С какой целью в России в 1863 году провели финансовую реформу?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С какой целью в России в 1863 году провели финансовую реформу?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Финансовая реформа Александра 2 (1860-1864 годов) частично централизовала систему управления финансами и сумела найти дополнительные средства для проведения последующих реформ. При этом говорить об эффективности и высокой продуктивности реформы не приходится. В России по-прежнему сохранялась налоговая система, заложенная еще Петром 1. Менялись некоторые детали, но суть в целом оставалась прежней. Например, основная часть налоговых доходов бюджета поступала за счет Подушной подати, которую вводил еще Петр. Александр 2 отменил эту подать, но только для мещан, заменив ее налогом на недвижимость. Это приносило казне дополнительные деньги, но по-прежнему основная тяжесть налогового бремени ложилась на податные слои населения. Окончательно система подушной подати была ликвидирована в России только в 1882 году.
Основные мероприятия реформы
Началась денежная реформа 1860-1864 годов с создания Государственного банка. Соответствующий указ был подписан Александром 2 в мае 1860 года. Этот банк заменял прежнюю счетную палату, а также заемные и коммерческие банки. Вклады этих учреждений переходили под управление Госбанка. Главный итог этого этапа реформы — появился единый финансовый центр, который на привилегированных основаниях занимался кредитованием промышленности и сельского хозяйства. Также Госбанк получил значительные льготы в государственных программах.
Дата | Событие | Значение |
---|---|---|
май 1860 | Создание Государственного банка | Заменял банки, в том числе и созданные по реформе Канкрина. Госбанк получил привилегии на государственные программы, на кредитование сельского хозяйства и промышленности. |
сентябрь 1860 | Отмена системы откупов | Отменена система, при которой частное лицо могло выкупить у государства право сбора косвенных налогов. |
1862 | Бюджет передан Министерству финансов | До 1862 года централизованной системы распределения средств из бюджета не было. После 1862 года Министерство финансов отвечало как за доходы, так и за расходы бюджета. |
1863 | Отмена подушной подати | Мещане (достаточно богатые люди) были освобождены от уплаты подушной подати. Взамен они платили налог на недвижимость. Также была введена акцизная система на косвенные налоги, |
1864 | Создание счетных палат | Создавались независимые счетные палаты, которые функционировали в каждой губернии и контролировали эффективность расходования бюджетных средств. |
Зачем проводят деноминацию
Само явление деноминации не так часто встречается на практике. Вряд ли многие из ныне живущих россиян были активными свидетелями деноминации 1947 года, больше людей могут рассказать о деноминации 1961 года. Значительно лучше знакома экономически активному населению деноминация 1998 года. Вот, собственно говоря, и все деноминации в послевоенной советско-российской истории. Какие же цели преследует власть, проводя деноминацию?
- Деноминация уменьшает количество наличных денег в обращении. Это может быть необходимо при излишнем увеличении денежной массы в экономике страны.
- Деноминация снижает расходы на изготовление новых денег. Выпуск купюр более значимого номинала устраняет необходимость обновлять мелкие купюры – в них отпадает потребность.
- Деноминация упрощает расчеты. Чем меньше нулей на ценнике, тем проще подсчитать, сколько денег необходимо для покупки того или иного товара.
- Деноминация выявляет скрытые сбережения. Граждане вынуждены предъявить для обмена все наличные деньги, ведь иначе они потеряют ценность и превратятся в коллекционные бумажки.
- Многие эксперты считают, что валюта страны после деноминации укрепляется.
Как правило, деноминациям предшествуют войны, распад государств или иные глобальные катаклизмы, которые нарушают денежное обращение. Деноминация становится одной из мер по его восстановлению и нормализации. Так, после развала СССР деноминация потребовалась большинству государств на постсоветском пространстве. После Второй мировой войны без деноминации не обошлись и европейские страны, например, Франция, Греция, Польша. Знакома эта процедура и многим странам Латинской Америки, Африки, Азии. Очень показательны деноминации в Германии в 1923 году и в Зимбабве в 2009 году. Соотношение обмена при них было 1 триллион к 1.
Предпосылки финансовой реформы
В 1861 году в Российской империи провели крестьянскую реформу, после чего экономика страны начала развиваться бурными темпами. В то время России были остро необходимы крупные кредиты, чтобы проводить выкупные операции. Напомним, что раскрепощенным крестьянам предоставляли земельные наделы. Но в стране для этого отсутствовали необходимые золотовалютные запасы.
Государство переживало финансовый кризис:
- На развитие транспорта и промышленности не хватало средств.
- Продолжался рост бюджетного дефицита. Россия покрывала его за счет займов и выпускала дополнительные казначейские билеты (деньги).
- Национальная валюта была ослаблена, что вело к углублению экономического кризиса в государстве.
За год перед крестьянской реформой в России учредили Государственный банк, который должен был осуществить выкупную операцию. Для нормализации процесса планировалось использовать средства государственного займа. Крестьянам выдавали ссуды для своего выкупа у помещиков. Погасить ее они должны были за 49 лет. Такая финансовая политика государства привела к существенному росту внутреннего долга России.
Во избежание серьезных последствий крестьянской реформы для экономического развития страны правительство решило начать одновременное проведение финансовой реформы.
Процесс прохождения реформы
Планирование реформы берет свое начало в 1946 году. Но по причине голода, который охватил всю страну в послевоенный период, ее отложили. Мероприятия должны были начаться 16 декабря, а закончиться не позже, чем через две недели, 29 декабря.
Первым шагом к реформированию денежной системы было введение в действие деноминации. Вся суть реформы 1947 года заключалась в том, чтобы изменить стоимость денежных знаков.
Процентное соотношение деноминации составило 10:1, то есть 10 советских червонцев стали равны одному новому советскому рублю. При этом порядок цен, вся платежная система, и заработная плата после перерасчета не изменились, несмотря на то, что все цены снизились.
11 декабря в отделы МВД страны были направлены пакеты с указанием для руководителей сберегательных касс и иных финансовых структур вскрыть их не ранее 14 декабря. В пакетах была изложена вся суть денежной реформы 1947 года, к тому же в них находились сведения по правильному обмену материальных средств граждан. Все инструкции касались как наличных денег, так акций и вкладов.
Итоги и значение финансовых реформ
Предпринятые меры помогли сделать государственную финансовую систему более открытой и более эффективной. Велся строгий учет всех государственных средств, снизилась коррупция, деньги тратились на нужные и заранее обговоренные вещи, чиновники стали отвечать перед государством за каждый потраченный ими рубль. Благодаря новой системе государство смогло постепенно выбраться из кризиса и преодолеть негативные последствия раскрепощения крестьян и крестьянской реформы.
К сожалению, финансовые реформы были слишком непоследовательны, проводились урывками и им недоставало комплексности, поэтому они имели меньшую эффективность, чем могли бы. В частности, наряду с новой системой учета денег все еще действовала старая система налогообложения, которая сильно тормозила развитие. Кроме того, пришлось отказаться от проведения денежной реформы из-за недостатка запасов золота и серебра.
Значение финансовой реформы 1862 г.
Финансовые реформы 1860-х годов являлись буржуазными реформами и ставили перед собой цель преобразования финансовой системы России для вступления ее на путь капитализма.
Рисунок 2. Финансовая реформа 1862 г. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Все государственные ведомства обязаны были составлять сметы, для чего была специально установленная форма, в разных параграфах которой надо было подробно указывать все статьи расходов.
Все доходы государства сосредотачивались в кассах государственного казначейства, которое подчинялось Министерству финансов.
Средства с заранее согласованными сметами и кассовыми расписаниями из касс расходились по разным ведомствам и шли в оплату расходов.
В течение 1865 г органы государственного финансового контроля создавались и на местах – это были контрольные палаты.
Изменения коснулись и торговли – винный откуп заменялся акцизными марками, а налогообложение делилось на косвенные и прямые налоги.
Денежная реформа 1862 г была отложена, потому что для размена бумажных денег у государства не хватило золотых и серебряных запасов.
Сама финансовая система, созданная В.А. Татариновым, вплоть до Октябрьской революции не претерпела каких-либо существенных изменений.
Финансовая реформа суть результат
Следующие важные события в реформы произошли в 1862 году, когда на должность Министра финансов был назначен М.Рейтерн (в должности в 1862 по 1878 годы). Это не имеет никакого отношения к действительности. Правительство крайне болезненно относилось к любым проявлениям политизации университетской среды и ставило своей целью борьбу с такими явлениями.
Проведенные реформы были направлены на формирование всеобщего образования. Однако, реальные результаты были достигнуты только в сфере начального образования. Для большей части населения среднее и высшее образование оставалось недоступным, в связи с высокой платой за обучение.
В военной сфере реформы представляли собой систему мер, направленную на укрепление боеспособности российской армии и флота. Результаты Крымской войны показали несостоятельность армейской организации в целом. Проведением преобразований в этой отрасли занимался военный министр Д.
Суть финансовой реформы
С 1864 по 1868 год все доходы страны находились в ведении Государственного казначейства. Он подчинялся Министерству финансов. Заранее составлялись казначейские планы и согласованные прогнозы, в соответствии с которыми различные ведомства получали деньги на свои расходы.
Реформа Татаринова предоставила следующие возможности:
- Государство контролировало собственные финансы.
- Министерства не тратили средства свыше своих потребностей.
- Специальные органы контролировали все расходы.
- Государственная Дума получала отчет об операциях.
В 1865 году были созданы местные органы государственного финансового контроля. В 1865 году для создания государственных аудиторских учреждений были созданы государственные аудиторские конторы.
Они назывались «табы». Налоговые органы также были вовлечены в финансовую реформу. В 1866 году были созданы местные акцизные советы для регулирования продажи алкогольных напитков и табачных изделий и сбора акцизных налогов.
Налоговая система состояла из двух частей: Акцизные налоги (прямые налоги) и налоги, не связанные с потреблением (косвенные налоги). Он также инициировал создание соответствующих государственных ведомств.
Результаты налоговой реформы были положительными:
- Финансовые министерства очистили от взяточников и казнокрадов.
- Старые чиновники были уволены по указу императора.
- На их место пришли новые образованные и неподкупные люди, что пошло на пользу реформе и привело к ее ускорению.
Для подготовки реформы 1980-х годов министр финансов Н.Х. Бунге и его преемник И.А. Вышнеградский проделали огромную работу. Целью подготовки было заменить инфляционное обращение неразменных бумажных банкнот системой золотого стандарта. Необходимо было не только вернуться к металлическому обращению вместо бумажных денег, но и изменить основу денежной системы: от серебряного стандарта к золотому.
Необходимо было добиться положительного платежного баланса и накопить золотой запас (путем увеличения экспорта, ограничения импорта, протекционистских мер и заимствований за рубежом). Ликвидация дефицита бюджета. Стабилизация обменного курса.
Целенаправленная экономическая и финансовая политика привела к тому, что золотой запас России на 1 января 1897 года достиг 814 миллионов рублей.
После вступления в должность министра финансов С.Й. Витте положил конец спекулятивной финансовой игре с кредитным рублем, которая практиковалась при И.А. Вышнеградском. Государственный банк использовал валютные резервы Казначейства и Фонда для удовлетворения потребностей в иностранной валюте. Его предшественники, экономисты Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградский, пытались рационализировать денежную систему, главным недостатком которой было чрезмерное предложение кредита и бумаги, девальвация рубля и его крайняя неустойчивость.
В результате спекуляция снизилась. Стабилизация рыночного курса кредитного рубля в 1893-1895 годах создала условия для проведения денежной реформы: фиксации валютного курса путем обмена кредитного рубля на золото в соответствии с реальным соотношением между ними.
