Порядок утверждения арбитражного управляющего в деле о банкротстве

11.04.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок утверждения арбитражного управляющего в деле о банкротстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

При банкротстве арбитражный управляющий (АУ) выполняет десятки функции. Часть из них специфичны для каждой процедуры: наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства. В зависимости от этапа управляющего называют по-разному – временный, административный, внешний, конкурсный. По сути, формулировка «арбитражный управляющий» является обобщающей.

На что и как нужно жаловаться?

С момента назначения судом арбитражного управляющего, вся его деятельность подчиняется строгой регламентации, поэтому, строго говоря, найти основание для жалобы в любом случае не составляет труда.

Нарушения условно можно поделить на:

  1. Формальные – как таковые эти нарушения не причиняют вред должнику, кредиторам, третьим лицам, но нарушают положения законодательства о банкротстве;
  2. «Неформальные» — причиняют вред лицам, участвующим в процедуре банкротства, и нарушают законодательство о банкротстве;
  3. Понятийные – действия не запрещены банкротным законодательством, но могут быть отнесены к категории неразумного и/или недобросовестного поведения арбитражного управляющего на основании п.4 ст. 20.3 Закона о банкротстве.

Деление на категории имеет условный характер, но имеет значение при определении характера нарушения и при составлении жалобы, ведь исключительно формальные основания, приведённые заявителем, могут повлечь отказ в удовлетворении жалобы, прекращение производства в связи с малозначительностью правонарушения и т.д.

При подготовке жалобы желательно, чтобы она имела комплексный характер и затрагивала не только формальную сторону деятельности арбитражного управляющего.

Если мы перечислим все возможные нарушения, то изучение этого многотомного труда может порядком утомить, поэтому перечислим наиболее типичные и часто встречающиеся нарушения, которые можно диагностировать даже самостоятельно. Будьте внимательны, по юрлицам и гражданам эти условия могут отличаться.

Формальные нарушения:

1) нарушение сроков публикаций сведений, либо непубликация его вовсе

  • сообщение о собрании кредиторов на ЕФРСБ – за 14 и более дней до даты его проведения (п. 4 ст. 13 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,
  • сообщение о результатах собрания кредиторов — 5 рабочих дней с момента проведения собрания управляющим, либо 3 рабочих дня с момента получения протокола собрания (п. 7 ст. 12 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»),
  • сообщение о поступлении требования кредитора – 5 рабочих дней с момента получения требования (п.2 ст. 100 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,
  • сообщение о результатах инвентаризации – 3 рабочих дня с момента её завершения (ч. 2 статьи 129 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»,
  • сообщение о введении процедуры наблюдения – 3 рабочих дня с даты получения судебного акта (как правило, отсчет идёт от момента опубликования на сайте «Картотеки арбитражных дел») (п. 3.1 Приказа Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178),
  • сообщение о введении процедуры конкурсного производства – 10 дней с даты утверждения управляющего (пункт 1 статьи 28 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»),
  • публикация отчета по факту завершения процедуры в деле о банкротстве – 10 дней с даты завершения (отсчитываем от публикации акта о завершении) (п.6.1. ст.28 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»),
  • публикация о подаче заявления об оспаривании сделки, о результатах оспаривания сделки – не позднее 3 рабочих дней, с момента как управляющему стало известно о подаче, результате, либо не позднее следующего рабочего дня, если заявление подал сам управляющий (п. 3.1 Приказа Минэкономразвития России от 05.04.2013 № 178).

2) сроки проведения мероприятий при банкротстве

  • проведение инвентаризации – не позднее 3 месяцев с введения конкурсного производства (абз. 2 пункта 2 статьи 129 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
  • представление положения о порядке реализации имущества организации-банкрота — 1 месяц с даты проведения оценки, либо окончания инвентаризации (п. 1.1 статьи 139 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве),
  • представление положения о порядке реализации имущества гражданина — 1 месяц с даты проведения описи и оценки и т.д. (п.1 ст. 213.26 Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве).

