Безопасная доля вычетов по НДС в Москве за 2 квартал 2024 года

09.08.2024 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Безопасная доля вычетов по НДС в Москве за 2 квартал 2024 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Налоговики при отборе налогоплательщиков на комиссионное рассмотрение обращают внимание на тех, у кого низкая налоговая нагрузка. Согласно письму ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 одним из признаков подозрительно низкой налоговой нагрузки является значение выше 89%, определенного как безопасный лимит вычетов по НДС.

Вычет по авансам с трехлетним сроком давности.

Нередко налоговики направляют компаниям требования о предоставлении пояснений, если в книге покупок отражен «отработанный» аванс с трехгодичным сроком давности.

Например, в налоговой декларации за II квартал 2018 года заявлен «отработанный» аванс за I квартал 2015 года. Несмотря на то, что представители Минфина не видят препятствий по заявленным вычетам со «старой» предоплаты (Письмо от 07.05.2018 № 03-07-11/30585), налоговики просят у компаний пояснений в случае, если между предоплатой и отгрузкой товаров (работ, услуг) прошло более трех лет.

Ответ на требование № 5/55 от 06.08.2018
о вычете с полученного от покупателя аванса

Компания в ответ на сообщение (с требованием представления) № 5/55 от 06.08.2018 поясняет следующее.

В январе 2015 года компания получила предоплату от покупателя ООО «Лютик» в размере 118 000 руб. (в том числе НДС – 18 000 руб.).

С полученной суммы предоплаты компания исчислила НДС в размере 18 000 руб. и отразила в книге продаж за I квартал 2015 года.

Однако продукция была изготовлена и отгружена только в мае 2018 года в связи с освоением новой технологической линии производства. В связи с этим компания отразила в книге покупок за II квартал 2018 года вычет в размере 18 000 руб.

Трехгодичный срок для предъявления суммы НДС к вычету в данном случае не действует.

Техническая ошибка в нумерации счета-фактуры поставщика.

Несоответствие номеров счетов-фактур, отраженных в базе ИР АСК НДС-2, номерам счетов-фактур, представленных на камеральную проверку, не является основанием для отказа покупателю в вычете НДС.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии сумм НДС к вычету.

Немало требований налоговиков связано с ошибками (неточностями) в отражении реквизитов счетов-фактур (номер, дата).

В такой ситуации инспекция должна потребовать от налогоплательщика предоставить пояснения или исправить ошибочный номер счета-фактуры в первичной декларации (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Несмотря на то, что подобные ошибки не влияют на величину вычета, налоговики нередко отказывают компаниям в праве на вычет и настоятельно рекомендуют представить «уточненку». В случае отказа налоговики направляют уведомление о вызове компании для дачи пояснений. Однако компания может ограничиться представлением пояснений с корректными данными (Постановление АС СЗО от 01.09.2017 № Ф07-7152/2017 по делу № А13-14539/2016).

Безопасный вычет по НДС по регионам

Информация о безопасной доле вычета НДС на IV квартал 2019 года можно рассчитать по данным отчета налоговой 1-НДС.

Все данные нами уже рассчитаны и сведены в одну таблицу:

