Народная пенсия в Эстонии в 2024 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Народная пенсия в Эстонии в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Традиционно, индексация пособий для пожилых граждан в этой стране производится в апреле месяце. Правительство утверждает так называемый пенсионный индекс и в соответствии с ним увеличиваются и пенсии. В зависимости от поступлений средств за счет пенсионного страхования пособие может и не измениться, хотя подобное бывает редко. С учетом всех коэффициентов и индексов на более существенный рост пенсий могут рассчитывать граждане с большим трудовым стажем. Это логично и правильно. Кстати, в этом году рост пособий был очень существенным – более 13%. Точных сведений о том, насколько в 2024 году вырастут пенсии эстонцев, пока нет. Зато уже известно, что работающих граждан ожидает рост налогов с оборота с нынешних 20% до 22%, а также другие неприятные изменения, из-за чего стоимость жизни вырастет. Например, право на вычет из облагаемого налогом дохода останется лишь в части пожертвований на благотворительность и учебу.
Как формируются выплаты пенсионерам
После всех пенсионных реформ, проведенных в стране, Эстония пришла к современной трехступенчатой системе, которая предполагает формирование пенсии из трех составляющих:
- Государственная страховая часть. Является обязательной, формируется за счет социальных страховых выплат (он составляет 33 % от фонда заработной платы всех сотрудников, имеющих официальное трудоустройство. На текущие выплаты действительным пенсионерам направляется до 20 % собранных средств. Из страховой государственной части выплачиваются социальные пособия другим категориям пенсионеров – утратившим кормильца, получивших инвалидность, а также народные пенсии.
- Накопительная часть (обязательная). Для участия в данной ступени эстонцы до 1982 года рождения должны были подать заявку до 2010 года. В настоящее время участвовать в программе могут граждане страны от 1983 года рождения, перечисляя со своей заработной платы 2 % в обязательную накопительную часть. Еще 4 % перечисляется работодателями из фонда заработной платы (в составе 33 %).
- Добровольные отчисления в накопительную часть (добровольно). Участие в третьей ступени является добровольным и позволяет увеличить средний размер выплат с 40 до 70 % от заработной платы. Если будущий пенсионер не принимал участие в обязательном отчислении средств в накопительную часть, то это последний шанс выйти за пределы минимальной пенсии в Эстонии.
Размер ежемесячного денежного пособия
Число пенсионеров в Эстонской Республике составляет в настоящее время примерно 415 тысяч человек.
Достигшим пенсионного возраста выплачивается пенсия по возрасту или народная пенсия. Право на получение государственной пенсии наступает у граждан страны и иностранцев, имеющие в ней ПМЖ при наличии у них трудового стажа, заработанного на территории Эстонии. Он должен быть не меньше 15 лет. Тому, кто не имеет такой стаж государство выплачивает народную пенсию.
Размер народной пенсии в 2016 году составляет 158,37 евро. Сумма трудовой пенсии граждан имеющих стаж 15 лет — 222,93 евро, 30 лет — 301,61 лет, 40 лет — 354,06 евро, свыше 44 лет — 375,04 евро. В 2017 году ожидается повышение пенсии на 5,7%.
Виды выплат для пенсионеров
Граждане могут получать различные виды пенсий:
- Государственные — по старости (обязательно стаж 15 лет), получение инвалидности, потеря источника дохода, досрочная, поддержка (для имеющих только минимальную пенсию — через 5 лет после назначения).
- Народная — если не хватает стажа: достижение установленного возраста и потеря кормильца.
- Льготная— зависит от сферы профессиональной деятельности: вредные специальности из перечней №1 и 2, работа в полиции, судьей, прокурором и другие.
Важная информация от BBQcash: каждый год такой работы дает увеличение на €5,7.
- За выслугу лет — доступна при работе в полиции, спасательной службе, тюрьме, гражданской авиации, горной или текстильной промышленности, на флоте и др.
- По случаю потери кормильца — выплачивают членам семьи при определенном стаже умершего. Претенденты: дети 18-24 года, супруг или родители, если они пенсионеры или имеют ограниченную трудоспособность.
- По нетрудоспособности — есть заключение о невозможности работать. Бывает полная и частичная — выплаты назначают при потере 40-100 %.
Изменения пенсий в Эстонии в 2024 году:
В 2024 году пенсионная система в Эстонии будет подвергнута нескольким изменениям, которые затронут размеры пенсий и возможности получения пенсионных выплат.
Одним из главных изменений будет повышение базовой пенсии. Согласно новым правилам, размер базовой пенсии будет увеличен на 5 процентов. Это означает, что пожилые люди получат больше денег каждый месяц для покрытия своих основных нужд.
Кроме повышения базовой пенсии, также будет изменена система расчета стажа. Вместо ранее применявшейся методики, стаж будет рассчитываться исходя из фактически отработанных дней. Это позволит людям с нерегулярной и нестандартной занятостью получать более справедливую пенсию, основанную на их реальном вкладе в систему.
Кроме того, в 2024 году будет увеличена возрастная граница для выхода на пенсию. Согласно новым правилам, женщины смогут уйти на пенсию после достижения 62 лет, а мужчины — после достижения 65 лет. Это сделано для увеличения размера пенсий и стимулирования людей работать дольше, чтобы получить более выгодную пенсию в будущем.
Возможности для частичной занятости
В 2024 году пенсионерам Эстонии будут доступны различные возможности для частичной занятости. Это будет полезно для тех, кто желает продолжать работать, но не полный рабочий день или полную рабочую неделю. Частичная занятость может быть отличным способом улучшить финансовое положение и сохранить активный образ жизни.
Для пенсионеров, работающих частично, размер пенсии не будет сокращаться пропорционально доходу от частичной занятости. Однако есть лимиты и ограничения, которые следует учитывать:
- Максимальный размер дохода от частичной занятости, который не будет влиять на размер пенсии, составит [установленная сумма] в месяц.
- Если доход от частичной занятости превышает установленную сумму, пенсия будет сокращаться на 50% от превышающей суммы.
- Важно отметить, что размер пенсии может изменяться в зависимости от индивидуальной ситуации, поэтому рекомендуется консультироваться с пенсионным фондом для получения актуальной информации.
Частичная занятость также может предоставить пенсионерам возможность сохранить связь с трудовой средой, поделиться своими знаниями и опытом с новыми поколениями, а также получить дополнительный доход. Это может быть особенно привлекательно для тех, кто хочет оставаться активным и продолжать работать после выхода на пенсию.
В целом, возможности для частичной занятости для пенсионеров в Эстонии в 2024 году будут предоставлять дополнительные финансовые и социальные выгоды, позволяя пенсионерам оставаться активными и полноценно участвовать в обществе.
Досрочная пенсия по старости
C 2021 года досрочная пенсия по старости является постепенно исчезающим видом пенсии.
В 2021–2025 годах пенсионный стаж, требуемый для досрочного выхода на пенсию, год от года растет, а с 2026 года этот вид пенсии будет упразднен.
Вместо этого с 2021 года есть возможность максимум на пять лет раньше пенсионного возраста выйти на гибкую пенсию по старости (подробнее читайте здесь).
В 2021–2025 г.г. желающие выйти на пенсию раньше срока смогут самостоятельно выбрать между досрочной пенсией по старости и гибкой пенсией по старости.
При досрочной пенсии по старости изменится только требование к пенсионному стажу, который будет каждый календарный год увеличиваться на один год. Прочие условия остаются без изменений.
Год выхода на пенсию |
Обязательный пенсионный стаж |
2021 |
16 лет |
2022 |
17 лет |
2023 |
18 лет |
2024 |
19 лет |
2025 |
20 лет |
Особенности расчета пенсии
Закон «О государственных пенсиях» предусматривает три основные составляющие, влияющие на сумму начисления:
- Основную (или базовую часть) – является фиксированной для всех категорий и с 1-го апреля 2021 года составляет 191.649 евро в месяц.
