Земли запаса неиспользуемые что значит

19.04.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земли запаса неиспользуемые что значит». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Согласно нормативно-правовому акту действующего Земельного кодекса Российской Федерации к землям запаса относятся участки, которые значатся в собственности государства или муниципальных органов. Они находятся в резерве и не принадлежат юридическим или физическим лицам.

Изменение категории земель

Если земли запаса находятся в собственности государства либо муниципалитета в течение длительного времени, это значит, что не получается найти им максимально эффективное применение. Тем не менее, такие территории рано или поздно могут стать востребованными.

К примеру, в крупных населенных пунктах нередко не хватает места для возведения жилых домов, и из-за этого приходится увеличивать городскую площадь, чтобы вместить объекты инфраструктуры и новых жильцов.

Процесс изменения категории занимает немало времени. Потребуются исследования, экспертизы и согласования для того, чтобы власти смогли принять решение о необходимости определения целевого назначения ЗУ.

В это процедуре очень важен такой документ, как заключение государственной экологической инспекции РФ, которое, собственно, и позволяет произвести смену категории и гарантирует отсутствие негативных последствий таких действий.

Окончательное решение принимается муниципалитетом или органом федеральной власти, в ведении которого и находится ЗУ.

Характеристика земель запаса

Приступая к изучению вопроса, обсудим статус и предназначение таких территорий. В первую очередь нужно выяснить, что такое земли запаса.

В соответствии со ст. 103 ЗК РФ, к последней категории относятся территории, принадлежащие государственным или муниципальным органам власти, кроме земель для сельскохозяйственных целей. То есть это все земли, которые не относятся ни к одному из предыдущих видов и не могут использоваться.

Стоит также упомянуть, что значит неиспользуемые земли. Такой статус определенные участки получают из-за того, что у земель запаса отсутствует целевое назначение. А, согласно законодательству, использовать любую территорию можно лишь в соответствии с ее целевым назначением.

Как следует из ст. 103 ЗК РФ, запрещено передавать такие участки арендаторам или новым собственникам без перевода наделов в другую категорию.

Земли запаса предоставляются на правах пользования для осуществления некоторых видов деятельности: например, на них можно проводить геодезические, кадастровые и другие работы по исследованию местности (ч.2 ст.103 ЗК РФ). Однако поскольку эксплуатация будет сопровождаться значительным влиянием на участок, законодательно предусмотрена необходимость перевода территории в иную категорию.

Правовое положение земель запаса

Земли запаса находятся в собственности государства или местных властей, что является одним из основных признаков данного вида территорий. Это не значит, что они бесхозны и забыты: такие участки находятся на особом учете. В кадастровой документации указана вся экономическая и правовая информация, а закон защищает их от любых действий, на которые отсутствует согласие органов власти.

Подобные территории нельзя выделять физическим или юридическим лицам.

Использование земель запаса допускается после перевода в другую категорию и определения их целевого назначения. Это обеспечивает их сохранность, ведь существуют разные требования к эксплуатации территорий и способы защиты от повреждения участков, применяемых в определенных видах деятельности. Например, использование под постройку промышленных объектов предполагает одни мероприятия по защите земель, а осуществление сельскохозяйственной деятельности – другие.

Бесхозные территории, информация о которых не содержится в государственном кадастре недвижимости, не могут стать землями запаса. Только после того как отсутствие собственника отразится в соответствующих решениях местных властей, а земли сдадут муниципалитету, их можно относить к различным категориям.

правовой режим, какие относятся земли, кто ими распоряжается, когда допускается использование земель запаса, форма собственности

Земли у нашего государства много, но, как и каждый рачительный хозяин, государство и муниципалитеты в его лице создают себе резервный земельный фонд, который может предоставляться для использования только в самый ответственный момент и только в интересах его граждан. Земли запаса – это и есть резервный земельный фонд государства и муниципалитетов.

Некоторые категории земли на слуху у всех и их названия, которые сами говорят за себя, указывают на направление использования – сельскохозяйственного назначения и земли поселений, производства. А вот на какие нужды разрешается использование земли запаса, не совсем понятно. Но в любом случае, чтобы начать использовать запасные территории, их надо перевести в категорию разрешённого землепользования. Особенно много неосвоенных площадей в регионах Сибири Дальнего Востока. Для их освоения действует государственная программа «бесплатный гектар», по которой эти участки передаются в собственность российским гражданам.

Количество их ограничивается:

  • Уже существующими землями запаса.
  • Территориями населенных пунктов.
  • Участками, на которых находятся коммуникационные, транспортные, промышленные, космические, оборонные и прочие объекты.
  • Территориями лесов.
  • Областями, на которых находятся водные объекты.
  • Сельскохозяйственными угодьями.

Классификатор целей использования земель дает полный перечень вариантов использования участков по каждой категории:

  1. Назначение возводимых построек.
  2. Если рассматривается вопрос о садоводческих и дачных товариществах, то описываются правила использования общей территории и каждого участка в отдельности.

Что требуется для перевода

Вне зависимости от того, как планируется использовать территорию, и в какую категорию перевести, алгоритм будет одинаков:

  1. Составление прошения о переводе. Оно должно отражать:
  • планы инициатора по освоению земли;
  • аргументы в поддержку идеи;
  • кадастровый номер требуемого участка;
  • его размеры;
  • текущую категорию (земли запаса) и ту, в которую участок нужно перевести.
  1. Составление пакета документов:
  • для физических лиц – паспорт;
  • для юридических лиц – сведения о юрлице из ЕГРП;
  • заключение эксперта от экологической комиссии о возможности эксплуатировать землю планируемым способом;
  • заключение кадастрового инженера о межевании;
  • план построек на территории, подробное описание каждого объекта.
  1. Документы и прошение подать в ведомство, к которому относится надел:
  • для федеральных земель – Правительство РФ;
  • для региональных – исполнительный орган субъекта;
  • для муниципальных – органы местного самоуправления.

Подача документов осуществляется в двух экземплярах, на одном из них принимающая сторона проставляет входящий номер и дату. Эта отметка – гарант того, что прошение будет рассмотрено в ходе специальной проверки.

  1. Дождаться решения:
  • положительное – в виде Постановления о назначении земле специальной категории;
  • отрицательное – акт с отказом. Его можно обжаловать в суде.

Основаниями для отказа могут быть:

  • отсутствие у заявителя права получить землю в пользование или права подать прошение;
  • неполный пакет документов, оформленный с ошибками или недостоверными сведениями;
  • цель недостаточно аргументирована, идея заявителя не нашла поддержки у государства;
  • цели нарушают градостроительный регламент: неправильно выбранные размеры, планы по освоению, земли находятся в особом статусе и т.д.
Читайте также:  Выплаты за 1 ребенка в 2023 Новосибирск

Что такое неиспользуемые земли запаса

Согласно закону, такими земельными фрагментами именуют обычно территорию, которая ранее не была представлена в использование, пожизненное владение и в дальнейшем не была передана в частную собственность для кого-либо.

Подобные земельные фрагменты могут существовать самостоятельно, и во многом это связано с отсутствием прав физических, а также юридических лиц на право пользоваться землей. Эта причина в недостаточной степени может отражать сущность режима, который действует.

Согласно принципиальному отличию от остальных категорий, земли запаса – это особая территория, целевое назначение которое пока еще не определили. При таком раскладе земля не может иметь ничего общего с аудиторией назначения и поэтому земельные наделы будут включены автоматически в эту категорию.

Угодья являются частью земельного фонда, они также обладают природными и хозяйственными свойствами, благодаря которым в дальнейшем можно установить их общее целевое назначение.

Какие критерии следует учитывать и чем руководствоваться при переводе угодий в категорию земель запаса? В законодательстве, которое действует, подобные пункты прописаны нечетко.

Статья 128 Земельного Кодекса сообщает о том, что состав земельных угодий запаса позволяет включать землю, которую ранее не использовали, либо же она была по каким-то причинам изъята, согласно установленному порядку у собственников, а также землепользователей.

Любые из определений, которые касаются земельных фрагментов и которые не были ранее использованы, позволяют осуществить перевод земли в другую категорию – земли запаса.

Категория под названием неиспользованные земельные наделы– это особая территория, которая ранее не была вовлечена в использование из-за ее непригодности, либо же не освоенности земли, которая утратила любые свои полезные свойства согласно ряду различных причин.

