Нужно ли согласовывать строительство дома в деревне с аэропортом
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужно ли согласовывать строительство дома в деревне с аэропортом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Узнать о требованиях дополнительного согласования можно, заказав градостроительный план. В нём будут указаны все охранные зоны, в которые попадает участок. При строительстве частного дома после подачи уведомления о начале строительства сотрудники администрации пришлют уведомление о соответствии, в котором укажут организации, с которыми требуется согласовать планируемые работы.
Зачем и когда требуется согласование с аэропортом
Необходимость получения разрешения на строительство от Росавиации возникает если земельный участок расположен в радиусе около 30 км от аэропорта, в так называемой приаэродромной территории.
Воздушным кодексом РФ (ст.47) устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости, находящихся на приаэродромной территории. Эта территория, в свою очередь, делится на 7 подзон, в каждой из которых что-нибудь да нельзя размещать. Так, например, в одной подзоне нельзя размещать высотки, в другой – объекты создающие навигационные помехи, в третьей – нельзя содержать птиц. В кодексе также сказано, что ограничения установлены не только для создания безопасности полетов, но и в целях заботы о здоровье граждан.
Заботясь о безопасности и здоровье граждан, Правительство почему-то не задумывается о том, сколько сил и нервов уходит у простого гражданина на получение согласования с Росавиацией, для «получения» которого надо «получить» санэпидзаключение, для «получения» которого надо «получить» экспертное заключение, и так до бесконечности. Ах, да, еще список сопровождается «получением» всего-то каких-то парочкой схемок, протоколов и иных материалов с указанием координат и прочих данных. Кстати, официально – все согласования и разрешения, выдаваемые госорганами бесплатны, а на деле оказывается надо выложить кругленькую сумму на сопутствующие документы, без которых не обойтись.
Некоторым «счастливчикам» Московской области требуется согласование сразу с несколькими аэропортами. Так, например, деревня Федюково Подольского района попадает под согласование строительства с аэропортами Росавиации – Домодедово и Внуково, а также с военным аэродромом «Остафьево».
Согласовывать строительство с аэропортами необходимо тогда, когда оно только затевается. Далее, по завершении строительства, закон обязывает нас получать Уведомление об окончании строительства и о соответствии построенного объекта градостроительным нормам. Без Уведомления о соответствии поставить недвижимость на кадастровый учет не получится.
Что можно строить без него: перечень объектов, не требующих согласования
Рассмотрим объекты, на которые документ получать не нужно:
- Объекты вспомогательного назначения, расположенные на участке, принадлежащем гражданину. Хозяйственные постройки: гаражи, бани, сараи, возведенные для личных целей.
- Объекты вспомогательного назначения, используемые в коммерческих целях. Например, к ТЦ пристраиваются ангары, склады, помещения выставочного назначения.
- Объекты, не относящиеся к категории сооружений капитального назначения. В категорию входят ангары по каркасной технологии, павильоны небольшой площади, временные постройки, не имеющие фундамента с возможностью оперативного монтажа и сбора, транспортировки.
В 2018 году были введены поправки в Градостроительный Кодекс РФ N 340-ФЗ. Для строительства частного дома под ИЖС не требуется получать разрешение.
Поправки призваны упростить юридическую процедуру начала и окончания строительных работ: вместо разрешения достаточно уведомления. Застройщик отправляет документ в местные органы власти. Всего это делается дважды: перед началом и по завершению строительства.
Вспомогательные объекты, указанные в перечне, имеют критерии своего назначения:
- минимальная функциональная нагрузка по сравнению с капитальными сооружениями;
- сооружение не функционирует без головного объекта;
- конструктивные детали вспомогательного объекта существенно не влияют на работу основного сооружения;
- обособленность вспомогательного объекта;
- наличие отдельного входа.
Право собственности на такие объекты в Росреестре проходит упрощенную регистрацию на основании поданной собственником декларации. В этом документе уполномоченный орган оценивает факт создания вспомогательного объекта, изучает его технические характеристики, без требований к наличию на него разрешения.
Отсутствие требований на получение разрешения на такие объекты, как хозяйственный блок, склад, сарай, пристройку, баню определено признаками объектов вспомогательного назначения. Пояснения содержатся на законодательном уровне, закреплены положениями судебной практики.
В частности:
-
Градостроительный Кодекс, ст. 51, п. 17.
- N384-ФЗ от 2009, ст. 4, п. 10: устанавливает критерии отнесения сооружений к вспомогательным, поясняет факт отсутствия требований одобрения на строительство.
- Письмо, составленное Министерством регионального развития (06.2009 №19669-ИП/08). Документ устанавливает алгоритм проведения государственной экспертизы объектов, отнесенных к капитальному строительству.
В письме установлено, что объекты вспомогательного назначения не подпадают под государственную экспертизу, следовательно, их возведение не требует одобрения.
