Административный регламент ГИБДД 2023 года
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административный регламент ГИБДД 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для выявления нарушений при патрулировании применяются скрытые или гласные проверки. При этом используются средства видеонаблюдения, навигации и других технических средств. Проверяется сохранность и правомерность применения информационных сведений, соответствие реквизитов открытых административных дел фактической информации о нарушителях и другие мероприятия.
Фейк о скрытом патрулировании
Многие издания сообщают несколько неверно трактованную информацию о том, что якобы теперь патрульные машины могут быть без цветографической схемы, а сотрудники полиции – в гражданском. И таким образом они могут выявлять нарушения ПДД и штрафовать водителей.
Это не совсем так.
Изменения коснулись, действительно, форменной одежды – её в новой редакции Приказа можно не надевать (пункт 12). А патрульные машины без раскраски можно было использовать и до поправок. Однако, в этом случае у сотрудника ГИБД нет права остановки транспортного средства и вынесения постановления с наказанием.
Таким образом, получаем четыре варианта надзора.
- Сотрудники на патрульном автомобиле ГИБДД в раскраске полиции и в форменной одежде – допускаются все законные административные действия.
- Сотрудники на патрульной машине без цветографической схемы, но в форме – имеют право остановки, составления протокола, выписывания штрафа и выполнять все другие законные процедуры (как и пунктом выше).
- ДПС в машине без цветографии и без формы – могут фиксировать нарушения, а затем передавать их нарядам в форме, которые уже могут привлекать водителей к ответственности. Самостоятельно даже останавливать машины они не имеют права.
- А вот в гражданском авто, не относящимся к патрульным, даже будучи в форменной одежде сотрудники вести надзор не могут.
Более подробно мы рассказывали в специальной статье про новый закон о скрытом патрулировании и фейках в связи с этим.
Патрульные машины разрешили прятать
Согласно актуальному на данный момент порядку (регламент ГИБДД 20 октября) представители инспекции по безопасности дорожного движения должны соблюдать следующие требования по размещению патрульных транспортных средств при выполнении работы:
«При надзоре за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего специальную цветографическую схему, его размещение в стационарном положении должно осуществляться таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения и имелась возможность своевременного пресечения правонарушения.»
Но из этого вполне очевидного правила есть исключения:
«В целях обеспечения надзора за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги, а также в случаях осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения патрульный автомобиль может размещаться в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети.»
То есть, когда речь идет о выполнении патрулирования участков местности с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций, а также при работе с камерами, необходимыми для регистрации фиксируемых нарушений на видеозаписи, у инспекторов есть возможность использовать любые естественные неровности, а также баннеры или иные элементы ландшафта искусственного происхождения для маскировки машины с эмблемой, проблесковыми маячками, иной символикой ведомства.
Помимо этого, в тексте имеются следующие указания:
«Действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения специальной цветографической схемы, устройств для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются.»
По сути, новый регламент ГИБДД (октябрь 2017) узаконил и без того используемые по умолчанию возможности для ведения скрытого наблюдения за развитием дорожной ситуации. Насколько благотворно этот аспект повлияет на ведение рейдов — покажет время. Доказать же умышленность помех в подобных ситуациях будет практически невозможно.
Что разрешено сотруднику ДПС
Вначале перечислим все допустимые уголовные и административные процедуры, которые имеют право производить инспекторы дорожной службы:
- Осуществлять задержание пассажиров и водителей, находящихся в машине.
- Производить осмотр и досмотр транспортных средств, водителей, пассажиров, их вещи.
- Снимать на видеокамеру или фотокамеру автомобиль и водителя.
- Использовать автомобили людей в экстренных ситуациях.
- Использовать водителей для сотрудничества по согласию.
- Пользоваться мобильным телефоном другого лица в особых случаях.
- Производить задержание и доставку лиц в полицию.
- Оформлять протоколы, возбуждать дела в административном порядке.
- Составлять постановления за нарушения в виде штрафных санкций. Лишать водителя прав инспектор ДПС не имеет права, это решает суд.
- Производить эвакуацию автомобиля на законных основаниях.
- Требовать от нарушителя о прекращении противоправных действий (уголовных и административных).
- Проверять документы, если на это есть законные основания.
- Вызывать в полицию по повестке водителей, пассажиров или пешеходов.
- Сохранять персональные данные водителя в установленных законом случаях.
- Осуществлять проникновение в закрытые помещения в определенных случаях.
- Производить патрулирование улиц населенных пунктов.
- Выдвигать требования уйти с места происшествия или с другого места, по условиям административного дела.
- Останавливать автомобили и другой транспорт для контроля документов и по другим причинам.
- Направлять на медицинское освидетельствование на опьянение алкоголем, и проводить его самостоятельно.
- Производить розыскные мероприятия в пределах своих прав.
- Оформлять представления в некоторых случаях и определенным лицам.
Какие права имеют водители, пешеходы и пассажиры
Но есть и права обычных граждан, которые также перечисляет новый Приказ МВД 664 от 20 октября 2021 года и предписывает сотрудникам ГИБДД защищать и уважать эти права:
- обжаловать действия сотрудников;
- получать компенсацию за нарушенные права и иные потери в случае незаконных наказаний;
- не свидетельствовать против себя и своих ближайших родственников (впрочем, это право, данное нам Конституцией);
- не давать показания и не свидетельствовать, если инспектор разговаривает с ними не на родном для них языке (и это должен быть не обязательно русский), или прибегать к услугам переводчиков;
- пользоваться всеми правами, которые дают любые другие нормативно-правовые акты (в том числе ПДД).
Является ли ГИБДД подразделением полиции?
Безусловно, в начале необходимо рассмотреть вопрос о том, является ли ГИБДД подразделением полиции. Поэтому приведу соответствующие статьи:
Статья 2. Основные направления деятельности полиции1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:
7) обеспечение безопасности дорожного движения;
Статья 12. Обязанности полиции
1. На полицию возлагаются следующие обязанности:
19) осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также за деятельностью организаций, проводящих обязательный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним; регулировать дорожное движение; оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии; осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения; принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения; регистрировать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, автомототранспортные средства и прицепы к ним и выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов; осуществлять по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством Российской Федерации, сопровождение транспортных средств; согласовывать маршруты транспортных средств, осуществляющих перевозку крупногабаритных грузов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях — тяжеловесных грузов;
Как Вы видите, дорожное движение относится к ведению полиции, а следовательно либо ГИБДД станет подразделением полиции, либо в полиции появится какое-то новое подразделение, занимающееся решением этого вопроса.
Согласно административному регламенту ГИБДД РФ, дорожный инспектор обязан объяснить водителю причину, по которой его остановили. Тут же полицейский может корректно попросить выполнить требования. Водитель должен понимать, что сотрудник ГИБДД имеет право фиксировать с помощью видео и фото не только самого водителя, но и его автомобиль. Закон не запрещает делать то же самое и владельцу транспортного средства.
Административный регламент ГИБДД № 664 (2017 г.) определяет правила общения с гражданами по телефону. Начинается оно в том же порядке, что и живой диалог. Отличие лишь в том, что сотруднику надо сказать о работе в подразделении. Полицейский обязан проконсультировать гражданское лицо по любому вопросу. Если занимаемая должность этого не позволяет, то инспектор направить человека к тому должностному лицу, которое поможет. Более того, он должен помочь гражданину связаться с этим лицом.
Что внесено в новый регламент
Чем отличается приказ № 664 административного регламента ГИБДД от предыдущего документа? В основном нововведения коснулись не очень важных моментов, но все равно они заслуживают внимания. Это:
- Редакция пункта 107, в котором заменили слово «водитель» на «гражданин». Что это дало? Дорожный инспектор стал вправе попросить документы для проверки у пешехода и даже пассажира.
- Изменения коснулись и наказания судей. Раньше очень часто возникали споры по поводу того, что они садились пьяными за руль, но их никак не наказывали полицейские. Так происходило, потому что гаишник не мог применить к судье меры наказания или взыскания в юридическом смысле. Можно было лишь заставить двигаться без транспортного средства в случае алкогольного опьянения. Дело в том, что существует положение, согласно которому лишь судебная ветвь власти может наказывать судей, а также доказывать их виновность. Теперь у инспектора больше полномочий. Только так можно повлиять на нарушения, которые иногда допускают люди неприкосновенной профессии.
- Убрали норму заполнения протокола обычной шариковой ручкой. То есть инспектор может заполнить документ чем угодно, вплоть до химического карандаша или гусиного пера.
Как видите, административный регламент ГИБДД МВД (Приказ № 664) не лишен юмора, но он главным образом касается несущественных нюансов. Серьезных изменений внесено в документ не было.
Какие изменения были внесены новым Регламентом в порядок фото- и видеофиксации?