Безопасная доля вычетов на 01.11.2019 Безопасная доля вычетов на 01.08.2019 Безопасная доля вычетов на 01.05.2019 Безопасная доля вычетов на 01.02.2019
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 87,39% 86,93% 86,10% 88,05%
в том числе:
ЦФО 89,26% 88,76% 88,48% 89,51%
Белгородская область 91,63% 91,68% 92,00% 92,75%
Брянская область 90,11% 88,89% 86,69% 92,97%
Владимирская область 85,34% 85,73% 85,73% 87,45%
Воронежская область 92,93% 92,91% 93,53% 92,41%
Ивановская область 92,56% 92,23% 92,36% 94,08%
Калужская область 90,01% 89,90% 90,03% 89,23%
Костромская область 86,08% 85,73% 87,83% 89,76%
Курская область 89,94% 91,35% 91,74% 91,91%
Липецкая область 104,42% 105,42% 106,71% 109,05%
Московская область 89,04% 88,74% 88,99% 89,85%
Орловская область 92,97% 92,55% 93,47% 94,65%
Рязанская область 83,23% 83,81% 85,76% 85,14%
Смоленская область 95,32% 94,64% 94,07% 95,27%
Тамбовская область 96,39% 97,26% 99,12% 102,84%
Тверская область 91,63% 91,66% 92,80% 94,39%
Тульская область 96,85% 97,55% 96,99% 97,47%
Ярославская область 89,16% 89,80% 87,41% 90,74%
город Москва 88,76% 88,08% 87,62% 88,66%
СЗФО 87,18% 87,02% 86,96% 88,18%
Республика Карелия 74,88% 76,40% 80,56% 84,84%
Республика Коми 76,38% 76,42% 76,04% 79,07%
Архангельская область 77,44% 83,27% 78,50% 92,10%
Вологодская область 98,10% 99,44% 99,78% 96,26%
Калининградская область 60,35% 60,30% 61,33% 63,58%
Ленинградская область 86,10% 86,65% 88,89% 88,67%
Мурманская область 121,95% 103,07% 84,41% 92,32%
Новгородская область 95,84% 94,71% 97,65% 94,57%
Псковская область 89,14% 88,10% 90,66% 94,10%
город Санкт-Петербург 87,73% 87,57% 87,56% 88,73%
Ненецкий АО 147,56% 140,38% 154,60% 126,77%
СКФО 89,18% 89,60% 85,87% 90,57%
Республика Дагестан 83,16% 84,26% 84,24% 84,89%
Республика Ингушетия 93,28% 93,81% 93,30% 99,02%
Кабардино-Балкарская Республика 86,70% 87,95% 90,48% 94,21%
Карачаево-Черкесская Республика 91,81% 91,75% 92,56% 94,31%
Республика Северная Осетия-Алания 88,48% 89,38% 89,15% 87,62%
Чеченская Республика 97,47% 100,11% 66,44% 100,40%
Ставропольский край 88,75% 88,81% 88,72% 89,48%
ЮФО 90,10% 89,76% 90,31% 91,59%
Республика Адыгея 85,74% 86,11% 86,69% 86,78%
Республика Калмыкия 80,22% 82,45% 87,15% 81,10%
Республика Крым 85,70% 86,23% 86,95% 89,73%
Краснодарский край 90,74% 90,76% 91,30% 93,21%
Астраханская область 65,85% 64,39% 60,28% 58,65%
Волгоградская область 90,70% 88,23% 89,15% 90,69%
Ростовская область 92,72% 92,84% 93,70% 94,07%
город Севастополь 81,26% 81,25% 81,10% 82,99%
ПФО 86,26% 85,60% 81,02% 86,79%
Республика Башкортостан 91,04% 89,38% 90,28% 90,53%
Республика Марий-Эл 88,36% 88,19% 89,24% 90,19%
Республика Мордовия 92,38% 92,81% 93,27% 90,54%
Республика Татарстан 87,88% 87,56% 87,38% 88,48%
Удмуртская Республика 79,95% 79,29% 79,71% 81,95%
Чувашская Республика 83,60% 84,24% 85,56% 85,71%
Кировская область 87,05% 87,45% 88,82% 87,36%
Нижегородская область 88,99% 88,96% 63,08% 88,59%
Оренбургская область 71,29% 69,82% 70,75% 73,44%
Пензенская область 91,13% 90,95% 90,54% 91,12%
Пермский край 82,01% 80,64% 80,76% 82,69%
Самарская область 83,63% 83,27% 83,77% 85,13%
Саратовская область 84,06% 83,23% 83,56% 85,61%
Ульяновская область 91,22% 91,09% 91,05% 91,37%
УФО 77,92% 77,35% 76,67% 79,32%
Курганская область 85,43% 84,69% 86,21% 88,07%
Свердловская область 91,64% 91,50% 91,20% 91,40%
Тюменская область 83,81% 84,28% 84,55% 84,61%
Челябинская область 91,11% 90,80% 90,76% 92,32%
Ханты-Мансийский АО — Югра 58,70% 56,89% 57,34% 62,57%
Ямало-Hенецкий АО 64,39% 65,61% 61,99% 63,94%
СФО 84,16% 84,22% 84,50% 85,56%
Республика Алтай 90,52% 91,58% 93,17% 94,00%
Республика Тыва 77,99% 76,66% 82,10% 73,53%
Республика Хакасия 89,66% 89,94% 90,09% 92,13%
Алтайский край 90,16% 89,74% 89,67% 90,15%
Красноярский край 78,06% 79,53% 80,66% 83,04%
Иркутская область 77,06% 77,21% 77,83% 78,88%
Кемеровская область — Кузбасс 90,77% 89,43% 88,67% 88,95%
Новосибирская область 89,51% 89,55% 89,83% 90,25%
Омская область 88,27% 88,51% 89,06% 90,73%
Томская область 77,34% 77,03% 76,51% 77,02%
ДФО 96,97% 95,85% 94,96% 95,86%
Республика Бурятия 90,62% 91,55% 89,74% 89,66%
Республика Саха (Якутия) 90,67% 89,68% 86,76% 87,16%
Приморский край 94,38% 93,25% 93,19% 94,23%
Хабаровский край 92,91% 91,97% 91,61% 94,62%
Амурская область 130,35% 127,83% 131,40% 124,68%
Камчатский край 90,25% 89,69% 82,32% 85,99%
Магаданская область 97,54% 98,80% 95,29% 91,23%
Сахалинская область 98,33% 96,99% 93,92% 89,72%
Забайкальский край 89,50% 87,29% 87,42% 90,06%
Еврейская автономная область 86,78% 90,63% 105,64% 112,00%
Чукотский АО 120,31% 115,38% 111,56% 110,23%
БАЙКОНУР 93,39% 71,83% 74,90% 73,78%

