Государственная собственность на землю понятие и ее основные виды
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственная собственность на землю понятие и ее основные виды». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Право собственности на землю является одной из ключевых форм владения и имеет особое значение в организации экономических и социальных отношений. Это абсолютное и исключительное право владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком в пределах, установленных законодательством. Оно закреплено в Гражданском кодексе Российской Федерации и гарантирует собственнику полную свободу в распоряжении земельной собственностью.
Объекты и субъекты права собственности на землю
Объект права собственности на землю — часть земли (земельный участок и земельная доля) как производственного базиса, которая в установленном порядке перешла в собственность определенного субъекта (находится в его владении, пользовании и распоряжении).
К объектам права собственности на землю ЗК РФ относит (ст. 15 ЗК РФ):
-
- земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации (земельные участки в частной собственности);
- земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ст. 27 ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям:
-
- изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);
- ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).
Общественная собственность на землю
Общественная собственность на землю — форма собственности, при которой земельные участки принадлежат государству или обществу в целом. Эта форма собственности является основной в большинстве стран и предусмотрена законодательством.
Основание возникновения общественной собственности на землю может быть разным. В некоторых случаях, земельные участки могут стать общественной собственностью в результате выделения земель из собственности частных лиц или организаций. Также, общественная собственность на землю может возникнуть в результате национализации или конфискации земельных участков.
Общественная собственность на землю обычно управляется государственными органами или специализированными организациями, которые регулируют использование и аренду земельных участков. Это позволяет гарантировать справедливое и эффективное использование земли в общих интересах общества.
Одной из особенностей общественной собственности на землю является то, что она может быть передана во временное пользование частным лицам или организациям на основании договора аренды. При этом государство или общество сохраняют право собственности, но получатель аренды имеет право использовать землю в соответствии с условиями договора.
Также, в некоторых случаях, общественная собственность на землю может быть использована для осуществления общественных целей. Например, на общественных землях могут располагаться парки, сады, спортивные площадки и другие объекты общего пользования, которые доступны для всех граждан и предназначены для улучшения качества жизни.
Полномочия государства в области земельных отношений
Российская Федерация и ее субъекты наделены широкими полномочиями в области земельных отношений. Функции государственного управления землями включают:
- установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений (Распоряжением от 3 марта 2012 г. № 297-р Правительство РФ утвердило Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012-2020 годы);
- разработку и реализацию федеральных программ использования и охраны земель;
- определение ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;
- ограничение оборотоспособности земельных участков;
- резервирование земель для государственных нужд Российской Федерации и изъятие земель для государственных нужд, в т. ч. путем выкупа,
Государственный кадастр недвижимости
Для того чтобы эффективно распоряжаться землей и следить за тем, как с этим справляются другие, государству необходимо организовать тщательный учет земельных ресурсов. Поэтому столь важна государственная регистрация земель: как для учета всех земельных ресурсов в Государственном кадастре недвижимости (ГКН), так и государственная регистрация прав на землю и государственная регистрация сделок с землей, приводящих к возникновению, прекращению или изменению этих прав.
Сегодня в Российской Федерации ведется активная работа по формированию ГКН. Цель государственного учета земель ─ получение систематизированных данных о количестве, качественном состоянии и правовом положении земель ─ информации, необходимой для принятия управленческих решений, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земли.
Единый государственный реестр земель возник в силу объективной необходимости получения сведений о земле не только как о первоисточнике материальных благ, но и объекте налогообложения. Государственный кадастр земли был в Древнем Риме еще в VI в. до н. э. В Европе в результате филологических трансформаций (французское слово cadastre дословно означает «книга-реестр») стали употреблять выражение «государственный реестр земель». В России для описания земель в XVI в. было создано специальное учреждение ─ Поместный приказ, ставшее общегосударственным единым центром, объединяющим межевые, кадастровые и крепостные работы.
В начале XX столетия земельные отношения в России претерпели коренные изменения. Земля была национализирована, став единой государственной собственностью и фактически перестав служить объектом налогообложения. Но поскольку государство все равно нуждалось в сведениях о земле, земельный кадастр существовал и в условиях плановой экономики. Однако в период экономических реформ, когда земля снова стала объектом гражданского оборота и налогообложения, этот земельный кадастр, не содержавший, например, сведений о местоположении на местности границ, разделяющих смежные земельные участки, перестал отвечать требованиям времени. И на смену ему пришел новый кадастр, установленный Федеральным законом от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». Он и стал родоначальником современного ГКН.
