Он такой тревожный! Если ваш ребенок не уверен в себе

14.08.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Он такой тревожный! Если ваш ребенок не уверен в себе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Критикуйте ребёнка постоянно, каждый день указывайте ему на его несовершенство, не замечая хороших качеств и поступков, за которые можно похвалить. Акцент родителей на том, что ребёнок все делает не так — плохо убрался в комнате, не принес «пятерку», повздорил с друзьями, проспал, не занял первое место на соревнованиях — обязательно приведут к тому, что он начнет чувствовать эмоциональное напряжение, заставляющее его искать способы, как он может оказаться хорошим в глазах родителей. А так как таких ситуаций вы ему создавать не будете вообще, то очень скоро он убедится в том, что очень плох, безнадежен и родился «каким-то не таким».

Критикуйте ребёнка как можно чаще

Это ощущение приведет к формированию невротических проявлений — тревожности, отказу от деятельности, низкой самооценке, «забитости».

Чтобы «выжить» в таких условиях, ребёнок может начать проявлять признаки своего «идеального я» — гордыню и высокомерие — как доказательства того, что он что-то представляет собой в этом мире. Когда он вырастет, эти качества помогут ему прятаться от собственной «плохости», стремиться быть во всем идеальным, не прощать ошибок себе и другим, иметь низкий порог к стрессам — яркие признаки невротических проявлений во взрослой жизни.

Последствия тревоги родителя

Рациональная тревога нужна человеку для выживания и не вредит здоровью. Однако хроническая иррациональная тревожность повышает риск возникновения депрессии, вегетативно-сосудистых заболеваний, вызывает проблемы с пищеварительной системой и кожей. Отрицательные эмоции разрушают жизнь взрослого и воздействуют на его окружение — в первую очередь на ребёнка.

Ребёнок может стать тревожным. Дети очень эмпатичны: они считывают эмоции взрослых по мимике и жестам. Малыш тревожного родителя перенимает модель поведения и постоянно находится в необоснованном страхе. Это может привести к тому, что он будет медленнее развиваться. Когда у ребёнка крепкие доверительные отношения с родителями и он спокоен, малыш может с уверенностью исследовать окружающую среду.

У ребёнка будет ощущение, что он постоянно в опасности. В тревожных семьях малыш растёт с установкой «Осторожно! Вокруг одни опасности». Такой посыл тормозит любопытство ребёнка — базовую необходимость для развития. Если ребёнку мешают изучать мир, может возникнуть задержка в развитии.

Проблемы с социализацией. Гиперопека тревожных родителей не позволяет ребёнку проявлять самостоятельность. Постоянное попечение со стороны взрослого становится объектом насмешек: всем известно выражение «маменькин сынок». Таким детям тяжело общаться со сверстниками: их часто буллят.

>

В непростой для малыша ситуации будьте рядом с ним и создавайте поддерживающую атмосферу:

  • Примите эмоцию ребенка, скажите ему в момент беспокойства: «Я знаю, что тебе это не нравится». Поддерживайте малыша — покажите, что вы понимаете, как ему сложно, и верите, что он справится с трудной ситуацией. При этом дайте понять ему, что вы рядом и поддерживаете его.
  • Фокусируйте внимание малыша на том моменте, который он сумел преодолеть. Например, зашел в комнату, где много людей, согласился на укол. Принятие чувств ребенка не подразумевает, что вы сделаете все возможное, чтобы избежать страшной для него ситуации. Ваши действия должны быть направлены на снижение уровня тревожности у него.
  • Проговорите страх. Обсудите с ребенком, что может произойти, если случится то, чего он боится. Например, если малышу страшно отпустить вас в детском саду, поговорите об этом. Если он боится собак, расскажите, как нужно вести себя, если он окажется рядом с животным.
  • Предоставьте ребенку выбор. Например, если он боится спать в темноте, спросите: «Что тебе поможет спать спокойнее: любимая игрушка, ночник или приоткрытая дверь?» Или дайте ребенку возможность самому придумать решение.
  • С 3-4 лет можно научить малыша дышать во время появления тревожности или нервозности. Дыхательные упражнения помогают быстро успокоиться. Дети быстро схватывают этот инструмент. Снизить нервозность поможет: умывание холодной водой, прыжки, напряжение и расслабление мышц всего тела.
  • Используйте формулу: «Выясни-вдохнови, чтобы встретиться с непростой ситуацией-вразуми». Важно вместе с малышом найти выход из сложной для него ситуации и, где уместно, научить по-другому реагировать на нее. Например, с 4-5 лет некоторые дети боятся, что в дом могут проникнуть воры. Если ребенок вам рассказывает про этот страх, объясните ему, что дом защищен, на дверях замки, в подъезде есть камера и консьерж. Ребенку важно знать, что взрослые его защищают и создают безопасное пространство для него. Детям важно услышать, что мама и папа держат все под контролем.
  • Показывайте ребенку на личном примере, как вы справляетесь с негативными эмоциями, страхами и тревогой. Пусть дети видят, как вы спокойно переживаете такие моменты.

Часто дети не хотят ложиться спать, потому что боятся, что им приснится кошмар. Психологи считают, что сны – это во многом отражение нашей жизни. Причиной ночных кошмаров может быть негативное эмоциональное состояние малыша. Постарайтесь оградить ребенка от переизбытка информации и впечатлений, от ругани и скандалов, больше хвалите ребенка. Чтобы малыш легче засыпал, проводите больше времени на свежем воздухе. Побудьте с ним рядом, пока он не уснет, положите рядом любимую игрушку. В случае если ребенку слишком часто снятся кошмары, то необходимо обратиться за помощью к специалисту. Чтобы разобраться с этой проблемой, вы можете посетить индивидуальные занятия с психологом в детском центре «Созвездие». Снять тревожность и побороть страхи ребенка также поможет песочная терапия.

По данным исследований, самыми частыми героями кошмарных снов у детей дошкольного возраста являются Волк и Баба Яга. Эти персонажи являются олицетворением злых, строгих, раздражительных взрослых, которых ребенок боится в реальной жизни.

Дошкольный возраст – это время, когда ребенок начинает осознавать вещи, связанные со смертью. Дети могут заметить мертвое животное на улице, случайно услышать о чей-либо смерти в разговоре взрослых или столкнуться со смертью близкого человека. Осознав, что всё живое, в конце концов, погибает, ребенок может испытывать сильнейший стресс. Если ребенок сам заговорит о том, что его расстраивает чья-то смерть, у вас есть отличный шанс помочь малышу стравиться со своим страхом. Не прячьтесь от ответа, объясните ребенку, что смерть, это то, что происходит со всеми и не нужно этого бояться. Если в жизни ребенка произошло стрессовое событие, связанное со смертью, но малыш не говорит о своих переживаниях, подтолкнуть его выразить свои чувства через творчество (арт-терапия, песочная терапия, скозкотерапия) и игру. Страх смерти у ребенка дошкольного возраста может появиться не сразу после травмирующего события. Будьте внимательны к своему ребенку, проявите деликатность.

Очень часто, особенно если у ребенка есть особенности развития, родители начинают «предугадывать» его желания и потребности. Например: «О, за обедом он обязательно захочет выпить сока. Нужно поставить сок на стол. Ой, а сок у него почти закончился, нужно налить еще, а то он заплачет». Возможно, у ребенка нет хороших речевых навыков, поэтому мама или бабушка думают, что помогают, ведь ребенок сам не может попросить сок. Проблема в том, что когда вы предугадываете желания ребенка, и ему не приходится ничего просить, вы не даете ребенку возможности потренироваться в хорошем поведении.

Я призываю постараться как можно чаще создавать ситуации, в которых ребенок сможет проявлять желательные навыки. Подсказывайте ему, учите его. В каких-то ситуациях можно подсказать ребенку использовать уже имеющийся навык, в других нужно учить ребенка новому. Например, в примере с соком, если у ребенка проблемы с речью, то нужно определить другие способы, с помощью которых ребенок может попросить то, что ему нужно. В США мы часто используем американский жестовый язык, и ребенок может научиться показывать жест «пить», например, это очень простой жест. И в следующий раз, когда у ребенка закончился сок, я могу взять пачку сока и подсказать ребенку сделать жест «пить». Я могу показать ребенку, что он должен сделать. Если ребенок все равно не сделает нужный жест, я могу взять его руку и помочь ему, потом я скажу: «Да, сок!» и налью ему сок. И теперь я научила ребенка, что делать, я предоставила ему инструмент для контроля над внешним миром.

Читайте также:  Пособие молодая семья 2023 при рождении ребенка Тверь

Развитию заболевания обычно предшествует психотравмирующий фактор. Психическая травма – это чувственное отражение какого-либо события в сознании ребенка, которое действует на него угнетающе, беспокоит его и продолжается довольно длительное время.

Самая распространенная причина развития неврозов в детском и школьном возрасте – это, как ни странно, чересчур «заботливые» родители. Их стремление дать своему чаду то, чего не было у них, гиперопека и постоянный контроль перегружают ребенка не только физически, но и психологически.

Дети с рождения имеют индивидуальный темперамент, возможности и ограничения. Не все родители это понимают. Желая малышу только добра, они нагружают его дополнительными занятиями, часто даже не считаясь с его интересами. День школьника может быть расписан по минутам: после школы – спортивная тренировка, музыкальная или художественная школа, бассейн, английский, репетитор, домашние задания и т. п.

Боясь огорчить родителей и понимая, что стараются они для его блага, малыш пытается все успевать: прилежно учиться, посещать кружки. Однако где-то внутри накапливается усталость и протест. Это классическое развитие неврастении. В какой-то момент чадо срывается, становится раздражительным и агрессивным или, наоборот, плаксивым и заторможенным.

Если в семье несколько детей, то проблемы могут начаться на почве ревности к младшему члену семьи. У подростков это более выражено, им кажется, что родители больше их не любят, они им не нужны, поскольку появился «новый» малыш.

Особенно ситуация усугубляется, когда старшему часто повторяют, что он уже взрослый и на нем лежит особая ответственность, а сам он упустил тот момент, когда вырос. В душе он по-прежнему маленький и все еще нуждается в родительской любви и поддержке. Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок переживает нервное перенапряжение, ведущее к расстройству.

Триггерами развития неврастении также выступают:

  • негативная внутрисемейная обстановка – скандалы, драки, развод родителей;
  • социально-бытовые проблемы;
  • ошибки воспитания;
  • употребление родителями алкоголя или наркотических веществ;
  • эмоциональная психологическая травма;
  • сильный испуг;
  • наследственные заболевания;
  • недосыпание;
  • сниженный иммунитет;
  • частые инфекции дыхательных путей;
  • приобретенные физические травмы;
  • расстройства пищеварительной системы.

Чаще всего присутствует не одна, а несколько причин. В связи с этим диагностирование и лечение затягивается.

Без насилия и давления

— Можно ли как-то подготовить ребенка к сложностям подросткового возраста?

— Готовиться больше необходимо родителям. Смиритесь с тем, что ребенок взрослеет и придётся изменить отношения с ним, возможно, семейный уклад. Если подростковый бунт слишком сильный — значит, есть проблемы в отношениях с родителями (в том числе слишком сильная привязанность к ним). Подростковый кризис, как лакмусовая бумажка, показывает, есть ли еще какие-то нерешённые проблемы из детства, и, можно сказать, даёт последний шанс, чтобы их решить самостоятельно, без психотерапии.

— Часто подростки забрасывают учебу, перестают делать уроки. Нужно ли заставлять их учиться?

— Необходимо спокойно выяснить, что произошло. Если раньше ребенок делал уроки, а сейчас перестал — значит, есть какие-то причины для этого. Если подросток будет бояться родителей, он не сможет им доверять и делиться какими-то событиями и переживаниями.

— Нужно ли наказывать за бунт? И как?

— С подростком происходят колоссальные изменения, это сильнейшая нагрузка на организм и психику. В этот период важно его поддерживать, не давя. Помните закон физики? Чем больше давление – тем больше сопротивление. Это не значит отсутствие ограничений, они есть на протяжении всего процесса воспитания, только они уже должны по-другому обозначаться. Необходимо не давить властью и авторитетом (ведь его потом особо не будет), а договариваться. Если испортить отношения в этот период, это может длиться всю жизнь. Иногда наблюдаю такую ситуацию: родители гиперконтролировали ребенка, делали за него уроки, чистили ему зубы, помогали с гигиеной и т. п., а когда пришёл подростковый этап, удивляются, почему он несамостоятельный, ничем не интересуется, равнодушен, иногда груб и агрессивен.

Ошибки родителей в воспитании «трудных» детей

Непослушный ребенок может быть в любой, даже в самой счастливой семье. Попробуем разобраться в наиболее вероятных ошибках, совершаемых взрослыми, которые приводят к нарушениям поведения любимого чада.

  1. Взращивание «кумира»

  2. Помощь во всех начинаниях и потакание в любом вопросе – это две невероятно разные вещи. Достаточно часто встречаются ситуации, когда родители выполняют любое желание, что способствует привыканию быть в центре внимания и становится причиной отсутствия реакции на запреты и ограничения.

  3. Неясность наказания и ответственности

  4. «Он еще маленький» – главная отговорка, которая приводит к непослушанию. Важно нести ответственность за поступки в любом возрасте, а вот наказание должно быть соразмерным.

  5. Гиперопека

  6. Не только вседозволенность, но и многочисленные запреты становятся причиной совершения того, что делать нельзя.

  7. Отсутствие примера

  8. Можно сколько угодно говорить о пагубности вредных привычек, но, если в семье есть тот, у кого они имеются – привить желаемые навыки ребенку вряд ли удастся.

  9. Отсутствие понимания между «можно» и «нельзя»

  10. Динамические движения границ ограничений буквально вынуждают ребенка адаптироваться к ситуации и стимулируют желание манипулировать взрослыми в целях достижения желаемого результата.

  11. Отсутствие семейного воспитания

  12. «Воспитывать должно образовательное учреждение» – крайне неправильное мнение большого количества родителей. Все идет прежде всего из семьи.

Детские страхи и возраст

  • В 2-3 года малыш связывает резкие звуки с опасностью, эта причина стpaxa у маленьких детей чрезвычайно распространена.
  • Не все родители до конца понимают, насколько мучителен порой для крохи извечный страх темноты.
  • Многие дети инстинктивно боятся домашних животных, особенно незнакомых, пока не привыкнут к ним.
  • Причины стpaxa у детей с 4 лет зачастую связаны с развивающимся воображением. Ребенка могут пугать герои компьютерных игр и фильмов, тени, сны, собственные воплощенные фантазии.
  • Страхи взрослеют вместе с детьми, особенно быстро, если малыши сталкиваются с горем в семье. Уже с 5 лет маленький человек может бояться неизлечимо заболеть, потерять близкого, умереть.

Причины возникновения детских страхов

Многие детские страхи носят универсальный характер, обусловлены генетической памятью об опасностях, которые ранее повсеместно подстерегали древнего человека. Они не являются отклонением в психике и со временем проходят сами по себе.

Можно проследить, как детское воображение порождает страхи, двигаясь по предсказуемой траектории развития человечества. Семимecячные малыши выражают беспокойство в отсутствие матери или другого человека, ухаживающего за ними. Восьмимecячные боятся незнакомых, а значит потенциально враждебно к ним настроенных, людей. Как правило, к двум годам это тревожная реакция на незнакомцев проходит. Лишь боязнь резких звуков и надвигающихся больших объектов остается с человеком на всю жизнь.

В возрасте двух лет появляется боязнь боли, высоты, одиночества. Может сформироваться страх животных и движущегося трaнcпорта.

В 3–5 лет развивается боязнь воды, темноты, замкнутых помещений. Тревога может возникать в ответ на ожидание ночных кошмаров. Многие дети начинают бояться отрицательных сказочных персонажей и воображаемых чудовищ. Появление подобных страхов связано не только с богатым детским воображением, но и с боязнью наказания. При преимущественно строгом, авторитарном стиле воспитания вероятность возникновения таких страхов усиливается. Антиподом добрых и ласковых мамы и папы становятся образы ведьмы, волка и тому подобных персонажей. Негативные персонажи служат средством для вытеснения всего нежелательного, что присутствует в поведении родителей.