Права и обязанности арбитражных управляющих

Арбитражный управляющий имеет следующие права:

  • получать вознаграждение за свою деятельность согласно действующему законодательству;

  • созывать собрание кредиторов;

  • обращаться в арбитражный суд с требованиями и ходатайствами;

  • привлекать для выполнения своих обязанностей третьих лиц или компетентных специалистов, если это не противоречит закону о несостоятельности;

  • подавать прошение об отстранении его от ведения дела о банкротстве в судебную инстанцию.

Обязанности арбитражного управляющего заключаются в следующем:

  • проводить анализ финансовой деятельности должника;

  • составлять реестр кредиторов;

  • выявлять признаки преднамеренного или фиктивного банкротства, и при их обнаружении докладывать в судебную инстанцию о выявленных правонарушениях;

  • защищать имущество должника;

  • сохранять конфиденциальность сведений, которые были получены при осуществлении процедуры банкротства в ходе работы с должником.

Какие функции выполняет арбитражный управляющий?

В каком бы качестве не выступал специалист, он:

  • осуществляет антикризисное управление предприятием-банкротом;
  • добивается того, чтобы не нарушались права и интересы участников банкротства;
  • работает с учетом принципов беспристрастности и независимости;
  • следит, чтобы не нарушались требования ФЗ №127 и другие правовые акты в этой сфере.

АУ в деле о несостоятельности является центральной фигурой, поэтому к нему предъявляются высокие требования:

  • наличие российского гражданства;
  • членство в СРО;
  • отсутствие судимости;
  • наличие высшего образования и опыта работы в качестве помощника АУ;
  • прохождение программы подготовки АУ и успешная сдача экзамена;
  • наличие страховки профессиональной ответственности.

Конкурсный управляющийПодробнее о функциях арбитражного управляющего

Процедуры банкротства направлены на достижение конкретной цели:

  • наблюдение – на анализ платежеспособности и определения возможности восстановления финансово-хозяйственных процессов;
  • финансовое оздоровление – на санацию предприятия, реструктуризацию задолженности, частичное исполнение требований кредиторов;
  • внешнее управление – на восстановление платежеспособности предприятия;
  • конкурсное производство – на реализацию активов должника, погашение долгов перед кредиторами и последующую ликвидацию предприятия.

Действия арбитражного управляющего подчинены этим частным задачам:

  1. Временный АУ инициирует аудит финансово-хозяйственной деятельности должника, исследует и намечает пути восстановления его платежеспособности.
  2. Административный АУ выполняет контролирующую функцию. Следит за тем, выполняется ли план финансового оздоровления, исполняются ли требования кредиторов, не имеет ли место нарушение графика платежей и т.д.
  3. Внешний АУ берет на себя все обязанности отстраненных от работы руководящих должностей и фактически управляет должником. Он составляет план внешнего управления и контролирует его исполнение, ведет отчетность, формирует реестр требований кредиторов, осуществляет управление имуществом, принимает меры по взысканию дебиторской задолженности.
  4. Конкурсный АУ инициирует формирование конкурсной массы – активов предприятия, которые будут реализованы и пойдут на погашение долгов кредиторов. Также он проводит инвентаризацию имущества. Привлекает независимого оценщика для определения рыночной стоимости активов. Разыскивает имущество, проверяет сделки на законность, ведет реестр кредиторов. Распоряжается расчетным счетом предприятия-банкрота.
Читайте также:  Изменения допог с 1 июля в 2023 году

Как ЕФРСБ помогает в выборе финуправа?

На данный момент данный ресурс предлагает самую точную и актуальную информацию обо всех финансовых управляющих России. Если, например, выбранный вами специалист покинул СРО, информации об этом на сайте арбитражного суда может не быть. На сайте ЕФРСБ напротив его фамилии обязательно будет пометка – «не состоит в СРО». Есть на сайте и список дисквалифицированных управляющих. Важно, чтобы фамилии «вашего» в нем не было.

Если же все в порядке, вы найдете на сайте профессиональную карточку финуправа, в которой содержится его полный послужной список. Услуги управляющего, который успешно провел несколько десятков дел о банкротстве, не имел отводов/самоотводов в их процессе, будут стоить весьма дорого. Так что рекомендуется искать не «звезду», а просто крепкого профессионала, на счету которого несколько успешных дел. Особое внимание обращайте на самоотводы – вам не нужен специалист, который «кинет» вас в ходе процесса, если ему покажется, что что-то пошло не так, как он планировал.

Частые нарушения конкурсного управляющего

Профессиональное несоответствие – весьма редкая причина «отставки» конкурсного управляющего. Все-таки СРО довольно высоко «держат планку» для своих потенциальных членов. И полных непрофессионалов в свои ряды не допускают. Нечасто встречается и злонамеренное причинение убытков, нарушения КоАП, «изгнание» специалиста из СРО,

Пальму первенства уверенно держит простая человеческая забывчивость и невнимательность. Например, финуправ «заработался» и забыл о том, что публиковать на ЕФРСБ данные о ходе банкротства следует вовремя. На первый раз оштрафуют. На второй – могут и отстранить.

Часто встречаются также ошибки при оценке стоимости лотов. Как правило, они не имеют признаков злого умысла, но весьма раздражают собрание кредиторов. Если специалист ошибся крупно, кредиторы будут настаивать на его замене. Нередкой причиной отстранения служат небрежно составленные отчеты собранию кредиторов. Или заставят переделать, или отстранят.

Одним словом, работа конкурсного управляющего происходит под пристальным наблюдением множества глаз, имеющих свой интерес в деле и желающих быть уверенными, что их интересы неукоснительно соблюдаются. Так что ему необходимо постоянно заботиться о корректности своих действий и не совершать крупных просчетов

Виды АУ в банкротстве

Перечень функций, выполняемых арбитражным управляющим, определяется в зависимости от двух факторов. Первый – это стадия процедуры банкротства, а второй – правовой статус должника, в качестве которого может выступать и юридическое, и физическое лицо. Исходя из указанных параметров, различают несколько видов АУ:

  • временный. Основные функции – первичная оценка финансового состояния должника и обеспечение сохранности его имущества;
  • административный. Ключевые направления работы АУ – реструктуризация обязательств должника и финансовое оздоровление предприятия;
  • внешний. Занимается полным контролем над деятельностью несостоятельной организации, решая задачу исполнения ее финансовых обязательств перед кредиторами;
  • конкурсный. Специализируется на погашении долгов путем реализации принадлежащего компании-банкроту имущества;
  • финансовый. Ведет дела о банкротстве физлиц. Во всех делах о банкротстве управляющего называют либо арбитражным либо финансовым, остальные названия относятся к банкротству компаний.

Административная ответственность

Анализ перечисленных выше прав и обязанностей наглядно демонстрирует значимость специалиста в деле о банкротстве. Она также выражается в серьезном уровне ответственности, возложенной на АУ. В соответствии со статьей 20.4 №127-ФЗ, управляющий несет различные виды рисков – материальных, репутационных и дисциплинарных – непосредственно касающихся ведения профессиональной деятельности.

Вместе с тем необходимо отметить крайне слабую проработанность в действующей правовой базе вопроса об административной ответственности АУ. Разные законодательные и нормативные акты нередко попросту противоречат друг другу, предоставляя возможность неоднозначных трактовок. Как правило, специалисты рекомендуют руководствоваться пояснениями, данными Высшим арбитражным судом РФ.

Положения документа допускают возможность административных действий контролирующего органа в лице Росреестра по отношению не к конкретному специалисту, а к СРО, участником которой он является. В любом случае, данная законодательная норма нуждается в дальнейшей доработке или дополнительных разъяснениях со стороны соответствующих инстанций.

В заявлении о признании должника банкротом, независимо от того, кто обращается с таким заявлением: должник, конкурсный кредитор или уполномоченный орган, — указывается саморегулируемая организация арбитражных управляющих.

Согласно п. 3 ст. 42 Закона о банкротстве в определении о принятии заявления о признании должника банкротом арбитражный суд указывает СРО, определенную лицом, подавшим заявление, из числа членов которой будет утвержден временный управляющий.

Определение о принятии заявления о признании должника банкротом направляется в СРО. Это определение для СРО будет являться запросом о представлении кандидатур арбитражного управляющего. Арбитражный суд также может составить запрос как отдельный документ, содержащий в себе просьбу о представлении кандидатур временного управляющего, соответствующего требованиям Закона о банкротстве, предъявляемым к арбитражным управляющим, и дополнительным требованиям, указанным в заявлении о признании должника банкротом (в случае обращения с таким заявлением конкурсного кредитора или уполномоченного органа, так как согласно п. 2 ст. 37 Закона о банкротстве в заявлении должника не указываются требования к кандидатуре временного управляющего). Такой запрос арбитражный суд направляет в СРО с приложением определения, так как обязанность арбитражного суда направить определение о принятии заявления о признании должника банкротом в заявленную СРО установлена п. 4 ст. 42 Закона о банкротстве.

После получения запроса о представлении кандидатур временного управляющего СРО составляет список своих членов, изъявивших согласие быть утвержденными арбитражным судом в качестве временного управляющего для проведения процедуры наблюдения в отношении конкретного должника. В списке должны быть указаны три кандидатуры, расположенные в порядке снижения уровня их профессиональных качеств.

Уровень профессиональных качеств кандидатур арбитражного управляющего СРО определяют самостоятельно. Следует отметить, что в настоящее время в практике деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, действующих на территории Российской Федерации, не выработан единый подход к оценке профессиональных качеств арбитражного управляющего. В настоящее время отсутствует и нормативно-правовое регулирование данного вопроса, что создает трудности в формировании списка кандидатур арбитражных управляющих, а также влечет возможность злоупотребления со стороны лиц, ответственных за составление такого списка. Кроме того, остается нерешенным вопрос о том, кого можно представить в качестве второй и третьей кандидатуры, если в качестве первой кандидатуры в списке стоит кандидатура наименее квалифицированного арбитражного управляющего. Или получится, что такого арбитражного управляющего СРО не поместит в список в качестве первой кандидатуры никогда? Но в таком случае данному лицу, обладающему наиболее низким уровнем профессионализма в сфере арбитражного управления, вообще нет смысла вступать в СРО и надеяться на возможность осуществления предпринимательской деятельности в качестве арбитражного управляющего. Кроме того, он не получит возможности повысить свой профессиональный уровень.

Читайте также:  Как разделить неприватизированную квартиру

Что же следует понимать под профессиональными качествами арбитражного управляющего, оценить и учесть уровень которых необходимо СРО при составлении списка кандидатур арбитражного управляющего? На практике чаще всего СРО среди профессиональных качеств, которые будут учитываться при составлении списка кандидатур, выделяют следующие:

— срок осуществления лицом деятельности в качестве арбитражного управляющего;

— количество проведенных (завершенных) лицом процедур банкротства, за исключением процедур банкротства в отношении отсутствующего должника;

— количество завершения проводимых лицом процедур банкротства заключением мирового соглашения;

— количество проведенных процедур банкротства в отношении градообразующих организаций;

— количество высших образований;

— наличие ученого звания или степени;

— количество субъектов Российской Федерации, на территории которых лицо исполняло обязанности арбитражного управляющего при проведении процедур банкротства в отношении должника, и ряд других.

Однако даже такой примерный перечень качеств, которые целесообразно учитывать при определении уровня профессионализма лиц, являющихся кандидатурами для утверждения в качестве арбитражного управляющего, субъективен, количество позиций в нем может меняться. Выходом из описанной ситуации было бы принятие нормативно-правового акта, регулирующего вопрос о порядке определения профессионально значимых качеств арбитражного управляющего и критериев их оценки.

Запрос, поступающий в СРО, может содержать «дополнительные» требования к кандидатуре арбитражного управляющего, перечисленные в ст. 23 Закона о банкротстве. В таком случае согласно п. 1 ст. 45 Закона о банкротстве в списке должны быть указаны три кандидатуры, расположенные в порядке уменьшения их соответствия требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в запросе, а при равном соответствии этим требованиям — с учетом их профессиональных качеств. Таким образом, при поступлении в СРО запроса, содержащего «дополнительные» требования, уровень профессиональных качеств арбитражных управляющих может не учитываться, так как основной задачей, стоящей перед СРО при составлении списка кандидатур, будет соблюдение порядка уменьшения соответствия кандидатур «дополнительным» требованиям, содержащимся в запросе. Профессиональные же качества должны быть учтены в том случае, если все изъявившие согласие на назначение кандидатуры будут соответствовать «дополнительным» требованиям в равной степени.

Не позднее чем через пять дней с момента поступления запроса СРО направляет список кандидатур в арбитражный суд, заявителю и должнику.

Вопрос о назначении арбитражного управляющего решается арбитражным судом в заседании по рассмотрению обоснованности требований заявителя к должнику, дата которого назначается арбитражным судом в определении о принятии заявления о признании должника банкротом. Если заявление подано самим должником, то арбитражный суд в определении о принятии заявления и введении наблюдения указывает дату проведения судебного заседания по рассмотрению вопроса об утверждении временного управляющего.

В соответствующем судебном заседании должник и заявитель (если заявителем, то есть лицом, обратившимся в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, является конкурсный кредитор или уполномоченный орган) вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, указанных в списке кандидатур. Обосновывать решение об отводе, указывать и пояснять причины заявленного отвода лица, обладающие правом отвода, не обязаны. Оставшаяся после отводов кандидатура утверждается арбитражным судом.

В случае если лица, имеющие право отвода, не воспользовались этим правом, арбитражный суд назначает кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке кандидатур.

До проведения назначенного арбитражным судом заседания по рассмотрению обоснованности требований заявителя, на котором также рассматривается вопрос об утверждении временного управляющего, в арбитражный суд могут поступить заявления о признании этого же должника банкротом от других лиц.

Согласно п. 8 ст. 42 Закона о банкротстве вновь поступившие заявления рассматриваются арбитражным судом в качестве заявлений о вступлении в дело о банкротстве. В случае если рассмотрение обоснованности требований первого заявителя откладывается арбитражным судом, а также если требования первого заявителя признаны необоснованными, арбитражный суд объединяет все заявления о признании должника банкротом и назначает дату нового судебного заседания по проверке обоснованности требований всех заявителей. В данном случае согласно п. 9 ст. 42 Закона о банкротстве арбитражный управляющий утверждается арбитражным судом из числа членов саморегулируемой организации, заявленной тем конкурсным кредитором или уполномоченным органом, требования которых будут признаны обоснованными первыми.

Порядок назначения арбитражного управляющего

К сожалению, а может и к счастью, нельзя просто привести суду человека, отвечающего требованиям закона, о которых мы писали ранее, и сказать, что он будет вашим управляющим. Назначение арбитражного управляющего — достаточно сложная и многоэтапная процедура.

В заявлении перед подачей в суд необходимо указать либо конкретное лицо и СРО, членом которого оно является, либо только СРО. Правом на предложение кандидатуры обладает заявитель, т.е. сам должник или кредитор.

Приняв заявление к производству, суд направляет в указанную заявителем организацию копии судебных актов о совершенном процессуальном действии, по получении которых СРО либо подтверждает участие конкретного лица в процедуре, либо представляет конкретную кандидатуру финансового управляющего, согласившегося вести дело на основании решения СРО.

Кроме направления подтверждения СРО должно уведомить заявителя (должника или кредитора), заемщика и суд о соответствии арбитражного управляющего требованиям, установленным законом.

На основании заключения СРО о соответствии АУ требованиям закона арбитражный суд производит назначение, о чем указывает в своем определении.

Арбитражный управляющий в деле о банкротстве

Арбитражный управляющий в деле о банкротстве — это субъект, осуществляющий деятельность по сопровождению процедуры банкротства. Согласно п. 1 ст. 20 закона «О несостоятельности…» от 26.10.2002 № 127-ФЗ он обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих. При этом он может работать самостоятельно, занимаясь частной практикой. В целом роль этого участника арбитражного процесса заключается в том, чтобы исполнить требования всех кредиторов и при этом максимально защитить интересы субъекта, не способного самостоятельно закрыть свои долги. Очевидно, что он должен обладать высоким уровнем профессиональных знаний, позволяющим ему работать с предприятиями, находящимися в сложной финансовой ситуации.

Читайте также:  Пособия на детей в марте 2023 года кто получил

Результаты конкурсного производства

По результатам конкурсного производства управляющий составляет отчёт. К нему прилагаются документы о продаже имущества, реестр требований кредиторов с размером удовлетворённых требований, перечень неудовлетворённых требований по текущим обязательствам и другие документы, установленные ст. 147 закона о банкротстве.

Отчёт управляющего рассматривается судом. Если требования кредиторов не погашены полностью, конкурсное производство завершается, и это становится основанием для исключения должника из ЕГРЮЛ. Если все требования погашены, дело прекращается.

На стадии конкурсного производства должник и кредиторы в любой момент до вынесения судом окончательного решения могут заключить мировое соглашение. Если суд его утвердит, дело прекращается.

Дополнительные условия

Конкурсный кредитор имеет право установить дополнительные требования к арбитражному управляющему:

  • Наличие высшего юридического образования.
  • Наличие специального образования (например, образование в сфере информационных технологий, если должник IT-компания).
  • Определенный опыт работы в руководящей должности.
  • Количество проведенных процедур банкротств.
  • Отсутствие заинтересованности лица в отношении должника или кредиторов.
  • Отсутствие причастности к ведению дел должника на протяжении последних трех лет.

К числу заинтересованных лиц относятся:

  • Руководитель должника.
  • Члены совета директоров.
  • Бухгалтер должника, работающий в организации на период банкротства или на протяжении последнего года до начала процедуры признания несостоятельности компании.
  • Ближайшие родственники (супруг или супруга, сестры, братья, сестры и братья супругов) лиц, перечисленных в первых трех пунктах.

Реализуя свои полномочия в ходе судебного разбирательства, конкурсный управляющий придерживается следующего плана.

  1. После того, как его кандидатура была утверждена судом, управляющий должен заменить собой все сферы управления организацией, которая принадлежит должнику.
  2. Управляющий принимает на себя руководство организацией, при этом, заменяет собой должника.
  3. Он может вступать в отношения с контрагентами, формирует конкурсную массу, под которой понимают все материальные активы и денежные средства, которые остались в распоряжении должника. Именно эти активы должны пойти на погашение задолженности перед кредиторами.
  4. Конкурсный управляющий берёт на себя полномочия по получению денежных средств путем продажи, передачи в аренду, а также осуществляет иные действия, которые могут принести прибыль.
  5. После того, как все действия по реализации и распоряжению имуществом с целью получения дополнительных активов были приняты, управляющий переходит к следующей стадии. Он описывает всё имущество и инициирует процедуру инвентаризации. Она включает в себя проведение оценки, а также осуществление реализации имущества. При этом, реализация может быть осуществлено как одной массой, то есть переход к одному владельцу, так и проведена в форме аукциона, когда имущество будет раздроблено на несколько частей.
  6. Денежные средства перечисляются на счета кредиторов в порядке очереди. Конкурсный управляющий сам осуществляет это действие, и ведет реестр требований.
  7. Как только выплачиваются денежные средства, он снимает требования от кредиторов, задолженность перед которыми была погашена.
  8. Реестр требований закрывается только тогда, когда кредиторы не имеют претензий к должнику.
  9. После завершения всех расчетов, государство в лице Арбитражного суда получает отчет о деятельности, которая была проведена конкурсным управляющим. К отчету прикладывается документация, которая имеет наименование и ликвидационный баланс.
  10. По факту проверки отчета и бумаг, управляющий получает денежные средства за свои действия, и может считать, что он исполнил все необходимые требования и обязанности.

Кто назначает арбитражного управляющего, как назначается арбитражный управляющий?

Кто назначает арбитражного управляющего? — это вопрос, который одним из первых встает перед заявителем в деле о банкротстве, поскольку от арбитражного управляющего зависит вектор развития процессов банкротства организации должника. Назначает арбитражного управляющего арбитражный суд своим определением. Данное назначение однако на 99% в случае с временным управляющим зависит от кандидатуры временного арбитражного управляющего, которая указана в заявлении на банкротство. Таким образом, если заявитель — это кредитор, то кредитор предлагая кандидатуру временного арбитражного управляющего определяет назначаемую кандидатуру. Если заявитель — это должник, то можно предполагать, что назначенный временный арбитражный управляющий будет придерживаться в большей степени позиции должника.

При этом нужно иметь в виду права собрания кредиторов изменить ход событий, поставить решить по своему вопрос о кандидатуре арбитражного управляющего. Бывает, что уже на первом собрании кредиторов принимается решение о ходатайстве в суд о замене временного арбитражного управляющего даже для окончания стадии наблюдения. Для этого необходимо квалифицированное большинство голосов кредиторов и согласованность их позиции в отношении новой кандидатуры.

Уже на всех следующих процедурах (внешнее управление и/или конкурсное производство) право предлагать и фактически назначать арбитражного управляющего полностью переходит к собранию кредиторов. Группа кредиторов, обладающее большинством голосов, принимает решение (избирает) арбитражного управляющего. После этого арбитражный суд штампует решение.

Как назначается арбитражный управляющий? — ответ на данный вопрос лишен какой бы то ни было политики и определяется формально в Законе о банкротстве (п. 2 Ст. 12, Ст. 37, 39, 41). Согласно этих норм кандидатура арбитражного управляющего или СРО арбитражных управляющих определяется или решением собрания кредиторов, или на этапе введения процедур банкротства в заявлении о начале процедур банкротства в отношении должника. После этого протокол собрания кредиторов или заявление на банкротство должника рассматривает арбитражный суд и в судебном акте утверждает арбитражного управляющего для проведения соответствующих процедур банкротства.

Требования к арбитражному управляющему

Правовой статус арбитражного управляющего определен 127-ФЗ «О банкротстве».

Основным условием для назначения на должность арбитражным управляющим является наличие членства в СРО и утверждения кандидатуры арбитражного управляющего заявителем по делу (должника, кредитора или уполномоченного органа). Существуют и другие требования к арбитражному управляющему:

  • Арбитражный управляющий не должен быть заинтересованным лицом в отношении должника или кредиторов;
  • Арбитражный управляющий должен возместить наложенные на него убытки;
  • Не должен состоять банкротом как индивидуальный предприниматель или гражданин;
  • Не должен обладать статусом дисквалификации или быть лишенным права занимать руководящие должности, а также вести профессиональную деятельность;
  • Должен иметь действующий договор страхования ответственности в случае возникновения ущерба в деле о банкротстве;
  • Должен иметь допуск к государственной тайне в случаях, если допуск предусмотрен рассматриваемым делом.


Похожие записи: