Как производится списание ГСМ без путевых листов
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как производится списание ГСМ без путевых листов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Расчет стоимости израсходованного бензина без путевых листов, как указано выше, можно делать по факту расхода (на основе данных системы контроля, содержащихся в отчетах), либо по нормативу расхода, если маршрут движения автомобиля постоянен, либо используется агрегат, заправляемый ГСМ. Показатели расхода расцениваются наиболее часто по средней стоимости единицы топлива. Она исчисляется как сумма двух стоимостных показателей – остатка топлива и прихода за месяц, разделенная на сумму остатка и прихода того же топлива в литрах.
Пример: ООО «Рассвет» по данным БУ имеет сальдо по бензину определенной марки 25 л, по цене 41 руб. Приход текущего месяца составил 120 л по цене 39 руб.
Стоимость единицы бензина равна:
- 25 * 41 = 1025,00 руб.
- 120 * 39 = 4680,00 руб.
- 1025 + 4680 = 5705,00 руб.
- 25 + 120 = 145 л.
- 5705 / 145 = 39,34 руб.
Умножая стоимость единицы на фактически определенный системой контроля расход топлива, получим затраты.
К горюче-смазочным материалам относится довольно большой перечень веществ: бензин, газ, дизельное топливо, масла, смазки, тормозные и охлаждающие жидкости. Приобретать их можно как за наличные, так и по безналу. Главным плюсом является возможность уменьшения суммы налогов. Ведь расходы на бензин можно учитывать в себестоимости товаров и услуг. Налоговый кодекс снял ограничение, и теперь на данную статью может приходиться любой процент, хотя раньше он не должен был превышать 50%. Но важно правильно всё оформить.
Первичным документом для списания расходов на ГСМ является путевой лист. Он содержит технические данные транспортного средства, нормативные и фактические расходы топлива, фиксирует маршрут передвижения. Путевой лист является основанием для списания трат на горюче-смазочные материалы. Действующим законодательством установлены обязательные реквизиты, а также несколько образцов для различных типов транспорта (легкового и грузового) в зависимости от дальности передвижения. Каждый путевой лист регистрируется в журнале. При этом регулярность никак не нормируется, составляться ПЛ могут раз в несколько дней или недель.
Получить горючее на АЗС можно:
- за наличные;
- по ведомости;
- по талону;
- по платёжной карточке.
Сделать это может только ответственное лицо, уполномоченное организацией, обычно это водитель. В случае оплаты наличными он обязан получить кассовый чек, который в дальнейшем прикрепляется к отчётности. Средства выдаются водителю в бухгалтерии заранее. Далее ответственные лица обязаны предоставить чеки ГСМ по авансовому отчету. Именно они являются документальным подтверждением факта приобретения топлива. После закрытия отчёта по авансу водитель может получить на руки очередную сумму. Каждый чек должен содержать такие реквизиты:
- данные о продавце;
- стоимость;
- объём топлива;
- дата.
Актуальным является вопрос о том, как учитывать НДС в чеках на ГСМ. В соответствии с действующими нормами вычет налога осуществляется на основании счёта-фактуры. Если продавец его не выдаст, то НДС нельзя будет учесть в расходах на прибыль. Так, обычные чеки, в которых налог выделен отдельной строкой, к отчётности не принимаются. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы продавец на АЗС сразу выдал счёт-фактуру.
Расходы на ГСМ при использовании личного авто
Если горюче-смазочные материалы закупаются для заправки личного автомобиля сотрудника, используемого в служебных целях, то их стоимость Минфин запрещает учитывать в расходах упрощенца (письмо от 02.08.2019 № 03-11-11/58296).
Сотруднику в подобных случаях полагается компенсационная выплата, размер которой прописывается или в соответствующем соглашении, или в распорядительном документе руководителя. В пределах установленных норм она включается в расходы (подп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК), а всё, что сверх – при расчете налогооблагаемой базы не учитывается.
В качестве норм определены цифры из Постановления Правительства РФ от 08.02.2002 № 92:
- 1200 руб. и 1500 – для легковых авто с объемом двигателя до 2000 куб. см (включительно) и свыше 2000 куб. см
- 600 руб. – для мотоциклов.
Данные значения применяются с 2003 года и ни разу не были пересмотрены в сторону увеличения, что совсем не выгодно для хозяйствующих субъектов, учитывая гигантский рост цен на топливо с того времени.
Какие документы должны быть по учету ГСМ?
Документы
Наличие электронных систем контроля в ТС | Документы | |
---|---|---|
Отсутствуют | Путевые листы | Бухгалтерская справка |
Только система контроля расхода топлива | Распечатанные отчеты системы | |
Только система контроля пробега | Распечатанные отчеты системы, подписанные лицом, ответственным за эксплуатацию ТС | Бухгалтерская справка |
Предприятию следует оприходовать ГСМ отдельным документом на основе приходного ордера — «поступление материалов».
В большинстве случаев оно списывает горюче-смазочные материалы один раз в месяц. Процедуру осуществляет бухгалтерия, вернее материальный бухгалтер, ведущий учет материальных ресурсов.
В его обязанности входит ведение первичных материалов:
- заполнение ведомости движения ГСМ, содержащей его поступление и использование;
- получение путевых листов, обработка заключенных в нем сведений и их занесение в вышеуказанную ведомость;
- принятие авансового отчета, выборка и сверка содержащихся в нем данных;
- составление журнал с унифицированной формой 0310003 регистрации приходных и расходных ордеров по кассе, если ГСМ закупается по талонам;
- обработка сведений, содержащихся в приказах руководства об утверждении лимита на пробег автотранспортного средства, о нормах потребления горюче-смазочных материалов и размере надбавок к ним, зимнем и летнем периодах эксплуатации автотранспорта, направлениях в командировки.
ГСМ списываются на основании вышеперечисленных актов материальным бухгалтером и специально сформированной для производства процедуры комиссией в составе трех и более человек.
Первичные документы обосновываются требованием-накладной, заправочными карточками, чеками АЗС по фактическому использованному объему ГСМ.
Шаг N 1. Разработайте форму путевого листа
Для того чтобы подтвердить обоснованность и необходимость разъездов на автомобиле, вам потребуется путевой лист. Это основной первичный документ, и его нужно оформлять на каждый автомобиль отдельно. Срок действия путевого листа может быть от одного дня до одного месяца.
Унифицированные формы путевых листов утверждены Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, но они обязательны лишь для автотранспортных предприятий. Поэтому если ваша организация таковой не является, то вы можете разработать бланк «путевки» самостоятельно (Письмо Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161). И утвердить свою форму в качестве приложения к учетной политике. Главное, чтобы в разработанном вами образце были обязательные реквизиты, предусмотренные Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152. Их перечень мы привели в табл. 1 на с. 26.
Шаг N 4. Определитесь, будете ли вы нормировать стоимость топлива в налоговом учете
Относительно того, нужно ли нормировать затраты на топливо в налоговом учете, нет единой точки зрения. С одной стороны, чиновники говорят о том, что списывать стоимость горюче-смазочных материалов нужно в пределах нормативов. При этом можно пользоваться показателями, утвержденными Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (далее — Распоряжение Минтранса).
По мнению чиновников, нормирование подтверждает экономическую обоснованность расходов (Письма Минфина России от 30.01.2013 N 03-03-06/2/12 и от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57).
С другой стороны, НК РФ условий о нормировании не содержит (пп. 5 п. 1 ст. 254 и пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Поэтому окончательное решение о том, будете вы нормировать стоимость ГСМ в налоговом учете или нет, и если да, то каким способом, вам нужно принять самостоятельно и зафиксировать его в учетной политике для целей налогового учета.
Важное обстоятельство. Если вы решили нормировать стоимость ГСМ в налоговом учете, не обязательно пользоваться Нормами Минтранса, удобнее разработать и утвердить свои.
Сравнительный анализ Норм расхода топлива, утвержденных Минтрансом, и норм, установленных заводом-изготовителем
---------------------------------------------------------------------------
Способ Характеристика Недостатки способа
нормирования
---------------------------------------------------------------------------
Нормирование Документ содержит нормы 1. Несмотря на то что Нормы топлива
по лимитам, для основных марок уже закреплены Распоряжением
утвержденным автомобилей. Кроме Минтранса, все равно потребуются
Распоряжением того, к нормам дополнительные расчеты, чтобы найти
Минтранса установлены поправочные величину норматива с учетом
(повышающие и поправочных коэффициентов.
понижающие) 2. Для некоторых машин в
коэффициенты в Распоряжении Минтранса норм вообще
зависимости от условий нет. Так как изменения в данный
и местности документ с момента его выхода в
эксплуатации авто. свет не вносились. А производители
Например, коэффициенты авто с 2008 г. существенно обновили
для летнего и зимнего свой модельный ряд.
времени, различных 3. Нормативы вам могут не подойти.
населенных пунктов, Потому как из-за технического
качества дорог и пр. состояния ваш автомобиль тратит
топлива по факту гораздо больше,
чем выходит по нормативам
---------------------------------------------------------------------------
Нормирование Расчет норм Нормы завода-изготовителя могут не
по данным производится по данным соответствовать реальным условиям
технической расхода топлива, эксплуатации автомобиля и
документации которые представлены в фактическому расходу ГСМ
завода - технических документах
изготовителя на машину для трех
автомобиля видов дорог: город,
трасса, смешанный. Вы
сможете выбрать тот
вариант, где чаще всего
эксплуатируете авто
---------------------------------------------------------------------------
Основной документ, подтверждающий объем списания
Наиболее часто для обоснования объема выполненной работы используется такой документ, как путевой лист, оформляемый на каждую единицу автотранспорта. Автотранспортные предприятия оформляют его, как правило, ежедневно.
Существует несколько типовых форм путевого листа, утвержденных Госкомстатом РФ (постановление от 28.11.1997 № 78), которые также различаются в зависимости от вида авто (легковой, грузовой, автомобили специального назначения, автобусы). Порядок заполнения и обязательных реквизитов путевых листов утвержден приказом Минтранса от 18.09.2008 №152. Но допускается разработка форм таких документов самостоятельно и оформление путевого листа на несколько дней сразу или даже на месяц (письмо Минфина России от 30.11.2012 № 03-03-07/51). Самостоятельно разработанный бланк путевого листа обязательно должен содержать реквизиты, утв в приказе Минтранса №152. Данный нормативный акт недавно был обновлен. Подробнее про изменения мы рассказывали здесь.
В части применения для обоснования объема списываемых ГСМ все варианты путевых листов объединяет несколько моментов. Каждый из них:
- оформляется на определенное авто;
- описывает выполняемое им задание;
- содержит указание на вид используемого топлива;
- отражает остатки горючего при выезде и возвращении, а также объемы залитого в бак за период действия путевого листа горючего;
- указывает на фактически выполненный объем работы с разделением его по специфике (пробег без загрузки, с грузом, с работающим оборудованием, время работы спецоборудования при стоянке, вес груза, число ездок, количество и вес прицепов).
Все указанные данные достаточны для того, чтобы, применяя утвержденные нормы расхода, рассчитать количество необходимого для осуществления этой работы топлива, а также сравнить полученные расчетные данные с фактически израсходованным количеством горючего. Поэтому именно этот документ финансовое ведомство считает наиболее подходящим для обоснования выбывающего из учета объема ГСМ и указывает, что его отсутствие приводит к возникновению у физлица, использующего служебный транспорт без путевого листа, облагаемого НДФЛ дохода (письмо Минфина России от 11.06.2014 № 03-04-05/28243).
Как составить акт на списание ГСМ
При составлении акта на списание ГСМ следует ориентироваться на требования к составлению подобных документов. К примеру в этом документе должны быть указаны следующие реквизиты:
- наименование компании или ФИО ИП;
- дата составления документа;
- члены комиссии (указываются их ФИО и должности);
- сведения о водителе (ФИО);
- наименование механизма, его инвентарный и госномер;
- вид выполненных работ;
- расход ГСМ (указывается нормированный расход, а также фактический).
Подписывают документ ответственные лица, а также члены комиссии, также указывается расшифровка их подписей. Помимо этого в акте следует указать те документы, которые были рассмотрены комиссией и на основании которых происходит списание ГСМ. Обычно для подтверждения расхода топлива пользуются путевым листом, но это не всегда так.
Порядок учета и списания ГСМ по путевым листам в 2022 году
Путевой лист нужно оформить:
-
до начала выполнения рейса, если его длительность превышает продолжительность смены или рабочего дня водителя;
-
до начала первого рейса, если в течение смены или рабочего дня водитель совершает один или несколько рейсов.
Срок действия путевого листа не регламентирован. Однако в каждом документе нужно указать дату, когда его можно использовать.
Медработники, которые осматривают водителей перед рейсом и после него, делают запись об осмотре в путевом листе и подтверждают ее подписью. Подпись нужно расшифровать, написав фамилию и инициалами имени, отчества.
В предрейсовый осмотр входит:
-
рассмотрение жалоб водителя;
-
визуальный осмотр;
-
измерение давления, пульса, температуры тела;
-
выявление признаков опьянения; определение наличия психоактивных веществ.
Если в течение рейса автомобилем управляют разные водители, в путевой лист вносят дополнительные строки. Они нужны, чтобы медработник поставил отдельные отметки о прохождении медосмотров каждым из водителей. Из документа должно быть ясно, какая отметка медработника относится к каждому водителю.
Также перед рейсом, на месте постоянной стоянки автомобиля, нужно провести контроль его технического состояния. Дату и время, когда был проведен предрейсовый контроль, вносят в «Сведения о транспортном средстве».
Техосмотр и медосмотр проводят в любой последовательности, главное, чтобы в документе был отражен факт их проведения.
Объект налогообложения «доходы» не подразумевает учета расходов для исчисления авансовых и итогового налогового платежей. В связи с этим при указанном объекте в книгу учета доходов и расходов стоимость ГСМ не попадет.
Однако нельзя забывать про бухгалтерский учет. И если предприниматели могут позволить себе отказаться от его ведения, то компании должны в обязательном порядке его организовать и вести в соответствии с требованиями Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положениями по бухгалтерскому учету.
Для учета ГСМ в бухучете у упрощенцев независимо от выбранного объекта налогообложения предназначен счет 10. План счетов выделяет специальный субсчет 10.3 «Топливо».
По дебету счета осуществляется оприходование горюче-смазочных материалов на основании первичных документов:
- Дт 10.3 Кт 71 – поступление ГСМ через подотчетное лицо на основании авансового отчета с приложенными чеками,
- Дт 10.3 Кт 60 – оприходование ГСМ напрямую от поставщика на основании товарной накладной, УПД и пр.
Операции по кредиту счета означают списание топлива в расходы в целях бухгалтерского учета на основании выписанных путевых листов. Счет дебета выбирается в зависимости от целей списания: Дт 20, 25, 26, 44 … Кт 10.3.
Величина расходов, понесенных при осуществлении предпринимательской деятельности, уменьшает базу для расчета единого налога при «доходно-расходной» УСН. Именно поэтому налоговики досконально проверяют их на соответствие двум критериям:
- документальное подтверждение;
- экономическая обоснованность.
Любое несоответствие приводит к снятию расходов, доначислениям налогов и спорам в судах. Чтобы этого не произошло, к учету ГСМ, как и к учету остальных расходов, необходимо отнестись очень ответственно.
Упрощенцу следует обратить внимание на следующее.
Если горюче-смазочные материалы закупаются для заправки личного автомобиля сотрудника, используемого в служебных целях, то их стоимость Минфин запрещает учитывать в расходах упрощенца (письмо от 02.08.2019 № 03-11-11/58296).
Сотруднику в подобных случаях полагается компенсационная выплата, размер которой прописывается или в соответствующем соглашении, или в распорядительном документе руководителя. В пределах установленных норм она включается в расходы (подп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК), а всё, что сверх – при расчете налогооблагаемой базы не учитывается.
В качестве норм определены цифры из Постановления Правительства РФ от 08.02.2002 № 92:
- 1200 руб. и 1500 – для легковых авто с объемом двигателя до 2000 куб. см (включительно) и свыше 2000 куб. см
- 600 руб. – для мотоциклов.
Данные значения применяются с 2003 года и ни разу не были пересмотрены в сторону увеличения, что совсем не выгодно для хозяйствующих субъектов, учитывая гигантский рост цен на топливо с того времени.
УСН. Учет расходов на ГСМ по топливным картам
Списание ГСМ у многих ИП и компаний всегда вызывало и будет вызывать массу вопросов не только в бухгалтерском, но и в налоговом учете. Все расходы и доходы компаний должны обязательно подтверждаться документально, чтобы у контролирующих органов не возникало лишних вопросов.
Если в организации есть транспорт, то основанием для списания ГСМ является путевой лист и БСО, которые предоставляет АЗС после проведения заправки. В некоторых случаях использовать путевые листы для отражения расходов топлива невозможно, когда речь идет о заправке спецтехники, у которой нет одометра или спидометра, к примеру, мотоблоки, бензопилы и т.п. В таких ситуациях законодательство позволяет использовать акт на списание ГСМ.
Законодательство позволяет списывать топливо, используемое для заправки транспортных средств не только по путевым листам. В своем письме Министерство Финансов позволяет отразить списание ГСМ при помощи специальных систем, таких как ГЛОНАСС и т.п., потому как они позволяют правильно и полностью установить проделанный автомобилем путь, с точностью до метров.
Кроме этого, путевой лист не нужен, если маршрут разработан на основании приказа, всегда одинаковый и не предусматривает даже малейших отклонений. Примером такой возможности выступает служебный транспорт, осуществляющий сбор работников от дома и развозку обратно по окончании рабочего дня. Такой транспорт движется всегда по одному и тому же маршруту без каких-либо отклонений. Поэтому расход топлива всего фиксированный и высчитывается по нормативу, а списание всегда будет обоснованным.
Каких-либо особенностей списания в этих случаях нет, особенно, если речь идет о служебном транспорте, т.к. количество израсходованных ГСМ здесь всегда одинаковое. Тоже самое касается и транспорта, где установленные специальные системы, высчитывающие накатанный километраж, на основании которого по нормативу или по факту можно высчитать объем израсходованного топлива.
Личное авто в служебных целях: как не остаться в минусе
Для мотоциклов Постановлением предусмотрен предел компенсации в 600 рублей.
То есть вне зависимости от суммы, о которой договорятся работник и работодатель, часть компенсации, превышающая этот лимит, в налоговых расходах не участвует. Не следует забывать также и о требовании статьи 252 Налогового кодекса, которое распространяется и на «упрощенцев»: налоговыми расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, направленные на получение дохода.
Последнее не вызывает сомнений у налоговиков, если работа сотрудника действительно связана с постоянными разъездами в соответствии с должностными обязанностями. К «бумажной» стороне вопроса инспекторы, как правило, более придирчивы. Так что сам факт назначения компенсации за использование личного транспорта, а также ее размер должны быть зафиксированы в приказе руководителя организации.
Сотрудник в свою очередь должен предоставить копию технического паспорта транспортного средства.
Акт на списание гсм на производственные нужды без путевого листа
Каждое предприятие ведет учет, занося сведения о поступлении и расходовании горюче-смазочных материалов в специальную ведомость, если эксплуатирует автотранспортное средство. Оно применяет в своей деятельности рекомендованные Минтрансом нормативы либо разрабатывает собственные.
Но в отдельных предприятиях зачастую не осведомленность в их применении приводит к перерасходу ГСМ, приводя к непредвиденным осложнениям во взаимоотношениях с налоговой службой.
Что это такое автотранспортных средств, снабжение их горюче-смазочным материалом приводит к определенным затратам, связанным с эксплуатацией автотранспорта. Они включаются в перечень расходов в налоговом учете.
При совпадении размера затрат на покупку ГСМ с установленными законодателем нормативами на них не осуществляется начисление НДФЛ. В противном случае предприятиям приходится уплачивать налог на прибыль в большем размере.
Пример №2: об отсутствии маршрута следования в ПЛ
Аналогичное решение было принято ФАС МО, когда налоговики хотели доказать, что если в ПЛ не содержалась информация о маршруте следования, то документ не подтверждает расходы на покупку ГСМ. Обстоятельства дела были следующими.
При обосновании расходов предприятие предоставило изначальные документы о том, что топливо получено от поставщиков, об объемах заправок авто. Кроме того, были представлены платежные поручения, а также нормы расходов, которые утверждены приказом начальства, ПЛ, в которых содержались все необходимые реквизиты (подтверждающие пробег), сведения о расходе топлива, документы на списание бензина, оформленные должным образом.
Рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу о том, что налоговики не доказали необоснованность расходов. Отсутствие сведений о маршруте следования не служит основанием для отказа в подтверждении расходов.
Таким образом, компании вполне могут включать расходы на бензин в состав налоговых затрат на основании бумаг, которые подтверждают факт покупки бензина, а также разработанной самостоятельно формой ПЛ, даже если в ней отсутствует маршрут следования. Кроме того, ПЛ может быть оформлен на любой период – от 1 дня до 1 месяца.
Если из других документов не следует, что поездка имела непроизводственный характер (к примеру, на основании поручения директора, сделанного в письменном виде), то предприятие может учесть данные расходы при исчислении налога на прибыль, даже если поездки осуществлялись в личных целях.