Решение о создании ГКН было принято в 2004-м. Для его реализации организовали специальное ведомство – Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости. Реальное ведение государственного кадастра недвижимости началось в 2008 году, когда вступили в силу положения Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ставшего органичным продолжением Федерального закона «О государственном земельном кадастре», изданного в 2000 году.
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном ЗК РФ (Федеральным законом от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ) и Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Право частной собственности на земельный участок гражданских и юридических лиц
К собственности гражданских и юридических лиц, то есть частной собственности, относятся земельные участки, которые были приобретены гражданскими и юридическими лицами по предусмотренным российским законодательством основаниям. Гражданские и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земли в собственность. Земельные участки, которые находятся в собственности государства или органов местного самоуправления, могут быть предоставлены в собственность гражданских и юридических лиц, кроме тех земельных участков, которые согласно Земельному Кодексу Российской Федерации и федеральным законодательным актам не могут находиться в частной собственности. Иностранные лица, а также лица без гражданства и иностранные юридические лица не имеют права владеть земельными участками, которые находятся на приграничных территориях, перечень которых регламентируется Президентом Российской Федерации согласно федеральному законодательству о Государственной границе РФ, а также на других установленных территориях России в соответствии с федеральными законодательными нормами.
Необходимо отметить, что согласно пункту 2 статьи 20 Земельного Кодекса Российской Федерации земельные участки не предоставляются гражданским лицам в бессрочное пользование
Право бессрочного пользования земельными участками, которые находятся в собственности государства или органов местного самоуправления, возникает у граждан или юридических лиц до момента вступления в силу нового Кодекса Российской Федерации и сохраняется за ними. Земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, передаются в собственность гражданских или юридических лиц за определенную денежную сумму. Предоставление также может быть осуществлено безвозмездно в предусмотренных нормами Земельного Кодекса, федеральными законодательными нормами и законами субъектов России случаях.
Граждане с тремя и более детьми вправе приобрести земельный участок бесплатно, в частности для индивидуального строительства, которые находятся в государственной собственности без торгов и предварительного согласования места расположения объектов в тех случаях, которые устанавливаются законодательными нормами субъектов Российской Федерации.
Земля, находящаяся в собственности государства или органов местного самоуправления, на которых расположены здания, строения и сооружения, относящиеся к собственности общественных организаций инвалидов и организаций, учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов на момент вступления в действия нового Земельного Кодекса РФ, предоставляются во владение вышеуказанных организаций на бесплатной основе.
Религиозные организации, в собственности которых находятся здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках государственной и муниципальной собственности, предоставляются бесплатно; организации, во владении которых находятся земельные участки государственной собственности на праве безвозмездного пользования, получают данные участки на праве безвозмездного срочного пользования на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями.
Иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица получают земельные участки в собственность за установленную Земельным Кодексом плату согласно статье 28 указанного Кодекса.
Иностранным гражданам и юридическим лицам, а также гражданам без гражданства, у которых в уставном капитале доля составляет более 50%, предоставляются земельные участки сельскохозяйственного назначения лишь на правах аренды.
Согласно статьям 15-24 Кодекса, права на земельные участки могут возникать по основаниям, которые регламентируются гражданским законодательством, федеральными законодательными актами, и подлежат обязательной государственной регистрации согласно ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Процесс государственной регистрации сделок, связанных с земельными участками, является обязательным в установленных законодательством случаях.
Предоставление земельных участков в пользование гражданским и юридическим лицам из земель государственной или муниципальной собственности, выполняется в соответствии с решениями исполнительных органов государственной власти или муниципальных органов, которые обладают правом предоставления соответствующих земельных участков в рамках их компетенции согласно статьям 9-11 Земельного Кодекса России.
Виды государственной собственности
Категория государственного имущества, которая несет в себе важную культурную и историческую ценность (памятники, архитектурные сооружения), а так же, все многообразие естественных природных ресурсов.
- Объекты, которые выполнением своих функций обеспечивают нормальное существование и развитие страны. К ним относятся некоммерческие предприятия, структуры ВС РФ, а также казна РФ;
- Предприятия, которые выпускают продукцию, предназначенную для обороноспособности государства.
- Общероссийские автомобильные дороги и те организации, которые осуществляют их обслуживание.
- Организации, которые можно отнести к категории народного хозяйства страны.
Объекты права собственности на землю
Объект права собственности на землю — часть земли (земельный участок и земельная доля) как производственного базиса, которая в установленном порядке перешла в собственность определенного субъекта (находится в его владении, пользовании и распоряжении).
-
- земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно ЗК РФ не могут предоставляться в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям:
-
- изъятым из оборота (например, государственные природные заповедники и национальные парки);
- ограниченным в обороте (например, из состава земель лесного фонда).
Виды государственной собственности в России
Государственная собственность — это одно из ключевых понятий в экономике России. Это форма собственности, которая принадлежит государству в целом либо какому-то его органу. Государственная собственность может иметь разные формы и происходить от разных источников.
Помимо собственности на земельные участки, строения, недвижимость и иные материальные объекты, которые принадлежат государству, в России существуют и другие формы государственной собственности. К таким формам относится, например, право государства на экспорт и импорт определенных товаров. Также государство может владеть акциями крупных компаний и организаций.
Обычно государственная собственность бывает двух форм: федеральной и региональной. Федеральная собственность — это форма собственности, которая находится во владении Федерации и ее органов. Региональная же собственность — это форма государственной собственности, которая находится в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации.
- Федеральная собственность:
- Государственное имущество;
- Федеральная собственность на землю;
- Государственные ценные бумаги;
- Акции компаний.
- Региональная собственность:
- Здания и сооружения;
- Земельные участки;
- Движимое имущество;
- Доли в организациях.
Регулирование государственной собственности в России происходит через ряд законов и нормативных актов. Также на регулирование государственной собственности влияют изменения в экономической и политической ситуации как в стране, так и за ее пределами.
Правовой режим государственной собственности на землю
Положению государства как участника земельных отношений присущ дуализм. В частноправовых отношениях оно выступает наравне с другими землепользователями, в публично-правовых – в качестве наделенного властными полномочиями субъекта.
Государство вправе реализовывать все обычные правомочности по владению, пользованию, распоряжению земельными ресурсами. Оно связано целевым назначением и разрешенными способами использования принадлежащих ему участков.
Земельными угодьями от имени государства распоряжаются органы исполнительной власти согласно компетенции. Последние, среди прочего, уполномочены передавать земли государственного фонда в собственность, возмездное или безвозмездное пользование. Ст. 71 Конституции РФ декларирует принцип раздельного управления землями, согласно которому общефедеральной и субъектной собственностью распоряжаются госструктуры разного уровня. Однако в большинстве случаев он не реализуется.
Будучи субъектом властных полномочий, государство может изъять земельный участок в связи с его ненадлежащим использованием (ст. 284–286 ГК РФ). Мотивируя свои действия публичными нуждами, уполномоченные госструктуры вправе инициировать прекращение частной собственности на землю без наличия каких-либо нарушений со стороны землевладельца (ст. 282 ГК РФ). Действия властей могут сопровождаться принудительным изъятием размещенной на таких участках недвижимости (ст.239 ГК РФ).
Сегодня земли государственного фонда наиболее обширны по площади. Они имеют исключительную экономическую и экологическую значимость. На государственных землях размещается большинство промышленных предприятий и особо охраняемых территорий. Согласно п. 4 ст. 87 ЗК РФ исключительно в федеральной собственности могут находиться земли, занятые:
- объектами атомной энергии, космической деятельности;
- федеральными энергетическими системами;
- путями сообщения федерального значения;
- объектами, обеспечивающими обороноспособность, защиту госграницы.
Особенностью правового режима земель, пребывающих в муниципальной и госсобственности, также является:
- возможность их приватизации, получение в бессрочное и срочное безвозмездное пользование;
- преимущественно конкурсный порядок заключения договоров аренды.
Принцип раздельности имущества РФ
Исходя из основополагающих норм отечественного права, все имущество распределено между разными субъектами, которые им управляют. Государственная собственность не имеет приоритетных значений, однако именно к ней относят наиболее ценные материальные ресурсы страны, такие как земля и природные ископаемые.
Управление государственной собственностью осуществляется при помощи уполномоченных органов власти. Среди них можно выделить Правительство и Президента, федеральные структуры и структуры муниципального характера.
Государственная собственность на землю является приоритетной, и потому контролируется особенно тщательно.
Объекты имущественного права могут быть самыми разнообразными. Это и народ, разные группы населения, юрлица и частные организации. Они не имеют право государственной собственности, однако, в соответствии с основополагающими принципами, могут осуществлять контроль за управлением материальными ресурсами, которые находятся под контролем страны.
Перечень имущества, относящегося к государственной собственности
Право государственной собственности принадлежит тем властным структурам, которые управляют страной. Кроме того, они осуществляют также такой процесс, как управление государственной собственностью. В данной ситуации государство будет представлено как субъект правоотношений, и потому может самостоятельно распоряжаться теми ресурсами, которые находятся в его подчинении. Таким образом, государственная собственность может быть передана в аренду, подарена или же продана.
Все имущество, которое находится в собственности государства, разделяется на два основных вида:
- федеральное имущество, то есть ресурсы и прочие ценности, которые находятся под контролем первичных властных структур. Право государственной собственности тут будет осуществлено на важнейшие ресурсы, среди которых можно выделить земли, лесные ресурсы, природные ископаемые, водные ресурсы и т.д.;
- имущество, принадлежащее субъектам федерации. Здесь управление государственной собственностью регионального значения будет внедрено для земельных и водных ресурсов, которые не имеют особого государственного значения, предприятий и муниципальных ведомств, жилых помещений и внебюджетных фондов.
Основные принципы управления государственной собственностью.
Принципы управления государственной собственностью представляют собой правила, которым следует придерживаться при формировании и реализации государственной политики в области государственного владения и управления имуществом. Эти принципы помогают обеспечить гарантии сохранности и рационального использования государственного имущества, а также придать ему определенную социальную направленность.
Основным принципом управления государственной собственностью является гарантия ее сохранности и защиты от необоснованных действий со стороны внешних и внутренних угроз. Для этого создаются механизмы контроля за использованием и реализацией государственной собственности, которые позволяют своевременно предупреждать и пресекать любые нарушения в этой сфере.
Вторым важным принципом управления государственной собственностью является социальная направленность ее использования. Государству как владельцу и управляющему государственным имуществом, необходимо учитывать интересы общества, направляя использование государственной собственности на осуществление социально значимых проектов и программ, в том числе на развитие инфраструктуры и поддержку социальных программ.
Также одним из принципов управления государственной собственностью является принцип прозрачности и открытости в реализации процедур государственной собственности. Это предполагает создание условий для общественного контроля, учет расходов и доходов, а также публикацию информации о результатах использования и реализации государственной собственности.
Наконец, одним из ключевых принципов управления государственной собственностью является принцип рационального использования и эффективного управления имуществом. Это подразумевает использование имущества с максимальной эффективностью, его передачу в управление наиболее квалифицированным и компетентным организациям и лицам, а также контроль за реализацией государственной собственности с учетом ее рыночной стоимости.
Правовое регулирование
В России находящиеся на территории государства земельные участки относятся к объектам государственной собственности. Правовым основанием для владения, использования и распоряжения государственной землей является законодательство.
Согласно законодательным актам, государство имеет право на владение, пользование и распоряжение земельными участками на всей территории страны. Право на приобретение прав граждан и предприятий на отдельные участки земли осуществляется на законном основании и с предварительным внесением их на кадастровый учет.
Законодательными актами Российской Федерации определяются порядки владения, использования и распоряжения определенными категориями земельных участков. Так, категория водных объектов и лесных массивов регулируется в соответствии с предусмотренными законодательством принципами и правилами. Существуют также законодательные акты, относящиеся к муниципальной земле и муниципальной недвижимости, которые устанавливают основания и порядок передачи их во владение и пользование муниципалитета.
Определения возможностей и порядок использования земельных участков относятся к компетенции государственных и муниципальных органов власти. Иными словами, государственный и муниципальный уровень власти осуществляют учет и контроль за использованием земли на своей территории.
Правительство Российской Федерации имеет право проводить передачу прав на государственную землю гражданам и предприятиям. Однако такая передача должна происходить в соответствии с правовыми актами и порядками законодательства. Каждый земельный участок имеет свой уникальный номер, который указывается в государственном кадастровом паспорте на землю.
- Интересы граждан и предприятий в отношении правового регулирования земельных участков обеспечиваются:
- Представительными органами и исполнительными органами государственной власти;
- Муниципальными органами;
- Другими государственными органами и организациями, определенными законодательством Российской Федерации.
Для использования и защиты прав граждан и предприятий законодательством Российской Федерации предусмотрены специальные органы, направленные на обеспечение правовой защиты земельных участков и других объектов недвижимости. Органы государственной власти и муниципалитеты осуществляют контроль за выполнением законодательства в отношении земельных участков и объектов гражданских прав.
Право собственности на землю: понятие и основы
Право собственности на землю – это правовой институт, который регулирует отношения между гражданами и государством в сфере владения и распоряжения земельными участками. Одним из основных законов, регулирующих права собственности на землю в РФ, является «О земле» от 2001 года.
Право собственности на землю может принимать различные формы. Так, земля может находиться в частной или государственной собственности, а также в форме аренды или субаренды. У каждой из этих форм есть свои особенности и условия использования.
Государственная собственность на землю означает, что земельными ресурсами владеет государство, а граждане имеют право на использование их в соответствии с законодательными нормами. Частная собственность на землю дает право владельцам свободно распоряжаться земельным участком.
Процедура получения права публичной собственности на землю
Законодательство Российской Федерации предусматривает возможность получения права публичной собственности на землю. Такое право может быть предоставлено на территориях, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.
Кто может получить такое право? Лица, которые имеют право на получение земельного участка в частную собственность, могут также обратиться с заявлением о предоставлении права публичной собственности на землю.
Какие особенности у процедуры получения такого права? Во-первых, для получения права публичной собственности необходимо заключить договор с соответствующим органом власти. Во-вторых, в случае получения права публичной собственности на землю, участок не может быть предметом приватизации или иного оборота.
Как происходит процедура получения права публичной собственности на землю? Вначале лицо, желающее получить такое право, должно подать заявление в орган власти, которому принадлежат земли. После рассмотрения заявления и принятия решения о предоставлении права публичной собственности, заключается договор между субъектом и органом власти.
Важно отметить, что стоимость земельных участков, предоставляемых в публичную собственность, значительно ниже, чем их рыночная стоимость. Это является одним из отличий от процедуры предоставления земельных участков в частную собственность.
Такой порядок получения права публичной собственности на землю применяется с XIX столетия и с тех пор успешно использовался во многих странах мира. В России объекты жилой и коммерческой недвижимости, находятся на земельных участках, которые имеют право публичной собственности.
Следующим объектом, который может быть предоставлен в публичную собственность, являются земли, на которых находятся объекты социального и культурного назначения, образовательные и медицинские учреждения, а также земли, используемые для обеспечения обороны страны.
Таким образом, процедура получения права публичной собственности на землю включает в себя подачу заявления, рассмотрение и принятие решения о предоставлении такого права, заключение договора между субъектом и органом власти.
Гарантированная безопасность права публичной собственности на землю
Право публичной собственности на землю является одним из основных институтов гражданского права. В законодательстве оно имеет свое описание и определение.
Гарантированная безопасность права публичной собственности на землю заключается в том, что собственник этого объекта, будучи муниципалитетом или государством, имеет право владеть и распоряжаться участками земли в соответствии с законодательством. При этом, наличие других объектов публичной собственности не ограничивает право владения земельными участками.
В обороте земли, которая является объектом публичной собственности, могут участвовать граждане, муниципальные образования и учреждения. При этом, собственник имеет право на предоставление земельных участков в пользование по заявлению участников социальной сферы или гражданами для реализации различных проектов, в том числе для строительства жилья.
Публичная собственность на землю отличается от частной формой права собственности на землю. В отличии от частной собственности, право публичной собственности ограничено определенными нормами законодательства, основанием для приобретения и передачи земельных участков является решение муниципального или государственного органа, а также согласование с соответствующими учреждениями.
Важно отметить, что публичная собственность на землю имеет свои особенности и недостатки. Одним из недостатков является ограничение права собственника на свободное распоряжение земельными участками, так как такое право ограничивается законодательством и требует согласования с соответствующими органами. Тем не менее, публичная собственность на землю является важным инструментом для обеспечения развития территориального образования и гарантирования прав граждан на землю.