- Пропорциональную – зависит от общего трудового стажа претендента до 31 декабря 1998 года, умноженного на стоимость трудового года: количество отработанных лет до 1999 года нужно умножить на ставку годовой оценки (с 1-го апреля 2021 года она составляет 6,627 евро за каждый год работы).
- Страховую – число лет оплаты социального налога умножают на текущую годовую оценку, которая в 2021 году составляет 6,627 евро.
Для того чтобы узнать какая пенсия в Эстонии, рассчитываются и размеры страховых паев. На этот процесс влияют несколько факторов: период обучения на очной форме в университете, стаж трудовой деятельности, продолжительность отпуска по уходу за детьми, срок военной службы.
МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ
О СОТРУДНИЧЕСТВЕ В ОБЛАСТИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
(Таллин, 14 июля 2011 года)
Российская Федерация и Эстонская Республика, в дальнейшем именуемые Договаривающимися Сторонами,
стремясь развивать сотрудничество в области пенсионного обеспечения,
договорились о нижеследующем:
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. В настоящем Договоре используются следующие понятия:
1) «законодательство» — законы и другие нормативные правовые акты Договаривающихся Сторон, регулирующие правоотношения, указанные в статье 2 настоящего Договора;
2) «уполномоченный орган власти»:
в Российской Федерации — Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
в Эстонской Республике — Министерство социальных дел Эстонской Республики;
3) «компетентное учреждение» — учреждение (организация), на которое возложено применение законодательства Договаривающихся Сторон;
4) «пенсионный стаж»:
в Российской Федерации — период, учитываемый согласно законодательству Российской Федерации при определении права на пенсии и их размеров, а также конвертация пенсионных прав по законодательству Российской Федерации;
в Эстонской Республике — период, учитываемый согласно законодательству Эстонской Республики при определении права на пенсии и их размеров;
в Российской Федерации — денежные выплаты, включая все их составные части и все повышения, надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, за исключением накопительной части трудовой пенсии по старости;
в Эстонской Республике — периодические денежные выплаты, предусмотренные законодательством Эстонской Республики в случае старости, стойкой нетрудоспособности или потери кормильца, за исключением накопительной пенсии и пенсионных льгот для репрессированных лиц;
в Российской Федерации — постоянное или временное проживание (место жительства) на законных основаниях на территории Российской Федерации;
в Эстонской Республике — проживание на территории Эстонской Республики в качестве постоянного жителя, или на основании срочного вида на жительство, или права на проживание.
2. Другие понятия, используемые в настоящем Договоре, имеют значения, которые им придаются законодательством и иными соответствующими нормативными правовыми актами каждой Договаривающейся Стороны.
Сфера применения (предмет) Договора
Настоящий Договор распространяется на отношения, относящиеся:
1) в Российской Федерации к:
трудовым пенсиям по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца;
2) в Эстонской Республике — к государственному пенсионному страхованию, включая народную пенсию.
Настоящий Договор применяется к лицам, проживающим на территориях Договаривающихся Сторон и являющимся их гражданами или лицами без гражданства, на которых распространяется или ранее распространялось действие законодательства каждой из Договаривающихся Сторон в соответствии со статьей 2 настоящего Договора.
Лица, определенные в статье 3 настоящего Договора для одной Договаривающейся Стороны, проживающие на территории другой Договаривающейся Стороны, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам этой другой Договаривающейся Стороны в отношении того, что изложено в статье 2 настоящего Договора.
1. При назначении пенсии в соответствии с настоящим Договором учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР.
2. Если право на назначение пенсии согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны возникает без учета пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству другой Договаривающейся Стороны, то соответствующая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию только за пенсионный стаж, учитываемый на основании своего законодательства, вне зависимости от того, на территории какой Договаривающейся Стороны проживает лицо. Данное правило применяется и в том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин соответственно. При этом подсчет и подтверждение пенсионного стажа осуществляются согласно законодательству той Договаривающейся Стороны, которая назначает пенсию.
3. Если право на назначение пенсии на основании законодательства одной Договаривающейся Стороны возникает в результате суммирования пенсионного стажа, приобретенного на основании законодательства обеих Договаривающихся Сторон, то при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Если право на пенсию не возникает в результате трудовой деятельности по определенной специальности, или на определенной должности, или в определенных условиях, то пенсионный стаж, приобретенный на территориях Договаривающихся Сторон, суммируется как общий пенсионный стаж.
4. В случае если общая продолжительность пенсионного стажа, приобретенного согласно законодательству одной Договаривающейся Стороны, составляет менее одного года и этот стаж не дает права на пенсию, то данный стаж засчитывается компетентным учреждением другой Договаривающейся Стороны при условии, что с учетом пенсионного стажа, приобретенного на территории этой другой Договаривающейся Стороны, возникает право на пенсию.
5. Лицу, получающему пенсию по старости или по нетрудоспособности (инвалидности) от одной Договаривающейся Стороны, не назначается пенсия по случаю потери кормильца на основании законодательства другой Договаривающейся Стороны. При этом лицо, получающее пенсию по старости или по нетрудоспособности (инвалидности), по своему выбору имеет право ходатайствовать о назначении ему пенсии по случаю потери кормильца. В случае выплаты лицу пенсии по случаю потери кормильца одной из Договаривающихся Сторон не назначается пенсия иного вида другой Договаривающейся Стороной. Выплата назначенной одной Договаривающейся Стороной пенсии по случаю потери кормильца прекращается, если другая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию по старости или по нетрудоспособности (инвалидности).
6. Социальная пенсия в Российской Федерации назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. В случае перемены места проживания в связи с переездом лица с территории одной Договаривающейся Стороны на территорию другой Договаривающейся Стороны выплату пенсии, в том числе назначенной по законодательству одной из Договаривающихся Сторон, продолжает Договаривающаяся Сторона, назначившая пенсию, кроме социальной пенсии в Российской Федерации и народной пенсии в Эстонской Республике.
1. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.
2. Если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору пенсионный стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет менее 25 лет у мужчин и менее 20 лет у женщин, то исчисление размера пенсии, соответствующего пенсионному стажу, приобретенному на территории Российской Федерации, производится следующим образом: размер пенсии, определенный согласно законодательству Российской Федерации, делится для мужчин — на 300 месяцев, для женщин — на 240 месяцев и затем умножается на число месяцев фактически имеющегося пенсионного стажа, приобретенного на территории Российской Федерации (в этом стаже период свыше 15 дней округляется до полного месяца, а период до 15 дней включительно не учитывается). При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Договора в пенсионный стаж, учитываемый при конвертации пенсионных прав, засчитывается пенсионный стаж, приобретенный на территории Эстонской Республики.
Эстония не отказалась окончательно от солидарной системы формирования пенсионных выплат. В результате проведенных реформ пенсионная система страны состоит из трех ступеней:
- Обязательное государственное страхование. Формируется за счет средств, поступающих от уплаты социального налога: 33 % от фонда оплаты труда официально оформленных работников. От 16 до 20 % перечисленных взносов направляют на текущие выплаты современным пенсионерам. За счет солидарно накопленных средств выплачиваются государственные пособия инвалидам, лицам, утратившим кормильца, пенсии по старости постоянным жителям Эстонии и иностранцам, находящимся в стране по ВНЖ, а также народная пенсия в Эстонии (предусмотрена для тех, у кого нет возможности подтвердить страховой стаж).
- Обязательная накопительная часть. Дополнительные персонифицированные взносы формируются из двух источников: 2 % от начисленной зарплаты платит сам будущий пенсионер, 4 % доплачивает работодатель (в составе 33 % социального налога). Автоматически присоединиться к данной системе могут не все. Основное условие – плательщик не может быть старше 1983 года рождения, остальные должны были заявить о своем желании платить взносы до 2010 года.
- Дополнительная (добровольная) накопительная часть. До 2010 года человек, родившийся с 1942 по 1982 годы, еще мог присоединиться к уплате обязательных накопительных взносов. После 31 октября 2010 года такая возможность отсутствует, поэтому тем, кто не желает довольствоваться государственной пенсией (она составляет не более 40 % среднего заработка), нужно самостоятельно доплачивать накопительные пенсионные взносы. Участие в третьей ступени пенсионного страхования позволяет поднять размер будущей пенсии до 65–70 % от текущей заработной платы.
Досрочная пенсия по старости
C 2021 года досрочная пенсия по старости станет постепенно исчезающим видом пенсии.
В 2021–2025 годах пенсионный стаж, требуемый для досрочного выхода на пенсию, начнет год от года расти, а с 2026 года этот вид пенсии будет упразднен.
Вместо этого уже с 2021 года будет возможность максимум на пять лет раньше пенсионного возраста выйти на гибкую пенсию по старости (подробнее читайте здесь).
В 2021–2025 г.г. желающие выйти на пенсию раньше срока смогут самостоятельно выбрать между досрочной пенсией по старости и гибкой пенсией по старости.
При досрочной пенсии по старости изменится только требование к пенсионному стажу, который будет каждый календарный год увеличиваться на один год. Прочие условия остаются без изменений.
Год выхода на пенсию |
Обязательный пенсионный стаж |
2021 |
16 лет |
2022 |
17 лет |
2023 |
18 лет |
2024 |
19 лет |
2025 |
20 лет |
Пенсии в Эстонии для русских
В этом году пенсия для русских, проживающих на территории Эстонии, составляет 312 евро.
Многие граждане стремятся уехать в другие страны Европы на заработки. Отток молодых людей настолько большой, что пенсионеры составляют практически половину населения Эстонии.
Пенсионный возраст для русских граждан из-за такого положения дел может быть повышен до 74 лет, а стаж для получения пенсии достигать 44 лет. Только в таком случае сумма выплаты может возрасти до 396 евро.
При расчете пенсии учитывается число месяца, когда подано ходатайство об ее получении. Первичная выплата включает в себя сумму невыплаченных средств с момента подачи заявления. Таким образом, человек получает выплату в размере пенсии за несколько месяцев.
Важно знать! Пенсия в ДНР
Размер пенсии и пенсионный возраст
На сегодняшний день статус пенсионера в Эстонии имеет около 315 тысяч человек. При этом существует несколько условий, которые должны быть соблюдены для её получения, что целесообразно учитывать при оформлении пособия.
Пенсия по старости или как её называют в Эстонии «народная пенсия», может быть назначена гражданам страны или иностранцам, которые легально проживали на территории данного государства.
Она выплачивается при условии, что трудовой стаж гражданина менее 15 лет, а значит, его не хватает для получения стандартного пособия.
Размер подобной пенсии на сегодняшний день достигает порядка 189 евро. При этом максимальные значения государственных выплат могут достигать 375 евро при условии, что гражданин легально проработал в Эстонии на протяжении 44 лет.
Пенсионное обеспечение в Эстонии
Заботясь о том, чтобы каждый эстонский пенсионер мог позволить себе поддерживать привычный уровень жизни после окончания трудовой деятельности, власти Эстонии активно пропагандируют идею участия в системе добровольного пенсионного страхования. Это позволит человеку сохранить свой доход на уровне 65-70 % от заработка, тогда как обязательное государственное обеспечение обычно не превышает 40 %.
Особенно актуально это для тех, кто не подпадает под действие второй ступени страхования (родился до 1983 года и не присоединился к ней добровольно) или приехал в Эстонию из-за границы.
Одной из особенностей пенсионной системы Эстонии является возможность получения преждевременной или, напротив, отложенной пенсии. Первый вариант предполагает, что гражданин вправе выйти на заслуженный отдых за 3 года до достижения необходимого возраста. При этом он обязательно должен представить документы, подтверждающие наличие 15-летнего стажа работы.
Важно учитывать, что преждевременный выход на пенсию связан с некоторым сокращением будущих выплат. Так, за каждый досрочный месяц, гражданин будет получать 0,4%. Если житель Эстонии решил получать выплаты на 3 года раньше, то он потеряет порядка 14,4% от общих выплат.
Следует помнить о том, что после оформления преждевременного получения пособия, от него нельзя будет отказаться.
