УТС автомобиля по ОСАГО в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «УТС автомобиля по ОСАГО в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как видим из представленного материала, в 2024 году страховая компания по ОСАГО обязана возмещать утраченную в результате ДТП товарную стоимость автомобиля, если соблюдаются предусмотренные условия. Если сумма ущерба превышает максимально возможный размер выплат, пострадавшему необходимо взыскивать компенсацию с виновного в ДТП в судебном порядке.
Методика Министерства юстиции
По этому методу расчета УТС в 2024 году сравнивается процентное отношение цены машины после восстановления в результате аварии к аналогичной, не участвовавшей в ДТП.
Для расчета используется следующая формула:
С = S х ∑Кi/100, где:
- С – часть цены автомобиля, на которую уменьшилась рыночная стоимость в результате происшествия (после проведенного восстановления). Этот параметр и требуется установить;
- С – сколько стоила машина перед аварией;
- Кi – специальный поправочный коэффициент, используемый экспертом при оценке авто.
Выбирая корректировочный коэффициент, руководствуются следующими правилами:
- если при восстановлении машины возникает необходимость замены узлов, соединенных сваркой, величина поправки уменьшается в пять раз от первоначального значения;
- ремонт деталей не должен обходиться дороже их замены;
- при устранении дефектов, не явившихся следствием ДТП, коэффициент снижается наполовину;
- цена автомобиля снижается, если по итогам восстановления пришлось наносить новое лакокрасочное покрытие кузова.
Величины коэффициентов указаны в таблицах данной методики.
Вопрос | Ответ |
---|---|
При каком возрасте автомобиля можно претендовать на выплату компенсации по УТС при ДТП в 2024 году? | Иномарки – до пяти лет, отечественные авто – до трех. |
Возможна ли выплата компенсации по УТС, если автомобиль попал в ДТП повторно? | Нет. |
Кто возмещает ущерб по УТС, если стоимость ремонта превышает размер максимально возможной выплаты по ОСАГО? | Виновник ДТП. |
Относится ли утрата товарной стоимости машины к реальному ущербу? | Да. |
Предусмотрено ли возмещение УТС по КАСКО? | Да, если обратное условие не зафиксировано в договоре. |
Для расчета компенсации утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2024 году, эксперт имеет право прибегнуть к помощи и других методов. На практике может применяться способ Хальбгевакса. Вместо амортизации в нём учитывается пробег. Метод наиболее популярен в Европе. Расчёт производится по формуле:
УТС = (коэффициент утраты товарной стоимости : 100) х (рыночная цена с учетом износа + цена ремонта)
Дополнительно предстоит определить ещё два показателя. Коэффициент относительной цены ремонта условно обозначают А. В процессе расчета нужен и коэффициент отношения цены работ к стоимости материалов и запчастей. Показатель условно обозначают Б. Они определяются по формулам:
- А = (цена работ : стоимость материалов) х 100%;
- Б = (стоимость материалов : цена работ) х 100%.
Показатели А и Б требуются для определения коэффициента утраты товарной стоимости. Процесс осуществляется при помощи специальной таблицы. Для многих метод удобнее. Однако применять его самостоятельно можно только для контроля за правильностью расчетов специалиста. Чтобы претендовать на возмещение, потребуется экспертное заключение.
В каких случаях можно просить у страховщика выплату УТС по ОСАГО?
Перед тем, как разбирать случаи, когда у автомобилиста появляется возможность запросить возмещение за УТС по ОСАГО, необходимо более детально рассмотреть, что из себя представляет эта самая утрата товарной стоимости. Когда транспорт получает повреждения в ДТП, его стоимость на «вторичке» сильно падает по сравнению с машинами без негативной истории. Это может быть вызвано как внешними недостатками ТС, так и внутренними. Битый автомобиль в любом случае ценится существенно меньше по сравнению с аналогичной, которая ранее не получала повреждения из-за столкновения на дороге. И дело далеко не только в том, что авто могло стать менее привлекательным из-за царапин или иных недостатков. В нём также могут содержаться скрытые дефекты, которые отразятся на безопасности управления транспортом. Даже если страховщик полностью починит авто, в будущем оно всё равно будет менее интересно покупателям. И чтобы исправить это, пострадавший может потребовать у страховщика возместить испорченный товарный вид автомобиля.
Что делать, если страховая отказала в компенсации за утрату товарной ценности автотранспорта
Если страховщик не произведет возмещение в отведенный период, за положенную страховую выплату придется побороться. Сразу направиться в суд для урегулирования конфликта не выйдет. Первоначально потребуется направить в саму организацию досудебную претензию. Это требование прописано в законе. К претензии необходимо приложить документ с подтверждением права на получение компенсации. Им как раз является заключение оценщика. Страховщик обязан рассмотреть претензию в течение 10 дней. Иногда СК отказывают в подобном возмещении, ссылаясь на то, что это незаконное обогащение. Однако это неправомерно, ведь утеря стоимости ТС признается полноценным материальным ущербом.
Не получили ответ от страховщика? Переходим к следующему этапу – обращение к финомбудсмену. Финансовый уполномоченный занимается решением споров, возникающих между страховщиками и их клиентами. Обратиться в организацию можно как онлайн, так и направив обращение по почте. К нему обязательно приложите следующие документы:
- Копия претензии, которую вы посылали страховой организации.
- Ответ страховщика, если он поступал.
- Результат независимой экспертизы.
Обращение к финомбудсмену доступно в течение 3 лет. Отсчёт ведётся с момента, когда были нарушены права потерпевшего. Финуполномоченный рассматривает обращение 15 рабочих дней. Рассмотрение также может быть продлено не более чем на 10 суток, если дополнительно потребуется провести экспертизу с привлечением независимого эксперта.
Но если и тут у вас не получится добиться справедливого покрытия, то можно отправляться в суд. При отсутствии положительной реакции от СК и финансового уполномоченного следует обратиться с иском в арбитражный суд. На это у пострадавшего автомобилиста есть 30 суток с того дня, как предыдущая инстанция даст ответ на запрос. Для большей надёжности разрешается дополнительно обратиться к регулятору – ЦБ. Банк России занимается регулированием всей страховой сферы, а также принимает жалобы от страхователей на некачественное оказание услуг. Имейте в виду, что вы имеете полное право одновременно обратиться и в суд, и в Центробанк. Вероятнее всего, такой вариант будет наиболее надежным.
Этот метод расчета гарантирован исследованиями, но не является обязательным. Результат рассчитывается в процентах от стоимости ущерба автомобиля той же модели без повреждений.
suts = s x ∑ki/100, где
s — цена автомобиля до аварии (в рублях), и
KI — коэффициент, определяемый экспертом благодаря транспортному средству.
При экспорте последнего параметра учитываются определенные оттенки.
Если при ремонте необходимо заменить неделимые изделия (сваренные друг с другом), коэффициент снижается на 20%.
Стоимость ремонта поврежденного компонента не может быть выше стоимости замены.
Устранение дефектов, не вызванных аварией или другим страховым случаем, снижает ставку на 50%.
Цены на основные факторы приведены в таблице.
Сколько могут выплатить? Расчёт
Этот расчет осуществляется по определенным правилам, структурированным в специальной методологии. Порядок расчета описан в соответствующих методических рекомендациях, подготовленных Российским федеральным судебно-экспертным центром Министерства юстиции Российской Федерации в 2018 году.
Стоимость LTA зависит от типа, характера и степени ущерба и восстановительных работ, проведенных для его устранения.
Расчеты производятся на дату оценки (обследования) по следующей формуле
- CUTS.— Стоимость УТС (колесного транспортного средства) на дату расчета УТС (осмотра) в рублях, руб.
- КUTSi— Коэффициент SCA i-го элемента КРТС, частота ремонтов (в процентах).
Значение коэффициента DRM (KUTSi) определяются на основе экспертной практики и приведены в табличной форме в вышеупомянутых методических рекомендациях Министерства юстиции.
Для расчета коэффициентов LTA для лакокрасочных покрытий автомобилей используется другая формула.
- КUTSokr(1)— Коэффициент LTA для окраски первой части кузова или бампера, %.
- КUTSOkr(n-1)— Коэффициент UTS для окраски каждой второй и последующей части кузова или бампера, %.
- N — количество окрашенных деталей, для которых рассчитывается потеря стоимости.
Как подать заявление?
Для получения выплаты УТС по ОСАГО потребуется написать отдельное заявление – вне зависимости от наличия основного заявления, которое подаётся вместе с извещением, о страховом возмещении.
Если вы не оформили такое заявление сразу при подаче основного, то ничего страшного в этом нет. Сроки подачи заявления на УТС не ограничены законодательством 2024 года специально, и потому равны общему сроку исковой давности – 3 года с момента происшествия.
Оно пишется в свободной форме. В заявлении желательно сразу указать банковские данные, куда страховая компания должна перечислить рассчитанную сумму УТС, либо прямо выразить желание получить возмещение наличными в кассе офиса страховщика.
Обратите внимание, самостоятельно делать экспертизу для определения величины утраты товарной стоимости не нужно (если быть точнее, не обязательно). Такая обязанность есть у страховой компании. Более того, если вы подаёте заявление на УТС позднее основного заявления на возмещение по ОСАГО, у вас нет обязанности повторно ехать в офис страховщика для предоставления машины. Расчет делается на основе уже имеющихся у страховой материалов.
Как добиться возмещения утраты товарной стоимости
Если страховая компания отказывается возмещать утерю товарной стоимости, то вы имеете право потребовать ее выплаты через суд. Для этого заполните исковое заявление на на страховщика и приложите к нему все необходимые документы:
- Оригинал и копию паспорта
- Водительское удостоверение
- Полис ОСАГО
- Копию заявления на выплату УТС и ответа страховой компании
- ПТС и СТС автомобиля, регистрационную карту
- Копию справки и протокола об аварии, постановление или отказ о возбуждении дела
- Копию извещения о ДТП
- Копию акта о наступлении страхового случая
- Акт осмотра автомобиля, отчет о размере УТС и подтверждающие проведение оценки документы
Как производится расчет суммы ущерба?
Общераспространены две схемы исчисления утраты товарной стоимости машины:
- Практикуемая Минюстом.
Она предполагает задействование следующей формулы:
УС = РС * КОЭФ / 100, где:
УС — величина уценки машины;
РС — стоимость машины на рынке, если бы она не была повреждена вследствие ДТП;
КОЭФ — коэффициент повреждения деталей, узлов и механизмов автомобиля.
Показатель КОЭФ считается по формуле:
КОЭФ = СУММА (КОЭФ 1 + КОЭФ 2 + КОЭФ 3 + КОЭФ X), где:
КОЭФ 1, 2, 3, X – коэффициенты по каждому из поврежденных узлов и механизмов автомобиля.
В свою очередь, величина коэффициента может варьироваться от 0 (чаще всего, от 0,1) до 1. Коэффициент будет тем выше, чем более повреждены деталь, узел или механизм автомобиля, а также тем выше, чем сильнее поврежденная деталь, узел или механизм влияют на уценку автомобиля в целом.
Рассмотрим пример.
Пример.
Автомобиль стоит 500 тыс. рублей. Вследствие ДТП у него оказались повреждены:
1. Передний бампер.
По нему был установлен коэффициент 0,5.
2. Обе передние двери.
По каждой из них был установлен коэффициент 0,3.
3. Передняя панель.
По ней был установлен коэффициент 0,8.
Таким образом, уценка автомобиля составит: УЦ = 500 000 * (0,5 + 0,3 + 0,3 + 0,8) / 100 = 9500 рублей.
- Основанная на методике немецкого инженера Эрнста Хальбгевакса.
Как действовать, если страховщик отказывается возместить УТС
По закону, страхователь имеет право обратиться за получением выплаты за УТС и покрытием убытков, причиненных в результате ремонта транспортного средства. Но чаще всего страховщик отказывается сделать это добровольно.
Как возместить утрату товарной стоимости автомобиля, если страховая компания отказывается компенсировать ее в добровольном порядке? В этом случае автовладелец должен придерживаться определенного порядка действий:
- Прежде всего, собственник должен рассчитать УТС и получить соответствующий акт. Сделать это можно в любой независимой организации, основной деятельностью которой является проведение осмотра автомобиля с целью оценки стоимости восстановительного ремонта транспорта.
Чтобы провести оценку, экспертам необходимо получить заверенную копию калькуляции всех проведенных восстановительных работ, акт осмотра транспортного средства. - После получения акта, автовладелец может написать заявление страховщику, в котором указывается требование о выплате УТС в рамках обязательного страхования ОСАГО.
- Если страхования компания все равно отказывается выплатить средства, следующий шаг собственника – обращение в суд. Исковое заявление составляется на страховщика виновника ДТП.
Если страховщик обанкротился или сумма выплаты превышает установленный законом максимальный предел в 400 тысяч рублей, в качестве ответчика по этому делу выступает виновник дорожно-транспортного происшествия.
Метод руководящего документа
Наиболее сложная методика, предусматривающая определение потери цены по-отдельности для каждой пострадавшей детали. В расчете используется следующая формула:
У общ. = У1 + У2 + … + Уn, в которой
У1 – Уn – цена восстановления отдельных деталей, пострадавших при аварии. Предварительно эти характеристики рассчитываются, с использованием формулы:
m
У эл. = К2 х ∑К1 х Цi,
1
где:
- коэффициенты К1 и К2, соответственно – поправки, учитывающие влияние на УТС способа восстановления и степени износа деталей;
- Цi – цена запчасти, подвергнутой ремонту, в розницу;
- m – число деталей, нуждающихся в ремонте или восстановлении.
Коэффициенты принимаются из таблиц, приведенных в методике.
Особенности расчета УТС после ДТП
В проекте методики предусмотрены и специальные особенности, которые будут учитываться при расчете утраты товарной стоимости. УТС рассчитывается для транспортных средств, при осмотре которых выявлена необходимость выполнения одного из следующих видов ремонтных работ:
- устранение перекоса кузова (проема) или рамы транспортного средства;
- замена несъемных элементов кузова машины (полная или частичная);
- ремонт съемных или несъемных элементов кузова (включая оперение) авто (в том числе пластиковых капота, крыльев, дверей, крышки багажника);
- полная или частичная окраска наружных (лицевых) поверхностей кузова транспортного средства, бамперов;
- полная или частичная разборка салона автомобиля.
Оплачивать ремонт или рассчитывать компенсацию по ОСАГО будут только за повреждения от ДТП. Поэтому эксперт обязан установить причинно-следственную связь между возникновением повреждения и аварией. Для этого проводятся следующие мероприятия:
- устанавливается возможность или невозможность получения повреждений при обстоятельствах, указанных в заявлении о страховом случае, в документах, оформленных ГИБДД;
- проводится сопоставление повреждений с повреждениями автомобилей иных участников ДТП, с иными объектами (при их наличии), с которыми машина контактировало после столкновения;
- анализируются данные, указанные в документах о ДТП (извещении о страховом случае, протоколе о нарушении ПДД, постановления о правонарушении, объяснениях участников аварии), проводится их сравнение с повреждениями, зафиксированными при осмотре.
Проверка связи повреждений проводится с использованием методов транспортной трасологии, анализа характера деформаций и направления действий сил, вызвавших повреждения следов, имеющихся на авто, проезжей части и объектах дорожной инфраструктуры. При невозможности натурного сопоставления строится графическая модель столкновения, в том числе с применением компьютерных графических программ.
При исследовании причинно-следственных связей могут проводиться другие виды экспертиз (металловедческая, экспертиза лакокрасочных покрытий, пожаротехническая, взрывотехническая и т.д.), а также комплексные экспертизы. Особенно это актуально на стадии судебного рассмотрения спора.
Особенности расчета УТС после ДТП
В проекте методики предусмотрены и специальные особенности, которые будут учитываться при расчете утраты товарной стоимости. УТС рассчитывается для транспортных средств, при осмотре которых выявлена необходимость выполнения одного из следующих видов ремонтных работ:
- устранение перекоса кузова (проема) или рамы транспортного средства;
- замена несъемных элементов кузова машины (полная или частичная);
- ремонт съемных или несъемных элементов кузова (включая оперение) авто (в том числе пластиковых капота, крыльев, дверей, крышки багажника);
- полная или частичная окраска наружных (лицевых) поверхностей кузова транспортного средства, бамперов;
- полная или частичная разборка салона автомобиля.
Не будет рассчитываться показатель УТС:
- эксплуатационные повреждения лакокрасочного покрытия в виде меления, трещин, а также повреждений, вызванных механическими воздействиями (незначительных по площади сколов, рисок, не нарушающих защитных функций лакокрасочного покрытия составных частей оперения; одиночного эксплуатационного повреждения оперения кузова (кабины) в виде простой деформации, не требующего окраски площадью не более 0,25 дм2);
- повреждения, которые приводят к замене отдельных составных частей, которые не нуждаются в окрашивании и не ухудшают внешний вид автомобиля (стекло, фары, бампера неокрашиваемые, пневматические шины, колесные диски, внешняя и внутренняя фурнитура и т.п.).
Величина утраты товарной стоимости зависит от вида, характера и объема повреждений и ремонтных воздействий по их устранению. Величина утраты товарной стоимости при повреждении транспортного средства определяется в отношении каждого поврежденного элемента и рассчитывается по формуле, указанной в методике.
Значение коэффициента утраты товарной стоимости при подетальной окраске наружных поверхностей кузова рассчитывается по формуле:
КУТСокр = КУТСокр(1) + КУТСокр (N-1)ˑ(N — 1), %, где:
- КУТСокр – коэффициент утраты товарной стоимости при поэлементной окраске наружных элементов;
- КУТСокр(1) – коэффициент утраты товарной стоимости по окраске первой кузовной составной части или бампера;
- КУТСокр(??−1) – коэффициент утраты товарной стоимости по окраске второй и каждой следующей кузовной составной части или бампера;
- N – количество окрашиваемых составных частей, по которым рассчитывается утрата товарной стоимости.
При учете утраты товарной стоимости для узлов в сборе недопустимо дополнительно применять утрату товарной стоимости для их частей.
Несколько важных фактов об изменениях в ОСАГО
Важно, что полис КАСКО остается для многих вне досягаемости. Поэтому страхование автомобиля ОСАГО для многих россиян останется единственным проверенным инструментом. Также водителям стоит знать о ряде изменений в ОСАГО 2023-2024, которые уже будут внедрены или только находятся на рассмотрении:
- ремонт по ОСАГО в 2024 году будет длиться до 45 дней вместо привычных 30 — этот законопроект будет одобрен с большой долей вероятности из-за проблем с поставками запчастей;
- в Минэкономразвития хотят штрафовать страховщиков, которые отказывают в продаже полиса электронным путем (например, сайт говорит о технических сбоях или неполадках) — таких образом «отсеиваются» невыгодные клиенты, в случае внедрения в КоАП РФ новых штрафов страховщики могут быть оштрафованы на сумму до 300 тысяч рублей;
- в Госдуме предлагают владельцам СИМ (электрических самокатов и велосипедов) начать приобретать полисы ОСАГО на принудительной основе, пока что парламентарии ведут бурные обсуждения на эту тему;
- в ЦБ РФ предложили производить выплату с учетом стоимости запчастей в конкретном регионе, представители регулятора отметили, что жители Дальнего Востока могут покупать запчасти на 15-20% дешевле, при этом сейчас каталоги запчастей формируются по московским ценам — учет специфики регионов позволит рассчитывать выплаты более точно.