К подобным земельным наделам необходимо применять специальные мероприятия, которые позволят провести все необходимые манипуляции, касающиеся улучшению их состояния.

Перевод земли из одной категории в другую

Законодательство позволяет переводить территории из одной категории в другую и менять ее назначение. Порядок этой процедуры peглaмeнтиpyeт Ф3 «O пepeвoдe зeмeль или зeмeльныx yчacткoв из oднoй кaтeгopии в дpyгyю». Обычно необходимость перевода земли из одной категории в другую возникает при расширении населенного пункта зa cчeт пpилeгaющиx к нeмy сельхоззeмeль или пepeвoда пpoмышлeнныx oбъeктoв в другие категории в результате peкyльтивaции.

Также категория земли может поменяться у лесов, которые будут признаны природоохраняемыми территориями. Для каждой ситуации действуют свои правила перевода. Например, включение в границы населенного пункта сельхозтерриторий потребует изменения генплана. Ранее действовало ограничение о том, что кадастровая стоимость сельхозземли должна быть ниже средней кадастровой стоимости по району. Сейчас таких ограничений нет.

Комментарий юриста

Григорий Скрипилев, руководитель практики юридической компании «Интерцессия»:

— Перевести земельный участок из одной категории в другую — возможно. Собственник земельного участка обладает таким правом. В основном перевод возможен в отношении сельхозземель, промышленных территорий. Чтобы перевести земельный участок из одной категории в другую, нужно обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган (Росреестр). В документе следует обосновать необходимость перевода земельного участка, указать кадастровый номер земельного участка и приложить дoкyмeнты, кoтopыe пoдтвepждaют пpaвa нa yчacтoк. После чего заявление будет рассматриваться, затем — вынесено решение об одобрении перевода или отказе по каким-то основаниям (ошибки в заявлении, ограничения на перевод и т. д.).

Также есть земли запаса, которые не могут использоваться, пока не будут переведены в другую категорию. Например, есть участок, который относится к землям запаса. Человек желает им пользоваться. Он может обратиться в Росреестр или местную администрацию с заявлением, что хочет стать собственником или арендовать данный земельный участок и перевести в определенную категорию. Это тоже возможно. Сложно или невозможно перевести территории, которые имеют статус особо охраняемых (заповедники, нацпарки), то же самое с землями водного фонда.

Правила использования земель запаса

Так как земли запаса относятся к особой категории земель, существующих на территории государства, для осуществления их эксплуатации необходимо соблюдать определенные правила, которые могут запрещать или разрешать использования этой категории ресурса.

Так, разрешается использование земель запаса без перевода их в другую категорию в том случае, если:

  • Участок не относится к территории закрытых образований, а имеющиеся на нем природные объекты могут свободно эксплуатироваться людьми в своих интересах (Например, через земли, относящиеся к категории земель запаса, протекает река, в которой ловится щука. Рыбалка в этом случае будет разрешена, так как этот вид рыб не относится к запрещенным для ловли).
  • Еще одним случаем, когда участок может эксплуатироваться даже без перевода его в другую категорию, это использование участка для охоты, а также для прогона скота к месту выпаса без остановки на этом участке.
  • Третьим случаем возможности использования участка, относящегося к землям запаса, без перевода его в иную категорию, будет относиться сбор сухостоя на нем без организации вырубки насаждений, если такой сухостой используется для отопления своего собственного жилья и не направлен на извлечение прибыли.

Правовой режим и положение

По ст. 103 ЗК РФ в земли запаса относят участки, не передающиеся в личную собственность, а также владение и пользование по причине отсутствия целевого назначения этих земель.

Помимо указанного выше списка, земли запаса также могут пополнить участки, которые подходят под условия, закрепленные в Федеральном положении о консервации деградированных ранее с/х земель, которые пострадали от токсичных промышленных отходов и радиоактивных веществ. Список токсичных отходов закреплен постановлением № 555 от г.

Ключевым признаком правового режима по участку из вышеуказанного фонда является факт отсутствия определенного назначения земли. Что значит неиспользуемые земли запаса, после чего допускается их использование? Земли запаса принадлежат и могут использоваться сельскими, поселковыми, городскими или районными центрами местных административных органов. При этом органы правления в указанных центрах наделяются полномочиями, которые позволяют выводить участки из списка земель запаса для выбранного целевого применения.

Учитывая ст. 60 ЗК РФ, любой гражданин, который не является членом колхоза и не работает на специализированном с/х предприятии, может претендовать на восстановление своих прав на положение угодья. Этот участок как раз и берется из специального фонда земель запаса и может использоваться для создания небольшой личной фермы.

По землям, которые используются для огородничества и выпаса рогатого скота, местной администрацией может приниматься решение о выдаче в аренду. Еще одним правоустанавливающим нормативным документом является ФЗ № 66 от г. В нем указываются полномочия органа местного самоуправления по ходатайству о выдаче участка жителю-заявителю в соответствующем месте и размерах угодья.

Ищите информацию о другой категории ЗУ? Рекомендуем вам ознакомиться со статьями об иных категориях земель:

  • Лесного фонда.
  • Населенных пунктов.
  • Сельскохозяйственного назначения.
  • Специального назначения.
  • Рекреационного назначения.
  • Особо охраняемых территорий и объектов.
  • Водного фонда.
Читайте также:  Какие номера в Кемерово выдают ГАИ в апреле в 2023 году

Признание земель запаса неиспользуемыми

По закону не должен быть установлен полноценный механизм признания земли неиспользованной, кроме внесения ее в отдельную категорию земель запаса. Это прописано в статье 126 ЗК и есть отдельное упоминание о способе, который позволяет осуществлять охрану наделов, он выступает консервацией, так называемых деградированных земель, если нет возможности как-либо повлиять на плодородие почв.

С другой стороны, это утверждение никак не подтверждается на законодательном уровне. Только благодаря систематическому контролю за использованием и охраной земли есть возможность выявить наделы, которые на протяжении определенного времени не используются.

Можно это сделать благодаря мониторингу земли, который осуществляется согласно общему учету функций по управлению земельными наделами. В законе нет на этот счет какой-либо конкретной и в то же время исчерпывающей информации, либо же списка обязательных критериев, к землям, которые не используются.

В этот список следует внести угодья, которые из-за ряда причин выбыли из категории хозяйственного использования, либо же они были заброшены много лет назад своими владельцами и на протяжении всего периода никак не эксплуатировались.

В соответствии с ЗК РФ земли запаса запрещено:

  • передавать в частные руки, как на правах собственности, так и в аренду на любой срок (ст.96);
  • использовать находящиеся на территории поля, леса и водоёмы для промышленных, сельскохозяйственных и прочих нужд;
  • предпринимать какие-либо действия во вред территории и расположенным на ней объектам.

Законодательство разрешает:

  • использование гражданами земель в личных непромышленных целях: сбор ягод, грибов, ловля рыбы, охоты;
  • на территории можно свободно находиться, она не относится к закрытым;
  • через земли запаса возможен прогон домашнего скота;
  • сбор валежника для отопления личного дома, без нанесения вреда деревьям и тд.

Кроме того, ст.45 ЗК РФ разрешает:

  • проводить на территории геодезические и кадастровые работы;
  • исследовать почву на предмет полезных ископаемых;
  • проводить обучение и научно-исследовательские работы.

В некоторых случаях существует возможность создавать на землях запаса личные хозяйства граждан с разрешения органа, в ведомстве которого находится территория. Условия для предоставления (ст.60 ЗК РФ):

  1. гражданин не является членом колхоза;
  2. он не работает на сельскохозяйственном предприятии;
  3. он планирует организовать фермерское хозяйство в личных целях.

Вся площадь земель Российской Федерации по целевому назначению бывает:

  • сельскохозяйственные;
  • населенных пунктов;
  • промышленности;
  • обороны;
  • особо охраняемые;
  • лесного и водного фонда;
  • запаса.

По правовой принадлежности области существуют:

  1. Федеральные.
  2. Субъектов Федерации.
  3. Муниципальные.

В обязанность уполномоченных властей включена инвентаризация, постановка в государственный реестр учета прав на недвижимое имущество и последующее предоставление нуждающимся с целью ведения личного хозяйства или иного пользования. Наделы могут предоставляться бесплатно или продаваться по установленной цене. А также на них могут быть заключены договора аренды с последующим выкупом.

Резервные территории можно разделить на две группы:

  1. Не используемые гражданами или юридическими лицами.
  2. Составляющие специальный фонд.

При этом к ним не относятся территории фонда перераспределения. В состав спецфонда входят области, которые эксплуатируются:

  • нерационально;
  • не по целевому назначению;
  • с нарушениями законодательства.

Помимо этого, к ним относятся:

  • выбывшие из оборота сельскохозяйственные угодья;
  • лесной фонд, не покрытый лесом.

В качестве исключения на таких местностях допускается сбор ягод, рыбалка, прогон скота, заготовка сухостоя и другие случаи пользования гражданами природных ресурсов для личного применения, без получения дохода.

Как поменять категорию земель запаса?

Процесс перемены категории расписан в отдельных нормативных документах. Существует закон, в котором расписываются основания и процедуры изменения категорий.

Согласно ему, процесс заключается в нескольких стадиях:

  • найти орган, который вправе решать вопрос об изменении цели использования участка;
  • подготовить ходатайство, собрать бумаги;
  • оформить свое право собственности уже с учетом изменения цели использования.

Кадастровые данные не всегда полные, и, при нехватке, они берутся из договора, иной бумаги, подтверждающей право собственности. Ранее действующее законодательство постоянно менялось и гражданам приходится сталкиваться с путаницей, отсутствием данных.

Инициировать вопрос об уточнении категории обязаны владельцы, собственники участков, после чего и принимаются решения органами власти.

Если есть различия между данными в кадастре и данными, отраженным в бумагах, приоритет отдается бумагам, если оформление состоялось после .

Если сведений нет ни в свидетельстве, ни в акте на землю, ни в кадастре, муниципальные власти (местный совет) принимают решение о цели использования земель). Записи в кадастре делаются бесплатно, изменения в реестре оплачиваются пошлиной.

Предусмотрены полномочия в вопросе изменения категорий при отсутствии разделения государственных земель:

  • изменение категорий земли и изменение из-за этого границ земель Москвы, Петербурга, утверждается федеральным правительством (по Севастополю изменений не вносилось);
  • перевод земель запаса в иную категорию в общегосударственных целях проводится федеральным правительством;

В оставшихся случаях перевод земель запаса осуществляют или региональные власти или муниципальные власти, смотря, как распределяются полномочия между ними. Муниципальные власти могут получить такое право от региональных властей.

Какие категории земель могут быть присвоены землям запаса?

Их количество ограничено:

  • землями запаса;
  • землями населенных пунктов;
  • землями, используемыми под промышленные, транспортные, коммуникационные, оборонные, космические объекты – нет замкнутого списка целей назначения;
  • земли лесов;
  • земли занятые водными объектами;
  • земли под занятие сельским хозяйством.

В классификаторе целей использования земли перечислены возможные варианты использования участка в рамках каждой категории:

  • какие здания, какого назначения возводятся.
  • если речь идет о садоводческих товариществах, описаны варианты использования общих земель и отдельного участка, принадлежащего каждому владельцу.

В рамках категории предлагается свободно выбирать один из видов разрешенного использования, никакого специального разрешении, получать нет необходимости.

Понятие «земли
запаса» и их правовой режим

Землями запаса
являются все земли, находящиеся в
государственной или муниципальной
собственности и не предоставленные
гражданам и юридическим лицам, за
исключением земель фонда перераспределения
земель, формируемого для сельскохозяйственного
производства (ст. 103 ЗК РФ).

Такое понятие дает
нам основание подразделять земли запаса
прежде всего на государственные и
муниципальные, а государственные земли
запаса в свою очередь можно подразделять
на земли федерального запаса и земли
запаса субъектов Российской Федерации.
Такое подразделение объясняется фактом
реального существования земель запаса
на территориях, находящихся в ведении
Российской Федерации, ее субъектов и
даже на поселенческих территориях,
отнесенных к ведению муниципальных
образований.

Понятие «земли
запаса», сформулированное в ст. 103 ЗК,
содержит двусмысленную оговорку, «за
исключением земель фонда перераспределения,
формируемого в соответствии со ст. 80
настоящего Кодекса». Становится не
вполне ясно, откуда исключается фонд
перераспределения, из земель запаса
или из земель, не предоставленных
гражданам и юридическим лицам.

Регулирование
фонда перераспределения в самостоятельной
статье Земельного кодекса РФ и
исчерпывающий перечень оснований для
его формирования только из земель
сельскохозяйственного назначения
свидетельствуют о самостоятельности
фонда перераспределения земель как
правовой категории, которую не следует
отождествлять с землями запаса. Этот
фонд имеет самостоятельный правовой
режим, определяющий, в частности, правила
его использования.

В
отличие от фонда перераспределения,
который может использоваться только
для ведения сельскохозяйственного
производства, создания защитных
насаждений, научно-исследовательских,
учебных и иных, связанных с
сельскохозяйственным производством
целей (ст. 78 3К РФ),использование
земель запаса допускается после перевода
их в другую категорию
.

Читайте также:  В МНС рассказали об изменениях в упрощенной системе налогообложения

Значительное
количество земель запаса сосредоточено
в отдаленных, малоосвоенных районах
Российской Федерации (на Дальнем Востоке,
в Сибири и др.). Кроме того, земли запаса
имеются также во всех районах европейской
части России.

Они могут переводиться
во все предусмотренные земельным
законодательством категории для
использования в целях развития разных
отраслей экономики и предоставляться
гражданам и юридическим лицам в порядке,
установленном земельным законодательством.

Как правило, земли
запаса — это территории земельной
поверхности, в силу каких-либо обстоятельств
не использующиеся в хозяйственной
деятельности.

Нахождение в запасе —
это «время ожидания своего часа», которое
наступит, когда обществу для его
многоцелевых нужд станут необходимы
свободные земли. Территориальное
размещение земель запаса является
переменной категорией.

Площадь земель
запаса в силу различных оснований
периодически уменьшается либо иногда
возрастает.

Будучи
временно невостребованными для
хозяйственной деятельности либо
гражданского оборота, земли запаса не
могут считаться ничейными, бросовыми
.

У них имеется собственник — Российское
государство в целом либо отдельный
субъект Федерации или муниципальное
образование.

Это означает, что данные
земли граждане и юридические лица не
могут занимать без надлежащих правовых
оснований, т.е. самоуправно.

Между тем на
практике земли запаса нередко используются
временно, случайными пользователями,
например гражданами, проживающими на
соответствующей территории.

Местные
органы власти мирятся с этим, поскольку
земельные участки не используются под
капитальные сооружения. Огороды же,
которые на них традиционно располагаются,
не создают у местных органов каких- либо
хозяйственных проблем.

Если земельный
участок потребуется для государственных
или муниципальных нужд, то он занимается
без возмещения затрат нелегальным
пользователям.

Фактическое занятие
и использование земель по законодательству
признается административным правонарушением
и не может рассматриваться как основание
для правообладания земельным участком.

Нарушители, помимо привлечения к
установленным видам юридической
ответственности, не приобретают права
на возмещение затрат, произведенных в
результате самовольного использования
земель запаса (п. 2 ст.

76 ЗК РФ).

Земли запаса,
являясь государственной или муниципальной
собственностью, подлежат государственному
земельному учету. Сведения о них заносятся
в кадастровую документацию. С заявлением
об их учете должны обращаться
государственные или муниципальные
органы, в введении которых находятся
названные земли.

Не могут считаться
землями запаса участки, собственники
или законные пользователи которых
оставили их без надзора и использования,
продолжая являться законными
правообладателями по земельно-кадастровой
документации. Лишь после того как в
названную документацию будут внесены
соответствующие изменения об отказе
от земельного участка, он может быть
зачислен в состав земель запаса.

Земли запаса как
временно не используемые для хозяйственной
деятельности участки по этому признаку
сходны с землями, исключенными из
хозяйственного оборота в целях их
консервации. Но этим их сходство
исчерпывается.

Консервация земель,
или их временное исключение из
хозяйственного оборота, осуществляется
для предотвращения развития и устранения
процессов деградации почв, восстановления
их плодородия и реабилитации загрязненных
территорий.

Однако земли, выведенные
из хозяйственного оборота в результате
консервации, сохраняются за их
собственниками, землепользователями,
землевладельцами (при создании ими
необходимых условий для восстановления
деградированных сельскохозяйственных
угодий и загрязненных земель) либо
переводятся в запас (Положение о
консервации земель с изъятием из оборота,
утвержденное постановлением Правительства
РФ от 2 октября 2002 г. № 830). Недеградированные
земли запаса имеют иную судьбу.

Земли запаса
находятся в ведении местных органов
самоуправления.

Они ведут учет земель
данной категории, следят за их охраной,
предупреждают местных жителей о сроках
перевода земель запаса в другие категории
земель в целях интенсивного использования
для государственных и муниципальных
нужд.

С этого момента решается вопрос
о переводе земель запаса в соответствии
с их разрешенным использованием в другую
категорию по правилам земельного
законодательства (ст. 8 ЗК РФ).

  • Земли запаса
  • К землям
    запаса
    относятся
    земли, находящиеся в государственной
    или муниципальной собственности и не
    предоставленные гражданам или юридическим
    лицам, за исключением земель фонда
    перераспределения земель, формируемого
    в соответствии со статьей 80 Земельного
    кодекса.
  • Использование
    земель запаса допускается после перевода
    их в другую категорию, за исключением
    случаев, если земли запаса включены в
    границы охотничьих угодий, и иных
    предусмотренных федеральными законами
    случаев.

Правовой режим
земель запаса принципиально отличается
от правового режима земель иных категорий.

В отличие от земель сельскохозяйственного
назначения, поселений, промышленности
и иного специального назначения и других
есть земли, которые никому не предоставлены
для использования. Это земли, целевое
назначение которых еще не определено.

Это один из критериев определения земель
данной категории. Такими землями являются
земли запаса, которые земельное
законодательство выделяет в качестве
отдельной категории земель.

Будучи исключенными
из сферы хозяйственной эксплуатации и
оборота, данные земли не могут считаться
ничейными, бесхозными и т. п., поскольку:

1) они продолжают
числиться в земельно-кадастровой
документации, где относительно объективно
закреплена вся необходимая правовая,
экономическая и хозяйственная информация
о них;

2) земли запаса
недопустимо самовольно занимать,
совершать с ними сделки, которые законны
лишь при наличии регистрации их в местной
администрации;

3) в отношении этих
земель, как и земель, находящихся в
собственности, пользовании, обороте и
т. д., государственные органы планируют
и составляют программы повышения
плодородия, охраны и иные мероприятия,
осуществляемые в любом цивилизованном
государстве.

  1. Государственные
    органы (местная администрация) обязаны
    держать на учете эти земли, как перспективу
    обеспечения людей, желающих вести
    хозяйство на земле, и для организаций,
    нуждающихся в получении земли для других
    целей.
  2. В определенной
    мере правовой статус земель запаса
    имеет сходство с землями консервируемыми,
    а также исключенными из хозяйственного
    оборота.
  3. Однако при глубоком
    сравнении оказывается, что правовой
    статус этих земель различен, поскольку:
  4. 1) под землями
    запаса подразумеваются земельные
    участки, пригодные для использования
    по целевому назначению, в то время как
    деградированные и исключенные из
    сельхозоборота земли для использования
    не пригодны;
  5. 2) земли запаса
    находятся в ведении местных администраций,
    в то время как законсервированные и
    деградированные земли находятся под
    дополнительным контролем со стороны
    государственных органов, ответственных
    за экологическую безопасность государства;
  6. 3) для включения
    законсервированных и деградированных
    земель в хозяйственный оборот необходимо
    проведение специальных мероприятий,
    возможно, длительное время, в то время
    как для земель запаса подобных мероприятий
    не требуется.

Не могут считаться
землями запаса и бросовые земли,
собственники (да и другие пользователи
земель) которых остаются еще по кадастровой
документации титульными владельцами
этих земель.

Лишь после того, как в
документацию будут внесены изменения
и произойдет фактическая сдача угодий
представителю местной администрации,
данные угодья можно относить к числу
земель запаса, распространяя на них
режим свободного хозяйственного оборота.


Похожие записи: