Кто осуществляет контроль за деятельностью службы охраны труда: органы управления
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто осуществляет контроль за деятельностью службы охраны труда: органы управления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как правило, представители органов надзора и контроля в области охраны труда уведомляют предприятия о своем намерении их посетить. Однако, по ст. 360 ТК РФ, делать это они не обязаны, если такое извещение может повлиять на результат проверки. Приходя на проверку, инспектор должен иметь удостоверение, которое подтверждает его полномочия. Если на предприятии введен пропускной режим, пропуск для проверяющих стоит подготовить заранее. Во время работы инспекторы обязаны соблюдать конфиденциальность, обеспечивать сохранность переданных в их распоряжении материалов и документов.
Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды
Структура управления охраной труда в нашем государстве регламентируется ст. 216 ТК РФ «Государственное управление охраной труда».
В Российской Федерации сложилась следующая иерархия государственного управления:
- Федеральный (общегосударственный) уровень – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России), восстановленное по Указу Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая 2012 года № 636. Вырабатывает правовую основу всех властных органов по охране труда, а также управляет этой деятельностью как в долгосрочной экономической перспективе, так и оперативно.
- Региональный (уровень субъекта РФ) – конкретные функции по охране труда в законодательстве не расшифрованы. Предполагается, что это самостоятельное право и задача региональных органов исполнительной власти. Необходимо лишь согласовывать позиции с веткой власти более высокого уровня. Главное, адаптировать законодательную базу с учетом региональной специфики и администрировать эту деятельность.
- Муниципальный (местный уровень) – принимает на себя права, переданные ему «старшими» ветками власти, уточняет нормативно-правовую базу по охране труда, администрирует эту деятельность на местах.
- Корпоративный (индивидуальный, частный уровень) – обеспечение выполнения законодательных требований на каждом отдельно взятом предприятии путем издания внутренних нормативных актов.
Правовое регулирование
Сразу скажем, что в Трудовом кодексе РФ про основные функции службы охраны труда ничего не сказано. В частности, статья 217 ТК РФ, посвящённая этой структуре, не поясняет, какие функции возлагаются на службу охраны труда. В ней отражены лишь основные организационные моменты. Указанная статья отсылает к постановлению Министерства труда России от 08 февраля 2000 года № 14 (далее также – Постановление № 14). Им утверждены Рекомендации по организации работы Службы охраны труда в организации. В том числе задачи и функции службы охраны труда.
Несмотря на давность принятия этого постановления Минтруда, перечисленные в нём функции службы охраны труда на предприятии не потеряли своей актуальности. В 2014 году этот документ был актуализирован приказом от 12 февраля № 96.
Какие квалификационные требования предъявляются к специалисту или отделу по охране труда?
Новый Справочник, принятый на основании Приказа № 559н., несколько пересмотрел как названия должностей специалистов по охране труда, так и квалификационные требования к ним.
Итак, теперь функции охраны труда на предприятии выполняют руководитель службы охраны труда и специалист по охране труда. Согласно Справочнику, они должны иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональную переподготовку) в области охраны труда и соответствующий стаж. Специалист также может иметь среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональную переподготовку) в области охраны труда.
В своей работе специалисты охраны труда руководствуются законодательной и нормативной документацией об охране труда федерального уровня, уровня субъектов РФ, различными соглашениями локального значения — отраслевыми, региональными и т.д., коллективным договором и прочей нормативно-правовой документацией, действующей в организации.
Работа службы охраны труда непосредственно связана с деятельностью других структурных подразделений организации, профсоюзных объединений, служб по охране труда различного уровня, федеральных и субъектных органов исполнительной власти, инстанций, осуществляющих государственный и общественный контроль и надзор за соблюдением норм охраны труда.
*Работодатель или рабочий коллектив могут выступить с инициативой и организовать комитет либо комиссию по охране труда. В состав подобного объединения входят представители со стороны работодателя и работников в лице профсоюза или иного уполномоченного органа. Ключевой задачей данной комиссии является обеспечение норм охраны труда, профилактика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также организация проверок условий труда и информирование о них сотрудников с целью оптимизации соответствующего раздела коллективного договора.
В чем заключается государственное управление охраной труда
Государственное управление охраной труда – это деятельность государственных органов власти, направленная на исполнение надзорных и контролирующих функций в сфере трудовой охраны в соответствии с государственной политикой
. Чтобы гарантировать россиянам безопасные условия труда, в перечень функций государства были включены задачи по:
- утверждению профилактических мер и устранению нарушений правительственных предписаний, касающихся охраны труда;
- разработке специальных программ по увеличению безопасности на рабочих местах;
- формированию адекватных требований к организации технологической деятельности, производства, использованию основных средств и т.д.;
- поддержание в актуальном состоянии нормативных актов, нормы которых направлены на обеспечение безвредности условий на рабочих местах.
Понятие государственного управления охраной труда
Для государства она является одним из важных направлений в сфере трудовых отношений, необходимой для создания всех необходимых для сторон трудовых условий. Что же подразумевается под государственным управлением охраны труда? В первую очередь, обязанностью любого государства является разработка и принятие различных нормативных актов, в которых отражены вопросы о производстве, технологиях и приемлемых условиях труда.
Функции государственных органов Российской Федерации также заключаются в целом комплексе мероприятий, направленных на:
- формирование государственной политики в области трудовых отношений;
- разработку и реализацию различных программ, улучшающих условия труда;
- содействие выполнению различных мероприятий, направленных на обеспечение работников лучшими условиями для осуществления трудовых функций, которые проводят организации;
- устранение всех обнаруженных нарушений, сделанных работодателем, в области охраны труда.
Все нормативно-правовые акты, призванные регулировать охрану труда, должны разрабатываться и приниматься согласно установленному Правительством РФ порядку. В этом Положении содержатся все необходимые виды нормативных актов, которые определяют основы охраны трудового процесса. Среди них находятся стандарты трудовой безопасности, различные типовые инструкции, а также санитарные правила и нормы и т. д.
Уровни государственного управления охраной труда
Государство управляет охраной труда на федеральном уровне, а также на уровне субъектов РФ. На федеральном уровне государственные органы власти уполномочены создавать нормативно-правовые акты, регулирующие условия рабочего процесса. Это целая система подконтрольных Правительству РФ органов, которые управляют охраной труда на федеральном уровне.
Субъекты Российской Федерации осуществляют свои обязанности немного иначе. На местах все эти важные функции выполняют органы исполнительной власти, естественно, в рамках существующих полномочий. Они содержатся в определенных нормативных актах трудового законодательства. В некоторых случаях их компетенцию регулируют региональные законы.
Чего не может делать инспектор
- Осуществлять действия, не связанные с предметом проверки, обозначенном в свободном графике, приказе либо оповещении.
- Не предъявлять распоряжение руководства ГИТ.
- Проверять выполнение законов и нормативов, утративших силу и необязательных к исполнению.
Когда расследуется несчастный случай на производстве, инспектор исследует только касающиеся его обстоятельства.
Запрашиваемые документы:
- коллективный договор;
- подтверждающие прохождение обучения по охране труда;
- приказы о назначении лиц, отвечающих за ОТ;
- инструкции, журналы их выдачи и учета;
- по испытаниям аппаратуры, инструментов и защитных средств;
- программы инструктажа и журнал их регистрации;
- акты о результатах расследования внутренней комиссии;
- прохождение медицинских и психиатрических осмотров;
- карты выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ);
- подтверждающие квалификацию специалистов по ОТ и др.
Один из самых распространенных и дорогостоящих просчетов — отсутствие требуемого обучения сотрудников, подразумевающее, что к исполнению служебных обязанностей допускаются люди без специальных знаний. Штрафы, предусмотренные за каждого необученного работника, суммируются в соответствии с ч. 3 ст. 5.27 КоАП РФ.
О формах и методах контроля
Как известно, о терминах не спорят — о терминах договариваются. Вместе с тем произвольное применение терминологии затрудняет единообразное их понимание, реализацию на практике соответствующей деятельности, а также затрудняет общение специалистов.
Таким образом, в масштабах организации контроль (сделаем допущение, что контроль и надзор — это одно и то же) включает как установление того, насколько субъект контроля выполняет установленные требования, так и принятие тем, кто осуществляет контроль, соответствующих мер. Эти меры включают не только восстановление нарушенных прав, но и устранение причин для повторения подобных нарушений в будущем.
Исходя из этого внутренний контроль, осуществляемый в организации своими специалистами, является действенным средством управления, сопряженным с вмешательством в деятельность субъекта контроля, в том числе и путем понуждения его к определенной деятельности.
По сложившейся практике контроль подразделяют на:
- предупредительный контроль, направленный на недопущение нарушений (экспертиза проектной документации на строительство и реконструкцию объектов производственного назначения, надзор за ходом их строительства и реконструкции, участие в работе по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, участие в приемочных испытаниях опытных образцов продукции производственного назначения и др.);
- текущий контроль, осуществляемый в плановом порядке в процессе производственной деятельности;
- последующий контроль, осуществляемый при проведении расследований аварий и инцидентов на производственных объектах, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, заявлений и жалоб работников.
Формы и методы осуществления контроля различны.
Основными способами осуществления контроля являются:
- изучение информации и документов;
- проверка состояния работы путем личного посещения объекта контроля;
- опросы (интервью) работников.
Изучение информации и документов включает:
- анализ установленной отчетности, служебных записок, предложений, заявлений и жалоб работников;
- истребование и получение документов от проверяемого субъекта, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией, документами, имеющими отношение к рассматриваемой деятельности проверяемого субъекта, как на бумажных, так и на электронных носителях.
Исходя из указанного проверка является одной из возможных форм осуществления контроля.
По сложившейся практике проверки подразделяют на:
- комплексные, при которых деятельность субъекта контроля проверяется по всем вопросам охраны труда во всех структурных подразделениях, функциональных службах, филиалах организации;
- целевые, при которых деятельность субъекта контроля проверяется по достаточно узкому, заранее определенному кругу вопросов охраны труда;
- оперативные, осуществляемые в профилактических целях.
При проверке состояния работы путем личного посещения осуществляется осмотр служебных, производственных и иных помещений (объектов) проверяемого субъекта, используемых для осуществления производственной деятельности, транспортных средств, оборудования, изделий и продукции проверяемого субъекта.
Проверка состояния работы путем личного посещения субъекта контроля в совокупности с изучением документов и информации позволяет составить более полное представление о состоянии соответствующей деятельности проверяемого субъекта хозяйствования.
Опросы (интервью) работников способствуют уточнению ранее собранной и получению новой информации о проверяемой деятельности.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Надзор и контроль за соблюдением правил охраны труда. Ответственность за нарушение законодательства
Конституция в качестве основных прав граждан закрепила право на охрану здоровья (ст. 41), в том числе право работникам на здоровые и безопасные условия труда. Не менее важны и другие права в самой распространенной сфере человеческих отношений — сфере труда.
В условиях обеспечения законности на практике существует целая система органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства в этой области, обязанности предприятий, учреждений и организаций созданию соответствующих безопасных условий для работников,
Цель этих органов, прежде всего — не допустить нарушений. В этой связи уполномоченные органы участвуют в приемке, сдаче выстроенных зданий и сооружений, требуя устранения в случаях выявления отклонений, теми или иными способами восстанавливают нарушенные права и привлекают виновных к ответственности.
В зависимости от субъектов, осуществляющих надзор и контроль, принято считать, что надзорные функции носят преимущественно властный государственный характер, они осуществляются государственными органами; контроль в большей мере связан с общественными функциями — профсоюзами, хотя законодательство использует термин «контроль» и применительно к государственным органам.
Органы надзора, обладая определенными властными полномочиями, вправе не только проводить соответствующие проверки на поднадзорных и подконтрольных объектах, но и давать администрации юридические обязательные указания об устранении выявленных нарушений или воздержании от принятия тех или иных решений. Неисполнение администрацией указаний влечет за собой определенные правовые последствия. Ее решения признаются недействительными, нарушенные права работника подлежат восстановлению, а виновные должностные лица привлекаются к ответственности.
Ст.
244 КЗоТ, перечисляя соответствующие органы надзора и контроля.
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда осуществляют:
1) государственный надзор и контроль на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и подчиненности специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции в соответствии с федеральными законами;
2) профессиональные союзы, а также состоящие в их ведении техническая и правовая инспекции труда — согласно положениям об этих инспекциях (в ред. Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 — Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2254).
Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему нижестоящими прокурорами.
Законодательство. различает следующие формы надзора и контроля: предварительный, текущий и последующий. Цель предварительного состоит в том, чтобы предупредить и не допустить принятия незаконных решений.
Последующий надзор и контроль должны выявить уже допущенные нарушения трудового законодательства и восстановить нарушенные права.
Текущий надзор и контроль обусловлены их повседневностью, в процессе чего могут быть, как предупреждены, так и выявлены уже допущенные нарушения.
Как уже упоминалось, ст. 244 КЗоТ перечисляет специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий, учреждений, организаций и их вышестоящих органов.
- В эту систему входят:
- — Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) и его органы осуществляют на местах надзор в области безопасности работ в добывающих и перерабатывающих отраслях промышленности, при эксплуатации объектов повышенной опасности, магистральных трубопроводов, при обращении с вредными и опасными веществами, при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом.
- — Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Гасатомнадзор России) и его органы осуществляют надзор за безопасностью при производстве и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ изделий на их основе.
- — Органы Государственного энергетического надзора осуществляют надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок.
- — Органы Государственного и пожарного надзора, входящие в систему МВД РФ, осуществляют надзор за соблюдением правил и норм, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей на случай пожара, обеспечение предприятий средствами противопожарной защиты и пожарной техникой других правил пожарной безопасности.
- — Федеральный санитарно-эпидемиологический надзор России (Госсанэпиднадзор России) и его органы на местах, Осуществляют надзор за соблюдением гигиенических норм и санитарно-противоэпидемических правил, проведением санитарно-противоэпидемических мероприятий и мероприятий по предупреждению и ликвидации профессиональных и инфекционных заболеваний проведением мероприятий по гигиеническому воспитанию населения.
Осуществляют надзор и общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда профсоюзы (ст. 244 КЗоТ). Однако переданные в свое время, еще в 1933 г. в связи с ликвидацией наркомата труда, функции надзора и контроля профсоюзам недавно вновь были возвращены государственным органам.
В ст. 1 Указа Президента РФ от 20 июля 1994 г.
, утвердившего Положение о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда РФ (Рострудинспекции), сказано, что Федеральная инспекция труда при Минтруде РФ и подведомственные государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, районов и городов образуют единую систему надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности.
- Основными задачами Рострудинспекции и подведомственной ей государственной инспекции труда являются:
- — осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, а также связанного с ним законодательства и нормативно-правовых актов о возмещении вреда, причиненного работнику, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях
- — защита трудовых прав и достижение безопасных условий труда работников, а также защита их от незаконных действий работодателей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий, ущемляющих эти права;
- — разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о труде и охране труда;
- — обеспечение повышения квалификации работников аппарата Рострудинспекции и государственной инспекции труда.
- В соответствии с перечисленными задачами на Рострудинспекцию, государственную инспекцию труда, государственно-правовых инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда возложены специальные функций.
- В частности, государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда вправе:
- — беспрепятственно посещать предприятия в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда;
- — запрашивать и получать от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, предприятий документы, объяснения и иную информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций;
- — налагать в установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях порядке штрафы на руководителей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий, виновных в нарушении законов и иных нормативных актов о труде и охране труда;
- — предъявлять работодателям, должностным лицам и другим ответственным работникам предприятий для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов труде и охране труда, о привлечении виновных и этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном порядке.
- Государственным инспекторам по охране труда предоставлено право: приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений законодательных и иных нормативных актов об охране труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений, отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда.
Решения государственных правовых инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда могут быть обжалованы руководителю государственной инспекции труда по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации или в судебном порядке. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации также могут быть обжалованы в суде (п. 13 Положения).
Кроме перечисленных задач и упомянутых функций за соблюдением законодательства о труде осуществляется и общественный контроль. Эти функции, как уже отмечалось, в соответствии со ст. 248 КЗоТ выполняют профсоюзы.
Основы законодательства об охране труда изменили формы осуществления этого контроля. 8 апреля 1994 г. Министерство труда РФ в соответствии со ст. 25 Основ разработал и утвердил Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива.
Служба охраны труда создается или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (ст. 217 ТК РФ).
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют:
работодатель – индивидуальный предприниматель (лично),
другой уполномоченный работодателем работник;
организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.
Службу охраны труда рекомендуется организовать как самостоятельное структурное подразделение с непосредственным подчинением руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.
На должность специалиста по охране труда назначаются лица, имеющие:
квалификацию инженера по охране труда (инженера по безопасности технологических процессов и производств) либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы;
среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1 категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет.
Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14).
Специалист по охране труда в своей работе должен опираться как на уполномоченного по охране труда, так и на руководителей структурных подразделений (мастеров, бригадиров участков и т.д.).
Задачи, функциональные обязанности и права работников службы охраны труда определены Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14).
Основными задачами службы охраны труда являются:
организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда;
контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов по охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;
информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;
изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.
Функции, которые рекомендуется возложить на службу охраны труда для выполнения поставленных задач:
учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением;
проведение совместно с представителями соответствующих подразделений обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования и т.д.;
участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов;
разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда;
участие в составлении разделов коллективного договора;
оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков, в соответствии с которыми предоставляются компенсации за тяжелую работу и работу с вредными условиями труда;
участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда в соответствии с установленными сроками;
участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;
составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Госкомстатом России;
разработка программы и проведение вводного инструктажа;
участие в работе комиссий по проверке знаний по охране труда у работников предприятий;
осуществление контроля за соблюдением требований законодательных и иных нормативных правовых актов;
руководство работой кабинета по охране труда и др.
Проверки органов государственного надзора за охраной труда
Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок:
Жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ;
окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ;
запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда;
несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.
Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке. Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия. Законодательством установлена периодичность мероприятий контролирующего характера. Например, инспекторы Минтруда посещают организации в плановом порядке 1 раз в 3 года.
Аудит управляющих компаний в сфере ЖКХ позволяет сделать работу организации более прозрачной и оптимизировать ведение финансовой документации. Аудиторская проверка УК осуществляется по следующим критериям:
- соответствие финансовой документации реальным затратам компании;
- правильность оформления документов, полнота и достоверность представленной в них информации;
- эффективность хозяйственной деятельности (правильность целевого расходования средств и т. д).
По результатам анализа аудитор может дать рекомендации по улучшению работы УК, по усовершенствованию документооборота, по оптимизации расходов (в том числе налоговых).
В ходе проверки внимание обращается на такие документы:
- сметы, в которых изложена информация о расходах на эксплуатацию жилищного фонда;
- отчетность коммунального обслуживания на средства, собранные с жильцов;
- отчетность сервисного обслуживания с задействованием услуг сторонних организаций;
Аудит управляющей компании с анализом этих документов позволяет выявить, какой процент от вкладываемых жильцами денег идет на обслуживание жилья, а какая часть средств расходуется неэффективно.
В чем заключается государственное управление охраной труда
Государственное управление охраной труда — это деятельность государственных органов власти, направленная на исполнение надзорных и контролирующих функций в сфере трудовой охраны в соответствии с государственной политикой. Чтобы гарантировать россиянам безопасные условия труда, в перечень функций государства были включены задачи по:
- утверждению профилактических мер и устранению нарушений правительственных предписаний, касающихся охраны труда;
- разработке специальных программ по увеличению безопасности на рабочих местах;
- формированию адекватных требований к организации технологической деятельности, производства, использованию основных средств и т.д.;
- поддержание в актуальном состоянии нормативных актов, нормы которых направлены на обеспечение безвредности условий на рабочих местах.