В Регламент включен пункт о том, что сотрудники ГИБДД вправе изымать технические средства, а также карты памяти и прочие носители фото, аудио и видеоинформации. Это связано с тем, что видео регистратор, установленный в автомобиле, может «свидетельствовать» не в пользу своего владельца. Например, если автомобильный владелец позволил себе проезд на запрещающий сигнал светофора, что почти в ста процентах случаев будет зафиксировано данным техническим средством. Это создает большое удобство для сотрудников ГИБДД.
В приведенном в предыдущем абзаце примере, скорее всего, будет изыматься карта памяти. Если ее извлечь проблематично, например, в случае повреждения устройства, либо память является встроенной, то будет конфисковано устройство полностью.
Вообще в новом Регламенте повышена роль различных технических устройств, посредством которых можно вести запись звука и изображения. В частности, инспектор ГИБДД не вправе установить запрет снимать его при составлении протокола об административном правонарушении и других процессуальных действиях. Когда работник ГИБДД настаивает на прекращении съемки без достаточных нормативных к этому оснований, то он может быть сам привлечен к административной ответственности за превышение должностных полномочий, т.е. самоуправство. В этом правиле есть исключения. Нельзя производить фотографировать и снимать на видео режимные объекты, в этом случае можно лишиться не только карты памяти, но и самого устройства.
Приказ 185 ГИБДД РФ: основные положения
185 приказ ГИБДД включается в себя 5 основных разделов, а также порядка 18 дополнительных уточнений, который обязан изучить каждый сотрудник государственной автоинспекции.
Большинство из прописанных положений предназначены, в основном, для внутреннего пользования среди работников ГИБДД, но есть некоторые моменты, которые обязательно понадобятся водителям в дальнейшем, чтобы они себя правильно вели в случае различных конфликтных ситуациях с вышеперечисленными сотрудниками. Фактически, данный Приказ — это своеобразный инструмент для контроля и регулирования деятельности работников автоинспекции. Рассмотрим основные положения, касающиеся данного вопроса:
- Каждый сотрудник ГИБДД, если он общается с другим лицом по телефонной связи, обязан представиться, назвав свою фамилию, имя и отчество, а также звание и номер отделения автоинспекции, где он осуществляет свою деятельность. Сама же консультация граждан по телефону должна проводиться в корректной форме, на основании конкретных полномочий у конкретного сотрудника. Данный Приказ также предъявляет дополнительные требования к оформлению сайтов в интернете, в том числе, о верной информации относительно контактных номерах и порядка проведения консультаций.
- Административный регламент ГИБДД четко описывает поведение сотрудника ГИБДД в общении с водителями, которые довольно часто жаловались на неподобающее отношение со стороны сотрудников автоинспекции. Теперь, каждый сотрудник должен обращаться к гражданину исключительно на «Вы», быть уравновешенным и корректным, спокойно и четко излагать причину остановки и свои требования относительно водителя. Работник инспекции не должен торопить водителя с выполнением своих законных требования, давая ему прийти в себя в случае, если он излишне нервничает. Однако, важно понимать тот факт, что невыполнение требований сотрудника может привести к наложению административного штрафа в установленном размере, т.е. данный приказ защищает не только права водителя, но и сотрудников автоинспекции.
- Водитель имеет полное право на использование аппаратуры для записи видео и звука в общении с сотрудником ГИБДД. Тот, в свою очередь, не имеет право препятствовать осуществлению съемки, ведь таким образом осуществляется гражданский контроль со стороны водителя как участника дорожного движения.
- 664 приказ ГИБДД предъявляет дополнительные требования к внешнему виду сотрудников ГИБДД. Иными словами, каждый работник должен надлежащим образом носить свою форму, а также в обязательном порядке носить нагрудной жетон, где указывается вся информация о сотруднике.
- Сотрудник ГИБДД осуществляет контроль и наблюдение за дорожным движением на конкретном участке дороге. Поэтому, у него в наличии должна быть специальная видео, фото- и аудиоаппаратура, позволяющая фиксировать правонарушения на дороге.
- Если сотрудники перемещаются на машине ГИБДД, где отсутствуют цветографические схемы, то они не имеют права составлять протоколы о правонарушениях.
- Запрещается останавливать водителей на тех участках дороги, где эта остановка запрещена по правилам дорожного движения. Однако, если того требует ситуация, то данная остановка возможна.
- Водитель имеет полное право оставаться в своем транспортном средстве в случае остановки сотрудником ГИБДД. Однако, если есть явные признаки алкогольного или наркотического опьянения, а также при необходимости личного досмотра, то водитель обязан подчиниться требованиям сотрудника, и покинуть свое транспортное средство.
Использование переносных камер видеофиксации нарушений
Частные камеры или государственные. Новый регламент раз и навсегда разрешает споры автолюбителей о том, законно ли «частники» устанавливают переносные камеры на дороге. В пункте 76 прописано, что камеры фиксации нарушений могут принадлежать как государственным органам, так и общественным организациям.
Пункт 76. Специальные технические средства для надзора за дорожным движением, относящиеся к измерительным приборам, должны быть сертифицированы в качестве средства измерения, иметь действующее свидетельство о метрологической поверке и применяться в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке применения этих средств.
При надзоре за дорожным движением допускается использование специальных технических средств, принадлежащих государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а также использование иных технических средств фото-, звуко- и видеозаписи.
Установка камер в зоне действия временных знаков. Согласно пункта 57 прежнего регламента, место и время применения передвижных средств автоматической фиксации определялись решением руководителя подразделения о порядке несения службы сотрудником.
При этом применение средств автоматической фиксации в местах, где ограничения движения установлены временными дорожными знаками, не допускалось. В новой версии документа данного запрета нет. Теперь устанавливать камеры фиксации в зоне временных знаков можно.
Положительные и отрицательные стороны
На 2020 год Приказ № 185 считается главным документом, регулирующим правомерность деятельности сотрудников ГИБДД и МВД. Как и у любых правовых актов, у документа есть положительные и отрицательные стороны.
Положительные стороны действия Приказа:
- возможность получения индивидуальной телефонной консультации у сотрудников ГИБДД;
- отсутствие необходимости покидать ТС во время остановки и пересаживаться в автомобиль ГИБДД;
- возможность контролировать действия Госавтоинспекторов путем видео и аудио фиксации;
- отсутствие возможности неправомерного досмотра водителя или автомобиля;
- возможность со стороны водителя потребовать номер телефона начальства конкретного инспектора с целью сообщения о неправомерных действиях его сотрудника;
- запрет эвакуации ТС в момент отсутствия владельца;
- запрет на снятие государственных знаков и возможность управления ТС водителем без составления соответствующего протокола.
Отрицательные стороны действия Приказа:
- возможность со стороны сотрудника ГИБДД отправить водителя на освидетельствование наличия алкогольного или иного опьянения;
- возможность составления протокола в случае обнаружения технических неисправностей автомобиля, угрожающих безопасности участников дорожного движения;
- возможность устанавливать фото и видео камеры на проезжей части, а также вести съемку самостоятельно, что позволяет выявить правонарушения без личного присутствия инспектора.
На практика отрицательные стороны оказываются положительными для Госинспекторов и других участников дорожного движения. Они позволяют выявить правонарушения, которые могут повлечь за собой ДТП или другие проблемы.
Таким образом, Приказ № 185 и его последующие дополнения существенного облегчают жизнь сотрудникам ГИБДД и их взаимодействие с водителями и другими участниками дорожного движения. С другой стороны, положения Приказа дают водителям преимущество и право оспорить составленный протокол в случае нарушения порядка действий сотрудника правоохранительных органов.
Приказ №664, регламент МВД (ГИБДД) с 20 октября 2020 — заблуждения
› 20 октября 2020 года вступает в силу новый Административный регламент МВД. Документ заменяет всем известный «Приказ №185».
Какое наказание предусмотрено за избиение человека по голове травма шеи
Курсы повышения квалификации для педагогов минимум часов по закону
Права беременных женщин по тк рф
Прописывается в договоре размер аванса и зарплаты
Услуга телевидения по адресу
Прохождение дела в конституционном суде пример
Для начала выясним, что из себя представляет этот регламент в иерархии нормативно-правовых актов.
Полное название:
«Административный регламент исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения»
Вводится: «Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23.08.2017 г.
№ 664» В иерархии нормативных актов данный регламент находится на низшей ступени федеральных правовых документов. Это означает, что в нем не может быть противоречий закону «О полиции» и «Правилам дорожного движения». Для водителей регламент МВД (ГИБДД)ничего нового не содержит. Регламент — Правила, регулирующие порядок какой-нибудь деятельности.
Регламент регулирует работу должностных лиц.
Ответственность за неисполнение требований регламента должностные лица несут перед своим руководством. Нарушение должностными лицами требований регламента не является основанием для невыполнения требований Правил дорожного движения.
Это главный миф, который распространился на основании исключения следующих строк из регламента: 25.
Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись.
Только исключение, никаких пунктов для запрета не добавлено и не могло быть добавлено, так как запрет фото-видео съемки противоречит принципу публичности и открытости установленным законом «О полиции».
Исключено, а точнее изложено в более понятной форме требование об остановке транспортного средства в целях проверки документов. 63. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются: проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).
84.
Полный список ситуаций, когда инспектор может потребовать выйти из машины
Отдельный пункт документа уделяет перечислению всех ситуаций, когда сотрудник ГИБДД имеет право потребовать у водителя выйти из машины. Это требование обосновано для:
- пресечения преступления, задержания лица, подозреваемого в совершении преступления;
- доставления, административного задержания;
- проведения личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, досмотра транспортного средства и груза;
- отстранения от управления транспортным средством;
- задержания транспортного средства;
- когда это необходимо для проведения иных процессуальных действий в соответствии с требованиями законодательства об административных правонарушениях или УК РФ.
Обновленный приказ 185 ГИБДД РФ переименовали в Приказ № 664 МВД РФ
Дорожное движение предполагает наличие прав и обязанностей не только у водителей, но и у сотрудников автоинспекции. Приказ ГИБДД под номером 185 с 20 октября 2017 года утратил силу и вместо него с 20.10.2017 действует новый регламент МВД РФ Приказ под номеро 664.
Он предполагает именно контроль и регулирование поведения и следования должностным инструкциям со стороны сотрудников ГИБДД. В данном приказе четко говорится о том, каким образом должен вести себя сотрудник автоинспекции, какие действия он должен предпринимать в том или ином случае, а также иные формы правильного взаимодействия сотрудника и водителя. Подписан он был Рашидом Нургалиевым в 2009 году, что и стало новым регламентом для всех сотрудников государственных автоинспекций.
Суть Приказа № 185 заключается в своеобразной работе над ошибками со стороны государственных органов, которые довольно четко видны на практике.
Фактически, это четкий административный регламент для сотрудников ГИБДД, который они должны неукоснительно соблюдать, невзирая на различные обстоятельства.
При этом, понимание данного нормативно-правового акта будет полезным и самим водителям, которые способны осуществлять свой гражданский контроль за действиями сотрудников ГИБДД.
Скачать текст Приказа № 664 МВД РФ от 23.08.2017 года об утверждении Административного регламента
Основания для остановки транспортного средства
Если внимательно читать обновлённый регламент, можно обнаружить увеличенный перечень причин остановки транспортных средств:
- Инспектор заметил признаки нарушения правил дорожного движения.
- Наличие ориентировки на автомобиль, водителя и пассажиров.
- Необходимость присутствия понятых при проведении процессуальных действий.
- Для использования ТС в служебных целях.
- При ограничении движения.
- Если ТС препятствует движению автомобилей экстренных служб, инспектор имеет право его остановить.
- Остановка ТС для проведения спецмероприятий.
- Остановка ТС с неисправностями.
- Для проверки документов, согласно пункту 106 регламента 664.
Какие изменения произошли во взаимодействии инспекторов ГИБДД и участников дорожного движения?
Официально наложен запрет на использование водителем транспортного средства всевозможных устройств, являющихся препятствием к их конфискации инспектором ГИБДД. Отказ снять эти приспособления может усугубить положение виновника происшествия.
Множество требований появилось и к поведению сотрудников государственной инспекции: запрещение дискриминационных высказываний, перехода «на личности» и от любых оскорбительных реплик и действий, включая даже просто грубый тон. Это было ответом на многочисленные жалобы водителей о ненадлежащем поведении работников ГИБДД. Такие меры вкупе с видео фиксацией деятельность сотрудников государственной инспекции должны способствовать снижению количества конфликтных ситуаций между водителями и инспекторами.
Еще одним резонансным новшеством стал запрет на остановку судейских работников. Не является исключение и нахождение их за рулем в нетрезвом виде.
Новый Регламент по осуществлению ГИБДД надзора за соответствием деятельности участников дорожного движения законодательству о безопасности на дорогах не разрешил до конца все существующих вопросов, в дальнейшем, безусловно, он будет корректироваться.
Проверка технического состояния авто (в том числе ксенон)
Вот мы дошли и до законных причин для проверки техсостояния машины. К их числу относятся и ограничиваются ими:
- визуально обнаруженные признаки использования компонентов авто, которые не составляют его конструктивную целостность (проще говоря, признаки изменения конструкции, к числу которых относятся и ксеноновые лампы в фарах с блоками разжигателей — если инспектор издалека увидел ксенон на транспортном средстве, которое может не подходить для установки ксенона по маркировке фар или по другим причинам),
- информация о причастности автомобиля к ДТП,
- ориентировки на автомобиль,
- спецмероприятия.