Среди перечня НПА, регулирующих порядок оформления строительства капитальных объектов, интерес представляют положения, содержащиеся в определении ВАС РФ 2012 №ВАС-15260/12 от 2012 года.
Вспомогательные объекты не признаются недвижимостью, рассматриваются как улучшение земельного надела, на котором они построены, либо в качестве улучшающих функциональность основного объекта. Поэтому они следуют правовой судьбе капитального сооружения.
Следуя логике ВАС, становится понятным, что при строительстве объектов вспомогательного назначения (заборы, пристройки, хозпостройки (сараи, хозблоки), склады) не нужно получать разрешения, так одобрение уполномоченных органов касается возведения недвижимости. А вспомогательные постройки к недвижимости не относятся. Критерии определения недвижимого имущества установлены в ст. 130 ГК РФ.
Можно ли согласовать строительство в охранной зоне газопровода?
При соблюдении требований к строительству, согласовать возведение объекта в охранной зоне газопровода можно. Главное полностью исключить вероятность повреждения магистрали. В этих целях приходится получать разрешение на строительство в уполномоченных органах (как правило, это организации, отвечающие за конкретную ветку газопровода).
С письменного согласия собственника магистрального трубопровода допускается размещение следующих объектов:
- загоны для скота, места хранения удобрений и сена;
- туристические стоянки, причалы для судов;
- гаражи, парковки и стоянки для транспорта;
- инженерные коммуникации и прочее.
Однако здания и другие капитальные объекты размещать в охранной зоне (ближе 25 метров от газопровода) запрещено. Особенно данный запрет касается объектов индивидуального жилищного строительства (частные дома, коттеджи и прочие).
Помимо собственника магистрального трубопровода, согласование строительных работ может проводиться с организацией, эксплуатирующей его. Если построить объект из списка, указанного выше, без разрешения уполномоченного органа, его обяжут снести за собственный счет. Либо такое строение демонтируется, а расходы в судебном порядке взыскиваются с нарушителя.
Если же вы построите частный дом в охранной зоне газопровода, его обяжут снести в любом случае. Подобные объекты нарушают правила безопасности, а если происходит авария, могут быть разрушены или пострадают жильцы дома. Согласование проводится через подачу заявления и документов на строение в организацию, отвечающую за газопровод. Здесь учитывают риски и выносят решение: допуски к строительству или отказ. Чтобы строительство точно согласовали, заручитесь поддержкой наших юристов.
Авиаторы просят отложить переоборудование посадочных площадок в поселках и деревнях
Письмо премьер-министру России Михаилу Мишустину с просьбой отложить введение требований постановления № 1603 от 5 октября 2020 г. написали российские авиакомпании местной авиации Сибири и Дальнего Востока. С копией документа ознакомились «Ведомости».
Письмо подписано руководителями авиапредприятий «Сибирская легкая авиация», «Полярные авиалинии», «Хабаровские авиалинии», «Камчатское авиационное предприятие», «2-й Архангельский объединенный авиаотряд», а также представителями Ространснадзора и Росавиации по Восточной Сибири. В пресс-службе правительства на момент публикации не смогли подтвердить получение письма.
Постановление № 1603 было утверждено правительством в октябре 2020 г. Документ вводит новые требования по безопасности для малых посадочных площадок и вертодромов, не подлежащих категорированию – т. е. не сертифицированных в соответствии с нормами Международной организации гражданской авиации (ICAO). По оценке директора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, в России сегодня действует более 2000 таких площадок и вертодромов, но не на все выполняются регулярные рейсы.
«Таких площадок в рабочем состоянии осталось очень мало, – не соглашается гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак. – Большинство из них сконцентрировано в Западной Сибири, где работают нефтяники и оперируют Utair, «Ямал», «Газпром авиа». Частично площадки остались в Красноярском и Хабаровском крае». Эти посадочные площадки почти никак не оборудованы и авиавласти зачастую даже не знают об их существовании, отмечает Рыбак. «Это ничем не огороженная территория с утрамбованным грунтом, рядом стоит столб с ветроуказателем, бочка с керосином для заправки, и это всё», – рассказывает эксперт.
Когда не нужно согласовывать?
Строительство не нужно согласовывать, если будущие постройки относятся к территории самой Росавиации и конкретной зоне, в которой она планирует делать ремонтные и строительные работы.
Данное ведомство самостоятельно уведомляет органы местной власти о том, что планируется постройка, которая нужна в хозяйственных целях и необходима для нормальной жизнедеятельности аэропорта (ангары, склады, дополнительные взлетные полосы, подсобные помещения и т.д.).
Представитель аэропорта в лице главного инженера, его заместителя либо другого уполномоченного лица самостоятельно предоставляет нужный документационный пакет, пишет заявку, добивается разрешения и регистрирует будущую застройку в ЕГРН.
Уведомление о соответствии строительства от местной администрации является главным разрешительным документом, на основании которого осуществляются все дальнейшие действия застройщика.
Частным застройщикам стройка в 1 и 2 зонах запрещена. В 3-7 зонах строить можно только по ограничениям, которые учитываются Росавиацией и местной администрацией.
Любая эксплуатация жилого дома в зоне видимости аэропорта может мешать нормальной работе воздушного судна. Согласование строительства является необходимым фактом, если оно, согласно плану, буде примыкать к взлетно-посадочной полосе.
Не только в радиусе 30 км приаэродромной зоны запрещено строительство жилых домов или любых других объектов, но и в 10 км от конкретной контрольной точки, определенной Росавиацией.
Отмена согласования с Росавиацией
Согласно статье законодательства, вступившей в силу с июля 2021 года, при строительстве на земле, предназначенной для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства, согласование с аэропортами, а также санитарно-эпидемиологическое заключение НЕ требуется. Такое положение сохраняется до тех пор, пока воздушные порты не установят в надлежащем порядке приаэродромные территории. После того, как это произойдет, ограничения по использованию участков возобновятся.
Если ваш участок относится к категории земель для ЛПХ, ИЖС и садоводства и при этом расположен в приаэродромной зоне, проект которой еще не утвержден надлежащим образом, вы можете строить дом, баню, гараж, мастерскую или иную бытовую недвижимость без дополнительных разрешений.
Что нужно для согласования строительства с Росавиацией?
Необходимо получить градостроительный план надела, где описаны максимальные размеры строений в высоту. Если речь идет о линейных объектах, то придется получить межевой план и проект планировки территории. Кроме того, вам потребуются:
- Правоустанавливающие бумаги на землю (свидетельство о праве собственности, соглашение об аренде, предполагающее строительство и т.д.);
- План участка, где отмечены точки нахождения здания, подходы к нему, границы публичных сервитутов и прочее;
- Подтверждение того, что будущее строение находится в допустимых пределах от красных линий;
- Схема недвижимого имущества, информация о технике и оборудовании, используемом при строительстве;
- План размещения коммуникаций, где отмечены участки подключения здания;
- Допуски на отклонение от допустимых норм строительства и положительный ответ от Роспотребнадзора (санитарно-эпидемиологическое заключение).
Сроки ожидания решений и расходы
При согласовании решается вопрос о том, как будет влиять объект стройки на деятельность Росавиации и людей, проживающих в ближайших домах, существует ли риск загрязнения воздуха и создания угрозы орнитологической безопасности.
Госуслуга согласования всех вопросов с аэродромами происходит в течение 30 – 60 дней. Но до этого потребуется время на сбор других бумаг. В общей сложности, на согласование и проведение проверки потребуется около 2-3 месяцев.
В течение 1-2 месяцев будет проводиться забор воздуха из окружающей планируемой для застройки территории, будет проводиться анализ воздействия строительных материалов на окружающую среду.
Результаты экспертизы могут быть неутешительными, и тогда снова придется проводить проверку. В заявке нужно будет обязательно указывать, какие именно материалы (каких марок) будут использоваться.
Любой документ подается от ведомств в письменном виде. Он является действительным в течение 5 лет.
Как понять, что участок относится к приаэродромной территории?
Если участок ИЖС поставлен на кадастровый учет, то необходимость согласования будет указана в выписке из Росреестра.
Данные о радиусе аэропорта с зонами можно посмотреть также на сайте Росавиации, Минообороны и Минпрома.
Однако такие данные на сайтах часто публикуются с задержкой, поэтому оптимальным вариантом будет получение выписки из Росреестра.
Сделать это можно двумя способами:
✔️ МФЦ или ЕГРН. Посетите любой из органов с паспортом и напишите заявление. Идентификация участка ИЖС осуществляется разными способами — по адресу, кадастровому номеру, расположению на карте и так далее. В течение 5-10 дней Вы получите выписку.
Обратите внимание на пункт «Особые отметки» — если участок ИЖС относится к приаэродромной территории, то этот факт будет отражен там.
✔️ Портал Госуслуг. Авторизуйтесь на портале Госуслуг, найдите услугу «Представление выписки из ЕГРН», заполните краткую анкету по ИЖС, отправьте ее на рассмотрение. В течение 3-7 дней Вы получите ответ — обратите внимание на пункт «Особые отметки».
Пошаговый порядок действий для оформления
Если планируется строительство стандартной бани без прочного фундамента на собственном участке, действует упрощенный порядок. В этом случае нужно свериться с ГПЗУ и можно строить баню.
Если же предстоит строительство капитальной бани, предстоит следующее последовательность действий:
- Нужно заказать в районной администрации градостроительный план земельного участка — ГПЗУ. Готовый документ предоставляется бесплатно.
- Затем определяется место строительства бани с учетом правил санитарной и пожарной безопасности.
- Готовится правильное уведомление. К нему прикладывают схему будущего объекта.
- Подготовленный комплект документов подается в ближайшее отделение МФЦ.
- Сотрудники многофункционального центра передадут сведения в отдел архитектуры.
- На адрес заявителя приходит ответ. Только после положительного решения по делу можно приступать к строительству.
Геодезисты фиксируют:
- дверные и оконные проемы,
- перегородки,
- основные параметры и габариты постройки.
Полученные данные передаются кадастровому инженеру для подготовки технического плана.
После выполнения работ на участке документы нужно передать для повторного рассмотрения в отдел архитектуры. Это можно сделать напрямую через администрацию или в ближайшем отделении многофункционального центра. Во втором обращении содержатся данные о завершении строительства.
Наименование услуги | Стоимость |
---|---|
Согласование строительства с Роснедра | договорная |
Согласование строительства с культурным наследием | договорная |
Согласование строительства с аэропортом | договорная |
Согласование строительства с Росавиацией | договорная |
Информация Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 13 апреля 2020 г. “Минстрой России продлит на год все разрешения на строительство, срок действия которых истекает до 1 января 2021 года”
16 апреля 2020
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с приложением N 3 к постановлению правительства N 440 “О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году” информирует о существующих особенностях применения разрешительных режимов, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, на период с 6 апреля 2020 года по 1 января 2021 года.
1. Разрешения на строительство, срок действия которых истекает после дня вступления в силу постановления правительства, продлеваются на один год.
Что такое временный допуск и как его получить?
Подготовка площадки для работ занимает немалое время, поэтому для сокращения общего срока строительства предусмотрено получение временного разрешения, предоставляющего законное право на предварительное оборудование вышеуказанной площадки, пока идет согласование основного Разрешительного документа.
Выигрыш по времени составляет примерно месяц. Для начала подготовительных работ необходим градплан участка (действителен 3 года).
Получив временное разрешение на подготовку площадки можно сделать:
- демонтаж существующих построек;
- очистку площадки от мусора;
- геодезические работы;
- разбивку дорог и инженерных сетей.
В каких случаях нужно разрешение на строительство дома в 2021 году
Получение разрешительной документации для строительства дома регламентируется статьей № 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Все слухи об отмене, приостановлении действия или ограничения данного документа являются чистейшей дезинформацией.
Разрешение на строительство частного дома в 2021 году по-прежнему нужно, вне зависимости от того приобретался ли участок под индивидуальное жилищное строительство или под ведение хозяйства. Жилой дом без соответствующего разрешения строить категорически нельзя (незаконные постройки подлежат сносу).
Другое дело, если вы собрались возводить вспомогательные постройки: гараж, сарай, баню и т. д. Если вы посредством этих построек не собираетесь вести коммерческую деятельность, то можете начать строительство без специального разрешения, но с учетом существующих правил застройки.
Зачем и когда требуется согласование с аэропортом
Необходимость получения разрешения на строительство от Росавиации возникает если земельный участок расположен в радиусе около 30 км от аэропорта, в так называемой приаэродромной территории.
Воздушным кодексом РФ (ст.47) устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости, находящихся на приаэродромной территории. Эта территория, в свою очередь, делится на 7 подзон, в каждой из которых что-нибудь да нельзя размещать. Так, например, в одной подзоне нельзя размещать высотки, в другой – объекты создающие навигационные помехи, в третьей – нельзя содержать птиц. В кодексе также сказано, что ограничения установлены не только для создания безопасности полетов, но и в целях заботы о здоровье граждан.
Заботясь о безопасности и здоровье граждан, Правительство почему-то не задумывается о том, сколько сил и нервов уходит у простого гражданина на получение согласования с Росавиацией, для «получения» которого надо «получить» санэпидзаключение, для «получения» которого надо «получить» экспертное заключение, и так до бесконечности. Ах, да, еще список сопровождается «получением» всего-то каких-то парочкой схемок, протоколов и иных материалов с указанием координат и прочих данных. Кстати, официально – все согласования и разрешения, выдаваемые госорганами бесплатны, а на деле оказывается надо выложить кругленькую сумму на сопутствующие документы, без которых не обойтись.
Некоторым «счастливчикам» Московской области требуется согласование сразу с несколькими аэропортами. Так, например, деревня Федюково Подольского района попадает под согласование строительства с аэропортами Росавиации – Домодедово и Внуково, а также с военным аэродромом «Остафьево».
Согласовывать строительство с аэропортами необходимо тогда, когда оно только затевается. Далее, по завершении строительства, закон обязывает нас получать Уведомление об окончании строительства и о соответствии построенного объекта градостроительным нормам. Без Уведомления о соответствии поставить недвижимость на кадастровый учет не получится.