Отражение вычетов в декларации НДС

Расчет налога на бумаге оформляется декларацией НДС. Следует помнить, что подача декларации возможна только в электронной форме.

Все вычеты отражаются в разделе 3, в строках со 120 по 210. В большинстве случаев заполняются не все строки. Обычно налогоплательщики заполняют:

Строка декларации Пояснение
120 Заполняется суммой НДС, который «пришел» с покупками и учитывается на счете 19
130 В строке нужно проставить сумму НДС со всех предоплат, которые налогоплательщик перечислил поставщикам. Цифра берется из оборота по кредиту счета 76.ВА
170 Здесь необходимо прописать сумму НДС с авансов прошлых периодов, которые закрылись в этом квартале. Сумма берется из оборота по кредиту счета 76.АВ
190 Строка содержит общую сумму налога, который подлежит вычету из начисленных сумм

Понятие налоговой нагрузки и методика ее исчисления

Ежегодно ФНС определяет перечень предприятий — объектов выездных проверок будущего года. Одной из причин, «благодаря» которой в организацию могут прийти налоговики с проверкой, является низкая фискальная нагрузка.

Налоговая нагрузка — это удельный вес перечисленных в бюджет налоговых платежей к суммарной выручке компании.

Позиция Федеральной налоговой службы такова: каждый субъект бизнеса при расчете налогов должен сопоставлять полученные значения с рекомендуемыми ФНС. Показатели устанавливаются ежегодно по отраслям.

Если на протяжении нескольких периодов у компании наблюдается низкая налоговая нагрузка, ФНС решит, что имеет место занижение налоговой базы. В этом случае, у организации есть все шансы попасть в план выездных проверок.

Общая налоговая нагрузка определяется по следующей формуле:

ННобщая = Общая сумма начисленных налогов за период / Выручка за аналогичный период х 100%.

Общий показатель налоговой нагрузки утвержден отдельно для каждой отрасли. Например, в 2020 году минимальная величина налоговых поступлений для компаний сферы гостиничного бизнеса и общественного питания составляет 10,5 %. Это означает, что не менее 10,5 % от суммы полученной выручки организация должна перечислить в бюджет в качестве фискальных платежей.

Правила по вычетам с НДС

Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются не только компании на ОСНО. Платить НДС приходится и другим экономическим субъектам, которые совершают ряд особых операций (глава 21 НК РФ). Сумма обязательств рассчитывается исходя из стоимости операций реализации и приравненных к ним сделок. Плательщик вправе уменьшить налог к уплате, заявив на налоговый вычет.