В шестилетнем возрасте становится ведущим страх cмepти (своей и родителей). Он не всегда проявляется прямо, чаще косвенно — в виде боязни войны, заболеваний, нападений, пожаров, наводнений, землетрясений как вероятной угрозы жизни. Усугубляют страх объяснения малышу cмepти, как состояния, когда человек засыпает и больше не просыпается. Малыш может начать бояться ложиться спать.

Читайте также:  Печать для ООО требования в 2023 году

При достижении школьного возраста старые страхи, как правило, слабеют, но развиваются новые, социальные: боязнь опоздать, получить плохую оценку, то есть подвергнуться неодобрению со стороны взрослых. Они тоже связаны с инстинктом самосохранения, но провоцируются осознанием своей зависимости от окружения. Здесь родителям и учителям важно не перестараться, накладывая на маленького человечка такое количество условностей и запретов, что тот станет бояться каждой неудачи и любого невинного нарушения правил. В подростковом возрасте социальные страхи продолжают превалировать, но на первый план выступают опасения не соответствовать требованиям сверстников.

Также развитие фобии может спровоцировать:

  • конкретное событие, которое его сильно напугало (наглотался воды в бассейне, укусила собака, заболел родственник);
  • слишком эмоциональные предупреждения об опасности и панические реакции со стороны взрослых;
  • внутрисемейные конфликты, виновником которых зачастую ощущает себя ребенок.

Иногда жалобы на разнообразные страхи со стороны ребенка — это попытка манипулировать родителями, чтобы добиться от них недостающих внимания, ласки.

По словам Минахан, тревожность очень часто приводит к тому, что ученикам сложно инициировать выполнение работы, тяжело продолжать работу или попросить о помощи. Тем не менее, есть стратегии, которые помогают детям улучшить навыки в этих областях.

«У вас могут быть очень умные и способные дети, чья тревожность делает их неуспевающими», — говорит Минахан. Тревожность не появляется из ниоткуда. Она связана с предыдущим негативным опытом, когда ученик чувствовал себя глупым и неуспешным. В такие моменты у ребенка возникают проблемы с рабочей памятью и другими познавательными функциями, так что учителям нужно найти подходы, которые помогут преодолевать ступор до тех пор, пока тревожность не уменьшится.

Совет 9: Позволяйте ученикам заранее ознакомиться с работой на урок/день. В младших классах учитель может в начале дня сделать с учеником пару «пробных» заданий, чтобы тревожный ученик понял, что он может с этим справиться. Например, ученик начинает работу в рабочей тетради, а потом, на уроке, он увидит, что ему нужно лишь продолжить то, что он уже начал.

Совет 9.1: В старших классах учителя могут делать такой же «обзор» домашних заданий для учеников, у которых есть проблемы с инициацией домашней работы. Ученики также могут начинать выполнение заданий дома, без давления, а затем продолжать работу в школе. «Самые сильные стрессовые реакции происходят в тот момент, когда они впервые видят предстоящую работу», — говорит Минахан. Так что можно попробовать отдельно преодолеть этот барьер и предотвратить нервный срыв ученика.

Совет 10: Когда учитель дает название и проговаривает с учеником возможные стратегии, он помогает ему собрать набор «инструментов» для самостоятельной работы. Например, это может быть стратегия: «Попросить учителя о помощи, если я чувствую ступор». Или: «Попросить учителя просмотреть со мной задания на дом». Ученики-перфекционисты часто не могут приступить к работе, потому что они слишком боятся сделать ошибку. Таким ученикам можно выдать для работы небольшую маркерную доску, на которой легко можно будет стереть и исправить ошибку.

Бывает полезно, когда учителя говорят о трудностях с началом работы как об обычной и небольшой проблеме. Например, можно сказать: «Похоже, тебе сложно начать. Какую стратегию ты собираешься использовать?»

Совет 11: Некоторые стратегии для продолжения работы над заданиями включают: пропустить сложные задания и сделать сначала легкие, работать вместе с приятелем, повторно проверить те задания, которые уже выполнены.

Помощь ученикам в классе — это непростая задача, в которой важно соблюдать баланс. Особенно если ученику сложно попросить о помощи устно. Можно договориться с учеником, что вместо проблемного поведения, он может использовать специальный сигнал о том, что ему нужна помощь учителя — поднять руку, передать записку учителю или встретиться с ним глазами. Учителю нужно следить за тем, чтобы не помогать слишком много. «Излишняя помощь может привести к зависимости», — говорит Минахан.

Это относится не только к учебным задачам, но и к поведению. Бывает так, что учитель замечает повышенное нервное возбуждение и сильные эмоции ученика и говорит ему уйти на короткий перерыв. Но в долгосрочной перспективе лучше, если ученик научится сам отслеживать свое состояние и использовать свои стратегии при первых признаках повышенного нервного возбуждения. «Дети должны научиться тому, как спохватиться и успокоить себя», — говорит Минахан. Только тогда эти стратегии будут эффективны. Но для этого детей нужно целенаправленно учить распознавать признаки того, что эти стратегии нужны.

Совет 12: Учите детей делать проверку своего состояния. С детьми более младшего возраста учитель может описывать им признаки нервного возбуждения тогда, когда он их замечает, чтобы ученики начали обращать на них внимание. С детьми более старшего возраста можно спросить их, где они чувствуют свою тревожность, например: «В животе?»

«Занимайтесь с ними таким сбором данных каждый день», — говорит Минахан. «Проходите» с ними по всему телу, чтобы помочь осознать свои ощущения. После этой предварительной подготовки учитель может просто сказать ученику «пожалуйста, проверь свои ощущения», чтобы ученик понял, что сейчас надо проверить свое состояние и использовать стратегии по необходимости.

Но что делать, если ребенок уже «взорвался»? По словам Минахан, в этой ситуации уже мало что можно сделать, потому что в состоянии нервного срыва ребенку крайне сложно реагировать разумно, пока он не успокоится.

Совет 13: Педагоги могут лишь готовиться к возможным нервным срывам и репетировать с учеником стратегии самоуспокоения, когда ребенок спокоен.

В одном случае, о котором рассказывает Минахан, младшеклассница, с которой она работала, переживала травматические события в жизни. Ее мама отказывалась от опеки, и ее должны были отправить в приемную семью. Для того, чтобы подготовить ее к ситуациям, когда она не сможет контролировать себя, Минахен обучала ее техникам самоуспокоения в кабинете социальной работницы, куда ей предстояло пойти перед переездом в другую семью. Два раза в день она в течение пяти минут следовала расписанию по самоуспокоению. При этом она тренировалась использовать эти техники, когда была спокойна, так что ее рабочая память была доступна, и она была способна учиться новым навыкам.

Когда наступил тот самый день, и девочка действительно начала выходить из себя, Минахан быстро отвела ее в кабинет. Она практически не прикасалась к ней и почти не говорила, так как это могло ухудшить состояние девочки. В кабинете девочка начала повторять уже хорошо знакомую последовательность, например она начала петь, чтобы на что-то переключиться.

«Ежедневные репетиции довели эти действия до автоматизма, поэтому даже в таком состоянии, когда у нее была снижена рабочая память и познавательные способности, она могла их повторить», — объясняет Минахан.

Совет 14: Репетируйте ответы в случае конфликтов. Минахан работала с одним старшеклассником, который часто дрался с другими учениками. Если он считал, что его не уважают, он переходил к физическим угрозам. Вместе они снова и снова репетировали с ним, как он говорит: «У меня нет на это времени», — а потом уходит. Во время этих репетиций он всегда держал что-то в руках, когда говорил это. Очень скоро он полностью прекратил драки. Он смог делать необходимую паузу, чтобы не возвращаться к привычному поведению, а принимать решение уходить от конфликта.

Совет 15: Используйте объективные данные, чтобы опровергнуть негативные мысли. Например, выполнение письменных заданий — это типичная проблема детей с повышенной тревожностью, говорит Минахан. Один из способов помочь ребенку справиться с такой ситуацией: спрашивать, насколько сложным он считает задание до начала работы, а потом спрашивать, насколько сложным оно оказалось на самом деле. Почти всегда восприятие задания оказывается хуже, чем на самом деле. Если собирать такие данные несколько недель, то вы сможете показывать ученикам закономерности в их ответах.

Минахан работала с девочкой, которая так сильно ненавидела письменные работы, что два раза в неделю прогуливала школу. Она часто называла письмо от руки «пыткой». Минахан разделила письменные работы на небольшие компоненты и предложила девочке список разных стратегий, чтобы облегчить начало работы над каждым из них. Когда ученица работала над письменными заданиями, Минахан спрашивала ее, сколько стратегий она использовала. Оказалось, что очень часто девочке не были нужны никакие стратегии, что расходилось с ее представлениями о себе. «Мы переформулировали ход ее мыслей, и она начала чувствовать, что может справиться со своими проблемами», — рассказывает Минахан.

Помогите, защитите, расскажите о себе

Старайтесь везде соблюдать баланс. С одной стороны, ваш ребенок должен учиться справляться со страхами, уметь подчинять их себе. Но, с другой, он также должен чувствовать: родители рядом и в случае необходимости всегда помогут. Помните: у маленьких детей жизненный опыт минимальный! И потому им нужна поддержка с вашей стороны, объясните, почему бояться не стоит. А иногда слов мало – и нужна решительная реакция с вашей стороны. Если вы посидите с ребенком у его постели, пока не заснет после ночного кошмара, если вступитесь за него в серьезном конфликте с другим ребенком, если придержите, когда он, превозмогая страх высоты, карабкается на горку, он поймет главное: родители его защищают, если это действительно нужно. А значит, и бояться он будет меньше и реже.

Ваше поведение вообще один из ключевых факторов в обучении смелости. Ведь дети берут за образец для подражания родителей. Если мама кричит при виде мыши, то почему вы ожидаете иного от маленькой девочки? Если папа не может спокойно и достойно ответить грубияну на улице, впадая в ступор, то как может сын научиться справляться с подобными ситуациями? Помните: ребенок наблюдает за вами! Дети до 2-3 лет не различают плохое и хорошее. Для них всё, что делают родители, является примером, который следует копировать. Только не переусердствуйте – не пытайтесь создать образ бесстрашного человека. Мы же говорили, что страх естественен? Донесите это до малыша на личном примере. Расскажите, как вам было страшно в той или иной ситуации (неважно, был ли ребенок ее свидетелем или она произошла давно) и как из нее вышли, преодолев боязнь и подчинив ее своей силе воли. Поясните, что страшились конкретной опасности, но придумали, как свести риск к минимуму, подстраховавшись от неприятностей — и теперь можете с юмором относиться к тому происшествию, что зря его боялись. Такой опыт (как, кстати, и примеры из сказок и мультфильмов с детальным анализом их сюжета) для ребенка крайне полезен. Если сравнение с детьми может заставить комплексовать, то сравнение с родителями или любимыми персонажами мотивирует – уж на них-то малыш всегда хочет быть похожим!

P.S. Обязательно научите ребенка ощущать границу допустимого! Все-таки страх удерживает нас от излишнего риска. И иногда самым разумным решением будет отказаться от потенциально опасного развития ситуации. Уверенность в своих силах – хорошо, но не нужно путать ее с самоуверенностью, ведь человек, чрез меры верящий в свои силы, подвергает себя и других неоправданному риску.

Расскажите, а как вы учите ребенка быть смелым и храбрым в опасных, стрессовых ситуациях?

Признаки детской депрессии:

В суете рабочих дней родители не всегда успевают полноценно общаться с детьми. Но заметить негативный настрой можно и за короткий промежуток времени. Обратите внимание на следующие симптомы:

  • снижение интереса к любимым занятиям (к учебе или хобби)
  • нарушение сна (например, вечером не может долго уснуть или просыпается несколько раз за ночь)
  • изменение веса (набор лишних килограмм или похудение)
  • состояние повышенной усталости
  • перебои в аппетите, длительный отказ от еды
  • чувство вины или стыда
  • рассеянность, не может сосредоточиться на конкретном задании
  • нежелание общаться с кем-либо
  • мысли о суициде

В течение дня симптомы могут проявляться не сразу, а постепенно: подросток просыпается с хорошим настроением, завтракает, с удовольствием собирается в школу. Сталкиваясь с трудностями на занятиях или общаясь со сверстниками, он начинает заполнять себя негативными эмоциями. Часто происходит зацикливание на своих переживаниях, замыкание в себе; может придя домой, сидеть неподвижно, смотреть в одну точку, отказаться от еды. В такие моменты подростки часто жалуются на окружающих, критикуют любую ситуацию, замечают только негативную сторону, не видя позитивных нот.

В голове поселяется мысль (я некрасивый/ толстый/скучный/ у меня нет друзей/ меня никто не любит/я никому не нужен), которая сопровождает его на протяжении подавленного состояния. Постоянно думая об этом, он не может спокойно уснуть, что приводит к нарушению сна.

Депрессия у детей сопровождается внезапным всплеском хорошего настроения — ребенок радуется, шутит, общается. Но через час снова сидит уставший, грустный, недовольный.

Причины депрессии у детей и подростков:

Депрессия у ребенка никогда не возникает на пустом месте. Всегда существуют предпосылки к такому состоянию. Скорее всего, подросток столкнулся со стрессовой ситуацией, и в силу своего возраста, не смог ее правильно принять и пережить. А этого вполне достаточно для неокрепшей детской психики.

К основным причинам можно отнести:

  1. Гормональные перестройки – процесс «бурный» и длительный. Созревание половой системы сопровождается высокими эмоциональными нагрузками: раздражение, тоска или повышенная тревожность. Как правило, этот период проходит через 2-4 года. За это время накопленный стресс может легко перерасти в серьезное расстройство.
  2. Реалии взрослого мира – приходит понимание того, что мир, который он видел детскими глазами, не такой добрый и безоблачный, а полон жестокости и несправедливости.
  3. Юношеский максимализм — подростку кажется, что его игнорируют, не видят и не замечают. Все делится на черное и белое, плохое и хорошее. На этом фоне зарождаются конфликты с родителями и педагогами.
  4. Семейные конфликты – дети остро реагируют на ссоры между родителями, тяжело переживают развод или сложное материальное положение. Тяжело, если он постоянно слышит критику в свой адрес или недовольства родителей, связанные с неуспеваемостью в школе.
  5. Отсутствие друзей. Самое главное для подростка – это общение со сверстниками, среда общения, возможность разделить общие интересы с друзьями. В подростковом возрасте происходит эмоциональная эмансипация от родителей: если раньше ребенок делился своими переживаниями с родителями, то теперь может закрываться, не рассказывать о событиях дня и своих переживаниях. В целом, это нормально для подростка, но важно найти место, где такой обмен эмоциями будет происходить. Эмоциональный контакт подросток ищет со сверстниками, и если найти такой контакт не удалось, не произошло принятия в коллективе, установления дружеских связей — для подростка это очень болезненно и травматично. Он чувствует себя ненужным, неуспешным.
  6. «Неидеальная» внешность – подростки склонны переживать, что выглядят не как все, имеют лишний вес (по его мнению), или проблемы с кожей обернут против них весь мир. Несоответствие пресловутым «стандартам красоты» или стандартам, принятым в конкретном коллективе (например, обязательно быть спортивным или одеваться в брендовую одежду) могут обернуться для подростка насмешками в коллективе, низкой самооценкой, анорексией и в итоге- депрессией.
  7. Частые переезды – отрыв от сложившегося коллектива и его привычной зоны комфорта выбивают из колеи. Приехав на новое место, подросток сталкивается с трудностями в общении и создании новых связей, что конечно же влияет на его состояние.
  8. Издевательства в школе – подростки часто проявляют неоправданную жестокость, которая оставляет свой отпечаток на психике.
  9. Зависимость от интернета и компьютерных игр — в виртуальном мире быть успешным легко и просто, в реальном — это намного сложнее.
  10. Усиленные нагрузки – некоторым детям тяжело дается школьная программа. А многие родители настаивают на посещении дополнительных занятий и кружков, считая, что это идет только на пользу. Такой ритм жизни создает дополнительную стрессовую ситуацию, которая не каждому под силу.
  11. Безответная любовь или первый неудачный сексуальный опыт — переживания в таком состоянии отнимают много энергии, а поделиться переживаниями и получить поддержку -зачастую не с кем и неоткуда.


Похожие записи: