Нужен ли тахограф на личный микроавтобус 15 мест
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужен ли тахограф на личный микроавтобус 15 мест». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?
Категории технического регламента без установки тахографа
- M1 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения — легковые автомобили.
- N1 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т.
- L1-L2 — Мопеды, мотовелосипеды, мокики
- L3-L5 — Мотоциклы, мотороллеры, трициклы
- L6-L7 — Квадроциклы
- O1-O4 — Прицепы
Сроки оснащения различных транспортных средств тахографами с СКЗИ
- До 1.04.14 — ТС для перевозки опасных грузов
- До 1.06.14 — автобусы (исключение — автобусы на пригородных и городских маршрутах).
- До 1.07.14 — грузовые автомобили, масса которых превышает 15 000 кг, задействованные в междугородных перевозках
- До 1.09.14 — грузовые автомобили, масса которых превышает 12 000 кг.
- До 1.04.15 — грузовые автомобили, масса которых превышает 3500 кг.
- До 1.06.16 — технику, на которой ранее были установлены самописцы аналогового типа.
- До 1.01.18 — технику, на которой ранее были установлены самописцы цифрового типа без модуля СКЗИ.
- До 1.06.2018 — автобусы, которые выполняют рейсы на пригородных маршрутах.
- До 1.07.2021 — автобусы на городских маршрутах.
ШТРАФ ЗА ОТСУТСТВИЕ ТАХОГРАФА.
Также немаловажным моментом является административная ответственность. Штраф за тахограф, а точнее за его отсутствие, может показаться кому-то небольшим.
Но на мой взгляд любой штраф может превратиться в кошмар. Давайте лучше будем работать без них.
Итак. Давайте обратимся к КОАП РФ.
Цитирую как есть:
Статья 11.23 КоАП РФ. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров, режима труда и отдыха (действующая редакция)
1. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее — тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации)
— влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Чтобы избежать денежных взысканий в 2022 году, нужно не только установить устройство и следить за его работоспособностью, но и своевременно проводить проверку прибора. Тахограф признают допустимым к использованию только в том случае, если выполнены следующие требования:
- на пломбе отсутствуют следы физического воздействия;
- присутствует устройство, позволяющее контролировать показатели скоростного режима;
- установлен навигатор, подключенный к системе ГЛОНАСС и GPS;
- на самом приборе отсутствуют царапины, вмятины и дефекты, которые могут говорить о попытке физического воздействия на тахометр;
- корпус изделия цел;
- у водителя присутствует чип карты, которую использует только он.
Перечень машин, где тахографы не нужны
Перечисленные выше нормативные документы содержат также перечень тех категорий автомобильного транспорта, для которых не нужен тахограф, в список входят:
- автомобили коммунальных служб;
- автотранспорт, принадлежащий силовым структурам;
- троллейбусы;
- ТС, которые осуществляют перевозки в международном сообщении и, соответственно, оборудованы ЕСТР-устройствами;
- специализированные автомобильные средства разного назначения;
- ТС, которые осуществляют прохождение официальных дорожных испытаний;
- автомобили, регистрация которых производится органами государственного контроля за техническим состоянием самоходных автомобилей;
- ТС, которые не участвуют в движении на дорогах общего пользования, используются для перемещения пассажиров и грузов в пределах определённого предприятия;
- автомобили, которые не используются для коммерческих перевозок и которым более 50 лет (при этом они должны быть отреставрированы или сохранены в оригинальном виде);
- учебные ТС, которые не применяют для коммерческих перевозок.
Обязательное оснащение автобусов тахографами: постановление №382
Уже несколько лет вопрос о том, нужен ли тахограф на автобус, перестал быть дискуссионным. Активное внедрение бортовых самописцев государством сделало очевидным тот факт, что рано или поздно все пассажирские ТС надо будет оснащать контрольными приборами для учета пробега, а главное — для борьбы с переработками водителей.
Основными документами, которые регламентировали этот вопрос, были:
- Федеральный закон № 196 «О безопасности дорожного движения».
- Приказы № 36 и № 273 Минтранса РФ.
- Приказа Минтранса Российской Федерации № 227 от 27 июля 2017 года.
Согласно последнему документу, к 1 июля 2018 года тахографы должны были стоять на всех автобусах, выполняющих пригородные рейсы. А ровно через год, к 1.07.19, и на городских ТС должны были быть установлены цифровые контрольные устройства.
Какие автобусы оборудуются тахографами?
Если сроки переоборудования техники Постановление №382 изменило, то перечень ТС, попадающих под его действие, остался прежним. Тахографы нужно ставить, если масса транспортного средства составляет более 3,5 т, и оно рассчитано минимум на восемь посадочных мест для перевозки пассажиров (место водителя не учитывается). Такие требования приводят к тому, что действия нормативов распространяются также на микроавтобусы, переоборудованные для перевозки большого числа пассажиров.
Тахографами оснащают:
- ТС, выполняющие регулярные коммерческие рейсы на городских/пригородных маршрутах.
- ТС, которые выполняют нерегулярные пассажирские перевозки.
- Транспортные средства, задействованные для подвоза сотрудников к месту работы, перемещения их между участками, а также для развозки по домам.
В последнем случае есть важное исключение. Если перевозка выполняется вне дорог общего пользования, например, на территории завода или большой строительной площадки, то оснащать технику бортовым самописцем не нужно.
Требования распространяются на ТС в любой форме собственности. Если автобусом владеет физическое лицо и не выполняет коммерческих рейсов (даже разовых), то пока закон не требует оснащать технику тахографом. Но в этом случае при перевозке пассажиров к водителю могут возникнуть вопросы у сотрудников ДПС — потому некоммерческий характер перевозки придется подтверждать. В качестве подтверждения вполне достаточно устного свидетельства пассажиров (при отсутствии водителя в перечне юридических лиц или ИП).
Необходимость тахографа на городских и пригородных автобусах
Минтранс пошел на уступку городскому транспорту — тахограф для городских автобусов не нужен.
Несмотря на явно просматриваемое первоначальное желание Минтранса оснастить все транспортные средства, имеющие более 8 мест для пассажиров (кроме водителя), регистрирующими устройствами, все-таки было решение отказаться от их применения на городских/пригородных маршрутах (протяженностью до 50 км в одну сторону). Тахограф на автобус в городе не имеет возможности кардинально влиять на безопасность перевозок, их качество.
Контроль за работой городского общественного транспорта осуществляется уже владельцами с помощью систем ГЛОНАСС, а обязательная их установка на весь общественный автомобильный транспорт – привела бы к увеличению стоимости проезда пассажиров.
Следовательно, обязательно нужен тахограф на микроавтобус, осуществляющий коммерческие пассажироперевозки, которые не отнесены к регулярным городским и пригородным. Без этого не обойтись, а сотрудники ГИБДД с большой радостью остановят автобус, чтобы проверить наличие тахографа.
Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?
Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?
Начиная с 1 ноября 2021 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.
Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):
1.
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.
Установка не требуется
Следует отметить некоторые категории транспорта, на которые устанавливать бортовой самописец не требуется. Основные из них:
Кроме того, при рассмотрении вопроса, нужен ли тахограф на личный автомобиль, следует отметить, что в современном законодательстве упор делается на вид осуществляемой деятельности собственника данного транспорта. Если собственником является юридическое лицо или частный предприниматель, установка этого устройства является обязательной. Чтобы отсутствие бортового тахографа не выступило основанием для назначения водителю штрафной санкции, требуется обязательно иметь при себе специальное подтверждение того, что транспорт не используется в целях осуществления коммерческой деятельности.
Нужно ли ставить тахограф на личный грузовой автомобиль, важно выяснить заранее.
Установка тахографа на грузовой автомобиль и ее стоимость
Цена зависит от типа устройства и сложности его монтажа. Стоимость сертифицированного прибора колеблется от 25000 – 35000 рублей и выше. За установку, калибровку и активацию придется заплатить еще 20% — 30% от этой суммы.
Несколько примеров стоимости на момент публикации. Обратите внимание, что устройства указаны для наглядности, а не с целью каких-либо рекомендаций. И точно не указываем какой лучше поставить. Цены ориентировочные, и не являются предложениями приобрести прибор.
Название тахографа | Цена прибора, руб. | Сколько стоит с установкой, руб. |
---|---|---|
КАСБИ DT-20M | 30 000 | 40 000 |
Меркурий ТА-001 | 29 000 | 35 900 |
АТОЛ DRIVE 5 | 32 500 | 39 400 |
VDO DTCO 3283 | 37 900 | 44 400 |
EFAS V2 RUS | 33 400 | 39 900 |
Кроме этого, Приказ Минтранса устанавливает необходимость поверки прибора каждые два года. Эта процедура в среднем оценивается в 2 000 рублей.
Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?
Начиная с 1 ноября 2019 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.
Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):
1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.
На данный момент Министерство транспорта и перевозок уже занимается подготовкой нового федерального закона, основные положения которого регулируют деятельность юридических и физических лиц, которые занимаются перевозкой, а также частных владельцев грузового транспортного средства.
К подобному положению водители относятся по-разному, но основное предназначение закона об устройствах способно благосклонно сказаться на общей транспортной ситуации.
Устройства такого плана эффективно контролируют скорость движения, оптимизируют время работы и отдыха, рассчитывает заработную плату и оптимизирует маршрут.
Автолюбителям настоятельно рекомендуется позаботиться о наличии данного приспособления. Вопрос, обязателен ли тахограф на грузовое авто при осуществлении коммерческой деятельности, является положительным.
На какие транспортные средства ставится прибор?
При использовании автомобиля для личных нужд без цели получения финансовой выгоды необходимости в установке тахографа нет. Если он уже установлен, то при поездке по своим делам можно активировать специальный режим, отключающий некоторые функции прибора. При этом Минтранс четко регулирует, в каких категориях транспорта должен быть установлен тахограф.
К ним относятся:
- M2 – ТС массой до 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
- M3 – ТС массой свыше 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
- N2 – ТС массой от 3,5 до 12 тонн, используемое для перевозки грузов;
- N3 – ТС массой более 12 тонн, используемое для перевозки грузов.
Чтобы избежать денежных взысканий в 2022 году, нужно не только установить устройство и следить за его работоспособностью, но и своевременно проводить проверку прибора. Тахограф признают допустимым к использованию только в том случае, если выполнены следующие требования:
- на пломбе отсутствуют следы физического воздействия;
- присутствует устройство, позволяющее контролировать показатели скоростного режима;
- установлен навигатор, подключенный к системе ГЛОНАСС и GPS;
- на самом приборе отсутствуют царапины, вмятины и дефекты, которые могут говорить о попытке физического воздействия на тахометр;
- корпус изделия цел;
- у водителя присутствует чип карты, которую использует только он.
Такие требования вытекают из положений приказа Минтранса РФ №440 от 28 октября от 2021 года. Если прибор не соответствует требованиям, это чревато наложением штрафов за тахограф по статье 11.23 КоАП РФ. Поэтому нужно следить за состоянием тахометра и своевременно его менять.
Нужен ли тахограф на личный микроавтобус 13 мест в 2021 году
В Приказе Минтранса №440 описан ряд исключений из списка ТС, подлежащих обязательному оснащению тахографами.
- Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования.
- Транспортные средства, не предназначенные для коммерческих перевозок пассажиров и грузов.
- Транспортные средства с даты выпуска которых прошло 50 и более лет.
- Автобиблиотеки, автосцены.
- Автомобили для перевозки живых животных, пчел.
- ТС для аварийно-спасательных служб и полиции; троллейбусы (в случае если Правительством Российской Федерации не будет предусмотрено обратное).
- Так же стоит обратить внимание на формулировки владельцам карт МАП. Они должны иметь допуск к международным перевозкам и у них должно быть установлено контрольное устройство, соответствующее требованиям ЕСТР. То есть тахограф нужен – ЕСТР.
В некоторых случаях при остановке вашего транспортного средства и требования предъявления тахографической карты, ответственности административного характера можно избежать. Нужно доказать, что карточка потерялась или была повреждена. Для подтверждения нужно в корректной форме, со всеми доказательствами рассказать по какой причине это произошло. Составления заявления не требуется.
Инспектор дорожной службы может принять ваше устное прошение, тогда следующие 15 суток вы сможете передвигаться без тахографа в соответствии с бумагой, выданной на месте сотрудником. В течение этого срока тахограф должен быть отремонтирован, откалиброван или вместо сломавшегося – куплен новый.
Путешествие в Европу на личном или прокатном автомобиле может обернуться большими неприятностями. Передвигаясь на авто стоит помнить, что размеры штрафов в ЕС гораздо больше, чем в России. В зависимости от ситуации решения этой проблемы различаются:
- Если вы имеете на руках квитанцию о правонарушении, проще и лучше как можно быстрее оплатить её в ближайшем банковском отделении; помните, что при оплате в течение одной – двух недель вам предоставят значительную скидку, при задержке, наоборот, начислят огромные пенни.
- В случае фиксации нарушения на камеру видеонаблюдения, вам будет отправлено письмо; в зависимости от страны, в которой ваше авто запечатлела камера, наказание различается: в Швейцарии, например, отправят письмо так, что оно легко дойдет до вас и в России, в Финляндии вас задержат прямо на границе и заставят платить; суть в том, что большинство писем со штрафом за езду без тахографа может и не дойти, однако, если по квитанции не заплатить, можно ожидать трудностей с получением следующего шенгена.
К нюансам использования тахографов в 2021 году можно отнести требования, предъявляемые к ним. Любой аппарат подобного типа должен пройти необходимую проверку и быть признан работоспособным.
- В первую очередь, аппарат должен содержать прибор для измерения характеристик движения.
- Нужна карта-чип, вставленная в устройство и записывающая всю информацию о работе водителя.
- Обязательно включение на приборе навигации в соответствии с системами GPS и ГЛОНАСС.
- На пломбе не должно быть никаких повреждений.
- Сам тахограф обязан быть идеальным внешне, не иметь абсолютно никаких внутренних повреждений, не издавать странные звуки; все функции должны работать четко и без каких-либо задержек.
- Все компоненты, в том числе и соединительные детали в корпусе тахографа, не должны иметь видимых признаков внешнего вмешательства, таким образом, будет понятно, производились ли с прибором какие-либо незаконные манипуляции.
Тахограф на личное авто
Для того, чтобы добраться до ответа на данный вопрос, необходимо ответить на несколько дополнительных вопросов:
- Какой у вас автомобиль?
- Кто эксплуатирует автомобиль?
- Экологический класс автомобиля с 1 января 2021 года для установки тахографа не имеет значение.
Отвечаем на 1 вопрос: Какой тип у вашего транспортного средства? Типы ТС определены в Техническом регламенте таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»
Определить можно :
Категория технического регламента -Расшифровка -Необходимо ли оснащать
L1-L2 — Мопеды, мотовелосипеды, мотики — Нет
L3-L5 — Мотоциклы, мотороллеры, трициклы — Нет
L6-L7 — Квадрициклы — Нет
M1 — Пассажирские автомобили (легковые) — Нет
M2-M3 — Пассажирские автомобили (Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства) — Да
N1 — Грузовые автомобили до 3,5 т — Нет
N2-N3 — Грузовые автомобили от 3,5 т — Да
O1-O4 — Прицепы — Нет
Согласно законодательству, тахограф нужно устанавливать на транспорт категорий N2, N3, M2 и M3.
Такое требование установлено в 440 приказе Минтранса. В этом же приказе указан список исключений. После того, как вы определили, что тип ТС предполагает наличие тахографа, нужно проверить, не исключен ли он? Возможно именно на ваш автомобиль не нужно устанавливать тахограф. Список исключений
Отвечаем на второй вопрос: Кто эксплуатирует автомобиль? Физическое лицо (частное лицо)
Если вы физическое лицо и эксплуатируете автомобиль категорий N2, N3, M2 и M3, то на ваше ТС необходимо установить тахограф. Но обращайте внимание на документы (ПТС,СТС): как прописано транспортное средство:
Отвечаем по порядку на ряд вопросов:
- Кто эксплуатирует «Бычок»? Допустим, физическое лицо.
- К какому типу относится «Бычок»? Бытовое название «Бычок» получили малотоннажные грузовики ЗИЛ 5301.Смотрим в документах разрешенную максимальную массу. У ЗИЛ 5301 – это 6 950, значит автомобиль типа N2. Согласно законодательству, тахограф нужно устанавливать на транспорт категорий N2, N3, M2 и M3. Такое требование установлено в 36 приказе Минтранса. В этом же приказе указан список исключений. После того, как вы определили, что тип ТС предполагает наличие тахографа, нужно проверить, не исключен ли он? Возможно именно на ваш автомобиль не нужно устанавливать тахограф. Список исключений в приложении №2
Отвечаем на ряд вопросов, чтобы получить ответ:
- Кто эксплуатирует личный микроавтобус? Допустим, физическое лицо.
- К какому типу относится личный микроавтобус? Микроавтобус – это пассажирское транспортное средство, до 5 тонн. Смотрим в документах разрешенную максимальную массу. У ЗИЛ 5301 – это 6 950, значит автомобиль типа N2.
- Согласно законодательству РФ необходимо установить тахограф.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2012 г. № 1213 «О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 48, ст. 6714), приказываю:
1. Утвердить:
требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (приложение № 1 к настоящему приказу);
категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами (приложение № 2 к настоящему приказу);
правила использования тахографов, установленных на транспортные средства (приложение № 3 к настоящему приказу);
правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства (приложение № 4 к настоящему приказу);
правила контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства (приложение № 5 к настоящему приказу).
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.
Министр | Е.И. Дитрих |