Условиями для проведения денежной реформы были: Золотой запас, стабилизированный обменный курс, активный торговый баланс, сбалансированный бюджет, невмешательство царя и Государственного совета в работу Министерства финансов и Государственного банка.
Финансовая реформа: Проект Татаринова
В 1862 г. стартовали мероприятия по упорядочиванию работы государственного аппарата, занятого финансово-хозяйственной деятельностью правительства. Главной фигурой здесь был В.А.Татаринов. В 1856 г. он, будучи еще довольно молодым человеком, был командирован за границу для изучения финансового управления в других странах. По примеру юриста С.И.Зарудного, он ознакомился с порядками в западных европейских странах и затем сделался главным реформатором по финансовой части в России. Положение дел здесь было далее нетерпимым. Почти каждое министерство имело свой бюджет, который тратился по своему усмотрению и очень часто нецелевым образом. Поэтому было введено единство кассы. Главным распорядителем бюджетных средств становилось министерство финансов. Все государственные ассигнования фиксировались в единой росписи, которую министр финансов представлял на обсуждение Государственному совету, и после одобрения она поступала на утверждение императору. С 1862 г. эта роспись публиковалась во всеобщее сведение, а ответственным за ее неукоснительное исполнение становился министр финансов. Ликвидировались все кассы и казначейства отдельных министерств, и каждая казенная копейка теперь проходила через кассу министерства финансов.
Новый государственный контроль
По-новому был решен вопрос о контроле за расходованием средств. Была преобразована служба государственного контроля, которая была поставлена выше всех министерств и ведомств. Фигура государственного контролера стала во многом определяющей в оценке правильности и законности расходования бюджетных средств. На эту должность и был назначен В.А.Татаринов. Благодаря его жесткой позиции, была прекращена былая практика бесконтрольного расходования казенных денег. На счетах отдельных ведомств больше не скапливались неучтенные остатки прежних ассигнований. Прекратилась вакханалия нецелевых расходов. Контроль был учрежден как в столице, так и в провинциях, где создавались местные органы в лице контрольных палат, независимых от общей администрации, не только губернатора, но и министерских чинов. Под контроль брались не только финансовые потоки, но и само счетоводство.
Экономическая политика
Отмена крепостного права, не смогла стимулировать экономику России в больших масштабах. Правительство, однако, признало необходимость дальнейших мер. И во время правления Александра были проведены финансовые реформы, которые действительно способствовали экономическому росту.
В 1862 году был введен государственный бюджет. А в 1863 году была установлена система государственных акцизов. Однако ни одна из этих мер не смогла улучшить финансовое положение правительства. И до одной трети его годовых расходов приходилось на долги.
Строительство железных дорог, финансируемое через растущее число кредитных организаций, было ключевым элементом экономической политики. Развитие железных дорог помогло связать районы производства зерна с крупными городами и портами. Тем самым способствуя продвижению экспорта. Правительство сыграло ключевую роль в создании этого бума в экономике.
Вопросы цензурирования литературы были переданы из министерства народного просвещения в министерство внутренних дел. При этом начинались преобразования достаточно либерально, но в ходе великих реформ цензура даже ужесточилась, и у властей появились новые возможности контролировать печать в ущерб свободе слова. Однако, при этом был принят закон, позволяющий не допускать к печати книгу (и даже уничтожать её), не возбуждая при этом судебного преследования против её автора. При это от предварительной цензуры (необходимой для получения разрешения на печать издания) были освобождены все издававшиеся в столицах (Москве и Петербурге) сочинения объёмом от 10 листов, а также ряд газет и журналов, включенных в особый список “благонадёжных”. Интересно, что в целом цензура была ослаблена, несмотря на ужесточение законов, и после цензурной реформы в список разрешённых попало уже около полутора сотен изданий, хотя до неё их было немногим более тридцати.