Фискальные льготы — это суммы НДС, предъявленные поставщиками и подрядчиками и заявленные в счетах-фактурах. Чтобы получить льготу, выполните условия:

  1. Приобретенная продукция, например, товары, либо работы и услуги, приняты на учет налогоплательщика. Неучтенные объекты нельзя предъявить к вычету.
  2. Товары, работы и услуги приобретены для использования в операциях, облагаемых НДС. Например, НДС с материалов, которые будут использованы в необлагаемом производстве, нельзя заявить на вычеты.
  3. Операция покупки оформлена документально. Налог выделен и корректно отражен в счете-фактуре. Если налог не отражен в счетах-фактурах поставщика, его нельзя учесть при налогообложении.
  4. С момента покупки товаров, работ, услуг не прошло три года. То есть не истек срок давности. По операциям с истекшим сроком давности налоговые льготы не предоставляются.

Что такое вычет по налогу

Налогу на добавленную стоимость посвящена целая глава в Налоговом кодексе – глава 21. Налог рассчитывается исходя из требований статьи 166 НК РФ.

Налоговый вычет представляет собой те суммы, которые уменьшают величину налога для перечисления в бюджет. Таким образом, тот НДС, который «приходит» в компанию с покупками, может быть принят к вычету и снизить сумму налога. Полный перечень вычетов прописан в статье 171 НК РФ. Основные из них следующие:

  1. Сумма НДС при покупке на территории нашей страны товаров (работ, услуг) для использования их в деятельности с НДС
  2. НДС, по командировочным, представительским расходам
  3. НДС по строительно – монтажным работам для себя
  4. НДС с авансов
  5. Другие виды вычетов

Вычет принимаются только при наличии подтверждающих документов, главным из которых является счет – фактура. Документы должны быть оформлены по установленным правилам, иначе вычеты приняты не будут и придется доплатить налог.

Отчет 1-НДС и расчет вычетов

Для того чтобы определить безопасную долю вычета расчетным путем, нужно обратиться к информации, содержащейся в статистической форме 1-НДС. Отчет размещен на сайте налоговой инспекции каждого региона. Нужно знать, что на сайт прикрепляются два отчета – один по стране в целом, второй — а разбивкой по регионам. Найти отчет на сайте налоговой инспекции города Москвы можно следующим образом:

  • Заходим на сайт налоговой города Москва
  • В разделе «Деятельность» выбираем «Иные функции ФНС России»
  • Выбираем раздел «Статистика и аналитика»
  • Заходим в «Данные по формам статистической налоговой отчетности»
  • Выбираем из списка форму 1-НДС за интересующий год

Форма содержит сведения о начисленной сумме налога и о примененных вычетах, а также о товарах, которые не облагаются НДС.

ВАЖНО! В настоящее время на сайте налогового органа опубликована последняя версия отчета по состоянию на 01.02.2023 года

Расчет удельного веса вычетов НДС

Что означает этот показатель и как рассчитывается? Это ничто иное, как процент вычетов по НДС в сумме начисленного налога. Для его расчета нужны всего два значения, которые можно найти в разделе 3 декларации по НДС. Это строка 190 (НДС к вычету) и строка 118 (НДС начисленный).

Рассчитывается показатель по следующей формуле:

НДС к вычету / НДС начисленный * 100%

Для того чтобы увидеть динамику этого показателя, лучше взять соответствующие данные из четырех последних деклараций.

В результате расчета получится значение в процентах, соответствующее удельному весу вычетов НДС в общем количестве начисленного налога. Другими словами, это значение показывает, какой процент от начисленного НДС компания заявляет к вычету. Именно его будут сравнивать налоговые органы с пороговым показателем для того, чтобы сделать вывод о степени налоговых рисков компании по НДС. Если удельный вес вычетов НДС по данным декларации налогоплательщика больше, то это сразу же привлекает внимание налоговых инспекторов.

