры или разногласия при помощи переговоров или третейского суда решить не удалось, то необходимо обращаться в суд путем подачи искового заявления.
Если контрагентами по договору выступают физические лица или физическое и юридическое лицо, то ущемленной стороне надлежит обращаться в суд общей юрисдикции (районный или городской суд по месту заключения договора), а если контрагентами являются юридические лица или предприниматели без образования юридического лица, то — в арбитражный суд субъекта Российской Федерации, в котором заключен договор.
- Арбитражный суд Российской Федерации осуществляет защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
- Порядок определения местонахождения суда для подачи иска определяется в ст. 26 АПК РВ, в соответствии с которой:
- Иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его обособленного подразделения предъявляется по месту нахождения такого подразделения.
- Иск к ответчикам, находящимся на территории разных субъектов РФ, предъявляется в арбитражный суд по выбору истца по месту нахождения одного из ответчиков.
- Иск к ответчику, место нахождения которого неизвестно, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения имущества или по его последнему известному месту нахождения в РФ.
- Иск к ответчику, являющемуся организацией или гражданином РФ и находящемуся на территории другого государства, может быть предъявлен по месту нахождения истца или имущества ответчика.
- Иск, вытекающий из договора, в котором указано место исполнения, предъявляется по месту исполнения договора.
Исковое заявление подается в письменной форме и подписывается истцом (руководителем или заместителем руководителя) или его представителем (адвокатом, юрисконсультом, другим работником организации).
Полномочия представителя должны быть оформлены соответствующим образом (доверенностью).
Если исковое заявление не подписано или подписано лицом, не имеющим право его подписывать, либо лицом, должностное положение которого не указано, суд его возвращает.
Разрешение споров в претензионном порядке
Увеличение численности судейского корпуса, повышение объема рассматриваемых в судах дел наглядно свидетельствуют об огромном количестве споров, возникающих между компаниями. Причинами, как правило, становится ненадлежащее исполнение обязательств, которое сегодня, увы, не редкость.
Впрочем, для разрешения разногласий совсем не обязательно каждый раз доводить дело до суда. Существует масса других альтернативных способов: третейское разбирательство, услуги посредника (медиация), примирительные процедуры и т.д.
Одним из инструментов досудебного разрешения споров является претензионный порядок.
Согласно ч. 5 ст. 4 АПК РФ соблюдение претензионного порядка является обязательным, если он:
- установлен федеральным законом;
- предусмотрен договором.
Если обязательный претензионный порядок не будет соблюден, то суд оставит иск без рассмотрения (п. 2 ч. 1 ст. 148 АПК РФ).
Сведения о соблюдении претензионного порядка, если он предусмотрен законом или договором, в обязательном порядке указываются в исковом заявлении (п. 8 ч. 2 ст. 125 АПК РФ).
Международно-правовые средства решения споров (конфликтов)
Декларация о принципах международного права 1970 г. указывает на то, что международные споры разрешаются на основе суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств мирного разрешения споров. Применение процедуры урегулирования спора или согласие на такую процедуру не должно рассматриваться как несовместимое с принципом суверенного равенства.
Согласно ст. 33 Устава ООН государства должны стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров путем:
- переговоров;
- обследования;
- посредничества;
- примирения;
- арбитража;
- судебного разбирательства;
- обращения к региональным органам или соглашениям;
- иными мирными средствами по своему выбору.
В поисках подобного урегулирования стороны должны согласовывать такие мирные средства, которые соответствовали бы обстоятельствам и характеру спора.
В своем развитии мирные средства разрешения споров не остаются неизменными. Они развиваются в зависимости от исторической эпохи и особенностей соотношения сил на международной арене.
Таким образом, к международно-правовым средствам решения споров (конфликтов) можно отнести:
1) Международные переговоры.
2) Консультации.
3) Международные следственные комиссии.
4) Примирительные комиссии.
5) Добрые услуги и посредничество.
6) Международный третейский суд.
7) Международные судебные органы:
- Международный суд ООН
- Международный трибунал по морскому праву.
- Европейский суд по правам человека.
Средства решения международных споров
Международно-правовые средства разрешения международных споров — это всевозможные законные инструменты, методы для мирного решения конфликтов между странами, не прибегая к помощи армии.
Мирные способы урегулирования споров между странами можно подразделить на:
- в первую очередь – ведение переговоров (между двумя и более сторонами или на международных симпозиумах);
- межнациональные мероприятия, способствующие примирению (благодеяния и медиация, следственные и согласительные комиссии);
- мировой арбитражный и правовой процесс (мировое судейство; Международный суд ООН);
- разрешение споров в межнациональных альянсах.
Государство независимо в праве выбора того или иного способа разрешения конфликта.
Одним из наиболее важных и эффективных средств мирного урегулирования межгосударственных споров принято считать именно переговоры.
Этот многогранный, радикальный и результативный метод по праву стоит на первом месте 33 ст. Устава ООН. Важность переговоров состоит в том, что, какой бы мирный способ не выбрало государство, избежать диалога не удастся. В момент проведения переговоров происходит обсуждение спорной ситуации, возникшей между странами. Стороны обозначают при этом процесс и выбор метода для решения конфликта.
Переговоры помогают спорящим сторонам получить более четкое представление о соображениях друг друга и встречных исках и, в результате, достигнуть решения, удовлетворяющее всех участников спора. Это можно считать их достоинством.
Переговоры можно разделить на следующие виды:
- по лицам — такие переговоры проходят между главами стран, властями, либо заведомо поверенными на то кандидатами (обсуждение главнейших межнациональных проблем доверенно переговорам, проводимым на наивысшем уровне, поскольку они имеют определяющую роль);
- по количеству участвующих — две и более стороны (в частности, в пределах межнациональных конгрессах);
- по характеру осуществления — в устной или письменной форме (например, посредством политической связи);
- по природе анализируемой проблемы — военно-стратегические, экологические, экономические, торговые и прочие.
Процедуру начала, ведения и срока проведения переговоров нельзя назвать упорядоченной, поскольку в мировом законодательстве не существует порядка, регулирующего данный способ разрешения споров.
Одновременно с этим страны обязаны соблюдать ряд очевидных всеобщих взглядов:
- диалог нужно вести, принимая во внимание независимое равноправие участников переговоров. Например, результат от переговоров не будет достигнут в случае, если одни из участников захватит некую часть местности другого;
- переговоров быть не может, если одно из государств осуществляет прессинг (психологическое, идеологическое и экономическое давление) в отношение другого или же выставляет требование с сопутствующими угрозами;
- переговоры необходимо вести с учетом обоюдных потребностей сторон, на основе паритета, почтительного отношения к их независимости, следуя принципу мирного сосуществования.