Второй вариант — отложенная пенсия, призван увеличить размер будущих выплат гражданам за счет каждого лишнего месяца. Надбавка составляет 0,9% ежемесячно, а сроки выхода при подобном варианте действий ничем не ограничены. Это означает, что за дополнительные три года гражданин сможет повысить размер пенсии на 27%.
В Эстонии существует несколько схем, по которым рассчитывается пенсия. Есть пенсия по выбытию. В этом случае выплата гражданину производится из тех средств, которые имеются у него на счете, или из капитала нынешнего трудоспособного населения. Эта схема мало используется, потому что не является слишком актуальной из-за того, что население постоянно убывает и наблюдается отрицательный прирост.
Еще один вариант — пенсия с оговоренным взносом. В этом случае подразумевается назначение конкретной суммы, которую будущий пенсионер систематически вносит в фонд (например, процент от дохода гражданина), однако такая схема не имеет практически никаких гарантий, находясь в прямой зависимости от продолжительности схемы.
Наконец, существует схема с назначенным размером выплат. Она основывается на заданном размере суммы при выходе на пенсию. При этом взносы напрямую зависят от результата, на который вы рассчитываете, а также размера вашей заработной платы в допенсионный период и стажа.
- Работодатель обязан застраховать иностранного работника в финской пенсионной компании или учреждении в соответствии с законом о пенсии работников. Минимум страхования TyEL составляет 57,10 евро в месяц. Кроме этого полный заработок за весь период стажа должен составить 17 128,41 евро.
- Трудовая пенсия покрывается трудовыми пенсионными отчислениями. В 2015 году трудовые пенсионные отчисления составляют 24 % процента от заработной платы. Часть обязательств по выплате TyEL лежит на работнике и составляет в 2015 году 5,7 % для лиц моложе 53 лет и 7,2 % для лиц старше 53, эти суммы удерживаются с заработной платы работника. Остальную часть пенсионных отчислений покрывает работодатель.
- Трудовая пенсия начисляется с заработной платы за каждый год с соответствующим возрасту процентом накопления. На размер пенсии влияет также индекс продолжительности жизни.
- В возрасте 18-52 лет трудовая пенсия аккумулируется в размере 1,5 % от годового дохода
- В возрасте 53-62 лет трудовая пенсия аккумулируется в размере 1,9 % от годового дохода
- В возрасте 63-67 лет трудовая пенсия аккумулируется в размере 4,5 % от годового дохода
- На пенсию по старости, обозначенную в законе о трудовой пенсии, можно выходить в возрасте 63-68 лет. Получение пенсии предполагает увольнение с работы и подачу заявления на выплату пенсии.
- С начала 2013 года возможности выхода на досрочную трудовую пенсию в соответствии с законом о трудовой пенсии для людей, родившихся в 1952 году и позднее, уже нет.
- Несмотря на то, что вы находитесь на пенсии по старости в соответствии с законом о трудовой пенсии работников (например, вы вышли на пенсию в 65 лет), вы по-прежнему можете работать. В таком случае вам аккумулируется новая пенсия вплоть до 68 лет. Вам все же стоит помнить, что на новую пенсию также надо подавать отдельно заявление, после того как вам исполнится 68 лет.
Перевод пенсии из Эстонии в Россию
Эстония и Россия заключили договор о взаимном поддержании пенсионеров. В обеих странах размер данной выплаты напрямую зависит от трудового стажа, полученного на территории каждого государства в отдельности.
Если на пенсии человек переезжает из России в Эстонию или наоборот, то денежную выплату ему осуществляет та страна, которая производила накопление средств.
Граждане Эстонии, оказавшиеся в России, лишаются народной части пенсии, но получают право на льготы со стороны России.
Из недостатков такого переезда отмечаются:
- отсутствие пенсии по потере работающего члена семьи;
- при зачислении средств на счет банка, происходит перевод евро в рубли. Из-за разницы курса и процента банка за обслуживание теряется некоторая сумма денег.
Пенсия выплачивается в специализированном учреждении 20 числа каждого второго месяца квартала. Курс обмена валюты соответствует Центробанку.