Безопасная доля вычетов НДС за 1 квартал 2019 года

Регион

Доля вычетов,

%

Регион

Доля вычетов,

%

Алтайский край

90,5%

Приморский край

95,6%

Амурская область

116,1%

Псковская область

87,2%

Архангельская область

82,1%

Республика Адыгея

85,7%

Астраханская область

62,8%

Республика Алтай

90,1%

Белгородская область

89,3%

Республика Башкортостан

88,2%

Брянская область

87,8%

Республика Бурятия

88,9%

Владимирская область

85,2%

Республика Дагестан

85,9%

Волгоградская область

86,4%

Республика Ингушетия

95,9%

Вологодская область

88,1%

Республика Калмыкия

82,0%

Воронежская область

92,9%

Республика Карелия

83,5%

Город Москва

88,4%

Республика Коми

78,6%

Город Санкт-Петербург

90,1%

Республика Крым

87,8%

Город Севастополь

82,1%

Республика Марий Эл

90,2%

Еврейская автономная область

96,1%

Республика Мордовия

90,1%

Забайкальский край

84,4%

Республика Северная Осетия — Алания

86,9%

Ивановская область

92,6%

Республика Татарстан

87,9%

Иркутская область

77,5%

Республика Тыва

76,6%

Кабардино-Балкарская Республика

93,3%

Республика Хакасия

89,7%

Калининградская область

62,9%

Республика Саха (Якутия)

86,1%

Калужская область

88,2%

Ростовская область

92,0%

Камчатский край

90,1%

Рязанская область

84,9%

Карачаево-Черкесская Республика

91,8%

Самарская область

84,4%

Кемеровская область

83,7%

Саратовская область

84,9%

Кировская область

86,7%

Сахалинская область

103,1%

Костромская област��

85,4%

Свердловская область

88,2%

Краснодарский край

89,9%

Смоленская область

94,2%

Красноярский край

76,5%

Ставропольский край

88,8%

Курганская область

87,0%

Тамбовская область

95,4%

Курская область

91,3%

Тверская область

88,6%

Ленинградская область

81,7%

Томская область

75,6%

Липецкая область

92,8%

Тульская область

92,7%

Магаданская область

98,6%

Тюменская область

83,5%

Московская область

90,4%

Удмуртская Республика

81,1%

Мурманская область

81,2%

Ульяновская область

91,9%

Ненецкий автономный округ

121,1%

Хабаровский край

89,6%

Нижегородская область

88,8%

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

58,5%

Новгородская область

89,9%

Челябинская область

88,4%

Новосибирская область

89,5%

Чеченская Республика

100,7%

Омская область

84,0%

Чувашская Республика

83,6%

Оренбургская область

70,1%

Чукотский автономный округ

105,7%

Орловская область

94,5%

Ямало-Ненецкий автономный округ

69,7%

Пензенская область

90,9%

Ярославская область

87,2%

Пермский край

79,2%

Читайте также:  Сколько дают дембельских денег в 2024 году

Как определить сумму НДС (вычисление)

Перейдя на конкретный пример с цифрами, рассмотрим компанию в декларации, которой указана общая сумма НДС в объеме 900 000 руб, при этом налоговый вычет за это время составил 850 000 рублей.

Сейчас данные отчетов 1-НДС из-за переносов сроков сдачи отчетности немного съехали. Для расчета средней доли по региону во втором квартале используйте 1-НДС на 1 июня, так как отчета на 1 мая в 2021 году нет.

Внимание налоговой не сосредоточенно только на НДС. Инспекторы также смотрят на налоговую нагрузку, уровень заработной платы, рентабельность и так далее. Затем сравнивают со средними показателями в отрасли или регионе. Любое отклонение вызовет их интерес. Прежде, чем вычислять налог на добавленную стоимость, сосчитайте саму добавленную стоимость. Что это вы ее путаете с ценой товара?!

Налог на добавленную стоимость уплачивают организации и предприниматели, ведущие деятельность на ОСН, а также иные категории налогоплательщиков в соответствии с требованиями главы 21 НК РФ.

Предусматривается несколько ориентиров для плательщиков налогов и сборов, которые следует принимать во внимание.

После окончательной оплаты в учете образовалась отрицательная разница 8260 руб. (464 920 руб. (стоимость оприходованных товаров) – 134 520 руб. (аванс) – 338 660 руб. (окончательная оплата)).

Это разновидность непрямого федерального платежа, что начисляет государство. Процесс взимания происходит в момент реализации продукции третьим лицом покупателю.

Полученная сумма является пороговым значением, которое или ее больший эквивалент необходимо заплатить компании, чтобы исключить какие-либо проверки и претензии со стороны контролирующих служб.

Безопасная доля вычетов по НДС в регионах

Помимо общей цифры в 89% по РФ, налоговики рассчитывают предъявленную долю вычетов в разрезе каждого отдельного субъекта РФ.Для этого данные о сумме исчисленного налога и величине заявленного НДС к вычету сводятся в единый отчет 1-НДС на основании деклараций, сданных в конкретном регионе. На основании данной формы можно рассчитать безопасную долю вычетов в интересующем регионе самостоятельно. Для этого используется формула:

Дв = Нв ÷ Нр × 100, где

Дв – % вычетов;

Нв – налог, предъявленныйк вычету;

Нр – налог с реализации.

По состоянию на 01.02.2016 г. необходимо ориентироваться на значения, указанные в таблице (нажмите для раскрытия)

N п/п Регион Доля вычетов, %
1 Адыгея 91,2
2 Алтай 93,1
3 Алтайский кр. 89,4
4 Амурская об. 88,6
5 Архангельская об. 91,1
6 Астраханская об. 79,5
7 Башкортостан 90,6
8 Белгородская об. 93,6
9 Брянская об. 91,2
10 Бурятия 83,7
11 Владимирская об. 84,1
12 Волгоградская об. 87,8
13 Вологодская об. 87,2
14 Воронежская об. 95,4
15 Дагестан 85,7
16 Еврейская AO 94,9
17 Забайкальский кр. 99
18 Ивановская об. 93
19 Ингушетия 92,9
20 Иркутская об. 87,7
21 Кабардино-Балкарская р. 95,2
22 Калининградская об. 66,9
23 Калмыкия 127,1
24 Калужская об. 89
25 Камчатский кр. 82,6
26 Карачаево-Черкесская р. 92,8
27 Карелия 84,7
28 Кемеровская об. 86,2
29 Кировская об. 88,2
30 Коми 75,9
31 Костромская об. 88,1
32 Краснодарский кр. 90,1
33 Красноярский кр. 80,9
34 Курганская об. 83,4
35 Курская об. 89,5
36 Ленинградская об. 80,1
37 Липецкая об. 92,2
38 Магаданская об. 76
39 Марий Эл 88,1
40 Мордовия 90,4
41 Москва 90,4
42 Московская об. 90,4
43 Мурманская об. 79
44 Ненецкий АО 148
45 Нижегородская об. 89,1
46 Новгородская об. 86,6
47 Новосибирская об. 91,3
48 Омская об. 86,5
49 Оренбургская об. 82
50 Орловская об. 92,8
51 Пензенская об. 90,1
52 Пермский кр. 85,2
53 Приморский кр. 93,2
54 Псковская об. 91
55 Ростовская об. 89,8
56 Рязанская об. 87,1
57 Самарская об. 88,3
58 Санкт-Петербург 91,4
59 Саратовская об. 88,8
60 Саха (Якутия) 78,8
61 Сахалинская об. 90,3
62 Свердловская об. 88,1
63 Северная Осетия-Алания 90,5
64 Смоленская об. 90,7
65 Ставропольский кр. 93,6
66 Тамбовская об. 94,5
67 Татарстан 91,7
68 Тверская об. 89,9
69 Томская об. 83,6
70 Тульская об. 91,5
71 Тыва 88,2
72 Тюменская об. 90,1
73 Удмуртская р. 87,7
74 Ульяновская об. 92,2
75 Хабаровский кр. 89,6
76 Хакасия 90,6
77 Ханты-Мансийский-Югра АО 69,3
78 Челябинская об. 89,4
79 Чеченская р. 100,2
80 Чувашская р. 84,9
81 Чукотский АО 76,7
82 Ямало-Ненецкий АО 82,4
83 Ярославская об. 87,2
84 Севастополь 86,8
85 Симферополь 84,5

Как видно из таблицы в некоторых субъектах РФ (Ненецкий АО или респ. Калмыкия) налоговики лояльно отнесутся даже к возмещению НДС из бюджета.

Например, компания находится в Орловской обл. За налоговый период собралось 354 000 руб. входного НДС и 387 000 руб. – исходящего. Доля вычетов составляет 91,47%. Показатель превышает общую норму по РФ, но проверяющие не вызовут на комиссию, так как на уровне субъекта установлена норма в 92.2%.

Счет – фактура – обязательный документ в учете

Счет – фактура – унифицированный бланк. Современная форма документа введена в действие Постановлением Правительства №1137 от 01.02.2022 года.

Это документ, который подтверждает сумму НДС при продаже или покупке товара (работы, услуги). Счет – фактура должен быть выставлен в течение 5 дней с даты поставки. Такой срок установлен в пункте 3 статьи 68 НК РФ.

Каждый факт жизни организации должен быть отражен в учете и оформлен соответствующим документом, в том числе и счетом – фактурой. В зависимости от того, какая операция проводится, выделяют следующие разновидности счетов – фактур:

  • Основной документ, который выписывается непосредственно по факту поставки
  • Счет – фактура на аванс. Он оформляется в случае, когда производится предоплата. Вычет по такому документу предоставляется в том же порядке, что и по обычному, на отгрузку
  • Корректировочный счет – фактура создается в том случае, когда изменились количественные параметры отгрузки. Вычет предоставляется с получившейся разницы

Счет – фактура оформляется по установленным правилам. На документе допускается только живые подписи руководителя и главного бухгалтера.

Безопасная доля вычетов по регионам: Москва

Москва относится к Центральному федеральному округу. Показатели безопасной доли вычетов установлены отдельно для города и отдельно для Московской области. Показатель безопасной доли вычетов для Москвы не менялся по сравнению с 4 кварталом 2022 года и составляет на текущий момент 88,4%.

Рассмотрим пример. Размер начислений по НДС в организации города Москва составил 1500000 рублей, а вычеты составили 1400000 рублей. Доля вычетов по организации составила:

(1400000 / 1500000) * 100% = 93,3%

Это очень большой показатель, который превышает региональное значение. Бухгалтеру придется подумать, что можно сделать в этой ситуации.

Рассчитаем, какая доля вычетов должна быть, чтобы налоговая инспекция не имела претензий к компании:

1500000 * (100% — 88,4%) / 100 = 174000 рублей

Получается, что организация должна перечислить в бюджет как минимум 174 тысячи рублей для того, чтобы к ней не было претензий.

В целом, показатели по регионам неоднородные. Самая высокая безопасная доля вычетов в Ненецком автономном округе – 121,1%, а самая низкая на Байконуре – 57,9%

Читайте также:  На чём можно заработать в 2024 году

Расчет безопасной доли вычетов по ндс в 2023 году

Рассмотрим поправки в главу 21 НК РФ, интересные многим налогоплательщикам.

1. Реализация товаров, работ, услуг банкрота — не объект по НДС

С 1 января 2023 г. в НК РФ официально установлено, что что объектом обложения НДС не являются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) должников, признанных несостоятельными (банкротами), в том числе товаров (работ, услуг), изготовленных и (или) приобретенных (выполненных, оказанных) в процессе хозяйственной деятельности после признания должников банкротами (пп.15 п.2 ст. 146 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ).

2. Место реализации водных биологических ресурсов (ст. 147 НК РФ)

С 1 января 2023 года ст.147 НК РФ будет дополнена пунктом 3, устанавливающим особый порядок определения места реализации товаров в виде водных биологических ресурсов и товаров, произведенных из них. Местом их реализации в целях НДС признается территория РФ, если водные ресурсы добыты в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и (или) товары, произведенные из таких ресурсов в момент начала отгрузки и транспортировки находятся в исключительной экономической зоне Российской Федерации (Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. N 374-ФЗ (далее — Закон N 374-ФЗ)).

3. От НДС освобождены услуги финансовых платформ

С 1 января 2023 года не будут облагаться НДС (пп.12.2 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 374-ФЗ) услуги, оказываемые оператором финансовой платформы в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы». Конкретный перечень услуг приведен в новой норме.

4. Освобождение от НДС передачи прав на изобретения, полезные модели,

промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау) продолжает действие в 2023 году, но с 1 января 2023 года «переехало» из пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в пп. 26.1 п. 2 ст. 149 НК РФ (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 265-ФЗ (далее — Закон N 265-ФЗ)).

5. От НДС освобождаются только «российские» «нерекламные» программные продукты

С 1 января 2023 года передача исключительных прав и прав на использование программ ЭВМ, а также баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» освобождается от НДС только, если программы или базы данных включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее Российский реестр) (пп.26 п.2 ст.149 НК РФ в ред. Закона N 265-ФЗ).

Соответственно передача прав на программы ЭВМ и базы данных, не включенные в Российский реестр, с 1 января 2023 г. облагаются НДС по ставке 20% (п.3 ст.164 НК РФ).

Также придется начислить НДС по ставке 20% при передаче прав на «российские» программы и базы данных, если передаваемые права состоят в получении возможности:

  • распространять рекламную информацию в сети «Интернет» и (или) получать доступ к такой информации,
  • размещать предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет»,
  • осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки.

Подробнее об НДС при передаче прав на программы ЭВМ и базы данных с 1 января 2021

6. Введен вычет НДС при «экспорте прав» на программы ЭВМ

С 1 января 2023 г. при передаче прав на программы ЭВМ или базы данных, включенных в Российский реестр иностранным лицам (т.е. если местом реализации таких услуг в соответствии со ст.148 НК РФ территория РФ не является) «экспортеры прав» смогут принимать к вычету НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным для таких операций (пп.2.1 п.2 ст.170 и новый пп.4 п.2 ст.171 НК РФ — Закон 374-ФЗ от 23.11.2020). И это несмотря на то, что права на программы ЭВМ, включенные в Российский реестр, как указывалось выше, освобождаются от НДС в соответствии с пп.26 п.1 ст.149 НК РФ.

1. Средства дольщиков на счетах эскроу приравняли к средствам целевого финансирования

Дополнен пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ — в целях главы 25 НК РФ к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Законом от 30.12. N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ». Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих средств признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) МКД и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.

Указанные изменения применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года (пп. «а» п.11 ст. 2 , п. 1 п.5 ст. 3 Закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ).

Т.е. с 1 января 2020 года в состав доходов у организации-застройщика включается разница между ценой договоров участия в долевом строительстве и фактическими затратами на строительство объектов долевого строительства.

2. Улучшены условия для помощи «дочерним» и «материнским» организациям.

Обновлены условия подпункта 11 пункта 1 ст. 251 НК РФ, освобождающего от налога на прибыль «подарки» от участников и дочерних компаний. Причем изменения распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2020 года (п. 9 ст. 9 Федерального Закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ (далее — Закон N374-ФЗ)).

С 1 января 2020 года не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль имущество, имущественные права, полученные российской организацией безвозмездно:

  • от организации — участника (передающей стороны) если доля участия в т.ч. косвенного передающей стороны в УК получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ
  • от организации, в УК которой доля прямого или косвенного участия получающей стороны составляет не менее 50%. Доля участия определяется в соответствии со ст.105.2 НК РФ. Если передающая организация является иностранной организацией, указанные доходы, не учитываются при определении налоговой базы только в том случае, если государство постоянного местонахождения передающей организации, а также организаций, через которые осуществляется косвенное участие получающей организации в передающей организации не включено в перечень офшорных зон, утверждаемый Минфином РФ согласно абзацу 2 пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ.
  • от физического лица, если такое физическое лицо прямо и (или) косвенно участвует в такой организации и доля такого участия в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации, определенная в соответствии с положениями статьи 105.2 НК РФ, составляет не менее 50%.
  • от организации, владеющей лицензией (лицензиями) на пользование участками недр, указанными в пункте 2 статьи 343.5 НК РФ, для компенсации затрат, осуществленных налогоплательщиком в целях создания объектов основных средств, указанных в пункте 6 статьи 343.5 НК РФ.

При этом полученное имущество, имущественные права не признаются доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня их получения указанные имущество, имущественные права (за исключением денежных средств) не передаются третьим лицам.

Таким образом, в обновленную формулировку включено не только имущество, но и имущественные права.

Кроме того, позитивно, что прежний лимит участия «более чем на 50%» заменен на «не менее 50%», а также непосредственно предусмотрена возможность косвенного участия передающей (получающей) стороны. Т.е. новой нормой можно воспользоваться, в т.ч. если у организации два участника с долями 50/50 и участие не обязательно должно быть прямым, ранее это было невозможно.


Похожие записи: